Вудвортс р внимание кратко
Обновлено: 04.07.2024
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Внимание (семинар)
Внимание (семинар) |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Цели занятия: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В книге Динамическая психология (1918) Вудвортс развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения . Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов , обусловивших их формирование. Сочинения Роберта Вудвортса Dynamic psychology, N. Y., 1918; Роберт Вудвортс родился в небольшом городе Белчертаун в штате Массачусетс 17 октября $1869$ года. Когда Роберт появился на свет, то его отцу было 55 лет и он находился в третьем браке с женщиной, которая была на 25 лет моложе. Роберт стал их первенцем, а позднее у них родилось еще двое сыновей. У Роберта Вудвортса было еще четыре взрослых сводных сестры и брата. Ситуация схожая с ситуацией в семье Фрейда. А Фрейд признавал, что сложная семейная ситуация внесла сумятицу в его представления о родственных отношениях среди близких и определении собственного места в семье. Самоанализ своих ранних переживаний оказал значительное влияние на становление фрейдовской теории. Вудвортс же, пытаясь рассмотреть относительно себя фрейдистскую теорию становления личности, пришел к выводу о ее полной неполноценности. Отец Вудвортса был конгрегационистским священником, потомком фермеров Новой Англии и вызывал у сына уважение, но не пользовался большим авторитетом. Кроме этого, Роберт в силу сложных семейных обстоятельств период с 6 до 12 лет провел в доме сводной сестры. Роберт Вурдвортс считал, что влияние сверстников на становлении его личности было гораздо большим, чем родительское влияние. Следует отметить, что только в наши дни идеи американских и английских психологов о преимущественном значении влияния сверстников в становлении детской личности стали настоящей научной сенсации. Нельзя недооценивать влияние матери на Роберта. Она была женщиной достаточно просвещенной для своего времени. Она закончила учительскую семинарию в Массачусетсе, а даже сама основала учебное заведение в штате Огайо, кроме этого работала учителем математики в провинциальных школах. Благодаря ее примеру, Роберт и сам решил стать педагогом. После окончания в $1891$ году колледжа Амтхерст он начал работать в школе учителем математики. Но данный этап карьеры Вудвортса продлился недолго. Готовые работы на аналогичную темуПсихологию Вудвортс начал изучать в Гарвардском университете, под началом Уильяма Джемса. В $1896$ году он получил степень бакалавра, а в $1897$ году уже степень магистра. Докторскую диссертацию Вудвортс защитил в 1899 году в Колумбийском университете. В $1902$ году в процессе годичной стажировки в Великобритании в Ливерпульском университете он работал ассистентом английского физиолога Шеррингтона. В Англии Роберт познакомился с Габриэллой Шот и вернулся в Америку женатым человеком. После возвращения на родину Роберт Вудвортс начал преподавательскую деятельность в Нью-Йоркском университете, а в $1903$ году стал профессором в Колумбийском университете. Здесь он проработал около сорока лет до отставки. В $1914$ году ученый стал президентом Американской психологической ассоциации. А немного позднее членом американской академии искусств и наук. В 1956 году была учреждена золотая медаль Американским психологическим фондом за вклад в развитие психологической науки. Вудвортс стал первым ученым, который удостоился почетной научной награды. Вклад в развитие психологической наукиЗа свою научную карьеру Вудвортс смог внести значительный вклад в разработку многих психологических проблем. Его ранние исследования выполнялись совместно с Торндайком и посвящены переносу усвоенных навыков в процессе научения. Это стало экспериментальным фундаментом, на котором Джон Уотсон возвел американский бихевиоризм. Сегодня ранние труды Вудвортса, которые посвящены научению, представляют только историко-научный интерес. А другое исследование, выполненное на заре карьеры, привлекло огромное внимание и цитируется по сей день. В $1904$ году Вудвортс провел большое психологическое обследование представителей различных рас и народов, установив, что индивидуальные различия между представителями одной расы на много шире, чем спектр межрасовых различий. Во время Первой мировой войны Вурдвортс разработал опросник для новобранцев для оценки эмоциональной устойчивости человека в боевых условиях. Данный метод практически не использовался, по своему прямому назначению, но послужил базой для дальнейшей разработки подобных опросников и признан первым личностным тестом в истории психологии. Огромную известность Вудвортсу принесли учебники, написанные им, руководства, монографии по истории психологии и экспериментальной психологии, суммарный тираж которых составляет свыше 400000 экземпляров. Ранние экспер-ты. Гамильтон – если бросить пригоршню шариков, то трудно обозревать одновременно более 6-7 объектов (если их как-то не группировать). Но это был грубый эксперимент. Джевонс: в круглый бумажный ящик бросал горсть бобов и записывал число, которое он определил с первого взгляда, а затем – подсчитав. Произвел более тысячи проб. При 3-х и 4-х бобах не было ошибок, при пяти – ошибки в 5%, потом процент ошибок еще увеличивается (составил целую таблицу). Значительная тенденция переоценки чисел 5 и 7 и более значительная тенденция к недооценке числа выше 9. Тахистоскоп – инструмент, дающий зрит. раздражение с оч. короткой экспозицией. Испыт-й заранее знает, куда смотреть (есть точка фокуса), доэкспозиционное поле примерно той же яркости – не надо адаптировать глаза. Т.о. глаза заранее сфокусированы и конвергированы. Контролируется послеэкспозиционное поле. Мех-м работает бесшумно. Продолжит-ть экспозиции д/дать возмож-ть ясно увидеть поле, но не позволить бросить два взгляда. Яркая экспозиция дает то же самое ощущение, как и экспозиция более длинная, но менее интенсивная. Когда требуется, чтобы было правильно схвачено кол-во Ob (разбросанные черные точки на белой карточке, предъявляемые в теч-е 37-100мс), то средний объем для здорового взрослого чел-ка равен приблизительно 8 объектам. Сред. объем колеблется от 6 до 11. Как схватывается кол-во Оb? Часто исп-ся группировка. Еще – сосчитывание (сосчиитать за 100 мс нельзя, но зрит. последовательный образ продлевает время, затрачиваемое на сосчитывание, и первич. образ (последоват. образ) памяти предоставляет еще больше времени. Первич. образ различим, если не двигать глаза. Группировка и сосчитывание м/б скомбинированы. Экспер-т Оберли был организован так, чтобы получить 3 объема: для восприятия кол-ва Ob любыми приемами, для восприятия, в кот. было бы исключено сосчитывание и использование последовательных образов, и для восприятия, кот. осуществлялось бы непосредственно ощущением, без группирования или сосчитывания. После кажд. пробы испыт-й сообщал, каким образом он устанавливал кол-во точек. Объем был наименьшим при прямом восприятии, промежуточным при группировке и наибольшим в случае восприятия с применением любых приемов. Объемы в среднем: для прямого восприятия – 4 точки; для прямого восприятия + группирование – 7 точек, для воспр-я, включ. все формы – 8 точек. Упражнение повышает сред. объем. Некот. испыт-е приобрет-т опыт в группировании, др. – в сосчитывании. Если одно и то же расположение точек часто повтор-ся, они научаются его непосредственно узнавать. Различные объемы. Объем разный у разн. испыт-х, измен-ся от момента к моменту, в завис-ти от расположения точек на карточке, измен-ся также соответственно кол-ву показаний, кот. д/быть получены после экспозиции. Если требуется не только простое указание на кол-во предъявленных Ob, объем Вн. становится меньше. Экспер-т Гленвилля и Далленбаха: экспонировали 1) точки с инструкцией сообщить их кол-во, 2) буквы – с инструкцией их прочитать, 3) геометр. фигуры – с инструкцией их назвать и 4) геометр. фигуры различ. цветов – с инструкцией назвать форму и цвет кажд. фигуры. Средние объемы: 1) – 9 единиц, 2) – 7 ед., 3) – 4 ед., 4) – 3 ед. Действит. объем восприятия больше, чем рез-ты, кот-е получаются в экспериментах, т.к. по мере отчета многое забывается. Экспер-ты на объем восприятия кол-ва звуков потерпят неудачу, т.к. происходит автоматическая ритмизация, в рез-те кот. легко подсчитать элементы. Сдвиги и колебания Вн. Об. сдвиги Вн. Биллингс помещал перед испыт-м картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать на кнопку кажд. раз, когда его Вн. отклоняется от этой точки. В сред. – 2 сек. на один объект или мысль до смены. Это время варьировало от момента к моменту. Пиллсбури: полученное среднее слишком высоко, т.к. испыт-е забывали отмечать некот. сдвиги, причем кажд. отмеченный сдвиг на деле означсает 2 сдвига: от наблюдаемой точке к др. объекту или мысли и от этого объекта к нажатию кнопки, поэтому среднее – не 2 сек., а 1 сек. Колебания вроде 0,1-0,2 сек. на объект – наибольшая подвижность внимания. Если мы поставим вопрос не о том, как быстро м/передвигаться Вн., а о том, как долго оно м/оставаться фиксированным, то от Биллингса мы получаем ответ – 5 сек. На слож. объекте м/сосредоточить Вн. гораздо дольше, но Вн. сдвигается с одной части объекта к др. Колебание Вн. при восприятии двухзначных фигур. Колебания м/б до некот. степени управляемы путем направления глаз на ту часть фигурыф, кот. мы хотим увидеть выступающей. Если к этому управлению не прибегать, то темп колебаний оч. изменчив. Если измен-я однажды начались, они повтор-ся все чаще во время Читайте также:
|