Критерии разграничения частного и публичного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на то, что на сегодняшний день подразделение права на частное и публичное является общепризнанным, вопрос о критериях такого деления до сих пор относится к числу дискуссионных. В литературе обосновано несколько позиций.

1. Критерием дифференциации права на частное и публичное предложено считать метод построения правоотношений (теория субординации и координации)[2]. По мнению сторонников этого подхода, правоотношения между юридически равными субъектами регулируются частным правом, а правоотношения между юридически властвующим и подчиненным (подвластным) – правом публичным. Однако эта теория оказывается непригодной для некоторых видов правоотношений, в которых взаимодействуют юридически не подчиненные один другому (равноправные) субъекты, например, для правоотношений, возникающих при заключении и реализации публично-правовых договоров между государствами (отдельными частями государств), административных договоров между органами публичной власти, коллективных трудовых договоров между работодателем и работниками. Кроме того, публичные субъективные юридические права и обязанности могут быть реализованы не только во властеотношениях. Так, например, согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ каждый имеет право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно относится, т. е. гражданин имеет право подать иск, а суд обязан принять его к рассмотрению. Безусловно, такое отношение является публично-правовым, но является ли оно отношением властвующего и подчиненного? Конечно нет, поскольку ни гражданин, ни суд не подчиняются в данном случае друг другу, каждый из них лишь реализует свои субъективные юридические права и обязанности.

Следовательно, метод построения правоотношений не может рассматриваться в качестве универсального критерия разделения права на частное и публичное. А указание на то, что в частноправовые отношения вступают равноправные субъекты, а в публично-правовые – неравноправные (подчиненные один другому), не всегда показывает специфику частного и публичного права: в ряде случаев в публичных правоотношениях подчинение одного субъекта другому отсутствует.

2. Некоторые исследователи критерием разграничения между частным и публичным правом считают способ защиты прав их участников[3]. Согласно этой концепции частным правом регулируются правоотношения, где инициатива защиты нарушенного субъективного юридического права предоставляется самому заинтересованному лицу, а в случае если защиту инициируют уполномоченные органы власти, то правоотношения регламентируются публичным правом.

3. В качестве основания такого деления нередко называют характер реализуемого в правоотношении интереса. Исходя из этого утверждают, что частное право направлено на удовлетворение и охрану индивидуальных интересов, а публичное – общих интересов. Критерий интереса подвергается критике по следующим причинам:

А) Ввиду того, что публичные интересы иногда рассматривают как сумму частных интересов, т. е. общий интерес понимают как совокупность индивидуальных. Но если публичный интерес и можно рассматривать как совокупность индивидуальных (частных), то совокупность далеко не всех частных интересов может претендовать на общее значение. Общее не тождественно сумме отдельных явлений, общее – это лишь то, что объединяет все эти явления, то, что у них одинаково. Всё остальное их разграничивает, а не сближает. Следовательно, общее не является механическим соединением отдельных явлений. Публичный интерес – это интерес, который касается общества в целом, а не отдельных его представителей, которые по разным причинам общий интерес могут и не признавать. И наоборот, свой частный интерес они порою склонны считать публичным.

Б) В связи с тем, что в публичном правоотношении хотя и реализуется общий интерес, его участники так или иначе удовлетворяют и свои собственные интересы[4]. Но если удовлетворение публичного интереса не исключает возможности реализации наряду с ним частного интереса, то в случае осуществления только частного интереса публичный интерес не удовлетворяется.

В) Из-за того, что право в целом призвано отражать и защищать в одно и то же время как общественные интересы, так и частные. С этим нельзя не согласиться. Однако если рассматривать частное и публичное право по отдельности, относительно обособленно друг от друга, то первое прежде всего охраняет субъективные права и обязанности, реализуя которые субъекты удовлетворяют свои личные интересы, а публичное право – субъективные права и обязанности, реализация которых затрагивает интересы общества в целом. Поэтому целостность права не отрицает несходства, обособленности отражаемых и защищаемых им интересов.

Г) Поскольку полагают, что характер интереса - это проявление субъективности в праве, но ни в коей мере не сущностный признак. Здесь не учитывается, что о проявлении субъективности можно говорить только при реализации субъективных прав и обязанностей. Закрепляющие их нормы права максимально объективны, поскольку они фиксируют реально существующую дифференциацию общих и частных интересов.

Несколько иначе содержание данного критерия раскрывается тогда, когда к частно-правовым предлагают причислять те отношения, которые государство отдает на усмотрение граждан, самостоятельно решающих, использовать им или нет свои субъективные права. Одновременно с этим указывают, что содержание публичного права не может определяться или изменяться соглашением участников правоотношений[5]. Однако здесь не учитывается, что использование субъективных прав, в отличие от обязанностей, всегда зависит от усмотрения их обладателей. А заключение договоров, предполагающее самостоятельное использование субъективных прав сторонами договорного процесса, регулируется не только частным, но и публичным правом.

4. Еще одним критерием разграничения частного и публичного права считается субъектный состав правоотношения. В соответствии с ним частное право регулирует правоотношения граждан (подданных) между собой, т. е. правоотношения между лицами, подчиненными не один другому, а органам публичной власти и в этом смысле равными друг другу. Публичное же право регулирует правоотношения, где одной из сторон обязательно является государство или его часть в лице уполномоченных органов. Однако существует и точка зрения, что если субъект публичной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с теми же правовыми предписаниями, которые действуют в отношении частного лица, имеет те же субъективные права и несет те же обязанности, совершает такие же деяния, как и частный субъект (например, заключение сделок для государственных нужд, иные правоотношения между гражданами и государством как казной, т. е. государством как носителем имущественных прав и обязанностей), то он осуществляет частноправовую деятельность[6]. Вместе с тем, хотя данные правоотношения регулируются гражданским правом, физические (юридические) лица реализуют здесь свои личные интересы, в то время как органы государственной (муниципальной) власти действуют в публичных интересах. Поэтому на них могут накладываться какие-либо дополнительные ограничения, которые отсутствуют в отношении аналогичной деяельности физического или юридического лица. Следовательно, можно сказать, что такие правоотношения регулируются не только частным, но и публичным правом.

Некоторые из исследователей, не найдя универсального основания для разграничения частного и публичного права, пытаются использовать одновременно несколько критериев. Так, например, Р. Иеринг в качестве критериев деления права на частное и публичное называл характер интереса вместе с основанием и способом защиты[7]. Д. В. Ерофеева и Р. В. Шагиева в качестве основания классификации правовых норм на нормы публичного и частного права предлагают рассматривать выполняемую ими в обществе роль, а также характер защищаемых ими интересов. Однако в чем заключается различие между ролями, какую из них выполняет частное, а какую публичное право, авторы не указывают.

По нашему мнению, основными критериями разграничения права на частное и публичное являются характер удовлетворяемых интересов и субъектный состав правоотношений. В соответствии с ними к частному праву относятся нормы и принципы, которые регулируют правовые отношения между физическими и юридическими лицами, удовлетворяющими преимущественно индивидуальный интерес. Публичное право охватывает нормы и принципы, которые позволяют участникам правоотношений, удовлетворять интерес общества в целом (возможно, наряду с индивидуальными интересами отдельных лиц). При этом в публично-правовых отношениях хотя бы одной из сторон является государство или его часть в лице уполномоченных органов.

Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:

публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники которых удовлетворяют интересы общества в целом (возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права – индивидуальные, личные интересы;

в публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные его части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только физические и юридические лица;

ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией органов публичной власти.

Частное и публичное право - это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава.

Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и

Деление права на публичное и частное идёт от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства ,а частным – все, что относится к пользе отдельных лиц.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) Интерес ( если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) Предмет правого регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) Метод правого регулирования ( если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) Имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и




С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.

Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:

1) Публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники которых удовлетворяют интересы общества в целом ( возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права – индивидуальные, личные интересы;

2) В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только

физические и юридические лица;

4) Ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией

5) органов публичной власти.

Частное и публичное право – это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава. Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному изучению и анализу действующего законодательства и научных публикаций специалистов в области частного и публичного права, хотелось бы отметить, что в рамках данной работы была осуществлена попытка комплексного рассмотрения самого понятия частного и публичного права, их институтов, особенности правового регулирования и особенности проникновения их в друг друга, которые сами по себе могли бы стать отдельным предметом серьезного научного исследования.

Хотелось бы отметить, в научной литературе, вопросу частного и публичного права посвящено, относительно небольшое количество исследований, и зачастую многие исследователи, понятие частное право, отождествляют с понятием гражданское право, хотя гражданское право лишь основа частного права.

Это еще раз доказывает, необходимость изучения не только, специализированных отраслей права, но и его основ.

Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации

субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.

После проведенного исследования данной темы, можно сделать определенные выводы:

1. Для наиболее эффективной деятельности государства и общества, необходимо разумное соотношение частного и публичного права, преобладание какого либо из них над другим приводить к кризисным явлениям в экономико-социальной жизни общества.

2. В современной практике взаимное проникновение частного и публичного права, неизбежно и все более большее.

3. Применение методов публичного-правового регулирования, в практической практике частных отношений необходимо и зачастую, более эффективно, чем использование методов частно-правового регулирования.

Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и

Деление права на публичное и частное идёт от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства ,а частным – все, что относится к пользе отдельных лиц.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) Интерес ( если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) Предмет правого регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) Метод правого регулирования ( если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) Имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и

С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.

Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:

1) Публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники которых удовлетворяют интересы общества в целом ( возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права – индивидуальные, личные интересы;

2) В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только

физические и юридические лица;

4) Ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией

5) органов публичной власти.

Частное и публичное право – это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава. Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному изучению и анализу действующего законодательства и научных публикаций специалистов в области частного и публичного права, хотелось бы отметить, что в рамках данной работы была осуществлена попытка комплексного рассмотрения самого понятия частного и публичного права, их институтов, особенности правового регулирования и особенности проникновения их в друг друга, которые сами по себе могли бы стать отдельным предметом серьезного научного исследования.

Хотелось бы отметить, в научной литературе, вопросу частного и публичного права посвящено, относительно небольшое количество исследований, и зачастую многие исследователи, понятие частное право, отождествляют с понятием гражданское право, хотя гражданское право лишь основа частного права.

Это еще раз доказывает, необходимость изучения не только, специализированных отраслей права, но и его основ.

Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации

субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.

После проведенного исследования данной темы, можно сделать определенные выводы:

1. Для наиболее эффективной деятельности государства и общества, необходимо разумное соотношение частного и публичного права, преобладание какого либо из них над другим приводить к кризисным явлениям в экономико-социальной жизни общества.

2. В современной практике взаимное проникновение частного и публичного права, неизбежно и все более большее.

3. Применение методов публичного-правового регулирования, в практической практике частных отношений необходимо и зачастую, более эффективно, чем использование методов частно-правового регулирования.

Понятие публичного и частного права

Однако помимо разделения права на отрасли существует и иная классификация – дихотомичное деление права на частное (jus privatum) и публичное право (jus publicum), известное еще римским юристам. Хотя в те времена основная сфера правового регулирования находилась в области частных отношений, однако в римском праве была обоснована необходимость особого подхода к регулированию публичной сферы, в которой находятся отношения между правящими и управляемыми.

В настоящее время в российской науке общепризнанно, что в правовой системе должны быть нормы, обеспечивающие, как общезначимые интересы (публичное право), так и нормы, регулирующие интересы частных лиц (частное право).

Публичное право — это сфера правового регулирования, где одним из обязательных субъектов правоотношений является государственное лицо, наделенное властными полномочиями.

К отраслям публичного права относятся: уголовное, административное, финансовое, налоговое, таможенное право и т.д.

Частное право — это сфера правового регулирования, где в отношениях участвуют относительно равноправные субъекты.

К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное, трудовое, авторское и др.

Основные концепции разграничения публичного и частного права

В юридической науке не возникало споров по поводу выделения частного и публичного права. Однако, критерий для их разграничения всегда был камнем преткновения. В итоге появились всевозможные научные теории, предлагающие различные основания разграничения публичных и частных начал.

Все множество теорий (концепций) разграничения частных и публичных отраслей права можно разделить на два больших блока: материальные и формальные теории.

1. Материальные теории разграничивают публичное и частное право, исходя из со­держания регулируемых отношений:

2. Формальные теории разделения публичного и частного права в качестве критерия разделения отраслей выделяет способ регулирования общественных отношений или особенности построения правоотношений. Существуют три основных направления формальной теории:

В середине XX века появились научные теории, критикующие концепции жесткой дихотомиии частного и публичного права. В юриспруденции преобладающей точкой зрения стала позиция, согласно которой для правильного разграничения публичного и частного права следует применять разные критерии в их совокупности.

Современное развитие частного и публичного права

В современный период развития происходит переосмысление соотношения и разделения публичного и частного права.

Становится общепризнанным, что частное и публичное право имеют существенные отличия, но их не нужно противопоставлять, ведь они тесно связаны и взаимодействуют между собой. Нормами публичного права поддерживается социальный порядок и равновесие между частными интересами и интересами общества и всего государства. Так, реализация норм частных отраслей права невозможна без властных механизмов публичных отраслей права.

Например, присуждение истцу денежного взыскания в споре между двумя частными лицами в порядке гражданского судопроизводства при отсутствии добровольности исполнения со стороны ответчика будет бессмысленно, если отсутствуют публичные (властные) начала исполнительного права.

Взыскание алиментов, лишение родительских прав – это тоже проявление публичных начал в такой частной отрасли российского права, как семейное право.

В России и странах Европы в последнее время активно идет процесс конвергенции частного и публичного права: элементы частного права проникают в сферу публичного права, и наоборот.

В то же время, теоретические исследования относительно определения грани, разделяющей частные и публичные начала, крайне необходимы, поскольку это имеет важное практическое значение.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Разделение права на отрасли есть исключительное завоевание советской доктрины. Ни одна современная правовая система не предусматривала и не предусматривает такого деления. Частное право в общем виде является совокупностью законодательно-правовых комплексов, регулирующих гражданский оборот. В данном случае речь идет о массивах законодательства и соподчиненных им правовых явлениях, основу которых мы усматриваем в кодифицированных актах.

Ключевые слова: частное право, законодательство, публичное право, государство, гражданский оборот, собственность, правоотношения, права человека, семейное право.

Из содержания ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Но ведь и законы России также входят в эту систему, и, следовательно, она состоит не только из законов, но и включает в себя право. Таким образом, Конституция РФ видит в целом правовую систему как состоящую из законов России и права, которое нельзя назвать законом государства. Область права, а именно правовая доктрина, правосознание, правопонимание, обычное право, судейское правотворчество, соглашения равноправных субъектов, не указанные в законе, аналогия права, должна находиться за пределами закона как правила поведения.

Трудно согласиться с мнением о том, что все общественные отношения определяются лишь экономическими отношениями. Примерами могут служить национальные, расовые, межконфессиональные, культурные (в том числе образовательные), в значительной мере семейные, неимущественные отношения, права и свободы человека. В публичной сфере это отношения выбора политического режима, идеология, оборона, борьба с террором и насильственными преступлениями, выборы и плебисциты и многое другое, охрана природы например4.

Разделение права на отрасли есть исключительное завоевание советской доктрины. Ни одна современная правовая система не предусматривала и не предусматривает такого деления (и в СССР до указанного периода). Как получилось, что закон и право стали отождествлять, а советская правовая система – подразделяться на отрасли?

Вопрос о критерии классификации права на публичное и частное нельзя считать разрешенным римскими юристами; так же им нельзя отказать в его научной постановке. В связи с этим перед правовой наукой ставится вопрос о корректировке отраслевой структуры права, специфических и сходных признаках частного и публичного права, об их меняющемся соотношении8. По мнению В.А. Белова, критерий разграничения заложен в объективном праве, точнее в тех его нормах, которые определяют, какими они видят те или иные общественные отношения, подлежащие регулирование, – отношениями юридически равного к юридически же равному (координационными отношениями), или же отношениями юридически властвующего к юридически же подвластному (отношениями субординационными)9.

Как верно отмечает В.И. Иванов, есть достаточно оснований считать, что отношения в области образования, науки, культуры, прав человека, медицины, искусства также являются базисными, поскольку они служат основой создания современного гражданского общества России и ее интеграции в мировое сообщество с учетом всей специфики присущих только России особенностей10.

Законодательство государства едино, как исходящее от единого государства, но само по себе оно никакой системы не образует. Только добротная, продуманная теоретиками права классификация его структурных составляющих может послужить основой для создания системы права в целях его изучения, преподавания и для возможных практических рекомендаций законодателю и правоприменителям11.

Частное право в общем виде является совокупностью законодательно-правовых комплексов, регулирующих гражданский оборот. В данном случае речь идет о массивах законодательства и соподчиненных им правовых явлениях, основу которых мы усматриваем в кодифицированных актах (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и др.). Нормы, включенные в кодифицированные акты, регулируют гражданско-правовой оборот объектов этих кодифицированных актов в той мере, в какой эти акты позволяют их включать в гражданский оборот.

Неоднородность (гетерогенность) источников права не исключает существования между ними отношений взаимодополняемости (комплементарности). Независимо от того, какой источник является ведущим в конкретной правовой системе, она является результатом влияния различных факторов. Юридические правила, независимо от происхождения, всегда нуждаются в том, чтобы их интерпретировали; существующие между ними противоречия должны быть устранены, а пустоты заполнены; действующие положения нередко нуждаются в том, чтобы либо расширить, либо сузить сферу их влияния.

Гражданский законодательно-правовой комплекс (ЗПК)

Гражданское право и законодательство состоит из императивных и диспозитивных норм. Важнейшая особенность этого комплекса заключается в наличии общей части, имеющей определяющее значение для иных ЗПК. Современная структура гражданского законодательства состоит из кодифицированного акта – ГК РФ, включающего четыре части, иных федеральных законов и других источников, указанных в ст. 3 ГК РФ. Кроме того, гражданско-правовые нормы содержатся и во многих других законодательных актах, напрямую не относящихся к гражданско-правовому комплексу.

Предпринимательский законодательно-правовой комплекс

Основу этого комплекса не составляет какой-либо кодифицированный акт. Кроме того, следует заметить, что понятие предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, основания ответственности предпринимателей регулируется ГК РФ. Вместе с тем особенности этого комплекса очевидны, поскольку характеризуют специфическое положение субъектов, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности (банковская, инвестиционная, рекламная, оценочная, и др.), регулируемых объемными блоками законодательства, к гражданскому не относящимися. Трудно отрицать отсутствие дуализма гражданского права, который не исчезал из российской правовой действительности. Свое реальное воплощение дуализм гражданского права нашел на Украине принятием Хозяйственного кодекса.

В Российской Федерации положение иное. Высказываются мнения, что норм гражданского законодательства вполне достаточно для регулирования предпринимательских отношений. Сторонники концепции существования предпринимательского права как самостоятельной отрасли права настаивают на полной автономии и принятии отдельного кодифицированного акта, регулирующего предпринимательство. Для примирения этих позиций предлагается рассматривать предпринимательское право как законодательно-правовой комплекс частного права, а не в качестве правовой отрасли. Кроме того, законодателем могут быть восприняты идеи принятия Торгового, Предпринимательского (Хозяйственного), Коммерческого кодексов, которые систематизируют нормы в предпринимательской сфере.

Библиографический список:

1.​ Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000.

2.​ Брагинский М.И. Проблемы современного гражданского права // О месте гражданского права в системе частного права. С. 76, 77.

3.​ Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. № 1. С. 32.

4.​ Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

5.​ Дигесты Юстиниана М.: Статут, 2002. С. 83.Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 50.

6.​ Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник. М., 1996. С. 1.

7.​ Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 54, 55.

8.​ Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 26.

9.​ Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Том 44. М., 1975.

10.​ Мальцев Г.В. Соотношение частного и публичного права: Проблемы теории // Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 734.

11.​ Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 46.

12.​ Система советского социалистического права: Тезисы института права АН СССР. М., 1941.

13.​ Судебная практика как источник права / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

14.​ Пучков О.А. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 285.

15.​ Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.

16.​ Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 129.

17.​ Vitally М. La pensee juridigue. L.G.J., 1960. P. 149.

1 См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 26.

2 См.: Судебная практика как источник права / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

3 Там же. С. 34–41.

4 См.: Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 50.

5 См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Том 44. М., 1975.

8 См.: Коршунов Н.М. Указ. соч. С. 5.

9 См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

10 См.: Иванов В.И. Указ. соч. С. 53.

11 См., напр.: Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 54, 55.

12 См.: Пучков О.А. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 285.

13 Цит. по: Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.


Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Критерии деления права на частное и публичное

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Читайте также: