Фонетика и фонология кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фонетика и фонология - это два термина, которые необходимо понимать, понимая разницу между ними. Важно знать, что фонетика занимается изучением производства звуков. С другой стороны, фонология занимается изучением характеристик звуков и их изменений. В этом основное различие между фонетикой и фонологией. Очень важно помнить, что и фонетика, и фонология относятся к научному изучению языка, известному как лингвистика. Лингвистика делится на четыре основные части: фонология, морфология, синтаксис и семантика. Фонетика относится к фонологии, поскольку обе имеют отношение к звуку.

Что такое фонетика?

Фонетика занимается звуковыми органами. Органами звукоизвлечения являются рот, язык, горло, нос, губы и нёбо. Эти органы или части рта издают различные звуки. Эти звуки называются гортанными, небными, церебральными, зубными и губными. Гортани образуются в глотке, небные - из неба, церебральные - из неба, дентальные - из зубов, а губные - из губ. Однако, если вы посмотрите на IPA, международный фонетический алфавит, классификация места происхождения или артикуляции звука для согласных (легочных) намного шире. Они бывают двухгубными (губы), зубно-губными (губы и зубы), зубными (зубы), альвеолярными (альвеолярный гребень), постальвеолярными, ретрофлексными (язык загнут назад), небными (небо: твердое небо), велярными ( velum: мягкое небо), увулярный, глоточный (глотка), гортанный (голосовые связки).

Что такое фонология?

Фонология, с другой стороны, занимается звуками и их изменениями из-за различных факторов, таких как изменение климата, раса, влияние других языков и тому подобное. Существуют различные звуковые изменения, такие как дифтонгизация, палатализация, метатезис, анаптиксис, апокоп, синкопе, разрыв гласных, гаплология, ассимиляция, диссимиляция и тому подобное. Интересно отметить, что фонология играет жизненно важную роль в изучении языков или лингвистики. Это связано с тем, что фонология прокладывает путь или закладывает основу для морфологии или словообразования.

С другой стороны, можно сказать, что фонетика - это подмножество фонологии. Это связано с тем, что фонология основана на фонетике. Следовательно, фонетика играет очень важную роль в понимании происхождения звуков. Филолог придает большое значение как фонетике, так и фонологии, когда он сравнивает два или более языков и их характеристики. Лингвист допускает различные причины звуковых или фонетических изменений.

В чем разница между фонетикой и фонологией?

• Фонетика занимается изучением производства звуков. С другой стороны, фонология занимается изучением характеристик звуков и их изменений. В этом основное различие между фонетикой и фонологией.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонетику обычно определяют как раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи , но это слишком упрощённое и устарелое понимание, т.к. вне остаются такие важные явления звукового языка, как динамика, ритм, мелодия, слог, такт и т.п. Таким образом, предметом фонетики является весь план выражения в его акустической (звуковой) форме, т.е. фонетическая система языка, включающaя все звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

Фонетика помогает нам при анализе плана выражения, напр. с помощью описания образования или артикуляции звуков.

Термин фонетика может употребляться в двух значениях:

  1. Дисциплина, изучающая физическую сторону плана выражения, включая, главным образом, описание артикуляции и акустических свойств звуков речи.
  2. Дисциплина, изучающая план выражения во всей полноте (т.е. включая и фонетику, и фонологию).

Что такое фонетика?

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка (Зиндер 2017, онлайн).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, можно различать фонетику частную и общую. Частная фонетика занимается изучением фонетических средств и явлений отдельных конкретных языков либо определённых групп языков (напр., фонетика русского языка). Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков (т.е. на основе данных, полученных частной фонетикой), напр., общая фонетика может изучать, типы ударения в разных языках мира.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная (синхронная) и фонетика историческая (диахронная). Историческая фонетика изучает вопросы формирования, изменения и развития фонетических явлений отдельных языков или определённых групп языков и фонетических систем этих языков в целом. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определённом этапе развития данного языка, конкретнее – в его современном состоянии.

В описательной фонетике в силу своей сложной природы звуковая сторона языка может изучаться с трёх точек зрения (аспектов): акустической, артикуляционной и функциональной.

1. Акустический (физический) аспект фонетики

Звуки речи возникают в результате колебательного движения воздушной среды. Источником звуков речи является колебание голосовых связок в гортани и трение воздушной струи о стенки речевого аппарата. Исходя из этого, мы можем характеризовать звуки речи по их высоте, интенсивности (силе), спектру и длительности (протяжённости звука во времени).

  • Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых связок – чем чаще происходят колебания, тем выше звук; единица измерения высоты звука – герц (Гц). Среди звуков различаются тоны (чаще всего гласные) и шумы (чаще всего согласные).
  • Сила звука – это количество энергии, проходящее за 1 сек. через 1 см 3 площади, расположенной перпендикулярно направлению звуковой волны. Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Силу звука необходимо отличать от громкости.
  • Громкость – это восприятие интенсивности (силы) звука слуховым аппаратом человека. Зависимость между интенсивностью и громкостью звука определяется высотой: звуки, одинаковые по силе, но различные по высоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Единица измерения уровня силы звука – децибел (дБ).

Восприятие звуков

2. Артикуляционный (анатомо-физиологический) аспект фонетики

Анатомо-физиологический аспект фонетики изучает строение и работу произносительного (речевого) аппарата (см. блок 2 - Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат).

3. Функциональный (лингвистический) аспект фонетики

Рассматривает звуковую сторону языка с точки зрения её функций в процессе коммуникации, другими словами – это функциональная фонетика (сегодня – фонология) .

Это интересно!

Как отмечает Л.Р. Зиндер, современная фонетика различает в звуке речи 4 аспекта: функциональный (лингвистический), артикуляторный, акустический и перцептивный (восприятие звука/звуков речи органами слуха) (Зиндер 2017, онлайн).

Восприятие звуков

Функциональный аспект фонетики как особая область был выдвинут в 70-х гг. XIX в. И.А. Бодуэном де Куртенэ, который предположил, что кроме кроме материальной природы звуков (акустический и физиологический аспекты) фонетика также изучает роль звуков в механизме языка, их значение для чутья народа .

Основываясь на идеях И.А. Бодуэна де Куртенэ, его ученик Л.В. Щерба создал оригинальную фонетическую теорию, ядром которой является учение о фонеме: . элементы смысловых представлений оказываются зачастую ассоциированными с элементами звуковых представлений; так, л в словах пил, бил, выл, дала ассоциировано с представлением прошедшего времени; а в словах корова, вода ассоциировано с представлением субъекта; у в словах корову, воду – с представлением объекта и т.д. . Другими словами, отдельная звуковая единица может характеризоваться связью со значением благодаря тому, что она составляет звуковую оболочку морфемы: звук [л] – звуковую оболочку глагольного суффикса прошедшего времени, звуки [а], [у] – звуковые оболочки падежных окончаний имён существительных. Такая звуковая единица называется фонемой. Фонему можно рассматривать в трёх отношениях:

  1. Фонема как мельчайшая звуковая единица, способная иметь непосредственную связь со значением, т.е. потенциально связанная со значением.
  2. Фонема как предел линейного членения речевого потока.
  3. Фонема как независимая единица в системе фонетических противопоставлений

1.2 Фонология

Фонология – функциональная фонетика, которая рассматривает звуковую сторону языка как систему средств выражения, отвечающих каким-либо целям, т.е. выполняющих определённые функции.

В XX в. в период между двумя мировыми войнами возникла Пражская лингвистическая школа, к основным принципам которой относится положение о функциональности языковой системы, отсюда вытекает необходимость исходить при лингвистическом анализе из функциональной точки зрения. Пражская школа положила основу для разграничения фонетики в узком смысле слова от фонологии как функциональной фонетики, занимающейся функциональными, инвариантными единицами речи, т. е. фонемами.

Фонема – это минимальная дискретная единица плана выражения, составляющая звуковую оболочку значимых единиц языка (морфем), способная различать звуковые оболочки разных морфем или их вариантов.

Главными функциями фонемы являются:

При описании фонетической системы языка, и особенно при разборе взаимоотношений между инвариантами (фонемами) и вариантами (аллофонами) очень важную роль играет понятие позиции, т.е. все фонетические явления, находящиеся в соседстве звука, а также и другие явления, накладывающиеся на данный звук прямо, напр. ударение, мелодия.

Определение фонемы в работах чешских учёных

Как отмечают О. Шефчик и З. Палкова, фонема – это (самый) минимальный инвариант звуковой формы языкового знака. Фонема – это элементарный звуковой сегмент, для которого характерна способность дифференцировать (различать) более крупные единицы языковой системы, напр. морфемы либо формы слов (Šefčík, Palková 2017, онлайн).

Итак, можно сделать вывод, что основная функциональная единица плана выражения называется фонемой, её конкретизации (реализации), т.е. позиционно обусловленные варианты, называются аллофонами.

Фонемы являются в данном языке различителями слов (словоформ) и морфем, ср.:

  • балка – палка /б/, /п/
  • вол – вал /о/, /а/
  • брат – брать /т/, /т’/

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а потому и оказываются простейшими (минимальными) единицами языка.

Фонемы – минимальные единицы плана выражения, составляющие звуковую оболочку более сложных единиц, напр. морфем. Морфемы – это минимальные двусторонние единицы языка, которые нельзя разложить на более мелкие значимые единицы плана содержания, напр. звуковую оболочку морфемы стол можно разбить на отдельные фонемы /с-т-о-л/, не обладающие самостоятельным значением. В отличие от морфем слова могут состоять или из одного простого знака (морфемы), напр., за, да, на, или из ряда простых знаков (морфем), напр. стар-ик-и, дел-а-л-а, стол-ø и т.д.

Отсюда следует, что при анализе и описании языка основными единицами являются:

  1. фонема, как минимальная единица плана выражения, т.е. минимальная единица языка, не имеющая самостоятельного значения, но помогающая различать значения более крупных единиц, напр., морфем и слов (словоформ);
  2. морфема, как минимальная двусторонняя единица, т.е. минимальная последовательность фонем с определённым значением (единица плана содержания).

Московская фонологическая школа (МФШ)

Московская фонологическая школа (МФШ) – одно из основных направлений в русской фонетике и фонологии, опирающееся на идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме и её сути. МФШ возникла в конце 1920-х гг., её основателями являются Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский и др. Обобщение, углубление и развитие теории МФШ было осуществлено М.В. Пановым, который подробно описал фонетический уровень русского языка.

Основа теории МФШ – учение о фонеме. Важнейшее положение – необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка.

(Касаткин 2017, онлайн)

1.3 Известные учёные

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII в., оно было вызвано потребностями обучения глухонемых. В конце XVIII в. Х. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных. К середине XIX в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке.

Пражская лингвистическая школа

Пражская лингвистическая школа – одно из направлений структурной лингвистики. Основу школы составил кружок, сложившийся во 2-ой половине 1920-х гг. в Праге вокруг В. Матезиуса (известен как Пражский лингвистический кружок). К участникам кружка (Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский) присоединились эмигранты из России – Р.О. Якобсон и живший в Австрии Н.С. Трубецкой. Кружок окончательно сформировался к 1928 г. С 1929 г. издавались Труды кружка (на французском языке). Деятельность кружка прервалась после немецкой оккупации Чехословакии в 1939 г., после войны работа кружка была возобновлена (до 1953 г.).

Все представители Пражской лингвистической школы разграничивали язык и речь и стремились рассматривать явления языка в системе.

(Алпатов 2016, онлайн).

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) – один из создателей теории фонемы. Развил концепцию фонемы, воспринятую им от И.А. Бодуэна де Куртенэ. Является основателем Ленинградской фонологической школы.

Ленинградская фонологическая школа

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) – одно из направлений в фонетике и фонологии, исходящее из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Развивается наряду с МФШ (см. выше).

ЛФШ внесла значительный вклад в разработку теории слога и слоговых языков. Представители ЛФШ (Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко, В.Б. Касевич, Л.А. Вербицкая и др.) придают огромное значение исследованию речевой деятельности, занимаются вопросами восприятия речи, а также вопросами орфоэпии.

(Касевич 2017, онлайн).

Здесь важно различать понятия звук речи и звук. Звук вообще, т.е. звук как физическое, акустическое явление, возникает как результат механических колебаний материальных частиц упругого тела и является родовым понятием по отношению к звуку речи. Звук речи как понятие видовое следует определять с учётом конкретных признаков, по которым он отличается от всех других звуков, напр. звуков природы, музыкальных инструментов, звуков животных. В качестве важнейших отличительных признаков звука речи можно назвать следующие: 1) звуки речи образуются с помощью речевых органов человека, его речевого аппарата (ср. при хлопке ладонями тоже возникает звук, при ударе ногой о землю возникает звук); 2) звуки речи используются в процессе общения людей, т.е. выполняют социальную, коммуникативную функцию (ср. напр. такие звуки, как свист, вздохи, стоны); 3) звуки речи сами по себе не выражают языковых значений (напр. звук [а] или [т]). На основании перечисленных признаков звук речи можно определить как звук, создаваемый с помощью речевых органов человека, служащий средством общения людей, лишённый языкового значения.

В некоторых учебниках встречается также термин перцептивный аспект фонетического описания, который относится ко всем процессам восприятия звуков речи – от чисто физического и физиологического до лингвистической интерпретации полученного звукового сигнала (подр. см. Современный русский язык 2016, 15).

БОДУЭН де КУРТЕНЭ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М., 1963. С. 66.

ЩЕРБА, Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. СПб., 1912. С. 6-7.

В данных учебных материалах звуки речи будут обозначены при помощи квадратных скобок, напр., [б], фонемы будут обозначены при помощи косых скобок, напр., /б/. В некоторых учебниках и учебных пособиях фонемы обозначаются при помощи угловых (ломаных) скобок – .

Литература

Mgr. Anastasija Sokolova, Ph.D.Кафедра русского языка и литературы – Педагогический факультет Университета им. Масарика

Техническое и графическое сотрудничество:

Сервисный центр по электронному обучению в Университете им. Масарика, Факультет информатики Университета им. Масарика

Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:

  1. с точки зрения их физических (акустических) признаков;
  2. с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте;
  3. и самое главное — с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область — фонологию.

Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только первых два аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений языка теснейшим образом между собой связаны, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию — как ее неотделимую часть и организующее ядро.

Разделы страницы об общей фонетике:

  • Фонетические дисциплины
  • I. Акустика звуков речи (физический аспект фонетики))
  • II. Физиология звуков речи (биологический аспект фонетики)
  • III. Фонология - наука о звуковом строе языка или функциональная фонетика (собственно речевой аспект)
  • Классификации звуков речи
  • Фонетические и фонологические ресурсы Литература о звуко-тоновом строе языков

Фонетические дисциплины

Итак, фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи [согласные, гласные, сонорные и полугласные], слоги, ударения, интонацию [просодику]. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи - изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника (физиология речи) - изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология - изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Я бы по-другому употреблял эти термины. Под фонетикой имел бы ввиду частную фонетику (относимую к конкретному языку), а под фонологией - общую науку о звуках речи.

Также и термины лексика, грамматика, семантика, графика - оставил бы для частного языкознания, а лексикология, грамматология и семантология - за общим языкознанием. Правда, сейчас под грамматологией понимают науку о письменностях, но последнюю логично назвать графологией. И опять тут казус, т.к. под графологией понимается наука определения по почерку психики и настроения человека. Чтобы избежать путанницы, последнюю можно назвать, например, графистикой или субскрибистикой.

I. Акустика звуков речи (физический аспект фонетики)

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном (таков, например, звук струны скрипки). Если же, напротив, колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом (таков, например, звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], ft], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([г], [1], In], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Что касается высоты звука, то человеческое ухо способно воспринимать частоты от 16 до 20 000 Гц (герц — одно колебание в секунду); диапазон, используемый для речи, значительно уже. Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т.е. их специфической огласки. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о], 11] от [и] и от [d] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возникающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т. д. (ср. явление эха, наблюдаемое в горах, на лесных полянах и т. д., но не на ровном поле). При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное разнообразие звуков нашей речи.

Применяемые в настоящее время электроакустические методы исследования звуков дают возможность разлагать сложный звук на составляющие его тоны, т. е. получать его спектр , выделяя в нем отдельные полосы концентрации частот, или так называемые форманты (ед. ч.— форманта, сокращенное обозначение F). С помощью специальных аппаратов (разного рода спектрографов) получают спектрограммы звуков и звукосочетаний, наглядно изображающие формантную структуру каждого звука и позволяющие точно измерить и охарактеризовать отдельные форманты, которые определяют его тембр.

II. Физиология звуков речи (биологический аспект фонетики)

Подразделением биологического аспекта является перцептивный аспект. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (речеслуховой анализатор) — так называемую зону Вёрнике (около первой височной извилины левого полушария). Но эти процессы изучены пока меньше, чем процессы артикуляции.

На иллюстрации слева показаны зоны артикуляции согласных: 1) губная (п), 2) зубная (е), 3) церебральная (r?), 4) среднеязычная (как в нем ich), 5) заднеязычная (k). Альвеолярная зона находится между зубной и церебральной.

Эволюция артикуляции звуков речи

Принято считать, что набор фонем в языке никак не связан с анатомическими особенностями речевого аппарата его носителей. Группа лингвистов под руководством Балтазара Бикеля из Цюрихского университета поставила этот взгляд под сомнение. Проанализированные исследователями данные палеоантропологии, биомеханического моделирования, этнографии и исторической лингвистики согласуются с гипотезой о том, что изменение прикуса, связанное с появлением сельского хозяйства и ростом доли мягкой пищи в рационе, способствовало распространению губно-зубных согласных, таких как в и ф.

Изменения артикуляции звуков в потоке речи

К биологическому аспекту относится также изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и подразделяют на

  1. комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве, и
  2. собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д.

Комбинаторные изменения звуков в слове

Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации [изменения между гласным и согласным], ассимиляции [изменения между гласным и гласным или между согласным и согласным] и диссимиляции.

Аккомодация фонем

Изменения в артикуляции согласных лод влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных называют аккомодацией.

Асимиляция (уподобление) фонем

Ассимиляция бывает полной и частичной. Ассимиляция называется полной, если оба звука становятся совершенно одинаковыми, например бесшумный [ш], сжечь [ж], подтереть [т']. Ассимиляция называется частичной (неполной), если происходит употребление лишь в одном компоненте артикуляции.

По направлению уподобления ассимиляция бывает прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной). При регрессивной ассимиляции происходит наложение экскурсии последующего согласного на рекурсию предыдущего. При прогрессивной ассимиляции, которая встречается значительно реже регрессивной, рекурсия предыдущего согласного накладывается на экскурсию последующего.

Аккомодация и ассимиляция могут быть либо предвосхищающими, либо инерционными.

Диссимиляция (рподобление) фонем

Менее широко встречаются явления, противоположные ассимиляции, — явления диссимиляции , или расподобления, звуков.

Ассимилятивные и диссимилятивные процессы действуют и при разного рода осложнениях или, напротив, упрощениях в группах согласных.

Особый случай диссимилятивного упрощения звукового состава слова представляет собой гаплология, при которой устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например минералогия вместо минерало + логия [или этруский вместо этруск-ский].

Позиционные изменения звуков в слове

К собственно позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Полная степень редукции — это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога, в частности: а) апокопа — отпадение конечного гласного или конечной части слова и б) синкопа — выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова.

III. Фонология - наука о звуковом строе языка (речевой аспект, функциональная фонетика)

Фонология (от греч. phone – звук и . логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому фонологию иногда называют функциональной фонетикой.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику).

Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.). Важнейшим понятием фонологии является понятие позиции, которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

Классификации звуков речи

Артикуляторная классификация. Прежде нужно сделать примечание о способах изображения звуков речи на бумаге. Обычные буквы, орфографическая запись дают несовершенное изображение: одной букве может соответствовать несколько звуков и один звук может изображаться разными буквами либо сцеплением букв. Поэтому в лингвистике используется специальная система записи — транскрипция.

Читайте также: