Причины возникновения государства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство) – государство в Восточной Европе, сформировавшееся в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей и существовавшее в IX-XIII веках.

Предпосылки появления государства

Главной причиной образования Древнерусского государства считается потребность населения совместно защищать свои территории от набегов кочевых народов.

Возникновение государства у восточных славян

Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.

Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Политика древнерусских князей

Хронология правления

* С 1132 г. начинается период феодальной раздробленности.

Рюрик (862-879 гг.)

Полулегендарная личность, как и его братья. В истории Древнерусского государства его роль заключалась лишь в том, что во время его правления начали формироваться первые институты власти.

Олег (879-912 гг.)

Продолжил объединение племен под властью Рюриковичей. В 882 г. ему удалось захватить Киев и перенести туда столицу молодого государства. Установил ежегодный размер дани для племен Новгородской земли (словен, кривичей и меря), распространил княжеское влияние на племена древлян, северян и радимичей. Также при Олеге началось строительство крепостей вблизи Киева.

В 907 г.и 911 г. были заключены договоры с Византией, регулирующие торговлю, решение правовых и военных вопросов.

Игорь Рюрикович (912-945 гг.)

Ухудшились отношения с древлянами, походы против Хазарского каганата и Византии оказались весьма неудачными. После похода на Константинополь в 944 г. Игорю удалось добиться заключения договора, подтверждавшего многие положения документов 907 г. и 911 г. Однако новое соглашение упраздняло пункт о беспошлинной торговле, что не может считаться успехом.

Ольга (945-960 гг.)

Княгиня показала себя мудрой и жесткой правительницей. Окончательно подчинила древлян, убивших ее мужа. Послы древлян были казнены, столица Искоростень сожжена, а племена обложены большой данью.

В Новгородской земле Ольга ввела новую систему налогообложения. Полюдье было заменено оброком: представители племен должны были самостоятельно привозить дань в указанные места (погосты) и передавать ее назначенным людям (тиунам).

Ольга считается первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского образца (предположительно 957 г.). Сделано это было для заключения выгодного договора.

В 968 г. во время отсутствия Святослава Ольге пришлось оборонять Киев от печенегов. Город спас вовремя подошедший отряд воеводы Претича.

Святослав Игоревич (960-972 гг.)

Прославился как успешный воин и полководец, полжизни проведший в походах. Именно с княжения Святослава можно серьезно говорить о международной политике Древнерусского государства, разрешением внутриполитических проблем больше занималась его мать Ольга.

К очевидным достижениям Святослава историки относят:

В 970-971 гг. князь предпринял безуспешный поход на Византию, после которого Святославу не удалось вернуться на Русь, так как на его пути встали печенеги. Историки предполагают, что они были посланы императором Византии из страха перед еще большим усилением Древнерусского государства. В 972 г. Святослав был убит при очередной попытке вернуться в Киев.

Ярополк Святославич (972-978 гг.)

Ярополк стал Киевским князем по завету своего отца Святослава. В этот период отмечается активное взаимодействие Киевской Руси и Германии, характеризовавшееся, в том числе, династическими браками. Ярополку приписывают начало чеканки собственных монет Древней Руси. Считается, что Ярополк поощрял распространение христианства на Руси и, по одной из версий, после смерти Святослава, не терпевшего христианство, крестился сам.

Владимир пришел к власти насильственным путем. В ходе междоусобиц он обманом выманил Ярополка на переговоры, до места которых киевский князь живым не добрался.

Владимир является значимой фигурой в истории Древнерусского государства. Во время его правления были покорены вятичи и радимичи, присоединены Карпатская Русь и некоторые районы Польши. Впоследствии с помощью династических браков между Русью и Польшей установились мирные отношения.

На южном фронте угрозой для Древней Руси стали печенеги. Эту проблему Владимир пытался решить путем строительства пограничных крепостей, в которые набирал лучший воинов из северных племен. Переселение представителей севера на юг ускорило размытие племенных границ, важность приобрела граница государственная.

Святополк Владимирович (1015-1019 гг.)

Ярослав Владимирович (1019-1054 гг.)

На время правления Ярослава Мудрого приходится расцвет Древнерусского государства. Постоянная резиденция князя в период борьбы с братом Мстиславом была перенесена в Новгород, который до 1036 г. стал политическим центром. В 1036 г. умирает Мстислав, а Киев захватывают печенеги, после победы над которыми Ярослав переносит столицу обратно в Киев. В память об этой победе был заложен собор Святой Софии.

Историки отмечают активную династическую политику Ярослава Мудрого. Его дети от второй жены разъехались по всей Европе и стали членами правящих династий во многих странах. Например, Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I Гертруде, а Всеволод – на дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

Триумвират Ярославичей (1054-1073 гг.)

Период характеризуется равноправным княжением трех старших сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. До 1073 г. они избегали противоречий между собой и успешно боролись с побочными ветвями Рюриковичей. Закономерно, что с каждым годом их достаточно долгого правление росло недовольство их младших братьев и внуков.

В 1073 г. Святослав и Всеволод обвинили брата в сговоре против них и изгнали в Польшу. На этом триумвират распался, и Русь погрузился в длительный период междоусобных войн.

В это же время начались набеги половцев на Русь, первым от них пострадал Всеволод, владевший Переяславлем, однако в 1068 г. половцы добрались и до Киева. Их разорительные набеги продолжались в течение многих лет, но разрозненность русских князей не позволяла им собрать силы, достаточные для того, чтобы дать отпор кочевникам. В 1097 г. Владимир Всеволодович инициировал Любечский съезд князей, целью которого было достичь договоренности о прекращении распрей. Несмотря на формально достигнутый компромисс, условия соглашения не были соблюдены всеми участниками съезда.

Владимир Всеволодович (1113-1125 гг.)

Еще до вокняжения в Киеве Владимир Мономах приобрел определенное влияние на Руси. Его мирные инициативы предотвратили окончательный распад Древнерусского государства, а в 1111 г. под его руководством русские князья окончательно разбили половцев в битве на реке Салница.

Период правления Мономаха - один из самых политически стабильных в истории Киевской Руси. Владимир через своих детей единолично контролировал большую часть территорий государства, а в 1119 г. расширил его за счет присоединения Минского княжества. Для укрепления внутриполитической обстановки стали заключаться династические браки между Рюриковичами.

Владимир также провел последнюю в истории двух государств войну с Византией (1116-1123 гг.). Ничего значительного, кроме заключения очередного династического брака эта война Руси не принесла.

Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.)

Мстислав занял киевский престол без особых проблем, братья признавали его старшинство. Относительно успешны были его походы против Полоцкого княжества и в Прибалтику. Однако значительных исторических событий во время его княжения не отмечается.

После смерти Мстислава Древнерусское государство погрузилось в долгий период феодальной раздробленности, которая совпала, помимо прочего, с вторжением татаро-монголов и установлением ига в 1240 г. Киев в это время оставался столицей лишь номинально, а само государство как единое целое практически перестало существовать.

Принятие христианства

Цивилизационное значение

Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.

Политическое значение

После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.

Культурное значение

Проникновение богатой и развитой византийской культуры в Киевскую Русь дало импульс развитию собственной культуры Древнерусского государства. Так, почти сразу стали появляться первые памятники архитектуры, визуальной и письменной культуры.

Специфика культурных ценностей вовсе не означает, что Российское государство возникло и развивалось особым, совершенно отличным от других государств путем. Нет, те законы развития государства, которые были присущи всем государствам, прослеживаются и в России, правда, действие их проявлялось несколько иначе. Начало государственности у восточнославянских племен относится к VIII—IX вв.

н.э., когда происходит переход от присваивающей к производящей экономике, возникает имущественное неравенство. В это время на территории расселения славян возникают города-государства, в которых для организации их жизнедеятельно - сти были: аппарат управления (народное собрание, совет); город- екая община, т.е. территориальная организация, объединявшая уже не кровных родственников, а соседей; органы принуждения (дружина во главе с князем). С XI в. последствия неолитической революции, т.е. использование металлических орудий труда, общественное разделение труда, приводят к выделению ремесленников, купцов, дружинников, городской администрации. В дальнейшем среди славянских городов-государств выделяются Новгород, Ладога, Киев, вокруг которых и стала формироваться славянская государственность. Следовательно, внутренние социально-экономические процессы создают предпосылки формирования государственности.

После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора Рюрик стал полновластным правителем Новгородской земли и основал первую династию русских князей и царей. Необходимо отметить, что более достоверным историческим лицом, ставшим родоначальником династии Рюриковичей, является Великий князь Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.

Но экономическому неравенству предшествовало политическое неравенство, вызванное особенностями цивилизационного развития.

Так, на развитие Российского государства оказали существенное влияние размеры его территории и географическое положение. Территория будущего централизованного государства находилась в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере вдоль Северного Ледовитого океана простиралась тундра, а на юге — лесостепь, переходящая в степь. Недостаток влаги, которая выпадала в виде дождей в течение двух-трех месяцев, часто приводил к засухе. Если в Западной Европе в распоряжении крестьянина было восемь-девять месяцев, благоприятных для сельскохозяйственных работ, то русский крестьянин должен был вырастить и собрать урожай зерна в течение че- тырех-пяти месяцев.

Суровый климат, низкая урожайность, ограниченность крестьянской запашки во многом предопределили коллективные формы ведения хозяйства.

Поэтому в России сложились прочные общинные традиции, которые поддерживали помещики и государство. Община олицетворяла для крестьянина общество, справедливость, ибо без общины он не мог выжить. Объединить усилия многочисленных общин могло лишь сильное централизованное государство. Этим было вызвано выделение политического класса, монопольно осуществляющего функцию управления. Наличие власти над зависимым населением открывало правящему классу доступ к богатству.

Огромную роль в формировании российской государственности сыграло христианство, принятое в 988 г. Оно более всего соответствовало сложившемуся укладу жизни крестьянской общины, где интересы общества ставились выше интересов отдельно взятого человека.

Кроме этого, следует отметить, что обширная территория обусловила экстенсивный путь развития народного хозяйства, т.е. развитие не за счет совершенствования качества труда, культуры производства, а благодаря вовлечению дополнительной рабочей силы и освоению новых территорий, полезных ископаемых. Это могло происходить только при наличии сильного государства.

Необъятные просторы России всегда манили к себе завоевателей. Достаточно сказать, что в XV! в. Русское государство воевало 43 года, в XVII в. — 48, а в XVIII в. провело в войнах 56 лет. Для защиты территории требовались значительные вооруженные силы и большие расходы на их содержание.

Все эти факторы объясняют причину формирования в России культа государства, причем государства автократического типа. Кроме того, не следует забывать и о почти 300-летнем периоде, когда Русь находилась под властью татаро-монгольских завоевателей, что нарушило нормальное развитие российской государственности.

В этот период произошло заимствование отдельных элементов государственности у Золотой Орды.

В сознании рядовых общинников государство ассоциировалось с заботливым отцом, в роли которого выступал князь, царь, монарх. Их власть обожествлялась, наделялась такими качествами, как справедливость, благочестие, непогрешимость, милосердие, забота о подданных.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская — форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

2) римская — форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская — форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская — форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве — по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве — в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

Печальное зрелище представляла собой земля, на которой жили славяне, некогда объединенные в Древнерусское государство.

В тот период, когда активные военные действия не велись, русский народ постепенно начинает накапливать силы, хотя русская земля по-прежнему остается разделенной на отдельные княжества. Объединение княжеств и создание централизованного государства на развалинах империи Рюриковичей началось реально в XIV в., когда возросли силы русских земель для более активного сопротивления русских князей Золотой Орде. В центре этих процессов находились московские князья. Среди них особо выдающуюся роль сыграли Иван Калита и Дмитрий Донской, дед и внук.

Второй князь, Дмитрий Донской, вошел в историю тем, что первым выступил против монголов что называется с открытым забралом: он возглавил битву на Куликовом поле (1380 г.), которая, хотя и не позволила полностью разгромить монголов, воодушевила русский народ, влила в него такие мощные жизненные силы, что в дальнейшем привело к полному освобождению от татаро-монгольских захватчиков.

Московскому княжеству в эпоху Дмитрия Донского уже не было равных. Борьба продолжалась, находились соперники и враги, но исторический процесс уже твердо определился: вокруг Москвы идет создание нового государства, а Москва станет его столицей[62].

Любопытно исследовать, какие же факторы обусловили появление Российского государства и в чем состоит разница казалось бы таких сходных процессов: возникновение Древнерусского государства и образование государства Российского.

5.2. Фактор насилия в образовании Российского государства

Именно климатические условия обусловили то, что и в образовании Российского государства фактор насилия сыграл свою роль. Только на данном этапе мы не видим со стороны русского народа массированных завоевательных операций. Насилие с его стороны носило не столь широкомасштабный характер и другие народы (XIV–XV вв.) не захватывало. Если насилие как фактор, оказавший значительное влияние на образование Древнерусского государства, было обращено в основном во вне и применялось по отношению к другим племенам и народам, то на данном этапе развития российской цивилизации фактор насилия становится иным: оно большей частью обращено внутрь и применяется к своим же русским людям, объединенным в отдельные разрозненные княжества. Смысл борьбы между отдельными княжествами сводится к обладанию статусом великого княжества. А теперь об этом чуть подробнее.

Однако такой способ усиления княжества был явно ненадежен и рискован. Но Северо-Западная Русь так и не стала центром Российского государства не только поэтому. Этот регион не обладал географической замкнутостью, а был открыт для завоеваний как со стороны моря (севера), так и со стороны суши (запада). Окружали же его сильные государственные образования, способные составить не только достойную конкуренцию, но и подавить при удобном случае.

Не хватало Северо-Западу и масштабности, т. е. территориального пространства, которое в дальнейшем, при переходе к феодальному землевладению, стало составлять основу государственности.

Фактор насилия проявлял себя и в других формах. Прежде всего в форме беспрерывной борьбы отдельных княжеств. Трудно сказать, являлся ли он положительным фактором или отрицательным. Дело в том, что предметом первой необходимости на Руси была замена старого порядка новым, переход от родовых княжеских отношений к государственным. Именно от этого зависели сила и могущество Руси и ее способность сопротивляться монголам.

Постепенно обнаруживается в северных княжествах окончательное ослабление родовой связи между князьями. Становится правилом и даже особо не порицается борьба сильнейших князей против слабейших, нарушение всех родовых прав и счетов, их старание приобрести в этой борьбе средства для дальнейшего усиления своего княжества за счет других. В этой борьбе в качестве орудия используются и монголы. В конечном счете эта насильственная борьба за усиление влияния одного из княжеств, а именно Московского, завершилась созданием сильного государства, которое позволило освободиться от татаро-монголов и начать новую борьбу с Королевством Польским за расширение территории и присоединение южной части российской цивилизации. Став могущественным, Российское государство вошло в семью европейских государств.

Эту мысль хочется подтвердить всего лишь двумя характерными историческими фактами: завоеванием Московским княжеством Твери и присоединением Новгорода.

Так и Новгород закончил свое независимое существование и превратился в часть Московского государства.

5.3. Диффузия как непременный атрибут российской государственности

Русские княжества, оставшиеся на развалинах Древнерусского государства, пришли в упадок. Постоянные набеги неспокойных южных соседей волей-неволей заставляли славянские народы переселяться в места, где не существовала столь смертельная опасность разграбления и их физического уничтожения.

Куда же переселялись славяне и как шло заселение Восточно-Европейской равнины? Этот вопрос с особой тщательностью исследовал В.О. Ключевский, любивший повторять, что история Российского государства это есть прежде всего история его колонизации.

Диффузия русского народа и его навыков социальной жизни не закончилась на междуречье Оки и Волги. Образовавшееся здесь сильное Ростово-Суздальское княжество позволило накопить силы для дальнейшей диффузии зачатков российской государственности. Но предварительно русскому народу надо было пройти через трудные испытания (раздробленность Суздальской Руси, как, впрочем, и других русских земель, татаро-монгольское нашествие и др.).

Лишь спустя два века русскому народу удалось преодолеть трудности и суметь организовать самого себя. На рубеже XV–XVI вв. было создано сильное централизованное Российское государство.

Но это, как ни странно, только подтолкнуло дальнейшее развитие диффузионного процесса. Казалось бы, русский народ, столь настрадавшийся от тяжелейших испытаний и просто жаждавший мирной жизни, должен был остановиться и оглянуться на самого себя, а затем заняться обустройством своего только созданного государства. Но не тут-то было. Страсть к расширению своей территории и навязыванию своих порядков другим народам овладела им бесповоротно.

Однако и естественные границы не приостановили диффузию российской государственности и не стали препятствием на ее пути. Она перешагнула даже на американский континент: была присоединена и Аляска.

Неизвестно, как обстояли бы дальше дела с неуемной страстью к расширению своей территории, если бы Россия не встретилась на пути своего расширения с народами, стоявшими на более высокой ступени развития и если бы они не составили ей в дальнейшем конкуренцию.

Кроме того, в начале XX в. для Российского государства опять наступили не лучшие времена. Октябрьские события 1917 г. и вовсе ее поставили на колени. Дело дошло до того, что Россия скукожилась чуть ли не до размеров эпохи образования Российского государства (начало XVI в.). Пережив кризисный период и окрепнув, Россия, существовавшая уже в лице Советского государства, столь любимый ею диффузионный процесс распространения государственности по своему типу и подобию возвела на новую недосягаемую высоту: она придала ему всемирные масштабы. Так называемая мировая социалистическая система, в которую входили все центрально-европейские и некоторые азиатские государства, — это всего лишь часть зоны ее влияния. Диффузионный процесс затронул даже многие африканские страны (Эфиопия, Мозамбик, Ангола и др.).

Задумаемся, откуда у русского народа такая страсть к распространению своей государственности и приобретенного государственно-правового опыта развития (кстати, далеко не всегда и не во всем лучшего)?

Первая причина. Характер местности, на которой волею судеб было предназначено проживать русскому народу. Восточная Европа — равнинная местность, где отсутствуют естественные непреодолимые препятствия.

Вторая причина. Суровые природные условия, которые дают такую закалку людям, что, дойдя до естественных препятствий, например Уральских гор, Берингова пролива, они не останавливаются и успешно их преодолевают.

Третья причина. Встреча на своем пути народов, для которых еще был приемлем варварский или полуварварский способ жизни (например, в Сибири, на Дальнем Востоке), а также народов, стоявших на более низкой ступени цивилизованного развития.

Четвертая причина. Русский народ при вживании в чужие местности не проявлял себя как народ жестокий, ломающий все и уничтожающий всех на своем пути. Понимая, что на силу может также найтись сила, а также то, что силой не всего можно достичь (завоевать можно, но удержаться с помощью силы всегда затруднительно), русские старались приспосабливаться к коренным жителям и учитывать при решении социальных вопросов также и их интересы.

Пятая причина. За многие годы существования русского народа у него сложился свой менталитет. Менталитет — это такое психологическое явление, которое может быть охарактеризовано как лежащее на грани сознательного и бессознательного. Кратко менталитет русского народа можно охарактеризовать так: его интересуют в большей мере глобальные проблемы бытия, чем приземленные задачи повседневной жизни. Он склонен обращать внимание, тратить силы и средства на то, что за пределами его дома, именно там наводить порядок. То же, что творится внутри собственного — дело второстепенное. Но энергия не беспредельна и, если она уходит во вне, ее мало остается для решения внутренних дел. Вот почему Россию постоянно сотрясают бури. Вот почему она постоянно не обустроена.

Но не только русской государственности свойственно стремление к диффузии. С большим успехом и не менее широким размахом проводила диффузию своей государственности, например, Англия. Но если Англия делала это расчетливо, ставя на первое место в этом процессе свои державные интересы, то Россия отличалась при этом поражающей весь мир бескорыстностью (особенно в XX в.). Объяснение этому, конечно, имеется, но оно уже выходит за рамки данного исследования.

5.4. Патримониальный фактор в создании Российского государства

Отношения собственности составляют основу любого цивилизованного, т. е. перешедшего к государственности, общества. И в Древнерусском государстве земельная собственность составляла основное богатство. Она принадлежала великому князю, однако впоследствии была раздроблена и передана членам династии Рюрика. Многие историки с этим связывают распад Древней Руси. Думается, что причина состоит все же не в этом (см. 4.10).

Земельные отношения в процессе образования Российского государства приобрели уже иной характер и, конечно, оказали немаловажное влияние на ход этого процесса, в конечном счете определив характер государства в целом.

Поясним эту мысль детальным рассмотрением отношений собственности, существовавших в XIII–XIV в.

В это время на Руси возникает и развивается удельное землевладение. Если Андрей Боголюбский еще делил землю между своими сыновьями, то уже позднее дробление земельной собственности, в частности Суздальской земли, расширяется и убыстряется по мере разрастания княжеского рода. Так, например, только Суздальское княжество распадается на 12 уделов. То же самое имеет место и в других княжествах. Но и это не предел. В дальнейшем и каждый из этих уделов делится на еще более мелкие. В XIV–XV вв. этот процесс усиливается. Географически дробление происходит, как правило, по мелким речным областям. Используются и иные способы определения границ земельной собственности.

Каждый князь считал себя независимым владельцем и полным собственником своего княжества. Кем были древнерусские князья — управителями земель или собственниками? Наверно, и теми и другими. Процесс дробления земельной собственности, как видим, по многим параметрам был сходен с аналогичным процессом, имевшим место в Западной Европе несколько ранее. Если бы он пошел в этом русле и дальше, то, возможно, Россия мало чем отличалась бы от стран Западной Европы и принадлежала бы целиком и полностью к западному миру. Ведь именно там земельные собственники ограничивали королевскую власть. Она зависела от них в финансовом отношении. Это не давало возможности королевским особам вести себя беспардонно по отношению к подданным, а также считать их за рабов. На этом фоне в западноевропейских странах постепенно стали развиваться демократические традиции, что в немалой степени обеспечило им такой небывалый по сравнению с другими странами социальный прогресс.

Но облик России до неузнаваемости изменили монголы. Европейцы, открывая в XVI в. далекую Московию, удивлялись тому, какую большую власть имеет царь в России над своими подданными. Они считали, что он далеко превосходит всех монархов целого мира. Все в Московии называют себя холопами, т. е. рабами государя, отмечали они. Такой взгляд на Россию за рубежом позднее стал традиционным.

Как же это произошло?

Установление азиатского способа правления и формирование соответствующих ему отношений собственности в России начались с Московского княжества.

В основе образования Московского княжества были колонизация пустынных пространств и построение городов в северо-восточном от древнего Киева направлении. Заселение пустынной области северо-востока, пустынной области Верхней Волги преимущественно началось при Юрии Долгоруком. Именно он сводил сюда население с разных мест, из разных племен. Эта новонаселенная область, эти новые города были обязаны князю своим политическим существованием, они были его собственностью. Здесь в политическом отношении не было никакой неопределенности: князь был полновластным хозяином.

И все же причем здесь монголы?

5.5. Экономический фактор как основа прочности государства

Но зададимся вопросом: что же делали со своей землей князья? Коротко можно ответить на него так: они занимались прежде всего землевладением, а не земледелием. Это следует пояснить, обратившись за помощью к В.О. Ключевскому.

В.О. Ключевский отмечает, что на северо-востоке земля сильно отличалась от южных земель. Если на юге недостаток воды в степи заставлял население размещаться крупными массами, скучиваться в огромные тысячные села, то на севере, напротив, переселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. На таком островке можно было поставить один, два, три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора являлась господствующей формой расселения в северной России чуть ли не до конца XVII в. Вокруг таких мелких разбросанных деревень трудно было отыскать значительное сплошное пространство, которое удобно можно было бы распахать. Такие удобные места вокруг деревень попадались незначительными участками. Эти участки и расчищались обитателями маленькой деревни. То была необычайно трудная работа: надо было, выбрав удобное сухое место для пашни, выжечь покрывавший его лес, выкорчевать пни, поднять целину. Это был тяжелый труд! Вот почему хлебопашество удовлетворяло лишь насущные потребности самих хлебопашцев. Причем тогдашние приемы обработки земли сообщали подвижной, неусидчивый характер этому хлебопашеству. Выжигая лес на нови, крестьянин сообщал суглинку усиленное плодородие и несколько лет кряду снимал с него высокий урожай, потому что зола служила превосходным удобрением. Однако через шесть-семь лет почва совершенно истощалась, и крестьянин вынужден был давать ей отдых, запускать в перелог. Тогда он переносил свой двор в другое, часто отдаленное место, и поднимал другую новь.

Одним словом, северо-восточный регион был мало удобен для земледелия. Не случайно, хотя среди местных финно-угорских племен уже было социальное расслоение, они стояли даже на более низком уровне развития, чем пришлые славяне. Плодородные земли черноземья для славян были недоступны. Они находились под контролем половцев, а затем татаро-монголов.

Причина невысокого уровня социально-экономического развития северо-восточной Руси крылась не только в скудости природы, но и в отдаленности от мировых торговых путей. Хотя… было ли что продавать? Ведь производимого продукта хватало лишь для собственных нужд. Распахивать земли в большем количестве (при таком-то ее обилии!) просто не хватало физических сил. Вот и получалось, что землей больше владели, чем пользовались.

Не получило своего развития и ремесло. Об этом говорит и тот факт, что здесь существовало незначительное количество городов. Вообще в Западной Европе города были местом сосредоточения ремесленничества и торговли. В России же иначе: города — это административные центры, скорее, место сосредоточения власти. Уровень сельскохозяйственного производства в северно-восточной Руси был достаточным, чтобы прокормиться, но слишком низким, чтобы ремесло отделилось от земледелия. Да и предметом торговых операций были в основном продукты сельского хозяйства (излишки его), а не ремесленные изделия, изначально предназначенные к продаже.

Великие и удельные князья были заинтересованы в увеличении посадского населения городов лишь потому, что ремесленные изделия были важнейшим источником дани Золотой Орде. Они всячески старались привлечь в свои города мастеров, переманивая их друг у друга предоставлением разного рода льгот или захватывая их в результате междуусобиц. В силу такой заинтересованности в ремесленниках князья позволяли им располагать мастерские на территории своих усадеб. А теперь зададимся вопросом, был ли ремесленник в силу этого человеком свободным? Ответ ясен — конечно, нет. Поэтому если европейские города, в которых в основном и жили ремесленники, ограничивали власть монарха, то русские ремесленники и купцы ограничить власть царя, стать основой гражданского общества так же, как, впрочем, князья и дворяне на Руси, не смогли.

Читайте также: