Воздействие психофизиологических факторов на организм человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена психофизиологическим рискам, обусловленным условиями и особенностями деятельности специалистов по социальной работе. Возрастание требований к профессионализму и влияние стресс-факторов на физическое и психическое здоровье специалистов приводят к изменению их функциональных состояний. Психофизиологические методы позволяют определить уровень работоспособности и оценить их состояние здоровья во взаимосвязи с условиями деятельности. Проведено психофизиологическое обследование функционального состояния центральной нервной системы и уровня работоспособности специалистов. На основании анализа полученных результатов установлено, что содержание их труда характеризуется высокой степенью интенсивности использования собственных ресурсов. Степень психофизиологических рисков в большей степени зависит от особенностей деятельности, нежели от занимаемых должностей внутри профессии. На уровень работоспособности специалистов влияют режим работы, содержание профессиональных функций и риски, обусловленные условиями их труда.


1. Бессонова Л.А. Формирование профессионально-личностной компетенции социального работника как условие преодоления профессиональной деформации личности: дис. … канд. псих. наук. – Тверь, 2012.

2. Гостева Л.З., Гонторук Ю.С., Панфилова С.С. Анализ факторов, влияющих на здоровье работников (на примере труда социальных работников) // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 51. – С. 54–57.

3. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. – 1975. – № 1. – С. 3–11.

4. Управление персоналом: теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012. – 72 с.

5. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2007. – 40 с.

6. Сагдеева Г.М. Обоснование организационно-профилактических мероприятий по оптимизации трудового процесса и укреплению здоровья социальных работников (при обслуживании пациентов в специализированных центрах на дому): дис. … канд. мед. наук. – СПб., 2010.

7. Соколова Н.А. Профессиональный риск медицинских работников и его компенсация средствами трудового права // Современное право. – 2010. – № 2. – С. 75–79.

8. Таутиева И. Сохранение профессионального долголетия и социально-психологической устойчивости социальных работников // Социальная работа. – 2006. – № 2. – С. 46–48.

Значение труда в современном социуме общепризнанно. Однако наряду с его положительным эффектом, выражающимся в обеспечении благосостояния и повышении качества жизни трудящихся, профессиональная деятельность сопряжена с определенными опасностями. К таковым относятся психофизиологические риски. Они обусловлены особенностями профессиональной деятельности. Одним из видов такой деятельности является практика в области социальной сферы, в том числе социальная работа.

Повышение требований к профессиональным знаниям, навыкам специалистов и возрастающее влияние на организм человека разнообразных факторов приводят к изменениям функционального состояния, а соответственно, к снижению работоспособности. Поэтому изучение природы психофизиологических рисков и определение способов прогнозирования работоспособности с помощью психофизиологических методов приобретают особую актуальность и важное практическое значение.

Психофизиологический риск – вероятность возникновения у работника негативных психофизиологических состояний, которые появляются вследствие воздействия на него факторов профессиональной деятельности и влияют на его работоспособность и производительность труда.

Определяя группы психофизиологических рисков труда специалистов по социальной работе и влияние их на личность работников, мы придерживаемся классификации профессиональных рисков, предложенной авторским коллективом под руководством А.Я. Кибанова [4, с. 5]. Выделим три группы психофизиологических рисков:

  1. риски, связанные с особенностями выполняемой работы;
  2. организационные риски;
  3. личностные риски.

Зачастую специалисты одновременно подвергаются всем вышеуказанным рискам.

Риски первой группы обусловлены эмоциональным окрасом деятельности, частотой межличностных контактов при общении с клиентами, их родственниками, коллегами, высокой степенью умственного напряжения, постоянным переключением с одного типа интенсивного труда на другой и в то же время монотонностью при заполнении однотипных документов клиентов.

Серьезное влияние на качество выполняемой работы оказывают организационные риски. Нередко специалисты осуществляют трудовые функции, выходящие за рамки их компетенций. Наряду с этим их рабочее напряжение возрастает из-за увеличения сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

Профессиональная социально-обеспечительная деятельность требует постоянного подключения резервных возможностей личности специалиста. Большинство работников отмечают психоэмоциональное напряжение. Степень его выраженности и продолжительности оценивается как длительное, практически постоянное и средней степени интенсивности [6; 8].

За последнее время появились работы, свидетельствующие о необходимости оценки здоровья специалистов по социальной работе во взаимосвязи с условиями их профессиональной деятельности [1; 2; 6] Однако систематизирующих данных по этому вопросу нет. Как правило, внимание исследователей сосредоточено на особенностях труда социальных работников и производственных факторах, влияющих на их здоровье. Исходя из этого, цель нашей работы – определить функциональное состояние ЦНС, уровень работоспособности специалистов по социальной работе и обосновать необходимость учета данных показателей для эффективного выполнения ими трудовых функций.

Материалы и методы исследования

Анализировались показатели латентного периода сенсомоторной реакции (ЛП СМР, усл. ед.), функционального уровня нервной системы (ФУС, усл. ед.), устойчивости нервной реакции (УР, усл. ед.), уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ, усл. ед.).

Математическая обработка результатов обследования проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2010 с использованием общепринятых методов вариационной статистики. Уровень достоверности различий изучаемых показателей определяли с помощью критерия Стьюдента. Результаты считали статистически значимыми при p ≤ 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщенные результаты обследования функционального состояния ЦНС специалистов по социальной работе представлены в табл. 1.

Среднестатистические характеристики показателей ПЗМР (ФУС, УР, УФВ) специалистов были сопоставимы с рекомендуемыми нормативными значениями.

Статистические характеристики показателей ПЗМР специалистов по социальной работе

В качестве интегрального показателя функционального состояния ЦНС, а следовательно, и уровня работоспособности, был использован критерий УР. Данный критерий отражает ранние изменения устойчивости нервных процессов и является наиболее чувствительным показателем деятельности мозга.

Обобщенные результаты распределения специалистов по социальной работе по уровню работоспособности (показатель УР) представлены в табл. 2.

Распределение специалистов по социальной работе по уровню работоспособности (n)

Общее количество опрошенных (n = 154)

Примечания : * – достоверность различий при p ≤ 0,05 между группами с незначительно сниженной и нормальной работоспособностью; со сниженной и существенно сниженной работоспособностью; ** – при p ≤ 0,001 между группой с незначительно сниженной и существенно сниженной работоспособностью.

Полученные данные объясняются тем, что содержание труда специалистов по социальной работе характеризуется высокой степенью интенсивности использования собственных ресурсов. Затраты индивидуальных резервов охватывают большую часть рабочего дня. Напряженный график труда, скрытое рабочее время и другие особенности деятельности влияют на уровень работоспособности специалистов. Они осуществляют профессиональную деятельность, декомпенсируя свои трудовые затраты. Данные условия труда могут выступать факторами возникновения психофизиологических рисков.

Степень профессионального риска зависит не только от вида профессиональной деятельности, но и от должности внутри профессии. [7, с. 76] Результаты нашего обследования свидетельствуют о том, что степень психофизиологических рисков в большей степени зависит от особенностей деятельности, нежели от занимаемых должностей внутри профессии.

pic_81.tif

pic_82.tif

Процентное распределение специалистов разных отделов управлений социальной защиты населения по уровню работоспособности (n = 120)

1 группа отделов¹

2 группа отделов²

3 группа отделов³

4 группа отделов4

5 группа отделов5

Примечания : ¹ – административный отдел, общий отдел, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел автоматизации и создания баз данных; ² – отдел опеки, попечительства и правового обеспечения; ³ – отдел семьи и назначения детских пособий; 4 – отделы субсидий, отдел реализации муниципальных программ, отдел программно-технического обеспечения мер социальной поддержки; 5 – отдел льгот и социальных гарантий, отдел выплат, учета и контроля за предоставлением льгот.

Первая группа – это структурные подразделения, задачей которых является координация деятельности управления. Вторая и третья группы представлены каждая одним отделом, отнесенным к ведущим в структуре управлений, специалисты которых приняли большее участие в обследовании. Четвертая группа объединяет те отделы, которые занимаются вопросами планирования и организационно-экономического, технического обеспечения мероприятий по предоставлению помощи различным категориям населения. Пятая группа объединяет те отделы, которые занимаются вопросами организации и предоставления натуральной, материальной помощи различным категориям населения.

Прием граждан, как запланированный, так и осуществляемый в течение рабочего дня вне графика, проводится специалистами по социальной работе практически всех отделов, но если, например, в отделе жилищных субсидий количество клиентов, обращающихся за консультацией, определяется временем года (сезоном), то в отделе льгот и социальных гарантий (пятая группа) прием граждан проводится ежедневно с сохранением постоянного потока клиентов. В частности, по вопросам применения социального законодательства граждане обращаются к специалистам данного отдела, которые, в свою очередь, учитывая сложный контингент, должны четко формулировать свои мысли и доходчиво их излагать. Данные обстоятельства накладывают серьезный отпечаток на физическое и психическое здоровье специалистов.

Анализ данных уровня работоспособности специалистов разных отделов управлений социальной защиты населения показал, что они выполняют свои профессиональные обязанности на фоне изменяющегося функционального состояния. Работоспособность специалистов, призванных решать проблемы клиентов на основе различных подходов, зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов.

Заключение

Интегративными показателями, позволяющими своевременно диагностировать утомление специалистов по социальной работе, ранние нарушения здоровья и определять критические моменты их трудового процесса, являются функциональное состояние ЦНС и уровень их работоспособности. Результаты проведенного обследования показали, что на уровень работоспособности специалистов влияют режим работы, содержание профессиональных функций и риски, обусловленные условиями их труда. Психофизиологическая методика, с помощью которой были получены результаты по вышеуказанным показателям, является важнейшим инструментом динамического контроля и последующей коррекции уровня работоспособности специалистов по социальной работе на разных этапах профессиональной деятельности.

Рецензенты:

1 НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук


2. Ананьев В.А. Психология здоровья : учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

4. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200–208.

5. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12-1. С. 15-18.

7. Маклаков А.Г. Оценка уровня развития адаптационных возможностей личности // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.Н. Снеткова. – СПб: Речь, 2001. – С. 127–146.

8. Павлов К.В. Психология здоровья // Практическая психология : учебник для вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – С. 291–311.

9. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 504 с.

Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки – психологии труда, психологии личности, социальной психологии.

В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме [6]. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.

Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.

I. Первичные (предшествующие) факторы: их корреляции со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными [8; 10].

1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.

Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.

– личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;

– представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;

– субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;

– восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;

– индивидуальное соотношение потребностей и уровня достижений в наиболее значимых сферах – личностный рост, секс, профессиональная деятельность, семья, дружба и др.;

– самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.

3. Факторы социальной среды:

а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;

б) проблемы брака и семьи;

в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.

4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.

Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) [1] может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью.

II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:

– физическая культура и спорт;

– соблюдения режимов безопасности на работе;

– личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;

– совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);

– виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);

– соблюдение правил здорового образа жизни.

2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:

– саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;

– многочисленные варианты аддитивного поведения – алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;

– употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);

– жертвенность как неадаптивный вариант поведения;

Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.

III. Мотиваторы – факторы общего реагирования:

3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности [7]. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [4].

Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно – через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.

Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма [9].

В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.

При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние – дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение – дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, – устойчивый компонент психического состояния, – обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.

Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.


1. Баранов Ю.В., Полянская С.Г. Факторы, влияющие на развитие социального партнерства в сфере оплаты труда // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 15. – С. 1739–1750.

2. Копырин А.С. Анализ и моделирование рынка труда г. Сочи в постолимпийский период // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 23. – с. 4311–4324.

3. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д. Проблемы актуализации ценностного восприятия трудовой деятельности // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 23. – С. 4325–4340.

Труд – целесообразно направленная, сознательная деятельность, в основе которой лежат усилия человека для создания необходимых продуктов производства, вещей, оказания услуг, накопления и передачи важной информации, которые идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Трудовая деятельность представляет собой процесс осознанной подчиненной цели деятельности, благодаря которой человек видоизменяет природные элементы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Назовём психофизиологические основы трудовой деятельности: интенсивность концентрации, быстрота переключения, устойчивость, широта распределения. Это важные в профессиональной деятельности свойства, которые выступают в разной концентрации и последовательности для различных профессий.

Цель работы – выявление психофизиологических факторов, влияющих на выполнение определенной деятельности человека, учебной деятельности студентами, работоспособность.

Материалы и методы исследования

Исследование деятельности включает в себя не только психологические, но и физиологические процессы, поэтому психофизиологический анализ профессиональной деятельности представляет собой сложное, многомерное многоуровневое, динамическое и развивающееся явление. При разработке критериев психофизиологического отбора, используют методы психофизиологического характера.

В основе эксперимента использовались методы эмпирического исследования: сравнение, наблюдение, измерение, описание. На занятиях, которые проходили в разное время, сравнивалась, анализировалась и описывалась деятельность студентов, их психофизиологические особенности. Выявлялся уровень утомляемости, способности мыслить, активно взаимодействовать с педагогом, уровень усвоения учебного материала. Эти действия были направлены на изучение психофизиологических особенностей, которые влияют на трудовую, а именно, на учебную деятельность студентов. Отслеживался процесс учебной деятельности в разные периоды времени. Описывалась характеристика наступающих фаз, соответствующих состоянию организма: мобилизация, нарастающая работоспособность, устойчивая работа, утомление, восстановление.

Основная часть. Типологические особенности нервной системы человека отвечают за характеристики внимания. Чем подвижнее нервные процессы, тем скорость переключения внимания выше. Сила возбудительного процесса отвечает за устойчивость внимания.[1] В разных условиях труда характеристики меняются с большим диапазоном. Внимание и его свойства особенно значимы в профессиональной деятельности и зависят от внешних факторов. Рассмотрим мнемические свойства, которые играют важную роль для трудовой деятельности. К ним относятся скорость запоминания, возможности памяти, точность воспроизведения, скорость воспроизведения материала, сохранение усвоенного материала, быстрота воспроизведения нужной информации в конкретный момент времени.[2] Опыт, приобретенный человеком в период трудовой деятельности, составляет долговременную память. Назовем профессии, которые требуют от человека кратковременного запоминания: телефонист, диспетчер. Воображение и факторы, которые влияют на имажинитивные свойства, отвечают за воображаемые образы, которые у одних – очень яркие, у других – бледные, что является индивидуальным у каждого. Воссоздающее воображение является элементом трудовой деятельности. В начале трудового действия лежит цель, которая в воображении человека представляется в форме образа продукта деятельности, т.е. результата трудовых действий. [3] Некоторые профессии в основе своего содержания ориентированы на оперирование образами. Это образы воссоздающего воображения: диспетчер, закройщик и т.д.

Способность человека выполнять определенную деятельность определяет работоспособность, выступающую основной составляющей – надежности.[4]

Работоспособность определяют следующие характеристики: точность, надежность, продолжительность, эффективность. В процессе трудовой деятельности в разные периоды времени наступают фазы, характеризующие состояние организма. Мобилизация, нарастающая работоспособность, устойчивая работа, утомление, восстановление. В обдумывании предстоящей работы заключается первая фаза, являющаяся идеомоторным актом. Гиперкомпенсация – фаза, при которой все системы организма координируют, преодолевая инерцию. Период, при котором устанавливается оптимальный режим работы систем организма – фаза компенсации. Данный период – предел устойчивой работоспособности – это важный показатель, характеризующий выносливость человека при конкретном уровне интенсивности труда. Определим, от чего зависит выносливость человека. Трудовая деятельность бывает разной интенсивности; имеет различную специфику; возраст человека, выполняющего работу; пол работника. При больших нагрузках выносливость мужчин выше, чем у женщин. Если трудовая деятельность имеет высокое умственное напряжение, требует концентрацию внимания, то показатели выносливости, при высокой интенсивности работы начинают снижаться. Эмоциональность, если положительная у работника, то это в результате дает устойчивую работоспособность, а при отрицательных эмоциях – становится коротким период работоспособности. Тренированный человек, с устойчивыми навыками труда и обладающий умением для определенного рода деятельности, имеет большую выносливость. Сила и подвижность нервных процессов определяется типом высшей нервной системы. Нам известны четыре типа высшей нервной системы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Все эти четыре типа в разных, а особенно в экстремальных ситуациях, будут реагировать неодинаково. Принимая на ответственную работу сотрудников, необходимо это учитывать. Физиологическая усталость проявляется в замедлении скорости реакций, в появлении ошибочных и несвоевременных действиях, снижении производительности труда. Во время трудовой деятельности может происходить истощение энергетических ресурсов организма. Результатом этого будет временное снижение работоспособности. Утомление бывает физическим, психическим. В зависимости от продолжительности и вида деятельности в течение рабочего дня, устанавливается норма времени на отдых. Период восстановления может продолжаться от степени сложности трудовой деятельности от десяти минут до нескольких дней. Уменьшение результатов производимой работы – вот следствие утомления. Так же отрицательно влияет на работоспособность человека – состояние монотонности трудового процесса. Одни ученые характеризуют монотонность, как процесс труда, другие ученые – психическое состояние человека, как следствие однообразия работы. Назовём пять мероприятий, которые могут побороть монотонность, предложенные И. Виноградовым: простые и монотонные объединить в сложные разнообразные со стороны содержания, совмещение операций, выполняемых рабочими, смена ритма работы, включить в режим отдыха дополнительный перерыв, включение функциональной музыки, которая будет выступать как посторонний раздражитель.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам данного эксперимента были проанализированы фазы наибольшей и наименьшей работоспособности во время учебной деятельности студентов первого курса ВГУЭС филиал в г. Находка. Остановимся на закономерных изменениях работоспособности студентов. В процессе обучения, у студентов под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность претерпевает изменения. Эти изменения можно отчётливо пронаблюдать в течение дня, недели, семестра, учебного года. Начало учебного дня не отличается высокой продуктивностью. Необходим период в течение тридцати минут, чтобы работоспособность стала максимального уровня. Происходит постепенное повышение работоспособности и период можно назвать врабатывание. Период устойчивой работоспособности длится 2–3 часа учебного времени. Функциональное состояние студентов можно охарактеризовать как соответствующее той деятельности, которую они выполняют. Следующий период компенсации. В данный промежуток времени появляются признаки утомления. При положительной мотивации и волевых усилиях данные признаки могут компенсироваться. Неустойчивая компенсация наступает в четвертом периоде. Заметен рост утомления. У студентов мы видим колебания волевого усилия, и падает продуктивность учебной деятельности.

Прогрессивное снижение работоспособности происходит в следующем периоде. При мобилизации резервов может произойти кратковременное повышение работоспособности. Последний период характеризуется резким уменьшением продуктивности труда из-за снижения работоспособности. После аудиторных занятий у студента во второй половине дня самоподготовка. В этот период происходит второй подъём работоспособности, что можно объяснить суточным ритмом и психологической установкой на выполнение учебных заданий. Разные стороны работоспособности студентов очень вариативны из-за переключения различных видов умственной деятельности: лекции, лабораторные, семинары, вебинары и др. Работоспособность студентов в процессе учебной деятельности можно определить, рассмотрев воздействие внутренних и внешних факторов. Факторы физиологического характера – здоровье студента; факторы физического плана – температура воздуха в помещении, освещенность помещения, уровень шума в помещении; психические факторы, отвечающие за настроение, мотивацию; социального характера – условия обучения, место проживания, питание.

Заключение

В вузе создаётся соответствующая система условий, которые способствуют организации учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей студентов: – высококвалифицированные кадры, имеющие учёную степень, звание, опыт практической деятельности, постоянно повышающие научный, профессиональный уровень; качественная организация образовательного процесса, использованию совокупности образовательных методик и технологий, активизации самостоятельной работы студентов, расширение научно-исследовательской, проектной деятельности; в учебном процессе используются следующие технологии обучения на практических занятиях: семинар, учебная дискуссия, деловая игра и другие.

Исследование деятельности включает в себя не только психологические, но и физиологические процессы, поэтому психофизиологический анализ профессиональной деятельности представляет собой сложное, многомерное многоуровневое, динамическое и развивающееся явление. При разработке критериев психофизиологического отбора, используют методы психофизиологического характера. В современной действительности это стало необходимо в связи с тем, что появилось много технически сложного оборудования, требующего особого профотбора работников. Исследования в этой области базируются на оценке функционального соответствия системы, включающей: человек – техника – профессиональная среда.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центра лизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.

Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения

Основные вредные факторы производственной среды

и их влияние здоровье работника

Отсутствие или наличие вредного фактора, его интенсив­ ность определяются при специальной оценке условий труда.

Обязательность специальной оценки условий труда определена Трудовым Кодексом, ст.212.

При этом работодатель обязан п роводить специальную оценку условий труда каждые 5 лет.

Различают следующие группы вредных факторов:

2. Химический фактор.

4. Тяжесть трудового процесса.

Основные термины.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процес­ са, воздействие которого может вызвать профзаболевание или другое нарушение состояния здоровья.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процес­ са, который может вызвать острое заболевание, смерть работника.

Предельно-допустимая концентрация, уровень - такая концентрация, которая при ежедневной работе (кроме выходных дней) в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю и в продолжении все­ го рабочего стажа не могут вызвать каких-либо заболеваний или (и) отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социально­ го благосостояния, а не только отсутствие болезни.

Острое профессиональное заболевание (отравление) – заболевание являющееся результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вред­ ного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воз­действия на работника вредного производственного фактора (факто­ров), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Меры по предупреждению влияния вредных факторов на здоровье человека в зависимости от их эффективности

Наиболее эффективной мерой является замена устаревшей техноло­гии на современную, учитывающую необходимость улучшения ус­ловий труда, а также исключение или значительное снижение вплоть до норм интенсивности фактора.

Обязательная организация и эффективное использование систем вен­тиляции: общеобменной механической, вытяжной механической, приточной механической, устройства систем кондиционирования.

Работодатель, согласно СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов (п.2.11), обязан обеспечить работающих спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, работа без них не допускается.

В производственных помещениях следует иметь укомплектованные аптечки, для оказания первой медицинской помощи (п.2.14 вышеназванных СП).

Рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В воздухе производственной зоны должны соблюдаться ПДК и ПДУ вредных факторов согласно санитарно-гигиенических норм (ГН 2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны и др.)

Рабочие предприятий должны быть обеспечены бытовыми помеще­ниями (гардеробные, умывальные, душевые, уборные, кабины личной гигиены женщин, помещения для обогревания работников, по­мещения для обеспыливания спецодежды, респираторные, помещения для сушки спецодежды и спецобуви и др.)

На предприятии должны быть созданы условия для горячего питания работников и для раздачи молока или других равноценных продук­тов. Прием пищи на рабочих местах не допускается.

На территории предприятия и во всех помещениях должна прово­диться ежедневная (ежесменная) уборка, а помещений бытового об­ служивания - с применением дезинфицирующих средств и средств по борьбе с насекомыми и грызунами.

исследований и измерений.

Влияние вредных факторов на здоровье работника

Повышенная температура воздуха рабочей среды может привести к тепловому удару и гибели, к снижению иммунитета, возникновению инфекционных заболеваний, особенно простудного характера, к нару­ шению работы сердечно-сосудистой системы и в конечном итоге инва­ лидности и ранней смертности.

Производственная пыль, в зависимости от состава, может вызвать профессиональные аллергические заболевания (бронхиальную астму, аллергический насморк, конъюнктивит, дерматит и экзему). Кроме того, пыль может быть хранителем и носителем других, иногда более опас­ ных факторов (яйца гельминтов, ковровые клещи, возбудители-споры сибирской язвы, палочка туберкулеза и др.)

Наиболее опасна производственная пыль при работах в шахтах, руд­ никах, при строительстве, в т.ч. дорожном, сельском хозяйстве, при об­ работке металлов, камней, щебня, при сварочных работах в случаях превышения ПДК.

При этом могут возникать тяжелые профессиональные заболевания дыхательных путей (легких). Это пневмокониозы, в более узком смысле - силикозы. Они носят название в зависимости от состава пыли, напри­ мер: ферроз - у сварщиков, алюминоз - у рабочих электролизных цехов.

Химические вещества (промышленные яды). По токсическому дей­ ствию подразделяются на 1,2,3,4 классы опасности.

К 1 классу наиболее опасных относятся бенз(а)пирен с ПДК 0,00015мг/м, бериллий с ПДК 0,001 мг/м 3 , кадмий с ПДК 0,01 мг/м 3 , мышьяк с ПДК 0,01мг/м 3 , ртуть 0,05 мг/м 3 , хлор и фосфороорганические соединения и ряд других (хлор).

Бензин относится к 4 классу опасности (неэтилированный), как и .

К биологическим факторам относятся белково-витаминные препара­ты, кормовые дрожжи, растительная пыль, пыльца растений, комбикор­ ма, биостимуляторы, ферментные препараты, которые чаще всего вы­зывают аллергические заболевания.

Вторая группа биологических факторов включает инфицированные материалы, воздух, вода, пища зараженные возбудителями инфекцион­ных заболеваний 1,2,3,4 групп патогенности (опасности), а также био­ логические токсины (яды животных, рыб, растений).

Биологические факторы могут вызывать тяжелые, подчас смертель­ные отравления и заболевания работников, т.е. профессиональные бо­ лезни.

Например, туберкулез, бруцеллез, туляремию, чуму, геморрагиче­ скую лихорадку, бешенство. Это, как правило, профессии в сельскохо­ зяйственном производстве, медицине, фармацевтической отрасли, лабораторных службах, у охотников, работников лесного хозяйства.

Физические факторы - шум, вибрация, ионизирующие и неионизи рующие излучения.

Шум при превышении нормативов вызывает профессиональные за­ болевания: тугоухость, глухоту, шумовую болезнь.

Вибрация условно подразделяется на производственную вибрацию от мощного оборудования и локальную от ручного инструмента.

Повышенные уровни вибрации приводят к тяжелому профессио­ нальному заболеванию - вибрационной болезни.

Ионизирующие излучения опасны для здоровья и жизни человека. Даже незначительные дозы могут провоцировать раковые заболевания, в том числе лейкозы, а также лучевую болезнь.

Неионизирующие излучения при работе на передающих установках, локаторах, физиотерапевтических кабинетах, при работе на ПЭВМ.

Превышение нормативов может приводить к снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний, лейкозов, раковых заболеваний.

Особенно опасен этот фактор для беременных женщин и плода. Поэто­ му работа беременных и кормящих женщин с оборудованием, генери­ рующим неионизирующее излучение запрещается.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Читайте также: