Правосознание и правотворчество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность темы. Периодически, как свидетельствует история культурного человечества, право и государство вступает в состояние глубокого кризиса. Для того чтобы право и государство действительно вступили на путь обновления и возрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, установить верное понимание правового и политического общения.

Свойство и характер правотворческой деятельности зависит от степени правосознания общества. Правосознание напрямую влияет на реализацию права и в определенном аспекте выступает источником права. Тема правотворчества и правосознания общества является одной из самых важных и наболевших, так как отсутствие должных правовых знаний, негативное отношение к праву влечет совершение правонарушений, со всеми вытекающими последствиями. Напротив, развитое правосознание обуславливает добровольность и полноту выполнения правовых предписаний, способствует достижению целей правового регулирования.

Анализ изученных источников и литературы. Исследуемая мною тема курсовой работы является достаточно изученной. Проблематика, с которой приходится сталкиваться при изучении данного вопроса широко представлена в работах следующих авторов: Алексеева С.С., Нерсесянца В.С., Ильина И.А., Марченко М.П., Матузова Н.И., Пиголкина А.С. и др.

Объектом исследования является рассмотрение правотворческого процесса, как важного и сложного механизма укрепления демократических основ принимаемых законодательных решений.

Предметом исследования является взаимоотношение правотворчества и правосознания. Особенности и закономерности функционирования правосознания в правоприменительной деятельности, влияющие на правотворчество в Российской Федерации.

Целью настоящей курсовой работы является исследование влияния правосознания на правотворческий процесс. Необходимо определить место и роль правосознания в правоприменительной деятельности.

Задачи работы:

  1. Провести анализ основных подходов к понятию правосознания
  2. Выявить структурные, содержательные и функциональные характеристики правосознания
  3. Установить место и роль правосознания в правоприменении
  4. Определить роль правотворчества в повседневной жизни
  5. Рассмотреть связь между правотворчеством и правосознанием

Теоретико- методологическая основа и источниковая база исследования.

Теоретико- методологической основой послужили:

Право…есть лишь осуществление добра,

одна из ступеней его реализации,

как нравственность есть живое воплощение религии…

Право есть лишь наиболее закрепленное

и гарантированное осуществление нравственных требований…

Право есть та часть нравственности,

которая получает внешнюю и принудительную охрану

Каждое цивилизованное общество стремится к изданию таких правовых решений, которые бы обеспечивали реальное действие прав и свобод граждан, нейтрализовали негативные факторы общественной жизни, способствовали прогрессивному развитию общества в целом. Форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену есть правотворчество.

Правотворчество – это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. 1

Правотворчество – это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. 2

Можно сказать, что правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Результаты правотворческой работы позволяют судить о степени демократичности государства, его цивилизованности, культурности. По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. 3

На современном этапе развития правотворчество проявляется в первую очередь как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента.

Следует также отметить, что правотворчество можно определить как деятельность по конкретизации, формализации и объективации правовых норм. В ходе такой деятельности субъект правотворчества производит анализ и отбор правовых норм, конкретизирует их применительно к той или иной ситуации, формирует в виде абстрактных, формально определенных правил поведения и придает им форму, благодаря которой они становятся доступными для внешнего восприятия. В качестве субъектов правотворчества могут выступать:

- крупные социальные общности (нация, народ, религиозные, национальные, территориальные сообщества);

- государство в лице его органов и должностных лиц, органы местного самоуправления, а также иные носители публично-властных полномочий;

- частные лица (лица и организации, не наделенные публично-властными полномочиями).

Правотворческая деятельность базируется на основополагающих принципах, которые определяют сущность, характерные черты и общее направление этой деятельности. Из числа наиболее важных принципов хочу выделить: законность правотворчества, научный характер, профессионализм, демократизм, гласность, гуманизм, использование правового опыта.

В России, согласно Конституции РФ, правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа (ч. 3 ст.3 Конституции РФ); субъектами Федерации – республиками, краями и областями, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами – путем заключения между ними договоров (соглашений), содержащих нормы права.

Очевидно, что основным видом правотворчества в современной отечественной теории права признается правотворческая деятельность государства, его органов. Посредством этой деятельности вырабатывается единая государственная воля, которая находит свое выражение в общеобязательных юридических установлениях. Законотворческими полномочиями в Российской Федерации наделены Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

Я хочу выделить следующие отличительные особенности процедуры по принятию закона: детальная регламентация, обязательность, формальная определенность, т.е. фиксированность в официальных документах. Помимо парламентов правом принятия нормативных актов в Российской Федерации обладают Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти, высшие должностные лица и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Акты нормативного характера могут также издаваться администрацией государственных предприятий, учреждений, организаций (акты локального правотворчества, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений).

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико. Является средством воздействия на общественные отношения, включен в механизм правового регулирования. Специ­фическая черта правосознания - его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

При правотворчестве в первую очередь учитывается правосознание экономически сильного класса.

Правосознание можно разделить на следующие элементы:

1)информационные – наличие информации о законе. Её полнота и достоверность.

2)оценочный – согласно имеющейся информации оценивает, соотносит со своими ценностями

3)волевой – принимает решение следовать закону (реализовывать) или обходить.

Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания.
В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико. Является средством воздействия на общественные отношения, включен в механизм правового регулирования. Специ­фическая черта правосознания - его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.

При правотворчестве в первую очередь учитывается правосознание экономически сильного класса.

Правосознание можно разделить на следующие элементы:

1)информационные – наличие информации о законе. Её полнота и достоверность.

2)оценочный – согласно имеющейся информации оценивает, соотносит со своими ценностями

3)волевой – принимает решение следовать закону (реализовывать) или обходить.

Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания.
В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права

Велика роль правосознания и в процессе реализации норм права. Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Правосознание влияет на соблюдение норм права всеми субъектами права. Особенно ярко здесь выражены оценочная и регулятивная функции правосознания. Оценочная функция заключается в том, что правосознание даёт возможность осмысления, анализа и оценки всех элементов правовой системы, всей правовой жизни общества; позволяет оценивать право со стороны его субъектов, а также поведение людей со стороны других субъектов и государства. Регулятивная функция вытекает из оценочной и заключается в том, что правосознание способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Правосознание - прежде всего внутренний регулятор поведения людей. А решение каждого отдельного индивида о том, соблюдать или не соблюдать нормы права, рождается главным образом из внутренних тенденций. Этим объясняется то, что на уровень и качество реализации права влияет правосознание общества: высокое или низкое, развитое или незрелое, правильное или искажённое. Отсюда следует, что государство должно заботиться о повышении уровня правосознания и правовой культуры населения.

Билет 49. Правообразование как процесс формирования права. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.

Формирование права представляет собой очень сложный и длительный процесс, включающий в себя много стадий. Весь этот процесс можно назвать процессом правообразования.

Таким образом, правообразование – это естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество является составной частью, завершающим этапом правообразования, которое выступает более широким процессом.

Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (местное самоуправление, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Наиболее важные из них:

- принцип законности (правотворчество должно осуществляться в рамках т на основе Конституции РФ, иных законов и подзаконных актов);

- принцип научности (заключается в том, что в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

- принцип профессионализма (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди).

- принцип использования правового опыта (подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом);

- принцип демократизма (позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа; характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества);

- связь с практикой (выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами).

- принцип оперативности (своевременность издания нормативных актов).

Правотворчество подразделяется на несколько стадий:

1) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов.

Ст.104 Конституции РФ перечисляет официальных лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающим правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц, заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы.

3) принятие закона (принятие Гос. Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом).

4) опубликование закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума.

2) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти).

3) правотворчество общественных организаций (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

4) правотворчество отдельных должностных лиц.

5) правотворчество органов местного самоуправления.

6) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы.

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа.

3) подзаконное правотворчество – принятие и введение в действие норм права структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, руководителями предприятий и т.д. Правовые нормы принимаются на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Понятие правосознания тесно связано с правовой культурой. Правовая культура является чрезвычайно емким явлением, общественная значимость которого во многих аспектах превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения.

Правовая культура является составной частью общечеловеческой культуры, влияя прямо и косвенно на различные сферы деятельности общества.

Аксиологический подход, имеющий много сторонников. В рамках данного подхода правовая культура понимается в качестве развивающейся системы правовых ценностей, которые созданы и создаваемы в ходе развития общества. Данный подход характеризует правовую культуру как меры гуманизации человека и общества. Это проводит четкую границу правовой культуры и иных близких и взаимосвязанных правовых категорий.

Аксиологический подход исследования правовой культуры основан на философском изучении ценностного аспекта культуры. Он предоставляет возможность определения социальных основ правовой культуры, объективных свойства ее нормативности, духовных и нравственных аспектов.

Функциональное исследование. Данный подход имеет в содержании уяснение роли правовой культуры с позиции деятельности субъектов права, критерий которой соответствует высшим ценностным критериям права. В данном контексте правовая культура понимается в качестве совокупности всех элементов юридической надстройки, которые рассматриваются в динамике.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельностный подход акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. Сторонники подхода подчеркивают возникновение, развитие и преобразование правовой культуры с помощью деятельности. Имеется ввиду творческая деятельность. Одно из направлений деятельностного подхода –технологический подход. Правовая культура рассматривается в качестве определенной системы социальных норм и учреждений, которые регулируют взаимоотношения между людьми и обществом.

От уровня развития правосознания зависит правовая культура общества, которая определяет степень освоения обществом правовых феноменов.

Роль правосознания в правотворческой деятельности

Правосознание является ведущей составляющей современного правотворчества. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 20.09.2017

Анна Михайловна Самсонова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Правосознание – одна из форм общественного сознания, совокупность взглядов, идей, чувств, выражающих отношение людей к юридической действительности.

Правосознание включает в себя два структурных элемента: правовую идеологию; правовую психологию.

Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей состовляющей современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель – депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.

Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.

1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.

2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ).

Читайте также: