Правосодержащие и право применяющие акты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Внешняя- объективный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользование ими.

В правоведении различают:

-материальные (материальные источники коренятся в системе объективных социально-исторических условий жизни общества и потребностей общественного развития)

-идеальные

-юридические источники

Виды форм права:

1. Правовой обычай-это правило поведения и взаимоотношений,к-е сложилось исторически, в результате многократного повторения, и признано в силу своей полезности обществом и государством в качестве общеобязательной нормы.

2. Юридический прецендент – решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое впоследствии принимается за образец при решении аналогичных дел.

3. Договор с нормативным содержанием – это соглашение двух или более субъектов права, содержащее правовые нормы, регулирующие их отношения, взаимные права, обязанности и ответственность.

4. Нормативно-правовой акт- официальный документ, принятый в установленном порядке, исходящий от компетеного государственного органа, содержащий нормы права, предписания, требования общеобязательного значения, направленные на регулирование определенных обязательных отношений и обеспечиваемые комплексом мер государственного воздействия.

5. Закон- это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Виды:

- Конституция-основной закон государства.

- Федеральные законыподразделяется на

- текущие законы принимаются на основе и во исполнение конституционного закона, составляют текущее законодательство, регулирующее различные стороны общественной жизни.

- чрезвычайные законы принимаются в различных черезвычайных обстоятельствах, отличаются жесткостью категоричностью предписаний и санкций, подлежат неукоснительному соблюдению, носят временный характер.

48. Источники права в Российской Федерации. Тенденции развития современного российского законодательства.

В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты(законы и подзаконные акты). Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право(санкционированные государством обычаи). Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.

Закон-нормат.акт,принятый в особом порядке органом законод.власти или референдумом,выраж.волю народа,облад.высшей юр.силой и регул.наиб.важные общ.отн.Классификация законов может произв-ся по разл.основ-ям:

-по их юр.силе:

1)Конституция РФ-основополаг-ий учредительныйполитико-правовой акт (обладает высшей юридической силой) закрепл-ий конституционный строй, опред-ий форму правления и гос.устр-ва;сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления.

В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы. Законодательная власть в РФ (право издавать общефедеральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (парламенту) РФ — высшему представительному и законодательному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Общефедеральные законы делятся на два вида — федеральные законы и федеральные конституционные законы.

2)Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. (например федеральные конституционные об арбитр-ых судах, законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ)

3)Фед.законы-акты текущего закон-ва,посвящ.разл.сторонам соц-но-экон-ой,полит-ой и духовной жизни общ-ва(Н:НК РФ,ГК РФ,УК РФ,Сем.К и пр.)

4)Законы субъектов Федерации-издаются их представит-ми органами и распрост-ся только на соответ-ую терр-ию(Н:з-н Саратовской области о муниципальной службе в Сарат.обл.,о соц.гарантиях)

-по субъектам законотвроч-ва( принятые в рез.рефер-ма или законодат.органом)

-по предмету прав.регул-ия(конст-ые,админ,гражд,уголовные)

-по хар-ру(матер-ые и процесс.)

-по сроку действия(постоянные з-ны и врем-ые)

-по сферам действия(общефедеральные и регион-ые)

-по содержанию(экон-ие,налоговые,соц-ые,полит-ие)

5.Подзаконные акты-это изданные на основе и во исполнение законов акты,содер-ие юр.нормы(облад.меньшей юр.силой,чем законы)Виды:

2)Постановления и распоряжения Прав-ва РФ-обязательны к исполнению на всей территории РФ. При этом распоряжения Правительства РФ издаются по оперативным вопросам и являются, как правило, актами индивидуального характера (не устанавливают норм права). Постановления Правительства РФпринимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер. Постан. и распоряж. Прав-ва РФ подписываются Председателем РФ и подлежат офиц.опубл-ию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) приказы, инструкции, положения министерств, уставы-(Н: акты Мин-ва финансов,Мин-ва внутр.дел,Госуд-го банка)

4)Решения и постан-ия местных органов гос.власти(Н:законодательных структур-Саратовской областной думы)

5)Нормативные акты муниц-ых(негосуд.органов)Эти акты дейсвуют на терр.соотв.городов,районов,сел,поселков

6)Решения,распоряжения,постан-ия местных органов госуд.управления(Н:областных глав администраций,губернаторов)

7)Локальные нормативне акты-это нормат.предписания,принятые на уровне конкретного предприятия,учрежд-ия и орг-ции и регул-иеих внутр.жизнь(Н:правила внутр-го трудового распор-ка,уставы,положения)

49. Нормативно-правовой акт: понятие, основания типологии. Правосодержащие и правоприменяющие акты.

Нормативно-правовой акт – официальный документ, исходящий от компетентного государственного органа, содержащий нормы права.

Признаки НПА:1)Содержит общеобязательные правила поведения, т.е. нормы права; 2) Обязателен для тех, на кого рассчитан; 3) Обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; 4) рассчитан на неоднократное применение; 5) письменная форма; 6) Является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства; 7) выражает властную волю государства; 8) порождает юридические последствия: устанавливает, изменяет, прекращает правоотношения.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

3)по хар-ру(матер-ые и процесс.)

4)по сроку действия(постоянные з-ны и врем-ые)

Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме,(выражающий волю народа) обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.Классиф-ция законов:1.К-ция;2.ФКЗ;3.ФЗ;з-ны суб-в Фед-ции

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать.

Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

    1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
    2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
    3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
    4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
    5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
    6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

    Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

    Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

      • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
      • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

      Виды правоприменительных актов

      1) по отраслевому признаку:

        • уголовно-правовые,
        • гражданско-правовые,
        • административно-правовые,
        • финансовые и др.

        2) по субъектам их издания:

          • акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
          • органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
          • акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

          3) по юридической природе:

            • правоохранительные,
            • правоисполнительные,
            • правовосстановительные,
            • правообеспечительные.

            4) по последствиям:

              • правообразующие,
              • правопрекращающие,
              • правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

              5) по форме выражения:

                • письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
                • акты-документы и акты-действия.

                6) по названию:

                  • указ,
                  • постановление,
                  • приказ,
                  • распоряжение,
                  • протокол,
                  • резолюция,
                  • разрешение,
                  • приговор,
                  • акт о наложении штрафа,
                  • указание и т.д.

                  Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

                  Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта.

                  Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

                  - это официальный акт. Он исходит не от любых, а только от государственных, либо с санкции государства других органов и организаций (муниципальных, общественных). Кроме того, официальность означает, что акт применения имеет юридическую силу:

                  - исходит компетентного органа. Каждый правоприменительный орган обладает только ему присущим кругом полномочий. Поэтому, например, приговор может вынести только суд, а не какой-то другой орган.

                  - содержит конкретное веление (правило) поведения. Именно из акта применения можно узнать какие конкретно права и обязанности принадлежат гражданину, что он конкретно может и что должен делать, какими гарантиями обеспечивается, что права будут, безусловно, предоставлены, а обязанности соблюдены и (или) исполнены;

                  - выносится (совершается) в отношении других субъектов. Акт применения выносится, как правило, не в отношении себя, а в отношении других. Недопустимо, например, чтобы судья сам в свою пользу вынес решение о разделе имущества. И все же в редких случаях (не имеющих общественного, государственного значения, не затрагивающих права других людей) возможно вынесение приказа, например, о командировании, подписанного самим начальником в отношении самого себя;

                  - имеет разнообразные формы выражения. Наиболее важное значение имеет письменная, документальная форма. Посредством акта-документа решаются наиболее значимые для личности и общества жизненные вопросы. Каждый акт имеет строго определённую, только ему присущую документальную форму: решение, приговор, постановление, приказ.

                  Существуют другие формы акта применения: акт - действие (досмотр вещей при посадке в самолёт); акт - сигнал (свисток сотрудника ГИБДД); акт - жест (указание сотрудника ГИБДД жезлом водителю); устный приказ начальника;

                  -направлен на организацию осуществления права. Акт применения – итог правоприменительной деятельности. В нём содержатся положения о подтверждении прав и обязанностей, их объёме, о мерах поощрения и наказания и т.д. Другими словами, создавая условия для непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, акт применения доводит начатое правовым регулированием упорядочивание общественных отношений до конца.

                  Требования, предъявляемые к актам применения права.

                  Требования к содержанию акта:

                  - законности. Ондолжен издаваться в строгом соответствии с законом, в пределах компетенции данного органа;

                  - обоснованности. Он должен быть принят только при полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, установлении объективной истины по делу. Акт, принятый на основе сомнительных данных должен быть отменен.

                  Требования к порядку издания.

                  Речь идёт о соблюдении установленной процедуры принятия того или иного акта применения. Такая процедура регламентируется специальным законом, прежде всего здесь следует назвать нормы ГПК, УПК, Арбитражного ПК и др.

                  Требование к документальной форме.

                  Акт применения имеет соответствующие ему реквизиты (название, дата подписания, наименование органа или должностного лица и т.д.) и структуру. Так, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 198 ГПК РФ). Соблюдение этих требований обязательно.

                  1) По содержанию. Нормативные акты содержат принципы, нормы права; правоприменительные акты – индивидуальные правовые веления (правила).

                  2) По предмету регулирования. Нормативные акты регулируют типичные отношения; правоприменительные акты регулируют конкретные, индивидуально-определённые общественные отношения (например, алиментные отношения не вообще, а отношения между конкретными субъектами).

                  3) По адресатам. Нормативные акты обращены к персонально не определённому кругу лиц; акты применения содержат индивидуальные правила, обращённые к персонально указанным в них лицам и организациям.

                  4) По кратности их реализации.Нормативные акты реализуются неоднократно. Все субъекты, подпадающие под их действие, каждый раз вправе или обязаны сообразовывать поведение с ними. Акт применения (независимо от сроков, периодичности исполнения и т.д.) действует относительно конкретного случая только один раз. После полной реализации он прекращает своё действие, т.е. имеет лишь разовое значение. Например, приговор о лишении свободы.




                  В повседневной правоприменительной практике издаётся множество индивидуальных актов. Обладая общими признаками, акты применения в то же время имеют черты, которые присущи только той или иной группе актов. Это и обуславливает необходимость проведения их к научной классификации.

                  6) По значению: основные и вспомогательные.

                  Основные – акты, содержащие окончательное, итоговое решение юридического дела (приговор по уголовному делу, решение о взыскании алиментов по гражданскому делу);

                  вспомогательные – акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (таковым являются акты следственных, судебных органов и т.д., а именно, определения, постановления).

                  - правообразующие (постановление о возбуждении уголовного дела);

                  - правоизменяющие (изменение квалификации по уголовному делу с части третьей на часть вторую в процессе следствия );

                  - правопрекращающие (прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого).

                  По субъектам их издания:

                  По видам функций права:

                  Регулятивные акты. Они устанавливают и подтверждают наличие или отсутствие субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, определяют их объём и т.д.

                  Правообеспечительные акты. Они устанавливают меры охраны, защиты субъективных прав, меры поощрения и принуждения.

                  По наименованию: указы, распоряжения, приказы, постановления, решения, приговоры и т.д.

                  Существуют и иные классификации правоприменительных актов

                  Применения права по аналогии. Применение норм права по аналогии (аналогия закона) предусмотрено гражданским законодательством (ст. 6 ГК РФ), семейным законодательством (ст. 5 СК РФ) и т.д. Условия для применения аналогии закона:

                  1) случай должен быть в сфере правового регулирования;

                  2) отсутствует конкретная юридическая норма, регулирующая данные правоотношения в законодательстве, в соглашении сторон, в применяемых к ним обычаях делового оборота;

                  3) имеется норма, регулирующая сходный вид отношений.

                  Два вида аналогии:

                  Аналогия закона – применение к данным отношениям конкретных юридических норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия применяется, как правило, в рамках одной отрасли права. Здесь сходство обеспечивается единством предмета и метода правового регулирования.

                  Субсидиарное применение. При отсутствии в конкретной отрасли права юридических условий для применения собственных норм по аналогии закона, допускается применение норм другой (смежной, родственной) отрасли права. Например, к семейным отношениям сходных норм гражданского права.

                  Аналогия права – принятие решения правоприменительным органом исходя из общих начал и смысла законодательства. Она должна применяться, когда нет конкретной нормы ни в данной отрасли, ни в смежных отраслях. Однако в целом, случай в сфере правового регулирования находится.

                  Акт применения права – официальное, выраженное в разнообразных формах индивидуальное веление (правило) компетентных органов, направленное на организацию осуществления права.

                  - это официальный акт. Он исходит не от любых, а только от государственных, либо с санкции государства других органов и организаций (муниципальных, общественных). Кроме того, официальность означает, что акт применения имеет юридическую силу:

                  - исходит компетентного органа. Каждый правоприменительный орган обладает только ему присущим кругом полномочий. Поэтому, например, приговор может вынести только суд, а не какой-то другой орган.

                  - содержит конкретное веление (правило) поведения. Именно из акта применения можно узнать какие конкретно права и обязанности принадлежат гражданину, что он конкретно может и что должен делать, какими гарантиями обеспечивается, что права будут, безусловно, предоставлены, а обязанности соблюдены и (или) исполнены;

                  - выносится (совершается) в отношении других субъектов. Акт применения выносится, как правило, не в отношении себя, а в отношении других. Недопустимо, например, чтобы судья сам в свою пользу вынес решение о разделе имущества. И все же в редких случаях (не имеющих общественного, государственного значения, не затрагивающих права других людей) возможно вынесение приказа, например, о командировании, подписанного самим начальником в отношении самого себя;

                  - имеет разнообразные формы выражения. Наиболее важное значение имеет письменная, документальная форма. Посредством акта-документа решаются наиболее значимые для личности и общества жизненные вопросы. Каждый акт имеет строго определённую, только ему присущую документальную форму: решение, приговор, постановление, приказ.

                  Существуют другие формы акта применения: акт - действие (досмотр вещей при посадке в самолёт); акт - сигнал (свисток сотрудника ГИБДД); акт - жест (указание сотрудника ГИБДД жезлом водителю); устный приказ начальника;

                  -направлен на организацию осуществления права. Акт применения – итог правоприменительной деятельности. В нём содержатся положения о подтверждении прав и обязанностей, их объёме, о мерах поощрения и наказания и т.д. Другими словами, создавая условия для непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, акт применения доводит начатое правовым регулированием упорядочивание общественных отношений до конца.

                  Требования, предъявляемые к актам применения права.

                  Требования к содержанию акта:

                  - законности. Ондолжен издаваться в строгом соответствии с законом, в пределах компетенции данного органа;

                  - обоснованности. Он должен быть принят только при полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, установлении объективной истины по делу. Акт, принятый на основе сомнительных данных должен быть отменен.

                  Требования к порядку издания.

                  Речь идёт о соблюдении установленной процедуры принятия того или иного акта применения. Такая процедура регламентируется специальным законом, прежде всего здесь следует назвать нормы ГПК, УПК, Арбитражного ПК и др.

                  Требование к документальной форме.

                  Акт применения имеет соответствующие ему реквизиты (название, дата подписания, наименование органа или должностного лица и т.д.) и структуру. Так, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 198 ГПК РФ). Соблюдение этих требований обязательно.

                  1) По содержанию. Нормативные акты содержат принципы, нормы права; правоприменительные акты – индивидуальные правовые веления (правила).

                  2) По предмету регулирования. Нормативные акты регулируют типичные отношения; правоприменительные акты регулируют конкретные, индивидуально-определённые общественные отношения (например, алиментные отношения не вообще, а отношения между конкретными субъектами).

                  3) По адресатам. Нормативные акты обращены к персонально не определённому кругу лиц; акты применения содержат индивидуальные правила, обращённые к персонально указанным в них лицам и организациям.

                  4) По кратности их реализации.Нормативные акты реализуются неоднократно. Все субъекты, подпадающие под их действие, каждый раз вправе или обязаны сообразовывать поведение с ними. Акт применения (независимо от сроков, периодичности исполнения и т.д.) действует относительно конкретного случая только один раз. После полной реализации он прекращает своё действие, т.е. имеет лишь разовое значение. Например, приговор о лишении свободы.

                  В повседневной правоприменительной практике издаётся множество индивидуальных актов. Обладая общими признаками, акты применения в то же время имеют черты, которые присущи только той или иной группе актов. Это и обуславливает необходимость проведения их к научной классификации.

                  6) По значению: основные и вспомогательные.

                  Основные – акты, содержащие окончательное, итоговое решение юридического дела (приговор по уголовному делу, решение о взыскании алиментов по гражданскому делу);

                  вспомогательные – акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (таковым являются акты следственных, судебных органов и т.д., а именно, определения, постановления).

                  - правообразующие (постановление о возбуждении уголовного дела);

                  - правоизменяющие (изменение квалификации по уголовному делу с части третьей на часть вторую в процессе следствия );

                  - правопрекращающие (прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого).

                  По субъектам их издания:

                  По видам функций права:

                  Регулятивные акты. Они устанавливают и подтверждают наличие или отсутствие субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, определяют их объём и т.д.

                  Правообеспечительные акты. Они устанавливают меры охраны, защиты субъективных прав, меры поощрения и принуждения.

                  По наименованию: указы, распоряжения, приказы, постановления, решения, приговоры и т.д.

                  Существуют и иные классификации правоприменительных актов

                  Применения права по аналогии. Применение норм права по аналогии (аналогия закона) предусмотрено гражданским законодательством (ст. 6 ГК РФ), семейным законодательством (ст. 5 СК РФ) и т.д. Условия для применения аналогии закона:

                  1) случай должен быть в сфере правового регулирования;

                  2) отсутствует конкретная юридическая норма, регулирующая данные правоотношения в законодательстве, в соглашении сторон, в применяемых к ним обычаях делового оборота;

                  3) имеется норма, регулирующая сходный вид отношений.

                  Два вида аналогии:

                  Аналогия закона – применение к данным отношениям конкретных юридических норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия применяется, как правило, в рамках одной отрасли права. Здесь сходство обеспечивается единством предмета и метода правового регулирования.

                  Субсидиарное применение. При отсутствии в конкретной отрасли права юридических условий для применения собственных норм по аналогии закона, допускается применение норм другой (смежной, родственной) отрасли права. Например, к семейным отношениям сходных норм гражданского права.

                  Аналогия права – принятие решения правоприменительным органом исходя из общих начал и смысла законодательства. Она должна применяться, когда нет конкретной нормы ни в данной отрасли, ни в смежных отраслях. Однако в целом, случай в сфере правового регулирования находится.


                  Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права - это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.

                  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
                  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
                  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

                  Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .

                  Отличительные черты

                  Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

                  Вопрос Нормативно-правовой акт Акт применения права
                  Общие черты
                  Относится к юридическому акту? Оба акта являются юридическими
                  Как издается? Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
                  Какая степень юридической силы? Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
                  Отличительные черты
                  Какого характера? Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
                  К кому обращен? Обращен к широкому кругу лиц Адресован лицам, участвующим в деле
                  Какой имеет срок действия? Действует до тех пор, пока его не отменят Его действие распространяется на конкретный случай
                  Как часто применяется? Может неоднократно применяться в пределах сроков действия Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
                  Как может влиять на норму права? Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
                  Как соотносится с источниками права? Выступает источником права Не относится к источникам права, но ссылается на них
                  В какой форме выражается? Только в письменной форме Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

                  Классификация и виды правоприменительных актов

                  Структура акта применения права


                  Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:

                  Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.

                  Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

                  1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

                  2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

                  3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

                  4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

                  Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

                  Классификация актов применения права:

                  По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

                  По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

                  По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

                  По порядку принятия:

                  1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

                  2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

                  По форме изложения:

                  1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

                  2 Письменные - приговор суда.

                  3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

                  В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

                  Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

                  - если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.

                  - если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

                  -если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)

                  -если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

                  -если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).

                  Читайте также: