Председательство казахстана в обсе и его результаты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Казахстан приходит к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Системные вызовы, который повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис, эрозия режима нераспространения оружия массового уничтожения, терроризм, гуманитарные и экологические катастрофы, голод, бедность, эпидемии, сокращение энергетических ресурсов, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве – это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ.
В этой связи важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление Организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы.
Одним из ключевых вопросов развития ОБСЕ, с точки зрения Казахстана, является расширение консенсуса по основополагающим вопросам повестки дня Организации, преодоление разделительных линий на ее пространстве, укрепление взаимного уважения и обеспечение равного участия всех стран в деятельности ОБСЕ.
Руководствуясь этой целью, Казахстан будет исходить из интересов всех без исключения государств-участников на основе принципов беспристрастности, сбалансированности в подходах и нейтральности, характерных для роли "честного брокера". Мы намерены проводить сбалансированную работу, уделяя равное внимание всем трем измерениям.
В качестве девиза, символизирующего содержательную идентификацию казахстанского председательства, избраны 4 "Т": "Trust, Traditions, Transparency, Tolerance" ("Доверие", "Традиции", "Транспарентность", "Толерантность").
Первое - означает доверие друг другу.
Второе - приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ.
Третье - максимальную открытость и транспарентность в международных отношениях, свободных от двойных стандартов и разделительных линий, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности.
Четвертое - отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.
При определении приоритетов председательства Казахстан стремился учесть интересы всех стран-участниц ОБСЕ, результаты работы предыдущих председательств и итоги Афинского СМИД.
На посту Председателя ОБСЕ Казахстан будет твердо привержен основополагающим принципам и ценностям Организации и приложит все усилия для укрепления эффективности и авторитета ОБСЕВ январе 2010 г. Казахстан первым из постсоветских государств приступил к выполнению функций председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Не вызывает сомнений, что придание деятельности данного международного института дополнительной эффективности приобретает исключительное значение. Это тем более справедливо и актуально, если учесть осложнение ситуации в сфере обеспечения безопасности практически на всех уровнях, сопряженное с увеличением количества локальных вооруженных конфликтов различной природы, стремительным распространением оружия массового уничтожения, терроризма, экстремизма, незаконной миграции и других негативных явлений.

Однако при всей важности данной организации в глобальной архитектуре безопасности, наличии надлежащего инструментария и уникальности соответствующего формата международного диалога возможности ОБСЕ до недавнего времени использовались явно недостаточно, на что неоднократно указывали и политические лидеры стран-участниц, и эксперты.

Так, на 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (июнь 2008 г., Астана) президент Казахстана Н. А. Назарбаев охарактеризовал международную обстановку как кризисную и требующую незамедлительных конкретных действий по решению насущных проблем безопасности, налаживанию и перманентному стимулированию межкультурного и межконфессионального диалога, нивелированию новых разделительных линий в Европе [6], что соответствует внешнеполитическим интересам самой республики и потребностям мирового сообщества в целом.

В условиях, когда международные отношения отличаются крайней сложностью, неоднозначностью и утратой стабильности и предсказуемости, а в мировой повестке дня появился вопрос сочетания взаимопроникающих и дополняющих друг друга финансово-экономического, энергетического, продовольственного, экологического кризисов, необходимы именно отвечающие не только современным реалиям, но и дальнейшим тенденциям в политике и экономике решения, которые регулярно предлагает для обсуждения и реализации Республика Казахстан. В частности, еще несколько лет назад были выдвинуты весьма интересные инициативы о целесообразности синхронного формирования многополярной финансовой системы, закрепления в Договоре о нераспространении ядерного оружия четких обязательств членов ядерного клуба по сокращению ядерных арсеналов и разоружению, а также трансформации активности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников [6]. При этом внешнеполитический курс упомянутого молодого независимого государства традиционно ориентирован на укрепление доверия и взаимопонимания, развитие отношений добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, формирование стабильной международной среды и модернизацию в политической, экономической, технико-технологической и прочих сферах.

На качественную трансформацию содержательного наполнения и теоретико-методологического обоснования активности ОБСЕ, совершенствование структуры для оптимального и скоординированного ответа на угрозы, вызовы, риски безопасности в XXI в. изначально и было ориентировано председательство в этом институте Республики Казахстан, поддержанной при согласовании кандидатуры на указанный пост в качестве коллективного кандидата от СНГ.


Несмотря на то, что один год – это небольшой срок по историческим меркам, тем не менее, за это время Казахстан способствовал достижению и инициированию ряда важнейших задач в рамках ОБСЕ.


Следует отметить, что за последние годы потенциал ОБСЕ существенно снизился, эффективность принимаемых решений уменьшилась, что выражалось в неспособности контролировать вопросы разоружения, недостаточном реагировании на те или иные конфликты, возникающие на территории Организации. В результате замороженные территориальные конфликты не находили своего разрешения, усугубляя текущую ситуацию. Тем самым, главная миссия ОБСЕ содействие и сохранение безопасности в регионе фактически не выполнялась.


Исходя из этого, наша республика всецело содействовала продвижению нового формата диалога по европейской безопасности в рамках "процесса Корфу", а также формированию новой архитектуры континентальной безопасности.
Казахстан выдвинул конкретную программу своего председательства, предложив решать конфликтные вопросы на основе широкого консенсуса. Начали укрепляться связи ОБСЕ с азиатскими экономическими и политическими организациями.
За отчетный период Казахстан инициировал дискуссии по широкому кругу вопросов военно-политической, экономической и социально-гуманитарной сферы, а также затронул структурно-организационные проблемы организации.


В военно-политической сфере, пристальное внимание было уделено проблемным конфликтным зонам на пространстве ОБСЕ – ситуации в Афганистане и вопросам укрепления его границ со странами Центральной Азии, конфликтам в Приднестровье, на Южном Кавказе и, конечно, событиям в Кыргызстане.


Важное значение в системе обеспечения региональной безопасности имеет Афганистан и его социально-экономическое развитие. Казахстан перечислил более 2 миллиона долларов на строительство школы и больницы в провинциях Саманган и Бамиан. Из Казахстана были организованы регулярные поставки семян сельскохозяйственных культур, оборудования, минеральных удобрений. Было принято решение о выделении 50 миллиона долларов для обучения одной тысячи афганских граждан в учебных заведениях нашей страны.


Проведен ряд важных рабочих встреч с главами Грузии, Азербайджана, Армении. Осуществлена работа над "дорожной картой" по дальнейшему процессу мирного разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. По итогам встреч для урегулирования противостояния Грузии с Абхазией и Южной Осетией Казахстан выступил за продолжение Женевских дискуссий, акцентировав внимание на создание необходимых условий жизни для простых граждан. По приднестровскому урегулированию наша республика содействовала возобновлению переговоров в формате "5+2".


Наряду с содействием в решении так называемых "замороженных конфликтов", Казахстан активно помогал в урегулировании сложной ситуации в Кыргызстане. Причем помощь соседней стране оказывалась не только по линии ОБСЕ, но и на двусторонней основе в виде гуманитарной помощи братскому народу. Для осуществления гуманитарной помощи была создана казахстанско-кыргызская многоотраслевая рабочая группа. В итоге наша страна предоставила Кыргызстану в качестве гуманитарной помощи 1 800 тонн риса, 128 тонн гречневой крупы. Для строительства и ремонта жилья в Ошской и Джалалабадской областях направлено 184 тонны металлического шифера, 29 вагонов древесины. Кроме того, были направлены семена, удобрения и горюче-смазочные материалы, в результате чего в Кыргызстане были успешно завершены весенне-полевые работы.


Из резервного фонда ОБСЕ выделено 200 тысяч евро для поддержания общественного порядка и безопасности, направлена существенная гуманитарная помощь. Все это в конечном итоге позволило существенно снизить напряженность в стране и Центральноазиатском регионе в целом.


В экономической сфере Казахстан, прежде всего, акцентировал внимание на развитии таких трансконтинентальных транспортных коридоров, как железнодорожные, автомобильные и авиационные, а также трубопроводных маршрутов.
Ключевым объектом этой сферы выступил автодорожный транзитный проект "Западная Европа – Западный Китай" по маршруту Хоргос – Алматы – Актобе – Оренбург – Казань – Санкт-Петербург. Общая протяженность – 8 445 км, казахстанский участок – 2 787 км, стоимость – 5,4 миллиарда долларов. Казахстанскую часть автодорожного коридора планируется построить к концу 2013 года.


Для активизации развития транспортных коридоров в ОБСЕ были учреждены два новых поста личных представителей действующего председателя ОБСЕ по транспорту и экологическим вопросам. В рамках поставленных задач осуществлялся переговорный процесс по стыковке национальных транспортных систем, гармонизации и оптимизации национальных законодательных основ, созданию условий для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышению безопасности всех видов транспорта.


В социально-гуманитарной сфере была запущена государственная Программа "Путь в Европу". Это комплекс разносторонних мер, направленных на сближение со Старым Светом, освоение его опыта институциональных, правовых и экономических реформ. В рамках данной программы Казахстан на основе европейских политико-правовых, философских и моральных ценностей, являющихся достижениями мировой цивилизации, продолжает совершенствовать казахстанскую правовую систему, общественно-политические институты.


На состоявшейся 29-30 июня в Астане Конференции ОБСЕ по толерантности и недискриминации было отмечено, что Казахстан намерен внести свой вклад в продвижение идей толерантности, межэтнического мира и межконфессионального согласия на всем пространстве ОБСЕ.


Кроме вышеперечисленных направлений, Казахстан выступил с рядом инициатив. Так наша страна как активный участник процессов по укреплению глобальной безопасности и сохранению единства и стабильности в мире приняла участие в Глобальном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, на котором Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с рядом стратегических инициатив в области ядерной безопасности. Казахстан предложила создать единую Евразийскую платформу безопасности на основе объединения потенциалов ОБСЕ и СВМДА, созванного также по инициативе Казахстана и ставшего площадкой для укрепления безопасности на азиатском континенте. Безусловно, главным достижением Казахстана стало проведение долгожданного Саммита Глав государств-участниц ОБСЕ впервые за 11 лет со дня последнего Стамбульского саммита.


Несмотря на напряженные консультации, была принята Астанинская декларация ОБСЕ, которая призвана подтвердить поддержку всеми участниками всеобъемлющего подхода к безопасности, основанного на взаимном доверии и полной прозрачности. Важным итогом Саммита стало обозначение и необходимость перехода к новому этапу развития сотрудничества и безопасности, исходя из новых геополитических координат. В декларации впервые было закреплено понятие "Евро-Атлантическое и Евразийское сообщество безопасности".


В целом председательство Казахстана в ОБСЕ, безусловно, повысило имидж государства как активного участника и полноправного субъекта Организации, инициатора интеграционных процессов на евразийском пространстве и организатора исторического Астанинского Саммита.

АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается самым большим из существующих профильных региональных интеграций, в которую входят 57 стран Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Для нашей страны, которая приложила не мало усилий в деле формирования имидж страны-миротворца и гаранта политической стабильности в Центральноазиатском регионе, членство в 1992 году, а через 18 лет и председательство в ОБСЕ стало важной страницей отечественной истории и признанием страны на большой политической арене.

Задача ОБСЕ - предотвращение конфликтов, урегулирование кризисов и ликвидация посткризисных ситуаций. Решения организации не являются юридически обязательными, но имеют серьезный политический вес.

Это, к слову понимали в самой Организации, где Казахстан видели посредником между Европой и Азией. К слову опасения не напрасны, поскольку террористические угрозы и наркотрафик из Азии - актуальная и поныне проблема.

Наша страна принимала и продолжает активно участвовать в проектах, которые связывают как страны СНГ, так и азиатские и исламские государства. В этой связи выбор в пользу Астаны был очевиден, тем более что заявку Казахстана с 2005 года поддерживали все государства бывшего СССР. Участники заседания ОБСЕ в Мадриде приняли единогласное решение, и в начале 2010 Казахстан официально стал председателем одной из крупнейших и влиятельнейших организаций в мире.

Главным достижением того года стал саммит в Астане - первый за 11 лет и высоко оцененный участниками. Генсек ООН Пан Ги Мун назвал казахстанское председательство максимально успешным, а госсекретарь США Хиллари Клинтон засвидетельствовала большую роль Казахстана в международном сообществе.

Итоговым событием председательства Казахстана стал Астанинский Саммит ОБСЕ, проведенный 1-2 декабря 2010 года после более чем десяти лет перерыва - предыдущая встреча на высшем уровне состоялась в Стамбуле в 1999 году.

Всего в Саммите приняли участие 38 глав государств и правительств, высокопоставленные чиновники государств-участников ОБСЕ, представители международных и региональных организаций. Генеральный Секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, государственный секретарь США Хиллари Клинтон, Федеральный Канцлер Германии Ангела Меркель, Премьер-министр Италии Cильвио Берлускони и др.

Выступая перед участниками, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости перехода к новой парадигме обеспечения безопасности - формированию единого пространства сотрудничества в границах четырех океанов, от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского.

Казахстан – ОБСЕ: первые инициативы

Для каждой страны эпоха определяет свой шанс на историческую миссию в масштабе всего человечества. Мадридская встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, проходившая в 2007 году, возложила на Казахстан авторитетную и вместе с тем ответственную задачу по лидерству в ОБСЕ в 2010 году. Консенсус 56 стран мира был определен всем ходом исторических событий последних лет. Предпочтение было отдано уверенному и взвешенному курсу нашего государства и Президента Н.А. Назарбаева на устойчивое развитие, экономический рост, повышение благосостояния народа Казахстана, системные политические реформы и утверждение комплексной модели казахстанской демократии.

Лидерство Казахстана в ОБСЕ является также естественным результатом реализации стратегических задач по проведению разумной и взвешенной внешней политики, относительно высокого индекса основных направлений внутреннего развития казахстанского общества.

Наша страна стала не только активным участником международных организаций, но и сама выступила в качестве инициатора их создания.

Вступление Казахстана в январе 1992 г. в ОБСЕ (до 1995 года СБСЕ) было продиктовано стремлением нашей страны активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинском заключительном акте и в других документах ОБСЕ.

Какие же были первые предложения, первые инициативы Казахстана как нового члена ОБСЕ?

Эти инициативы достаточно четко обозначены в одном из первых выступлений Президента Н.А. Назарбаева, сделанном на пленарном заседании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в Хельсинки (Финляндия) в 1992 году, то есть всего через несколько месяцев после вступления нашей Республики в эту организацию.

Вторая инициатива являлась как бы практической мерой первой: для реализации, которой одним из первоочередных шагов в этом направлении могло бы стать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), направленное на расширение многопланового сотрудничества, стабилизацию политического климата, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов. СВМДА, в случае его успешной работы, могло бы стать основой для объединения всех национальных, региональных и международных организаций Азии, вне зависимости от религиозного фактора, в единую структуру по типу ОБСЕ. Напомню, что к тому моменту эту инициативу Казахстана уже поддержали Иран, Кыргызстан, Турция, Туркменистан, Пакистан и Узбекистан.

Четвертая предложенная идея – это азиатская интеграция, которая, по мнению Президента РК, являлась составной частью естественно-исторического процесса, однако на пути которого может стоять непонимание части государственных деятелей и политологов Запада, которые, видя объединительные тенденции Востока, априорно трактуют их как разрастание исламского фундаментализма.

Пятое предложение – налаживание постоянных контактов ОБСЕ и организации такого типа в Азии, выходящих на реализацию совместных инициатив и общих координационных структур.

Следующая инициатива стала неким итогом, очертив стратегическую цель всех предыдущих, – создание единого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евразии.

Эта встреча глав государств и правительств в Хельсинки в 1992 году, на которой было широко заявлено о по сути миротворческих инициативах Республики Казахстан без преувеличения, знаменует собой качественно новый этап в истории международных отношений. Инициативы Н.А. Назарбаева, озвученные в Хельсинки, наложили особую миссию на нашу страну, суть которой – поддержание стабильности на огромном протяжении между Азией и Европой.

Читайте также: