Предложения по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

См. также Доклады с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 1 квартал 2017 года и за 3 квартал 2017 года.

Устаревшие, дублирующие и избыточные

обязательные требования. Предложения по совершенствованию

законодательства о труде и охране труда, в том числе

пробелы и противоречия

В рамках работы по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований в апреле 2017 года при Минюсте России создана Экспертная рабочая группа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований в сфере охраны труда, в которую входят должностные лица Роструда.

Также продолжает работу Рабочая группа по выявлению устаревших и (или) избыточных обязательных требований трудового законодательства, проверка которых осуществляется в ходе надзорных мероприятий, и пересмотру подзаконных нормативных правовых актов в целях исключения устаревших и (или) избыточных обязательных требований трудового законодательства, созданная при Минтруде России, в которую также входят должностные лица Роструда.

В рамках деятельности указанных рабочих групп Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона "О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых указов Президиума Верховного Совета СССР по вопросам регулирования трудовых отношений", указанным проектом предлагается признание недействующими на территории Российской Федерации следующих документов:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1961 г. "О порядке рассмотрения споров о возмещении предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечья либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой".

2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1968 г. "Об испытании при приеме на работу работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений".

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. N 2151-VIII "Об утверждении Положения о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации".

4) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 311-IX "Об условиях труда временных рабочих и служащих".

Также Минтрудом России совместно с Рострудом подготовлен проект Плана мероприятий ("Дорожная карта") по отмене и актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Указанным проектом предусмотрена в том числе разработка и внесение в Правительство Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)", в целях исключения избыточных требований планируется подготовка предложений по внесению изменений в статью 58 Трудового кодекса Российской Федерации, также предусмотрены иные мероприятия по изменению и актуализации обязательных требований.

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

1 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", которым в ТК РФ внесены масштабные поправки, касающиеся охраны труда. Остановимся на наиболее значимых изменениях.


Права и обязанности работодателей и работников

Работники в силу ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса обязаны соблюдать требования по охране труда. В ст. 22 ТК РФ внесли изменения, согласно которым у работодателя появляется право требовать от сотрудников соблюдения требований охраны труда.

Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда выделены теперь в отдельную главу ТК РФ. Статья 214 ТК РФ посвящена обязанностям работодателя. Новыми для работодателя являются, в частности, следующие обязанности:

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка (ранее вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков являлся спорным, читайте подробнее здесь);
  • реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

Также новой является обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ).

Права работодателя в области охраны труда закреплены в ст. 214.2 ТК РФ. Согласно данной норме работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации. Также работодателю предоставляется право вести электронный документооборот в области охраны труда. Работодатель имеет право предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов инспекции труда.

Обязанностям работника в области охраны труда посвящена ст. 215 ТК РФ. Так, например, работник обязан:

  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения.

Права работника в области охраны труда перечислены в новой редакции ст. 216 ТК РФ. Права работников на получение информации об условиях и охране труда и на санитарно-бытовое обслуживание выделены отдельно.


Новое основание для отстранения от работы

Положения ТК РФ (ч. 1 ст. 76) дополнены новым основанием для отстранения работника от работы: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты (СИЗ), применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях. Отстранить от работы необходимо, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ).


Меняется порядок обеспечения работников СИЗ

СИЗ будут выдавать в зависимости от вредных производственных факторов, а не от наименования профессии (должности). Нормы бесплатной выдачи сотрудникам СИЗ и смывающих средств работодатель будет устанавливать самостоятельно (ст. 221 ТК РФ).

При нормировании будет необходимо учитывать:

  • единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств;
  • результаты специальной оценки условий труда;
  • результаты оценки профессиональных рисков;
  • мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников при его наличии.

Новые правила обеспечения работников СИЗ и единые типовые нормы выдачи СИЗ утвердил Минтруд России приказами от 29 октября 2021 г. № 766н и № 767н (см. подробнее), однако эти документы вступят в силу лишь с 1 сентября 2023 г.

До 31 декабря 2024 года у работодателя есть право использовать типовые нормы, утвержденные приказом Минздрава РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н (см. ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).


Запрет на работу в опасных условиях труда

Устанавливается запрет (ст. 214.1 ТК РФ) на работу в опасных условиях труда. Если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс, работодатель должен приостановить работы до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда. На время приостановления работ за работником сохраняются (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ) место работы (должность) и средний заработок. Также работник может быть с его согласия переведен на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством РФ с учетом мнения РТК.

Порядку расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве посвящена новая гл. 36.1 ТК РФ.

В целях реализации положений закона Минтруд России разработал пакет проектов НПА по охране труда. С документами по охране труда, вступающими в силу с 1 марта 2022 г., можно ознакомиться в нашей справке.

В.А. Петренко,
председатель Комитета Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
по социальной политике

Решение проблем совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения является чрезвычайно актуальной и крупной государственной задачей. Cоциально-экономические перемены в России, носящие характер изменения общественного устройства, привели к качественно новым правоотношениям всех субъектов, функционирующих в сфере охраны труда.

В последние годы процесс законотворчества в данной области был весьма активным. Принят ряд базовых федеральных законов, которые определили правовой статус государственных органов и хозяйствующих субъектов, работников и общественных организаций.

Наиболее важным по юридической силе, вслед за Конституцией Российской Федерации, источником права об охране труда является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Помимо принятия Трудового кодекса в последнее время были введены в действие два основополагающих федеральных закона: “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ) и “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ). В результате создана принципиально новая законодательная база по социальной защите работников.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Его принятие обусловлено необходимостью обновления действовавших с 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, а также приведения в соответствие с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда (МОТ) № 81 (1947 г.) “Об инспекции труда”, № 150 (1978 г.)
“О регулировании вопросов труда” и № 155 (1981 г.)
“О безопасности и гигиене труда и производственной среде”.

Следует отметить, что из пятидесяти конвенций МОТ, ратифицированных Россией, свыше 20 касаются вопросов условий и охраны труда. Среди них, кроме вышеперечисленных: Конвенция № 115 (1960 г.) “О защите трудящихся от ионизирующей радиации”; Конвенция № 148 (1977 г.) “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах”

Это свидетельствует о высоком уровне соответствия отечественного законодательства об охране труда международным нормам.

Одним из важнейших результатов действия закона
“Об основах охраны труда в Российской Федерации” явилось то, что он позволил возродить службы охраны труда на предприятиях, а это гарантия того, что организация данной работы на предприятиях опирается на профессионально подготовленный персонал.

Вопросы условий и охраны труда регулируются и другими федеральными законами. В их числе федеральные законы
“О промышленной безопасности опасных производственных объектов”; “О радиационной безопасности населения”;
“О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;
“О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием”; “О ратификации Конвенции 1986 г. Об охране труда при использовании асбеста”. В опосредованной форме отдельные вопросы создания надлежащих условий и охраны труда регулируются федеральными законами, которые направлены на регулирование социально-трудовых отношений: “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”; “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”; “О коллективных договорах и соглашениях”;
“О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.

В своей совокупности эти законодательные акты заложили фундамент социальной защиты работников от возможного проявления неблагоприятных факторов производственной среды и подтвердили, что общество объективно заинтересовано в создании надлежащих безопасных и безаварийных условий труда, сохранении жизни и здоровья своих членов. Названные документы позволили сформулировать и обеспечить рациональное сочетание функций управления охраной труда на федеральном уровне, уровнях управления субъектов Федерации, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, сформировать механизмы организационного, правового и экономического воздействия на совершенствование условий и охраны труда.

В этой связи можно отметить, что первый этап формирования современной правовой системы охраны труда завершен. Теперь требуется ее более точная наладка и совершенствование.

В этой связи необходимо:

  • уточнить место охраны труда в социальной политике государства, вопросы распределения и координации функций и полномочий субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;
  • сформировать единое правовое поле в сфере охраны, медицины и безопасности труда, механизмы координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления охраной, медициной и безопасностью труда.

Первостепенное значение при этом имеют вопросы упорядочения и обновления законодательства.

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 15 (208)

Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

РСПП в регионах Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

ПОЗИЦИЯ РСПП ПО ВОПРОСУ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

РСПП поддерживает необходимость модернизации сложившейся системы охраны труда, переход от системы, реагирующей, в основном, пост-фактум, к превентивной модели управления в области охраны труда, предполагающей внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

При этом РСПП считает, что Законопроект не в полной мере отражает заявленные подходы.

1. По мнению РСПП, предлагаемое Законопроектом изменение норм правового регулирования вопросов охраны труда в трудовом законодательстве требует гармонизации с регулирующими аналогичные вопросы нормами других отраслей законодательства, исключения дублирования и обеспечения идентичности подходов в правовом регулировании условий для человека при осуществлении им трудовой деятельности.

Кроме того, Законопроект многие существенные аспекты переадресует к подзаконным актам. Чтобы оценить масштаб и методологию изменений, необходимо рассматривать весь пакет нормативных и подзаконных актов.

2. РСПП считает, что Законопроект не полностью отвечает современному риск-ориентированному подходу в управлении охраной труда.

Законопроект сохраняет принцип нулевой (или абсолютной) безопасности (вредности и опасности), то есть декларирует что, условия труда на производстве должны быть безопасными и возлагает обязанность по их обеспечению на работодателя (ст. 214, ст. 225.2 Законопроекта). Данный принцип может быть целевым ориентиром при организации производства и рабочих мест, однако не может быть полностью обеспечен в существующих технологиях производства.

Следует отметить и другие методологические неточности, существенно искажающие подходы к управлению профессиональными рисками в сфере охраны труда относительно мировой по данному вопросу, в частности:

– подмена принятой в практике управления рисками иерархии мер управления (устранение > замена > технический контроль > административное управление > средство защиты) на установление строгой последовательности реализации указанных мер, без учета ключевых факторов, влияющих на выбор мер управления – финансовых возможностей работодателя и приоритетности самого риска;

– ошибочность тезиса об обязательной необходимости снижения риска (на самом деле риски не обязательно снижать, как правило, для большинства достаточно существующих мер управления);

– отсутствие элемента ранжирования рисков (в условиях ограниченности ресурсов, не проранжировав предварительно риски и не отобрав наиболее приоритетные, невозможно обеспечить эффективное управление ими).

3. РСПП считает, что Законопроект не в полной мере отвечает требованиям непротиворечивости и однозначности вновь вводимой терминологии, как в рамках Законопроекта, так и в рамках существующей нормативно-правовой базы охраны труда.

4. РСПП считает, что Законопроект не устраняет основные недостатки существующей нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Переход к современной системе обеспечения работников средствами индивидуальной защиты на основании фактических установленных вредных и(или) опасных производственных факторов позволит повысить эффективность применения СИЗ и даст возможность для выбора более качественных и действенных СИЗ, что в итоге выразится в повышении защищенности работников.

По мнению РСПП, важной задачей является регулирование особенностей сроков носки (использования) СИЗ. Действующее правовое регулирование данного вопроса приводит к отсутствию мотивации у работодателей приобретать более качественные СИЗ. Для таких СИЗ производитель, как правило, заявляет сроки эксплуатации, существенно превышающие сроки носки, регламентированные действующими типовыми нормами. РСПП считает целесообразным отказаться от практики нормирования сроков носки на уровне типовых норм в пользу перехода на принципы нормирования по эксплуатационным характеристикам, заявленным производителем (с учетом мнения представительных органов работников).

Одновременно РСПП считает необходимым внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, предполагающих выведение в полном объеме затрат на приобретение СИЗ из-под налогообложения налогом на прибыль, что также повысит заинтересованность работодателей в приобретении более качественных средств индивидуальной защиты.

5. РСПП считает, что Законопроект не в полной мере отвечает новациям построения современной контрольно-надзорной деятельности, в частности Законопроект не предусматривает, что введение системы самоконтроля обязательно должно сопровождаться снижением административного контроля.

Напротив, предусматривается введение дополнительных контрольных процедур, за счет предоставления государственному инспектору труда права в рамках внеплановой проверки запрашивать у работодателя документы и информацию в отношении всех работников, что содержит существенные риски злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

6. РСПП считает, что целый ряд норм, регулирующих документооборот в области охраны труда, которые предусмотрены в Законопроекте, не требуют закрепления в Трудовом кодексе, так как эти нормы существенно варьируются в зависимости от особенностей организаций и поэтому должны устанавливаться в рамках социального партнерства.

РСПП считает избыточными следующие требования, вводимые Законопроектом:
- обязанность работодателей вести реестр (перечень) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

- установление Минтрудом России форм (способов) и требований к размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, а также примерного перечня таких информационных материалов;

- установление Минтрудом России примерных перечней профилактических мероприятий и последовательность (приоритетность) их реализации.

РСПП полагает, что все указанные нововведения не соответствуют заявленной в пояснительной записке к Законопроекту цели обеспечения реализации концепции рамочного участия государства в построении системы охраны труда у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда.

7. По мнению РСПП, Законопроект не устраняет существующие разночтения в правовом регулировании медицинских осмотров работников.

Законопроект сохраняет норму о том, что время проведения предсменных (предрейсовых), послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров, а также медицинских осмотров перед выполнением отдельных видов работ, включается в рабочее время. РСПП также считает необходимым предусмотреть возможность выведения время проведения таких медицинских осмотров из рабочего времени с сохранением оплаты по среднему заработку.

Вместе с тем, РСПП поддерживает изменения регулирования обязательного психиатрического освидетельствования в части исключения фиксированной периодичности (1 раз в 5 лет) и передачу полномочий по определению порядка прохождения такого освидетельствования, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрические освидетельствования, Министерству здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

8. РСПП отмечает, что Законопроект не предусматривает никаких упрощений для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимость законодательного установления подобных упрощений прямо следует из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, установленных статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Исходя из этих целей, уже установлены такие особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства как специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

9. РСПП отмечает, что Законопроект предусматривает ряд вновь вводимых процедур, которые потребуют от работодателей дополнительных финансовых затрат на:

- создание новой системы управления охраной труда;

- создание системы управления рисками на производстве;

- оплату простоев при необеспечении работников средствами коллективной и индивидуальной защиты (в размере средней заработной платы);

- дополнительные медицинские осмотры по просьбам работников и в соответствии с медицинскими рекомендациями;

- создание индивидуальных рабочих мест для работников, являющихся лицами с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами);

- ограничение найма и соответственно вывод работников из условий высокого и (или) недопустимого уровня риска (начиная с определения уровня риска до создания другого рабочего места).

Все указанные нововведения приведут к увеличению финансовой и административной нагрузки на работодателей.

Учитывая вышеизложенное, Российский союз промышленников и предпринимателей полагает, что Законопроект в представленной редакции требует существенной доработки.

Читайте также: