Традиционные черты китая в 19 веке кратко
Обновлено: 16.06.2024
Китайская промышленность, основанная на ручном труде, не выдержала конкуренции с машиной. Непоколебимая Срединная империя пережила социальный кризис.
Налоги перестали поступать, государство находилось на краю банкротства, начались восстания, массовые убийства мандаринов императора и бонз Фу Си. Страна очутилась на краю гибели и находится под угрозой насильственной революции.
Китай в середине 19 века
Двойной гнет — китайских феодалов и чужеземных захватчиков, продолжавшийся почти столетие, тормозил развитие китайской культуры. В середине 19 века положение в Китае значительно ухудшилось еще и в связи с идеологической экспансией, сопровождавшей наступление западных поработителей на политическом и экономическом фронтах.
В условиях колониального грабежа национальная медицина оказалась в самых невыгодных за все время своего существования условиях. И Китай стал, пожалуй, единственной страной, где тогда появились и сейчас существуют две медицины одновременно. Дорогу в страну медицине Запада, или, как ее называют в Китае,—европейской медицине, открыла англо китайская война 1839—1842 гг.
Поставки опиума в Китай
Позорная роль просвещенных отравителей сотен тысяч людей мало тревожила английских и американских купцов. В начале 19 столетия в страну ежегодно доставлялось по 4 тысячи ящиков наркотика, то есть около 160 тонн. А к 1839 г. это количество возросло в 10 раз. Порт Макао - использовался для поставки опиума в Китай
Но не здоровье и благосостояние китайского народа беспокоило реакционное маньчжурское правительство, а запасы серебряной казны, откуда валюта уплывала в карманы иностранных дельцов.
Зависимость Китая от иностранных империалистов
Европейская медицина приходит в Китай в 19 веке
Да и количественное соотношение было слишком неравным. На десятки европейских врачей (в 1859 г. в Китае насчитывалось всего 28 врачей иностранцев) приходились сотни тысяч местных целителей, вышедших из народа, хорошо знающих его характер, традиции, быт. Город Шанхай - первооткрыватель лечебных учреждений европейского типа в 19 веке
Но за плечами у маленького авангарда, среди которого были не только миссионеры и дипломированные коммивояжеры различных фирм патентованных средств, а и настоящие энтузиасты медицины, стоял тогда еще прогрессивный капиталистический способ производства.
Стремительное развитие в Западной Европе естественных наук дало могучий толчок медицине, и ее достижения, хотя и со значительным опозданием, с каждым годом все шире и шире начинали применяться в Китае.
А это означало, что и кругозор работавших здесь врачей также постепенно расширялся. Так, значительную роль сыграло открытие в 1846 г. метода эфирного наркоза, благодаря которому началось бурное развитие клинической хирургии.
И китайцы стали чаще обращаться к европейским хирургам (нужно отметить, что первенство в открытии наркоза принадлежит Китаю. Еще Бянь Цюэ и Хуа То делали, по дошедшим до нас довольно достоверным данным, полостные операции. Но сохранявшиеся в строгом секрете сведения о применявшихся ими методах и средствах обезболивания были утрачены в эпоху средневековья).
Всегда чрезвычайно внимательные и восприимчивые ко всему полезному, охотно использующие опыт других, медики Китая никогда не оставались безучастными к успехам своих коллег из других стран. В 50—80 годы прошлого столетия они начинают довольно интенсивно изучать опыт европейских врачей (врач Хо Си в 1850—1859 гг. перевел на китайский язык европейские учебники по внутренним болезням, педиатрии, акушерству и гинекологии).
Создаются первые учебные заведения европейского типа. Но в эти институты, организованные в Китае по английскому и французскому образцу (первый такой институт был создан в Шаньяне около 70 лет тому назад), принимались почти исключительно выходцы из компрадорской буржуазии, которая отнюдь не содействовала развитию национальной медицины.
Раболепствуя перед иностранцами, местная буржуазия превзошла в гонениях на все китайское даже своих покровителей. На деле это означало удушение народно-освободительного движения и национальной культуры, что было, конечно, весьма выгодно ее империалистическим хозяевам.
Закон о запрещении китайской народной медицины
Особенно усердно проводила антинародную политику клика Чан Кай-ши, который 12 апреля 1927 г. совершил контрреволюционный переворот и, поступив на службу к англо-американским империалистам, пошел на сделку с помещиками, феодалами и компрадорской буржуазией.
Одним из многочисленных актов предательства национальных интересов, совершенных его кликой, был официально принятый в 1929 г. реакционным правительством Гоминдана закон о запрещении китайской народной медицины. Чан Кай-Ши - проводил политику о запрещении китайской народной медицины
Это чудовищное решение, явно шедшее вразрез с коренными интересами китайского народа и здравым смыслом и практически не осуществленное вследствие активного протеста широчайших слоев населения страны, тем не менее, не прошло бесследно для развития медицинского дела в Китае.
Представители буржуазной верхушки так старательно лезли из кожи вон, что последствия политики охаивания наследия национальной медицины не могли не отразиться в ходе последующей ожесточенной борьбы китайского народа на всех участках культурного фронта.
Отрицание китайской народной медицины
Компартия Китая дала надлежащий отпор Хэ Ченю и его единомышленнику Ван Биню, бывшему заместителю министра здравоохранения, так же как и всем их сторонникам и последователям. Об этой острой борьбе с антипатриотическими настроениями и суждениями некоторой небольшой части работников китайского здравоохранения следует рассказать несколько подробнее.
Существование в Китае двух медицин
Положения, которые выдвигал Хэ Чень для обоснования своей открыто враждебной по отношению к китайской народной медицине позиции, были столь же не новы, сколь и опасны. Спекулятивные, софистические утверждения, построенные на несоответствии некоторых положений народной медицины Китая принятым так называемой европейской наукой, многократно использовались чуть ли не с первых дней существования в Китае двух медицин.
Этот имел иногда известный успех. Китайская медицина не обладала широкой научной базой в виде данных, основанных на достижениях естественных наук. Это тормозило дальнейшее развитие и обобщение его богатейшего практического опыта и надлежащее обоснование ее основных теоретических положений.
Точно так же нельзя было ожидать от народной медицины и значительного развития в длительный период общего застоя экономики и культуры Китая, обусловленный тяжелыми историческими обстоятельствами нескольких последних столетий. Поэтому, если говорить о степени научной обоснованности народной медицины, то прежде всего в отсутствии таковой следует упрекнуть тех лиц, которые рассматривают китайскую национальную медицину вне исторических условий ее возникновения и развития.
Китайская медицина – продукт феодального периода. и определенные люди, определенная техника соответствуют лишь определенному времени; с развитием общества, естественно, возникает новое, которое заменяет старое.
Внешне все эти утверждения кажутся правильными, правомерными. Но на деле все это далеко не так, как представляется на первый взгляд. Если согласиться с первым положением, то почему, например, парус или ветряная мельница, или водопровод, известные за тысячи лет до нас, еще в рабовладельческом строе, могут и ныне двигать корабли, обмолачивать зерно, подавать воду, а китайская народная медицина вдруг утратила свою практическую ценность только потому, что ликвидирован феодализм.
Ведь целый ряд болезней, которые она лечила тогда, существуют и поныне. В том то и дело, что медицина, эта одна из важнейших областей естественных знаний, не является продуктом какой-либо одной эпохи или одного класса.
Медицина, как одна из древнейших областей знания, представляет собой продукт тысячелетней борьбы человека за сохранение своего здоровья и продление жизни. Китайская народная медицина исцеляла людей от различных болезней в течение многих тысяч лет.
Занимается она этим и в наши дни. Но, конечно, сейчас в значительной мере изменились условия развития китайской народной медицины, открывающие безграничные возможности дальнейшего ее совершенствования.
Европейская медицина строится на основе современного естествознания, и в этом смысле она является, конечно, более передовой, чем народная медицина. Таким образом, отрицание известной положительной роли китайской народной медицины есть не что иное, как сознательное искажение действительности.
И это утверждалось тогда, когда в стране наблюдалась острая потребность в медицинских работниках. Дипломированных врачей в то время насчитывалось только около 50 тысяч на 600 млн. населения. Расширение и укрепление рядов врачей китайской народной медицины, направление их полезной деятельности на служение народу — является предметом особой заботы Компартии Китая, ведущей политику сплочения представителей национальной и европейской медицины.
Естественно, что выдержать такой экзамен могли немногие и часто даже не те, кто обладал богатыми знаниями в области китайской народной медицины, а те, кто в той или иной мере был знаком и с европейской наукой. Если такие, хоть и редко, но встречались в городах, то что же сказать о селах, где трудится 400 000 человек, что составляет 80 процентов всех народных врачей страны.
Повышение квалификации врачей китайской народной медицины
Досталось в значительной мере и китайской фармакологии. В отношении к ней была занята позиция полного игнорирования, в результате чего лекарства, которыми пользуется три четверти всего населения страны, оставались непризнанными официальными органами здравоохранения.
Борясь с проявлениями буржуазной идеологии в теоретических и организационных вопросах здравоохранения, Компартия Китая приняла решительные меры к тому, чтобы не только не было утрачено драгоценное наследие китайской народной медицины, но чтобы созданы были наиболее благоприятные условия для дальнейшего ее развития и научного обобщения ее опыта.
Она указала на необходимость покончить с сектантскими взглядами определенной части медицинских работников, призвала врачей — представителей европейской медицины ознакомиться с отечественным опытом национальной медицины, с ее лучшими традициями, перенимать этот опыт и совершенствовать медицинскую науку.
Курс на сплочение врачей китайской народной и европейской медицины,— являясь одной из важнейших линий политики, проводимой сейчас партией в области здравоохранения Китая,—означает, с одной стороны, восприятие и развитие наследия всего ценного в отечественной народной медицине, а с другой—изучение и усвоение всего лучшего, что есть в зарубежной науке и, прежде всего, передовых знаний и опыта.
Задача заключается в том, чтобы путем взаимного обогащения обеих медицин добиться постепенного их слияния и создания таким образом нового национального здравоохранения, новой современной медицины.
Слияние двух медицин в Китае
Сообразно с этим курсом теперь совершенно иначе строятся взаимоотношения между врачами народной китайской и европейской медицины. Знакомиться с нею и изучать ее начинает сейчас все большее количество врачей, представителей европейской медицины. Врачи же китайской народной медицины все активнее привлекаются к работе лечебных учреждений.
Китай девятнадцатого века был особым государством. Это была огромная империя, которая была закрыта от всего внешнего мира. Император там имел неограниченную власть и все подчиненные, их жизни были в прямой зависимости от воли императора. В то же время европейцы активно старались "открыть" Китай, чтобы начать вести с ним торговлю и постепенно превратить это многовековое государство в свой колониальный придаток. По сути им это удалось и Китай был поделен между Англией, Францией, Германией и Нидерландами.
Китай — государство в Восточной и Центральной Азии, одно из древнейших в мире.
Маньчжурское нашествие середине 17 века привело к ликвидации средневековой китайской (ханьской) династии Мин и утверждению новой династии Цин со столицей в Пекине. Ключевые посты в государстве оказались в руках маньчжурской феодальной знати и тех китайцев, которые согласились поддержать захватчиков. К конце 18 века Цинская империя оставалась довольно развитой аграрной страной с весьма продуктивным ремеслом и процветавшей торговлей.
В состав ее обширной территории входили: Маньчжурия — домен завоевателей, 18 собственно китайских (ханьских) провинций, а также зависимые территории — Монголия, Синьцзян и Тибет. Кроме того, большинство соседних государств Срединной империи (или Поднебесной, как называли страну сами жители) находились с ней в вассально-даннических отношениях.
Вооруженные силы цинского Китая состояли из регулярной конницы, пехоты, артиллерии, саперных частей, а также флота. Привилегированное положение занимали т. н. восьмизнаменные войска, расквартированные в столице и крупнейших провинциальных городах. Они состояли из маньчжуров и отчасти монголов. Собственно китайские (ханьские) части были сведены в корпус войск т. н. зеленого знамени.
В империи продолжала действовать средневековая экзаменационная система, которая обеспечивала существование слоя образованных чиновников — шэныни. Идеология правящих классов базировалась на учении древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуцзы), обновленном его последователями в 11-12 вв. В то же время широкое распространение получили буддизм (в западных районах — ислам) и местное верование — даосизм.
Культура Китая связана с тысячелетней историей. Длительный запрет на въезд иностранцев на территорию страны помог сохранить атмосферу, идеологию и прочие особенности, которые были характерны только для этого государства.
Общая характеристика культуры Китая
Культура и традиции Китая кажутся отсталыми для остального мира. Основная причина такой обособленности – длительная изоляция и отсутствие влияния других цивилизаций. До 1949 года иностранцы не могли посещать его территорию, исключение делалось только для торговых отношений.
После въезда в страну представителей других стран некоторые традиции оказались под запретом. Такой подход оказал сильное влияние на духовную философию китайцев. Но с 1980 года власти стали вновь возрождать забытые обычаи, что и помогло стране остаться уникальной. Сегодня в ней особым образом сочетаются современные и старые традиции, без ущерба духовным ценностям государства.
Особенности формирования китайской культуры
При ближайшем рассмотрении особенностей китайской культуры, можно выделить несколько интересных фактов о ней:
- Неповторимость и самобытность. Жители продолжают участвовать в классических ритуалах, не забывают об обычаях.
- Полную связь религии и природы. Любая из сил обожествляется, является источником вдохновения для поэтов, художников и архитекторов.
- Бережливость и предприимчивость. Для местного народа характерен минимализм в действиях и отсутствие тяги к выраженной роскоши.
- Характерная черта – сдержанность. Китайцы никогда не выражают своих эмоций открыто.
Важно! Все перечисленные особенности связаны с замкнутым образом жизни: он повлиял на менталитет, письменность и духовные ценности.
Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре
Художественное творчество и духовная жизнь народа основана на мифологических, философских и религиозных концепциях. К ярким проявлениям относят:
- Представления о собственной стране. Для жителей она является центром всего мира, исключением среди варварских народов, окружающих Поднебесную.
- Обширную числовую символику. Она хорошо просматривается в живописи, литературе и архитектуре.
- Развитую иерархию. Она начинается с сына Неба – императора, являющегося посредником между людьми и Высшими Силами. Его культ просматривается во всех общественных мыслях и политической философии Древнего Китая.
Важно! Основное культурное доминирование – это подражание природе, которая считается главным источником гармонии во всем мире.
Культ Солнца всегда находит свое отражение в полотнах художников и архитектурных строениях.
Китайская философия
Культура древнего Китая базируется на следующих основных постулатах:
Важно! В стране широко распространены конформизм или страх перед внезапными переменами, и иерархичность. Структура общества с делением на высшие и низшие ступени признается нерушимой.
Характерные черты и ценности культуры Китая
Особенности культуры в древнем Китае затронули и сегодняшнее общество. Внимание заслуживают следующие тезисы:
- Восприятие социальной среды. Она понимается как важная часть собственной судьбы, служит беспристрастной оценкой человеческих недостатков и достоинств. Народ верит, что каждый поступок воздается морально и проявляется через отношение остальных членов общества.
- Капитал личности. Справедливость и честность по отношению к другим людям воспринимается в прагматическом ключе. Регулятором поведения служит вера в объективное и неотвратимое возмездие. Он более эффективен, чем загробный суд, о котором толкуют западные религии.
Важно! Оптимистический взгляд на жизнь, невзирая на мимолетные трудности, предопределен вышеуказанными догмами. Китайцы искренне верят, что каждый в итоге получит по заслугам.
Язык и письмо
Среди культурных особенностей Китая стоит отметить литературные произведения и письменность. Каждое из них заслуживает отдельного рассмотрения.
Иероглифы
Основное средство межнационального общения в стране – это письменный язык. Он не привязан к фонетическому чтению и позволяет понимать тексты, написанные несколько веков назад.
Каллиграфия
Для правильного нанесения символов недостаточно изучить иероглифы – необходимо знать скорость нанесения линий и силу нажатия на кисть.
Кроме основного значения, каллиграфия широко используется в роли одного из средств для медитации: человек должен быть в приподнятом настроении.
Литература
Предпочтения китайской литературы не изменились и сегодня. Популярная поэзия включает в себя:
- любовную лирику;
- стихи с религиозным и философским содержанием;
- притчи;
- описание пейзажей.
Важно! К менее известному разделу относят литературу о конфуцианстве и поэзию, прославляющую государство и правителя.
Изобразительное искусство
Культура Китая в 15-18 веке распространялась через живопись, театры, музыкальные произведения и танцы. Китайские ремесленники прославились своими работами на камне, дереве и кости.
Живопись
Картины выполняются на шелке, пластинах из бамбука. Каждое авторское произведение имеет подпись.
Большинство картин – это портреты или изображения природы, улиц небольших селений и городов, повседневной жизни и быта.
Театр и опера
Классическое китайское театральное искусство представлено в 2 вариациях:
- Южная драма с классическими элементами. Ее исполнение отличается разнообразием, а вокальные партии могут исполняться всеми действующими персонажами.
- Северная драма включает части, заимствованные из Персии и Индии. Ведущие музыкальные роли принадлежат только основным героям. Пьеса имеет четкую структуру.
Пекинская опера возникла в 18 веке. Она сочетает в себе вокал, музыку, пантомиму, танцы и акробатику. В ней хорошо просматривается специфика древнекитайского театра.
Танцы
Танцевальный жанр включает в себя множество традиционных и усовершенствованных видов. Он используется на праздниках, в общественных и государственных церемониях, различных ритуалах.
Народное хореографическое искусство Китая насчитывает 56 направлений согласно количеству этнических групп. К самым известным относят танец льва и дракона.
Музыка
Нестандартность музыкальных произведений связана с 5 или 13 нотами, а не как принято во всем мире с 7 единицами. Местные музыканты отдают предпочтение смычково-струнным и струнным инструментам. К популярным относят баньху – ее звуки напоминают классическую скрипку.
Архитектура
Архитектурные сооружения отличаются гармоничностью – для них характерна двусторонняя симметрия.
У больших строений присутствуют внутренние дворики. Необычная отделка стен и крыш привлекает внимание.
Резьба по камню, дереву, слоновой кости
Ремесленники страны при создании каменных шедевров отдают предпочтение:
- жадеиту;
- кораллам;
- мрамору;
- мыльному камню;
- нефриту;
- прозрачному розовому кварциту.
Мастерство вырезания фигурок из слоновьей кости приравнивается к красоте поделок из камня. С годами в стране произошло развитие отдельных школ, занимающихся ее обработкой. Наиболее сильными из них считаются находящиеся в таких городах, как:
Картинка 7 Резьба по слоновой кости
К распространенным направлениям среди прикладного мастерства относят резку по дереву. Этот подвид развился во 2 тысячелетии до нашей эры, особую популярность завоевал при династии Мин – в 14 веке.
Дома, дворцы и храмы украшались затейливыми узорами и целыми картинами. Некоторые из них относятся к культурному наследию Китая и существуют по сегодняшний день. В стране есть несколько направлений резьбы по дереву:
- по самшиту;
- деревянным поверхностям, покрытым позолотой;
- обычному дереву.
Обратите внимание! Мастера не стремятся вырезать обычные узоры – их руками создаются целые картины, вне зависимости от размера (гигантское панно или маленькие образцы).
Сюжет выбирается резчиком. Некоторые предпочитают воссоздавать эпические события, другие – абстрактные изображения.
Культура Древнего Китая
Страна всегда поражала путешественников количеством изобретений. В старые времена она славилась своими астрономами. Специалисты определяли даты лунных и солнечных затмений, распознавали пятна на солнце и предупреждали о появлении комет. Именно китайцы были первыми, кто изобрел компас, порох, книгопечатание, фарфор и бумагу.
Основа письменности зародилась в стране в 3 тысячелетии до нашей эры.
Особое внимание уделялось и философии. Первым известным ученым был Конфуций, который заложил основы учения о достижении людьми совершенства и гармонии.
Подготовить к жизни молодых китайцев помогало среднее образование, которое включало в себя освоение:
- музыки;
- арифметики;
- письма;
- этикета;
- умения стрелять из лука и водить колесницу.
Дети в обязательном порядке изучали исторические летописи.
В этот же период китайцы производили шелковые ткани, занимались живописью, создавали необычные поделки из камней и дерева.
Архитектура славилась своей первозданностью и нестандартным подходом. Китайские пагоды – одни из красивейших творений Востока.
Современная культура в Китае
В культуре и религии Китая не произошло глобальных изменений. Культ Дракона также почитается многими гражданами, а свадебные церемонии удивляют многих путешественников. Особый интерес представляют следующие направления.
Фен-шуй или учение, помогающее жить в систематизированном мире, уравновешивая его. Оно требует правильного расположения предметов не только дома, но и на рабочем месте. Строительство жилья в стране проходит с учетом правил фен-шуя.
Важно! О технике безопасности здесь не забывают – основной проблемой государства являются землетрясения.
Кулинария – это отдельный подраздел культурного наследия, появившийся еще в период неолита. Блюда строго разделены: одна часть из них предназначена для простых людей, другая – для высокопоставленных лиц и их окружения. Своеобразность кухни связана с использованием жуков, пресмыкающихся, кошек и собак. Основная пища состоит из риса, сои, лапши, специй и овощей. В качестве мяса употребляют утятину, курятину, свинину, говядину и морепродукты.
Невиданный бум переживает киноиндустрия (первый фильм был снят в 1905 году ). После провозглашения КНР начался ее активный рост. В 2011 году объем кинорынка занял 3 место в мире после США и Великобритании.
Культура страны богата своим разнообразием и не все ее постулаты легко воспринимаются приезжими. Несмотря на революцию и попытки уничтожения местного колорита, с 1980 года старые традиции стали возрождаться.
Читайте также: