Земледельческие и скотоводческие культуры бронзового века кратко

Обновлено: 17.05.2024

Изобразительное искусство бронзового века характеризуется прежде всего тем, что в изображениях, создаваемых художниками прошлого, постепенно исчезает образ животного. Основным объектом для изобразительного искусства становятся геометрические фигуры.

Одной из ярких культур того времени считается Майкопская культура.Она принадлежит народу, проживавшему на Северном Кавказе в третьем тысячелетии до новой эры. Одной из наиболее значимых и известных достопримечательностей является Майкопский курган.Он представляет собой погребение племенного вождя. Погребение очень богатое, в нем находились золотые и серебряные украшения, а также серебряный сосуд, на котором был изображен горный хребет. Майкопский курган был обнаружен в городе Майкопе в 1897 г.

Еще одно важное достоинство бронзового века – появление металлургии и металлообработки. Это явление относится к последнему этапу бронзового века. Очаги металлургии были обнаружены на северо-западе Кавказа.

В эпоху бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия.. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

2. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Её памятники распространены на обширной территорий от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана.

3. а) Важную роль жизни андроновцев играло скотоводство

В период бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища.

b) Андроновцы вели осёдлый образ жизни до I тыс. до н. э. Их хозяйство было смешанным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений найдены горшки с остатками пригоревшней каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотёрки использовались для растирания зерна в муку.

c) Важную роль в жизни племён того времени играла металлургия. Основным сырьём для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Основные преимущества бронзы по сравнению с медью:

А) Низкая температура сплава;

Б) Крепче, твёрже

В) Красивый золотистый цвет.

d) Если у древних земледельцев Индий, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуду изготавливали на гончарном круге специальными мастерами, то в Казахстане каждая семья сами делали посуду для себя. Посуда изготавливалась ленточным способом, вручную. Вначале изготавливалось дно, а затем к нему прилепливались кольцо туловища, кольцо плечика, кольцо венчика. При такой технике лепки на месте перехода тулова в шейку образовывалось ребро-уступ, являющейся характерным признаком андроновской культуры. Основной орнамент керамических посуд – геометрический.

I Существовала сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют сложные погребальные ритуалы:

1. В раннем периоде эпохи бронзы – покойника сжигали на костре, и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огни Агнии принося в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме.

2. В средней и поздней бронзе – умершего в каменный склеп в скорченном положений на боку головой на запад или на юго-запад.

В степях развиваются катакомбная и срубная культуры ( по типу погребения)

Возникает система государственного управления: законы, рабство, города.

Основные общности этого периода:

Фатьяновская общность – жили на холмах, крайне воинственное племя.

Абашевское – Поволжье, характерны колоковидные сосуды, носили более оседлый характер.

Цивилизация бронзового века

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие в эпоху классообразования. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства.

В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, а также некоторые другие. Вопрос о их хозяйственных возможностях не может быть решен однозначно: многое зависело не только от природных условий, но и от уровня агротехники. Так, одно дело примитивная обработка постоянных участков благодаря их особому плодородию и высокому уровню стояния подпочвенных вод и другое — благодаря внесению в такие участки удобрений. Одно — простейший перелог на основе подсечно-огнево-го земледелия и другое — на основе севооборота. Потому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Как именно совершился этот переход — в точности неясно. До недавнего времени одни пахотные орудия возводили к мотыгам или заступам, другие — к палкам с сучьями, использовавшимся в качестве бороны. Теперь преобладает мнение, что пахотные орудия восходят к так называемым бороздовым орудиям, универсально служившим и для прокладывания борозд и для боронения поля. Они засвидетельствованы и археологически, и этнографически. Это были те же палки или заступы, но тяжелее обычных; их волочили по уже взрыхленному полю силой двух-трех человек. Отсюда было недалеко до превращения такого ручного рала в упряжное, влекомое ослом или быком. Производительность упряжных рал была в несколько раз более высокой, чем производительность ручных орудий обработки почвы.

В то же время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразования совершался не всюду. Он произошел в Западной и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Это начавшееся в период распада первобытного общества и сохранившееся поныне (или сохранявшееся до недавнего времени) развитие земледельческой техники по двум разным линиям — пашенной и ручной — не может быть объяснено исчерпывающе.

Т.О. по характеру обработки земли земледелие делилось на ирригационное, подсечно-огневое, террасное. По типу земледельческих орудий: мотыжное и пашенное.

В бронзовом веке в степных и лесостепных районах территории СССР, на Кавказе и в Средней Азии, охота потеряла своё первоначальное значение, и основным источником добывания мясной пищи стало скотоводство. Развитие и разделение земледелия и скотоводства приводят к крупнейшим последствиям в развитии общества. "Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров: это было первое крупное общественное разделение труда. Пастушеские племена производили не только больше, чем остальные варвары, но и производимые ими средства к жизни были другие. Они имели, сравнительно с теми, не только молоко, молочные продукты и мясо в гораздо больших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все возраставшее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный обмен.

Рост стад постепенно все больше опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-скотоводов. По мере увеличения поголовья скота его владельцам приходилось все шире использовать подножный корм и там, где это было возможно, передвигаться в поисках пастбищ. Часть оседлых племен перешла к полукочевому земле-дельческо-скотоводческому (иногда земледельческо-рыболовческо-скотоводческому) хозяйству, в котором сезоны полевых работ чередовались с сезонами кочевок. Нередко часть племени занималась преимущественно земледелием, другая часть — преимущественно скотоводством. В дальнейшем многие земледельческо-ското-водческие племена, обитавшие в особенно благоприятной для разведения животных природной среде, на границах степей, полупустынь и пустынь, стали ограничивать земледеление и переходить к кочевому скотоводству, т. е. круглогодичному содержанию скота на подножном корму с периодическими перекочевками с одних пастбищ на другие. В эпоху классообразования полукочевое и кочевое скотоводство широко распространилось в Западной, Средней и Центральной Азии, Северном Причерноморье, Поволжье, Южной Сибири, Северной и Восточной Африке. Возникновение этих видов скотоводства явилось дальнейшим углублением и разветвлением первого крупного общественного разделения труда, возникшего, как мы видели раньше, в форме выделения племен с производящей экономикой из массы других первобытных племен.

9. Теории об индоевропейцах и их прародине. Существует несколько точек зрения о прародине индоевропейцев. 1) Анатолийская (Южное Причерноморье) – Иванов. 2) Балканская (Дьяконов). 3) Причерноморско – прикаспийская (курганная гипотеза) В курганной гипотезе считается, что все причерноморские степи были прародиной протоиндоевропейцев и по всему региону говорили на поздних диалектах праиндоевропейского языка. – Мария Гимбутас. 4) Центральноевропейская (С точки зрения археологии это область культуры ленточно-линейной керамики, распространенной в обширном ареале Европы от атлантического побережья до Украины и демонстрирующей удивительную однородность, которая могла бы свидетельствовать (но крайней мере, так считают некоторые исследователи) о наличии языковой общности) . 5) Циркумпонтийская (Согласно выдвигаемой идее глубокие этнокультурные сдвиги в развитии Балкано-Дунайского района во второй половине IV тыс. шли параллельно с появлением новой системы культур, минимально связанной с предшествующими. Отмечены сложные исторические, а в отдельных случаях и генетические связи этой системы с такими культурными общностями, как культуры шнуровой керамики, шаровидных амфор, со скотоводческими культурами каспийско-черноморских степей (Н. Я. Мерперт).

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие в эпоху классообразования. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства.

В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, а также некоторые другие. Вопрос о их хозяйственных возможностях не может быть решен однозначно: многое зависело не только от природных условий, но и от уровня агротехники. Так, одно дело примитивная обработка постоянных участков благодаря их особому плодородию и высокому уровню стояния подпочвенных вод и другое — благодаря внесению в такие участки удобрений. Одно — простейший перелог на основе подсечно-огнево-го земледелия и другое — на основе севооборота. Потому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Как именно совершился этот переход — в точности неясно. До недавнего времени одни пахотные орудия возводили к мотыгам или заступам, другие — к палкам с сучьями, использовавшимся в качестве бороны. Теперь преобладает мнение, что пахотные орудия восходят к так называемым бороздовым орудиям, универсально служившим и для прокладывания борозд и для боронения поля. Они засвидетельствованы и археологически, и этнографически. Это были те же палки или заступы, но тяжелее обычных; их волочили по уже взрыхленному полю силой двух-трех человек. Отсюда было недалеко до превращения такого ручного рала в упряжное, влекомое ослом или быком. Производительность упряжных рал была в несколько раз более высокой, чем производительность ручных орудий обработки почвы.

В то же время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразования совершался не всюду. Он произошел в Западной и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Это начавшееся в период распада первобытного общества и сохранившееся поныне (или сохранявшееся до недавнего времени) развитие земледельческой техники по двум разным линиям — пашенной и ручной — не может быть объяснено исчерпывающе.

Т.О. по характеру обработки земли земледелие делилось на ирригационное, подсечно-огневое, террасное. По типу земледельческих орудий: мотыжное и пашенное.

В бронзовом веке в степных и лесостепных районах территории СССР, на Кавказе и в Средней Азии, охота потеряла своё первоначальное значение, и основным источником добывания мясной пищи стало скотоводство. Развитие и разделение земледелия и скотоводства приводят к крупнейшим последствиям в развитии общества. "Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров: это было первое крупное общественное разделение труда. Пастушеские племена производили не только больше, чем остальные варвары, но и производимые ими средства к жизни были другие. Они имели, сравнительно с теми, не только молоко, молочные продукты и мясо в гораздо больших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все возраставшее с увеличением массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный обмен.

Рост стад постепенно все больше опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-скотоводов. По мере увеличения поголовья скота его владельцам приходилось все шире использовать подножный корм и там, где это было возможно, передвигаться в поисках пастбищ. Часть оседлых племен перешла к полукочевому земле-дельческо-скотоводческому (иногда земледельческо-рыболовческо-скотоводческому) хозяйству, в котором сезоны полевых работ чередовались с сезонами кочевок. Нередко часть племени занималась преимущественно земледелием, другая часть — преимущественно скотоводством. В дальнейшем многие земледельческо-ското-водческие племена, обитавшие в особенно благоприятной для разведения животных природной среде, на границах степей, полупустынь и пустынь, стали ограничивать земледеление и переходить к кочевому скотоводству, т. е. круглогодичному содержанию скота на подножном корму с периодическими перекочевками с одних пастбищ на другие. В эпоху классообразования полукочевое и кочевое скотоводство широко распространилось в Западной, Средней и Центральной Азии, Северном Причерноморье, Поволжье, Южной Сибири, Северной и Восточной Африке. Возникновение этих видов скотоводства явилось дальнейшим углублением и разветвлением первого крупного общественного разделения труда, возникшего, как мы видели раньше, в форме выделения племен с производящей экономикой из массы других первобытных племен.

9. Теории об индоевропейцах и их прародине. Существует несколько точек зрения о прародине индоевропейцев. 1) Анатолийская (Южное Причерноморье) – Иванов. 2) Балканская (Дьяконов). 3) Причерноморско – прикаспийская (курганная гипотеза) В курганной гипотезе считается, что все причерноморские степи были прародиной протоиндоевропейцев и по всему региону говорили на поздних диалектах праиндоевропейского языка. – Мария Гимбутас. 4) Центральноевропейская (С точки зрения археологии это область культуры ленточно-линейной керамики, распространенной в обширном ареале Европы от атлантического побережья до Украины и демонстрирующей удивительную однородность, которая могла бы свидетельствовать (но крайней мере, так считают некоторые исследователи) о наличии языковой общности) . 5) Циркумпонтийская (Согласно выдвигаемой идее глубокие этнокультурные сдвиги в развитии Балкано-Дунайского района во второй половине IV тыс. шли параллельно с появлением новой системы культур, минимально связанной с предшествующими. Отмечены сложные исторические, а в отдельных случаях и генетические связи этой системы с такими культурными общностями, как культуры шнуровой керамики, шаровидных амфор, со скотоводческими культурами каспийско-черноморских степей (Н. Я. Мерперт).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Хронологические рамки энеолита и бронзового века укладываются в промежуток между 5-м и 1-м тыс. до н.э. В эту эпоху сохраняется опережающее развитие юж. регионов и запаздывание сев. и вост. окраин. На территории России и сопредельных территориях появление первых энеолитических культур относится к 5–4-му тыс. до н.э. Вместе с тем один из центров обработки меди возникает независимо от южных культур на Европейском Севере, в Прионежье, в 3-м тыс. до н.э. Ранний бронзовый век на Кавказе и в Причерноморье относится к кон. 4-го – сер. 3-го тыс. до н.э., в средней полосе – к кон. 3-го тыс. до н.э.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: