Рабфаки в ссср кратко
Обновлено: 30.06.2024
На Р. принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производств. стажа. Впоследствии производств. стаж поступающих был увеличен в зависимости от возраст. группы до 3 (18–20 лет) и 6 (25–30) лет. Лица нефизич. труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) парт. или комсомол. стажа и свобод. мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 – 4-летний) срок обучения на днев. Р. В 1924 появились 1-е обязат. учеб. программы для Р. Осенью 1921 состоялся 1-й орг. набор на Р. в общересп. масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам, 25 % – парт. орг-циям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крест-ва и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам клас. отбора (в первую очередь зачислялись рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Р. зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать прием. экзамены наравне с выпускниками ср. школы и техникумов.
В 1924/25 уч. г. бывш. рабфаковцы составляли более 40 % от общей числ. студентов вузов. В 1925 Р. окончили 6,8 тыс. чел., более пол. из них поступили в техн. вузы. За 1926–29 в высш. школу поступило ок. 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Р. (14 – в Москве, 8 – в Ленинграде, 2 – в Казани, остальные – в еще 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в пром. р-нах, придавалось вечер. Р. Были организованы вечер. Р. в Кемерове, Новосибирске, Анжеро-Судженске (днев. и вечер. отд-ния), вечер. отд-ние при Омском Р.
В 1920-е гг. Р. являлись по сути краткосроч. общеобразоват. школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920–30-х гг. в рамках реформы высш. образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отд-ния Р. превратились в самостоят. индустр.-техн., с.-х., экон. и др. Р., прикрепленные к соотв. вузам и наркоматам. Поощрялась орг-ция Р. (особенно вечер.) при круп. пром. предприятиях, совхозах и колхозах. На Р. зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняц. слоев сел. населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Р. институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняц. слоям крест-ва, и не более 10 % служащих сов. учреждений и обществ. орг-ций.
Вузовская реформа способствовала значит. увеличению кол-ва Р. В 1930/31 в СССР было 718 Р. (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 – 955 (285 тыс.), в 1932/33 – 1 025 (339,5 тыс.). В Зап. Сибири с 1929 по 1931 кол-во Р. возросло с 6 до 30, числ. учащихся в них – с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Зап. Сибири – 39 Р. (9,5 тыс. учащихся), в т. ч. 27 – техн. профиля. Бурный рост Р., не подкрепленный соотв. мат.-техн. базой и препод. кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932–33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учеб. процесса.
С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть ср. общеобразоват. учеб. заведения и вечер. школы для рабочих-производственников. Ограничения по соц. происхождению, введенные в 1-е послерев. годы, отменены в дек. 1935. Согласно новому Уставу высш. школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным ср. образованием могли поступать в любой вуз. Программы Р. стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Р. превращались в общеобразоват. школы обыч. типа, кол-во их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Р. (271,1 тыс. чел.), в 1934/35 – 774 (278,5 тыс. чел.). В 1938/39 кол-во Р. сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, числ. учащихся – более чем в 2,5 раза. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. Р. упразднены (последний закрыт в Москве в окт. 1941).
Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936). М., 1985.
Как же начиналась история рабфаков? Посмотрим на самый яркий их пример — Рабочий факультет имени Покровского в главном университете страны — Московском университете (МГУ), и проследим его историю от зарождения до ликвидации.
Детище революции
После прихода к власти большевики начали коренные преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании. Но в образовательной среде катастрофически мало были представлены рабочие и крестьяне — те слои населения, которые были социальной опорой новой власти. Это касалось как преподавательского, так и студенческого состава российских вузов. Мало того — среди этого состава было немало тех, кто крайне негативно относился к революции и новым порядкам.
Рабфак идёт. Художник Борис Иогансон. 1928 год
Таким образом, социальное происхождение стало единственным определяющим фактором при приёме в вуз, а уровень образования, пусть он даже и отсутствовал, значения не имел. Результат был предсказуем: в университеты хлынули потоки новых студентов, но к высокому уровню учебных требований они были не готовы. Ректор Московского университета Михаил Новиков вспоминал:
Институт народного хозяйства имени Карла Маркса, где был создан первый рабфак
Начало
Длительность обучения на курсах при 1‑м МГУ, в зависимости от предварительной подготовки, составляла 1–2 года. На них записалось около 300 рабочих, которые в это же время были заняты в производстве — именно поэтому на Подготовительных курсах существовало только вечернее отделение.
Фотография Первого Московского государственного университета в 1930 году
Конфронтация
Надежда Крупская, в годы Гражданской войны член Государственной комиссии по просвещению, писала:
Конечно, на практике устройство на рабфак было гораздо более обыденной практикой, без романтики в духе Ломоносова. Рабочие и крестьяне попадали на рабфак путём откомандирования партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями, а также региональными исполкомами партии — скажем, за 1920–1921 годы наиболее многочисленные группы рабочих были откомандированы на рабфак Московского университета от Союза металлистов, а также от союзов строительных рабочих, железнодорожного и водного транспорта и текстильщиков.
Занятие на Рабфаке имени Покровского в МГУ. 1920 год
Нельзя сказать, что отношение старой профессуры к новому социальному явлению было целиком и полностью враждебным. Анатолий Луначарский писал об этом следующее:
Были даже университетские преподаватели, которые внесли собственные нововведения в рабфак: группа химиков МГУ, включавшая Николая Зелинского, Ивана Каблукова и других известных специалистов, организовала на рабфаке химическое отделение.
Студенты рабфака. Ярославль. 1930‑е годы
Поступление в университет расценивалось частью рабфаковцев как своего рода его завоевание, подчас грабительского характера, а внутренний регламент и устоявшиеся порядки не принимались во внимание. Декан физико-математического факультета Всеволод Стратонов отмечал:
Рабфаковка. Художник Николай Смолин. 1930 год
Реорганизация
Продолжительность обучения по новым правилам должна была составлять 4 года, на всех рабфаках устанавливалось два уклона — технический и общественно-экономический, возраст поступающих должен быть не менее 18 лет, а стаж в производстве — не менее 3 лет. Но что самое важное — в Положении впервые законодательно прописывалась необходимость оценки знаний:
За 1920‑е годы образовательный уровень как студентов, так и абитуриентов рабфака явно улучшился. В 1923–1928 годы 35590 учащихся вузов СССР (27% от общего числа) были выпускниками рабфаков. Что касается рабфака МГУ, то успеваемость студентов Московского университета, вышедших с рабфака, в течение 1920‑х годов практически сравнялась с успеваемостью остальных студентов, а на медфаке и вовсе была выше других категорий.
Студенты рабфака МГУ. 1936 год
Ликвидация
На лекции в МГУ. Фотограф Иван Шагин. 1934 год
Вузовцы. Художник Константин Юон. 1929 год
На картине можно увидеть т.н. Казаковский корпус МГУ — до строительства комплекса на Ленинских горах главное здание Московского университета
Ходоровский И.И., Где и как учиться рабочему
Ходоровский, И.И. Где и как учиться рабочему / И.И. Ходоровский. Москва-Ленинград: Гос. изд-во, 1927. 46 с.
Читать
В каталоге
В конце издания приложен список образовательных учреждений, при которых действуют рабфаки (по состоянию на 1927 г.).
Но не все хотели в инженеры, были и те, кто хотел получить другие специальности. О том, какие есть профессии, их общественном значении и практических сторонах профессиональной деятельности следующее издание.
Опарин И.М. Чему учиться. выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист
Опарин И.М. Чему учиться : выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист / И.М. Опарин. - Москва-Ленинград: Гос. изд., 1926. - 125 с.
Читать
В каталоге
Очень любопытная статья о профессии педагога. Автор отмечает резкое падение интереса молодежи к педагогической профессии, а также крайнюю непопулярность ее у мужской части молодежи, объясняя это тем, что
Приложением к сборнику даны указатель литературы и указатель вузов СССР (с перечислением факультетов).
Бронтман Л.К. От станка во втуз
Бронтман Л.К. От станка во втуз / Л.К. Бронтман ; Ф.Л. Вейтков. - Москва: Изд-во МОСПС "Труд и Книга", 1930. - 67 с.
Читать
В каталоге
Незамедлительного решения требовала проблема распределения кадров. Выпускники вузов не спешили уезжать на работу в удаленные от Москвы и Ленинграда регионы:
В то время как тысячники, придя в вуз с завода, туда же после окончания вуза и возвращались.
Вторая часть книги содержит очень подробную информацию о действующей на тот момент в СССР системе профессионально-технического образования (включая подробное описание вузов и втузов), а также методические рекомендации поступающим на подготовительные курсы, включая порядок оформления работ, примерные учебные программы по предметам, и указания первокурсникам (как записать лекцию; роль технической книги и учебника; практические занятия (семинары); как написать контрольную; как подготовиться к зачету и пр.).
Примерно в это же время началась перестройка системы образования, в том числе, высшего. Были приняты документы, устанавливающие единый порядок работы вузов, от приема до окончания. Базовым предметам отводилось 80-85% всего учебного времени. Основной формой преподавания стали лекции, семинарские и лабораторные работы. Были введены обязательные для всех абитуриентов вступительные экзамены, а также промежуточные экзамены для оценки академической успеваемости. Были введены курсовые и дипломные работы. Академические критерии были установлены для назначения на преподавательские должности.
Что касается рабфаков, то после 1930-х число их начало сокращаться, поскольку необходимую подготовку дети рабочих и крестьян стали получать в общеобразовательных и вечерних школах. Последний рабфак был закрыт в Москве в октябре 1941 года.
На 1 апреля 1921 в стране было 59 Рабфаков (около 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Рабфак окончили 215 человек, в 1921 — около 2 тыс. В Сибири Рабфаки появились в марте—августе 1920 в вузовских центрах Омске, Томске, Иркутске , а также в Барнауле (по инициативе Томского Рабфака и местного отделения народного образования). На 1 октября 1922 в них обучалось 1,5 тыс. человек. Кроме дневных, открылись 2 вечерних Рабфака: Черемховский (ноябрь 1921) и Читинский (январь 1923).
На Рабфак принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Впоследствии производственный стаж поступающих был увеличен, в зависимости от возрастной группы, до 3 (18—20 лет) и 6 (25—30) лет. Лица нефизического труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 — 4-летний) срок обучения на дневном рабфаке. В 1924 появились 1-е обязательные учебные программы для Рабфаков. Осенью 1921 состоялся 1-й организованный набор на Рабфак в общереспубликанском масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам , 25 % — партийным организациям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крестьянства и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам классного отбора прежде всего рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Рабфака зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать приемные экзамены наравне с выпускниками средних школ и техникумов.
В 1924/25 учебного года бывшие рабфаковцы составляли более 40 % от общей численности студентов вузов. В 1925 Рабфак окончили 6,8 тыс. человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926—29 в высшую школу поступило около 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Рабфаков. (14 — в Москве, 8 — в Ленинграде, 2 — в Казани, остальные — еще в 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в промышленных районах, придавалось вечерние Рабфаки. Были организованы вечерние Рабфаки в Кемерове, Новосибирске, Анжеро-Судженске (дневные и вечерние отделения), вечернее отделение при Омском Рабфаке.
В 1920-е гг. Рабочие факультеты являлись по сути краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920—30-х гг. в рамках реформы высшего образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отделения Рабочих факультетов превратились в самостоятельные индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические и другие. Рабочие факультеты прикрепленные к соответствующим вузам и наркоматам. Поощрялась организация Рабфака (особенно вечернего) при крупных промышленных предприятиях, совхозах и колхозах . На Рабфак зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняцких слоев сельского населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Рабочие факультеты институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняцким слоям крестьянства, и не более 10 % служащих советских учреждений и общественных организаций.
Вузовская реформа способствовала значительному увеличению количества Рабочих факультетов. В 1930/31 в СССР было 718 Рабочих факультетов (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 — 955 (285 тыс.), в 1932/33 - 1 025 (339,5 тыс.). В Западной Сибири с 1929 по 1931 количество Рабочих факультетов возросло с 6 до 30, численность учащихся в них — с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Западной Сибири — 39 Рабочих факультетов (9,5 тыс. учащихся), в том числе 27 — технического профиля. Бурный рост Рабочих факультетов, не подкрепленный соответствующей материально-технической базой и преподавательскими кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932—33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению материальной базы, совершенствованию учебного процесса.
С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Ограничения по социальному происхождению, введенные в 1-е послереволюционные годы, отменены в декабре 1935. Согласно новому Уставу высшей школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным средним образованием могли поступать в любой вуз. Программы Рабочих факультетов стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Рабочие факультеты превращались в общеобразовательные школы обычного типа, количество их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Рабфак (271,1 тыс. человек), в 1934/35 — 774 (278,5 тыс. человек). В 1938/39 количество Рабочих факультетов сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, численность учащихся — более чем в 2,5 раза. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. Рабочие факультеты упразднены (последний закрыт в Москве в октябре 1941).
Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917—1936). М., 1985.
Смотреть что такое РАБФАК в других словарях:
РАБФАК
сокращённое название существовавших в СССР в 1920—30-е гг. рабочих факультетов (См. Рабочие факультеты) — общеобразовательных учебных заведений. смотреть
РАБФАК
РАБФАК, -а, м. Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебноезаведение для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшейшколе. II прил. рабфаковский, -ая, -ое (разг.). смотреть
РАБФАК
рабфак м. Общеобразовательное учебное заведение, созданное для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; рабочий факультет (в советском государстве в 1919-1940 гг.).
РАБФАК
рабфак м. (рабочий факультет) ист.workers‘ faculty, rabfak (educational establishment set up to prepare workers and peasants for higher education)
РАБФАК
рабфак сущ., кол-во синонимов: 1 • факультет (26) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: факультет
РАБФАК
РАБФАК, сокращённое название существовавших в СССР в 1920-30-е гг. рабочих факультетов - общеобразоват. уч. заведений.
РАБФАК
1) Орфографическая запись слова: рабфак2) Ударение в слове: рабф`ак3) Деление слова на слоги (перенос слова): рабфак4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть
РАБФАК
-а, м. Рабочий факультет (общеобразовательное учебное заведение в 1919—1940 гг. в СССР для подготовки в высшие учебные заведения молодежи, не имевшей . смотреть
РАБФАК
корень - РАБ; корень - ФАК; нулевое окончание;Основа слова: РАБФАКВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - РАБ; ∩ - ФАК; ⏰Сл. смотреть
РАБФАК
(2 м); мн. рабфа/ки, Р. рабфа/ковСинонимы: факультет
РАБФАК
рабфак = м. ист. ( сокр. от рабочий факультет) rabfak; workers` school (educational establishment in existence during the first years after the Russian Revolution, set up to prepare workers and peasants for higher education).
РАБФАК
м. (рабочий факультет - в 1919-1940 гг.) ист. université f ouvrière
РАБФАК
РАБФАК
рабфак, рабф′ак, -а, м. Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодёжи к обучению в высшей школе.
прил. ~овский, -ая, -ое (разг.).
РАБФАК
РАБФАК, -а, м. Сокращение: рабочий факультет — в 1919—1940 гг. учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодёжи к обучению в высшей школе. || прилагательное рабфаковский, -ая, -ое (разговорное). смотреть
РАБФАК
м.(рабочий факультет - в 1919-1940 гг.) ист. université f ouvrièreСинонимы: факультет
РАБФАК
м (рабочий факультет)工农速成中学 gōngnóng sùchéng zhōngxuéСинонимы: факультет
РАБФАК
Рабфак трудящихся. Жарг. угол. Ирон. Тюрьма, ИТУ. Балдаев 2, 6; ББИ, 204.Синонимы: факультет
РАБФАК
м. ист.(рабочий факультет) universidad laboral, facultad obrera
РАБФАК
Ударение в слове: рабф`акУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: рабф`ак
РАБФАК
Каф Кафр Кбар Краб Кара Раб Рабфак Рак Раф Каб Брак Бра Бак Афар Арфа Арка Арк Арба Арак Акр Аба Фрак Абак Фра Фбр Фара Араб Фабра Бар Барак Барк Барка. смотреть
РАБФАК
сущ. муж. родаробітфак
РАБФАК
рабфа'к, рабфа'ки, рабфа'ка, рабфа'ков, рабфа'ку, рабфа'кам, рабфа'к, рабфа'ки, рабфа'ком, рабфа'ками, рабфа'ке, рабфа'ках
РАБФАК
рабф'ак, -аСинонимы: факультет
РАБФАК
м. (рабочий факультет - в СССР) facoltà operaia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: факультет
Читайте также: