Многообразие путей познания мира кратко

Обновлено: 17.05.2024

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,

окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина — при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.

Миф — это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании — это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа — боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное — это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание — богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-

ховную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира — художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия — это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать — означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение — постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятияВненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание

6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

s

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.

Виды познания:

  • научное– процесс получения систематизированного, объективного, доказанного, проверяемого, истинного знания;
  • социальное познание – один из видов научного познания; это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека. Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания;
  • ненаучное– разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира.

Виды ненаучного познания:

В зависимости от формы познания мира люди обладают соответствующими видами знания.

Виды знания.

Отдельно выделяют следующие виды знания (не по формам познания, а по особенностям восприятия мира).

  • Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях, связано с рациональным мышлением.
  • Иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция.
  • Личностное – характеризует объём знания конкретного человека, зависит от его способностей, желания познавать мир.
  • Коллективное знание – общезначим (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы знаний.

Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Чайковский времена года. октябрь.WAV

сотворение мира по в.завету.avi

Выбранный для просмотра документ Многообразие путей познания мира.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: познакомить учащихся с многообра-зием путей познания мира. Задачи.

Цель урока: познакомить учащихся с многообра-зием путей познания мира. Задачи урока: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задания способствовать выработке гражданской позиции учащихся. ?

Основные понятия и термины: уровни человеческих знаний мифологическое знание.

Основные понятия и термины: уровни человеческих знаний мифологическое знание рационально-логическое знание жизненный опыт здравый смысл эсхаталогия паранаука

1 Миф и познание мира

1 Миф и познание мира

 Миф – сказание, предание.

Миф – сказание, предание.

Задание: познакомьтесь с фрагментом Ветхого Завета, типичным примером мифоло.

Задание: познакомьтесь с фрагментом Ветхого Завета, типичным примером мифологического знания. Определите проблематику фрагмента. Вспомните, что вы знаете по данной проблематике из школьной программы, других источников, сравните и сделайте вывод о характерной особенности мифологического знания. ?


Характерная черта мифологического знания: замена научного принципа объяснения.

Характерная черта мифологического знания: замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении.

Задание: проанализируйте приложение № 1, вспомните материал, изученный ранее.

Задание: проанализируйте приложение № 1, вспомните материал, изученный ранее. Назовите функции мифов.

Создание модели, образца подражания Описание и объяснение явлений природной и.

Создание модели, образца подражания Описание и объяснение явлений природной и социальной среды Функции мифа. Миф - первая форма познания и объяснения общества

 Задание: вспомните и назовите известные вам типы мифов. ?

Задание: вспомните и назовите известные вам типы мифов. ?

Основные тематические циклы мифов: космогонические мифы - о происхождении мир.

Роль и значение мифов: дает знания о принятой в данном обществе системе прави.

Роль и значение мифов: дает знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей; создает картину целостной жизни народа; сохраняют жизненный опыт народов; постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей; обеспечивает преемственность культурного опыта; передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

 Задание: проанализируйте приложение № 2, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 2, ответьте на вопросы.

Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый способ познания мира. о.

В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, п.

В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали и распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Таким примером передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного. Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия, ножницы – для режущего.

3 Народная мудрость и здравый смысл

3 Народная мудрость и здравый смысл

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить.

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину. Гераклит (ок. 540 - 480)

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знан.

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться. Аристотель (384-322)

Мудрость - свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоени.

Мудрость (в филосо-фии) — один из измери-телей степени познания окружающего.

Мудрость (в филосо-фии) — один из измери-телей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта Дж.Уитер. Эмблема мудрости. XVIIIв.

Мудрость (в религиях) — степень познания окружаю-щего мира, данная мирозда-т.

Мудрость (в религиях) — степень познания окружаю-щего мира, данная мирозда-телю в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.

Народная мудрость Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры.

Отличительная чер-та народной мудрости - свод рецептов поведения для разных с.

Отличительная чер-та народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения.

Здравый смысл — совокупность взглядов на окружающую действитель-ность, навык.

Здравый смысл — совокупность взглядов на окружающую действитель-ность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, лежит в основе моральных принципов.

4 Познание средствами искусства

4 Познание средствами искусства

Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляет.

Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляется через художественный образ. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает мир иллюзорный, существующий в сознании, но чем-то подобный реальному материальному миру.

Образ не тождествен реальному объекту, он не просто отражает, но и обобщает.

 Задание: проанализируйте приложение № 3, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 3, ответьте на вопросы.


Произведения искусства помогают ощутить дух времени. Особенность этой формы п.

5 Там, где кончается наука

5 Там, где кончается наука

 Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

 Задание: проанализируйте приложение № 4, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 4, ответьте на вопросы.

Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но са.

Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится все более сложной. Сложности и объективные трудности научного познание порождают с одной стороны, как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой – спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.

Отличительные черты паранауки: претензии на универсальность использование псе.

Отличительные черты паранауки: претензии на универсальность использование псевдонаучной терми-нологии завышенные претензии на внимание неготовность и нежелание провести дополнительные экспертизы нетерпимость к науке использование СМИ для привлечение внимания

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению н.

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Читайте также: