Русское искусство 18 века кратко 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о русском искусстве до XVIII века.

ВложениеРазмер
2.04._okruzhayushchiy1.docx 585.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о русском искусстве до XVIII века.

Предметные: научатся высказывать предположения о том, что является ли искусство частью культуры общества, узнают о русских иконах.

Личностные: проявляют интерес и уважение к произведениям древнего искусства.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Николаевна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Сегодня для работы на уроке вам понадобится учебник по окружающему миру и тетрадь на печатной основе.

- Ребята, понравился ли вам отрывок из песни? О чем пели дети?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Сегодня мы будем говорить о красоте Древней Руси, о ее архитектуре, о том, как украшали храмы и соборы нашего государства в древности и кто этим занимался.

-Как вы думаете, является ли искусство частью культуры общества?

-Чему мы с вами должны научиться? (познакомиться с культурой Руси до 18 века)

-Откройте учебник на странице 86.

-Рассмотрите Покровский собор. Опишите его внешний вид.

-Нравится ли тебе это сооружение? Почему?

-Почему Покровский собор носит имя Василия Блаженного?

-Прочтите рубрику, чтобы проверить наши предположения.

-Если кто-то из вас был в церкви, то наверняка обращал внимание на иконы - живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых.

-Кто такой Блаженный? (высказывают)

-Давайте откроем словарик и проверим наши высказывания. (Блаженный - христианский подвижник, поступки которого представляются людям странными, но на самом деле исполнены глубочайшей мудрости)

2.Работа по учебнику (с. 86–89)

– Посмотрите на фотографии (с. 86–89). Какие виды искусства здесь представлены?

– Камень – древний строительный материал. Замечательные сооружения из камня есть во всех уголках нашей страны. Созданы они искусными руками каменных дел мастеров – зодчих. К сожалению, далеко не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Десятки замечательных храмов, дворцов, церквей разрушены. Да и среди тех памятников, что уцелели, немало таких, которые находятся в очень плохом состоянии и требуют реконструкции, ремонта.

-А кто знает, что такое резьба?

-Давайте сравним наши предположения в словарике.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 87, где изображен Дмитриевский собор в г.Владимире, храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского в 1194-1197 гг.

-Произведениями искусства являются не только памятники архитектуры, но и иконы.

-Что вы знаете о принятии христианства на Руси?

-Какое новое слово увидели? (иконы)

-Каждый цвет имеет свое значение. (Белый – символ чистоты, святости; черный – цвет смерти, горя, страдания; красный – символ огня и крови)

– Как называют человека, который пишет иконы?

– Где можно увидеть иконы? Правильно, они входят в убранство церквей, храмов, соборов.

Архитектура– искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.

– Сегодня мы познакомимся с архитектурными памятниками XYIII века.

2. Работа с текстом учебника

Архитектура

До XYIII века самыми красивыми и величественными сооружениями в России были соборы и царские палаты. С начала этого века большое внимание уделяется внешнему виду жилых домов, набережных, торговых домов, театров, учебных заведений. Конечно, такие изменения в строительстве и архитектуре происходили в основном в столице и в крупных городах России.
В те годы русские зодчие многому учились у мастеров других стран. В России жили и работали иностранцы, по их проектам строились прекрасные дворцы, театры, мосты. Многие иностранцы любили Россию как свою родину и служили ей верой и правдой. Среди них особое место занимает Варфоломей (Бартоломео) Растрелли. Великий архитектор родился и вырос в Италии, но Россия стала его второй родиной.
Лучшее его творение – Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который был построен для императора России и царской семьи. Сейчас в этом здании находится часть экспонатов музея Эрмитаж. Здесь хранятся картины, вещи, предметы, многие из которых принадлежали царской семье и другим богатым людям России.

3. Работа в группах

– Послушайте текст, дополните ответы в таблицу.

Проверка работы по группам.

Вывод: Пётр I хотел построить город, где река – главная аллея города. Мостов не строили, людям давали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. Такой город есть в Италии – Венеция. Строительство Санкт-Петербурга было затруднено из-за болотистых почв.

– Какие же должны быть постройки? (Постройки должны быть прочными, крепкими).

4. Минутка отдыха

Учащимся предлагается собрать иллюстрацию здания Катальной горки, Большого дворца, Екатерининского дворца, Зимнего дворца по фрагментам. Звучит музыка.

5. Работа с текстом учебника

– Обратимся к тексту.
– Прочитайте 3-й абзац и вам станет известно имя архитектора. Который смог осуществить замыслы царя и стал гордостью России.
– Назовите архитектора.
– Из какой страны он приехал?
– Как относился к России?

Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (так его стали звать в России) приехал с отцом из Италии.

Ученица читает стихи:

– Такие строки о Растрелли написал Роберт Рождественский.

6. Знакомство с творениями итальянских архитекторов

– Познакомимся с выдающимися творениями архитекторов XVIII века.

1. Лексическая работа: (учащиеся находят значение слов по словарю)

Павильон – беседка или лёгкая постройка в саду, парке.
Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.
Фасад – передняя сторона здания, сооружения.

2. Каждая группа получает:

1) Карточку с заданием:

2) Текст с описанием архитектурного сооружения:


Большой дворец в Петергофе


Строительство дворца началось в 1714 году. В основе первого варианта дворца лежали рисунки Петра I. Руководство строительством дворца в 1745 г. осуществлялось под
руководством Варфоломея Варфаломеевича Растрелли. Внутри дворца Растрелли создал парадные залы и роскошные покои. Все помещения были украшены деревянной, золочёной резьбой, зеркалами, паркетом.

Екатерининский дворец в г.Пушкине


В 1752-1757 годах архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли создаёт Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (ныне г.Пушкин). Это была загородная резиденция. Дворец стал одним из важных центров придворной жизни. Здесь решались государственные дела, а также устраивались балы и маскарады. Это великолепный памятник архитектуры.
Архитектор оформил дворец не только снаружи, но и внутри. Волшебные руки мастеров вырезали великое множество красивых деталей из дерева и покрыли их тонким слоем позолоты.
Сочетание ярких цветов – белого, голубого, золотого – дополняет общее праздничное впечатление фасада. Фасады щедро украшены архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания (его длина 306 метров).

Зимний дворец


В 1754-1762 г. В городе Санкт-Петербурге Франческо Бартоломео Растрелли (в России его называли Варфоломей Варфоломеевич) возвёл Зимний дворец.
В здании Зимнего дворца три этажа, и на каждом этаже окна разного размера. В нём больше тысячи залов, 117 лестниц и 5 парадных дверей. Посередине имеется большой двор, который служит главным входом для императрицы. Кроме главного двора имеется два других меньших. Имеется большая церковь. В углу дворца, со стороны большой площади, построен театр. Вокруг окон лепные украшения: завитки, листики, розетки и многое другое.
В Зимнем дворце русские цари и царицы жили зимой. Здесь издавались царские указы, проходили встречи с послами из других стран. Богатых и знатных горожан приглашали во дворец на балы и праздники. В такие вечера окна в его залах были особо ярко освещены, а к парадным входам подъезжали богато украшенные кареты с нарядными дамами и вежливыми кавалерами.
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов.
Это величественное, роскошное здание символизирует славу и могущество империи.

Ученики сравнивают собранные из фрагментов иллюстрации с иллюстрациями на доске.

– Назовите эти здания.

3. Рассказ учащихся по плану

4. Вывод. Произведения итальянских архитекторов были ответом на задачу, поставленную Петром I, самим временем. Слава, могущество, сила России воплотились в великих творениях архитекторов.

– Примечательно, что все дворцы, о которых мы говорили. Находятся рядом с нами, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
– Как вы думаете, какой музей является культурным центром нашего края?

6. Подведём итог нашего урока-путешествия

– Разгадайте кроссворд (Работа в группах)

– Какое получилось ключевое слово? (Зодчество)
– Что такое зодчество?
– Чем знамениты в России Ринальди и Растрелли?
– Какие изменения произошли в архитектуре XYIII века?
– Почему? (Укрепить славу и могущество России).

Русская Живопись 18 века эрмитаж

В русской живописи 18 века продолжался процесс обмирщения, который начался еще в предыдущем веке. Свидетельством данного явления стало развитие портретной живописи.

18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в написании портретов. Речь идет о Никитине, Матвееве, Адольском и Зубове. Эти художники утверждали новый, светский принцип русской живописи 18 века.

Рисуя портреты, художник обращался к человеку, пытаясь понять темперамент и особенности индивида, стремясь точно отобразить свои наблюдения на холсте.

Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века, развивает такие направления как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. В построении произведения входят перспектива, глубина и объемность изображения на плоскости, направлении света. Искусство начинает становиться более реалистичным.

Во второй половине 18 века живопись становится более сложной в жанровом составляющем. Формируется целая система жанров живописи: портретная, историческая, пейзажная, монументальная.

Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства. Больших успехов в жанре исторической живописи добился художник Лосенко, не отставал от него и его коллега Угрюмов.

В живописи 18 века, пейзаж становится самостоятельным жанром. Признанными мастерами написания пейзажей стали: Щедрин и Алексеев. Тонкие акварели запечатлели различные живописные уголки русских городов и деревень.

Культурным центром русской живописи 18 века становится Эрмитаж. В 1764 году было положено начало формирования новой коллекции художественных достояний… Русская живопись 18 века очень оригинальна и интересна. 18 век подарил нам много замечательных художников и их великих произведений.


У: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем изучать новую, интересную тему, но для начала давайте проверим домашнее задание. Расскажите мне, что вы знаете об образовании в Древней Руси. (Слайд 1)

II. Проверка домашнего задания.

1 вопрос: В каком веке были созданы первые школы и как они выглядели?

2 вопрос: Какое произведение оставил нам в наследие Владимир Мономах?

3 вопрос: Как учились при Петре Первом?

4 вопрос: Расскажите нам о первых университетах России?

5 вопрос: кто такой Михаил Ломоносов, чем он известен?

(Проверка домашнего задания проходит в форме пересказа детьми отдельных пунктов данной темы)

III. Изучение нового материала.

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

- Ребята, скажите, а что это за город, град Петра?

Д: Санкт- Петербург

У: Ребята, тема нашего урока: «Искусство России 18 века

У: Ребята, скажите что такое искусство?

Д: Искусство – это воплощение всего красивого что нас окружает.

У: А что мы отнесем к искусству?

Д:Театр, Живопись, Здания, Балет, Скульптура.

Я расскажу вам о искусстве России на примере города Санкт-Петербурга. Так в 18 веке именно этот город был центром культуры нашего государства. Мы с вами узнаем о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Ознакомить учащихся с искусством Руси 18 века

Задачи урока

Образовательные

–охарактеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в.;

- раскрыть характер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.;

- расширять знания о русских живописцах, скульпторах, архитекторах, зодчих;

Развивающие

– создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству;

- развивать речь, умения слушать, память, мышление, воображение;

-развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения

Воспитательные

– способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России;

- воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;

Оборудование:

тетрадь на печатной основе

I.Организационный момент

У: Из глубокого колодца

Солнце медленно встает

Свет его на нас прольется

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет!

У: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем изучать новую, интересную тему, но для начала давайте проверим домашнее задание. Расскажите мне, что вы знаете об образовании в Древней Руси. (Слайд 1)

II. Проверка домашнего задания

1 вопрос: В каком веке были созданы первые школы и как они выглядели?

2 вопрос: Какое произведение оставил нам в наследие Владимир Мономах?

3 вопрос: Как учились при Петре Первом?

4 вопрос: Расскажите нам о первых университетах России?

5 вопрос: кто такой Михаил Ломоносов, чем он известен?

(Проверка домашнего задания проходит в форме пересказа детьми отдельных пунктов данной темы)

III. Изучение нового материала

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

- Ребята, скажите, а что это за город, град Петра?

Д: Санкт- Петербург

У: Ребята, тема нашего урока : «Искусство России 18 века

У: Ребята, скажите что такое искусство?

Д: Искусство – это воплощение всего красивого что нас окружает.

У: А что мы отнесем к искусству?

Д:Театр, Живопись, Здания, Балет, Скульптура.

Я расскажу вам о искусстве России на примере города Санкт-Петербурга. Так в 18 веке именно этот город был центром культуры нашего государства. Мы с вами узнаем о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.

У: - Ребята, а вы были в этом центре культуре?

У: А что удивительного вы видели на улицах города?

У: Ребята, в этом городе очень красивая архитектура.

У: А что такое архитектура?

Д: Это постройки, строения города.

У: Ребята, а вы знаете с чего все начиналось?

IV Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

VI.Продолжение работы над новым материалом

Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание Санкт -Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты.

Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).

У: Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 87. Скажите где расположено это чудо -архитектуры? Какая легенда дошла до нас?

Д: Это постройка – Кижи, расположен на острове на Онежском озере. Поставил эту церковь мастер –Нестор.

У: Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв.,

У: Ребята, а вы знаете, что это за стиль барокко?

У: Посмотрите на иллюстрации в учебнике на стр.88. Там изображены фонтаны Петербурга, что о них можно сказать. Чем же отличается стиль барокко?

У: Отличался декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

У: Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Но уже в ту пору у нас работали великие мастера. Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. (слайд 3) Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.(слайд 5)

У: Ребята, а театр относится к искусству?

У: А вы знаете кто является основателем первого русского театра?

У: В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд 6). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

У: А как вы думаете, могли ли крепостные крестьяне играть в театре?

У: Прочитайте, как отвечает на этот вопрос автор учебника? Ответ вы найдете на стр.90 учебника

У: Ребята, также в это время развивалась и живопись. На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.(слайд 7)

Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.

У: Наша экскурсия подходит к концу. Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.

VII. Итог урока.

У: Какая тема была нами рассмотрена?

Д: Искусство России 18 века

У: Какой город мы сегодня с вами изучали?

Д: Санкт – Петербург

У: Какие памятники архитектуры вы можете назвать?

Д: Зимний дворец, Академия Искусств, Палаты Кики, Кижи, Театр Шереметьева.

У: Каких художников вы запомнили?

Д:Никитины, Матвеев, Адольский

У: Кто был основателем первого русского театра?

Д: граф Шереметьев

VIII. Оценивание

У: Самые активные ребята получают оценку отлично. Это ребята …

IX. Домашнее задание

У: Домашним заданием будет изученная сегодня тема стр.85-92 учебника, и по тетради упр. Стр. Ребята, всем спасибо за наш урок.

Читайте также: