Влияние ислама на культуру и общественную жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ислам сыграл большую роль в развитии арабо-мусульманской культуры и цивилизации, а тем самым в прогрессе мировой культуры. Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Знать халифата опекала науку, философию, изящную литературу - особенно поэзию. Осуществлялось покровительство учебным и научным учреждениям, библиотекам. Мировыми центрами культуры стали города Багдад, Каир, Кордова, Дамаск, Самарканд; столица Золотой Орды - город Сарай в XIII - XIV веках насчитывал 200 000 жителей и был одним из крупнейших городов тогдашнего мира, но в 1395 году Тимур (Тамерлан) после разгрома золотоордынского войска разрушил столицу до основания.

Для арабо-мусульманской культуры был характерен дух свободы и терпимости, сохранявшийся и в эпоху арабской гегемонии.

Названия химия, алгебра, арабески, арсенал, шахматы, астролябия - арабские. Широкую известность в Европе получили философы и ученые Аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн Рушд и другие.

Исламская культура принципиально нацелена на толкование. Существует внутренняя необходимость толкования. Пророчество ознаменовано знаком двоичности: откровение и интерпретация. Свобода воли художника - это свобода интерпретации в рамках закона.

Человек ислама - это толкующий человек, постигающий сокровенное. Интерпретация - не только осмысление, но и преобразование мира и интеграция мира в мир бытия. Художественное творчество - это наиболее предпочтительная форма толкования, а философия - наиболее уважаемая. Предпочтительна метафора, а не символ, метафора - основы толкования культуры.

И здесь как раз стал во всю силу и универсально работать принцип декоративности: предмет воспроизводился так, что он переставал походить на себя, становился знаком вещи. Вот в чем секрет бурного развития декоративности в мусульманском искусстве, совпавшим во многом с художественным мышлением народов, принявших ислам. Для них характерно также чувство поэтического, чувство изящного, им присуще музыкальное восприятие мира. В итоге два, казалось бы, несовместимых принципа - окаменелость и изменчивость, - удивительно соединились в мусульманском искусстве, породив своеобразный феномен художественной культуры, в которой дискретность и знаковость образов как раз и указывает на их догматическую иллюзорность. Для художественного мышления народов, принявших ислам, характерно глубокое чувство декоративности, орнаментальности, ритма, синтетического единства декоративно акцентированного рисунка и плоскости. Человек в искусстве этих народов живет не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров.

Этот последовательный антиантропоморфизм очень четко вытекал из общей мировоззренческой концепции ислама и имел принципиальное значение.

Коль скоро мир реальный, мир земной не должен быть изображаем как не имеющий первостепенной ценности, а человек - часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Именно это порождает в мусульманстве абсолютную нетерпимость и враждебность к иным антропоморфным культурам, в которых человек становится той объективной основой, которая определяет развитие искусства.

В исламе особое значение придавалось слову, не имевшему материально-антропоморфного характера. В системе ценностей на первом месте идут идеи, находящиеся в мозгу и разуме, затем устная речь, а на третьем месте - письмо. Отсюда значение арабской каллиграфии, скрепившей все элементы мусульманской культуры. Каллиграфия отражала, как интеллектуальные потребности, так и эстетические и художественно-эмоциональные. Каллиграфия Корана и священных книг, письмена на стенах мечети, арабская вязь в поэтических произведениях и в миниатюрах - все это имело глубокий духовный и религиозно-художественный смысл. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Каллиграфическая символика проникает даже в сферу интимных человеческих отношений (например, сравнение телесных черт с буквами). Слияние религии и искусства в мусульманской каллиграфии стало реальностью.

Итак, ислам наложил особый отпечаток на искусство. Никто, кроме Аллаха, не может и не должен создавать нечто новое или воспроизводить то, что создал бог, так как только ему принадлежит решение судьбы каждой единичной вещи. Преодоление страстей и освобождение от мирских наслаждений - вот путь истинного праведника, и, естественно, на этом пути не может быть искусства, эстетического отношения человека к миру и даже богу. Предопределенность, божественный промысел, возвышение и абсолютизация умозрения, тяготеющего к абстракции, борьба против страстей человека и мирских наслаждений резко ограничивают возможность мусульманского искусства, требуют от него определенной деформации своей образной, чувственной, эмоциональной природы.

Религиозно-философские размышления мусульманства разрешаются в пользу абстрактно-умозрительной философии и эстетики.

Искусство должно стать в структуре ислама чем-то навеки застывшим в своих канонических, неизменных мотивах абстрактногеометрического или растительного орнамента, в фантастических и пышных сплетениях арабесок и вязи арабской письменности, в изречениях на надгробиях великих правителей или фронтонах мечетей или медресе. Искусство - способ показать, что творения не существуют сами по себе. Искусство подчеркивает изменение, не стремясь изображать предметы и не поклоняться образам. Сам мир, неизмеримо более прекрасный, чем все произведения искусства, не более чем изменяющийся по воле Аллаха механизм. Мусульманское искусство простое и крайне невещественное. Ислам не знает представления о новом как лучшем. Его идеальные нормы - в прошлом, в эпохе Мухаммеда и четырех праведных халифах. И поэтому от искусства в исламе кроме следования каноническим художественным принципам требуется и социальная однозначность и неизменность.

Эстетическому сознанию мусульманских народов близки искусство ритмов и узоров и музыкальное искусство. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции. Для этой музыки характерна величайшая страстность и эмоциональность, стремление выразить внутренние переживания, изысканная чувственность.

Таким образом, культура ислама оказала огромное влияние на европейскую и мировую культуру, и есть точки зрения, что в будущем это влияние будет усиливаться. 11.7.

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Культура ислама

Важность религии

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

Мусульманин совершает молитву

  1. Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  2. Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  3. Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

Развитие наук

Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • химии;
  • истории и географии;
  • медицины.

Арабская система цифр

В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

Искусство ислама

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

Ковроткачество в исламе

В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

Узорные кирпичные кладки

В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

Мусульманская литература

Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

Особенности архитектуры

В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

Архитектура стран Востока

Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

А Европа вклад арабов не ценит

Не стоит недооценивать тот вклад, который внесли арабы в развитие мировой культуры . Этот народ прекрасно разбирается в математике, философии, медицине, скульптуре, живописи и литературе. Их мечети и храмы — знаменитые памятники архитектуры, многие из которых охраняются ЮНЕСКО.

При этом исламская религия — самая молодая из 3 религий, влияние которой непрерывно растет . С каждым годом количество мусульман в мире увеличивается. Сейчас это вторая по численности религия на нашей планете.

Возьмем для рассмотрения простые и даже банальные примеры. Например, каждое утро мы пьем кофе — спасибо арабам. Любим обедать в кафе — спасибо арабам. Знаем о пользе лимонов и апельсинов — спасибо, арабы!

А еще — баклажаны, персики и миндаль. Рис, бананы и финики. Шпинат, сахар и макароны. И даже круассаны. Все думают, что эту выпечку придумали во Франции. Но на самом деле — круассаны стали впервые выпекать арабы, как закусочные булочки в форме исламского полумесяца.

Такое мнение в корне несправедливо. В этой статье мы не будем рассматривать влияние исламской религии и арабов на развитие культуры в мире в частности. Только в общем, легкими примерами. Но если вы хотите узнать больше — подписывайтесь на наш блог и вы узнаете еще много интересного!

Если вам понравилась статья 🔥, поставьте лайк 👍, поделитесь в социальных сетях 🥰, и не забудьте 👉 подписаться на канал 👈, чтобы не пропустить 👀 новые выпуски!

Шамаиль

Купцы Булгары

Ислам и письменная культура

У булгар была своя древняя письменная культура, основанная на рунических письменах. С принятием ислама стала распространяться и арабографическая письменность. Её использовали не только в письме, но и для украшения архитектурных сооружений, ювелирных украшений, бытовых предметов и т. д.

Аяты из Корана на стене мечети

Поскольку ислам запрещает изображения живых существ, в декоративном искусстве стали широко распространяться орнаменты из геометрических фигур, растений, каллиграфия. Например, стены мечетей украшались растительными орнаментами и аятами из Корана. Использование каллиграфии как орнамента дало толчок для появления шамаилей.

Шамаили — это настенные панно, картины, имеющие охранно-ритуальное значение. Наряду с сурами Корана они обычно содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном. В их изготовлении чаще всего использовались зелёный, голубой, синий цвета.

Мусульманский календарь

Булгары, став мусульманами, использовали мусульманское летосчисление, основанное на лунном календаре. В нём, в отличие от солнечного календаря, год короче на 10 дней, так как в месяцах по 29 и 30 дней. Вот поэтому известный вам месяц Рамазан, во время которого мусульмане соблюдают пост, каждый год переходит на 10 дней вперёд и приходится на разное время года. Параллельно продолжал использоваться и бытовавший прежде календарь животного цикла.

Основы ислама

Пять столпов ислама

Если молитва и шахада — обязанность каждого мусульманина, то пост, закят и хадж являются обязательными только для здорового человека с определённым имущественным достатком. Если язычники верили, что можно обеспечить человеку благополучное пребывание в загробном мире просто верно соблюдая все похоронные обряды и ритуалы, умилостивив божеств щедрыми дарами, то с исламом распространилось убеждение, что только сам человек своими добрыми делами, благочестивой жизнью и соблюдением всех религиозных предписаний может заслужить рай после смерти. Теперь от человека требовалось не формальное, внешнее соблюдение религиозных обрядов, а искренняя вера и преданность своей религии, которую следовало подтверждать не только словами, но и своими каждодневными добрыми делами.

Ислам и нравственность

Рукопожатие

Как мы видим, многое в нашей современной жизни пришло к нам с исламом и с веками стало неотъемлемой частью жизни и культуры нашего народа.

Ф. Яхин. Как зародился ислам

Сулейман Худжа (легенда)

Читайте также: