Кратко нюансы санаторного бизнеса

Обновлено: 05.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Заботливый работодатель может предусмотреть для своего персонала возможность бесплатного оздоровления во время отпуска, полностью или частично оплатив санаторно-курортное лечение. Иногда это доступно и для членов семей сотрудников. В каких случаях можно рассчитывать на бесплатную путевку, как это правильно оформить документально и отразить в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.

Кто может дать льготную путевку

Предоставить трудящимся возможность оздоровиться в санатории бесплатно или с частичной компенсацией стоимости путевки могут:

  • сам работодатель;
  • профсоюзная организация, членом которой является сотрудник.

Такая возможность должна быть предусмотрена исполнительными органами организации и отражена в нормативной документации, например, в коллективном договоре.

Источники для финансирования курортного оздоровления

Путевка окажется бесплатной или частично оплаченной только для сотрудника, в отдельных случаях для членов его семьи. Оплата должна быть произведена из других источников, в качестве которых могут выступать:

    собственные деньги работодателя (в основном из прибыли организации или специальных резервных фондов, таких как фонд потребления);

Как учесть в расходах по налогу на прибыль оплату путевок и санаторно-курортного лечения в России работников и членов их семей?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оплата путевок за счет средств ФСС для сотрудников и членов их семей, кроме детей, отменена в 2003 году. Детям предоставляются бесплатные путевки за счет ФСС, только если их родители застрахованы.

  • в санаториях и оздоровительных лагерях по всей территории России, отдыхать в которых можно детям от 4 до 14 лет круглый год в течение 21-24 дней;
  • в стационарных учреждениях за городом в каникулярный период на срок не меньше недели и не свыше 24 дней для детей от 4 до 15 лет.

ВАЖНО! Путевка может быть оплачена полностью или частично, из расчета 400 руб. в сутки на отдыхающего ребенка. ФСС финансирует в размере 100% такие путевки для детей работников бюджетной сферы.

Бухгалтерский учет предоставленных путевок

Предоставление путевок можно отнести к социальным услугам, оказываемым работодателем персоналу и потребителям со стороны (членам семей или другим лицам, если это предусмотрено).

Как облагается НДФЛ и страховыми взносами оплата дополнительного отпуска работнику на санаторно-курортное лечение?

Средства, полученные объектом соцсферы в качестве выручки и, соответственно, затраченные предприятием, аккумулируются на кредитах счетов:

Отражение затрат на бланки путевок

Для выдачи сотрудникам приходится заказывать печать бланков санаторно-курортных путевок или изготавливать их своими силами. Формально они являются бланками строгой отчетности. Их можно внести в состав общехозяйственных расходов предварительно либо сразу в затраты на обслуживание производств и хозяйств по факту оплаты. Пример проводки:

  • дебет 29 (25), кредит 60 – отражение оплаты поставщикам изготовления бланков санаторно-курортных путевок;
  • дебет 16, кредит 60 – выделение НДС, уплаченного поставщику бланков;
  • дебет 006 – оприходование полученных бланков путевок;
  • дебет 29, кредит 19 – отнесение НДС на расходы.

Как отразить частичную компенсацию путевки

Если фирма оплачивает сотруднику путевку не полностью, а лишь частично, остальная доля стоимости вносится им в кассу или удерживается из заработной платы. Это отражается такими проводками:

Момент признания доходов и расходов

Налоговые нюансы

Выданная на работе путевка с точки зрения налогообложения, как и заработная плата, признается доходом работника. Разница только в том, что доход этот – не в денежной, а в натуральной форме. Отсюда следует необходимость уплаты НДФЛ и отчисления страховых взносов с этих сумм. Следует учитывать предусмотренные законом льготы и послабления.

Путевки и НДФЛ

Обычно санаторно-курортная путевка должна облагаться НДФЛ как часть дохода, полученная в натуральной форме, как того требует подпункт 1 пункта 2 ст. 211 НК РФ. Но при соблюдении ряда условий можно получить налоговую льготу при компенсации стоимости санаторного лечения. Эти условия касаются особенностей места оздоровления, источника финансирования и лица, которому выдают путевку. Перечислим, когда можно не беспокоиться об уплате НДФЛ при получении бесплатной или частично компенсированной путевки:

  1. Условие места: сотрудник должен направляться на отдых и/или лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение на территории РФ, признанное таковым в его учредительной документации. То есть санаторий должен иметь специальную лицензию, согласно письму Минфина РФ от 21 февраля 2012 г. №03-04-06/6-40.
  2. Условие источника финансирования. Не удерживается НДФЛ, если организация предоставляет сотруднику путевку или льготу по ее приобретению за счет:
    • своей прибыли;
    • средств из бюджета;
    • денег, полученных от деятельности, облагаемой специальными налоговыми режимами;
    • членских взносов профсоюзной организации.
  3. Условие ограничения лиц. Получить льготную путевку, не оплачивая НДФЛ, могут не все граждане, а только те, в отношении которых это предусмотрено законом:
    • сотрудники предприятия;
    • их близкие (супруги, дети) – если это предусмотрено во внутренних нормативных актах;
    • инвалидов, даже если они уже не связаны трудовыми отношениями с данной организацией;
    • детей до 16 лет без связи с родительским трудоустройством (например, могут получить такие путевки дети бывших сотрудников, сироты подшефного детдома и т.п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если на тот момент, когда приобреталась путевка, работник принадлежал к одной из означенных категорий, а при использовании путевки уже перестал принадлежать (ребенку исполнилось 16, работник уволился), стоимость путевки подлежит обложению НДФЛ, уплатить который придется уже не через работодателя, а самостоятельно. Предприятие будет вынуждено уведомить налоговую о получении бывшим работником дохода в натуральной форме.

Путевки и страховые отчисления

  • оставивших должность;
  • инвалидов;
  • детей подшефных организаций;
  • членов семей и детей работающих сотрудников.

ВНИМАНИЕ! Если работодатель не приобретает детскую путевку сам, а просто дает на нее деньги родителю ребенка, соцвзносов не избежать – ведь фактически плательщиком тогда окажется действующий сотрудник.

Дополнительные особенности налогообложения путевок

ВАЖНО! Сэкономив таким образом на налоге на прибыль, предприятие вынуждено будет все равно перечислить со стоимости путевки социальные взносы. Поэтому следует просчитывать целесообразность данной схемы.



Ключевая специфика оздоровительных туров в том, что человек едет не просто на отдых, он едет на лечение. Чем различаются курорты? Как не ошибиться в выборе санатория? О чём предупреждать туриста перед отправкой на лечение? Для успешных продаж турагенту необходимо хорошо понимать специфику этого турпродукта. Коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН Оксана Булах подготовила мастер-класс по продажам санаторно-курортного лечения в России.

Шаг 1: определяемся с курортом

Как продавать санаторно-курортное лечение в России

Как продавать санаторно-курортное лечение в России

Многие санатории используют для процедур привозные грязи, если они поддаются транспортировке без ущерба лечебным свойствам. Курортов со схожими показаниями может быть несколько. Так что при выборе важно учитывать пожелания клиента, транспортную доступность и удобство и возможное наличие сопутствующих заболеваний.

Шаг 2: выбираем санаторий

Важно объяснить клиенту, что во всех санаториях города представлены все профили курорта, а при оказании лечебных процедур будет использоваться вода или грязь с абсолютно одинаковыми свойствами. При этом санатории различаются уровнем комфорта и возможностями лечебно-диагностической базы. Рассмотрим их на примере Кисловодска.

Как продавать санаторно-курортное лечение в России

Как продавать санаторно-курортное лечение в России

Как продавать санаторно-курортное лечение в России

Важно помнить, что санатории одного уровня предлагают схожее размещение и лечение. Поэтому, если в запрашиваемые даты в выбранный санаторий нет мест, можно смело предлагать в качестве альтернативы другой объект выбранного уровня.

Шаг 3: отвечаем на вопросы

Теперь кратко рассмотрим основные нюансы и тонкости продаж санаторно-курортных путёвок, ответив на практические вопросы, часто задаваемые клиентами.

1. Санаторно-курортная карта: привозить готовую или оформлять на месте?

Национальный туроператор АЛЕАН и санатории лечебных курортов рекомендуют приезжать с готовой картой. Многие санатории готовы оформить её на месте, но это обычно занимает около 3–4 дней, во время которых гости не смогут получить серьёзных процедур. Кроме того, при предварительном обследовании есть вероятность выявления противопоказаний.

2. Чем кормят в санатории?

Питание обычно предлагается в зависимости от внутреннего распорядка того или иного санатория: шведский стол, комплексное двух- или трёхразовое или же по меню. Главная особенность – это всегда диетическая пища (нежирная, неострая).

3. Когда расчётный час?

Во многих санаториях заселение происходит с 08:00 утра. Однако некоторые перешли на общепринятое время заселения с 12:00 или 14:00. В этом случае турист может заехать в санаторий с 08:00 утра, но в последние сутки, указанные в ваучере, он должен освободить номер до 08:00.

4. Как работают лечебные кабинеты?

Обычно лечебная база работает с понедельника по субботу включительно, по внутреннему графику оказания процедур. В санаториях высокого уровня некоторые отделения работают без выходных.

5. Есть ли ограничения по возрасту?

В большинстве санаториев не размещают детей младше четырёх лет и пожилых людей старше 75 лет, чтобы не навредить их здоровью. Некоторые объекты допускают размещение с малышами, но оказывать процедуры им не будут.

6. Какой курс лечения оптимален?

Конечно, самая эффективная продолжительность санаторно-курортного лечения составляет 21 день. Однако ввиду невозможности такого длительного отпуска большинства клиентов лечебные программы оптимизированы до 14–18 дней.

Динозавры эпохи

Классический советский санаторий представлял собой полноценную медицинскую организацию, которая системно занималась оздоровлением, долечиванием и реабилитацией. В этом первозданном виде санатории сохранились только в нескольких странах: в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине.

Больше половины любовно выстроенной санаторно-курортной сети — 3400 центров — после распада СССР досталось России. Несмотря на экономические трудности, обветшание фонда и спад популярности, некоторым санаториям удалось выжить. А кое-кто смог вырастить приватизированную в 1990-х или выкупленную в середине 2000-х здравницу в привлекательный бизнес, сохранив при этом его медицинский профиль.

Согласно последним данным Минздрава, в России 1875 санаториев. Много это или мало, сказать сложно, потому что в мире таких рынков просто нет. Близкие по духу форматы есть разве что в Европе, но местные спа-центры больше ориентированы на релакс, детокс и косметологию — о сколь-нибудь серьёзных программах лечения и уже тем более медицинской реабилитации речь там не идёт. Ещё есть бальнеологические и грязевые курорты, но и они предполагают свободное посещение — пациент живёт в отеле и просто ходит в соседнюю лечебницу. Такое оздоровление тоже не предполагает контроля со стороны врача.

Инвестиционная привлекательность санаторно-курортного дела стала главной темой прошедшего в конце августа 2016 года Госсовета, на котором председательствовал Владимир Путин. Со дня на день отрасль ожидает появления поручений по итогам этого высокого собрания. Предположительно, они будут содержать преференции — налоговые льготы для санаториев и субсидирование процентных ставок по кредитам для профильных инвестпроектов.


Кроме того, санаторно-курортные путевки не облагаются 20% НДС, что дает значительное ценовое преимущество относительно других объектов размещения. Такие объекты менее подвержены сезонности. Оздоравливаться можно круглый год, а некоторые заболевания не рекомендуется лечить в жаркое или слишком холодное время года.

При всей этой привлекательности и тренде на сохранение здоровья и продление активной жизни, есть и другие, не столь радужные факторы. К примеру, сокращение действующих санаториев. Каждый год в среднем закрывается 33 объекта. В 2015 году их было 1878, в 2021 — уже 1729. Дополнительные опасения вызывают стремительно падающие доходы населения. Значительная доля наших сограждан предпочитает экономить на отдыхе и проводить отпуск дома или на даче.

Mriya Resort & SPA
санаторий им. Орджоникидзе

Относительно сокращения доходов населения — да, эту тенденцию нельзя отрицать. И все же потенциал отрасли продолжает расти. Потому что доступность клинической медицины падает. В современной модели здравоохранения нет места хроническим пациентам. Критику снимут, операцию сделают, даже высокотехнологичную, а дальше — сам. Только в санатории возможно системное оздоровление пациентов, которых в поликлинике назовут относительно здоровыми. И они ищут место, где им помогут. Помогут уменьшить боль и проведут техобслуживание организма. А через год они вернутся, потому что чувствуют разницу до/после.

Поэтому проекты санаториев , создаваемые предпринимателями, и становятся точками притяжения клиентов и прибыли. В этой статье мы подробно разберем, как организовать санаторий с нуля и не наделать дорогостоящих ошибок.

Первые шаги

Локации часто сами подсказывают, какой профиль будет у будущего санатория. Например, в Ессентуках традиционно лечат органы пищеварительной системы, в Пятигорске — опорно-двигательный аппарат. Выбранное лечебное направление будет определять аудиторию потенциальных клиентов. Мы рекомендуем не пытаться угодить всем и сфокусироваться максимум на 2-3 сегментах.

Специализация позволит не распыляться и на достойном уровне обеспечить результативное лечение профильных пациентов.

Какие профили наиболее востребованы? Это зависит от региона, практически в каждом есть свои особенности и негативные факторы, влияющие на ту или иную систему организма. Высокий потенциал у направлений по лечению опорно-двигательного аппарата и снижению веса. Первое — из-за распространенности и постоянных болей, сопровождающих пациента. Пациент с болью сильнее мотивирован решить свою проблему, чем тот, который не испытывает дискомфорта. Второе направление пояснять считаем излишним — всемирный тренд на здоровое и стройное тело не заметили, наверное, только полностью отрезанные от интернета и телевидения люди.

Дополнительно к этому возможны опции, каждая из которых усиливает привлекательность объекта в глазах клиента:

  • Тренажерный зал
  • Закрытый/открытый бассейн, бассейн с солёной водой
  • СПА-центр
  • Салон красоты
  • Пляжная зона у прилегающего водоема
  • Парковая зона для прогулок (терренкура), тренировок, барбекю
  • Спортивно-развлекательные сооружения (каток, велодорожки, конюшня, тир, теннисные корты и т.д.)

http://инфраструктура%20санатория

Все это требует пространства, стен, потолков и соответствующих коммуникаций. Вам предстоит решить, по какому из двух путей пойти: приобретать/брать в аренду готовый объект , или строить новый. Каждый из вариантов таит в себе как плюсы, так и минусы.

Покупка/аренда готового объекта

Плюсы:

  • Избыточное предложение на рынке гостиничной недвижимости, возможность приобрести здание с хорошим дисконтом.
  • Намного быстрее постройки объекта с нуля.
  • Если объект не законсервирован, будет меньше забот по поиску и найму персонала. Часто гостиницы и здравницы продаются с уже укомплектованным штатом сотрудников. Кого из них оставить, можно решить уже в процессе работы.
  • Наследование лицензий, паспорта безопасности санатория и прочей разрешительной документации (при их наличии и приобретении не только здания, но и юридического лица).
  • Провенанс объекта можно использовать в рекламных целях. Проживание в историческом здании, где останавливались знаменитые личности — серьезное преимущество. Которое, разумеется, должно быть дополнено современным комфортом. Даже если здесь отдыхал Ленин — плесень и трещины в стенах это не исправит.
  • При приобретении санатория все оборудование, в том числе медицинское, как правило, тоже переходит к новому владельцу. Учитывая высокую рыночную стоимость и большой ресурс такого оснащения, это может сэкономить значительные деньги на закупке новых ванн, аппаратов для ингаляций и прочего.

Минусы:

Проектирование санатория и строительство нового объекта

Плюсы:

  • Возможность заранее продумать планировку территории санатория и логистику клиентов до и внутри объекта.
  • Использование современных материалов и архитектурных решений станет важным элементом привлечения клиентов. Требования к санаторию , предъявляемые современной платежеспособной аудиторией, сильно отличаются от требований отдыхающих прошлого века. Экологичность и гипоаллергенность — не пустые слова для заботящихся о своем здоровье людей.
  • Больше возможностей по выбору локаций.
  • Постройка санатория с нуля освобождает от наследуемых проблем, возникших при предыдущих владельцах — вся ответственность только на вас.

Минусы:

  • Строительство — долгий и затратный процесс. Особенно с учетом ежегодного роста закупочных цен на строительные материалы, аренду техники, зарплат рабочих, мебели и оборудования. Если вы решились на это, лучше не затягивать. Нет никаких предпосылок к тому, что через год строить будет дешевле, чем сегодня.
  • Ограниченное количество подрядчиков, обладающих достаточной компетенцией для разработки проекта строительства санатория . Важно соблюсти все необходимые нормы и регламенты, которых значительно больше, чем у отелей и гостиниц.
  • Перед тем как построить санаторий нужно пройти массу бюрократических процедур. Получить разрешение на строительство и подведение коммуникаций, согласовать проектную документацию и т.д. Это можно доверить подрядчикам, предоставляющим услуги по возведению объектов под ключ. Разумеется, за такое сопровождение придется дополнительно заплатить.
  • Необходимость лицензирования санатория и второй этап связанной с этим бюрократии — неизбежны.

Все цифры — в один документ

Собирайте все идеи и принимаемые решения в одном документе. Бизнес-план для санатория должен включать в себя следующие ключевые элементы:

  • Локация и формат
  • Категория звездности (от этого в том числе будет зависеть стоимость вашего продукта)
  • Масштаб (количество проживающих)
  • Медицинское направление
  • Стратегия маркетинга и УТП
  • Стратегия продаж Читайте статью о том, как управлять продажами путевок
  • Стратегия постпродажного обслуживания
  • Персонал (сколько и каких сотрудников будет работать в санатории)
  • Схема основных процессов по организации обслуживания
  • Бюджет проекта

http://расчет%20бюджета

В подготовку бизнес-плана стоит включить экспертов двух профилей — гостиничного и медицинского. Этим же людям вы доверите дальнейшую организацию деятельности санатория . Первый займется вопросами сервиса и размещения. Второй подскажет, как создать востребованный медицинский продукт. На сегодняшний день коммерчески успешный санаторий, в котором всеми вопросами заведует главный врач — огромная редкость. Одновременно с этим, гостиничный профи вряд ли на достаточном уровне знает, что такое организация санатория с медицинской точки зрения.

Кроме них вам потребуется управленческий и линейный персонал, отвечающий за:

  • Маркетинг и продвижение
  • Продажи и консультирование
  • ИТ-инфраструктуру
  • Аналитику
  • Размещение
  • Питание
  • Медицинское обслуживание
  • Уборку номеров
  • Уборку и уход за территорией
  • Снабжение
  • Ремонт (замена лампочек, устранение неполадок водоснабжения и т.д)

Запишите в бизнес-план, для каких из этих направлений вы будете привлекать внешних подрядчиков, а каких специалистов будете набирать в штат. Санатории менее подвержены сезонности спроса, но неумение управлять собственной загрузкой часто приводит к простою персонала. Оплачивать который обязан каждый работодатель.

Бороться с сезонностью поможет специалист по аналитике. Мы не зря расположили его ближе к вершине списка. Аксиома, которую вам подтвердит любой руководитель: если ты не можешь это измерить, ты не сможешь этим управлять . Поэтому следующий пункт мы посвятим автоматизации.

http://Аналитик

Автоматизация будущей здравницы

Этот пункт часто забывают, когда размышляют о том, как организовать санаторий . Разумеется, намного приятнее думать о том, как будет выглядеть входная группа или будущие номера, где расположить бассейн, какого цвета будет форма у сотрудников на ресепшен. Или как назвать санаторий. Мы призываем вас не поддаваться флеру визуальных образов будущего, а задуматься о скучных цифрах. Ведь без них вы не узнаете, сколько клиентов будет жить в этих прекрасных номерах, сколько и каких процедур в день отпускают сотрудники в красивой форме. Не поймете, сколько стоит вам каждая входящая заявка и проданная путевка.

Эффективная работа современного курорта невозможна без инструментов учета, контроля и аналитики:

Учета — финансовых затрат и прибыли, рабочего времени, списанных расходников (от одноразовой простыни или бутылочки с шампунем до дорогостоящих ампул для инъекционной косметологии).

Контроля — отпущенных услуг, соответствия сервиса стандартам, выполнения планов по прибыли/продажам/привлечению клиентов.

Аналитики —подъемов и спадов спроса, эффективности усилий по продвижению того или иного продукта, тестирования гипотез.

Как и любой бизнес, санаторий будет требовать принятия управленческих решений. Без цифровизации эти решения будут приниматься менее оперативно и с меньшим количеством вводных данных. Что рано или поздно приведет к ошибкам и потерям.

http://аналитика%20в%20санатории

Не говоря уже о нерациональном расходе трудовых ресурсов. Когда врач вынужден работать на бумаге, расписание пациента составляется отдельным сотрудником в экселе, а менеджер по продажам записывает номер потенциального клиента на стикере. Все это — архаизмы, которым нет места на конкурентном рынке.

Уделите особое внимание тому, какие информационные системы потребуются для вашего объекта. Минимальный набор для санатория выглядит следующим образом:

Сколько стоит автоматизация санатория? Заполните короткую анкету, чтобы узнать:

БОНУС: дойдите до конца анкеты, чтобы получить подарок от нашей команды — пошаговый чек-лист по безопасному сокращению расходов санатория

Вышеуказанные системы рекомендуется дополнить следующими программами:

  • Сквозная аналитика для управления расходами и эффективностью рекламы.
  • Ресторанная система для управления организацией питания, планирования закупок продуктов, обслуживания пациентов с разными диетами.
  • СКУД (система контроля и управления доступом) , включающая в себя считыватели и электронные карты/браслеты для доступа гостя в свой номер, СПА-зону, столовую. Такие карты могут служить идентификатором пациента на приеме у врача или отпускающего специалиста, способом оплаты дополнительных услуг для выставления счета при выезде.

Эти инструменты позволяют производить расчет для санатория всех необходимых KPI. О том, как выстроить эффективную работу коммерческих и медицинских подразделений мы выпускали отдельные вебинары:

  • Про маркетинг и лидогенерацию – смотреть
  • Про продажи – смотреть
  • Про CRM для санатория – смотреть
  • Про организацию медицинской службы – смотреть
  • Про дополнительные продажи медицинских услуг – смотреть

Когда все варианты изучены, решения приняты и забюджетированы, возникает еще один вопрос:

Как оформить санаторий

Санаторий — это учреждение, где оказываются медицинские услуги. Эта деятельность требует наличия медицинской лицензии. Как ее получить:

Разумеется, в жизни эти шаги будут выглядеть не так просто. Вам могут задать массу уточняющих вопросов, затребовать дополнительные подтверждающие документы и экспертизы. Будьте готовы уделить значительное время юридическим формальностям, связанным с запуском оздоровительного курорта.

Не забудем и про набор документов на случай визита представителей проверяющих органов. МЧС, СЭС, трудовая инспекция — актуальные списки документов для прохождения таких проверок лучше отслеживать на сайтах соответствующих ведомств.

Последний шаг — регистрация санатория в государственных и коммерческих реестрах и на агрегаторах. Это нужно, чтобы ваш объект было проще найти потенциальным клиентам.

Надеемся, что этот материал поможет вам в создании новой жемчужины санаторно-курортного рынка. Помните, что наша команда готова бесплатно проконсультировать вас по вопросам планирования и настройки бизнес-процессов. При необходимости — поможем подобрать экспертов с опытом открытия санатория с нуля и поделимся опытом по оцифровке клиентского сервиса.


-->











Спрос на санатории стабильно высок, однако предложение не только не растет, но сокращается. Создание современного санатория в условиях минимальной конкуренции - идея прибыльного бизнеса.

Что отличает санаторий от базы отдыха? Помимо отдыха и организованного досуга в санаториях предложены оздоровительные процедуры на профессиональном уровне.

В статье мы рассмотрим, какие необходимы документы для открытия бизнеса, что может стать дополнительным доходом и на что стоит обратить особое внимание. Иными словами, как создать санаторий.

Выбор места для организации санатория

Санаторий стоит располагать вдали от городов и дорог, в зеленой зоне. Расположенное рядом озеро или река - большое преимущество. При поиске лучшего места также стоит сразу думать, как организовать санаторий на выбранной территории. Учитывать его размеры и размещение корпусов для отдыхающих, столовой и из процедурного здания.

Оптимальным способом будет покупка готовых сооружений для дальнейшего развития и переустройства. Это могут быть как старые советские базы отдыха и санатории, так и современные загородные дома. Еще один вариант - купить санаторий в Московской области. Работа с уже готовыми сооружениями значительно облегчает поиск удачного места в пределах области и затраты на разработку проекта санатория и его возведения.

Затем можно задуматься, как будет работать санаторий: круглый год или сезонно. Зачастую месторасположение подсказывает ответ: насколько удобно добраться зимой до санатория, можно ли организовать на данной территории досуг (катание на коньках, лыжные трассы).

Также стоит сразу разобраться, планируется открытие санатория, рассчитанного на оказание широкого спектра медицинских услуг или это будет узкопрофильный центр.

Медицинские лицензии

Прежде чем организовать санаторий, стоит подробно ознакомиться со всей документацией, без которой его открытие невозможно. Так как санаторий - это леченое учреждение, прежде всего, необходимо получение обязательных лицензий на предоставление медицинских услуг.

Стоит учитывать, что предприниматель, решивший открыть бизнес санатории, должен иметь высшее медицинское образование и рабочий стаж не менее пяти лет для высшего образования, трех - лет для среднего.

Также весь персонал, оказывающий медицинские услуги, должен иметь среднее и высшее профессиональное медицинское образование и минимальный опыт работы. Каждые пять лет сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации.

Документы, с которыми необходимо ознакомиться:

Оказание медицинских услуг в санаториях и курортах должно происходить согласно со стандартами, изложенными в Приказе Министерства здравоохранения т социального развития РФ от 22 ноября 2004г. №256 “О порядке медицинского отбора и направления больных на санитарно-курортное лечение”

К документам, подающимся для получения лицензии, прилагается перечень оказываемых услуг. Выдачей лицензий занимается специальный аккредитованный орган Росздравнадзор, филиалы которого расположены во всех регионах.

Организация питания

Помимо медицинских услуг необходимо получение сертификата, разрешающего оказывать услуги питания в столовой.

Весь персонал, работающий в сфере питания должен каждые три месяца проходить медицинский осмотр. За питанием, составлением меню и качеством продуктов следит врач-диетолог.

Режим питания должен соотноситься с распорядком дня в санатории.Для отдыхающих при необходимости составляется отдельное диетическое питание. Меню должно быть разнообразным и питательным.

Дополнительные доходы санатория

Организация досуга - еще один важный момент, который необходимо затронуть при разработке бизнес-плана санатория. Этот пункт - лучшая возможность для создания дополнительного дохода. Помимо создания кружков и мероприятий, которые будут бесплатными для отдыхающих, организация платных концертов, экскурсий и мастер-классов станет выгодным предложением.

Организация буфета, кофейни или бара - еще одна идея, положительно влияющая на доходы санатория. Для отдыхающих семей станет востребованной услуга детской комнаты. Прокат спортивного инвентаря позволит в короткий срок окупить затраты на организацию проката и получать чистую прибыль.

Еще одно предложение - проведение семинаров и курсов на базе санатория. Все чаще крупные компании предпочитают организацию выездных обучающих семинаров. а также возможно сотрудничество с компаниями для проведения корпоративов.

Маркетинговая компания

Недостаточно разобраться в том, как открыть санаторий. Важно суметь грамотно организовать его рекламу. Для создание наиболее эффективной рекламной кампании санатория лучше доверить это дело профессионалам.

Сейчас один из наиболее эффективных каналов рекламы - Интернет. Поэтому необходимо создание и продвижение своего сайта, размещение рекламы на крупных тематических порталах и создание групп в социальных сетях. Офф-лайн каталоги и журналы - не менее важная рекламная площадка.

Создание акций и специальных предложений, а также сезонных скидок гарантируют поток клиентов. Заключение выгодных договоров с компаниями на организацию отпусков для сотрудников по выгодным ценам - еще одна возможность привлечь постояльцев.

Преимуществом станет оказание уникальных услуг и привлечение к сотрудничеству известных, высококвалифицированных врачей.

Читайте также: