Вудвортс р внимание кратко

Обновлено: 04.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Внимание (семинар)

Внимание (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность внимания, описать его физиологическую основу.
2. Рассмотреть функции и виды внимания.
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Проанализировать психологические теории внимания
5. Описать нарушения внимания.


Учебные вопросы:
1. Понятие внимания и его физиологическая основа.
2. Теоретические подходы к пониманию природы внимания.
3. Функции и виды внимания.
4. Свойства внимания.
5. Психологические теории внимания.
6. Нарушения внимания.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу следует учесть, что с помощью внимания осуществляется упорядочивание поступающей через органы чувств сенсорной информации в соответствии с приоритетом стоящих перед человеком задач. Таким образом, внимание как функция сознания заключается в расчленении внешних впечатлений, выделении наиболее значимых в данный момент раздражителей, сосредоточении на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этой функции сознания достигается наибольшая ясность и отчетливость впечатлений.
Внимание — это познавательный психический процесс, который заключается в избирательной направленности и сосредоточенности сознания человека на определенные предметы или явления, имеющие для него устойчивую или ситуативную значимость.
Физиологическую основу внимания представляют центральные и периферические механизмы. Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров в коре головного мозга и торможением других. Периферические механизмы предполагают настройку органов чувств, которую в некоторых случаях можно обнаружить в поведении человека (например, прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону вероятного нахождения источника звука; прищуривает глаза для лучшего восприятия зрительной информации и др.).
При подготовке ко второму учебному вопросу важно обратить внимание на то, что все теории и концепции внимания можно объединить в следующие группы: внимание как результат двигательного приспособления; внимание как результат ограниченности объема сознания; внимание как результат эмоции; внимание как результат апперцепции; внимание как результат нервного подавления. Выделение данных групп позволяет систематизировать теории и концепции, раскрывающие природу внимания на основе выделения главных их положений.
При изучении третьего учебного вопроса важно учесть, что внимание выполняет ряд важных функций, среди которых следует выделить отбор значимых внешних раздражителей, соответствующих потребностям и целям деятельности; игнорирование несущественных внешних раздражителей и торможение побочной, отвлекающей активности; поддержание необходимого уровня активации до момента окончания выполнения деятельности; осуществление контроля за выполняемой деятельностью.
В зависимости от направленности и сосредоточения внимания выделяют следующие его виды: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное), послепроизвольное. Поддержание данных видов внимания требует от человека приложения различных волевых усилий.
При подготовке к четвертому учебному вопросу следует рассмотреть следующие свойства внимания: избирательность, концентрация, сосредоточенность, распределение, переключаемость, объем, устойчивость, флуктуация, отвлекаемость, интенсивность.
Особенности всех свойств внимания определяются различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями организма; психическим состоянием; мотивацией; внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности (тишиной, большим количеством отвлекающих факторов, наличием постоянного внешнего контроля и т. д.).
При подготовке к пятому учебному вопросу следует рассмотреть такие теории внимания, как теория Т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперина, Д. Бродбента, Д. Нормана, Д. Канемана. При рассмотрении данных теорий необходимо провести их сравнительный анализ, выделить общие положения и отличительные особенности. Важно ответить на вопрос о причинах разнообразия данных теорий.
При изучении шестого учебного вопроса важно учесть, что нарушения внимания в разной мере наблюдаются при утомлении и при органических поражениях головного мозга. Выделяют следующие виды нарушения внимания: синдром нарушения внимания с гиперактивностью, рассеянность. Нарушения внимания влекут за собой неадекватные изменения направленности личности, нарушения избирательности деятельности и координации отдельных действий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования внимания.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств внимания.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие внимания и его физиологическая основа.
2. Теоретические подходы к пониманию природы внимания.
3. Функции и виды внимания.
4. Свойства внимания.
5. Психологические теории внимания.
6. Нарушения внимания.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.

Скрыть уведомление

В книге Динамическая психология (1918) Вудвортс развивал положение о принципиальной важности мотивов в организации поведения . Выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов , обусловивших их формирование.

Сочинения Роберта Вудвортса

Dynamic psychology, N. Y., 1918;
Dynamics of behavior, N. Y., 1958; Contemporary schools of psychology, L., 1964; в рус. пер. — Экспериментальная психология, М., 1950.

Роберт Вудвортс родился в небольшом городе Белчертаун в штате Массачусетс 17 октября $1869$ года. Когда Роберт появился на свет, то его отцу было 55 лет и он находился в третьем браке с женщиной, которая была на 25 лет моложе. Роберт стал их первенцем, а позднее у них родилось еще двое сыновей. У Роберта Вудвортса было еще четыре взрослых сводных сестры и брата. Ситуация схожая с ситуацией в семье Фрейда. А Фрейд признавал, что сложная семейная ситуация внесла сумятицу в его представления о родственных отношениях среди близких и определении собственного места в семье. Самоанализ своих ранних переживаний оказал значительное влияние на становление фрейдовской теории. Вудвортс же, пытаясь рассмотреть относительно себя фрейдистскую теорию становления личности, пришел к выводу о ее полной неполноценности.

Отец Вудвортса был конгрегационистским священником, потомком фермеров Новой Англии и вызывал у сына уважение, но не пользовался большим авторитетом. Кроме этого, Роберт в силу сложных семейных обстоятельств период с 6 до 12 лет провел в доме сводной сестры. Роберт Вурдвортс считал, что влияние сверстников на становлении его личности было гораздо большим, чем родительское влияние.

Следует отметить, что только в наши дни идеи американских и английских психологов о преимущественном значении влияния сверстников в становлении детской личности стали настоящей научной сенсации.

Нельзя недооценивать влияние матери на Роберта. Она была женщиной достаточно просвещенной для своего времени. Она закончила учительскую семинарию в Массачусетсе, а даже сама основала учебное заведение в штате Огайо, кроме этого работала учителем математики в провинциальных школах. Благодаря ее примеру, Роберт и сам решил стать педагогом. После окончания в $1891$ году колледжа Амтхерст он начал работать в школе учителем математики. Но данный этап карьеры Вудвортса продлился недолго.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологию Вудвортс начал изучать в Гарвардском университете, под началом Уильяма Джемса. В $1896$ году он получил степень бакалавра, а в $1897$ году уже степень магистра. Докторскую диссертацию Вудвортс защитил в 1899 году в Колумбийском университете. В $1902$ году в процессе годичной стажировки в Великобритании в Ливерпульском университете он работал ассистентом английского физиолога Шеррингтона.

В Англии Роберт познакомился с Габриэллой Шот и вернулся в Америку женатым человеком.

После возвращения на родину Роберт Вудвортс начал преподавательскую деятельность в Нью-Йоркском университете, а в $1903$ году стал профессором в Колумбийском университете. Здесь он проработал около сорока лет до отставки. В $1914$ году ученый стал президентом Американской психологической ассоциации. А немного позднее членом американской академии искусств и наук. В 1956 году была учреждена золотая медаль Американским психологическим фондом за вклад в развитие психологической науки. Вудвортс стал первым ученым, который удостоился почетной научной награды.

Вклад в развитие психологической науки

За свою научную карьеру Вудвортс смог внести значительный вклад в разработку многих психологических проблем. Его ранние исследования выполнялись совместно с Торндайком и посвящены переносу усвоенных навыков в процессе научения. Это стало экспериментальным фундаментом, на котором Джон Уотсон возвел американский бихевиоризм.

Сегодня ранние труды Вудвортса, которые посвящены научению, представляют только историко-научный интерес.

А другое исследование, выполненное на заре карьеры, привлекло огромное внимание и цитируется по сей день. В $1904$ году Вудвортс провел большое психологическое обследование представителей различных рас и народов, установив, что индивидуальные различия между представителями одной расы на много шире, чем спектр межрасовых различий.

Во время Первой мировой войны Вурдвортс разработал опросник для новобранцев для оценки эмоциональной устойчивости человека в боевых условиях. Данный метод практически не использовался, по своему прямому назначению, но послужил базой для дальнейшей разработки подобных опросников и признан первым личностным тестом в истории психологии.

Огромную известность Вудвортсу принесли учебники, написанные им, руководства, монографии по истории психологии и экспериментальной психологии, суммарный тираж которых составляет свыше 400000 экземпляров.


Ранние экспер-ты. Гамильтон – если бросить пригоршню шариков, то трудно обозревать одновременно более 6-7 объектов (если их как-то не группировать). Но это был грубый эксперимент. Джевонс: в круглый бумажный ящик бросал горсть бобов и записывал число, которое он определил с первого взгляда, а затем – подсчитав. Произвел более тысячи проб. При 3-х и 4-х бобах не было ошибок, при пяти – ошибки в 5%, потом процент ошибок еще увеличивается (составил целую таблицу). Значительная тенденция переоценки чисел 5 и 7 и более значительная тенденция к недооценке числа выше 9.

Тахистоскоп – инструмент, дающий зрит. раздражение с оч. короткой экспозицией. Испыт-й заранее знает, куда смотреть (есть точка фокуса), доэкспозиционное поле примерно той же яркости – не надо адаптировать глаза. Т.о. глаза заранее сфокусированы и конвергированы. Контролируется послеэкспозиционное поле. Мех-м работает бесшумно. Продолжит-ть экспозиции д/дать возмож-ть ясно увидеть поле, но не позволить бросить два взгляда. Яркая экспозиция дает то же самое ощущение, как и экспозиция более длинная, но менее интенсивная.

Когда требуется, чтобы было правильно схвачено кол-во Ob (разбросанные черные точки на белой карточке, предъявляемые в теч-е 37-100мс), то средний объем для здорового взрослого чел-ка равен приблизительно 8 объектам. Сред. объем колеблется от 6 до 11.

Как схватывается кол-во Оb? Часто исп-ся группировка. Еще – сосчитывание (сосчиитать за 100 мс нельзя, но зрит. последовательный образ продлевает время, затрачиваемое на сосчитывание, и первич. образ (последоват. образ) памяти предоставляет еще больше времени. Первич. образ различим, если не двигать глаза. Группировка и сосчитывание м/б скомбинированы.

Экспер-т Оберли был организован так, чтобы получить 3 объема: для восприятия кол-ва Ob любыми приемами, для восприятия, в кот. было бы исключено сосчитывание и использование последовательных образов, и для восприятия, кот. осуществлялось бы непосредственно ощущением, без группирования или сосчитывания. После кажд. пробы испыт-й сообщал, каким образом он устанавливал кол-во точек. Объем был наименьшим при прямом восприятии, промежуточным при группировке и наибольшим в случае восприятия с применением любых приемов. Объемы в среднем: для прямого восприятия – 4 точки; для прямого восприятия + группирование – 7 точек, для воспр-я, включ. все формы – 8 точек. Упражнение повышает сред. объем. Некот. испыт-е приобрет-т опыт в группировании, др. – в сосчитывании. Если одно и то же расположение точек часто повтор-ся, они научаются его непосредственно узнавать.

Различные объемы. Объем разный у разн. испыт-х, измен-ся от момента к моменту, в завис-ти от расположения точек на карточке, измен-ся также соответственно кол-ву показаний, кот. д/быть получены после экспозиции. Если требуется не только простое указание на кол-во предъявленных Ob, объем Вн. становится меньше. Экспер-т Гленвилля и Далленбаха: экспонировали 1) точки с инструкцией сообщить их кол-во, 2) буквы – с инструкцией их прочитать, 3) геометр. фигуры – с инструкцией их назвать и 4) геометр. фигуры различ. цветов – с инструкцией назвать форму и цвет кажд. фигуры. Средние объемы: 1) – 9 единиц, 2) – 7 ед., 3) – 4 ед., 4) – 3 ед.

Действит. объем восприятия больше, чем рез-ты, кот-е получаются в экспериментах, т.к. по мере отчета многое забывается. Экспер-ты на объем восприятия кол-ва звуков потерпят неудачу, т.к. происходит автоматическая ритмизация, в рез-те кот. легко подсчитать элементы.

Сдвиги и колебания Вн.

Об. сдвиги Вн. Биллингс помещал перед испыт-м картину с инструкцией следить за одной особенной точкой на ней и нажимать на кнопку кажд. раз, когда его Вн. отклоняется от этой точки. В сред. – 2 сек. на один объект или мысль до смены. Это время варьировало от момента к моменту. Пиллсбури: полученное среднее слишком высоко, т.к. испыт-е забывали отмечать некот. сдвиги, причем кажд. отмеченный сдвиг на деле означсает 2 сдвига: от наблюдаемой точке к др. объекту или мысли и от этого объекта к нажатию кнопки, поэтому среднее – не 2 сек., а 1 сек. Колебания вроде 0,1-0,2 сек. на объект – наибольшая подвижность внимания.

Если мы поставим вопрос не о том, как быстро м/передвигаться Вн., а о том, как долго оно м/оставаться фиксированным, то от Биллингса мы получаем ответ – 5 сек. На слож. объекте м/сосредоточить Вн. гораздо дольше, но Вн. сдвигается с одной части объекта к др.

Колебание Вн. при восприятии двухзначных фигур. Колебания м/б до некот. степени управляемы путем направления глаз на ту часть фигурыф, кот. мы хотим увидеть выступающей. Если к этому управлению не прибегать, то темп колебаний оч. изменчив. Если измен-я однажды начались, они повтор-ся все чаще во время

Читайте также: