Придворная культура французского ренессанса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Начало французского Возрождения – середина $XV$ в. В это время оно еще тесно связано с готическим искусством, однако позже, в конце $XV$ в., когда во время походов французских королей в Италию, французские художники знакомятся с итальянским искусством, начинается решительный разрыв с готической традицией.

Возрождение во Франции в основном носило придворный характер, хотя народность проявлялась, например, в ренессансной литературе, и прежде всего в произведениях Ф. Рабле с его типичным галльским остроумием, образностью, и жизнерадостностью.

Реалистические тенденции можно отметить в миниатюре, причем и в богословских, и в светских книгах. Одним из самых известных художников французского Ренессанса является придворный живописец Жан Фуке, в портретах, миниатюрах и религиозных композициях которого в трактовке образа монументальность сочетается с тщательностью, композиционной ясностью и точностью рисунка. Интересно, что изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени заполнены поля рукописей живописца. Античные и ренессансные мотивы сочетаются также работах скульптора Мишеля Коломба.

Культура французского Ренессанса

В Западной Европе начала $XVI$ века Франция являла собой самое большое абсолютистское государство. Покровитель Леонардо, знаток искусств король Франциск I сделал двор центром культуры. Здесь работали итальянские маньеристы Россо и Приматиччо – основатели школы Фонтенбло. Демонстрацией применения ренессансных форм в архитектуре и освобождения от готической традиции являются многочисленные замки, в том числе сам замок Фонтенбло, орнаментальная лепка, живопись и круглая скульптура свидетельствовали о взаимодействии итальянской по форме, античной по сюжету культуры с чисто галльской по духу культурой.

Особого расцвета достигает жанр французского портрета, где особенно прославился придворный живописец Жан Клуэ, чьи портреты, небольшие по размеру и тщательно выписанные, производят впечатление монументальных полотен. Его сын, Франсуа Клуэ, превзошел отца, так как считается самым крупным художником Франции XVI в. Исключительно владея карандашом и акварелью, он создал галерею портретов французского двора своего времени.

Готовые работы на аналогичную тему

Во французской пластике мироощущения эпохи Ренессанса прекрасно передавал Жан Гужон, скульптуры которого пронизаны поэзией, отточены и лаконичны по форме. Однако творчество его младшего современника Пилона отличается тем, что вместо идеальных гармонически ясных образов в его работах появляются образы мрачные, экзальтированные.

Драматичность искусства Пилона есть свидетельство о приближающемся закате эпохи Ренессанса во Франции.

Наиболее отчетливо кризис художественных идеалов Возрождения проявился в новом течении, возникшем в конце эпохи Ренессанса – маньеризме (от maniera — прием, или, вернее, manierismo – вычурность, манерничанье), в основе которого лежала как бы вторичность стиля, подражательность, при всей виртуозности техники и изысканности форм, нарушение гармонии пропорций, деформация – все то, что было чуждо природе искусства Возрождения.

Ранний маньеризм, представленный творчеством таких мастеров, как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерра, Дж. Романо, отличается перегруженностью композиции, нарушением равновесия, использованием неожиданных, почти устрашающих эффектов.

Зрелый маньеризм более аристократичен, изящен и утончен. Его центрами были Парма и Болонья

Маньеризм распространился за пределы Италии – в Германии, Голландии, Испании, Франции и повлиял не столько на их живопись, сколько на прикладное искусство, которое представляло широкое поле деятельности для фантазии маньеристов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.

Первый крупный художник французского

Возрождения – Жан Фуке (ок.1420-1481),

придворный живописец Карла VII и

Людовика XI . И в портретах и религиозных композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.

Многочисленные замки по рекам Луаре и Шер – свидетельства освобождения от готической

традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне

похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее

XVI век – расцвет французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец

самого короля, он увековечил в своей портретной галерее. Победа ренессансного

мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68).

Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Легкие, стройные

фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость

вкуса неизменно связаны с французским искусством. В творчестве Жермена Пилона (1535-1590)

вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические.

Экспрессивность его искусства типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о

надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.

Основное понятие Ренессанса

Возрождение , или Ренессанс ( фр. Renaissance , итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Отличительная черта эпохи возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании ,

Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, непроизводя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Сфера его творчества

В чем проявилось своеобразие творчества

Произведение написано на итальянском языке, а не на латыни. В центре поэмы — человеческие страдания и радости

Сфера его творчества

Наиболее известные произведения

В чем проявилось своеобразие творчества

Превратил живопись в самостоятельный вид искусства.

Изображение библейских персонажей, охваченных

человеческими чувствами и страстями

Высокое возрождение

Второй период Возрождения -время самого пышного развития его

в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год . В это время центр

тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим,

благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека

честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему

двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и

важными работами и дававшего собой другим пример любви к

художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим

становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём создаётся

множество монументальных зданий, исполняются великолепные

скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор

считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли

искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно

действуя друг на друга.

Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с

большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство

водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление

предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания

искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их

самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью

фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что

считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Леонардо да Винчи

Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека,

он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные

притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший

Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.Среди авторов позднего французского Ренессанса следует, прежде всего, назвать философа и публициста Мишеля де Монтеня, писателя и мемуариста Пьера де Бурдейля Брантома, а также историка и поэта Теодора Агриппу Д’Обинье.

Титул издания второй книги

Вернуться Выводы Итак, в конце мы можем сказать, что в эпоху Ренессанса наступил невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры.

Итак, в конце мы можем сказать, что в эпоху Ренессанса наступил

невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска

классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры.

Список использованной литературы Источник Большая Советская Энциклопедия Ссылки Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения Сайт, посвященный творчеству Микеланджело Society for Renaissance Studies Литература Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с. История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с. М.Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.

Список использованной литературы

Большая Советская Энциклопедия

Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения

Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса

Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения

Сайт, посвященный творчеству Микеланджело

Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.

История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с. Яйленко Е. В.

первой половине XVII века

Французское Возрождение (XVI-XVII в.в.)

Франция в середине XVII в.в. Фронда

Фронда. Франция в

Французское Возрождение XVI века

В XVI в. во Франции получают распространение гуманистические идеи. Отчасти этому содействовало соприкосновение Франции с гуманистической культурой Италии во время походов в эту страну. Но решающее значение имел тот факт, что весь ход социально-экономического развития Франции создавал благоприятные условия для самостоятельного развития подобных идей и культурных течений, которые приобретали на французской почве самобытный колорит.

Завершение объединения страны, укрепление ее экономического единства, нашедшие свое выражение в развитии внутреннего рынка и постепенном превращении Парижа в крупнейший экономический центр, сопровождались в XVI - XVII вв. постепенным формированием национальной французской культуры. Процесс этот шел и углублялся, хотя был очень сложным, противоречивым, замедленным вследствие потрясавших и разорявших страну гражданских войн.

Настенная живопись французского Возрождения XVI века

Большие сдвиги произошли в развитии национального французского языка. Правда, в окраинных областях и провинциях Северной Франции еще существовало большое число местных диалектов: нормандский, пикардийский, шампанский и др. Сохранялись еще и диалекты провансальского языка, но все большее значение и распространение приобретал северофранцузский литературный язык: на нем издавались законы, велось судопроизводство, писали свои произведения поэты, писатели, хронисты. Развитие внутреннего рынка, рост книгопечатания, централизаторская политика абсолютизма способствовали постепенному вытеснению местных диалектов, хотя в XVI в. процесс этот был еще далек от завершения.

Однако Возрождение носило во Франции довольно заметный аристократическо-дворянский отпечаток. Как и повсюду, оно было связано с возрождением античной науки - философии, литературы - и сказалось прежде всего в области филологии. Крупным филологом был Бюде, своего рода французский Рейхлин, изучивший греческий язык настолько хорошо, что говорил и писал на нем, подражая стилю древних. Бюде был не только филологом, но и математиком, юристом и историком.

Другим выдающимся ранним гуманистом во Франции был Лефевр д'Этапль, учитель Бюде в области математики. Его трактаты по арифметике и космографии впервые создали во Франции школу математиков и географов. Он склонялся к протестантизму и еще в 1512 г., т. е. до выступления Лютера, высказал два принципиальных положения Реформации: оправдание верой и Священное писание как источник истины. Это был мечтательный и тишайший гуманист, испугавшийся последствий своих собственных идей, когда по выступлению Лютера он увидел, к чему это может привести.

Ф.Рабле - выдающийся деятель французского Возрождения XVI века

Наряду с освоением и переработкой античного наследства литература французского Возрождения впитывала в себя лучшие образцы и традиции устного народного творчества. Она отражала черты характера, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его веселый нрав, смелость, трудолюбие, тонкий юмор и разящую силу сатирической речи, обращенной своим острием против живших за счет народа тунеядцев, сутяг, лихоимцев, своекорыстных святош, невежественных схоластов.

История Франции:
История Франции: полный курс



Французская культура в эпоху Возрождения (XVI - XVII в.в.)

Французская культура XVII в. развивалась в борьбе с реакционными течениями католической контрреформации.

Абсолютистское правительство Франции проводило политику централизации в области культуры и стремилось поставить под контроль духовную жизнь страны. В 1635 г. была организована Французская Академия наук, которой было поручено составление французского словаря и грамматики французского языка. Правительство привлекало ко двору крупных писателей и художников, оказывало влияние на направление их творчества.



Французское изобразительное искусство, архитектура и философия эпохи Возрождения (XVI - XVII в.в.)

Французское изобразительное искусство в эпоху Возрождения характеризуется большими успехами в области портрета. Карандашные портреты работы художника Франсуа Клуэ передавали тонкую психологическую характеристику.

Н.Пуссен - выдающийся деятель французского Возрождения XVII века

Эпоха Возрождения вытеснила во Франции готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии французская архитектура приобрела самобытный характер. При Генрихе II Лувр был перестроен архитектором Пьером Леско, который воздвиг просторный и изящный дворец в духе новых художественных представлений.

Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510—1568). Разносторонне одаренный человек, блестящий декоратор, архитектор, рисовальщик и гравер, он иллюстрировал первый перевод на французский язык трактата Вит-рувия. Но основные его работы относятся к области скульптуры. Младшим современником Гужона был другой выдающийся скульптор Франции XVI в. — Жермен Пилон (1535—1590), мастер-самородок, вышедший из крестьянской среды.

Выдающимся художником и представителем классицизма во Франции XVII в. был Никола Пуссен (1594—1665). Его произведения отличаются глубиной общественно-философских и этических идей, возвышенной, ясной, гармоничной образностью, красотой и выразительностью колорита.

Высокого мастерства во Франции в первой половине XVII века достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В прежние времена это искусство обслуживало церковь, в XVI в. оно приобрело светский характер. Исключительно высокого уровня достигло фаянсовое производство, особенно славились изделия Бернара Палисси.

------------------------------------------------
В комментариях - дополнения в виде портретов от NADYNROM.

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки









    От NADYNROM - дополнения:

    Портрет работы Жана Бурдишона (400x500, 64Kb)

    Анна Бретонская. Портрет работы Жана Бурдишона.


    Франсуаза де Шатобриан. Возможно, портрет написан Жаном Клуэ.

    Франсуаза де Фуа (485x600, 72Kb)

    Герцогиня д'Этамп. Имя художника указано как Corneille de Lyon.


    Corneille de Lyon (486x600, 56Kb)


    И бедная, заброшенная королева Элеонора, стремившаяся заменить мать детям Франциска. Портрет работы Иоса ван Клеве.


    Cleve, Joos van Элеонора (500x599, 83Kb)

    Не знала, что при Анне Бретонской - думала при следующей королеве, когда Франциск настоял, чтобы придворные появлялись при дворе с женами (не помню только источник. )

    С одной стороны - женщины только начали "открывать лица", с другой стороны, время рыцарства со смертью Генриха считается что закончилось. Странно всё это.

    ASorel, Это я скорее просто бормочу себе под нос. Странно, что лучшее так коротко, что даже начинается не успев начаться, и заканчивается раньше конца.

    Читайте также: