Отличие норм права от норм первобытного общества кратко
Обновлено: 02.07.2024
Право - обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи:
- нормативность,
- формальная определенность в официальных источниках и
- обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Право (в наиболее простом определении) - система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.
Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития.
Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.
Предпосылки происхождения права
В общем виде основными причинами обособленности некоторых правил общежития являются:
- численный рост населения;
- нарушение социальной однородности людей;
- увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества;
- усложнение общественных связей;
- прогресс общественного развития.
По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права.
Черты права:
- государственно-волевой характер (ведущая роль государства в формировании правовых предписаний);
- нормативность;
- общеобязательность и взаимосвязь содержащихся в нем прав и обязанностей;
- формальная определенность;
- обеспечение государством (наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства);
- взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.
Основные способы образования права:
Способы образования права – это характерные пути формирования права как общественного явления.
3 способа формирования права:
- перерастание обычаев в правовые обычаи;
- правотворческая деятельность государства;
- правовые прецеденты.
Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:
- общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);
- формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;
- разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);
- обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).
Категории
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Право необходимо рассматривать в его неразрывной связи с государством, которое их устанавливает и поддерживает, а также устанавливает ответственность на их нарушение. Право всегда формально определено, абстрактно и действует неперсонифицированно и постоянно.В отличие от права, первобытные регуляторы общества, которые нужно рассматривать в единстве норм "табу", религиозных обрядов, каких-то нравственных норм и т.д., не устанавливались властно государством - тогда и государства то никакого не было. Они исходили из самого общества, были устными и передавались последующим поколениям в том виде, как они были установлены предками. Если кто-то из членов общины нарушал эти "табу", то вопрос о его наказании решался опять-таки, всем обществом, либо его старейшинами. Зачастую нарушение запретов воспринималось не как провинность перед обществом, а как провинность перед Богами, которые это общество защищают. Человек нарушил запрет, а значит прогневил Богов, которые теперь будут неблагосклонны ко всем членам общины.
Наказанием было, чаще всего, либо изгнание, либо казнь.С того момента, когда запреты стали исходить не от общества, а от выделенного из общества круга управляющих, которые карали за неисполнение норм, тогда можно говорить о зарождении раннего права.
11:13 42. Теории происхождения права Теорий происхождения права, как и теорий происхождения государства, очень много. Рассмотрим основные из них. 1) Теория естественного права (Сократ, Монтесьё, Вольтер). Право возникает из самой природы, или даруется Богом. Это непреложная и неотчуждаемая справедливость, которая не зависит ни от чье воли и существует, исходит из самой природы человека. 2) Теория позитивизма (Гегель). Право исходит от государства. Только государство формирует и поддерживает право. Этот регулятор - есть воля законодателя закрепленная в нормативных актах, и ничто больше не может быть его источником. 3) Нормативизм (Кельзен) - право исходит только от государства, право не мыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о иерархичной системе норм, где на самом верху находится "основная норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. 4) Историческая теория (Пухта, Савиньи). Право -это историческое явление, оно не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно, как язык или культура, соответствуя общему духу народа. Законодатель должен максимально выражать этот дух народа в законодательстве. (Как по мне, так теория довольно здравая). 5) Психологическая теория (русско-польский ученый Петражицкий). Психика человека здесь рассматривается как основной фактор, определяющий развитие права. Реальный правовой регулятор - это индивидуальное сознание, эмоции. Безусловный плюс теории - учитывается психологическая сторона правового регулирования, однако весь механизм регулирования нельзя сводить только к психологии. 6) Социологическая теория (Эрлих, Муромцев).Право - это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Конечно же, эта теория учитывает реальные процессы, происходящие в правовом регулировании, социальные изменения, однако она сильно размывает границы понимания права, вроде бы есть закон, но это не право, а право - то, как мы его выражаем. 7) Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, дедушка Ленин). Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса. Какая из теория более верна и какая из них объясняет появление права? Во всех есть свои положительные и отрицательные моменты, однако связывать появление права с какой-то конкретной теорией нельзя. В разных странах и у разных народов могли быть свои истоки зарождения права, поэтому не надо привязываться к конкретным теориям, нужна рассматривать их в совокупности.
Право необходимо рассматривать в его неразрывной связи с государством, которое их устанавливает и поддерживает, а также устанавливает ответственность на их нарушение. Право всегда формально определено, абстрактно и действует неперсонифицированно и постоянно.В отличие от права, первобытные регуляторы общества, которые нужно рассматривать в единстве норм "табу", религиозных обрядов, каких-то нравственных норм и т.д., не устанавливались властно государством - тогда и государства то никакого не было. Они исходили из самого общества, были устными и передавались последующим поколениям в том виде, как они были установлены предками. Если кто-то из членов общины нарушал эти "табу", то вопрос о его наказании решался опять-таки, всем обществом, либо его старейшинами. Зачастую нарушение запретов воспринималось не как провинность перед обществом, а как провинность перед Богами, которые это общество защищают. Человек нарушил запрет, а значит прогневил Богов, которые теперь будут неблагосклонны ко всем членам общины.
Наказанием было, чаще всего, либо изгнание, либо казнь.С того момента, когда запреты стали исходить не от общества, а от выделенного из общества круга управляющих, которые карали за неисполнение норм, тогда можно говорить о зарождении раннего права.
Читайте также: