Домбровский анатолий иванович биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крымский советский прозаик, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1972), член Союза писателей Украины, член Союза писателей России и член Исполкома Международного Сообщества писательских союзов. Псевдонимы: Бузукис, Арей Березницкий, Николай Малахов, А. Ручьев.

Анатолий Домбровский практически все свое время делил между литературным трудом и общественной работой. У него была только одна слабость – путешествия, которые он совершал в основном за свой счет. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Эти поездки давали ему пищу как для новых сюжетов, так и для более глубокого изучения истории древнего мира.

На счету прозаика более 60 произведений прозы, в т.ч. 24 романа, 18 повестей и множества рассказов. Его произведения были переведены на английский (1979), украинский (1983), литовский (1986) и армянский (1989) и французский (2008, 2013) языки.

Писатель-философ Анатолий Домбровский

Вспомнить жизнь и творчество выдающегося крымского писателя-философа, историка и публициста Анатолия Ивановича Домбровского необходимо для нас и сегодня, спустя 20 лет со дня смерти выдающегося литератора, основываясь на знании истории в оценке современной действительности. Писатель в своих произведениях был устремлен в будущее, проводя в них идею совершенствования духовной сферы человека, его жизни и жизни общества.

В двадцатые годы все это опустело, колонисты уехали, а приехали и поселились, где могли, коммунары, украинские переселенцы-бедняки.

Отечественная война 1941-1945 гг., как известно, всё круто изменила в судьбах людей. Анатолий Иванович испытал сиротство, оккупацию. Ему шел седьмой год, когда в его родном селе расположилась немецкая часть. Отец на фронте, мама умерла перед войной, остался с мачехой и двумя братьями, старшего вскоре угнали в Австрию.

Семья отца Анатолия Ивановича после войны перебралась в другую деревню – сначала в Портовое, к самому Каркинитскому заливу, затем в Максимовку и, наконец, в Ручьи (все в том же Раздольненском районе).

«Вспоминаю зиму 1947 года. За окнами гудела метель. И потому все мы, хотя по расписанию у нас был урок физкультуры, сидели в классе. А на улице была такая погода, когда, как говорится, хороший хозяин собаку из дому не выгонит. Конечно, мы разбежались бы по домам, несмотря на метель, только бы учителя разрешили. Тем более, что урок был последний. К тому же всем уже хотелось есть. Но был приказ директора: никого не отпускать, пока за нами не придут родители. А чтобы не скучали все это время, учителям предложено было провести с нами какие-нибудь беседы или почитать книжку – одним словом, занять нас чем-нибудь полезным. Мы-то, конечно, по-своему поняли этот приказ, потому что скучать в любом случае не собирались. Останься мы одни, непременно нашлось бы развлечение по душе. Возможно, оно не понравилось бы директору, но зато мы не были бы в обиде.

Итак, мы сидели в классе. Занимать нас выпало на долю преподавателю физкультуры. Не помню точно, но, думается мне, что было ему лет двадцать пять – двадцать семь. В ту пору он ходил еще в солдатской форме: недавно демобилизовался в чине сержанта и никакими педагогическими навыками, следовательно, не владел и вообще впервые должен был общаться с мальчишками и девчонками тринадцати–четырнадцати лет. На занятиях он еще как-то командовал нами, приказывал бегать и прыгать, бегал и прыгал сам, а вот проводить с классом беседу ему прежде не доводилось.

И то, что она должна была длиться не минуты, а часы – когда еще эта проклятая метель утихнет! – сразу же настроило его на мрачный лад. Он растерялся, разозлился на самого себя, на метель и на нас и несколько минут просидел за столом, покрикивая то на одного, то на другого ученика, требуя тишины. Потом спросил, есть ли у кого-нибудь из нас какая-нибудь интересная книжка, чтобы почитать ее вслух. Книжки не оказалось, хотя я не уверен, что это была правда.

– Может, споем? – спросил он.

– Хватит! – сказал демобилизованный сержант, и лицо его стало еще мрачнее. – Теперь расскажу вам сказку. Кто не хочет слушать, пусть выйдет…

Никто не вышел. Сказки мы любили. С задних парт пересели поближе к учительскому столу, погалдели немного, усаживаясь. Наконец, наступила минута общей тишины.

Сержант начал рассказывать. Всю сказку я теперь не помню, а прочесть ее мне не довелось. Это была восточная сказка, странная какая-то, очень мудрая и страшная. Вся она была построена на том, что нищему, умирающему от голода, некий человек вместо денег, – а именно деньги были так нужны несчастному бродяге, – в качестве милостыни высказал три истины. Сначала нищий разозлился на человека, но потом, следуя его советам в жизни, стал очень богатым и счастливым правителем огромной страны.

Первым советом нищий воспользовался, попав однажды во дворец некоего властелина, рассказывал сержант.

Вторым советом он воспользовался в пустыне, идя вместе с караваном, груженым шелками и благовониями. Всех мучила жажда – людей и верблюдов. И вот, наконец, спасение – долгожданный колодец. Но каков же был ужас караванщиков, когда те увидели, что вокруг колодца в бесчисленном множестве лежат черепа и кости людей и животных. Однако жажда была сильнее страха. Опустили в колодец ведро – оно плюхнулось в воду, но вытащить его обратно из колодца не удалось: кто-то, сидящий в колодце, перерезал веревку. Опустили другое ведро, но и это осталось в колодце. Так повторялось всякий раз.

Подземный властелин был доволен этим ответом: мнение тех, кто побывал у него здесь прежде, не совпадало с мнением самолюбивого властелина. В награду за такой ответ он также щедро одарил гостя: разрешил взять воды из колодца и указал путь в город, где тот смог затем за баснословную цену продать свои шелка и благовония.

Отец Анатолия Ивановича, Иван Кузьмич Домбровский был выходцем из малоземельцев Херсонщины. Дед отца – прадед будущего писателя Франц Ареевич Домбровский – приехал в Новороссию из Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии и получил здесь земельный надел в семь с половиной гектаров, поставив свой дом в Ново-Киевке (Каланчакский район Херсонской области), что в пятидесяти километрах севернее Перекопа.

По рассказам Анатолия Ивановича, это был высокий голубоглазый красавец, очень любил лошадей, вел свое хозяйство рачительно, но рано овдовел, имел лишь одного сына Кузьму, который был весь в отца – и ростом, и статью, и своей привязанностью к земле. Три или четыре раза Анатолий встречался с дедом Кузьмой Францевичем – сначала в Ново-Киевке, куда ездил гостить еще до войны вместе со старшими братьями, потом в Чернобыле, где Кузьма Францевич жил в семье своей дочери Надежды Кузьминичны. Там дед и умер в пятьдесят шестом году. В молодости Кузьма Францевич служил в лейб-гвардии (во время Первой мировой войны).

Все Домбровские ведут род от поляков. Дед же Анатолия Ивановича в 1900 году женился на украинке, хотя фамилия у бабушки была тоже польская – Княгницкая, а звали ее Марией. В 1901 году у них родился первый сын, которого назвали Иваном, – это был отец писателя. Между тем, сам Анатолий Иванович считал себя русским – по воспитанию, образованию, образу мыслей, так же был записан и в паспорте.

Литературные способности проявились у Анатолия Ивановича еще в раннем возрасте, в десять лет. Вначале он писал частушки; позднее стал писать стихи, в том числе о любви, поэмы и роман в стихах; был редактором школьной стенгазеты. Но, закончив Раздольненскую среднюю школу с золотой медалью, решает поступать не в Литературный институт, а, по совету директора школы, на философский факультет Ленинградского университета.

Судьбоносным стало решение Домбровского вернуться в Крым из Казахстана, где у него была успешная карьера, и он уже стал известным детским писателем.

Новый жизненный и творческий период начался у Домбровских после переезда в Симферополь в начале 70-х годов, где наряду с писательским у Анатолия Ивановича проявился и талант прекрасного организатора литературной деятельности в Крыму. Будучи автором уже четырех книг и членом Союза писателей СССР, он сначала был директором Симферопольского клуба писателей, а затем стал председателем Союза писателей Крыма и возглавлял его в течение двадцати лет.

Стихи-посвящения Анатолия Ивановича — самые разные, они наполнены чувствами и настроениями, способствующими желанному общению в сумбурном мире разлада. Великий человеколюбец, он никого не обошел своим вниманием. Наверное, нет ни одного писателя в Крыму, которому бы он не написал приветственных обращений: это Мария Глушко, Елена Криштоф, Владимир Орлов, Алексей Малин, Светлана Ягупова, Владимир Терехов, Валерий Субботенко, Борис Серман, Леонард Кондрашенко, Михаил Казаков и многие, многие другие. Эти посвящения легки, риторичны, жизнерадостны, взволнованны, иногда с легкой смешинкой, иногда патетичны, но всегда доброжелательны.

Надо отметить, что Анатолий Иванович обладал замечательным чувством юмора, потому многие из его посвящений искрометны, заражают оптимизмом. Вот, например, поэту Владимиру Орлову он посвятил такие строки:

Каких мы стихов ни читали,
Нет лучше орловских стихов.
Каких мы орлов ни видали,
Нет лучше орлов, чем Орлов…

Или — жене:

Между нами обязанности распределены:
Ты протираешь окна – я протираю штаны,
Ты гладишь рубахи – я глажу кота,
Ты не делаешь мне замечаний – я не делаю ни черта.

Есть прекрасный Указ.
По торжественным дням
Мы порою его нарушаем.
И стыдясь, и боясь,
И на двери крестясь,
Мы по стопке, кхе-кхе, принимаем…

Стихи, посвященные друзьям, соратникам по перу, пронизаны глубоким смыслом, наполнены искренним восхищением и уважением. Отрывок из посвящения крымскому поэту В. П. Терехову:

Когда зима снега обрушит
На склоны, рытвины прикрыв,
Кто девственность снегов нарушит,
Лыжню средь буков проложив?
Когда весна, когда подснежник,
Когда пионы и шафран, –
Кто самый светлый, самый нежный,
Кто от весенних соков пьян.

Стихи, посвященные фантасту Леониду Панасенко, образны, метафоричны, наполнены светом жизни и радостью бытия:

Твоих прекрасных сновидений
Тома изысканных страниц
Творит в тиши нездешний гений
Пером блистающих зарниц.
И в сонме душ, летящих в бездну,
Восстал, подобно смерчу, луч…

Теплым лиризмом пронизаны стихи, посвященные поэту Володе Савенкову:

На золоте листьев кленовых
Серебряный иней лежит.
Не ново, не ново, не ново,
А время-то, братцы, бежит…

Или поэту Валерию Субботенко:

На Парнасе не смущайся,
Музу юную целуй,
В ключ Кастальский окунайся,
Стих раскованный свой куй…

Галочке

Вновь признаюсь тебе в любви,
Хотя в том нет нужды ни капли:
Ты знаешь все, мой друг, не так ли?
И все ж я признаюсь в любви.

Галочке

Отцветают софоры,
Облетают сирийские розы.
Скоро – скоро
Тихо лягут в предгорьях морозы,
А тебе расцветать,
А тебе никогда не увянуть…
Дай мне слово сказать,
Дай в глаза твои ясные глянуть.

Любимой Галочке

А ты отвергла вечный выбор смело-
Ты выбрала меня средь всех наград.
Я заменил тебе цветы и камни,
Я всяких всячин для тебя букет.
А для меня – в том нет отныне тайны –
Ты Солнце, больше Солнца – Божий свет!

Десять метров квадратных – немало!
В печке уголь хозяйский горит.
Унывать с Галкой нам не пристало.
Вид убогий, конечно, но вид!
Но печальное слово времянка…
Впрочем, так ли печально оно?
Ведь земля наша – тоже времянка:
Нам не вечно здесь жить суждено.

Помимо союза писателей он стоял во главе Крымского отделения Украинского Фонда мира, был членом Комитета по премиям АРК, Совета содействия русской культуре при председателе Верховного Совета АРК. В пропаганде идей мира и дружбы между народами равных ему не было, тогда в полной мере проявился и использовался его блестящий ораторский талант, в частности, когда он выступал перед иностранными визитерами в Крыму, в его лице наша страна была представлена весьма достойно.

Он также неоднократно избирался депутатом исполкома Симферопольского горсовета (пять созывов), был им на протяжении 15 лет, причем от одного из самых сложных участков города, где вся жилая застройка была довоенной и даже более ранней: саманные дома, отсутствие канализации, других коммуникаций, скученность жителей, теснота, антисанитария.

Будучи в течение этого времени и председателем, и заместителем председателя Комиссии по культуре, вел еженедельный прием избирателей, как в Союзе писателей, так и в исполкоме, неутомимо выслушивал жалобы, болел душой за каждого, кто к нему обращался, старался помочь и словом и делом, ходатайствовал об обиженных по инстанциям. Лично занимался проверкой деятельности общежитий, кинотеатров, цирка, школ и училищ, готовил вопросы для слушания на комиссии, проекты решений по улучшению деятельности учреждений культуры.

Доктор философии Феликс Лазарев считает, что Домбровский ввел в наше культурное самосознание мысль о необходимости беречь философов:

На фото вверху — Домбровский Анатолий Иванович,
с
оветский и украинский писатель, прозаик и редактор,
крымский общественный деятель.
Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии
им. Н. З. Бирюкова (1975), трижды лауреат Государственной премии
Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого (1997),
лауреат международной премии им. Платонова (2000).

писатель, общественный деятель

Домбровский является автором более 60 произведений прозы и публицистики, в т.ч. 24 романов, 18 повестей и сборников рассказов, многочисленных статей.

Анатолий Иванович Домбровский родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном Раздольненского района Крымской АССР. В 1958 году окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.

С 1974 по 1985 гг. Анатолий Иванович был депутатом 5 созывов Симферопольского городского совета депутатов трудящихся. Депутатскую деятельность он успешно совмещал с писательской: вел прием избирателей как в Союзе писателей, так и в исполкоме, выслушивал жалобы и старался помочь каждому. С 1976 года и до конца жизни Домбровский был заместителем председателя Крымского отделения Комитета защиты мира и председателем Крымского Фонда мира. С 1979 по 1990 гг. был членом Крымского обкома Компартии Украины, позже – членом Рескома.

В последние годы был членом Комитета по Премиям Автономной Республики Крым и членом Совета содействия русской культуре при Председателе Верховного Совета Автономной Республики Крым. Умер 17 октября 2001 года.

Звания и награды:

Домбровского не случайно и не для красного словца называют знаменем литературного Крыма, неутомимым искателем истины, гуманистом, состоявшим на службе у слова.

Егорова Т. Академик крымской литературы / Т. Егорова // Брега Тавриды. – 2012. – № 5/6. – С. 266–269.

Крым в лицах и биографиях. Античность. Средневековье. Новое время : справочно-литературное издание. – Симферополь : Атлас-Компакт, 2008. – 410 с.

Герасимова Л. А. Анатолий Домбровский / Л. А. Герасимова // Брега Тавриды. – 1997. – № 1 (30). – С. 279–282.


Еще.

Ефремова С. Посланец космического разума / С. Ефремова // Республика Крым. – 2012. – 12 янв. – С. 15 : портр.

Потапенков А. Неосуществленные проекты Анатолия Домбровского / А. Потапенков // Брега Тавриды. – 2010. – № 5. – С. 205–220.

Потапенков А. Неутомимый искатель истин / А. Потапенков // Брега Тавриды. – 2006. – № 4 (88). – С. 247–254.

Потапенков А. Философская совесть эпохи : сборник / А. Потапенков // Брега Тавриды. – 2005. – № 4 (82). – С. 270–274.


Свернуть

С фантастической стороны понравилась идея про кланы медведей. Но эта часть совершенно не раскрыта. Жаль. Любовная сторона скучновата. Ну и с "жили они долго и счастливо" здесь большая проблема.

Абонемент на счастье + Бонус (СИ)

Книга понравилась, прочитала с удовольствием!

Darina

Педагогическая поэма

Ребята. если никто эту замечательную книгу покупать не хочет, может быть сделать ее бесплатной? Кто-нибудь да проявит интерес!?

Ксюшаша

Миссия: Ангел-хранитель [ЛП]

Прочитано запоем. Очень интересно.

Ксюшаша

Интересно! Получила большое удовольствие. Не могла оторваться всю ночь от чтения

Узбекская кухня

Лариса Ольхова

Удаление отзывов: методы Exiterra

Систематизировали все то что нужно для работы с отзывами, рекомендую к чтению собственникам бизнеса

Домбровский Анатолий Иванович

Домбровский Анатолий Иванович

Об авторе

Домбровский Анатолий Иванович
(1934—2001)
Советский писатель.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова (1975), трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого (1997), лауреат международной премии им. Платонова (2000).
Родился прозаик в селе Коммунарном Раздольненского района Крымской АССР. После окончания философского факультета Ленинградского государственного университета им. Жданова (1958 г.) жил в Казахстане (Алма-Ата), работал преподавателем и журналистом. В 1970 году возвратился в Крым. Член Союза писателей СССР с 1972 г.

В Анатолии Ивановиче Домбровском соединились в одном лице писатель, мыслитель, философ и политик. Обладая редким и исключительным талантом, он всегда оставался Философом с большой буквы. В совершенстве владея диалектическим методом исследования, родоначальниками которого были древнегреческие философы, он блестяще применял его при создании художественных образов.

А. И. Домбровский — неутомимый искатель истины. Путь к ней сложен и тернист. К ней ведут не только научные изыскания и открытия, но и литература. Из книг Анатолия Домбровского, посвященных великим философам античности, мы узнаем много такого, что не вошло в традиционные курсы истории и философии. Автор напоминает своим читателям, что научная истина многомерна, как многомерен сам мир, отражением которого она является.

Читайте также: