Предпосылки зарождения производящего хозяйства культивация растений и доместикация животных кратко

Обновлено: 17.05.2024

Неолитическая революция — это переход человечества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, в своём составе имеющей сельскохозяйственные подотрасли (скотоводство и земледелие), а также выделяющееся ремесло.

Неолитическая революция

Около 11 тысяч лет назад отношения человека с природой кардинально меняются. Зарождаются земледелие и животноводство. Люди целенаправленно производят необходимые продукты. Отныне они меньше зависели от среды. Тип хозяйства получил название производящего. До сих пор производящее хозяйство лежит в основе жизни человечества.

У многих племен переход к производящему хозяйству начался в мезолите и завершился в начале неолита. Появление производящего хозяйства за короткое время изменило жизнь людей, взаимоотношения в человеческих сообществах, порядок управления. Историки назвали эти перемены неолитической революцией.

Причины неолитической революции

Около 12 тысяч лет назад начал быстро таять ледник. За небольшой период тундра и бывшая территория ледника покрылись лесами. Казалось, что эти перемены пойдут человеку на пользу. Однако мамонты и другие крупные животные вымерли, а именно они в течение тысячелетий давали людям основную пищу. Человек начал осваивать охоту на птицу, мелкую дичь, уделять внимание ловле рыбы.

В период мезолита охотники изобрели лук со стрелами. Добычу теперь можно было поражать издали. На принципах действия лука были созданы ловушки и капканы. Еще одним изобретением был бумеранг, имевший свойство возвращаться назад при неудачном броске. Стали строить плоты и лодки. На них плавали по рекам и озерам, и даже выходили в море.

Готовые работы на аналогичную тему

Таяние ледника наиболее тяжкие последствия имело для населения Передней Азии (территория современных Сирии, Турции, Палестины, Израиля, Ирана, Ирака). В палеолите здесь охотились на диких кабанов, козлов, баранов, быков, собирали дикорастущие пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут лишь в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев изобрели серп.

Внутри деревянной изогнутой рукоятки вытачивался паз, в который вплотную друг к другу вставляли остро заточенные камни в 1-2 см длиной и закрепляли их смолой. Если один камушек выпадал или ломался, его заменяли другим, поскольку они имели стандартную форму. Ученые эти изделия называют микролитами. В мезолите различные микролиты распространились по Евразии и Африки. Их вставляли в серпы, в ножи, топоры, копья, мечи, стрелы.

В период таяния ледников в Передней Азии началась засуха, что привело к гибели растений и животных. Экологический кризис заставлял людей искать новые источники существования. Выход нашли в выращивании животных и разведении растений.

Зарождение производящего хозяйства

Собиратели растений заметили: если зарыть зерна в рыхлую землю и постоянно поливать водой, то из зерна вырастет колос. Так зародилось земледелие. Каждый год для посева отбирали лучшие зерна. Со временем изменились вид и полезные свойства растений.

В условиях засухи животные стали меньше бояться человека и даже заходили в селения в поисках воды. Охотники их ловили, держали в особых загонах и съедали по необходимости. Некоторые животные рождались в неволе. Со временем именно рожденные в неволе животные становились основным источником мяса. За ними ухаживали, их пасли, отбирали для размножения. Домашние животные отличались от диких предков по характеру, повадкам и даже по строению. Произошла доместикация (одомашнивание) животных. Появилось скотоводство.

Злаковые культуры и животные, одомашненные жителями Передней Азии, остаются и поныне основным источником пищи для людей.

Древнейшая стоянка, имеющая следы сельского хозяйства, Зави Чеми Шанидар раскопана в северном Ираке и датируется IX тысячелетием до н. э.

Первыми в X—IX тысячелетиях до н. э. были одомашнены овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. люди приручили корову и свинью. В древности произошла доместикация кошки, спасавшей зерно от грызунов.

Первыми из растений одомашнили ячмень, просо, несколько видов пшеницы и чечевицу. Позже научились выращивать груши, персики, сливы, яблоки, абрикосы, виноград.

Земледелие и скотоводство зародились в оазисах Азии 11 тысяч лет назад. Позднее климат становился более влажным, и сельское хозяйство распространялось по Передней Азии и соседним территориям (Египет, Средняя Азия, Балканский полуостров). Большую роль в неолитической революции сыграло переселение племен. На новых землях выводились новые культуры растений и одомашнивались новые животные.

Последствия неолитической революции

Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано множество других открытий. Люди стали производить льняные и шерстяные ткани. Важнейшим изобретением была керамика (первые образцы датированы VIII тысячелетием до н.э.). Ряд племен использовал гончарный круг. Из глины изготавливались кирпичи.

Для полива строились бассейны и примитивные каналы, постепенно ирригационные сооружения усложнялись. Для обработки земли придумали плуги и сохи. Продолжительное время их тянули люди. Позже стали впрягать быков.

В поселении скотоводов и земледельцев VIII тысячелетия до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены изделия из меди (самородной). В V тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке начался период энеолита — меднокаменного века. В Европе начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. В конце IV тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке начался бронзовый век, а во II тысячелетии до н.э. в Европе.

Вопрос о причинах зарождения производящего хозяйства остается спорным. Если жителей П. Азии к этому подталкивал экологический кризис (засуха), то в других регионах могла быть и другая причина.

В любом случае зарождение растениеводства, связано с наблюдениями человека, а именно за тем, как осыпавшиеся зерна колосьев зерновых культур прорастают на месте падения, избавляя человека от необходимости поиска таких природных полей.

Зарождение скотоводства также связано с таянием ледника, за которым последовало изменение климата, животного и растительного мира. Если ранее удачная охота на мамонта обеспечивала племя пищей на длительный период времени, то исчезновение таких крупных животных и условий для хранения мяса порождало серьезную проблему. Крупные коллективы охотников распадаются на более мелкие, изобретается лук и стрелы, позволяющие охотиться на более мелкую и пугливую дичь. Неуверенность в завтрашней успешной охоте и отсутствие ледника, где можно было хранить мясо убитых животных, наверное, и натолкнула охотника на мысль о сохранении молодняка. Этих животных помещали в специальные загоны и использовали в пищу в случае неудачной охоты. Со временем, рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Возможно, так и появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысяче­летиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди уже много знали об окружающем мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции, отрезали поврежденную руку или ногу. По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями (смена дня и ночи, грозы, смена сезонов и т.д.), которые человек не мог себе объяснить приводили к зарождению первобытной религии. Такие размышления могли появиться не раньше позднего палеолита, когда у человека появились первые излишки пищи, и борьба за жизнь несколько ослабила свое значение.

Первобытная религия имела, как правило, 4 формы: тотемизм, магию, фетишизм, анимизм.




Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы.

В пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением,и именно это животное или растение и называлось тотемом.Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

Магия- четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Эти формы религии сохранились у некоторых народов тропической Африки, индейцев Америки, аборигенов Австралии и островов Океании, в некоторых районах Азии.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий человек стремился сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в З. Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Вопрос о причинах зарождения производящего хозяйства остается спорным. Если жителей П. Азии к этому подталкивал экологический кризис (засуха), то в других регионах могла быть и другая причина.

В любом случае зарождение растениеводства, связано с наблюдениями человека, а именно за тем, как осыпавшиеся зерна колосьев зерновых культур прорастают на месте падения, избавляя человека от необходимости поиска таких природных полей.

Зарождение скотоводства также связано с таянием ледника, за которым последовало изменение климата, животного и растительного мира. Если ранее удачная охота на мамонта обеспечивала племя пищей на длительный период времени, то исчезновение таких крупных животных и условий для хранения мяса порождало серьезную проблему. Крупные коллективы охотников распадаются на более мелкие, изобретается лук и стрелы, позволяющие охотиться на более мелкую и пугливую дичь. Неуверенность в завтрашней успешной охоте и отсутствие ледника, где можно было хранить мясо убитых животных, наверное, и натолкнула охотника на мысль о сохранении молодняка. Этих животных помещали в специальные загоны и использовали в пищу в случае неудачной охоты. Со временем, рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Возможно, так и появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысяче­летиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Первобытная религия и искусство.

Первобытные люди уже много знали об окружающем мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции, отрезали поврежденную руку или ногу. По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели ни­кого понятия. Наблюдения за природными явлениями (смена дня и ночи, грозы, смена сезонов и т.д.), которые человек не мог себе объяснить приводили к зарождению первобытной религии. Такие размышления могли появиться не раньше позднего палеолита, когда у человека появились первые излишки пищи, и борьба за жизнь несколько ослабила свое значение.

Первобытная религия имела, как правило, 4 формы: тотемизм, магию, фетишизм, анимизм.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы.

В пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением,и именно это животное или растение и называлось тотемом.Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

Магия- четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Эти формы религии сохранились у некоторых народов тропической Африки, индейцев Америки, аборигенов Австралии и островов Океании, в некоторых районах Азии.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий человек стремился сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в З. Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Зарождение производящего хозяйства

Переходный период в истории человечества от холодного климата к современному, 10-12 тысяч лет назад, мезолитом назывался средним каменным веком. Оно характеризовалось резким изменением природных условий: обширные пространства Земли были очищены от ледников; поднялся уровень океанов; холодный климат сменился теплее, тундровая растительность сменилась лесом.

Эти, казалось бы, позитивные изменения на самом деле вызвали негативные последствия: одни рыбные животные (мамонты) были истреблены или вымерли, другие (олени) мигрировали на север. Лесные животные, которых они заменили (олени, лоси, кабаны, олени и т. Д.), Не вели стандартного образа жизни и были напуганы. Это привело к необходимости изменения оружия и методов охоты. В лесном ландшафте коллективная охота потеряла свое значение, но роль сбора возросла. Пользовались сетями и ловушками люди занимались рыболовством.

Охота на осторожных и быстрых лесных животных привела к изобретению лука, который стал преобладающим оружием в течение следующих 15 тысяч лет. Аборигены Австралии изобрели бумеранг с дальностью полета до 100 м. Создав лыжи, а точнее снегоступы, человек мог преследовать животных даже по глубокому снегу. Мезолитический человек, отправившись на север за отступающим ледником, достиг берегов морей, где занялся промыслом морских животных и колониальных гнездящихся птиц. Нестабильность сельского хозяйства и охоты, которая обрекала людей на пост, послужила толчком к поиску новых источников пищи. Важным рубежом в истории человечества стал переход к производственному сельскому хозяйству – земледелию и животноводству-что позволило обеспечить долгосрочные запасы продовольствия и обезопасить себя от голода. Человечество вступило в эпоху неолита-новый каменный век.

Возможно, засуха, охватившая Средний и Средний Восток, послужила толчком к тому, чтобы заставить людей перейти от сбора к искусственному выращиванию растений. Затем люди были вынуждены ухаживать за дикими растениями, рыхлить землю, поливать ее и, наконец, сеять семена, чтобы избежать голода. Самые старые злаки - это ячмень и пшеница. Крупы очень удобны: в сухих зернах содержится большой запас питательных веществ, их можно хранить бесконечно долго. В эпоху неолита в культуру были введены все основные виды сельскохозяйственных культур.

Одновременно с развитием сельского хозяйства происходило одомашнивание диких животных. Первыми были прирученные овцы и козы: домашние животные использовались в основном для производства пищи и только позже (волы, верблюды, лошади) для передвижения и в качестве тягловой силы. Особое внимание следует уделить приручению дикой кошки: возникла настоятельная необходимость защитить запасы зерна от мышей и крыс. Кошка в Древнем Египте пользовалась особым почетом, за нанесенный ущерб ей грозила смертная казнь. В Индии роль кошек играли кобры, которым также поклонялись священные животные.

Исследования археологов и ботаников подтвердили связь древнейших сельскохозяйственных цивилизаций с центрами происхождения культурных растений.

В средиземноморском центре человечество освоило выращивание оливок, лавра, капусты, моркови, тмина, свеклы, петрушки, спаржи, лука, чеснока, льна, мака. В Юго-Западной Азии-виноград, груши, сливы, фисташки, грецкие орехи, дыни, пшеница, ячмень, рожь, бобовые (горох, чечевица, нут и др.). В Юго-Восточной Азии-Китай-просо, гречка, соя, хурма, чай, шелковица, местные сорта абрикоса, персика, сливы, вишни, айвы, капусты, моркови.

Центры происхождения от культурных растений к малоподвижному образу жизни. Здесь были сформированы древнейшие районы земледелия и животноводства, отсюда культура распространилась в другие места.

Население за пределами центров происхождения культурных растений отставало в своем развитии. Прежде всего, показателем в этом отношении является австралийский континент, флора и фауна которого свободна от растений и животных, которые могут служить объектом сельскохозяйственного производства. Основным занятием местных жителей до прихода европейцев были охота и собирательство, культура оставалась на низком уровне.

Наиболее благоприятными для развития сельского хозяйства и животноводства оказались предгорья Ближнего Востока – так называемый плодородный полумесяц, простирающийся от Египта до гор Загрос в Иране.

Возникли первые крупные поселения численностью 4-6 тысяч человек. Чтобы защититься от врагов, начали строить мощные каменные стены и сторожевые башни. Дома больше не будут пещерами и земляными яблоками, а будут домами из сырого кирпича. Развитие сельского хозяйства и животноводства способствовало быстрому прогрессу в производстве орудий труда: зарубок, серпов, з, с, топоров из твердого каменного сырья, которое тянуло к колоннам, шлифованию и сверлению. Именно в этот период широко используется керамическая посуда; Поэтому неолит также называют керамическим веком. В эпоху неолита были изобретены прядение и ткачество, что расширило возможности изготовления одежды. Усложнение трудовой деятельности привело к специализации производства. Обмен продуктами труда становится прототипом торговли.

В общинах, перешедших к производящей экономике, появилось накопление новых знаний в области сельского хозяйства и животноводства, а также арифметики, геометрии и географии. Там были записи в виде чертежей и узловых писем, счетных устройств. Религия сыграла важную роль в стремлении понять мир. Люди верили в существование многих богов, были язычниками. Постепенно выделялась особая каста жрецов, совершавших жертвоприношения и религиозные обряды. Строились храмы. Религиозные представления распространялись в виде мифов – сказаний о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

С древних времен взоры людей привлекало звездное небо. Свод астрономических знаний был накоплен жрецами, которые использовали их в своих пророчествах. С религией было связано формирование норм общественного поведения и мнения.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Переход человека к производящему хозяйству"

В древние времена жизнь человека и всего его рода полностью зависела от удачи на охоте и собирательства. Засуха, проливные дожди, холодная зима могли привести к голоду целого племени. Присваивающее хозяйство было малоэффективным, так как количество полученной еды зависело не от труда человека, а от внешних обстоятельств. Более того, человек постепенно уничтожал растительный и животный мир той местности, где он проживал. Ему приходилось сниматься с насиженного места и перекочёвывать в другое, где пища была в достаточном количестве.


Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных растений. Затем они принялись оберегать эти заросли от животных, птиц, сорняков. Наблюдая, как развиваются растения, люди начали закапывать в землю их семена. Первые земледельцы появились на территории с наиболее благоприятными для этого занятия условиями: тёплым климатом, плодородными землями, дикими злаками.

Таким образом, постепенно люди переходили от собирательства к земледелию, начали вести оседлый образ жизни.


У древних людей уже не было необходимости бродить целыми днями в поисках съедобных растений, ведь они уже могли выращивать их сами. Вместо землянок и шалашей люди начали строить более совершенные жилища. Появились целые посёлки с хорошими домами и хозяйственными сооружениями.

Ещё одним достижением первобытных людей стало разведение животных. Происходило это так: охотники, убивая дикого зверя, например свинью, приносили домой её оставшихся в живых детёнышей. Жили молодые зверята в своём загоне, их кормили, молодняк постепенно вырастал. Так, человеком были приручены и одомашнены козы, овцы, свиньи, коровы, буйволы, лошади. Интересный факт. Считается, что первым одомашненным животным стал дикий волк, он же был предком современной собаки. Поначалу волк служил помощником на охоте, а позже исполнял и сторожевые функции. Сегодня в мире насчитывается множество видов и подвидов собак. Все они отличаются размерами, внешним видом и характером.

Домашние животные давали первобытным людям мясо, молоко, шерсть. Так постепенно наши предки перешли от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству, от присваивающего хозяйства к производящему.

Земледелие и скотоводство развивались медленно и незаметно для самих участников этого процесса. Тем не менее их возникновение имело огромное значение в жизни людей. Впервые человек не только брал то, что давала ему природа, — собирал ягоды и грибы, убивал на охоте животных, ловил рыбу, но и собственным трудом выращивал растения и разводил скот.

Начало обработки земли и появление скотоводства так сильно изменили жизнь людей, что учёные называют этот процесс неолитической революцией (от слова неолит — новокаменный век). Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в пищу. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения. В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага.


Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество.


У людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани. Она была гораздо удобнее, опрятнее и легче, чем одежда из шкур.

На заре становления цивилизации сравнительно малочисленные человеческие племена были рассеяны по широким просторам Земли. Их воздействие на природу ограничивалось собирательством, рыболовством и охотой на диких животных, мясо которых использовалось в пищу, а шкуры — для пошива одежды. Это был период естественно-природного регулирования. Любая ошибка в природопользовании вела к переселению людей в другие места или к угасанию общины в результате истощения природных ресурсов. Хозяйственная деятельность человека, связанная с использованием растительности, уже на этом этапе развития человечества вносила в растительный мир определённые изменения. Прежде всего происходило его уничтожение — вытаптывания, выдирания, выламывания в местах стоянок человека. А неумение обращаться с огнём зачастую приводило к уничтожению природных комплексов на огромных площадях.

Развитие земледелия привело к интенсивному освоению литосферы, деградации земель, уничтожению естественных природных комплексов на обрабатываемых территориях. В эту эпоху наиболее сильно пострадали леса Европы и лугостепные ландшафты Африки. Неумелая распашка и орошение способствовали интенсивному развитию водной и ветровой эрозии. Воздействие человека на природу усиливается не только качественно. Численность населения Земли начинает резко увеличиваться, ареал его обитания значительно расширяется, потребности возрастают. Увеличение урожая достигается за счёт расширения обрабатываемых площадей.

Отличительной чертой данной эпохи стало зарождение и широкое распространение городов, которые полностью уничтожали естественные природные комплексы на занятой и прилегающей территории. Катастрофой для животных обернулось совершенствование орудий убийства.

Изготовление керамики: 1 — спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 — налеп, Африка

Изготовление керамики:
1 — спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 — налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка - каяк

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Сбор и обработка дикого риса у приозерных индейцев Северной Америки

Сбор и обработка дикого риса у приозерных индейцев Северной Америки

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки — биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11—9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

Древнейшие центры происхождения культурных растений и домашних животных. Карта составлена В. П. Алексеевым

Древнейшие центры происхождения культурных растений и домашних животных. Карта составлена В. П. Алексеевым

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения — моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов — последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5—4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5—4 тысячелетий — тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите — мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству (воспроизводству) с помощью человеческой деятельности. Разумеется, производящее (воспроизводящее) хозяйство на первых порах так или иначе сочеталось с присваивающим, а во многих областях ойкумены высокоорганизованные охота и рыболовство надолго остались основным или даже единственным видом хозяйства. Вообще изобретение земледелия и скотоводства, связанных с определенными условиями природной среды, усилило неравномерность в историческом развитии человечества. Но результаты этого сказались позднее и главным образом уже за рамками эпохи первобытной родовой общины.

Читайте также: