Многообразие путей познания мира кратко
Обновлено: 17.05.2024
В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,
окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувствами и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстетическими образами или нравственными нормами.
Его можно постигать взором художника и скульптора, а также типичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина — при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.
К вненаучным путям и способам освоения человеком окружающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.
Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.
Миф — это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил окружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом сознании — это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зрителем их поединков и пиршеств.
Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились первые живые существа — боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.
Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного общества как архетипы культуры. Это обусловлено исторической преемственностью развития духовного мира людей, потребностями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с мечтой, идеалом, фантазией, надеждой.
Среди путей познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание-постижение. Оно представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить от сверхъестественного спасение, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие негативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное — это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание — богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными догмами являются положения о троичности Бога, о сотворенности всего сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.
Религиозное познание сформировало свою картину мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-
ховную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.
Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира — художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчестве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.
Познание мира в искусстве как профессиональном художественном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства являются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусству человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бытия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по содержанию народном художественном творчестве.
Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия — это органическое единство научного знания и обыденной жизненной мудрости человека. Философствовать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художественным. Ее предназначение — постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интеллект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.
Основные понятияВненаучное познание, обыденное познание, мифологическое познание, религиозное познание, художественное познание, философское познание.
Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.
3. Обыденно-практическое познание
Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.
4. Художественное познание
Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.
5. Философское познание
6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.
Виды познания:
- научное– процесс получения систематизированного, объективного, доказанного, проверяемого, истинного знания;
- социальное познание – один из видов научного познания; это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека. Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания;
- ненаучное– разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира.
Виды ненаучного познания:
В зависимости от формы познания мира люди обладают соответствующими видами знания.
Виды знания.
Отдельно выделяют следующие виды знания (не по формам познания, а по особенностям восприятия мира).
- Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях, связано с рациональным мышлением.
- Иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция.
- Личностное – характеризует объём знания конкретного человека, зависит от его способностей, желания познавать мир.
- Коллективное знание – общезначим (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы знаний.
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Чайковский времена года. октябрь.WAV
сотворение мира по в.завету.avi
Выбранный для просмотра документ Многообразие путей познания мира.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока: познакомить учащихся с многообра-зием путей познания мира. Задачи урока: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания способствовать выработке гражданской позиции учащихся. ?
Основные понятия и термины: уровни человеческих знаний мифологическое знание рационально-логическое знание жизненный опыт здравый смысл эсхаталогия паранаука
1 Миф и познание мира
Миф – сказание, предание.
Задание: познакомьтесь с фрагментом Ветхого Завета, типичным примером мифологического знания. Определите проблематику фрагмента. Вспомните, что вы знаете по данной проблематике из школьной программы, других источников, сравните и сделайте вывод о характерной особенности мифологического знания. ?
Характерная черта мифологического знания: замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении.
Задание: проанализируйте приложение № 1, вспомните материал, изученный ранее. Назовите функции мифов.
Создание модели, образца подражания Описание и объяснение явлений природной и социальной среды Функции мифа. Миф - первая форма познания и объяснения общества
Задание: вспомните и назовите известные вам типы мифов. ?
Роль и значение мифов: дает знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей; создает картину целостной жизни народа; сохраняют жизненный опыт народов; постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей; обеспечивает преемственность культурного опыта; передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
Задание: проанализируйте приложение № 2, ответьте на вопросы.
В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали и распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Таким примером передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного. Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия, ножницы – для режущего.
3 Народная мудрость и здравый смысл
Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину. Гераклит (ок. 540 - 480)
Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться. Аристотель (384-322)
Мудрость (в филосо-фии) — один из измери-телей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта Дж.Уитер. Эмблема мудрости. XVIIIв.
Мудрость (в религиях) — степень познания окружаю-щего мира, данная мирозда-телю в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.
Отличительная чер-та народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
Здравый смысл — совокупность взглядов на окружающую действитель-ность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, лежит в основе моральных принципов.
4 Познание средствами искусства
Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляется через художественный образ. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает мир иллюзорный, существующий в сознании, но чем-то подобный реальному материальному миру.
Задание: проанализируйте приложение № 3, ответьте на вопросы.
5 Там, где кончается наука
Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.
Задание: проанализируйте приложение № 4, ответьте на вопросы.
Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится все более сложной. Сложности и объективные трудности научного познание порождают с одной стороны, как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой – спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.
Отличительные черты паранауки: претензии на универсальность использование псевдонаучной терми-нологии завышенные претензии на внимание неготовность и нежелание провести дополнительные экспертизы нетерпимость к науке использование СМИ для привлечение внимания
Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.
Читайте также: