Предпосылки создание единой европы кратко

Обновлено: 01.07.2024

ЕС включает в себя 27 государств Европы. Споры о том, что такое ЕС, т.к. оно содержит черты как федерации, конфедерации, так и международной организации.

Действие права Европейского Союза распространяется на территорию стран, входящих в состав организации Европейский Союз. Эти страны официально именуются государствами-членами, и их количество постоянно возрастает:

Состав: первоначальными участниками были 6 стран: Италия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург

Государства-члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония, Хорватия.

Государства-кандидаты в члены ЕС: Македония, Черногория, Исландия, Сербия, Турция.

Албания, Боснии и Герцеговина, Косово –потенциальные кандидаты на вступление.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Условия и порядок

Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов (географические и общеполитические критерии).

Основных требования к государству-кандидату:

1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положении.

5) государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

6) признавать цели ЕС

Формально критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права.

Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.

Государство, соответствующее требованиям, подает заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Проводятся переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента. Для дачи согласия на вступление необходимо единогласное решение Совета.

Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами.

Язык

Официальными языками союза ЕС считаются 23 языка. Официальным органом публикации актов ЕС является Официальный журнал ЕС, который выходит на 23 языках.

В судах Европейского Союза дела могут рассматриваться на любом из 23 языков. Решение соответственно выносится на одном из этих языков, но затем официально переводится на остальные. Главные правила использования языков в судопроизводстве:

- язык дела выбирает истец

- если ответчиком выступает государство-член или гражданин/юридическое лицо, то дело рассматривается на языке ответчика;

- в делах "преюдициальной юрисдикции", рассматриваемых по запросам судебных органов государств-членов.

Европейский Союз и Совет Европы соотношение и взаимодействие

Европейский союз – это надгосударственное объединение (имеющее признаки международной организации),

Руководствуется тремя учредительными документами. Издает НПА. Создана для политического сотрудничества.

ЕС и СЕ это самостоятельные политико-правовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе:

1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. ДляЕСэто учредительные договоры (их 3). Для СЕ, — его Устав, являющийся по форме международным договором.

2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формироваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. УставСЕбыл подписан и вступил в силу в 1949 г.

3. ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав государств-членов. Все 27 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. А общее число стран — участниц СЕ равняется 47. С точки зрения состава СЕ — более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.

4. В качестве предметов ведения и направлений деятельности Европейского Союза изначально выступала экономика. СЕ концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. В отличие от ЕС, СЕ собственными правотворческими полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются государствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации — акты, не имеющие юридически обязательной силы.

СЕ — международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.

В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.

Оба метода развития интеграции — международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми — не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.

Исторические предпосылки и этапы образования Европейского Союза

Предпосылки образования ЕС:

1) Экономические: глобализация хоз. связей, углубление международного разделения труда, цель - создание общего рынка.

2) Политические: небольшие размеры государств для объединения усилий, стремление оградить себя от войны

3) Идеологические: европейская идея

4) Культурные: общая правовая, конституционная культура, общие религиозные основы жизни.

Формирование ЕС шло поэтапно, данный процесс продолжается по сегодняшний день. Формы интеграции (от простых к сложным):

1) Снятие таможенных барьеров, создание зоны свободной торговли

2) Государства создают таможенный союз (договариваются о таможенной политике по отношению к третьим странам)

3) Границы могут пересекать услуги и рабочая сила

4) Общая валютная система, общая система регулирования экономической политики

Перечень договоров, на основе которых начался и продолжался развиваться процесс интеграции:

1. Парижский договор – основополагающий договор, подписан 18 апреля 1951г., заключили Франция, Италия, Люксембург, Бельгия, ФРГ, Нидерланды вступил в силу 23 июля 1953г., на сегодня не действует – истек 23 июля 2002г. Договор создал Европейское объединение угля и стали. Реализован план Шумана.

2. 25 марта 1957г. были заключены Римские договоры (2 договора), вступили в силу 1 января 1958г., состав стран тот же. Значение: созданы ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Были отменены таможенные пошлины 1 июля 1968г.

3. Брюссельский договор – договор слияния, подписан 8 апреля 1965г., вступил в силу 1 июля 1967г.; объединяются руководящие органы 3-х сообществ. Был аннулирован Амстердамским договором в 1997г.

4. В 1970г. было создано Европейское политическое сотрудничество, состав тот же самый – прообраз внешней политики ЕС и политики безопасности ЕС. В 1975г. была создана группа TREVVI – сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

5. В 1986г. в Люксембурге и Гааге был подписан Единый европейский акт, вступил в силу 1 июля 1987г. Акт не создавал новой организации, он вносил многочисленные поправки в учредительные договоры сообществ, прежде всего в договор о ЕЭС.

6. 7 февраля 1992г. в г. Маастрих (Нидерланды) был подписан Маастрихтский договор – договор Европейского Союза. Договор положил начало ЕС. Вступил в силу 3 ноября 1993г. интеграция углублялась, создавался экономический валютный союз, впоследствии было введено евро.

7. 2 октября 1997г. – Амстердамский договор о внесении изменений в договор о ЕС, договор об учреждении Европейского сообщества и некоторые связанные с этим акты; Изменения: четко прописаны условия вступления в ЕС, включены Шенгенские соглашения, изменения нумерация статей и параграфов в учредительных договорах.

9. Ниццкий договор 26 февраля 2001г., вступил в силу 1 февраля 2001г.; регулировал структуру институтов для расширения на восток. Договор вносит изменения и дополнения в существующие договоры (Договоры об учреждении ЕЭС, договор о ЕС, о Евроатоме).

10. 7 декабря 2000г. Хартия ЕС об основных правах – 3-ий документ, обладающий высшей юридической силой на равнее с учредительными договорами.

11. Лиссабонский договор (договор о реформе) о внесении изменений в договор о ЕС и договор об учреждении Европейского Сообщества. Подписан на Самете ЕС 13 декабря 2007г в Лиссабоне, вступил в силу 1 декабря 2009г., подписали все 27 стран ЕС. Заменил не вступившую в законную силу Конституцию ЕС + внес изменения.

До ЛД устройство ЕС включало в себя 3 опоры:

1) европейские сообщества (при подписании Парижского и Римских договоров);

2) сферы сотрудничества - общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ);

3) сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Нынешняя структура ЕС: фундамент - государства-члены и народы Союза, которые состоят из граждан. Способность к развитию придают 2 договора – первый краткий договор о ЕС 1992г и Договор о функционировании ЕС (ранее договор о Европейском Сообществе, еще ранее Договор о ЕЭС, еще ранее Римский).


9 мая 1950 года считается началом процесса европейской интеграции. Сегодня Европейский союз состоит из 28 государств с общей численностью населения около 510 миллионов человек. Основным ключевым качеством ЕС является единый внутренний рынок. Внутренний валовой доход составляет около 14 триллионов долларов. Далее более подробно рассмотрим основные причины создания Европейского Союза.

Причины создания Европейского Союза

1. Создание внутреннего рынка для беспрепятственной торговли между европейскими странами.

Более практичными были предложения немца Эмериха Крюсе. Для того чтобы улаживать возникающие между странами разногласия мирным путем, он предлагал создать своего рода межгосударственную ассамблею в составе всех ведущих государств мира вне зависимости от господствующей в них религии. Государства должны были помогать друг другу в подавлении мятежей и восстаний. Главную роль в поддержании мира должно было играть наиболее заинтересованное в нем сословие - купечество. Государствам предстояло позаботиться о том, чтобы торговля облагалась умеренными налогами и пошлинами, а купцам была обеспечена безопасность. Крюсе, помимо всего прочего, отчетливо понимал важную роль единой валюты в объединительном процессе.

Слабой стороной всех ранних проектов европейской конфедерации было то, что их осуществление ставилось в зависимость от доброй воли государей. Утопичность подобного подхода очевидна, поскольку реальные национальные интересы неизбежно подталкивали государства к соперничеству и конфликтам. Перед сторонниками европейской идеи встала задача поиска таких форм объединения, которые сделали бы его не просто желательным, но и необходимым.

За все время европейской истории предлагалось несколько моделей единой Европы. Первая модель - гегемонистская: более 2 тысячелетий одна нация за другой занимали ведущее положение в Европе. Почти все народы имели имперские амбиции, простиравшиеся на Европу или мир в целом. Но какой-либо эпизод, связанный с реализацией этих амбиций, не является воплощением европейской идеи. Это верно и в отношении тех империй, которые оставили величайший след в истории (Риму принадлежит здесь первое место). По мнению автора, гегемония какой-либо отдельной национальной культуры противоположна европейской идее. Страна гегемон, прежде всего, стремиться занять ведущие позиции либо в мире, либо в Европе завоевав отдельные государства и навязав им свою волю.

Вторая модель - та, которая в некоторой степени наблюдалась в средние века: это Европа политической раздробленности и в то же время широкой открытости для торговли, культуры и передвижения людей, разнообразия местных языков и культур, европейского христианства и латыни, служивших великими универсальными узами. Эта модель европейской идеи выражается в трех словах: открытость, раздробленность, христианство. Но у этой модели нет будущего, так как она оказывается неспособной выдержать давление политических структур.

Как видим, понятие европейского объединения претерпело на протяжении столетий значительные изменения. Изначально, когда авторитет церкви был непоколебим, главной тенденцией была гегемония Ватикана. Но со времени образования национальных государств, когда появилось и окрепло понятие национальной принадлежности, на первый план выходит правитель государства и политический фактор начинает играть главенствующую роль в международных отношениях.

Это психологическое последствие войны, определявшее настроения населения Франции и Великобритании, оказалось немаловажным обстоятельством, которое должны были учитывать лидеры этих стран. Правящие круги ряда стран занялись поисками приемлемых для них проектов безопасности Европы. Попытки такого рода особенно участились, когда правящие круги Франции убедились в невозможности установить свою гегемонию на континенте.

Середина 20-х гг. характеризовалась взаимодействием двух важных тенденций. Первая, по выражению будущего президента Чехословакии Эдуарда Бенеша, была связана с заботой о строгом соблюдении послевоенных договоров, в ходе выполнения которых должна была исчезнуть вражда между европейскими народами. Вторая тенденция была направлена к той же цели, но она определялась стремлением использовать принципиально иные методы. Сторонники первой - настаивали на медленном развитии, последователи второй - хотели быстро покончить с наследием войны и забыть ее. Они предлагали немедленно начать сотрудничество между всеми странами, не разделяя их на побежденные и победившие, и приступить к разоружению. Первая тенденция ассоциировалась с политикой Франции, вторая - Великобритании. В рамках второй тенденции и развился европейский пацифизм.

Критика агрессивной внешней политики, стремление к подержанию мира средствами, имеющимися в распоряжении Лиги Нации (содействие улаживанию конфликтов, заключение договоров, кодификации международного права, разработка принципов арбитража и санкций) были характерны для деятельности пацифистских организаций. К ним относились созданная в 1919 г. федерация обществ Лиги Наций, межпарламентский союз, Международное бюро мира, Международная ассоциация права, Международная лига арбитража, Международное бюро образования, Международная федерация университетов для содействия Лиге Наций и другие, имевшие национальные организации практически во всех государствах Европы. Эти ассоциации имели национальные организации практически во всех государствах - членах Лиги Наций.

В 1917 г. Н. Сёдерблум пришел к мысли о необходимости сплочения всех христиан, в первую очередь, объединения христианских церквей. Идея экуменизма, казавшаяся тогда чрезвычайно смелой и несбыточной, постепенно приобретала сторонников, и ее осуществлением было создание более чем через тридцать лет Всемирного совета церквей. В 1932 г., после смерти Н. Сёдерблума, был создан шведский экуменистический комитет, в деятельности которого вопросы мира и разоружения всегда занимали видное место. Международным признанием заслуг Н. Сёдерблума было присуждение ему в 1930 г. Нобелевской премии мира.

В 30-х гг., когда на международном горизонте стали обрисовываться контуры новой мировой войны, в ряде стран возникло широкое общественное движение в защиту мира. Международные антивоенные конгрессы созывались в 1934 г. в Чикаго, в 1935 г. - в Париже. Своеобразной формой проявления антивоенной активности масс был организованный в 1935 г. в Англии обществом друзей Лиги Наций плебисцит мира, в котором участвовало 11 млн. человек. Под лозунгом объединения народов всего мира для действенной борьбы против агрессий проходила в Париже в мае 1939 г. Всемирная конференция в защиту мира, демократии и социализма, на которой присутствовало около пятисот делегатов от 25 стран.

Под влиянием ситуации в отчаявшейся Европе появились десятки книг деятелей культуры, писателей и журналистов, государственных деятелей и дипломатов, в которых речь шла о различных аспектах европейского единства, его прошлом и будущем.

Большей конкретностью отличались концепции, которые выражали экономические деятели. Экономисты использовали простые аргументы. На первый план выдвигался тезис, что Европа уже de facto представляет собой единый экономический организм. Отсюда часть авторов, в первую очередь немецких, делали вывод, что отсталость одного из ее членов наносит вред другим странам. В качестве доказательства приводился пример экономического кризиса в Германии, который неблагоприятно отразился на экономике всей Европы.

Исходя из этого, многие авторы в качестве предпосылки объединения указывали на необходимость возрождения роли Германии. Одновременно первым конкретным шагом на пути к экономическому единству считалось создание европейского Таможенного союза. Были предприняты энергичные попытки претворить эту идею в жизнь. Так, например, Э. Майриш, один из основателей картеля производителей стали, представлявший Люксембург, выступил инициатором создания в Париже Комитета содействия европейскому таможенному союзу, привлекая к нему большое число политиков, экономистов, промышленников, финансистов.

Необходимо отметить, что уже в 1918 г. предпринимались попытки объединения новых государств Центральной Европы. В октябре того же года в США был создан так называемый Центрально-европейский демократический союз, в который вошли представители 12 европейских народов, а председателем стал Масарик. Однако союз фактически преследовал пропагандистские цели и не имел сколько-нибудь серьезного влияния в самой Европе.

В 20-е гг. пессимизм усиливался осознанием того, чем стала послеверсальская Европа. Оптимистические заявления политических лидеров, формировавших новую политическую структуру в Европе, находились в явном противоречии с позицией общественности, которая в целом ощущала лицемерие и эфемерность официальных заявлений. В этих условиях проекты XVIII - XIX вв. казались панацеей от зол, в них хотели найти средство переустройства Европы.

Но было немало деятелей культуры, общественной мысли и науки, которые искали путь к европейскому единству для того, чтобы решить общие для всей Европы социальные проблемы, преодолеть дух шовинизма и национализма, отразить угрозу правого экстремизма и фашизма.

Наибольшую опасность для мира в Европе они усматривают в неизбежных последствиях и противоречиях, порождаемых принципом национальности. Принимая примат национальности за основу, национальное государство не может допускать компромиссов. Принцип национальности ведет к превращению любого конфликта в религиозную войну, к дроблению карты Европы на множество единиц, беспрестанно вовлекаемых в амбициозные притязания крупнейших держав и способных выжить лишь за оборонительными барьерами своих таможенных тарифов. Не приводя развернутых доказательств невыгод принципа национальности, они выдвигают предложение о создании европейской федерации, которое позволит, по их мнению, сохранить этот принцип и вместе с тем избежать его рискованных аспектов.

Кратко резюмируя изложенное, можно отметить, что в своих размышлениях Аньелли и Кабиати исходят из двух посылок, которые в интеллектуальных кругах тогдашней Европы разделяло безусловное меньшинство: ответственность за войну нельзя возложить на одну определенную державу; национальная идеология вопреки тому, что о ней говорилось в Европе, потенциально являлась фактором разногласий и раздоров. Они уверены, что будущее Европы зависит от ее способности создать более высокую форму сосуществования государств, сочетая права национальностей с другими, не менее важными императивами, такими, как мир, прогресс цивилизации, экономическое развитие наций.

Франция, усилиями Великобритании не получила преобладания на континентие. Отсутствие стабильности в Европе объяснялось прежде всего тем, что после войны она оказалась поделена на три части: Европу победителей (Великобритания, Франция и примкнувшие к ним союзники), Европу побежденных (Германия, Венгрия и Австрия) и советскую Россию.

Версаль создал новые государства в Европе, что полностью разрушило экономические связи в Центральной и Восточной Европе. После войны Европа оказалась разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможней пространств. Таким образом, был потерян на долгое время общеевропейский рынок.

На Парижской конференции была образована первая в истории международная организация политического типа - Лига Наций. В этом состояло историко-политическое значение дипломатической борьбы 1919 - 1922 гг. Однако Лига не была универсальной организацией, в нее не входили Германия, Россия и США. А из трех великих держав-членов Лиги только Франция проявляла готовность принимать на себя обязательства по гарантии безопасности восточноевропейских стран. Британия по-прежнему не хотела связывать себя военными обязательствами с континентом, а Италия чувствовала себя обойденной в ходе версальского размежевания и не собиралась бороться за его сохранение. Германия и Россия вообще считали европейское территориальное урегулирование несправедливым и неокончательным.

Перед угрозой агрессии фашистской Германии были предприняты попытки создания коллективной системы безопасности, которые закончились крахом. Германия, Япония и Италия, давно выйдя из Лиги, развязали себе руки для проведения агрессивной политики. США еще находились под влиянием идей изоляционизма. Политика Англии и Франции была непоследовательной. СССР вел переговоры с правительствами Англии и Франции и одновременно искал возможность договориться с Германией. Падала ценность принципов международного права, не соблюдались многие заключенные договоры.

Однако нельзя говорить только об отрицательных чертах Версальского порядка. Версальская система стала основой выхода Европы из послевоенного кризиса. Положения Версальского договора заложили правовые и политические основы порядка. Эти договоренности были организующим началом в международном общении, которое в принципе было направлено на предотвращение новой войны. Опыт построения Версальской системы и Лиги Наций был учтен во время строительства Европы после Второй мировой войны и создания ООН.


9 мая 1950 года считается началом процесса европейской интеграции. Сегодня Европейский союз состоит из 28 государств с общей численностью населения около 510 миллионов человек. Основным ключевым качеством ЕС является единый внутренний рынок. Внутренний валовой доход составляет около 14 триллионов долларов. Далее более подробно рассмотрим основные причины создания Европейского Союза.

Причины создания Европейского Союза

1. Создание внутреннего рынка для беспрепятственной торговли между европейскими странами.

Читайте также: