Петербург соучастник преступления раскольникова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Федор Михайлович Достоевский писал роман “Преступление и наказание” в 60е годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил на примере Радиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность, какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из таких причин является атмосфера жизни. Для Раскольникова – это Петербург. Нет не тот Петербург, который видит турист приезжающий осмотреть достопримечательности, а страшный, душный Петербург который как нельзя лучше описал в своем произведении Достоевский. “Петербург – виновник разыгрывающихся драм” - писал Р.И. Левкин. И действительно если посмотреть в какой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной из причин преступления.

Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор. Забудем все то, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…”. Автор специально подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а постоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почти повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: “Здесь тоже духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой олифе…”. Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после жуткой жары начинается ужасный ливень: “…вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул…”. Через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты, сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока.

Но не только пейзажи Петербурга повлияли на Родиона, можно получше рассмотреть то место где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в “. крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой. ”. “. Отставшие, жёлтого цвета обои. ” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - “. неуклюжая большая софа. ”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.

И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она, еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания: “неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”.

Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Он считает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этого нужны жертвы, это приводит его к преступлению. Вообще-то если бы Раскольников жил в другой атмосфере, в том Петербурге, который нам Достоевский не рисует - мир богатых. Те районы, куда Раскольников почти не заходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным. Тогда Раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и так устроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего не надо. Но Достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеи Раскольникова в таком Петербурге только крепнут и еще больше углубляются в его сознании, что толкает его к совершению преступления.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Современному человеку этот город представляется серым, из-за своей пасмурной погоды, но там множество достопримечательностей, и это заставляет нас туда возвращаться.

А вот город, описанный Достоевским в своем произведение далек от наших представлений, не думаю, что героям этого произведения захотелось бы туда вернуться, скорее они думают об обратном.

Ведь в такой обстановке рождаются только нехорошие мысли.

Во всем произведение можно мало встретить счастливых людей, тех. Кто доволен жизнью и ни в чем не нуждается. Почти все живут в нищете.

Я думаю, что этот город особо может загубить тех, кто очень одинок, люди от горя и такой обстановки просто посещают распивочные, чем себя губят. И тогда можно сказать, что в произведении полно преступлений, город их медленно убивает.

Автор уделяет внимание деталям, и почти везде встречается желтый цвет. Насколько мне известно, желтый – цвет сумасшедших, цвет преступности и безумия. Главного героя он окружал постоянно. Его комната пожелтела со временем, и комната старухи была с желтыми обоями и мебелью. Думаю, такие детали важны, и это все где-то подсознательно влияло на героя.

Конечно, полностью обвинять в случившемся обстановку и город не стоит, но его можно считать соучастником, это фон, то, что давит, влияет на человека изо дня в день, и когда-то он не выдерживает.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В этой статье представлен образ Петербурга в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах.

Смотрите:
- Все материалы по роману "Преступление и наказание"
- Все статьи о Раскольникове

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание в цитатах

В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин "непристойного поведения" (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и "прогрессивного населения" набирали популярность такие явления, как нигилизм ("модное безверие" Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе "Преступление и наказание".

Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех "новостей, реформ и идей" страны, по словам господина Лужина:

". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. " (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня":

"Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." (часть 3 глава VI)

Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими", по словам Достоевского:

". его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. " (часть 1 глава V)

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:

". я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…" (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

". все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас. " (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много "грязи, вони и гадости", по словам самого Раскольникова:

"Он был до того худо одет. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. " (часть 1 глава I)

". почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость." (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)

Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с "физиологической", невероятной точностью.

В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:

"Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. " (часть 1 глава II)

"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики." (часть 2 глава I)

"Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги." (часть 6 глава III)

". а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. " (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)

"Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. " (автор, часть 2 глава VI)

Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать "вонючим" воздухом летнего Петербурга:

"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. " (часть 1 глава I)

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются "доходными домами". Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.

В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

". как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч. " (часть 2 глава II)

"Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. " (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)

"Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог." (часть 1 глава V)

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

"Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. " (часть 2 глава VII)

"Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами. " (часть 1 глава V)

В романе "Преступление и наказание" автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, "С-й переулок", что означает Столярный переулок, "В-й проспект", что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе "Преступление и наказание". Например, до сих пор существуют:

    (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка) (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы) (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах.

Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Читайте также: