Сущность пастырского служения кратко

Обновлено: 13.05.2024

I. Предварительные сведения о науке пастырского богословия.

Понятие о пастырстве

История науки Пастырского богословия

Место Пастырского богословия среди других Богословских наук

Задача науки Пастырского богословия

Содержание науки Пастырского богословия

Предмет науки

Метод науки

Пастырское богословие пользуется общепринятыми методами: анализа, синтеза, а также методом конкретизации (указание на образцы пастырства). Пастырское богословие неотъемлемо и от метода внутреннего вживания — отражения в своей душе духа пастырского учения.

Источники

Пособия

Основные доказательства происхождения пастырства

Историческая основа

Психологическая основа

Мистическая основа

Богооткровенная основа

Несостоятельность протестантского учения о священстве

Направленность науки Пастырского богословия

II. История пастырства

Учение о пастырстве-священстве в Ветхом Завете

Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно — единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений.
Для того, чтобы глубже понять это высокое служение пастыря в Церкви Христовой, необходимо нам вернуться в седую древность, раскрыть историю возникновения ветхозаветного священства и рассмотреть его характерные черты.
Данная тема будет рассматриваться по следующему плану:
1. Время появления жертвоприношений и молитв. 2. Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в их основе. 3. История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. 4. Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников. 5. Внешние и внутренние качества ветхозаветных священников. 6. Первосвященническое служение и его особенности. 7. Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции.

Время появления жертвоприношений и молитв

Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в основе их

История возникновения иерархического священства в Ветхозаветной Церкви

Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников

Внешние и внутренние качества ветхозаветного священства

Первосвященническое служение и его особенности

Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции

Пророк Божий Моисей и его пастырское служение

III. Пастырство новозаветное

Богоучрежденность христианского пастырства

Христос Спаситель — Основатель Новозаветного пастырства

Чаяние Мессии и пришествие в мир Искупителя

Жизнь Спасителя от Его рождения до вступления на общественное служение

Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне. Прообразовательное значение борьбы с искушениями для пастырей и паствы

Похоть плоти

Гордость житейская

Похоть очес

Пример Христа Спасителя в преодолении пастырских искушений

Молитва и пост

Чтение Священного Писания и творений свв. Отцов

Исповедь

Общественное служение Спасителя как высочайший пример для пастырей

Учительство Христа Спасителя

Внешние формы проповеди Христа Спасителя

Предмет проповеди Христа Спасителя

Жертвенное служение Христа Спасителя ближним

Подражание пастыря Церкви Христовой Пастыреначальнику

Обличение книжников и фарисеев. Действенность этих обличении на новозаветных недостойных пастырей

Пастырская деятельность св. Апостолов как образец пастырского подражания

Учение Апостола Павла о качествах пастыря

Основные качества, необходимые пастырю Церкви в его служении

Для того, чтобы успешно совершать пастырское служение, священнослужителю необходимо стремиться к исполнению всех христианских добродетелей. Постоянное упражнение в добродетелях воспитывает в пастыре навыки в доброделании. Навыки же со временем могут перейти в личные качества.
Невозможно в одной лекции раскрыть все качества, необходимые пастырю, поэтому мы остановимся лишь на основных: вере, любви, пастырской ревности, рассудительности, смирении, целомудрии и молитвенности.

Любовь

Ревность

Рассудительность

Смирение

Целомудрие

Молитвенность

Иером. Иннокентий. Пастырское богословие в России за XIX в., Троице-Сергиева Лавра, 1899, стр. 413.
Яков Горунович. Цит. соч., стр. 58.
Еп. Игнатий (Брянчанинов). Творения. М., 1905, т. 1, стр. 505.

IV. Учение святых отцов о пастырстве

Для того, чтобы лучше уяснить учение о пастырстве в святоотеческих творениях, необходимо вспомнить время, в которое св. отцам приходилось жить и действовать. В первые три века христианства очень мало говорится о пастырской деятельности, так как в это время Церковь Христова была гонима. Также и внутри самой Церкви ереси и расколы причиняли большой вред своими ложными учениями о Лице Христа Спасителя. Вот почему мужи апостольские мало обращали внимания на многогранные пастырские обязанности, указывая только, что таинство Священства есть Богом установленное таинство. В последующие периоды Церковь Христова заняла господствующее положение в государстве; с этого времени имеются более подробные указания о пастырстве и его всесторонней деятельности.

Учение св. Климента Римского (†101)

Учение св. Игнатия Богоносца (†107)

Учение св. Поликарпа Смирнского (†166)

Учение Ермы (I век)

Учение св. Иринея, епископа Лионского (130—202)

Учение св. Киприана Карфагенского (201—258)

Учение св. Амвросия, епископа Медиоланского

Учение св. Иоанна Златоуста (347—407)

Учение св. Григория Богослова (326—389)

Учение св. Исидора Пелусиота (5 век)

Учение св. Дмитрия Ростовского (1651—1709)

Учение св. Тихона Задонского (1724—1783)

V. Примеры из истории отечественного пастырства.

Пастырство епископа Игнатия (Брянчанинова)

Пастырство епископа Феофана (Затворника)

Пастырство настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Моисея

Пастырство оптинского иеросхимонаха Льва

Пастырство оптинского иеросхимонаха Макария

Пастырские наставления о. Макария

О смирении

О покаянии

О молитве

О страстях

О постах

О прелести

Пастырство оптинского старца иеросхимонаха Амвросия

Особенности пастырствования о. Амвросия

Духовное окормление монашествующих и мирян

Старец Амвросий и интеллигенция второй половины XIX в

Учение иеросхимонаха Амвросия о спасении и достижении Царствия Божия по его письмам

О покаянии

О смирении

О терпении в скорбях

О молитве

О страхе Божием

О страстях и борьбе с ними

Частные наставления мирянам

VI. Духовное и душевное пастырство (доброе и злое).

Об авторе

Скорбность, крестоношение и утешение: начало разговора о сущности пастырского служения


Мы ходим в храм, периодически общаемся со священниками, часто видим их на амвоне с проповедью, но можем ли точно и правильно ответить на вопрос: каков путь священника в этом мире и что такое особенное дает Господь пастырям во время их становления? Чтобы понять, из чего состоит служение пастыря, лучше не делать поспешных выводов. Здесь нет одной задачи для достижения цели, здесь должен быть особенный подход, который неизменно осуществляется с помощью Божией.

Сущность пастырского служения

Духовничество — одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви: Аз есмь Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. . И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10:14,16). И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира[1].

Православно-пастырское богословие, в лице своих исследователей, характерной чертой христианского пастырства считает тайноводство, руководство паствой и проповедничество. Архимандрит Киприан (Керн), например, признает, что пастырское служение состоит в строении Таин Божиих, проповеди слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни[2]. Св. Иоанн Кронштадтский выделял несколько составляющих пастырского служения:ходатайство перед Богом за людей,совершение Таинств, проповедь, духовничество, законоучительство[3]. Архиепископ Антоний(Храповицкий) в пастырской деятельности отмечает два свойства: благодатно-духовное возрождение людей и руководство их к духовному совершенству[4].

Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню[8].


Совершая богослужения и вознося молитвы в церкви, пастырь — предстоятель от лица всех пред Богом.


По благодати священства (пастырь) делается виновником исцеления болезней, единения верующих с Богом в Таинствах и руководителем их ко спасению советами и наставлениями[10].

Совершая богослужения и вознося молитвы в церкви, пастырь — предстоятель от лица всех пред Богом. По благодати священства возносит Богу молитвы от народа и за народ. Его руководство паствою осуществляется через:

· действие в богообщении благодати Божией;

· приведение слушателей беседою к общению с Богом;

· пастырское представительство от лица Божия при возвещении Евангелия.

Божие слово действенно само в себе. Но вера, любовь, смирение и радость, дышащие в пастырских словах, возгревают слово Божие в душах пасомых[11].

Для понимания важности видов служения пастыря, следует исходить из понятия этого служения как благодатного возрождения людей и благодатного посредничества. Главный Совершитель спасения людей — Господь и Его благодать.

Через пастырей действует Сам Господь, тайноводствуют ли они, молятся ли или руководствуют кого. Совершение спасения благодатью выделяет на первый план пастырского служения ту его сторону, в которой непосредственнее, теснее и более всего облагодатствуются люди. Ближе всего богообщение производится совершением Таинств Церкви, молитвенных чиноположений и действий, подающих благодать Святого Духа. Отец Иоанн (Крестьянкин) выделяет ее как самую главную сторону пастырского служения, которую можно назвать мистической, или благодатно-таинственной[12].

Скорбность пастырского пути

Пастырское служение, установленное Христом Спасителем, преемственное от Апостолов, сохраняется и до наших дней. Все пастыри поставляются на исполнение своих обязанностей самим Духом Святым, поэтому пастырское служение Божественно не только по своему установлению, но и по своему продолжению[13].


В мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу.


Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит:. вам дано радиХриста не только веровать в Него, но и страдать за Него(Флп. 1:29). Труден и скорбен путь Христов, служители Господни знают не понаслышке о треволнениях и терниях, которыми усеян пастырский путь, но пусть это не ввергает в страх и отчаяние, к нам обращены слова Господа: в мире скорбни будете, но дерзайте — Аз победих мир (Ин. 16:33).

Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее. А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших[17].

Апостолы ходили по земле и говорили народу слово о Господе и Царстве Небесном, но души их скучали и жаждали видеть любимого Господа, и потому они не боялись смерти, но с радостью встречали ее, как и любые страдания, и если хотели жить на земле, то только ради народа, которого возлюбили. И доныне есть монахи, которые испытывают любовь Божию и стремятся к ней день и ночь. И они помогают миру молитвою и писанием. Но больше эта забота лежит на пастырях Церкви, которые носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении[20].


Несение креста безропотное и мужественное приносит глубочайшее внутреннее удовлетворение всем людям, равно и пастырям.


Утешение пастырского креста

Христианство — жизненная вера именно в том отношении, что сообщает своим последователям способность и мужество побеждать страдания, страх самой смерти и сверхъестественно радоваться в самих муках. Пастырь, без сомнения, первый среди мирян должен показывать духовные плоды в победе над миром скорбей. Как Пастыреначальник добровольно и охотно избрал (см.: Ин. 10:18) Крест исполнения воли Небесного Отца, так и ведущие от Него начало пастырства подчиняются долгу нести специальный пастырский крест. Своим Апостолам Спаситель задолго до Голгофских мук предрекал о Своем благодетельном для мира Крестном подвиге в словах: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22:15). Сладость этой пасхи впоследствии постигли все Апостолы, а за ними постигают все истинные пастыри.

Крестный путь, обязательный для всякого христианина, тем более обязателен для пастырей. Крестоношение определено пастырю Господом как вернейший и единственный путь к духовному обновлению[26]. Кто хочет идти за Мной, да отвержется от себя, возьмет крест свой и за Мной идет (ср.: Мк. 8:34); кто не примет креста своего. тот не достоин Меня(ср.: Мф. 10:38).


Подвиг веры, молитвы и стремления к нравственному совершенству пастырь переживает глубже, болезненнее и труднее, чем простые миряне.


Спаситель принес на землю людям совершенную радость. Он просил Своего Небесного Отца в молитве перед крестными страданиями: Освяти их истиною Твоею. чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин. 17:17,13). При Своей земной жизни Спаситель произносил неоднократно драгоценные для верующей души слова:. Я живу, и вы будете жить(Ин. 14:19); Мир Мой даю вам(Ин. 14:27); Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна(Ин. 15:11). Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.

Высота пастырского креста

Крест пастырства много облегчается и растворяется утешением от самого сознания его высоты и приближением пастыря через него ко Христу Спасителю. Кто несет пастырский крест истинно, тот Божий соработник, доверенный и друг Божий. Что может быть выше такого дара? Как в общежитии ответственные поручения обычно возлагаются на лиц, особо доверенных, способных и любимых, так и Господь Спаситель соизволяет на избранников возлагать пастырский крест в знак исключительного Своего доверия к ним и по кончине уготовляет им неописуемые награды за дорого ценимый труд их[35].

Сам крест есть дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.Крест есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им.Крест есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.Крест есть вернейший путь, ибо крест и страдания — удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное[37].


Как в общежитии ответственные поручения обычно возлагаются на лиц, особо доверенных, способных и любимых, так и Господь Спаситель соизволяет на избранников возлагать пастырский крест в знак исключительного Своего доверия к ним.


К сожалению, в среде служителей Церкви, работающих на ниве пастырства, встречается немало наемников. Они не принимают креста своего с любовью и тяготятся им, и всегда не удовлетворены. Через это жизнь их превращается в скучное, пустое и малосмысленное прозябание. Совесть же обличает их в душевной раздвоенности, равнодушии к пастве и малодеятельности, когда они, свободные от мирских работ, не хотят трудиться на своей ниве и тем готовят себе загробные терзания от вечного сознания неисполненного долга[38].

иеромонах Клеопа (Данелян)

Ключевые слова: пастырство, крест, утешение, сила, страдание, совесть, крестный подвиг, дело, жизнь, служение, скорби, христианство, свобода

[1] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Часть 1-3 (аудиокнига MP3). — М.: Деоника, 2007.

Автор: иеромонах Клеопа (Данелян) Заглавие: Скорбность, крестоношение и утешение: начало разговора о сущности пастырского служения Содержание: • Сущность пастырского служения • Скорбность пастырского пути • Утешение пастырского креста • Высота пастырского креста Лид: В чем смысл пастырского служения? Чаще всего на этот вопрос отвечают так: цель пастырей ― спасение людей. Но можно ли назвать эту цель важнейшей стороной в служении священника? Вводка: Мы ходим в храм, периодически общаемся со священниками, часто видим их на амвоне с проповедью, но можем ли точно и правильно ответить на вопрос: каков путь священника в этом мире и что такое особенное дает Господь пастырям во время их становления? Чтобы понять, из чего состоит служение пастыря, лучше не делать поспешных выводов. Здесь нет одной задачи для достижения цели, здесь должен быть особенный подход, который неизменно осуществляется с помощью Божией. Цитаты: Совершая богослужения и вознося молитвы в церкви, пастырь — предстоятель от лица всех пред Богом. В мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. Несение креста безропотное и мужественное приносит глубочайшее внутреннее удовлетворение всем людям, равно и пастырям. Подвиг веры, молитвы и стремления к нравственному совершенству пастырь переживает глубже, болезненнее и труднее, чем простые миряне. Как в общежитии ответственные поручения обычно возлагаются на лиц, особо доверенных, способных и любимых, так и Господь Спаситель соизволяет на избранников возлагать пастырский крест в знак исключительного Своего доверия к ним.

[3] Иоанн Кронштадский, св. прав. Священнику. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 48.

[4] Антоний (Храповицкий), митр. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1. — М.: Даръ, 2007. — С. 518.

[5] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2008. — С. 382.

[6] Флоренский П. Столп и утверждение истины. — М.: ACT, 2007. — С. 158.

[7] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Часть 1-3 (аудиокнига MP3). — М.: Деоника, 2007.

[8] Силуан Афонский, прп. Преподобный Силуан Афонский. — Коломна.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2006. — С. 538.

[9] Иоанн Кронштадский, св. прав. Практические наставления пастырям. — М.: Отчий дом, 2007. — С. 49.

[10] Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Часть 1-3 (аудиокнига MP3). — М.: Деоника, 2007.

[13] Иоанн (Маслов), схиархим. Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избранные статьи, лекции. — М.: Библиотека духовного просвещения, 2001. — С. 96.

[15] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 27.

[16] Кирилл (Павлов), архим. Проповеди. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. — С. 341.

[17] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 428.

[18] Московский батюшка. Воспоминания об о. Алексее Мечёве. — М: Свято-Данилов монастырь, 1994. — С. 51.

[19] Иоанн (Крестьянкин), архим. Настольная книга для монашествующих и мирян. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 112.

[20] Силуан Афонский, прп. Преподобный Силуан Афонский. — Коломна.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2006. — С. 628.

[22] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — С. 251.

[23] Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью: Избранные статьи, проповеди, лекции. — М.: Библиотека духовного просвещения, 2001. — С. 48.

[24] Николай Японский, свт. Краткое жизнеописание. Дневники. 1870-1911 гг. — М.: Библиополис, 2007. — С. 604.

[25] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 442.

[26] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — С. 275.

[27] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. — Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — С. 142.

[28] Антоний (Сурожский), митр. Труды. — М.: Практика, 2002. — С. 328.

[29] Иоанн Кронштадский, св. прав. Христианский смысл жизни. — М.: Даръ, 2006. — С. 392.

[30] Николай (Велимирович) Сербский, свт. Миссионерские письма. — Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. — С. 321.

[31] Иоанн (Крестьянкин), архим. Настольная книга для монашествующих и мирян. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 239.

[32] Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. — М.: Даръ, 2006. — С. 112.

[33] Силуан Афонский, прп. Преподобный Силуан Афонский. — Коломна.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2006. — С. 131.

[34] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 27.

[35] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — С. 228.

[36] Антоний (Сурожский), митр. Труды. — М.: Практика, 2002. — С. 162.

[37] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 442.

[38] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — С. 223.

[39] Иоанн (Маслов), схиархим. Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избранные статьи, лекции. — М.: Библиотека духовного просвещения, 2001. — С. 58.

[40] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди, размышления, поздравления. — М.: Правило веры, 2003. — С. 27.

Седмица cырная (масленица) - сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (икона).
Глас 4.

Из трапезы исключается мясо.

Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия , архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811). Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров (1930). Сщмч. Константина пресвитера, Павла диакона (1938). Мц. Ольги (1939). Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

* Если в этот день совершается полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской, то на литургии - чтения дня и блаженной: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.

Новое на сайте

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)


В первую седмицу Великого поста в Скорбященском храме совершалось чтение Великого покаянного канона Андрея Критского.


4 ноября 2019 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.), епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Богородицы "Всех скорбящих радость" города Мичуринска.


5 октября 2019 года в городе Мичуринске прошли торжества в честь памяти 53 годовщины блаженной кончины мичуринской подвижницы благочестия, старицы-схимонахини Серафимы (Белоусовой).

В этот день в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" города Мичуринска Божественную Литургию совершили архиепископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии и епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген.

Архипастырям сослужили клирики Мичуринской, Липецкой и Московской епархий.

Архимандрит Кирилл (Павлов): К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас…

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким): воскрешение сына этой женщины – единственное, которое Господь совершил без прямого обращения и моления к Нему… Это чудо явлено в утоление материнского сердца, немо взывающего к Божественному милосердию, – такова сила материнской любви…

Дорогие братья и сестры!

Рады вам сообщить, что после некоторого перерыва рубрика нашего сайта "Вопрос священнику" снова начала свою активную работу.


14 октября 2019 года, в светлый праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" города Мичуринска была совершена Божественная литургия.


4 октября в городе Мичуринске начались торжества в честь 53 годовщины блаженной кончины мичуринской подвижницы благочестия, старицы-схимонахини Серафимы (Белоусовой).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) : Мы пришли ныне почтить Царицу Небесную, мы поспешили сегодня под Покров Радости всех скорбящих, и все мы пришли со своими скорбями, а их теперь несть числа. Здесь и наши болезни, и скорби о болезни близких наших. Здесь и неимоверная сердечная туга, грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные, и все мы, сюда пришедшие, находимся в ярме жизненных страданий…

5 ноября — память апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Протоиерей Димитрий Усольцев : Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалима, не нужно путать ни с Иаковом Зеведеевым (старшим братом Иоанна Богослова, который был убит Иродом, см.: Деян. 12: 2), ни с другим входящим в число двенадцати апостолов Иаковом — Алфеевым…

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) : Нужно научиться внимательному и чуткому чтению Евангелия, и тогда повествование о чудесах, которое мы пробегаем глазами как уже давно знакомое и скучное оживет перед нами. Оно начнет придавать нам ту силу, которая вновь и вновь ежедневно, во время каждого чтения, будет укреплять нас, воодушевлять и вдохновлять на исполнение евангельских заповедей…


Главными обязанностями пастырского служения являются, как известно, учительство, священнодействие и духовное руководство пасомыми. Одними своими силами, без помощи Божией, успешное их осуществление пастырю не под силу. Пастырское служение, следовательно, немыслимо без молитвы. Пастырь возносит молитвы не только от себя лично, но и от лица всех верующих, ибо ему дано дерзновение просить Господа о спасении не только своей души, но и души своих пасомых. В своей лекции о пастырстве, прочитанной в МДА, митрополит Антоний (Блюм) говорил, что пастырю так нужно человека воспринять в свою душу, чтобы стать как бы жёлобом, по которому его молитва возносится к Богу.

Слушая проповеди в течение нескольких лет во многих местах нашей страны, я пришёл к заключению, что успех проповеди во многом зависит от следующих условий: актуальности и конкретности вопросов, затрагиваемых в проповеди; краткости и содержательности проповеди; учета различных особенностей слушающих (возраст, образованность и т.д.); живости и образности языка, наличия примеров и сравнений из повседневной жизни.

Следующей обязанностью пастыря является совершение священнодействий, главное из которых - Божественная Литургия.

Нередко можно видеть пастырей, которые являются примером благоговейного, в духе святоотеческих традиций, совершения Божественной Литургии. Одним из них был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В трудах Святейшего Патриарха содержатся ценные наставления пастырям о должном совершении богослужений. Здесь он говорит, в частности, об обязанности пастыря быть ревностным хранителем православных богослужебных традиций, о недопустимости делать самочинные изменения или сокращения в молитвах, ектениях, возгласах и песнопениях.

Важной поддержкой пастырю в его трудном служении является причащение Святых Христовых Тайн. Это особенно сознавал митрополит Никодим. Он обязательно причащался даже в тех случаях, когда сам не служил, а только молился за литургией. Владыка разрешал и даже поощрял причащение не служащих священников и диаконов. Служение же диаконов без причащения порицал как явление нецерковное, противное смыслу Евхаристии.

Пастырю необходимо стремиться к такому состоянию духовного совершенства, чтобы все грехи и пороки паствы считать своими собственными, доказывающими его недостающую ревность, отсутствие в нём духовной мудрости и святости.

Таким образом, главным, что определяет успешное духовное руководство пастыря, является степень его сострадательной любви к пасомым. Очень важно для этого тщательно контролировать пастырю свои помыслы. Имея всегда перед глазами своей совести собственный внутренний мир, пастырь, по аналогии с ним, быстро начнёт осваиваться с борьбой, происходящей в душах, вверенных ему пасомых. Более широкое проникновение в эту область даст ему исповедь, если только он имеет возможность и желание совершать её не торопясь.

Читайте также: