Причины ослабления власти шамиля кратко

Обновлено: 05.07.2024

До своего пленения в 1859 году имам Шамиль оставался непреклонным противником Российской империи. Он до сих пор остается символом Северного Кавказа.

Шамиль и Крымская война

К середине 1850-х годов XIX века имамат Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.

Пленение Шамиля и международная реакция

Пленение Шамиля и фактическое окончание боевых действий в Чечне и Дагестане вызвали немалый международный резонанс, а также напрямую отразилось на неподконтрольном Шамилю побережье Черного моря. Кавказская война, самая продолжительная война России в XIX веке, подходила к концу.

Европу беспокоила раздутая до невероятных размеров угроза проникновения России в страны Среднего Востока. Австрийский посол в Лондоне отозвался кратко: "Теперь дорога в Азию открыта (для России)". Ряд представителей британских деловых кругов даже указал королеве Виктории на измену Шамиля, "защищавшего доступ России к Азии". Примечательно, что после 1859 года боевые действия на Северо-Восточном Кавказе пошли на спад, и, наоборот, на побережье Черного моря вспыхнули с новой силой, где помимо сопротивления горцев России пришлось столкнуться с особо жестким противодействием Англии и других европейских держав, активно разыгрывавших "кавказскую карту".

Царские генералы и некоторые дореволюционные историки, поверхностно судившие о кавказских событиях, первопричиной войны на Кавказе и главным злом всего там происходящего считали Шамиля. Они утверждали, что если бы не имам, то войне быстро пришел бы конец. Такое же мнение, видимо, было у тогдашнего кавказского начальства, которое всеми силами и средствами осталось обезвредить, изолировать вождя горцев, и даже убить его с помощью подосланных людей. Они не понимали, что не Шамиль начал войну и что он ни приостановить, ни тем более окончить ее не мог.

Допустим на минуту, что царские войска покинули бы пределы Дагестана, а феодалы были бы побиты. Допустим, что крестьяне получили бы землю по количеству едоков и некоторое имущество. Что бы произошло дальше? По какому пути пошел бы Дагестан?

Некоторые сведения о заговорах, шпионаже, дезорганизации в своей армии имам получал через своих осведомителей — мухтезибов и мюридов. И хотя Шамиль расправлялся с предателями вплоть до того, что некоторых из них приказывал казнить, — число изменников не уменьшалось и недовольство народа росло.

Часть наибов перестала служить делу народа, тайно боролась против Шамиля. Другие же создавали группировки вокруг себя для того, чтобы с помощью преданных людей прийти к власти. К ним, в первую очередь, относится Даниель–бек Елисуйский, также несколько других начальствующих лиц. Все эти люди являлись выходцами из состоятельных секей. Если в период начала движения они помогали восставшим, то как только Шамиль стал терпеть поражения, стали склоняться на сторону врагов.

Так как военная добыча не покрывала нужды имамата, а за счет нее обогащались сотенные, пятисотенные, муфтии и наибы, то дополнительные средства, необходимые государству, брались с крестьян в виде тяжелых налогов.

Мюридизм как религиозная оболочка движения приводил к изоляции от соседей и, наряду с другими причинами, шаг за шагом вел к поражению.

В результате 40–летней войны погибло около половины населения. Поля оказались заброшенными. Некому было сеять или убирать посеянное. Не стало хлеба, мяса, соли. В крае свирепствовали чума, холера и другие болезни. Народ устал и в результате блокады терпел страшную нужду. В этих условиях другого выхода, кроме как сложить оружие, не было.

В 1859 году Шамиль сосредоточил остатки сил в Ведено. 17 марта войска противника осадили, а 1 апреля штурмом взяли столицу имамата, Шамиль с семьей покинул Чечню и через Керкетский перевал ушел в Дагестан. За ним по той же дороге последовал генерал А. Барятинский. Как бы соревнуясь друг с другом, сдавались без боя аулы Ириб, Чох, Уллукала, Карата, Ашильта, Гоцатль, Араканы.

Шамиль поднялся на Гуниб. Мы не может сказать, сколько бойцов сопровождало его, возможно, 300–400. У противника было 10 тысяч. Они окружили конус Гуниб–горы и готовились атаковать последнее убежище имама.

Солдаты чистили оружие, надевали чистое белье: кто знает, что может случиться в последний день войны. Среди них прошел слух: в случае победы над противником нижних чинов наградят бронзовыми медалями и тремя рублями денег каждого, а тот, кто возьмет живым имама, получит 10 тысяч рублей! Но знали солдаты, что кто бы из них ни отличился, — деньги достанутся офицерам… Люди усердно молились, просили Бога даровать им жизнь. Верили, что вот еще немного — и никто уже не будет убивать друг друга. Хотя, впрочем, и до этого, наверное, никто из них толком не знал, за что убивают они горцев и за что те убивают их, солдат царя.

Полковые священники причащали бойцов. А. Барятинский с Кегерских высот смотрел в подзорную трубу на утес Гуниб–горы, отдавая распоряжения. В разных направлениях скакали адъютанты. Получены были сведения, что со стороны Карадаха, Ругуджи, Кудалы, Хиндаха, Телетля стоят войска в боевой готовности, ждут приказа. Настали последние дни 40–летней Кавказской войны.

Причины поражения

Причины поражения Провал операции по спасению можно объяснить несколькими причинами. Штаб сухопутных войск должен был знать масштабы сталинградской катастрофы. Между начальником штаба сухопутных войск и Гитлером велись острые дискуссии относительно отступления 6-й

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ Провал операции по спасению можно объяснить несколькими причинами. Штаб сухопутных войск должен был знать масштабы сталинградской катастрофы. Между начальником штаба сухопутных войск и Гитлером велись острые дискуссии относительно отступления 6-й

Глава 8 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ

Глава 8 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ Будущие историки не будут знать о причинах поражения гитлеровской Германии больше, чем те из нас, кто, будучи высшими командирами вермахта, отвечал за военные действия на различных театрах войны. Единственный вопрос, какие

Причины поражения советских войск

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ С подавлением восстания в Тироле завершился последний акт Крестьянской войны. За победителями неизменно шли палачи. На крестьян, оставшихся в живых, налагались огромные контрибуции, совершенно их разорявшие. К казням и

Причины поражения

Причины поражения Провал операции по спасению можно объяснить несколькими причинами. Штаб сухопутных войск должен был знать масштабы сталинградской катастрофы. Между начальником штаба сухопутных войск и Гитлером велись острые дискуссии относительно отступления 6-й

Причины поражения революции и ее последствия

Причины поражения революции и ее последствия Главной причиной поражения революции можно считать лояльность армии правительству. Большинство солдат и офицеров оставались верны монарху и присяге. Несмотря на отдельные антигосударственные выступления в военной среде,

Причины поражения

Причины поражения Создание партизанской зоны в оперативном тылу вражеских войск имело смысл при проведении зимнего наступления, однако тактические выгоды из сложившейся ситуации командование Красной Армии в должной мере не использовало — в первую очередь потому, что

Причины поражения

4. Причины поражения восстания

4. Причины поражения восстания 4.1. Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших, разобщенность их сил.4.2. Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания.4.3. Разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое

5. Причины поражения

5. Причины поражения 5.1. Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.5.2. Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.5.3. Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших,

Причины поражения

Причины и последствия немецкого поражения

Причины и механизм поражения

Причины и механизм поражения Нетрудно догадаться, что главные причины, по которым были организованы гонения на еретиков, кроются в том, что господствующая Церковь увидела в лице этого движения угрозу своему монопольному владычеству над людьми. Как мы уже отмечали выше,

Причины поражения демократии

Къонахийн Мохк

Къонахийн Мохк

Къонахийн Мохк запись закреплена

ПРИЧИНА ОСЛАБЛЕНИЯ МОГУЩЕСТВА ШАМИЛЯ

Таким образом Шамиль должен был отвечать за зло своих детей и наибов. Но если бы Шамиль сам был причиною такого зла, то он не был бы принят так благосклонно Императором, а через него и дети его, заслуживающие порицания, приняты с почтением.
ГАДЖИ-АЛИ


Для решения дел по управлению государством в 1841 г. был создан диван-хана — высший совет, в который входили заслуженные лица, пользовавшиеся полным доверием Шамиля. Председательствовал сам Шамиль, и его голос, как правило, имел решающее значение, хотя внешне обсуждение шло с участием всех членов совета. Гражданская деятельность в имамате определялась нормами шариата и основанными на них законодательными установлениями — низамами. Шамиль уверял, что низамы не являлись отступлением от шариата, не означали попытки изменить его и лишь в отдельных случаях уточняли и дополняли некоторые шариатские постановления. Однако, если точно придерживаться закона, легко заметить, что многие положения низамов отличались от законов шариата. В отличие от шариата, требующего за воровство отсечения рук и ног, низамы устанавливали денежные штрафы. Согласно низамам, приговаривать к смертной казни мог не только имам, но и наибы, хотя с ведома и разрешения Шамиля. Основания для применения такой меры наказания законодательно не определялись, что открывало возможности для произвола наибов.

В имамате все население считалось военнообязанным, и потому каждый горец от 15 до 50 лет должен был при необходимости включаться в народное ополчение. Ополченцы не только обязаны были защищать свое селение, но и участвовать в походах. Каждая воинская единица имела значки, а отличившиеся части награждались знаменами. Проявивших храбрость в боях горцев Шамиль вначале награждал почетным оружием или другими вещами, а с 1841 г. ввел ордена и другие знаки отличия. С конца 1842 г. Шамиль ввел в своей армии и воинские чины.

Особое внимание Шамиль обращал на создание устойчивой податной системы. С этой целью был определен сбор податей в государственную казну (байтул-мал). Главными приходными статьями являлись: закят — узаконенная шариатом, взимаемая с населения десятая часть всех доходов, харадж — подать с горных пастбищ, хомус — пятая часть военной добычи. Все приходно-расходные операции производил казначей под личным наблюдением самого Шамиля.

Неверно полагать, что в имамате было осуществлено всеобщее равенство. Население имамата обязано было вносить определенные подати, размеры которых изменялись в зависимости от успехов и поражений. Аульская верхушка, вставшая у кормила власти, использовала труд крестьян и налоговую систему в целях личного обогащения.

Деспотизм наибов, самоуправство муртазикатов, доносы и тайная слежка мухтасибов, экономическое истощение страны и убыль населения вели к тому, что недовольство и возмущение простого народа с каждым годом возрастали. Шамиль давно уже не был для горцев представителем свободы. Оттого-то и находилось так много людей, способных изменить ему, хотя, по понятиям горцев, да и по законам Шамиля измена народу считается важнейшим преступлением и наказывается смертью. Управление Шамиля казалось тяжело для племен, не привыкших к повиновению, а выгод никаких от этого управления они не находили. Напротив, они видели, что жизнь мирных селений, находившихся под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее. Следовательно, им представлялся уже выбор — не между свободой и покорностью, а только между покорностью русским с надеждой на мир и удобства быта. Само собой разумеется, что рано или поздно выбор их должен был склониться на последнее.

Все эти причины вызвали отход горского крестьянства от движения. Оказавшись в бедственном положении, горцы покидали насиженные места и уходили за пределы имамата. Нередко недовольство народных масс стало выливаться в волнения и восстания, которые жестоко подавлялись Шамилем. По мере обострения социальных противоречий в имамате стала обостряться и борьба внутри правящей верхушки. Открытые формы эти распри приняли после того как в 1847 г. старший сын Шамиля Гази-Магомед был утвержден наследником имама. Возникшие ранее группировки Даниял-бека, Хаджи-Мурата, Кибит-Магомета, каждый из которых претендовал на пост имама, начали борьбу не только против наследника — Гази-Магомеда, но и против своих соперников — главарей других группировок. Каждый из них стал противопоставлять себя Шамилю.

В связи с ухудшающимся положением Шамиль и его окружение стали больше апеллировать к иностранным государствам, просили турецкого султана, шейх-уль-ислама, шерифа Хиджаса оказать им помощь войсками, оружием и снаряжением. Но надежды руководителей движения на существенную помощь стран Востока не оправдались. Не имели успеха суровые меры, к которым прибегали руководители имамата. Народы Дагестана и Чечни, утомленные от продолжительной борьбы, беспрерывных поборов и бесчинств вставших у кормила власти в имамате наибов, муфтиев и кадиев, не пожелали бороться и умирать за чуждые им интересы.

Список исторических источников:

Имам Шамиль в середине XIX-го века создал из Чечни и Дагестана мощное исламское государство - Северо-Кавказский имамат. Однако в противостоянии с Российской империей горцы все же потерпели поражение.

Почему же так сложилось? Попробуем детально разобраться.

Начало газавата

Итак, сам Шамиль. Личность яркая, неординарная и весьма харизматичная. Дагестанский лидер аварско-кумыкских кровей, родившийся в 1797-м году в ауле Гимры. Сильный и решительный воин, духовный лидер, свободно говоривший на арабском, кумыкском, аварском и чеченском языках, в 1834-м году стал Шамиль имамом Дагестана. И оставался им в течение следующих 25 лет.

Шамиль сумел объединить Дагестан с соседней Чечней, образовав на Северном Кавказе то самое мощнейшее государство воинов, с которым царской России пришлось воевать дольше чем с Наполеоном.

Шамиль поделил вверенные ему территории на наибства (губернаторства). Образовал армию в 30 тысяч человек, создал собственный свой законов на основе шариатского права - Низам. Построил разветвленный налоговой аппарат.

Его люди научились изготовлять пушки - литейное производство велось в столицах Шамиля, чеченских аулах Дарго и Ведено. В имамате даже появилась собственная валюта и некое подобие паспортов - особые бумаги, удостоверяющие личность.

Почему же Шамиль проиграл?

Тут несколько причин.

Во-первых, конечно же несоответствие сил воющих сторон. Шамиль не сумел поднять против царской власти весь Северный Кавказ, не смог прорваться к черкесам, воевавшим параллельно на территории современного Краснодарского края.

Шамиль не получил никакой военной или финансовой помощи извне - англичане и французы ему не помощь не пришли, а османский султан до Северного Кавказа дойти военной возможности в XIX-м столетии не имел.

Усталость горцев от войны и самого имамата. Наибы Шамиля порой действовали в Чечне или Дагестане не менее жестоко, чем царские войска. Имамат взвалил на плечи свободолюбивых горцев тяжкое бремя налогов.

Сам Шамиль явно планировал превратить свою власть в наследственную, что пришлось не по душе многим чеченцам и дагестанцам. Впрочем, всех недовольных Шамиль ссылал в особо удаленные аулы - Гамсутль и другие.

Сам имамат все чаще не мог выполнить главную функцию любого государства - защитить подданых. Наибы Шамиля неустанно требовали от аульчан оружия, продовольствия и людей. Но неспособны были спасти горцев от карательных рейдов царской армии.

Как говорили тогда: в Чечне 1840-х годов ни один аул не мог рассчитывать на то, что простоит на своем месте до следующего дня. Либо русские солдаты придут, либо сам Шамиль куда-нибудь переселит.

В 1850-е годы русские власти резко изменили свою политику на Северном Кавказе . Кавказский корпус, прежде регулярно недополучавший людей и финансы, был изрядно усилен. А к горцам администрация начала применять политику не только кнута, но и пряника.

Все эти причины и привели к тому, что Северо-Кавказский имамат, когда Российская империя начала на него после Крымской войны новое мощнейшее давление, принялся быстро рассыпаться . Словно карточный домик. Наибы и целые чеченские селения, глубоко разочаровавшись в Шамиле, в одну ночь переходили на сторону царской администрации.

А развязка произошла в августе 1859-го года в дагестанском ауле Гуниб, когда завершился почти четвертьвековой Газават - "священная война".

Впрочем, на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, Шамиль все равно остался в памяти горцев истинно народным героем. Хотя в Чечне его немало осуждают - основное бремя и главные потери Кавказской войны пали все-таки именно на чеченцев.

Читайте также: