Расскажите о колдунье олеси и ее трагической судьбе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Краткое содержание произведения

Встреча с Мануйлихой

Иван Тимофеевич по воле судьбы оказывается в глухой деревне Волынской губернии, где ему предстоит провести шесть долгих месяцев. Он изнемогает от скуки и пытается развлечь себя всеми возможными способами.

Однажды во время охоты Иван преследует зайца и теряет дорогу в лесу. Он случайно выходит к болоту и замечает избу. Она принадлежит старухе Мануйлихе. Несколько лет назад она жила в деревне, но за колдовство местные жители выгнали ее вместе с внучкой в лес.

Старуха старается скорее прогнать незваного гостя, но Иван просит погадать ему за деньги. Во время гадания в избу входит внучка колдуньи Олеся. Это высокая брюнетка с большими темными глазами. В ее взгляде читается лукавство и озорство. Девушка рассказывает главному герою, как выбраться из леса, и разрешает как-нибудь снова прийти.

Дружба, переросшая в любовь

Иван удивляется и не верит услышанному. Но Олеся уверяет, что многое в будущем может видеть. Эта способность передается в их роду от матери к дочери.

Между Иваном и Олесей завязывается дружба. Главный герой часто приходит в избушку и расспрашивает девушку о ее способностях. Олеся признается, что никогда не посмеет зайти в церковь, поскольку ее душа продана дьяволу от рождения.

Однажды Олеся признается Ивану в любви и целует его. Он отвечает взаимностью. Целый месяц герои счастливы вместе. Но приближается время отъезда. Главный герой зовет девушку замуж. Олеся говорит, что это невозможно, поскольку она необразованная и незаконнорожденная.

Иван догадывается, что на самом деле Олеся боится венчания в церкви. Ради любви девушка готова встретиться со своими страхами. Она назначает встречу в церкви на праздник Троицы.

Трагический конец

Иван Тимофеевич опаздывает на службу в церковь. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко он узнает, что местные бабы побили Олесю за то, что та посмела прийти в церковь.

Иван прибегает в дома старухи. Олеся говорит, что это их последняя встреча. Им с бабушкой придется уехать. Девушка жалеет лишь о том, что у нее не будет от Ивана ребенка.

К вечеру начинается страшная гроза и град. Местные обвиняют в этом ведьм. Иван спешит в избу, чтобы предупредить об опасности. Он находит дом пустым. Олеся с бабушкой уже уехали. На память о возлюбленной Ивану остаются лишь позабытые в спешке красные бусы.

Анализ произведения Александра Куприна

Ознакомившись с кратким содержанием произведения, мы можем приступить к его анализу.

История создания

Тема и конфликт

В повести раскрывается тема любви и способности к самопожертвованию. Олеся умеет любить безусловно и самозабвенно. Иван находит в Олесе то, чего ему не хватает в окружающем мире, — душевное богатство и внутреннюю красоту.

До последнего хочется верить, что влюбленных ждет счастливый финал. Но этого не происходит. Девушка вынуждена покинуть деревню и навсегда разлучиться с Иваном .

В чем причина такого исхода? Критик Е. В. Грудинина пишет о том, что чувства Ивана недостаточно сильны, а вызваны скорее скукой. Олеси не хватило смелости, чтобы пойти против общества, а, возможно, судьбе, которую нагадала девушка, действительно невозможно противостоять. Этот вопрос остается открытым для читателя.

Особенности композиции и жанр

Всего в произведении четырнадцать глав. Повествование идет от первого лица, непосредственного участника событий Ивана Тимофеевича . Хроникальный сюжет позволяет читателю вместе с главным героем последовательно переживать все события, день за днем.

Главная особенность композиционного уровня — ретроспектива. Рассказчик Иван повествует о том, что было в прошлом. История — это его воспоминания. Помимо этого, Куприн использует прием антитезы — он противопоставляет деревенских и городских людей, жизнь на природе и в цивилизации. Структура произведения выглядит следующим образом:

  • экспозиция (жизнь Ивана Тимофеевича в деревне на окраине Полесья, где он изнемогает от скуки);
  • завязка (знакомство Ивана с Мануйлихой и Олесей);
  • кульминация (признание Олеси в любви);
  • развязка (несчастья, с которыми пришлось столкнуться главным героям, вступив в любовные отношения).

Главные герои

Иван предстает перед читателем юношей, росшим в цивилизации и получившим хорошее образование. Олеся — простая девушка, воспитанная бабушкой и природой. Через образ Олеси автор показывает моральные качества, которыми должен обладать человек: доброта, искренность и тесная связь с природой.

Олеся – обыкновенная крестьянская девушка в одноимённой повести Куприна. С рождения ей дано имя Алёна, но по ходу повести все зовут её Олесей. Описывается она как красивая, молодая, смугловатая брюнетка, с тёмными глазами. Её неординарный внешний вид сильно отличается от других деревенских девушек. В ней чувствуется сила и здоровье, руки её грубоваты от работы, а голос живой и звонкий. На момент повести Олесе двадцать четыре года.

Живёт Олеся с бабушкой в лесной глуши, в которую им пришлось сбежать из-за постоянных гонений на женщин, которых считали ведьмами по умолчанию. Несмотря на то, что Олеся неграмотна, она умеет заинтересовать собеседника. В общении она проявляет качества настоящих светских дам: вежливость, деликатность, тактичность. Однако общаться Олесе приходится нечасто из-за сложившейся ситуации. В город она выбирается всего раз в год, а всё остальное время проводит в лесу, наблюдая за красотой природы и лесными жителями.

Говоря о характере Олеси, можно точно сказать, что это уверенная в себе, свободолюбивая и независимая девушка, гордая, но без надменности. Она проявляет искренний интерес ко всему, что её окружает. Любит гадать на картах. Она верит, что у неё действительно есть колдовская сила, из-за чего не изъявляет желание посещать церковные службы.

Свободолюбивый характер Олеси не позволяет ей терять голову от любви, но пылкое сердце молодой красавицы одерживает победу над разумом, и она влюбляется в дворянина Ивана Тимофеевича. В первые встречи с ним Олесе и вовсе казалось, что она ничего к нему не чувствует, но стоило расстаться, как она поняла, что встретила свою любовь. После чего она пыталась заглушить это чувство, но было тщетно. Пережив публичное унижение, когда её закидали камнями местные женщины, Олеся решает покинуть это место. Она отказывается стать женой Ивана Тимофеевича, потому что не хочет омрачать его репутацию. Неожиданно для всех и без прощания, Олеся покидает дом, оставив на прощание лишь бусы…

Как персонаж Олеся вызывает светлые чувства. Постоянные гонения, унижения и презрение жителей не очернили её сердца. Даже когда выбор встал между её счастьем и достойной жизнью другого человека, она, как пример истинного человеколюбия, выбрала второй вариант. Своими поступками Олеся доказывает, что если действительно любишь человека, сможешь отпустить его. Куприн показал нам девушку, способную на очень глубокие чувства.

Олеся


Внешне, это красивая темноволосая девушка со стройным станом лет двадцати пяти. Но не только внешность Олеси понравилась Ивану. В ней есть какая-то искренность и самобытность. Помимо этого, девушка отличается умом, решительностью, добрым нравом и множеством талантов. Впервые читатель знакомится с ней, когда она входит в дом с почти ручными зябликами. Сразу становится ясно, что она выросла в единении с природой и близка к ней. Судьба Олеси не проста. Познакомившись в Иваном Тимофеевичем, она давно уже знает, что им предначертано, но отказаться от встреч с ним не может. В гадании она увидела и его дурные черты и то, что из-за него сама перенесет величайший позор.

Именно ради него Олеся соглашается пойти в церковь, в которой прихожане считают ее проклятой. Там на девушку нападает толпа разъяренных людей, которые избивают ее камнями. В порыве она пожелала им наплакаться вдоволь, а вечером на деревню обрушился невероятной силы град. От пережитого позора девушка заболела и была вынуждена вместе с бабушкой покинуть Полесье. Больше Иван Тимофеевич ее не видел. На память она ему оставила только нить своих коралловых бус.



Популярные сегодня темы

Берёза — символ России, напоминающий нам стройную, молодую красавицу. Нежная, словно распустившая длинные волосы девица.

Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя

Интернет был задуман как удобное и доступное средство связи. С развитием техники он занял главенствующую роль в жизни людей. Как взрослые, так и дети проводят в сетевых ресурсах

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Иван Тимофеевич

Однажды Ярмола рассказал барину, что в лесу близ болот живет настоящая ведьма Мануйлиха. Ивану Тимофеевичу это показалось интересным. Он захотел как можно скорее с ней познакомиться, хотя в душе, ни в какие колдовства не верил. Такой случай ему быстро представился. Вскоре на охоте он заблудился и как раз набрел на хату Мануйлихи. Вид у старушки был и впрямь как у сказочной ведьмы. Гостя она приняла неласково, но за серебряную монету обещала погадать. Как оказалось, у Мануйлихи была и внучка с таким же необычным даром. Звали ее Аленой, но по полесски — Олесей. Девушка была настолько красива и приветлива, что Иван Тимофеевич со дня их знакомства только о ней и думал.


Несколько интересных сочинений

Весна — прекрасное время года. У неё есть свои яркие краски и своя красивая музыка.

Человек на протяжении всей своей жизни практически всегда, о чем-либо думает или мечтает. В своих мечтах строит планы на будущее и настоящее. В мечтах некоторые люди составляют план для достижения данной мечты в реальность

Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

Мануйлиха

У Мануйлихи была красавица-внучка Олеся. В отличие от нее, она всегда была рада гостям и отличалась приветливым нравом. Несколько лет тому назад Мануйлиху с девочкой выгнали из деревни, поэтому они жили теперь в лесу, на болотах. По слухам, она попросила у одной женщины денег, но та ей отказала. В ответ старуха пробормотала какое-то проклятье, и у этой женщины умерло дитя. Подозрение сразу же пало на Мануйлиху, за что и прогнали их с Олесей подальше от людей. Говорили также, что они обе боятся ходить в церковь. Однако, как оказалось в финале повести, именно перебродские крестьяне вели себя так, что женщины боялись там показаться.


История написания и жанр

Рассказанная в произведении история появилась совсем неслучайно. Однажды писатель гостил у знакомого помещика по имени Иван Порошин в Полесье.

Александр Куприн

Ярмола

Характеристика Олеси

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Итоговый вывод


Авторские выводы звучат трагично – невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности – разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси – в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа – нет.

В прошлых статьях мы начали говорить о творчестве А.И.Куприна.

Гораздо более прославленные произведения Куприна, объединены темой любви.

Олеся – дитя природы, выросшее в лесу, в ней есть чистота, искренность, сила, смелость, оригинальность, герою интересно с ней, потому что она умна и любопытна. Она знает, что ей суждена любовь к герою и что это принесёт ей много горя.

Сначала Олеся пытается избежать судьбы, отказаться от любви, но чувствует, что не может сопротивляться: она считает, что лучше взять своё от жизни, насладиться любовью, пусть и короткой, и заплатить за счастье страданиями, чем жить обычной жизнью – без особого счастья и без особых страданий (и это важнейшая мысль повести).

В любви Олеся абсолютно бескорыстна, ничего не требует от героя, просто наслаждается счастьем, она знает, что она, выросшая в лесу и больше всего любящая лес, не сможет быть женой образованного человека, жить в городе. Олеся – это естественный человек, человек, близкий к природе, чистый, невинный, не способный выжить в испорченной человеческой цивилизации.

Заканчивается любовь печально. Чтобы сделать приятное любимому, она идёт в церковь, чтобы стать как все. Но возле церкви её избили деревенские женщины, посчитавшие, что она осквернила церковь, хотя она ничего плохого не делала. После этого Олеся с бабкой бесследно исчезают из тех краёв.

Повесть “Олеся” А. И. Куприна – одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается чистая, непорочная, великодушная любовь.

Олеся – не просто очень красивая девушка: “Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать”. Дальше А. И. Куприн говорит о “больших, блестящих, темных глазах” , о смугло-розовой коже, однако главным остается это впечатление

необычности. Мы понимаем, что Олеся резко отличается от окружающих ее людей, что это необычная и незаурядная натура.

Это впечатление подтверждается в дальнейшем. “Цельная, свободная, самобытная натура”, – вот как думает о ней Иван Тимофеевич. Выросшая в лесу, необразованная девушка оказывается по-настоящему умной, рассуждает здраво и своеобычно. Долгие разговоры ведет она с Иваном Тимофеевичем, и темы этих разговоров свидетельствуют о богатстве ее духовного мира, она расспрашивает его обо всем, что ее волнует.

Многое ей кажется необычным, удивительным, неправдоподобным, однако она пытается понять

и принять чужую точку зрения, чуждую ей систему ценностей. Это очень удивляет Ивана Тимофеевича: “Вот ты выросла в лесу, ничего не видевши. Читать ты, конечно, тоже много не могла…

А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни”. Разум Олеси – разум естественного человека, живущего в единении с природой.

Любовь Олеси так же естественна и цельна, как она сама. Эта любовь основана на понимании любимого человека, на осознании всех его недостатков. Она знает, что Иван Тимофеевич “добрый, но слабый”, что тот, кто будет его любить, будет несчастен.

Она понимала, что любовь ее обречена, но, несмотря на это, любила Ивана Тимофеевича всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь не может не вызывать восхищения, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Только ради того, чтобы доставить удовольствие Ивану Тимофеевичу, она идет в церковь, хотя и понимает, что это закончится для нее трагически.

Судьба Олеси трагична потому, что она резко отличалась от своей социальной среды. Она совершенно не походила на перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. Такие люди всегда стремятся уничтожить то, чего они не понимают.

Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Повесть “Олеся” – это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас. А. И. Куприн создал в этом произведении чистый, цельный образ женщины, овеянный поэзией, органически связанный с природой, романтический и незабываемый.


Сочинение 2

Главная героиня произведения — внучка колдуньи Мануйлихи. Это очень красивая молодая девушка с богатым внутренним миром. Она росла с бабушкой в лесу, поэтому хорошо чувствует природу, любит и понимает. В деревне люди уверены, что Олеся вместе с бабушкой – ведьмы. На самом деле они обладают особенным даром, могут исцелять людей, заговаривать раны, гадать на будущее. Такие особенности не радуют девушку. Она считает, что сам дьявол одарил её таким умением, поэтому девушка не ходит в церковь. Несмотря на низкое происхождение, девушка умна и благородна, у неё изысканная речь

Ещё один главный герой повести – молодой барин Иван Тимофеевич. Он приезжает в Полесье по делам; скучает в глуши, наблюдая за местными нравами. Заблудившись в лесу на охоте, он знакомится с бабкой Мануйлихой и её внучкой Олесей. Иван очарован необыкновенной девушкой. С этого времени он встречается с Олесей довольно часто, всё больше и больше привязываясь к ней. Чувство восхищения девушкой перерастает в любовь настолько сильную, что Иван готов жениться на ней, понимая, что это почти невозможно из-за предрассудков в обществе. Нерешительный парень не смог защитить свою возлюбленную перед невежественной толпой. Девушка расстаётся с ним, оставив на память об её нежной и великодушной любви нитку красных бус.

Злая и жадная колдунья Мануйлиха – бабка Олеси. Когда-то в молодости её изгнали из деревни за недобрые дела. С тех пор она живет с внучкой уединенно в лесу. Мануйлиха очень любит свою внучку и всячески оберегает её от людей.

Полесовщик Ярмола – слуга, повар и спутник барина на охоте. Местные жители считают его самым бедным и ленивым крестьянином во всей округе, к тому же — пьяницей. Однако, ограниченный и неспособный к грамоте мужик, в совершенстве знает лес.

Евпсихий Африканович – местный урядник. Бездушный лицемерный представитель власти требует от бабки Мануйлихи и Олеси покинуть их убогое жилище, так как лес, где оно находится, купил новый помещик и неизвестно, как он себя поведет. Продажный чиновник принимает в дар от Ивана Тимофеевича понравившееся ружье и за это соглашается не беспокоить несчастных женщин. Слово своё сдерживает, но лесных затворников прогоняют местные жители.

Финал романа трагичен – влюблённые вынуждены расстаться, но таинственная колдунья останется в сердце Ивана Тимофеевича навсегда.

Другие темы: ← По произведению Чудесный доктор↑ КупринРомашов в повести Поединок →

Описание внешности

Центральный персонаж повести Куприна — обычная крестьянская девушка 24 лет, названная Аленой при рождении, но местные зовут ее Олесей. Из цитатного описания очевидно, что автор наделил простую девушку Олесю уникальной и запоминающейся внешностью:

  • стройная;
  • высокая;
  • темноволосая;
  • чернобровая;
  • кареглазая.

Движения героини изящны и грациозны, от нее так и веет благородством и врожденными манерами.

Популярные сочинения

Характеристика Олеси

Главная героиня в раннем возрасте была изгнана из деревни вместе со своей бабушкой Мануйлихой, которую жители обвинили в колдовстве. Воспитанная в лесной глуши, оторванная от общественного влияния, девушка обрела особенные черты характера, которые отличали ее от других людей:

  • добрая;
  • свободолюбивая и смелая;
  • гордая;
  • с гибким подвижным умом;
  • искренняя и наивная;
  • бесстрашная;
  • способна постоять за себя в любой ситуации.

Из своего уединения девушка выбиралась редко и без особого желания. Она была вполне счастлива, находясь в лесу, наблюдая за красотой природы и жизнью животных, и не очень стремилась к общению с другими людьми, ведь даже немногочисленные встречи с жителями деревни приносили ей только огорчение.

Олеся уверена в том, что обладает колдовскими силами, так же как и весь ее род. Из поколения в поколение женщины в этой семье наделены уникальными способностями, они много знают о полезных свойствах растений и повадках животных, умеют готовить лечебные зелья.

Будучи наивной и суеверной, девушка считает, что душа ее еще при рождении была продана сатане.

Женский образ в русской литературе развивался не так активно и разносторонне, как мужской. Его функция зачастую заключалась в одном: женщина как мотиватор главного героя на подвиг, поддерживающая и сострадающая, помогает найти истину. Как правило, такая героиня сама является яркой личностью: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, согласно английской пословице. Однако идеальный однозначный тип – не всегда настоящий и естественный. На протяжении 19 века, самого плодотворного в истории русской литературы, женский образ развивался от простого и однозначного к сложному и многогранному.

Неоднозначность героини пьесы Грибоедова состоит в том, что она находится одновременно на двух сторонах конфликта. Софья отличается от женщин фамусовского общества решительным характером, умом и чувственностью, но она выросла и принадлежит этому обществу, и разорвать с ним связь не представляется возможным, потому что она разделяет его взгляды, несмотря на то, что как личность отличается от его представителей. Сила личностных качеств роднит её с Чацким, но не взгляды и ценности. Отношение к Софье разделяется: её хочется уважать за характер, но не хочется за мораль.

Одинцова – нетипичная тургеневская девушка, которые помогали мужским персонажам в трудных ситуациях и вдохновляли их. Благодаря Анне Сергеевне Базаров сталкивается с любовью и чувствами, которые отрицал, осознает их и признаёт ошибку, тем самым вырастая как личность. Но заслуги Одинцовой в этом нет – она изменила Базарова не целенаправленно, не потому, что хотела принять в нём участие, а буквально случайно. Эта героиня – та ещё нигилистка, даже больше, чем Базаров. Она кажется тёмной лошадкой, но на самом деле плоская и пустая, потому что не стремится ни к каким проявлениям жизни и беспокойства: она всегда делает интуитивный выбор в пользу безмятежности и покоя. Таким образом, женский персонаж оказался лишен сильных личностных качеств, которые заставляют его чисто драматургически действовать, думать, ввязываться в конфликт.



Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной в одноимённом фильме Александра Зархи 1967 года

Автор: Альбина Ахатова

Характеристика героини в произведении


(Олеся в церкви. Иллюстрация Е.М. Дробязина)

Образ прекрасной и душой и телом девушки Олеси, вынужденной из-за жестокости людей жить на болоте и постоянно терпеть их нападки, воплощает эстетический идеал Александра Куприна и является олицетворением цельной и гармонично развитой натуры.

Слабый и эгоистичный Иван Тимофеевич, выросший в цивилизованных условиях, в полной мере является заложником общественного мнения и поддерживает его ложные ценности, в котором нормой стало социальное неравенство, унижение и физическая расправа над людьми, стоящими на более низкой ступени социальной лестницы. Чистая и искренняя Олеся, не испорченная цивилизацией и выросшая вдали от мирской суеты, хранит все те ценные душевные качества, которыми наградила её природа, и это прекрасно.


По мнению автора человек сможет быть только тогда по настоящему прекрасен, если сможет хранить и развивать свои способности, данные ему от Бога, а не уничтожать их или подменять лживыми моральными ценностями, навязанными ему больным и загнивающим обществом. Образ Олеси, овеянный поэзией, романтический и незабываемый, настоящий золотой самородок, подаренный матушкой-природой. Он заставляет на всех поверить в то, что в каждом из нас есть скрытые таланты, которые рано или поздно выйдут на свет и заставят мир сиять новыми красками, добром и светом.

Читайте также: