Рабфаки в ссср кратко

Обновлено: 30.06.2024

На Р. принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производств. стажа. Впоследствии производств. стаж поступающих был увеличен в зависимости от возраст. группы до 3 (18–20 лет) и 6 (25–30) лет. Лица нефизич. труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) парт. или комсомол. стажа и свобод. мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 – 4-летний) срок обучения на днев. Р. В 1924 появились 1-е обязат. учеб. программы для Р. Осенью 1921 состоялся 1-й орг. набор на Р. в общересп. масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам, 25 % – парт. орг-циям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крест-ва и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам клас. отбора (в первую очередь зачислялись рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Р. зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать прием. экзамены наравне с выпускниками ср. школы и техникумов.

В 1924/25 уч. г. бывш. рабфаковцы составляли более 40 % от общей числ. студентов вузов. В 1925 Р. окончили 6,8 тыс. чел., более пол. из них поступили в техн. вузы. За 1926–29 в высш. школу поступило ок. 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Р. (14 – в Москве, 8 – в Ленинграде, 2 – в Казани, остальные – в еще 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в пром. р-нах, придавалось вечер. Р. Были организованы вечер. Р. в Кемерове, Новосибирске, Анжеро-Судженске (днев. и вечер. отд-ния), вечер. отд-ние при Омском Р.

В 1920-е гг. Р. являлись по сути краткосроч. общеобразоват. школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920–30-х гг. в рамках реформы высш. образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отд-ния Р. превратились в самостоят. индустр.-техн., с.-х., экон. и др. Р., прикрепленные к соотв. вузам и наркоматам. Поощрялась орг-ция Р. (особенно вечер.) при круп. пром. предприятиях, совхозах и колхозах. На Р. зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняц. слоев сел. населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Р. институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняц. слоям крест-ва, и не более 10 % служащих сов. учреждений и обществ. орг-ций.

Вузовская реформа способствовала значит. увеличению кол-ва Р. В 1930/31 в СССР было 718 Р. (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 – 955 (285 тыс.), в 1932/33 – 1 025 (339,5 тыс.). В Зап. Сибири с 1929 по 1931 кол-во Р. возросло с 6 до 30, числ. учащихся в них – с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Зап. Сибири – 39 Р. (9,5 тыс. учащихся), в т. ч. 27 – техн. профиля. Бурный рост Р., не подкрепленный соотв. мат.-техн. базой и препод. кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932–33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учеб. процесса.

С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть ср. общеобразоват. учеб. заведения и вечер. школы для рабочих-производственников. Ограничения по соц. происхождению, введенные в 1-е послерев. годы, отменены в дек. 1935. Согласно новому Уставу высш. школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным ср. образованием могли поступать в любой вуз. Программы Р. стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Р. превращались в общеобразоват. школы обыч. типа, кол-во их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Р. (271,1 тыс. чел.), в 1934/35 – 774 (278,5 тыс. чел.). В 1938/39 кол-во Р. сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, числ. учащихся – более чем в 2,5 раза. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. Р. упразднены (последний закрыт в Москве в окт. 1941).

Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936). М., 1985.

Как же начи­на­лась исто­рия раб­фа­ков? Посмот­рим на самый яркий их при­мер — Рабо­чий факуль­тет име­ни Покров­ско­го в глав­ном уни­вер­си­те­те стра­ны — Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те (МГУ), и про­сле­дим его исто­рию от зарож­де­ния до ликвидации.

Детище революции

После при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ки нача­ли корен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния во всех сфе­рах жиз­ни обще­ства, в том чис­ле в обра­зо­ва­нии. Но в обра­зо­ва­тель­ной сре­де ката­стро­фи­че­ски мало были пред­став­ле­ны рабо­чие и кре­стьяне — те слои насе­ле­ния, кото­рые были соци­аль­ной опо­рой новой вла­сти. Это каса­лось как пре­по­да­ва­тель­ско­го, так и сту­ден­че­ско­го соста­ва рос­сий­ских вузов. Мало того — сре­ди это­го соста­ва было нема­ло тех, кто крайне нега­тив­но отно­сил­ся к рево­лю­ции и новым порядкам.


Раб­фак идёт. Худож­ник Борис Иоган­сон. 1928 год

Таким обра­зом, соци­аль­ное про­ис­хож­де­ние ста­ло един­ствен­ным опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром при при­ё­ме в вуз, а уро­вень обра­зо­ва­ния, пусть он даже и отсут­ство­вал, зна­че­ния не имел. Резуль­тат был пред­ска­зу­ем: в уни­вер­си­те­ты хлы­ну­ли пото­ки новых сту­ден­тов, но к высо­ко­му уров­ню учеб­ных тре­бо­ва­ний они были не гото­вы. Рек­тор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та Миха­ил Нови­ков вспоминал:


Инсти­тут народ­но­го хозяй­ства име­ни Кар­ла Марк­са, где был создан пер­вый рабфак

Начало

Дли­тель­ность обу­че­ния на кур­сах при 1‑м МГУ, в зави­си­мо­сти от пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки, состав­ля­ла 1–2 года. На них запи­са­лось око­ло 300 рабо­чих, кото­рые в это же вре­мя были заня­ты в про­из­вод­стве — имен­но поэто­му на Под­го­то­ви­тель­ных кур­сах суще­ство­ва­ло толь­ко вечер­нее отделение.


Фото­гра­фия Пер­во­го Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та в 1930 году

Конфронтация

Надеж­да Круп­ская, в годы Граж­дан­ской вой­ны член Госу­дар­ствен­ной комис­сии по про­све­ще­нию, писала:

Конеч­но, на прак­ти­ке устрой­ство на раб­фак было гораз­до более обы­ден­ной прак­ти­кой, без роман­ти­ки в духе Ломо­но­со­ва. Рабо­чие и кре­стьяне попа­да­ли на раб­фак путём отко­ман­ди­ро­ва­ния пар­тий­ны­ми, ком­со­моль­ски­ми и проф­со­юз­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, а так­же реги­о­наль­ны­ми испол­ко­ма­ми пар­тии — ска­жем, за 1920–1921 годы наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ные груп­пы рабо­чих были отко­ман­ди­ро­ва­ны на раб­фак Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та от Сою­за метал­ли­стов, а так­же от сою­зов стро­и­тель­ных рабо­чих, желез­но­до­рож­но­го и вод­но­го транс­пор­та и текстильщиков.


Заня­тие на Раб­фа­ке име­ни Покров­ско­го в МГУ. 1920 год

Нель­зя ска­зать, что отно­ше­ние ста­рой про­фес­су­ры к ново­му соци­аль­но­му явле­нию было цели­ком и пол­но­стью враж­деб­ным. Ана­то­лий Луна­чар­ский писал об этом следующее:

Были даже уни­вер­си­тет­ские пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые внес­ли соб­ствен­ные ново­вве­де­ния в раб­фак: груп­па хими­ков МГУ, вклю­чав­шая Нико­лая Зелин­ско­го, Ива­на Каб­лу­ко­ва и дру­гих извест­ных спе­ци­а­ли­стов, орга­ни­зо­ва­ла на раб­фа­ке хими­че­ское отделение.


Сту­ден­ты раб­фа­ка. Яро­славль. 1930‑е годы

Поступ­ле­ние в уни­вер­си­тет рас­це­ни­ва­лось частью раб­фа­ков­цев как сво­е­го рода его заво­е­ва­ние, под­час гра­би­тель­ско­го харак­те­ра, а внут­рен­ний регла­мент и усто­яв­ши­е­ся поряд­ки не при­ни­ма­лись во вни­ма­ние. Декан физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та Все­во­лод Стра­то­нов отмечал:


Раб­фа­ков­ка. Худож­ник Нико­лай Смо­лин. 1930 год

Реорганизация

Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния по новым пра­ви­лам долж­на была состав­лять 4 года, на всех раб­фа­ках уста­нав­ли­ва­лось два укло­на — тех­ни­че­ский и обще­ствен­но-эко­но­ми­че­ский, воз­раст посту­па­ю­щих дол­жен быть не менее 18 лет, а стаж в про­из­вод­стве — не менее 3 лет. Но что самое важ­ное — в Поло­же­нии впер­вые зако­но­да­тель­но про­пи­сы­ва­лась необ­хо­ди­мость оцен­ки знаний:

За 1920‑е годы обра­зо­ва­тель­ный уро­вень как сту­ден­тов, так и аби­ту­ри­ен­тов раб­фа­ка явно улуч­шил­ся. В 1923–1928 годы 35590 уча­щих­ся вузов СССР (27% от обще­го чис­ла) были выпуск­ни­ка­ми раб­фа­ков. Что каса­ет­ся раб­фа­ка МГУ, то успе­ва­е­мость сту­ден­тов Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, вышед­ших с раб­фа­ка, в тече­ние 1920‑х годов прак­ти­че­ски срав­ня­лась с успе­ва­е­мо­стью осталь­ных сту­ден­тов, а на мед­фа­ке и вовсе была выше дру­гих категорий.


Сту­ден­ты раб­фа­ка МГУ. 1936 год

Ликвидация


На лек­ции в МГУ. Фото­граф Иван Шагин. 1934 год


Вузов­цы. Худож­ник Кон­стан­тин Юон. 1929 год
На кар­тине мож­но уви­деть т.н. Каза­ков­ский кор­пус МГУ — до стро­и­тель­ства ком­плек­са на Ленин­ских горах глав­ное зда­ние Мос­ков­ско­го университета

Ходоровский И.И., Где и как учиться рабочему


Ходоровский, И.И. Где и как учиться рабочему / И.И. Ходоровский. — Москва-Ленинград: Гос. изд-во, 1927. — 46 с.

Читать
В каталоге

В конце издания приложен список образовательных учреждений, при которых действуют рабфаки (по состоянию на 1927 г.).

Но не все хотели в инженеры, были и те, кто хотел получить другие специальности. О том, какие есть профессии, их общественном значении и практических сторонах профессиональной деятельности следующее издание.

Опарин И.М. Чему учиться. выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист


Опарин И.М. Чему учиться : выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист / И.М. Опарин. - Москва-Ленинград: Гос. изд., 1926. - 125 с.

Читать
В каталоге

Очень любопытная статья о профессии педагога. Автор отмечает резкое падение интереса молодежи к педагогической профессии, а также крайнюю непопулярность ее у мужской части молодежи, объясняя это тем, что

Приложением к сборнику даны указатель литературы и указатель вузов СССР (с перечислением факультетов).

Бронтман Л.К. От станка во втуз


Бронтман Л.К. От станка во втуз / Л.К. Бронтман ; Ф.Л. Вейтков. - Москва: Изд-во МОСПС "Труд и Книга", 1930. - 67 с.

Читать
В каталоге

Незамедлительного решения требовала проблема распределения кадров. Выпускники вузов не спешили уезжать на работу в удаленные от Москвы и Ленинграда регионы:

В то время как тысячники, придя в вуз с завода, туда же после окончания вуза и возвращались.

Вторая часть книги содержит очень подробную информацию о действующей на тот момент в СССР системе профессионально-технического образования (включая подробное описание вузов и втузов), а также методические рекомендации поступающим на подготовительные курсы, включая порядок оформления работ, примерные учебные программы по предметам, и указания первокурсникам (как записать лекцию; роль технической книги и учебника; практические занятия (семинары); как написать контрольную; как подготовиться к зачету и пр.).

Примерно в это же время началась перестройка системы образования, в том числе, высшего. Были приняты документы, устанавливающие единый порядок работы вузов, от приема до окончания. Базовым предметам отводилось 80-85% всего учебного времени. Основной формой преподавания стали лекции, семинарские и лабораторные работы. Были введены обязательные для всех абитуриентов вступительные экзамены, а также промежуточные экзамены для оценки академической успеваемости. Были введены курсовые и дипломные работы. Академические критерии были установлены для назначения на преподавательские должности.

Что касается рабфаков, то после 1930-х число их начало сокращаться, поскольку необходимую подготовку дети рабочих и крестьян стали получать в общеобразовательных и вечерних школах. Последний рабфак был закрыт в Москве в октябре 1941 года.

На 1 апреля 1921 в стране было 59 Рабфаков (около 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Рабфак окончили 215 человек, в 1921 — около 2 тыс. В Сибири Рабфаки появились в марте—августе 1920 в вузовских центрах Омске, Томске, Иркутске , а также в Барнауле (по инициа­тиве Томского Рабфака и местного отделения народного образования). На 1 октября 1922 в них обучалось 1,5 тыс. человек. Кроме дневных, открылись 2 вечерних Рабфака: Черемховский (ноябрь 1921) и Читинский (январь 1923).

На Рабфак принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Впоследствии производственный стаж поступа­ющих был увеличен, в зависимости от возрастной группы, до 3 (18—20 лет) и 6 (25—30) лет. Лица нефизического труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 — 4-летний) срок обучения на дневном рабфаке. В 1924 появились 1-е обязательные учебные программы для Рабфаков. Осенью 1921 состоялся 1-й организованный набор на Рабфак в общереспубликанском масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам , 25 % — партийным организациям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крестьянства и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам классного отбора прежде всего рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Рабфака зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать приемные экзамены наравне с выпускниками средних школ и техникумов.

В 1924/25 учебного года бывшие рабфаковцы составляли более 40 % от общей численности студентов вузов. В 1925 Рабфак окончили 6,8 тыс. человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926—29 в высшую школу поступило около 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Рабфаков. (14 — в Москве, 8 — в Ленинграде, 2 — в Казани, остальные — еще в 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в промышленных районах, придавалось вечерние Рабфаки. Были организованы вечерние Рабфаки в Кемерове, Новосибирске, Анжеро-Судженске (дневные и вечерние отделения), вечернее отделение при Омском Рабфаке.

В 1920-е гг. Рабочие факультеты являлись по сути краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920—30-х гг. в рамках реформы высшего образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отделения Рабочих факультетов превратились в самостоятельные индустриально-технические, сельскохозяйственные, экономические и другие. Рабочие факультеты прикрепленные к соответствующим вузам и наркоматам. Поощрялась организация Рабфака (особенно вечернего) при крупных промышленных предприятиях, совхозах и колхозах . На Рабфак зачис­ляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняцких слоев сельского населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Рабочие факультеты институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняцким слоям крестьянства, и не более 10 % служащих советских учреждений и общественных организаций.

Вузовская реформа способствовала значительному увеличению количества Рабочих факультетов. В 1930/31 в СССР было 718 Рабочих факультетов (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 — 955 (285 тыс.), в 1932/33 - 1 025 (339,5 тыс.). В Западной Сибири с 1929 по 1931 количество Рабочих факультетов возросло с 6 до 30, численность учащихся в них — с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Западной Сибири — 39 Рабочих факультетов (9,5 тыс. учащихся), в том числе 27 — технического профиля. Бурный рост Рабочих факультетов, не подкрепленный соответствующей материально-технической базой и преподавательскими кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932—33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению материальной базы, совершенствованию учебного процесса.

С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Ограничения по социальному происхождению, введенные в 1-е послереволюционные годы, отменены в декабре 1935. Согласно новому Уставу высшей школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным средним образованием могли поступать в любой вуз. Программы Рабочих факультетов стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Рабочие факультеты превращались в общеобразовательные школы обычного типа, количество их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Рабфак (271,1 тыс. человек), в 1934/35 — 774 (278,5 тыс. человек). В 1938/39 количество Рабочих факультетов сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, численность учащихся — более чем в 2,5 раза. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. Рабочие факультеты упразднены (последний закрыт в Москве в октябре 1941).

Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным обра­зованием в СССР (1917—1936). М., 1985.

Смотреть что такое РАБФАК в других словарях:

РАБФАК

сокращённое название существовавших в СССР в 1920—30-е гг. рабочих факультетов (См. Рабочие факультеты) — общеобразовательных учебных заведений. смотреть

РАБФАК

РАБФАК, -а, м. Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебноезаведение для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшейшколе. II прил. рабфаковский, -ая, -ое (разг.). смотреть

РАБФАК

рабфак м. Общеобразовательное учебное заведение, созданное для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; рабочий факультет (в советском государстве в 1919-1940 гг.).

РАБФАК

рабфак м. (рабочий факультет) ист.workers‘ faculty, rabfak (educational establishment set up to prepare workers and peasants for higher education)

РАБФАК

рабфак сущ., кол-во синонимов: 1 • факультет (26) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: факультет

РАБФАК

РАБФАК, сокращённое название существовавших в СССР в 1920-30-е гг. рабочих факультетов - общеобразоват. уч. заведений.

РАБФАК

1) Орфографическая запись слова: рабфак2) Ударение в слове: рабф`ак3) Деление слова на слоги (перенос слова): рабфак4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

РАБФАК

-а, м. Рабочий факультет (общеобразовательное учебное заведение в 1919—1940 гг. в СССР для подготовки в высшие учебные заведения молодежи, не имевшей . смотреть

РАБФАК

корень - РАБ; корень - ФАК; нулевое окончание;Основа слова: РАБФАКВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - РАБ; ∩ - ФАК; ⏰Сл. смотреть

РАБФАК

(2 м); мн. рабфа/ки, Р. рабфа/ковСинонимы: факультет

РАБФАК

рабфак = м. ист. ( сокр. от рабочий факультет) rabfak; workers` school (educational establishment in existence during the first years after the Russian Revolution, set up to prepare workers and peasants for higher education).

РАБФАК

м. (рабочий факультет - в 1919-1940 гг.) ист. université f ouvrière

РАБФАК

РАБФАК

рабфак, рабф′ак, -а, м. Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодёжи к обучению в высшей школе.
прил. ~овский, -ая, -ое (разг.).

РАБФАК

РАБФАК, -а, м. Сокращение: рабочий факультет — в 1919—1940 гг. учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодёжи к обучению в высшей школе. || прилагательное рабфаковский, -ая, -ое (разговорное). смотреть

РАБФАК

м.(рабочий факультет - в 1919-1940 гг.) ист. université f ouvrièreСинонимы: факультет

РАБФАК

м (рабочий факультет)工农速成中学 gōngnóng sùchéng zhōngxuéСинонимы: факультет

РАБФАК

Рабфак трудящихся. Жарг. угол. Ирон. Тюрьма, ИТУ. Балдаев 2, 6; ББИ, 204.Синонимы: факультет

РАБФАК

м. ист.(рабочий факультет) universidad laboral, facultad obrera

РАБФАК

Ударение в слове: рабф`акУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: рабф`ак

РАБФАК

Каф Кафр Кбар Краб Кара Раб Рабфак Рак Раф Каб Брак Бра Бак Афар Арфа Арка Арк Арба Арак Акр Аба Фрак Абак Фра Фбр Фара Араб Фабра Бар Барак Барк Барка. смотреть

РАБФАК

сущ. муж. родаробітфак

РАБФАК

рабфа'к, рабфа'ки, рабфа'ка, рабфа'ков, рабфа'ку, рабфа'кам, рабфа'к, рабфа'ки, рабфа'ком, рабфа'ками, рабфа'ке, рабфа'ках

РАБФАК

рабф'ак, -аСинонимы: факультет

РАБФАК

м. (рабочий факультет - в СССР) facoltà operaia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: факультет

Читайте также: