Предмет философской антропологии кратко
Обновлено: 02.07.2024
1.Предмет философской антропологии. Типология антропологических
2. Религиозно-идеалистическая антропология.
З. Натуралистическая антропология.
4. Социальная антропология.
5. Экзистенциальная антропология.
1. Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта область философского знания достигла в ХХ столетии. Именно в это время появляется целый ряд философских течений, центром внимания которых становится проблема человека (экзистенциализм, фрейдизм, философская антропология, герменевтика и др.).
Во-первых, этим термином обозначается раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.
Несколько слов скажем о методологии изучения философской антропологии в первом значении этого слова.
Наиболее продуктивным является метод единства исторического и логического анализа. Однако, что касается философской антропологии, то ее изучение с точки зрения исторического подхода наталкивается на большие трудности, и в настоящее время не имеет удовлетворительного результата.
Другой подход, который оказался более продуктивным в разработке философской антропологии, состоит в проблематизации и типизации философских учений о человеке.
Прежде всего, возникает вопрос о предмете философской антропологии, т.е. о том, что она изучает.
В отличие от других наук о человеке, которые стремятся дать представление о том, каков человек в ту или иную историческую эпоху, в той или иной точке и состоянии своего жизненного пути, философская антропология ставит проблему сущности человека, независимо от конкретной исторической фазы развития общества, от конкретных обстоятельств жизни конкретного человека.
Другое важное обстоятельство состоит в том, философская антропология выводит нас на понимание сложности и противоречивости человека, подчеркивая то обстоятельство, что в одном определении, в одной метафизической формуле невозможно отразить эту сложность и выразить человека как целостность, его предназначение и место в мире. Так, например, многочисленные формулы, определяющие человека, такие, как: Homo sapiens, Homo faber, Homo morales, Homo religares, Homo politicus, Homo ludens, Homo simbolicus и др. не могут воспроизвести целостный образ человека во всей его сложности. Поэтому важнейшая задача философской антропологии состоит в том, чтобы дать целостное представление о человеке как единстве всех его проявлений.
Отсюда предмет философской антропологии можно определить следующим образом: философская антропология изучает человека как особый род сущего, выявляя диалектику сущности и существования человека, его место в мире (его отношения с природой, обществом и самим собой), его предназначение и смысл жизни.
Ключевым вопросом философской антропологии является вопрос о сущности человека, который и служит водоразделом между многочисленными антропологическими учениями. С точки зрения этого вопроса можно выделить четыре основных типа философско-антропологических учений:
Как и всякая типология, она не охватывает всех нюансов проблематики человека, но позволяет отразить главное. Рассмотрим характерные особенности философского образа человека в рамках предложенных типов антропологических учений.
Истоки философской антропологии. Конкурирующие установки: геоцентризм, лого-центризм, космоцеитризм, социоцентриэм, антропоцентризм. Антропологический раздел философского знания. Философская антропология и философия человека. Философская антропология и другие науки, изучающие человека.
Каждая сфера философских знаний имеет свой предмет, свою систему категорий, определенную последовательность в развертывании присущей ей рефлексии о том или ином объекте. Следовательно, прежде всего важно установить, чем занимается философская антропология.
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Философская антропология — это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира.
Как самостоятельная отрасль философского знания антропология возникла в XVIII веке. Однако размышление о человеке вовсе не является привилегией только этого столетия. С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном (так ли?) историческом развитии? Что выделяет нас из (С.21) пестрого, многоликого сонма живых существ, населяющих Землю, и что роднит с ними 7 Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путем развивается его дух — к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению 9 Может ли он изменить окружающий мир или, напротив, является рабом обстоятельств 9
Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть, как нам кажется, типологизировано В истории мировой философии можно проследить различные мировоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается безусловный приоритет — Богу, природе, социуму. Логосу, человеку. Назовем в этой связи природоцентризм (космоцентризм), теоцентризм, социоцентризм (культуроцентризм), логоцентризм и антропоцентризм Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они, как будет показано да лее, дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.
ТЕОЦЕНТРИЗМ
ЛОГОЦЕНТРИМ Логоцентрическая картина мира связана с утверждением приоритета Логоса, который был назван В. фон Вейцзеккером рабовладельцем Запада. В логоцентризме сплетены две концепции: мир понимается как система, связанная логикой и методом, и как струк-(С. 23)тура, состоящая из задач, которые заставляют людей неустанно и систематически заботиться о порядке в этом мире. Тяготение к порядку в теории и на практике находит свое выражение в иерархическом мышлении. Построение иерархий по принципу времени и ранга — руководящая нить данной концепции мира.
Истоки логоцентрической картины мира — в античной философии. В ней первоначальное бытие чувственно живых феноменов было заменено мыслительными абстракциями послегераклитовых столетий. Мифическая стадия сознания оказалась замененной умственно-рациональной. В эпоху эллинизма произошел резкий поворот к дуалистической картине мира в пользу логоса и оценки чувственной жизни как сатанинской. В эпоху христианской миссионерской деятельности эти течения были впитаны первоначально более открытым христианским учением о спасении. (С. 24)
Логоцентризм укоренен в западном сознании и благодаря тому типу мышления и деятельности, который создал Римское государство Лучшего примера конструктивной активности при устранении фантазии нельзя отыскать в мировой культуре Римское представление о порядке имело для католической церкви такое же важное значение, как камень святого Петра. Римское мышление — это стратегическое мышление, Отцовское право, подчинение мира линейному сознанию
Мир, который не поддается упорядочению и выпрямлению, выглядит при этом как нечто подозрительное: властвующий ненавидит его, а подвластный боится. В мире язычества, подчеркивает Г.Бурхгардт, с богами Гомера никакая система не могла бы ничего сделать. Также чужды какой бы то ни было системе германские боги. Их очертания терялись в полумраке Языческий мир исходил из того, что природа гораздо сильнее человека Европейский север оставался в течение столетий и остается до сих пор в основном чуждым иерархии, церкви, государству, системе, власти.
Мессианские концепции были развиты, затем идеалистической философией. А.Камю отмечал, что в мировой истории никогда не проливалось столько крови, сколько после того, как философия захватила власть над человечеством. На фоне убийств во имя великих идей завоеватели и тираны прежних эпох выглядят скорее наивными и сравнительно безобидными.
Под знаком сконструированного на философской основе системного мышления человек все дальше уходит от смысла открытого бытия. Наступила эра бытия без любви и свободного выбора. Со времен Гегеля системное мышление завладело исторической перспективой. Человек, согласно Марксу, это просто историческое существо. Стало быть, жизнь человека не может иметь никакого иного смысла, кроме подготовки будущего. Таким образом, древняя мессианская идея получила секуляризированную интерпретацию. За счет логоцентрических систем человек создает себе иное существование и, как отмечал С. Кьеркегор, смешивает себя со своим временем, своим столетием, человечеством в целом. Он нередко отождествляет себя с логосом государства.
СОЦИОЦЕНТРИЗМ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Антропоцентрическое представление о месте человека в мире характерно для библейских текстов Мировоззренческие сюжеты антропоцентризма порождены иудео-христианским вероучением о человеке как сверхприродном существе и вен це творения
Идея антропоцентризма умозрительно увязывалась в научной и философской литературе с геоцентрической концепцией Вселенной, выдвинутой Птолемеем и идеологически осмысленной представителями схоластики В античной философии концепцию антропоцентризма сформулировал Сократ Человек и Вселенная, согласно его точке зрения, пребывают в разумной и целесообразной гармонии, предопределенной божественным замыслом Антропоцентризм исходит из наличия в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности устроения мира для человека В этом смысле он представляет собой одно из наиболее последовательных выражений телеологии
Со времен Ренессанса идея антропоцентризма стала фокусироваться все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным Развитие науки было использовано антропоцентризмом для того, чтобы восславить экспансионизм человека, его готовность сорвать с природы присущий ей ореол священности Такие взгляды нашли отражение в гуманизме Ренессанса и пост-Ренессанса
Итак, философская антропология предполагает верховенство человека как субъекта и объекта познания, как первоначало мира Этим она отличается от природоцентризма, лого-центризма, геоцентризма, социоцентризма Разумеется, эти установки можно квалифицировать только как идеальные типы, поскольку они нередко смешиваются, переплетаются.
Кузанский Н О предположениях // Мир философии' Книга для чтения -М., 1991 -Ч II -С 10
Гольбах П Система природы. // Мир философии- Книга для чтения - М . 1991 - Ч 1 - С 256.
ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Философия, как известно, обращается к непреходящим ценностям и вопросам, постигает предельные основания бытия Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных проблем. Это означает, что любовь к мудрости, по-видимому, неразрывно связана с распознаванием загадки мыслящего существа. Разумеется, первоначальные представления о человеке сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись однажды о самом себе, человек, надо полагать, никогда не оставит эту тему, пока существует философия и человечество.
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого
От века к веку происходит приращение философских представлений о человеке. Однако при определении предмета философской антропологии тотчас же возникают две трудности Весьма нелегко вычленить собственно антропологическую тему в орбите философского знания. Размышление о человеке неотвратимо захватывает самый широкий круг проблем. Антропологическая рефлексия затрагивает проблемы бытия, космоса, природы, жизни, тайн познания. В свою очередь и осмысление данных тем выводит на проблему человека. Ведь это он пытается разгадать секреты мироздания. Любая внеантропологическая посылка невольно раздвигает и наше представление о человеке. В результате едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в пространство философско-антропологической мысли. Ее поле становится безбрежным.
Но не меньшая трудность возникает и тогда, когда исследователи хотят предельно ограничить сферу философского осмысления человека. Желание локализовать тему теоретической рефлексии только проблемой специфически человеческого приводит к иному тупику. Объект философской антро-
ЧЕЛОВЕК — ОСОБЫЙ РОД СУЩЕГО
Проблема уникальности человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Человек как разумное существо. Человек как политическое животное. Человек как "плененный дух".
УНИКАЛЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК?
' Бердяев Н А О назначении человека // Мир философии Книга для чтения — М , 1991 — С 56
Мамардашвили М К Проблема человека в философии // О человеческом в человеке — М ,1991 — С 11.
На каком основании человек объявлен олицетворением беспредельной природы 9 Откуда такое философское высокомерие? Это он-то, явивший страшные лики безумия, растерзавший земные недра, готовый обречь все живое на уничтожение С какой стати он о себе так мнит? Может быть потому, что имеет дар слова в противовес бессловесным тварям?
Да, человек не похож на панцирную черепаху, белокрылую чайку или саблезубого тигра. Но разве каждое живое существо, украшающее планету, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта 9 Весь тварный мир отмечен печатью самобытности Однако и здесь человек выходит из общего ряда как «самый равный среди равных. Самый уникальный среди уникальных
Но эю именно так Волки сбиваются в стаи, пчелы живут роем, олени бытуют в стаде . И все это без натяжки можно на звать, по мнению социобиологов, провозвестием социальной жизни Даже альтруизм рассматривается не как специфически человеческое, а расхожее, природное свойство всего живого
Животные, разъясняют социобиологи, общаются с помощью жестов. Они могут иметь чувства, которые кажутся нам сплошной мистерией На что, например, похожа чайка во время инкубации? Что выражают собой карнавалы шимпанзе? Почему слоны проявляют такой странный интерес к своим мертвым собратьям, порой пытаясь даже захоронить их' Наконец, что заставляет китов выбрасываться на побережье, а леммингов — бросаться в море?
Итак. традиционное философское представление об уникальности человека — не более, чем предрассудок Фатально зараженный антропоцентризмом, он сам объявил себя властелином вселенной, возомнил о своей уникальности Между тем он всего лишь двуногое животное, как горько признавался король Лир
В самом общем виде проблема уникальности человека кажется постигаемой Разумеется, он обладает рядом не обычных свойств Он отражает в своем сознании бесконечное многообразие окружающего Он творит мир культуры В нем самом — удивительное сплетение природных и социальных качеств Человек безмерно сложен и неисчерпаем
Новой множественности образов человека и заключена, трудность расшифровки проблемы. Говоря об уникальности или иного животного, мы можем указать на особенности его биологической организации Раскрывая своеобразие человека как неповторимого существа, мы теряемся в перечислениях. Едва ли не каждое свойство Адамова потомка65
Претендует на исключительность У человека есть разум со весть, долг, дар общения Чему отдать предпочтение при описании сущности человека''
Рано или поздно все, что философы выдвигают в качестве благословенного дара. обусловливающего уникальность человека, таковым в конце концов не оказывается Более того, можно назвать одну особенность, которая в конечном счете и определяет все другие черты человека, кажущиеся нам неповторимыми О ней весьма обстоятельно говорили философские антропологи Но сначала о том, в чем мыслители разных эпох усматривали специфику человеческой природы или
даже сущность человека.
ЧЕЛОВЕК—ВЕНЕЦ ПРИРОДЫ?
Во-первых, конечно, в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи Уже эллины, как известно, создали культ человеческого тела Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы Даже боги принимали у греков, что уже подчеркивалось, облик человека
Христианская традиция, хоть и рекомендовала обуздывать плоть, тем не менее признавала человека образом и подобием Бога, венцом творения, телесность которого имеет христологическое, то есть божеское, измерение. Этот подход, пройдя через века, имеет сторонников и ныне, в том числе и в русле гуманизма
Теперь спросим верно ли, что человек обладает сложной и относительно совершенной биологической организацией? Можно ли принять за аксиому, что живая материя по собственному внутреннему устремлению тянется к одухотворению и что, стало быть, возникновение сознания венчает развитие всего живого? Выражает ли антропогенез последовательно развертываемое величие природы? Современная философская Мысль и научные открытия оспаривают многие из этих утверждений.
На каждый существующий вид в природе приходятся сотни вымерших Природа то и дело выбрасывает в мусорную корзину неудавшиеся проекты, многократно повторяя удавшееся. Именно поэтому представление о том, что все живое на Земле рождено для человека, что эволюция все подчинила рождению сына Адама, бессмысленно с точки зрения реального развития живой материи
Как живое существо человек — продукт длительного при родного развития Однако, как свидетельствует современное знание, оно вовсе не содержит в себе накопление только гармонических благодатных задатков и свойств Анализ эволюционного процесса далеко не всегда доказывает, что в природе обнаруживается закон всеобщего прогресса Сложность организма вовсе не говорит о его предопределенном совершенстве Уникальность человека трудно вывести из чисто эволюционистских воззрений
Огромная заслуга философской антропологии, как она сложилась в 20-х годах нашего столетия, состоит именно в том, что ее представители поставили, в частности, и такой вопрос каковы особенности человека как биологического существа. Действительно ли человек воплотил в себе совершенство природного замысла? Выводы философских антропологов были неожиданными и парадоксальными Освоив огромный эмпирический материал, исследователи натолкнулись на неожиданный итог человек вообще крайне плохо укоренен в природе
Согласно философским антропологам, человек вовсе не является венцом творения, уникальным совершенством Напротив, они расценивали человека как биологически ущербное существо А Гелен, в частности, утверждал, что человек
не способен жить по готовым природным трафаретам. Разумеется, такая постановка вопроса позволяет говорить об исключительности человека как живого существа, однако в ключе сугубо негативном Уникальность биологической сущности сына Природы отождествляется в данном случае с известной убогостью, природным несовершенством
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру Существование животных направляется инстинктами — наследственными структурами Животное не способно выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями Но человек во многом утратил свою природную изначальность Социальность, культурные стандарты в противовес инстинктам диктуют ему иные правила поведения Две программы, точно демоны, растаскивают человека в разные стороны
Философская антропология -это философское учение о человеке. Философская антропология изучает человека как особый род сущего, осмысливает проблемы человеческой природы и бытия человека, особенности его мировосприятия. Она ставит вопросы о том, каковы сущность человека и его положение в мире, является ли человек свободным существом, в чем смысл его существования, какие факторы определяют его поведение, какое место в его жизни занимают духовные ценности.
Пытаясь ответить на эти вопросы, философская антропология претендует на построение наиболее общего образа человека. В каждую новую историческую эпоху она формировала такое представление о человеке, которое соответствовало потребностям этой эпохи. Так, древние греки определяли человека как двуногое без перьев, то есть видели его отличие от животного лишь в строении тела. Но уже для Аристотеля человек выступал как политическое животное (political animal), который в отличие от животного подчиняется в своей жизни, прежде всего, законам государства. В средневековье человек выступал как образ и подобие Бога. Для эпохи первоначального накопления капитала характерной была трактовка человека как животного, делающего орудия (toolmaking animal), как человека производящего (Homo oeconomicus). В век современной научно-технической революции человек выступает, прежде всего, как потребитель (Homo consumer). Для эпохи коммунизма марксистская антропология выработала идеал человека, стремящегося к всестороннему гармоническому развитию.
Акцентируя внимание на определенных свойствах человека, философская антропология предлагает целый ряд определений человека. Человек – это Homo sapiens (человек разумный), Homo liber (человек свободный), Homo creator (человек-творец), Homo ludens (человек играющий), Homo naturel (человек естественный), Homo civil (человек-гражданин) и т.д.
Обращение философской антропологии к данным естественных и общественных наук позволяет ей выявлять новые свойства и факторы, определяющие человеческое бытие, закономерности его развития и тем самым получить цельную картину человека. Философская антропология выступает основой достижения диалектического синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке, позволяет избежать одностороннего, специализированного подхода каждой из конкретных дисциплин к изучению человека.
Однако природа человека такова, что делать относительно нее какие-либо обобщения, подобные существующим в естественных науках, невозможно. Многогранная структура сознания человека, система его нравственных и эстетических ценностей, любая форма его целеполагающей деятельности не подлежат экспериментальной проверке. Однако общественные науки все же добились определенных успехов в их понимании. Таким образом, претензии естествознания на монопольное владение истиной в изучении человека оказались необоснованными.
Философская антропология призвана охватить каждую грань человеческой природы, любую форму человеческой деятельности (право, мораль, религию, искусство, политические институты). Сегодня философская антропология – не только область философского знания, но и особый метод мышления. Исходным пунктом нового антропологического философствования выступает человек в конкретной ситуации – исторической, социальной, психологической, экзистенциальной.
Важнейшим для философской антропологии является вопрос о месте человека в мире. В различные исторические эпохи этот вопрос решался по-разному. Античная философия выработала космоцентрическое понимание положения человека в мире. Человек подобен Космосу и по отношению к нему является как бы маленьким миром, микрокосмом. В то же время сам Космос рассматривался как некий живой, одушевленный, упорядоченный организм, подчиненный логосу, закону. Космос наделялся человеческими свойствами.
Характерной особенностью средневековья был теоцентризм, согласно которому Бог является творцом, основой и центром всего, в том числе и человека. В иерархии мира человек занимал промежуточное положение между ангелами и животными.
С эпохи Возрождения господствующее положение в философской антропологии занял антропоцентризм, который возвышает человека и заставляет на все смотреть с точки зрения человеческих потребностей и интересов.
В настоящее время рождается новая идея, идея коэволюции, или сотрудничества, человека и окружающего мира как необходимого условия дальнейшего существования того и другого.
1.Философской антропологией называется раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека. В отличие от других наук, рассматривающих отдельные стороны человека (анатомия, психология, этнография и т.д.), философская антропология стремится создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных и духовных качеств.
3. В кругу проблем, рассматриваемых современной философской антропологией, основными являются такие вопросы: Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чем состоит смысл человеческой жизни?
Представления о человеке в философской мысли
1.Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Изменение принципов, на которых основывалось понимание человека, кратко представлено в таблице 3.
Историческая эпоха | Ведущий принцип | Основное положение |
Древний мир | Космоцентризм | Человек растворяется в природе и является ее частью |
Средние века | Теоцентризм | Человек – творение бога и полностью зависит от него |
Возрождение | Антропоцентризм | Человек – свободный творец собственной жизни |
Новое время | Рационализм | Сущность человека определена его разумом |
2.В мифологических системах древнего мирачеловек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же строгим законам, что и окружающий мир. Большая часть ранних философских учений как Востока, так и Запада усматривала цель жизни человека в достижении гармонии с природой. Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира, практически не касаясь мира внутреннего, считая, что душа полностью зависит от природы.
3. Средневековьеобращало внимание на неустранимую противоречивость человеческого бытия. Человек есть одновременно и венец творения, властвующий над другими живыми существами, и слабое создание, всецело зависимое от милости бога. Он и тело, желающее и страстное, и душа, стремящаяся к вечности. Из-за этой противоречивости и многогранности природа человека не может быть понята им самим: только в божественном откровении раскрывается истинная сущность человека.
4. Эпоха Возрождения ознаменовала переход от веры в бога к вере в безграничные силы человека. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе — он становится свободным творцом самого себя. В целом именно эта антропоцентрическая точка зрения в большей или меньшей степени характерна и для более поздних эпох.
В XX в. все эти тенденции привели к кризису понятия человека — оно оказалось расчленено на разнообразные несвязанные составляющие. Важнейшей задачей философии стало восстановление целостного образа человека. У истоков философской антропологии XX в.,возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения этой проблемы:
Происхождение человека
1. Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
3. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).
4. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Приверженцы этой теории считают, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей, и предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.
5. Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.
6. Этапы развития человека как вида:
· Австралопитек (от лат. australis - южный и греч. pithekos -обезьяна), живший на территории Африки 4,2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
· Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
· Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.
· Человек разумный. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
· Неандерталец. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.
Природа и сущность человека
1. Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. Выделим основные из них:
· способность к труду,
К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.
Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.
Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчествокак сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.
6. Homo ludens(человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов
Вопросы и задания
1. В чем предмет философской антропологии?
2. Как менялись представления о человеке в различные исторические периоды?
3. Какие существуют теории происхождения человека?
4. Каковы этапы развития человека?
5. Какие существуют определения человека в философской антропологии?
Тема 2.6. Этика как нормативная философская дисциплина
1. Понятие этики и ее функции.
2. Концепции происхождения морали.
3. Категории этики.
4. Основные этические системы.
5. Философия и смысл жизни
6. Жизненная позиция личности.
Понятие этики и ее функции
1. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек. Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
2. Функции этики:
– изучает генезис, сущность, специфику морали;
– раскрывает место и роль моральных норм в жизни общества;
– выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности;
– рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности;
– задает ценностную основу человеческой деятельности;
– дает необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Читайте также: