Конструктивная семья это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Установление диагноза есть первый шаг в понимании и лечении болезни. Однако в случае психического заболевания диагноз оказывается самостоятельным источником травматизации как больного, так и семьи. Ведь в отличие от соматических психическое заболевание запускает социально-психологический процесс "этикетирования" семьи, наклеивания ярлыков. В представлениях большей части современного общества такие диагнозы, как "шизофрения", "психопатия", "наркомания", "алкоголизм", – это не точно определенные медицинские проблемы, а скорее аморфные представления о чем-то ужасном. В воображении рисуются яркие картины безумия и безумца. Немалая часть общества ощущает, что на семье, где есть психически больной, "лежит печать". Окружающим кажется, что это не только несчастье, но и позор, они стараются держаться подальше и в то же время напряженно ищут объяснений тому, что происходит в семье. В соответствии с неосознаваемой "концепцией справедливого мира" они стремятся выяснить, в чем заключается вина или ошибка семьи. Только найдя убеждающее их объяснение, они успокаиваются и считают, что знают, как избежать подобной судьбы. В результате этого у членов семьи больного возникает ощущение, что окружающие относятся к ним с осуждением и пренебрежением. Они воспринимают свои проблемы не только как трудные, но и как позорные.

Отношения между семьей и ее окружением осложняются и по другой причине. Нарушения поведения индивида с нервно-психическим расстройством ведут к постоянным конфликтам с его социальным окружением (в школе, в среде соседей, на работе и т. п.). Нередко социальное окружение реагирует на поведение такого индивида с возмущением. Членам семьи приходится выполнять нелегкую "буферную" роль, сглаживать конфликты, восстанавливать и заново налаживать взаимоотношения.

Если семье не удается решить эту проблему, она начинает двигаться по деструктивному пути. Проявляется это в следующих процессах.

1. Сокрытие, а при невозможности этого – смягчение факта нервно-психических нарушений. Члены такой семьи отвергают все попытки вмешаться в их взаимоотношения, отрицают правомерность и необходимость подобного вмешательства.

2. Нарастание конфликтности между семьей и социальным окружением и вследствие этого социальная изоляция семьи. Приводим характерное высказывание матери подростка с истероидно-эпилептоидной акцентуацией: "Я однажды попыталась все же пойти в школу. Думала, может, учителя мне что-нибудь посоветуют, ведь они постоянно работают с детьми. Когда я зашла в учительскую, у меня было чувство, что на меня набросилась стая бешеных собак. Со всех сторон подбежали несколько учительниц, и каждая выкрикивала свою претензию. Тогда я сказала, что больше я сюда не пойду".

Пойдя по конструктивному пути развития, семья находит способы установить контакты и со школой, и с медицинским учреждением, и нередко даже с милицией. Родители или супруги зачастую проявляют огромную энергию в поисках людей, которые могли бы помочь им в борьбе за больного члена семьи. Фактически они становятся на путь организации социальной среды. Их усилиями большинство людей, с которыми имеет дело больной, знают о его психологических проблемах, чувствуют себя участниками коррекционной работы с ним.

Все перечисленные проблемы, от решения которых зависит динамика семьи, тесно взаимосвязаны. Обычно чем лучше семья знает социальное окружение индивида с нарушениями, чем активнее его организует, тем лучше понимает и психологические особенности самого индивида; чем лучше семья решает проблему познания психологических особенностей индивида, тем лучше справляется с нахождением дополнительных способов влияния на него. Во взаимосвязи между всеми проблемами лежит причина того, что динамика семей данного типа оказывается столь своеобразной. Поэтому имеет смысл в рамках обобщенного типа "семьи индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами" выделить три подтипа: неустойчивый, конструктивный и деструктивный.

Для первого характерны высокая нервно-психическая нагрузка на семью в целом, отрицательное мотивационное воздействие личности и поведения индивида с нервно-психическими расстройствами на других членов семьи, нарушение семейных взаимоотношений (в частности, возникновение функциональных пустот по причине упомянутых расстройств), снижение социального статуса семьи, давление на семью со стороны социального окружения и возникающий в связи с этим социально-психологический конфликт. В результате всех этих особенностей в семье данного подтипа возникают высокое нервно-психическое напряжение, скрытая и явная неудовлетворенность, выраженное чувство тревоги и вины. Следствием их являются, во-первых, "сопровождающие заболевания" других членов семьи, т. е. нервно-психические расстройства (неврастения, декомпенсация характерологических отклонений); во-вторых, крайняя неустойчивость жизнедеятельности такой семьи, так как она находится под интенсивным давлением внутренних и внешних сил, обусловливающих насущную необходимость скорейшего разрешения неблагополучной обстановки в семье.

Два других подтипа возникают в результате движения семьи под воздействием этих сил. Конструктивная семья хорошо знает личностные особенности индивида с нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы усиления влияния на него. Это семья, в которой организация помощи индивиду с нарушениями стала основной целью, мобилизовала и сплотила всех. Характерной чертой конструктивной семьи являются хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Деструктивный подтип семьи характеризуется во многом противоположными свойствами. Снятие напряжения и неудовлетворенности, возникших в результате нервно-психического расстройства одного из членов семьи, происходит за счет отчуждения семьи от больного, отказа от ответственности за него; за счет нарастания конфликтов семьи с социальным окружением и стремления к изоляции.

Диагностика направления развития семьи представляет собой важный момент в подготовке к оказанию ей психологической и психиатрической помощи. Облегчить диагностику может разработанная нами шкала, в которую входят суждения, типичные для деструктивного подтипа семьи, и контрастные им, характерные для конструктивного. Использование этой шкалы позволяет установить близость изучаемой семьи к одному из этих типов (см. приложение 3, опросник "Конструктивно-деструктивная семья" – КДС).

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами

Психотерапевтическая помощь семье данного типа осуществляется в комплексе с терапевтической деятельностью по излечению основного нервно-психического расстройства и со специальными мероприятиями, направленными на семью и зависящими от специфики расстройства (т. е. от того, имеем ли мы дело с семьей алкоголика, психопата, невротика или какой-то другой).

Основная задача психотерапевтической помощи при всех видах нарушений и нервно-психических расстройств у членов семьи – помочь семье в решении основных возникающих перед ней проблем и тем самым содействовать ее развитию по конструктивному пути. Значительную роль в этом может сыграть рациональная психотерапия с членами семьи, в ходе которой формируется представление членов семьи о нервно-психическом расстройстве, нарушающем жизнь семьи, раскрываются основные пути преодоления встречающихся проблем. В ходе практической работы с членами таких семей нами выработан своеобразный набор правил для членов семьи, в необходимости соблюдения которых они убеждаются в ходе семейной психотерапии. Опыт показывает, что использование этих правил при рациональной психотерапии позволяет проводить лечение более целенаправленно и организованно. Приведем некоторые из них.

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей :

- моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

- полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров, при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

- групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

- Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

- Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

- Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей :

- семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

- семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

- семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей : рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей :

- Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

- Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

- Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей :

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу :

- Молодая семья. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

- Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

VIII. Типология семьи по составу:

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей :

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI. Под семьей альтернативного типа следует принимать:

- Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

- Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

- Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

- Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

- Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Семья - важная морально-культурная социально-историческая группа. Семьи отличаются структурой и, вне зависимости от типа семьи, основная ее функция - обеспечить все условия для гармоничного развития членов группы.

  • Роль брака в появлении семьи
  • Основные функции семьи
  • Неспецифические функции семьи
  • Структура семьи
  • Типы семей
  • Альтернативные семьи

Роль брака в появлении семьи

С понятием и становлением семьи тесно переплетается институт брака. Бракосочетание - ответственный и важный шаг в жизни каждого человека. С помощью брака люди заявляют о своих отношениях обществу, берут на себя супружеские, родственные и юридические, а потом - родительские обязанности и права. Социологами семья изучается как основной социальный фактор влияния и малая группа. Специалисты считают, что у каждой такой малой группы есть свой жизненный цикл, где ее члены проходят ряд этапов.


  • Заключение брака - рождение семьи.
  • Появление первого ребенка.
  • Рождение последнего отпрыска.
  • Отделение детей от родительской семьи - “пустое гнездо”.
  • Смерть одного или обоих супругов - конец функционирования семьи.

Основные функции семьи

  • Репродуктивная или детородная. Заключается в воспроизводстве потомства, является одной из главных функций.
  • Экономическая. Отвечает за финансовое благополучие и материальное содержание нетрудоспособных членов семьи.
  • Воспитательная. Включает в себя социализацию младших членов группы в начале жизни, заботу о них, обучение основным навыкам безопасности и передачу культурно-моральных ценностей.
  • Моральный контроль . Первичная ответственность близких людей друг перед другом.
  • Хозяйственная. Заключается в совместном приобретении имущества и ведении домашнего хозяйства, а также получении материальных преимуществ.
  • Нравственно-духовная. Подразумевает личностное развитие каждого внутри семейных отношений.
  • Статусная. Отвечает за функционирование семьи во внешней социальной среде и предоставляет определенный статус каждому ее члену.


Неспецифические функции семьи

  • Эмоциональная . Заключается в оказании моральной и психологической поддержки.
  • Досуговая. Включает приятное проведение времени, взаимообогащение интересов и навыков, обеспечение покоя и отдыха своим близким.
  • Социальный контроль . Заключается в регулировании поступков и действий несовершеннолетних членов группы, в соответствии с правилами и нормами человеческого общения.
  • Бытовая. Проведение финансовых операций с общим бюджетом.


Структура семьи

  • Традиции и обычаи родительских семей, нации и других тесно соприкасающихся групп.
  • Степень взаимодействия с другими семьями и их влияние.
  • Влияние общества.
  • Режим и уклад жизни всех членов.

Типы семей

  • Родительская, где человек рождается и получает необходимую заботу и воспитание.
  • Репродуктивная. Семья, которую человек создает вместе с супругом.
  1. Моногамные. В семье два партнера - мужчина и женщина.
  2. Полигамные . В данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров, при этом вариантов таких союзов может быть несколько:
    • Полиандрия, где одна жена имеет несколько мужей. Встречается в Тибете и Индии.
    • Полигиния, где мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной. Широко распространено в мусульманских странах.
    • Групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.


  • Экзогамия. Запрет на супружество внутри племени, между кровными родственниками и членами родительской семьи. Заключение брака разрешено строго с партнером вне группы. Эти семьи еще называют гетерогенными.
  • Эндогамия. Брак с человеком своей касты, расы, вероисповедания. Союз, в котором строго соблюдаются границы при выборе партнера внутри общественной структуры. Другое название - гомогенная семья.
  • Простая или нуклеарная. Включает в себя детей, не достигших совершеннолетия, и супружескую пару. Наиболее типична для современного общества.
  • Расширенная или сложная. Включает в себя несколько поколений, проживающих на одной площади. В идеале в таких семьях важные проблемы обсуждаются на общем совете, учитывая опыт и потребности старших. Такой тип был характерен для советского времени.
  • Элементарная или полная. Семья, состоящая из трех человек: мать, отец и ребенок.


Важно! Традиционно в России были полные многодетные семьи. Сейчас по статистике на одну женщину в среднем приходится по одному ребенку. Это связано с разными факторами, куда входят трудности в поиске подходящего партнера.

  • инфертильной или бездетной;
  • малодетной;
  • среднедетной;
  • многодетной.

Важно! Специалисты отмечают, что в неполных семьях и у пары с одним ребенком чаще всего проявляется такое явление, как детоцентризм, когда интересы и потребности чада ставятся выше других членов семьи.

Воспроизводство и забота о потомках - главная функция семьи. Воспитание формирует личность. В главной степени от родителей зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка, его нравственная, моральная и жизненная позиция, физическое и психическое здоровье.


  • Авторитарная, где указания родителей не обсуждаются, а наказания обжалованию не подлежат.
  • Либеральная или анархическая, где для детей царит вседозволенность, а родителям свойственна инфантильность.
  • Демократическая, где царит равенство и уважение между всеми членами семьи.
  • Патриархат, где все члены семьи признают авторитет мужа.
  • Матриархат, где последнее слово остается за женой.
  • Эгалитарная либо демократическая, где оба супруга стараются соблюдать равенство и разделяют ответственность за принятые решения.

Важно! В наше время часто встречается именно демократический тип семейных отношений. В таких семьях совместно устанавливаются обязанности, при этом они могут отличаться от традиционных представлений. Жена вполне успешно может зарабатывать на жизнь, муж - воспитывать детей.

  • Традиционная, где ответственность за семью и ее положение в обществе берет мужчина, а женщина выполняет все обязанности по дому.
  • Коллективистская, где обязанности и ответственность делится на всех членов семьи.


  • Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.
  • Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.
  • Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей.

Важно! Большинство молодоженов отмечают важность проживания отдельно от родительских семей, без непосредственного гипер влияния с их стороны. Это позволяет строить свою уникальную ячейку. Супруги отмечают, что сам факт наставлений и советов воспринимается более внимательно и лояльно.

Создавая семью, человек рассчитывает получить от нее все положительные аспекты, включая жизнь с любимым человеком. Однако отношения - это труд, и от того, с какой ответственностью люди приступают к выполнению своих обязанностей, зависит благополучие всех членов этой малой группы.


  • Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью.
  • Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.
  • Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.
  • Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.
  • Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

Альтернативные семьи

В современных западных странах отмечаются процессы видоизменения брака как социально-официального института. Метаморфозы наблюдаются в общепринятых аспектах функционирования семьи и в перераспределении ролей внутри нее. Снижение интегрированности семей наблюдается также в России и в странах СНГ - традиционная ячейка общества переживает изменения в организации досуга и в социализации индивидов. Возникают так называемые альтернативные браки. Отношения и связи в них допускаются общественным мнением, но не признаются государственными институтами либо церковью.


  • Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.
  • Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

Важно! Годвин-брак или “визитный” набирает популярности в странах СНГ и России. Такому браку отдают предпочтение занятые деловые люди, знаменитости и пары с разными интересами в быту.

  • Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.
  • Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

Важно! Большая половина населения России строят отношения в таком браке. Законно оформлять отношения пара решается только после рождения ребенка.

Типы детско-родительских отношений

Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь: родителей и детей. В последние годы стали говорить о различных методах, которые важно применять в методах дисциплины и воспитания несовершеннолетних. Некоторые родители чувствуют растерянность и растерянность, они не могут понять, как сохранить твердую позицию в процессе воспитания своих детей. Некоторые изучающие человеческое поведение говорят о важности ответственности, другие — о воспитании детей, третьи — о методах и способах общения с детьми. В материалах этой статьи мы рассмотрим основные типы детско-родительских отношений, их преимущества и недостатки. Какой из предложенных типов выбрать, семья решает самостоятельно, исходя из своих предпочтений и осознания, что для нее ближе.

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

  1. Формирует чувство безопасности.
    Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.
  2. Показывает фундаментальную модель поведения.
    Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя. Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:

  • попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;
  • попытки курения приведут к формированию зависимости;
  • полный отказ от пробы сигарет.

Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

§ Характеристика типов детско-родительских отношений

В одной из популярных классификаций детско-родительских отношений выделяется 4 типа. Рассмотрим их подробнее.

✍ Авторитетный

Плюсы: зрелость, осознанность и доброжелательность родителей, конструктивная критика. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям, а также редко испытывает сложности во взаимодействии с окружающими. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других.

Минусы: их нет, так как это самый идеальный тип детско-родительских отношений.

✍ Авторитарный

Авторитарный тип детско-родительских отношений

Характеризуется строгими правилами, которые никак не комментируются, и наказаниями за любое отступление от них. Нередко применяются различные виды насилия. Взрослые всегда правы, а дети бесправны. В такой обстановке, конечно, нет здорового разговора между домочадцами. Также присутствует тотальный контроль, при котором у ребенка нет личного пространства. Инициатива и активность младших членов семьи подавляется. При этом конфликты проходят болезненно, о компромиссе речь никогда не идет.

Плюсы: благодаря жесткому контролю, ребенок может вырасти очень послушным и исполнительным. Хотя велика вероятность обратного эффекта.

Минусы: жестокость или жесткость часто влияют на формирование неуверенности в себе. А это, в свою очередь, затрудняет развитие навыка общения. Примером могут послужить некоторые семьи военнослужащих. Как ни странно, чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными. Выбирая подобный жизненный путь, они неосознанно выражают протест против родительского авторитаризма.

✍ Либеральный

Либеральный тип - попустительство

Еще одна крайность – предоставить полную свободу ребенку. Да, каких-либо ограничений и правил нет, как и жестокости или насилия. Но как маленький человек может научиться понимать границы дозволенного? Родительская любовь и обожание не способны развить необходимые личностные качества. Отсутствие рамок и вседозволенность также приводят к плачевным последствиям. В такой семейной системе родители не являются авторитетом для ребенка. Они сами позиционируют себя скорее, как друзей нежели ответственных и направляющих взрослых.

Плюсы: отсутствуют. Хотя бывает, что ребенок находит более авторитетного взрослого, который направляет его вместо родителей.

Минусы: очень часто дети плохо учатся в школе, имеют многочисленные проблемы в общении с ровесниками и взрослыми, развивается патологический эгоцентризм, агрессивность и безответственность. В дальнейшем молодым людям, воспитанным в либеральных условиях, тяжело адаптироваться к социуму, находить партнеров, а тем более воспитывать собственных детей. Ложь и распущенность нередко сопровождают таких людей в течение всей жизни.

✍ Индифферентный

Плюсы: их нет. Конечно, при попадании в благополучную среду возможно нормальное развитие. Но конкретно при этом типе воспитания малыш обречен на страдания.

Минусы: у ребенка формируется крайне низкая самооценка, враждебность и недоверие к миру, отсутствует самодисциплина, плохая успеваемость в учебе, постоянно подавленное настроение. Взаимоотношения со сверстниками без посторонней помощи не наладятся. Такие детки часто становятся объектами травли. Нередко у них со школьного возраста развиваются зависимости.

§ Вместо заключения

Итак, семья – это сплоченная команда, объединенная не только родственной связью, но и духовной. Воспитание детей всегда начинается с понимания взрослыми собственной индивидуальности. У всех есть недостатки и слабые стороны. Важно их осознать и принять, а развивать достоинства. Ведь ребенок хоть и не вырастет точной копией, но все-таки почерпнет все самое важное у мамы и папы. Также не стоит забывать о здоровой любви и чутком внимательном отношении к малышу. А ежедневные доверительные разговоры, полноценный эмоциональный контакт позволят стать для ребенка авторитетом и отличным примером для подражания.

Читайте также: