Вредные привычки слушания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отключение внимания. Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, собеседник безнадежно махнул ру-кой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени пред-ставляет для нас наибольший интерес. Эта привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию на чем-то одном.

Внутренние помехи слушания

Не уходите от ответственности за обещание. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действии-тельно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник знать, что вы его понимаете, если вы сами не скажете ему об этом?

Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или пристальных взглядов (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет общаться с внимательным собеседником.

Умейте сосредотачиваться на том, что говорит собеседник. Это требует определенных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон).

Умейте быть наблюдательными. Следите за неречевыми сигна-лами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть взаимодействия. Следить надо за выражением лица собеседника: как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли нерече-вые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?

Выказывайте одобрительное отношение к собеседнику. Ваше одо-брение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.

Прислушайтесь к самому себе. Ваши озабоченность и эмоцио-нальное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и пове-дение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, вам станет легче слушать собеседника.

9.4. Обратная связь

Специалисты в области делового общения выделяют четыре приема установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование, от-ражение чувств и резюмирование.

Расспрашивание – это прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов.

9.5. Вопросы и ответы в деловой коммуникации

Ответы на вопросы деловых партнеров говорят о знании вами реальной ситуации. Чтобы не попасть в сложную ситуацию, следует хорошо знать предполагаемого партнера по общению, его интересы, уровень компетентности в обсуждаемой проблеме, намерения и ожида-ния. Существуют рекомендации по ответам на вопросы в различных ситуациях:


  • прежде чем ответить на вопрос, следует сделать паузу (не менее восьми секунд);

  • если вопрос труден по содержанию, то:

  • попросите повторить вопрос, если не уверены, что поняли его;

  • повторите сами вопрос так, как вы его поняли;

  • если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта;

  • если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните какая информация конкретного характера интересует партнера;

  • если задают непредвиденный вопрос, и вы не знаете, как на него отвечать, попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить через некоторое время;

  • если заданный вопрос уводит вас от темы разговора или высту-пления, то вернитесь к сути своего выступления, верните партнера к обсуждаемой теме;

  • если при ответе вас неправильно поняли, попробуйте сделать это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации партнера.

10. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Этика – это философская дисциплина, изучающая мораль и нравст-венность и определяющая присущую данному обществу совокупность принципов человеческого общения.


    • деловая этика;

    • профессиональная этика;

    • управленческая этика;

    • служебный этикет.

    Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности, отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и пове-дения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

    Управленческая этика – это цепь постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела. Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных положений нравственного характера. В них конкретизированы подходы, осущест-вляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управ-ленческой деятельности

    Служебный этикет – это профессиональные требования к подгото-вленности человека, к соблюдению им канонов своей профессии, поскольку в различных профессиональных группах есть свои дополни-тельные требования к поведению, свои идеалы.

    Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

    10.2. Этические нормы общения

    Этические механизмы делового общения базируются на следующих видах социальных норм: обычаи (общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению); ритуалы (правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности (например, ритуал посвящения в воины)); традиции (наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют); права (правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством); религия (духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания).


    • честность;

    • правдивость;

    • обязательность;

    • трудолюбие;

    • справедливость;

    • соблюдение обещаний и договоров.

    (как говорить в данной ситуации общения).

    Элементами нравственного сознания являются нравственные взгля-ды, смысложизненные ориентации, идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья и т. д. Сюда относятся нравственные качества личности, фено-мены милосердия, благотворительности, добродетели. Каждый из перечисленных элементов имеет парную категорию: добро – зло, честь – бесчестие и т. д. К рациональным элементам морального сознания отно-сятся прежде всего моральные (нравственные) нормы и принципы.

    Нравственные принципы – это обобщенные мировоззренческие требования, направляющие поведение личности на протяжении всей жизни человека, которые он должен соблюдать. Принципы раскрывают сущность нравственного сознания, назначение человека, смысл его жизни и характер отношений с другими людьми. Моральные принципы служат критерием нравственного поведения. Общество (любая социаль-ная группа) создает нормы или принципы с целью сохранить себя как целое. Например, супружеская верность необходима для сохранения семьи; принцип патриотизма – для жизнедеятельности государства, принцип коллективизма или соборности – для сохранения и объединения усилий людей в жизненно важных формах деятельности.

    Существует два вида нравственных принципов:

    1. Универсальные принципы, являющиеся основополагающими для всех типов отношений между людьми. К таким принципам относятся гуманизм, патриотизм, справедливость, коллективизм, индивидуализм, ответственность и др. Они имеют универсальный характер, являются всеобщими духовными принципами, хотя могут по-разному пониматься в различных социальных группах и классах (взаимно дополнять или исключать друг друга).

    2. Нравственные принципы, относящиеся только к сфере нравствен-ных отношений. К таким принципам относятся: альтруизм – беско-рыстие, готовность пожертвовать личными интересами в пользу другого человека; добродетельность – способность строить отношения с други-ми людьми с позиции добра и блага; эгоизм – предпочтение личных интересов в общении с людьми; аскетизм – самоотречение, отказ от жизненных наслаждений ради достижения какого-либо идеала; героизм поведение, связанное с решением общественных проблем, исключи-тельных по масштабам и сложности, или преодолением экстремальных ситуаций; стоицизм – самоотречение, строгое выполнение моральных требований как основного долга в отношениях с людьми; утилитаризм – стремление достигать наибольшей выгоды и пользы, потребительство; конформизм – приспособленчество, некритическое следование стандар-там и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции и др.

    Выделяют следующие уровни усвоения человеком нравственных норм и принципов:

    1. Ознакомительно-познавательный. В процессе социализации дети знакомятся с общепринятыми в сообществах, в которых им придется жить, нормами и принципами, и у них формируются первичные понятия о том, что хорошо, а что плохо.

    3. Уровень убеждений – глубинное осознание нравственных требований и потребностей общества и превращение их в свои личные убеждения. Убеждения – взгляды, которые определяют поведение человека без принуждения (в процессе словесного воздействия людей друг на друга). На данном уровне усвоения норм человеком с развитым самосознанием, он сам способен регулировать поведение в сложных, нетривиальных ситуациях.

    1. Отключение внимания. Отвлечь внимание может всё, что действует необычно или раздражает например, ваш собеседник безнадёжно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

    2. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

    3. Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда; больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

    4. Избирательность внимания.Мы привыкли слушать одновремен-но многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать всё и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.

    5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимое желание перебить и(или) ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулированием разгромных комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть аргументы партнёра.

    Ошибки тех, кто слушает

    Какие ошибки наиболеё часто встречаются у тех, кто слушает?

    1. Удаление от основного предмета разговора (свойственно многим слушателям), в результатё чего может полностью потерять нить разговора.

    4. Размышления о чем-то еще (вредные привычки слушания):

    Внешние помехи слушания

    Помехи, исходящие от собеседника.

    · Собеседник говорит недостаточно громко или шёпотом.

    · Акцент у говорящего, монотонность, слишком быстрый или медленный темп речи.

    · Поглядывание на часы.

    · Непосёдливость, суетливость слушателей (также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, что-либо рисовать и пр.).

    · Прерывание разговора, заглядывание посторонних в аудиторию, в кабинет.

    Помехи из окружающей среды.

    · Температура в помещении — слишком холодно или жарко.

    · Окружающая обстановка или пейзаж (картины, портреты или витрины в помещении, а также пейзаж за окном).

    · Акустические помехи (шум транспорта или работающих механизмов за окном, ремонтные работы на верхнем этаже, телефонные звонки).

    · Цвет стен в помещении (красный — раздражает, темно-серый — угнетает, жёлтый — расслабляет).

    · Неприятные запахи в помещении (например, запах сырости, гнилости, краски и т. п.).

    Прочие помехи.

    · Ограниченность во времени, ощущение что “сроки поджимают”, регламент исчерпан.

    · Чрезмерная загрузка по работе, необходимость делать несколько вещей одновременно.

    · Плохая погода, космические влияния на работоспособность.

    · Привычка держать в руках посторонние предметы, например книгу или журнал.

    УРОВНИ И ВИДЫ СЛУШАНИЯ

    Уровни слушания

    В книге “Забытое искусство слушать” Маделин Беркли-Ален делит процесс на три уровня, характеризуемых определенными типами поведения, которые влияют на эффективность восприятия. Четких границ между уровнями нет, они могут перекрываться и во время деловой коммуникации сменять друг друга в зависимости от ситуации общения. По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания, снятия напряженности и увеличения эффективности взаимодействия. Описание уровней слушания может помочь сделать самоанализ своих возможностей слушания.

    История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

    Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

    • Нейтрален.
    • Терпелив.
    • Не выносит суждений.
    • Поощряет собеседника рассказывать.
    • Не формирует своего мнения в начале разговора.

    Человек редко передает словами именно то, что хочет сказать, поэтому всем нам нужно научиться вслушиваться внимательно и считывать невербальную информацию. Как уже было сказано, этот навык требует терпения, потому что в процессе слушания нам нужно сопротивляться соблазну вставлять свой комментарий при малейшей паузе.

    Преимущества активного слушания

    Многие люди задаются вопросом, зачем им вообще кого-либо слушать, ведь нужно убеждать и убеждать своего собеседника. На самом деле преимуществ у активного слушания немало и вот лишь некоторые из них:

    • Уменьшает количество недопониманий.
    • Снижает вероятность возникновения конфликта.
    • Развивает интуицию.
    • Укрепляет взаимоотношения с коллегами, семьей и друзьями.
    • Подсказывает когда действовать и как именно.
    • Позволяет быть более гибким.
    • Помогает собеседнику понять, что он был понят и услышан.
    • Открывает новые возможности.

    В конце-концов, умение слушать делает вас более привлекательным собеседником хотя бы по той причине, что большинство людей так поглощены самими собой, что желают высказаться. Такой подход помогает добиться успеха в любой области жизни.

    Качества активного слушателя

    Существует шесть качеств, которые позволят вам стать отличным активным слушателем.

    • Пристальное внимание. Это требует самосознания: 100%-ое внимание к слушателю. Вы должны убедиться, что вас ничего не отвлекает. Отключите телефон и избегайте лишнего шума.
    • Эмпатия. В данном уроке мы рассмотрели способы развития этого навыка.
    • Уважение. Подразумевает думать хорошо о собеседнике и не судить его со своей высоты. Вы необязательно должны с ним соглашаться, но вести себя достаточно уважительно.
    • Одобрение. Поощряйте собеседника не быть в оборонительной позиции и больше рассказывать о том, что он думает и что чувствует.
    • Конгруэнтность. Вы должны быть искренне заинтересованы в диалоге. Следите за своим языком тела, иначе собеседник может подумать, что вы враждебно настроены.
    • Конкретность. Будьте конкретны в своих вопросах и высказывании мнения.

    Плохие привычки слушания

    Каждый из нас так или иначе имеет привычки, которые мешают добиваться полного взаимопонимания. Вы должны обнаружить свои негативные привычки и отметить, над чем нужно работать. Будьте честны с собой.

    • Я прерываю человека на полуслове или при малейшей паузе, когда человек задумывается или набирает воздух в легкие.
    • Я быстро выношу вердикт своему собеседнику.
    • Я даю советы, когда об этом не просили.
    • Я формирую свое мнение прежде чем получу всю информацию.
    • Я нетерпелив.
    • Я теряю над собой контроль, когда слышу то, с чем не согласен.
    • Я пытаюсь изменить интересующую собеседника тему на более приятную мне.
    • Я думаю больше над своим ответом, чем над словами собеседника.

    Семь уровней слушания

    Любой человек в любом диалоге находится на одном из семи уровней слушания, что и определяет эффективность общения с собеседником.

    Если мы находимся на самых нижних трех уровнях, у нас возникают проблемы во всех сферах жизни. Мы удивляемся, почему нас не ценят и не прислушиваются к нашей точке зрения. Совершите сознательное усилие и начните как минимум сфокусировано слушать своего собеседника.

    Маленькие нюансы, которые выставляют тебя не в лучшем свете.

    bd0ba41ab71635e4c151574cc78a180d_275

    Твой опыт, профессионализм и различные навыки безусловно играют важную роль в том, как к тебе относятся коллеги, клиенты и начальник. Но то, что ты им говоришь даже в самой стандартной беседе и как ты это делаешь, имеет не меньшее, если не большее значение.

    Даже самые мимолетные нюансы в разговоре способны превратить тебя в неприятного собеседника или даже заставить выглядеть дилетантом. Так что не лишним будет проверить, не страдаешь ли ты от одной из этих проблем, и если да — пора устранять ее в срочном порядке!

    1. Намеренное усложнение речи

    Англоязычные заимствования активно входят в нашу речь, особенно деловую, и в некоторых случаях их использование абсолютно нормально — ко многим необходимым словам просто невозможно подобрать русскоязычную альтернативу.

    2. Клише

    3. Многословие

    4. Слова-паразиты

    Это когда, эм. ты вставляешь слово или звук в предложение, когда, например. ты делаешь паузу, чтобы подумать. о том, что ты собираешься сказать. И в итоге даже самый захватывающий рассказ превращается для слушателей в пытку (не говоря уже о квартальных отчетах).

    5. Доминирование в разговоре

    Что стоит сделать? Даже если ты находишься выше по служебной лестнице, чем твой собеседник, дай ему возможность высказаться и покажи, что ты его слушаешь — так ты сможешь не только услышать интересные идеи и мнение своих коллег, но и, вероятно, вызовешь у людей чувство благодарности и уважения.

    6. Фальшивые извинения

    Что стоит сделать? Постарайся добавить своему извинению искренности и избегай частых ошибок при извинениях, которые сделают ситуацию только хуже.

    Читайте также: