Причины создания народного фронта в странах восточной европы кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

В результате победы над фашизмом вВторой мировой войне в странах Восточной и Юго-Восточной Европы сложилась новаяполитическая ситуация. Освобождение этих стран сопровождалось восстановлением независимости или сменой политического режима, где она хранилась. Во всех освободившихся странах утвердилось всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы ликвидировано крупное землевладение, национализирована собственность коллаборационистов и фашистов. Строй, который утвердился в странах Восточной Европы, получивший название народной демократии. Народная демократия считалась переходным состоянием общества, которое отвергаеттоталитаризм и стремится демократического идеала. К власти в этих странах пришли антифашистские силы - коммунистические, социал-демократические, радикальне партии, в большинстве стран объединены в народные фронты. Значительную роль в народныхфронтах играли коммунистические партии.

Создание национальных (народных) фронтов в странах Восточной Европы

Порывая с фашизмом и авторитарними режимами, население Восточной Европы связывало свою жизнь с демократией,предлагая различные модификации этой генеральной идеи общественного развития. В этих условиях коммунисты, занимавшие крайние левые позиции на политической арене, сделали попытку соединить основные положения марксизма с новыми политическими реалиями.

По мере того, как решалисьобщенациональные задачи, между членами коалиции Народного фронта нарасталипротиворечия. Такое развитие событий было заложено природой народной демократии,которая была не представительной, а "демократией по согласию".

В процесс образования представительнойдемократии вмешался Советский Союз. Советская армия, которая находилась на территорииВосточной Европы, существенно влияла на политическую ситуацию, обеспечивая мощнуюподдержку прокоммунистическим силам в этих странах. Даже там, где коммунистысначала не имели преимущества в парламенте (Польша, Венгрия), благодаря советскомудавления они контролировали важные посты министров внутренних дел, государственнойбезопасности, вооруженных сил.

В то время как коммунистыпользовались поддержкой СССР, а правые силы были дискредитированы в годы войнысотрудничеством с фашизмом, центристские силы оказались в затруднительном положении.Западные демократии отказались их поддерживать и они были расколоты ипокорены коммунистами. Когда началась "холодная война", опираясь ужена завоеванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты легко и безкровопролития установили свою власть в течение 1947-1948 гг

Итоги

Завершения Второй мировой войны непринесло странам Центральной и Восточной Европы освобождение от тоталитаризма. После короткого периоданародной демократии под давлением СССР устанавливается новый тоталитарный режим нокоммунистического типа. Сорокалетняя история существования тоталитаризма в странахЦентральной и Восточной Европы, с одной стороны, способствовало ускоренному экономическомуразвития региона, с другой, цена заплачена за это оказалась непомерной. Вконечном итоге определилось новое отставание в развитии от ведущих странмира. Под грузом собственных проблем и внешних воздействий (Перестройка в СССР иподрывная деятельность стран Запада) тоталитарные режимы в странах Центральной иВосточной Европы было свергнуто. Построение демократического общества и рыночнойэкономики оказались нелегкими однако успешными.

Во 2 половине 30–х годов в Европе появляются Народные фронты. Они объединяли левые силы в борьбе с фашизмом. Их основу составляли коммунисты и социал-демократы. Во Франции народный фронт образовался в 1935 году. В следующем году он победил на парламентских выборах. Правительство народного фронта во главе с социалистом Леоном Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После реализации программы народного фронта, между его участниками возникли разногласия, приведшие к падению правительства Леона Блюма. В Испании после революции 1931 года, уничтожившей монархию, шла острая борьба. Левые партии создали народный фронт. В 1936 году он победил на выборах в кортесы (парламент), после чего было сформировано левое правительство. В ответ правые силы организовали военный переворот. Главой военного правительства стал генерал Франко. В Испании началась гражданская война. Франко получил помощь от Италии и Германии. Республиканское правительство – только от СССР. Остальные страны проводили политику невмешательства в дела Испании. Режим в республике постепенно менялся. Демократия свертывалась под предлогом борьбы с фашизмом. В 1939 году после победы Франко в Испании на долгие годы установилась фашистская диктатура.

Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.

В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.

В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.

В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.

Исторические источники:

СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;

Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.

В бедственном положении оказались пенсионеры, бывшие фронтовики, студенты, лица свободных профессий, лишившиеся привычных условий существования.

Напряжённость ощущалась и в правящей элите Франции. Третью республику серьёзно лихорадило: с 1929 по 1932 гг. сменилось 8 правительств. Во всех доминировали правые партии, у которых появились новые лидеры - А.Тардье и П. Лаваль — требовали пересмотра французской конституции, ограничения прерогатив парламента и наделения президента республики чрезвычайными полномочиями с целью создания в стране сильной власти. Таким образом, в политической жизни Франции в начале 30-х гг. проявилась та же тенденция, что и в Германии, - переход значительной части верхов на позиции консервативного экстремизма. На этой основе вырисовывалась и ещё более серьёзнаяопасность: во Франции возникло и стало быстро развиваться реакционно-фашистское движение.

Эта все большая неустойчивость власти, неспособность буржуазных правительств принять эффективные меры для преодоления экономического кризиса, падение авторитета традиционных партий - все это искусно использовалось реакционно-фашистскими силами, В 1933 г., после победы нацизма в Германии, реакционная антипарламентская пропаганда во Франции стала особенно разнузданной. Реакционно-фашистские группы начали активную подготовку к государственному перевороту.

Реакционные силы умело использовали разразившийся скандал. Скрывая факты причастности к аферам Стависского деятелей правых партий, они обвинили радикалов, стоявших тогда во главе правительства, в продажности. Спекулируя на чувствах разорившихся акционеров, реакционно-фашистские группы начали массовую кампанию за замену "прогнившего парламентаризма"твердой властью, за изгнание воров из всех органов власти, за кардинальную ревизию конституции Третьей республики. В течение всего января 1934 г. на улицах Парижа чуть ли не ежедневно проводились массовые демонстрации, шумные марши военизированных мятежных лиг. Они привели к первомууспеху реакционеров : к концу января 1934 г. премьер-министр К.Шотан подал в отставку. Однако это привело к совсем не тем итогам, которых ожидали организаторы манифестаций, правительство возглавил ненавистный правым радикал-социалист Э. Даладье. Одним из его первых шагов стало смещение с должности префекта полиции Кьяппа, известного своими симпатиями к фашистам.

Терпению последних пришёл конец. 6 февраля 1934 года более 40 тысяч фашистских активистов двинулись на штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент, намереваясь разогнать его. Начались столкновения с полицией, в ходе которых 17 человек было убито и более 2 тысяч ранено. Дворец захватить они не смогли, но неугодное им правительство пало. Даладье заменил правый радикал Г.Думерг. В состав его правительства вошли такие влиятельные в правых кругах люди, как Тардье, Лаваль, Петен. Произошла серьёзная подвижка сил в политическом процессе в пользу правых. Над страной реально нависла угроза установления фашистского режима.

Франция была в шоке! Давно на улицах Парижа не лилась кровь!

В этих условиях решающую роль сыграла победа Г. Димиторва над фашистами. (Димитров, болгарский коммунист, обвинённый гитлеровцами в том, что он поджёг Рейхстаг, но Димитров сумел доказать свою правоту. С триумфом он вернулся в Советский Союз, стал подлинным лидером Коминтерна наряду со Сталиным. И Димитров, научившись на этом немецком опыте, стал говорить, что только в союзе со всеми демократами мы можем остановить фашизм. [2]

Л. Блюм сформировал вместе с радикал-социалистами правительство Народного фронта, пользовавшееся поддержкой коммунистов.

Образование Народного фронта во Франции стало возможным после осознания вероятности захвата власти фашистами. Однако, следует отметить, что как коммунисты, так и другие политические силы, которые вошли в состав Народного фронта преследовали свои цели, которые позволяли лишь временно оставаться в состоянии компромисса.


II. Деятельность Народного фронта.

Правительство Блюма было сформировано 4 июня 1936 года. Почти сразу во Франции развернулось массовое движение рабочих за осуществление программы Народного фронта. В середине маяначалась волна забастовок, которая достигла максимума в начале июня 1936 года. Она охватила все районы страны и все отрасли промышленности. В ней участвовало не менее 2 млн. человек, причем среди участников были не только промышленные рабочие, но и торгово-банковские служащие, печатники, фармацевты, портные, работники сферы обслуживания.

Стачечники использовали новые формы борьбы: они не покидали территорию предприятий. При этом они проявляли исключительную дисциплинированность, внутри предприятий поддерживался образцовый порядок. Рабочим сочувствовали мелкие торговцы, которые в кредит отпускали им продовольствие. Часто над бастующими фабриками развевались красные флаги. Все это оказывало сильнейшее психологическое влияние на хозяев предприятий.

Крупный капитал охватила паника. Это заставило правительство Народного фронта сразу же перейти к активным действиям. 7 июня в резиденции премьер-министра, в Матиньонском дворце, под его председательством начались переговоры между представителями профсоюзов и Всеобщей конфедерацией предпринимателей. По условиям достигнутых соглашений заработная плата повышалась в среднем на 7—15%, коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы, и, наконец, правительство обязалось внести в парламент ряд законов о социальной защите трудящихся.

Летом 1936 г. парламент с небывалой быстротой принял 133 закона, воплощавших в жизнь основные положения программы Народного фронта. К числу важнейших следует отнести закон о запрете деятельности фашистских лиг, а также серию социально-экономического законодательства: - о 40-часовой рабочей неделе,

· об оплачиваемых отпусках,

· о повышении минимума заработной платы,

· об организации общественных работ,

· об отсрочке платежей по долговым обязательствам для мелких предпринимателей и об их льготном кредитовании,

- о создании Национального зернового бюро для закупки у крестьян зерна по твердым ценам. [3]

В 1937г. была проведена налоговая реформа и были выделены дополнительные кредиты на развитие науки, образования, культуры. Под контроль государства был поставлен Французский банк, создано Национальное общество железных дорог со смешанным капиталом, в котором 51% акций принадлежал государству, и, наконец, национализирован ряд военных заводов.

Предпринятые правительством Народного фронта активное государственное регулирование экономики и широкие демократические реформы создали во франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования. Действия правительства вызвали огромный энтузиазм народа, так как принятые меры вели к реальному улучшению положения трудящихся.

Эти мероприятия, выходившие за привычные рамки либерального реформизма, вызвали неоднозначную реакцию и во французском обществе, и в самом Народном фронте. Социальные мероприятия правительства Народного фронта значительно увеличили дефицит государственного бюджета. Крупные предприниматели саботировали выплату налогов, переводили капиталы за рубеж. Общая сумма капиталов, изъятых из французской экономики, составила, по некоторым оценкам, 60 миллиардов франков.

Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и, следовательно,увеличили бюджетный дефицит. Встал главный вопрос: как его преодолеть? Где взять средства для осуществления программы Народного фронта? Наиболее радикальный ответ на этот вопрос давала Французская коммунистическая партия: заставить платить богачей.

В этой обстановке правительство Л. Блюма, испытывая острую нужду в финансовых средствах и отказываясь от налоговых проектов ФКП, пошло на единственное возможное для него средство - в сентябре 1936 г. была проведена девальвация франка, сокращение его золотого содержания на 30%. Правительство пошло на проведение этой меры, рассчитывая, что девальвация франка стимулирует экспорт, будет содействовать росту производства, сокращению безработицы и улучшит финансовое положение государства. Но эти расчеты не оправдались. Вывезенные за границу капиталы остались в иностранных банках. Возрос бюджетный дефицит, государственный долг увеличился за один год на 16 млрд. франков Крайне неблагоприятным следствием этого был сильный рост внутренних цен, что фактически свело на нет проведенное летом 1936 года повышение заработной платы.

Нарастание финансовых трудностей искусно использовалось право-буржуазными силами для агитации против правительства Народного фронта. Они обвиняли правительство Л. Блюма в том, что проведенные им социальные реформы резко увеличили бюджетный дефицит, а повышение заработной платы сократило экспортные возможности французской промышленности. Из этого делался вывод, что политика правительства Народного фронта потерпела крах, а значит, надо резко изменить правительственный курс, оздоровить финансовую систему, восстановить доверие владельцев капиталов, сократить бюджетный дефицит за счет снижения уровня социальных расходов.

Читайте также: