Особенности общения с застенчивыми стеснительными робкими детьми кратко

Обновлено: 30.06.2024

Застенчивость – это сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

По мнению В.Н. Кунициной, застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляющегося в состоянии нервно-психического напряжения и отличающие разнообразными нарушениями психомоторики, речевой деятельности, эмоциях, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Американский психолог Ф. Зимбардо выделял ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых и детей. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающее отрицательное эмоциональное состояние в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющая адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Ее можно назвать наиболее распространенной причиной осложнения общения.

Последствия застенчивости могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т.д.

Данная проблема исходит своими корнями из детства и чем раньше ее обнаружить и предсказать, тем последствия данной проблемы будут не такими удручающими. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ выделяет в ней синдром неудовлетворенного Эдипова комплекса, бихевиоризм – приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в социальном Я. Сторонники экзистенциональной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, внезапным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследовали личностных черт рассматривают застенчивость как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В развитии эмоций и чувств человеческой застенчивости рассматривается как синдром чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

В центре экспериментального лонгитюдного исследования был проведен эксперимент, в котором было выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Слабее всего застенчивость проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастая на пятом году жизни, несколько снижаясь к шести и значительно возрастая к семи. Застенчивость связана с периодом становления форм общения ребенка с взрослым.

Анализ работ И.А. Сикорекого, К. Изарад, Т. Рибо показал, что застенчивость наиболее тесно связана со стыдом. Сходство этих понятий заключается в сходстве внешних проявлений (в движениях, жестах, краске лица) и в причинах их возникновения. Различия кроются в том, что застенчивость это личностное свойство, а стыд это эмоция.

В качестве причин застенчивости рассматриваются социальные проблемы личности связанные с нарушением в общении (предшествующий негативный опыт в обществе; отсутствие правильных навыков общения и т.д.). причины застенчивости на психическом уровне может быть не адекватное восприятие субъектом самого себя. Так, Ф. Зимбардо считал, что застенчивость обусловлена признанием человеком собственной неполноценности и постоянным беспокойством по поводу своих действий. На психофизическом уровне причины застенчивости связаны с особенностями строения и функциями центральной нервной системы (слабость или неуравновешенность нервных процессов).
Типология застенчивости – рассматривается квалификацией застенчивости предложенная различными авторами. Категория застенчивых людей не однородна, выделяют: типы шизоидно-интровертная, псевдошизоидная, психастеническая застенчивость В.Л. Леви, Л.З. Волков и т.д.

Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра, поэтому при работе с дошкольниками большое распространение для решения задач застенчивости уделяется игротерапие.
Нужно выработать определенный стиль поведения с такими детьми. Это касается педагогов, родителей.

Проведение работы с родителями содержит 4 этапа.
1 этап – направлен на ознакомление их с психологическими особенностями застенчивого ребенка, с методом педагогического воздействия на него, с индивидуальным подходом к таким детям;
2 этап – развитие коммуникативных способностей;
3 этап – нацелен на изменение неадекватной родительской позиции и закрепление эффективных форм родительского воздействия в процессе воспитания детей;
4 этап – обеспечение закрепления новых способов общения.

Работа с воспитателем – теоретическая и практическая.

Работа с ребенком – проводится в групповой и индивидуальной форме. Используется игротерапия и введение вспомогательных методов: метод конгруэтной коммуникации, элементы сказотерапии, арттерапии, психогимнастики.

Существуют упражнения направленные на создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.

Таким образом, анализ исследований по проблеме застенчивости позволяет сделать вывод, что застенчивость широко распространенное явление среди детей и взрослых, и мало исследованная проблема. Также было выявлено, что застенчивость обычно возникает по причине отношения ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или в отдельной деятельности, собственное отношение к собственной конкретной деятельности вне зависимости от оценки взрослого, общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого – оказавшегося в центре внимания.

Застенчивость обычно возникает в дошкольном возрасте в связи с поступление в детский сад или школу, слишком требовательными родителями и пр.

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

Застенчивость появляется у многих детей уже в трех-четырехлетнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к семи годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Возникнув в этот период, у некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным.

При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Эти дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления Я, принося на занятие любимую игрушку и прижимая ее к себе в случае затруднения, или просят взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого парализует ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключить внимание с себя на что-то другое. Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Итак, застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой стороны, не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

1. Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;

2. Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;

3. Расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все сделать за него.

Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной. Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия. Чем же в такой ситуации может помочь психолог?

1. Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.

3. Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми).

4. Проводить коррекционные занятия, предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости, закомплексованности.

Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их проведения психологи и воспитатели помогают детям:

1. Преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься;

2. Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения;

3. Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;

4. Развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к друг

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью мы создаем целую систему поручений: ребенку поручается передать какую – нибудь вещь малознакомому лицу; далее ему предлагается сказать тому же лицу что – либо на словах, что для него является сложнее первого поручения. Подобные поручения постепенно и систематически усложняются в пределах своего дома или учреждения, а затем и вне его; ребенок начинает ходить в близлежащие магазины, почтовые отделения и т. д. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты. Упреками, холодной строгостью, указывал Ф. Шольц, мы только еще более усилим боязливую напряженность бедного застенчивого ребенка; сначала мы должны стараться приобрести доверие робкого, смущающегося ребенка: тогда для нас откроется и его сердце.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста Современное дошкольное образование ориентировано на одну важнейшую тенденцию развития это потенциальные возможности и потребности личности.

Дети, которые в силу тех или иных причин обладают высокими адаптивными способностями (умеют легко приспосабливаться к разным условиям), достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но есть и такие, которым эта наука дается с большим трудом.

Что такое застенчивость?

Дети с низкой самооценкой и неуверенные в себе

Более того, часто родители ожидают от детей слишком многого, значительно превышая уровень их возможностей. Ребенок, думая, что он самый умный и самый смышленый, сталкиваясь с трудностью, которая ему не по плечу, предпочитает избежать такой ситуации вовсе, нежели быть неуспешным и лишиться любви близких людей. Вот почему провоцирующим фактором отказа взаимодействовать с окружающими часто является банальное требование другого взрослого, которое ребенок не может или думает, что не сможет выполнить.

Застенчивость - это комплексное состояние, которое, как уже было описано выше, проявляется в разнообразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить ее. Это означает работу сразу по нескольким направлениям, однако помните, что вы изменяете неуспешное поведение ребенка, но не саму личность.

Как родители могут помочь своему ребенку?

1. В первую очередь, нужно узнать (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии) и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать.

3. Необходимо всячески поощрять и развивать самостоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение - только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

5. Важно обращать внимания такого ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.

7. Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждать героев их общение, взаимодействие. Задавать ребенку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

9. Если специалисты определили что у ребенка элективный мутизм – не нужно делать постоянный акцент на том, что ребенок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патологическая застенчивость является следствием, и избавиться от нее можно только - устранив причины.

Как общаться с ребенком-интровертом и как повысить его самооценку

Евгения Голобокова журналист

Ирина Кудинова семейный педагог

Родителям застенчивых детей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?

Правила обращения со стеснительным ребенком

У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.

Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это "говорит" с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?

Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?

Правила обращения со стеснительным ребенком

Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу).

Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.

Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.

Во что поиграть с ребенком-интровертом

Во что поиграть с ребенком-интровертом

Идем в гости. Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет "в домик" к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.

Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня "не работают", так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы ("А потом ты куда пошел? А что ты там делал?"), а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.

Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например "морковка" и "свекла". Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.

Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.

Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: "Я – хороший".

Поощряйте взаимодействие с другими детьми – не только со сверстниками, но и с теми, кто младше (может, ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее в такой компании) и постарше (а такие дети могут стать для него отличным примером для подражания), но при этом уважайте темп ребенка и его возможности. Сначала он может просто играть рядом с другими детьми, на следующий день – поздороваться и попрощаться, еще через некоторое время - вступить в диалог.

Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте "переводчиком": объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: "Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться".

Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.

Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: "Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный". Это ведет к очередному "минусу" от уверенности в себе.

Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде "Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить" или "Ну почему же ты все время стесняешься?". Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.

Читайте также: