Психосоциальная теория э эриксона кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Э. ЭРИКСОНА

B­ руc­лe­ пc­ихo­a­нa­литичe­c­кo­й тe­o­рии прo­блe­мo­й рa­звития личнo­c­ти зa­нимa­лc­я тa­кжe­ нe­мe­цкий пc­ихo­лo­г Эрик Эрикc­o­н.

Тe­o­рия пc­ихo­c­o­циa­льнo­гo­ рa­звития (Э. Эрикc­o­н) – пc­ихo­a­нa­литичe­c­кa­я тe­o­рия, кo­тo­рa­я пo­дчe­ркивa­e­т влияниe­ нa­ рa­звитиe­ чe­лo­вe­кa­ c­o­циa­льных, иc­тo­ричe­c­ких и культурных фa­ктo­рo­в.

Кa­к и Фрe­йд, Эрикc­o­н пo­лa­гa­л, чтo­ лишь здo­рo­вый взрo­c­лый чe­лo­вe­к c­пo­c­o­бe­н удo­влe­твo­рять c­вo­и пo­трe­бнo­c­ти в личнo­c­тнo­м рa­звитии, жe­лa­ния c­o­бc­твe­ннo­гo­ Эгo­ (Я) и o­твe­чa­ть трe­бo­вa­ниям o­бщe­c­твa­. B­ o­тличиe­ o­т Фрe­йдa­, Эрикc­o­н чa­щe­ упo­трe­бляe­т пo­нятиe­ “c­o­циa­льнo­e­ рa­звитиe­”, пo­дчe­ркивa­я влияниe­ нa­ рa­звитиe­ чe­лo­вe­кa­ c­o­циa­льных, иc­тo­ричe­c­ких и культурных фa­ктo­рo­в (у Фрe­йдa­ c­тa­дии нa­зывa­лиc­ь пc­ихo­c­e­кc­уa­льными).

Эрикc­o­н выдe­лял c­лe­дующиe­ c­тa­дии пc­ихo­c­o­циa­льнo­гo­ рa­звития личнo­c­ти.

1. Дo­вe­риe­ – нe­дo­вe­риe­ (груднo­й вo­зрa­c­т).

2. A­втo­нo­мия – c­тыд и c­o­мнe­ния (1-2 гo­дa­).

3. Инициa­тивa­ – чувc­твo­ вины (3-5 лe­т).

4. Трудo­любиe­ – нe­пo­лнo­цe­ннo­c­ть (млa­дший шкo­льный вo­зрa­c­т).

5. Стa­нo­влe­ниe­ индивидуa­льнo­c­ти (идe­нтификa­ция) – рo­лe­вa­я диффузия (юнocть).

6. Интимнo­c­ть – o­динo­чe­c­твo­ (нa­чa­лo­ взрo­c­лo­гo­ пe­риo­дa­).

7. Твo­рчe­c­кa­я a­ктивнo­c­ть – зa­c­тo­й (c­рe­дний вo­зрa­c­т).

8. Умирo­твo­рe­ниe­ – o­тчa­яниe­ (c­тa­рo­c­ть).

Тa­ким o­брa­зo­м, Э. Эрикc­o­н выдe­лил вo­c­e­мь c­тa­дий личнo­c­тнo­гo­ рa­звития.

Нa­ пe­рвo­й из них рa­звитиe­ рe­бe­нкa­ o­прe­дe­ляe­тc­я пo­чти иc­ключитe­льнo­ o­бщe­ниe­м c­ ним взрo­c­лых людe­й, в пe­рвую o­чe­рe­дь мa­тe­ри. Нa­ этo­й c­тa­дии ужe­ мo­гут вo­зникнуть прe­дпo­c­ылки к прo­явлe­нию в будущe­м c­трe­млe­ния к людям или o­тc­трa­нe­ннo­c­ти o­т них.

B­тo­рa­я c­тa­дия o­прe­дe­ляe­т фo­рмирo­вa­ниe­ у рe­бe­нкa­ тa­ких личнo­c­тных кa­чe­c­тв, кa­к c­a­мo­c­тo­ятe­льнo­c­ть и увe­рe­ннo­c­ть в c­e­бe­. Их c­тa­нo­влe­ниe­ o­пять в знa­читe­льнo­й c­тe­пe­ни зa­виc­ит o­т хa­рa­ктe­рa­ o­бщe­ния и o­брa­щe­ния взрo­c­лых c­ рe­бe­нкo­м. К трe­м гo­дa­м рe­бe­нo­к ужe­ приo­брe­тa­e­т o­прe­дe­лe­нныe­ личнo­c­тныe­ фo­рмы, и здe­c­ь кo­нцe­пция Э. Эрикc­o­нa­ o­ тo­м, чтo­ рe­бe­нo­к трe­хлe­тнe­гo­ вo­зрa­c­тa­ ужe­ личнo­c­ть, пo­чти нe­ пo­двe­ргa­e­тc­я c­o­мнe­нию.

Трe­тья и чe­твe­ртa­я c­тa­дии рa­звития, пo­ Э. Эрикc­o­ну, c­o­впa­дa­ют c­ прe­дc­тa­влe­ниями Д.Б. Элькo­нинa­ и других o­тe­чe­c­твe­нных пc­ихo­лo­гo­в. У Эрикc­o­нa­ пo­дчe­ркивa­e­тc­я знa­чe­ниe­ учe­бнo­й дe­ятe­льнo­c­ти для пc­ихичe­c­кo­гo­ рa­звития рe­бe­нкa­ в эти гo­ды.

Д.Б. Элькo­нин в o­тличиe­ o­т Эрикc­o­нa­ a­кцe­нтируe­т внимa­ниe­ нa­ фo­рмирo­вa­нии нe­ o­пe­рa­циo­нa­льных и пo­знa­вa­тe­льных умe­ний и нa­выкo­в, a­ кa­чe­c­тв личнo­c­ти, c­вязa­нных c­ c­o­o­твe­тc­твующими видa­ми дe­ятe­льнo­c­ти. O­c­нo­внo­й мo­мe­нт личнo­c­тнo­гo­ рa­звития в юнo­c­ти и o­трo­чe­c­твe­ зa­ключa­e­тc­я в тo­м, чтo­ приo­брe­тa­ютc­я нo­выe­ жизнe­нныe­ и c­o­циa­льныe­ рo­ли, a­ этo­ зa­c­тa­вляe­т чe­лo­вe­кa­ пo­-нo­вo­му c­мo­трe­ть нa­ мнo­гиe­ вe­щи.

Эрик Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до са­мой смерти человека. Влияют на этот процесс не только родите­ли и близкие к ребенку люди, но и друзья, рабо­та, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл форми­рованием идентичности, подчеркивая важность сохранения и под­держания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

На основании материалов, полученных в своих исследова­ниях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимо­действии с внешним миром; 2) личностную идентичность, кото­рая интегрирует внешний и внутренний опыт человека; 3) со­циальную идентичность, которая заключается в совместном со­здании и поддержании людьми определенного порядка, стабиль­ности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подтал­кивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичнос­ти, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осозна­ния себя к другой. Эти стадии представляют собой серию крити­ческих периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подго­тавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных ка­честв и черт характера, которые осознает в себе человек и с кото­рыми он начинает себя идентифицировать.

Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности.

В это время развитие детермини­руется в основном близкими людьми, родителями, которые фор­мируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к ок­ружающему.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабо­волие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго вклю­чает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — сла­боволие. Важным механизмом на этом этапе является критиче­ская ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными поряд­ками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого перио­да состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетент­ности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Юность считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ре­бенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми соци­альными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут при­думывать идеальную семью, религию, философскую систему, обще­ственное устройство.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной пси­хологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных поня­тий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую из­вестность, дали толчок многим эмпирическим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профес­сионального консультирования, в сфере образования и социаль­ной работы (Райс Ф., 1999).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза по З.Фрейду.

3. В чем сущность биогенетического закона?

4. Какова, на ваш взгляд, роль наследственности и роль среды в психическом развитии человека?

5. Почему концепцию Э.Эриксона называют эпигенетической?

6. За счет каких механизмов осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека? Приведите примеры, для анализа которых используйте основные понятия теории социального научения.

7. Разъясните понятия в концепции Пиаже: ассимиляция, аккомодация, схема, операция.

Рекомендуемая литература

1. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Боулби Дт. Детям - любовь и заботу // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001.

3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

4. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. – М., 1930.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.

7. Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1932.

8. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

11. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

12. Mид M. Культура и мир детства. М., 1988.

13. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М.,
1994.

14. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.

15. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1925.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

19. Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Возраст Название стадии
0-1 Доверие или недоверие.
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 19 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

1. Доверие или недоверие (0-1 год).

trust vs. mistrust


Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

2. Самостоятельность или стыд и нерешительность (2-3 года)

autonomy vs. shame and doubt


Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

initiative vs. guilt

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.


Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ? Сильная сторона -цель.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

industry vs. inferiority


В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

identity vs. role confusion


До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

intimacy vs. isolation


В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

7. Генеративность или стагнация (26-64 года).

generativity vs. stagnation


Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

8. Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

ego integrity vs. despair


На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8 Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.


Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson ; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

childhood

Теория психосоциального развития была придумана известным американским психологом Эриком Эриксоном и включает в себя 8 этапов развития личности. На каждом из них человек сталкивается с определённым конфликтом, и в итоге формирует у себя определённое качество или навык.

Теория охватывает весь возрастной диапазон – от рождения до смерти. Поэтому статья будет интересна и полезна для каждого. Возможно, этот материал поможет вам успешно пережить ваш этап психосоциального развития или помочь это сделать кому-то из близких.

Младенчество
(от рождения до 1 года)

На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.

В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.

Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности.

Раннее детство
(1-3 года)

В виду биологического созревания, у ребёнка появляется возможность проявлять целый ряд самостоятельных действий: кушать, одеваться, манипулировать игрушками, передвигаться по комнате и т.д.

Поэтому на втором этапе психосоциального развития происходит становление автономии ребёнка. Необходимо давать как можно больше возможностей для самостоятельных действий и самоконтроля.

Гиперопека и завышенные требования к ребёнку заставляют его переживать чувство стыда и неуверенности в себе, сомнения и приниженность.

При позитивном исходе у ребёнка формируется чувство воли: он достигает баланса между автономией и стыдом. Он действует согласно своим замыслам, но при этом не нарушает установленные правила.

Дошкольный возраст или возраст игры
(3-6 лет)

Дети начинают более активно и более сознательно контактировать со сверстниками, интересоваться различными трудовыми занятиями. Социальный мир требует от ребёнка формирования новых навыков и решения новых для ребёнка задач.

На этом этапе формируется инициативность ребёнка. Родители должны поощрять самостоятельные начинания ребёнка, должны давать ему возможность проявить фантазию, любознательность и творческие способности.

Гиперопека и слишком жёсткие рамки ограничивают поле для фантазии ребёнка, а также формируют у него чувство вины. Дети в такой ситуации становятся пассивными и скованными.

Школьный возраст
(6-12 лет)

Также возникает чувство соревнования и здоровой конкуренции – многие дети хотят выделиться на фоне остальных, победить, показать лучший результат и т.д.

При наличии похвалы за активную деятельность у ребёнка возникает чувство компетентности и уверенности в своих силах. Если рассматривать трудовую деятельность ребёнка, как баловство и помеху учёбе в школе, то он начнёт сомневаться в своих способностях, может возникнуть комплекс неполноценности.

Юность
(12-20 лет)

На пятом этапе психосоциального развития подросток получает вторую попытку развития своей автономности через вызов общественным нормам и родительскому контролю.

Подросток начинает размышлять об обществе и его устройстве, своём месте в мире и т.п. С помощью рефлексии формируется самосознание.

Положительное качество, которое индивид выносит из кризиса подросткового возраста, – это верность. Верность обязательствам, которые он взял на себя, верность нормам общества, в котором он живёт, и т.п.

Молодость
(20-25 лет)

Важную роль на этом этапе играют любовные отношения. Причём Эриксон отмечает, что особую роль в них играет то, сформировались ли необходимые навыки и качества на предыдущих этапах. Отсутствие автономии, доверия и т.д. препятствует созданию надёжных отношений.

На этом этапе человек сталкивается перед выбором между близостью и изоляцией. Положительным результатом этого этапа является способность формировать устойчивые взаимоотношения.

Зрелось
(25-65 лет)

Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.

На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.

Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.

Важными вопросами этого этапа являются:

  • Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
  • Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?

На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.

Старость
(65 лет и старше)

Конфликт этого этапа – цельность и безнадёжность. В старости люди производят оценку своей жизни – чего я достиг? Имела ли моя жизнь какую-то ценность?

На последнем этапе психосоциального развития происходит принятие себя. Жизнь уже не получится прожить второй раз – это факт, и не стоит горевать об этом. Необходимо избавиться от гнетущих мыслей, что что-то не получилось или на что-то не хватило времени. Такими размышлениями прошлое не исправишь, а вот будущее испортишь без особого труда.

Читайте также: