Полости тела кратко биология 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения живот­ных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюци­онном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.

1. Работа по карточкам.

1. В чем преимущества и недостатки наружного скелета?

2. Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.

1. В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?

2. Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.

1. В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?

2. Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________

2. Индивидуальный опрос:

— Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособлен­ностью к полету?

— Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?

— Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?

— Расскажите о строении позвонка.

Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.

Движение — одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-

ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойст­венно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.

Далее учащимся предлагается выступить с докладами (каждый доклад дол­жен быть рассчитан на 3—5 минут).

После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения живот­ных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.

Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:

— Каким животным свойственно амебоидное движение?

— Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?

— В чем сущность амебоидного движения?

— Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?

— Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?

— Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с по­мощью ресничек и жгутиков?

— В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?

1. Движение многоклеточных.

Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность — способ­ность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокра­щаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.

Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обес­печивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая муск­улатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)

Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц — продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь ста­новится более узким и длинным , при сокращении продольных — толстым и коротким.

О Расскажите по рис. 153—154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.

— Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существу­ют у дождевого червя?

Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.

Орган передвижения большинства моллюсков — мускулистая нога (осо­бый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.

У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных - к костям скелета. Благодаря этому они спо­собны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны раз­вивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами — антагонистами.

— Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?

— Какие части тела они для этого используют?

— Какие способы локомоции характерны для насекомых?

— За счет каких мышц происходит движение рыб?

— Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различ­ных средах жизни?

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела - це­лом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами живот­ного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.

& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.

Впервые полость тела появляется у круглых червей. Эта полость образова­на в результате разрушения клеток паренхимы и заполнена полостной жидко­стью, которая поддерживает форму тела червя, выполняет функцию транспортировки питательных веществ. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей выстлана одним слоем покровных клеток и заполнена полостной жидкостью. Таким образом, пищеварительная, выдели­тельная, нервная и кровеносная системы, а так же внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью. Такая полость тела называется вторичной. Полость тела кольчатых червей поделена перегородками на отдельные члени- ки- сегменты, каждый из которых поделен на парные отделы. Вследствие этого повреждение одного или нескольких колец не ведет к гибели животного, так как полостная жидкость вытекает только из поврежденных отделов полости.

У всех хордовых животных полость тела вторичная, но в отличие от кольча­тых червей, она не содержит полостной жидкости, и внутренние органы сво­бодно располагаются в полости.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Полости тела: первичная и вторичная, функции полости тела, представители.

Изучение нового материала

Полости тела. Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круг­лых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются не­нужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.


Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, про­стирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поде­лена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиаль­ных клеток (рис. 155). Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенка-

ЧТО ТАКОЕ ПОЛОСТЬ ТЕЛА?

Полость тела – замкнутое пространство, сообщается с внешней средой только через поры выделительной и половой систем. Полость тела может занимать значительный объем (например, у многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей), а может быть представлена очень узкими щелевидными промежутками между органами (например, у мелких круглых червей). Она заполнена полостной жидкостью, которая является одним из компонентов внутренней среды организма и омывает располагающиеся в полости тела внутренние органы. В полостной жидкости могут находиться клетки, участвующие в газообмене, выделении, иммунных реакциях и т.п., но они не образуют плотной ткани и свободно плавают в полостной жидкости.


Чем отличается первичная полость тела от вторичной (целома)?

Первичная полость тела (в англоязычных руководствах её обычно называют псевдоцель)не имеет собственной непрерывной стенки из мезодермальных клеток. Все клетки, граничащие с первичной полостью, отделены от неё базальными пластинками.

Локомоция, полости тела

Формирование полости тела в онтогенезе

На стадии бластулы у зародыша образуется внутренняя полость – бластоцель. В ходе гаструляции из одного слоя клеток бластулы формируются два слоя клеток (два зародышевых листка) – эктодерма и энтодерма. При этом образуются два внеклеточных пространства:

1) полость первичного кишечника (архентерона) не имеет отношения к полости тела;

2) бластоцель превращается в пространство между эктодермой и энтодермой – это и есть первичная полость тела, возникшая на самых ранних стадиях эмбриогенеза. У взрослого животного она будет находиться между стенкой кишечника и стенкой тела.

Позже тем или иным путем от энтодермы обособляются клетки мезодермы.

Животных, у которых мезодермальные клетки заполняют всё пространство между кишечником и покровами, называют паренхиматозными (ацеломатными - "бесполостными").

У других животных мезодерма дает начало части внутренних органов и слою мышечных клеток, которые входят в состав стенки тела (мускулатура кожно-мускульного мешка), но полостей в самой мезодерме не образуется. Таких животных принято называть первичнополостными.

У целомических животных возникают замкнутые пузырьки, стенки которых состоят из мезодермальных клеток, – это и есть зачатки целома. Целомические пузырьки растут, постепенно вытесняя первичную полость тела и занимая её место. Именно поэтому целом называют вторичной полостью тела. Число и способ образования целомических пузырьков различаются у животных из разных таксонов.

Функции полости тела

К функциям целома можно отнести:

1. Функциональное разделение стенок тела и пищеварительного тракта. Благодаря наличию целома, например, сокращение соматической мускулатуры не сказывается на работе пищеварительной системы.

3. Участие целомической жидкости в транспорте питательных веществ, продуктов обмена, растворенных газов. Целомическая жидкость находится в постоянном движении, что обеспечивает транспорт веществ – не только диффузионный, но и конвективный. Целом выполняет функцию газообмена. У целого ряда животных имеются целомические жабры или другие выросты тела, в которые заходит целомическая полость. Через тонкую стенку таких выростов идет газообмен между внешней средой (водой) и целомической жидкостью (морские звёзды, мшанки, брахиоподы и другие). В целомической жидкости могут находиться дыхательные пигменты (как растворенные в целомической жидкости, так и в клетках).

4. Целом принимает участие в осморегуляции, временном накоплении и выделениипродуктов метаболизма

5. Половая функция. Гонады (половые железы) имеют целомическое происхождение. Гаметы дифференцируются из целомической мезодермы (целотелия) и созревают в целоме. Гидростатический скелет, а также связанное с наличием целома развитие транспортной (кровеносной и самой целомической) и выделительной систем позволяет целомическим животным достигать сравнительно крупных размеров.

Хордовые животные имеют отличительные черты внутри вида, что связано с их образом жизни и средой обитания, а также адаптацией к ней. Помимо признаков отличия от других организмов, у хордовых есть и черты сходства с другими животными. Эти черты сходства:

Двусторонняя симметрия, которая присуща плоским червям, насекомым и другим организмам.

Целом (иначе вторичная полость тела), в которой находятся внутренние органы. Вторичная полость появляется у кольчатых червей.

Имеют вторичный рот, который формируется на стадии гаструлы путем прорыва стенки.

Метамерное расположение органов (сегментное), четко выражено на стадии зародыша и у примитивных хордовых, у взрослых животных прослеживается в строении мышц и оси позвоночника. За счет этого тип хордовые обнаруживает признаки сходства с кольчатыми червями и насекомыми.

Наличие систем органов – кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, половой.

Таким образом, тип хордовые объединяет животных, для которых характерна двусторонняя симметрия и целом, наличие жаберных щелей на ранних этапах развития и появление внутреннего скелета – хорды, над которым располагается нервная трубка. Под хордой находится пищеварительная трубка.

Общие признаки хордовых животных

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Первичная полость тела (протоцель), пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы.

В отличие от вторичной полости тела, не имеет собственной оболочки.

Первичная полость тела хорошо развита только у первичнополостных (круглых) червей и характеризуется отсутствием собственной клеточной стенки.

У моллюсков первичная полость тела представлена системой лакун и синусов, а у высших многоклеточных животных вытеснена вторичной полостью тела (целомом).

У членистоногих остатки первичной полости, сливаясь в процессе эмбрионального развития с редуцированным целомом, образуют так называемую смешанную полость тела (миксоцель).

У зародышей животных на стадии бластулы первичная полость тела называется бластоцель.

Вторичная полость тела (целом), пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.

Целом развивается у высших многоклеточных животных – кольчатых червей, иглокожих, других беспозвоночных, а также у всех хордовых. Эти животные называются вторичнополостными (целомическими).

Основная функция целома – опорная: он служит жидким скелетом, благодаря которому возможны сокращения мускулатуры стенки тела. Внутренние органы, окружённые целомической жидкостью, не закреплены жёстко и могут свободно расти. Кроме того, целом поддерживает постоянство внутренней среды организма, участвует в физиологических процессах (дыхании, выделении и др.). Наличие целома оказывает определяющее влияние на организацию внутреннего строения у большинства многоклеточных животных.

Миксоцель (от греч. míxis — смешение и kóilos — полый), полость тела у членистоногих. Образуется путём слияния вторичной полости тела, или целома, с остатками первичной полости тела.

Другими словами, первичная полость тела (протоцель) и вторичная полость тела (целом) слиты в одну.

На уроке мы должны сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных. А также познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.

Движение - одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих активных способов передвижения, их можно разделить на 3 основных типа:

Движения при помощи жгутиков и ресничек.

Движение с помощью мышц.

Давайте познакомимся с типами передвижения животных.

Движения при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет передвижение. Такой способ движения свойствен обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных.

Любое движение - это очень сложная, но слаженная деятельность групп мышц в организме.

Мышцы образованы мышечной тканью. Мышечная ткань бывает гладкая и поперечно-полосатая.

Главная особенность мышечной ткани - способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.

У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.

У кольчатых червей мускулатура состоит из кольцевых и продольных мышц. При переменном сокращении этих мышц тело дождевого червя может сокращаться и удлиняться.

Очень интересный способ движения – это реактивное движение.

Реактивное движение используется многими моллюсками – осьминогами, кальмарами, каракатицами, медузами. Например, морской моллюск-гребешок движется вперед за счет реактивной силы струи воды, выброшенной из раковины при резком сжатии ее створок.

Наибольший интерес представляет реактивный двигатель кальмара. При медленном перемещении кальмар пользуется большим ромбовидным плавником, периодически изгибающимся. Для быстрого броска он использует реактивный двигатель. Мышечная ткань – мантия окружает тело моллюска со всех сторон, объем ее полости составляет почти половину объема тела кальмара. Животное засасывает воду внутрь мантийной полости, а затем резко выбрасывает струю воды через узкое сопло. Это сопло снабжено специальным клапаном, и мышцы могут его поворачивать, изменяя направление движения. Двигатель кальмара очень экономичен, он способен развивать скорость до 60 – 70 км/ч. Недаром кальмара называют “живой торпедой”.

Более сложное развитие мускулатуры в процессе эволюции приобрели хордовые животные.

У рыб мускулатура развита хорошо. Мощные мускулы идут вдоль тела, по обеим сторонам позвоночника. Эти боковые мышцы не сплошные, а состоят из отдельных пластинок мышечных отрезков, или сегментов, которые идут один позади другого и разделены между собой тонкими волокнистыми прослойками. Число сегментов соответствует числу позвонков. Когда в каком-нибудь сегменте сокращаются соответствующие мышечные волокна, то они тянут позвонки в свою сторону, и позвоночник изгибается; если же сокращаются мышцы на противоположном боку, то и позвоночник изгибается в другую сторону. Таким образом, и скелет рыбы, и одевающая его мускулатура состоят из повторяющихся однородных между собой частей - позвонков и мышечных сегментов. Мышцы обеспечивают движения плавников, челюстей и жаберных крышек. В связи с плаванием наиболее развиты мышцы спины и хвоста.

Обратите внимание, с какой скоростью плавают рыбы.

По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет лентовидное строение, у них развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

Еще сложнее мускулатура пресмыкающихся. Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле. При всем при этом ящерицы быстро бегают. А вот движения крокодила на суше менее быстры и проворны, чем его движения в воде, где он превосходно плавает и ныряет. Его длинный и мускулистый хвост сдавлен с боков и служит хорошим рулем.

Волнообразные изгибания тела - самый распространенный способ ползания змей. Спокойно ползущая змея - удивительно красивое и завораживающее зрелище. Кажется, ничего не происходит. Движения почти незаметны. Тело вроде бы неподвижно лежит и в то же время быстро перетекает. Ощущение легкости передвижения змеи обманчиво. В ее удивительно сильном теле синхронно и размеренно работает множество мускулов, точно и плавно переносящих тело. Каждая соприкасающаяся с землей точка тела поочередно оказывается в фазе то опоры, то толчка, то переноса вперед. Чем длиннее тело, тем больше изгибов и тем стремительнее движение. Поэтому в ходе эволюции тело змей все удлинялось и удлинялось.

Ползание змей может быть достаточно стремительным. Однако даже самые быстрые змеи редко развивают скорость, превышающую 8 км/ч. Рекорд скорости ползания - 16-19 км/ч, и принадлежит он черной мамбе.

Птицы приспособлены к полету. У них наиболее развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными мышцами. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

мышцы у птиц. Другие способы движения птиц весьма разнообразны. Широко применяется условное подразделение птиц на древесных, наземных и водных. Это указывает на известные различия между ними в отношении не только среды обитания, но и способа движения.

Для древесных птиц, помимо полета, характерно еще лазанье по ветвям и стволам деревьев. Для наземных — хождение и бег, а для водных — плаванье и ныряние.

Лазание по ветвям деревьев представляет собой, по-видимому, изначальную форму передвижения птиц. Так должны были передвигаться непосредственные предки птиц из пресмыкающихся, так, несомненно, передвигался в основном археоптерикс, обладающий лишь слабой способностью к полету, так передвигается еще не летающий птенец гоацина, обхватывающий ветки пальцами ног и помогающий себе в лазании передними конечностями, которые снабжены относительно хорошо развитыми пальцами. Несомненно, как приспособление к такому передвижению сложилась типичная нога птицы с тремя пальцами, направленными вперед, и одним, обращенным назад, — для обхватывания веток. В процессе дальнейшей специализации выработалась так называемая лазательная нога. Она имеет мощные пальцы, из которых два обращены вперед, а два — назад, укороченные голень и цевку и способна совершать отводящие и до известной степени вращательные движения.

Но все таки основной способ передвижения птиц – это полет.

Предлагаем вам познакомиться с интересными фактами из жизни птиц.

Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения. За счет этого млекопитающие могут совершать сложные движения и перемешаться в пространстве. Самые быстрые животные – гепарды. Они могут бежать со скоростью 120 км в час

Кенгуру- рекордсмен по прыжкам в длину.

Внимание!

Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

Полостная жидкость – жидкость, которая находится в первичной полости тела и

омывает внутренние органы.

Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки.

Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.

Первичная полость тела заполнена жидкостью и выполняет множество функций: поддержание формы тела, опора, транспорт питательных веществ и накопление ненужных продуктов жизнедеятельности организма. Она присутствует у круглых червей. У более развитых животных, начиная от кольчатых червей, появляется вторичная полость тела, которая является более прогрессивной. Она поделена перегородками, полостная жидкость есть только у кольчецов, у более высокоорганизованных животных отсутствует. Вторичная полость разделена собственными эпителиальными оболочками, благодаря чему тело разделяется на сегменты. Развиваются дыхательная, кровеносная и другие системы органов, то есть у организмов наблюдается дифференциация и специализация систем органов и тканей..

Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела.

У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

Способы передвижения животных.

Картинка: (На выбор)

Вариант1. Хорошо было бы , если можно вставить динамическую картинку, показывающую движение животных, например бег слонов, прыжки кенгуру, плавание рыб.

Вариант 2. Картинки, показывающие бегущих, прыгающих, плавающих, летающих животных.

Читайте также: