Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема развития личности имеет множество аспектов рассмотрения, как в теоретическом, так и практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен развития остается до конца нераскрытым на разных этапах взросления личности. Особый интерес представляет развитие личности, имеющей с первых лет жизни нарушения зрения, поскольку с каждым годом во всем мире увеличивается количество детей с нарушениями зрения.

Зрение играет одну из главных ролей в раннем развитии детей. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или возникшее на первых годах жизни, может достаточно сильно повлиять на общее развитие ребенка самым драматическим образом.

Психическое развитие детей, страдающих нарушениями зрения, характеризуется различными особенностями. Одной из них является сокращение и ослабление зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, овладения трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения (поражения), которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

По мнению А. Г. Литвака, восприятие – это есть психический процесс отражения предметов, явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта [3].

Основой познавательной деятельности ребенка является чувственное познание, опирающееся на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа зрения ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

В свою очередь, зрительное восприятие – это сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции. Зрительное восприятие связано с вниманием, мотивацией, интересами, мышлением, эмоциями.

Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности. Очень часто можно заметить, что взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями. Нередко ребенок не устанавливает смысла различительных, цветовых и других признаков. Также дети с нарушением зрения испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображенные в перспективе, их протяженность и детализацию [2].

Зрительное восприятие у детей, имеющих снижение остроты зрения, нарушения светоощущения, сужение поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих детей по степени полноты, точности и скорости отображения.

У слабовидящих детей острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она меняется под воздействием различных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и других.

Для развития зрительного восприятия и остроты зрения дошкольников с нарушениями зрения нами были подобраны следующие методики.

Прежде, чем изобразить какой–нибудь предмет, ребенку нужно его хорошо представить. Для этого, на протяжении всего этапа обучения детей рисованию огромное внимание уделяется развитию предметных представлений, а также формированию способов исследования предметов с помощью других анализаторов. Также важным является обеспечение для детей с нарушением зрения условий для овладения сенсорными идеалами формы, величины, цвета и пространственного положения предметов, поскольку у детей возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов [4].

Адаптация стимульного материала при обследовании детей с нарушениями зрения обусловлена необходимостью его достаточно ясного и точного восприятия детьми и требует от специалиста знания установленного диагноза заболевания и в каком состоянии находятся основные зрительные функции исследуемого ребенка: остроты зрения, характера зрения, цветового и форменного зрения.

По этой причине необходимо подобрать материал для обследования, учитывая индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Имеются также общие положения, которые надлежит выполнять при предъявлении стимульного материала, устремленного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности зрительного восприятия лиц с нарушением зрения

Восприятие — это процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств. Человек, как и другие высшие животные, получает информацию извне и о том, что происходит в его организме, исключительно через рецепторы. Ощущения не отражают свойства предметов и явлений окружающего мира, поскольку рецепторы лишь сигнализируют в мозг о наличии раздражителей, способных активировать данный тип рецепторов. Нервная система человека воссоздает внешнюю реальность, основываясь на ограниченных данных рецепторов. Это возможно только благодаря раннему обучению в критический период формирования систем восприятия. Активно осваивая внешний мир, ребенок постоянно получает обратную связь от рецепторов в ответ на собственное действие, что и позволяет мозгу конструировать внешнюю реальность на основе субъективных ощущений.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У детей с нарушенным зрением наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин). Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание такими детьми рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М.Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у детей с нарушением зрения при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, которые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления.

Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается.

Среди детей с нарушением зрения имеются лица с суженным полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У детей с нарушенным зрением наблюдаются также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. Уровень недоразвития глазодвигательных функций у таких детей зависит от характера заболевания и состояния остроты центрального зрения. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигательными компонентами глаза (М.И. Земцова). Для этого необходимо создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые - с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой - успокаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных

Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях.

Восприятие движения. Восприятие движения - это отражение изменения положений, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непосредственного восприятия акта перемещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения, восприятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у слабовидящих приемов и способов восприятия движений, опирающихся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и другие сенсорные функции.

Мамулькина Виолета Евгеньевна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
студентка 3 курса факультета педагогики и психологии – центр педагогического образования, направления подготовки Специальное дефектологическое образование, направленность Специальная психология


Аннотация
В данной статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, обосновывается необходимость целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия, а также предлагаются примеры упражнений для проведения этой работы.

Mamulkina Violeta Evgenevna
Priamursky State University named after Sholom - Aleichem
3rd year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology - the center of teacher education, training areas defectlogical Special education directed specifically psychology


Abstract
This article describes the peculiarities of visual perception of preschool children with visual impairments, the necessity of purposeful work on the development of visual perception, and offers examples of exercises for this work.

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в огра­ничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь про­цесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врож­денные – обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные – последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступле­ния зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и фи­зического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения.

Детей с нарушением зрения можно разделить на две категории: слепые и слабовидящие.

Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения. У них возможно сохранение светоощущения или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки этих детей в окружающей действительности является усиленная ориентировочная реакция на звуки.

Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Психическое развитие детей, страдающих нарушениями зрения, характеризуется различными особенностями. Одной из них является сокращение и ослабление зрительного восприятия.

По мнению Литвака А.Г. [2], восприятие – что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.

Скорость и правильность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения зависят в первую очередь от остроты зрения. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она изменяется под воздействием разнообразных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т.д.

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия – его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у слабовидящих детей в процессе зрительного узнавания объектов. Данные дети плохо узнают знакомые им предметы. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрения проявляется в том, что слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты.

Л.И. Плаксина [3], как и ряд других исследователей, отмечает у детей с нарушением зрения выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это проявляется в том, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. В силу этой особенности детям, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника, а к квадратам отнести и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами. Данный факт свидетельствует о том, что характерной для данного контингента особенностью является неспецифичность узнавания, обусловленная невозможностью тонкой зрительной дифференцировки.

Борисова Е.А. [1] обращает внимание на такую особенность зрительного восприятия детей с нарушением зрения, как его инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах, а довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Рассматривая сюжетную картину, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации у детей вырабатывается с трудом.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.

Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Эта работа включает в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.

Упражнения для развития восприятия цвета предмета должны проводиться по следующей схеме. Сначала тифлопедагог показывает основные и оттеночные цвета, сопровождая наглядный материал словесной инструкцией, затем ребенок должен самостоятельно назвать основные и оттеночные цвета по предъявлению взрослого, и в завершении соотнести предметы по цвету, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри, на эти цветы и покажи красный (синий, красный, оранжевый). К цветам прилетели бабочки, какого они цвета? А теперь давай посадим бабочек на цветы так, чтобы они были одинакового цвета”).

Развитие восприятия формы предметов можно осуществлять, придерживаясь следующей схемы. В начале занятия тифлопедагог показывает и называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), после этого он предлагает ребенку назвать эти фигуры самостоятельно и для закрепления изученного материала предлагается соотнести геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри на картинки (или “Посмотри вокруг…”), покажи и назови предметы, которые похожи на круг, квадрат и т.д.”).

Для развития восприятия величины предметов, зрительно- пространственной и зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения можно порекомендовать следующие упражнения. Сначала ребенку предлагается 5-6 предметов разной величины, при этом показ сопровождается словесной инструкцией (“Покажи самый большой / толстый / высокий / широкий…”). Затем следует предложить ему разложить комплект из 5-6 предметов в возрастающей или убывающей последовательности с обязательным речевым сопровождением (например: “Эта елочка низкая, эта повыше, эта еще выше и т.д.”). Кроме того, можно предложить задания, направленные на ориентировку на плоскости листа или в пространстве с использованием в речи пространственных предлогов и наречий (в, на, под, за, возле, справа, впереди и т.д.).

Необходимо отметить, что для предупреждения зрительного утомления упражнения необходимо чередовать с физминутками, динамическими паузами, адаптированными для детей с нарушением зрения, когда общие движения сопровождаются движениями глаз, прослеживанием, всматриванием, зажмуриванием и т.д.

Развивая зрительное восприятие у дошкольников с нарушением зрения, мы предупреждаем трудности в освоении буквенной символики, что в дальнейшем будет иметь не маловажное значение в процессе обучения навыкам письма и чтения. Также развитие данного вида восприятия необходимо для полноценного осуществления психической деятельности в целом. Ведь зрение является одной из важнейших анализаторных систем и нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. Следует отметить, что в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений, при тяжелых нарушениях зрения недостаток зрительных стимулов сочетается с сокращением стимуляции других модальностей. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в повелении, соматическом состоянии, может привести к нервно-психическим нарушениям, что существенно осложняет процесс социальной адаптации детей с нарушением зрения.

  1. Борисова Е.А. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения/Е.А. Борисова//Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г./под науч. ред. И.А. Емельяновой; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема.- Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО “ПГУ им. Шолом-Алейхема”, 2014.-154 с.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Статья

Зрительное восприятие играет огромную роль в познании предметов и явлений окружающего мира.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Актуальность темы исследования. Зрительное восприятие играет огромную роль в познании предметов и явлений окружающего мира. С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. А при нарушении зрения происходит сокращение или ослабление функций зрительного восприятия.

Изучением особенностей зрительного восприятия у слабовидящих детей занимались такие учёные, как А. Г. Литвак, Ю. А. Кулагин, Т. П. Зинченко, Л. П. Григорьева, М. Б. Эйдинова, Н. А. Крылова, В. А. Лонина и др.

Особенно остро проблема зрительного восприятия стоит у дошкольников с нарушениями зрения. Несмотря на нарушение (от 0,05 до 0,2), зрение у них остается основным средством восприятия и, соответственно, другие анализаторы не замещают зрительный, как у слепых, и он остается ведущим в учебном процессе. От сформированности зрительного восприятия зависят целостность, точность, полнота и скорость восприятия изображений предметов, что влияет на успешность и продуктивность в учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения является актуальной проблемой современной психологической науки, т. к. необходимо создание более точно дифференцированных методов по развитию отдельных особенностей зрительного восприятия.

Зрительное восприятие — это совокупность сенсорных и психических процессов построения образа окружающего мира. Восприятие можно охарактеризовать и как процесс неких изменений, происходящих в органах чувств человека в результате воздействия на них физических характеристик визуального объекта. Восприятие объективно на уровне первичных сенсорных процессов. Восприятие глубоко субъективно на последующих стадиях, когда включаются образная память и воображение.

Восприятие является сложным познавательным процессом, который становится ведущим в дошкольном возрасте. При восприятии основных признаков предмета (цвета, формы) огромную роль играет задача, стоящая перед детьми и определяющая, на что будет ориентироваться ребёнок: на цвет или форму. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Существенная роль в предпочтении ребёнком одного или другого признака предмета принадлежит слову. При восприятии предмета ребёнок опирается и на его целостное отражение, и на узнавание отдельных частей. Осмысливание предметов по несуществующей его части называется синкретизмом. Развитие восприятия идёт путём формирования перцептивных действий, которые являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками − сенсорными эталонами.

Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объём воспринимаемого материала, слабое различение выражения лиц людей, изображённых на картинке, значительные трудности при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков, инактивность и константность восприятия.

n Цель исследования: выявление особенностей развития механизмов пространственного зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

n Объектом исследования зрительное восприятие детей дошкольного возраста.

n Предметом исследованияявляется особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей с нарушением зрения имеются особенности зрительного восприятия, которые проявляются в трудностях вычленения объектов из окружающей среды, их номинации, в изменении ведущего типа зрительного восприятия.

Экспериментальное исследование проводилось на базе казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с нарушениями зрения "Детский сад № 137 компенсирующего вида" и "Детский сад № 106 "Кораблик" комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики.

В эксперименте приняли участие две группы детей:

А) Дети, имеющие нарушения зрения (10 детей 5-6 лет).

Б) Их нормально развивающиеся сверстники (10 детей 5-6 лет)

При проведении исследования дети всех исследуемых категорий находились в одинаковых условиях эксперимента.

Для реализации поставленных задач был использован стереокинетический тест Могилева

В группе детей с нормальным зрением коэффициент К в основном положителен: большинство точек расположено выше проведенной горизонтальной линии, а отрицательные значения К встречаются только в возрасте до 7 лет. В каждой возрастной группе есть испытуемые с К = 1, у которых наблюдали полную победу бинокулярных механизмов над монокулярными. В группе слабовидящих детей (см. рисунок 1) обращает на себя внимание 2 факта: большое количество (более 70%) детей с К

У слабовидящих детей среднее значение коэффициента К по группе оказалось равным —0,009 ± 0,35, что достоверно ниже соответствующего среднего показателя в контрольной группе, составившего 0,38 ± 0,25 (р школьному возрасту, однако развития бинокулярных механизмов, наблюдаемого в норме, не происходит.

Анализ случаев отрицательного значения К в группе слабовидящих показал, что далеко не все испытуемые имеют нарушения бинокулярного зрения. Так, нередко отрицательные значения К отмечаются у детей, страдающих врожденными рефракционными аномалиями высокой степени, осложненными амблиопией, астигматизмом, а также при патологии сетчатки и артифакии.

Результаты исследования показали, что у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств.

Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям.

Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения.

Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения.

В ходе исследования у воспитанников с нарушениями зрения были выделены следующие особенности:

· у слабовидящих детей изменяется характер взаимоотношений между монокулярными и бинокулярными механизмами пространственного восприятия. Если в норме в условиях эксперимента бинокулярные механизмы уменьшали иллюзию глубины, обеспечивая формирование более совершенного пространственного образа, то при нарушениях зрения вклад бинокулярных механизмов был уменьшен даже при отсутствии явных бинокулярных расстройств.

· Можно предположить, что выявленная у слабовидящих детей инверсия влияния условий наблюдения на величину стереокинетического эффекта может объясняться

неполноценностью бинокулярных механизмов. До определенного возраста происходит параллельное развитие монокулярных и бинокулярных механизмов, которые могут быть сопоставимы по своим возможностям.

· Из-за дефектности бинокулярных механизмов их развитие останавливается, тогда как развитие и тренировка монокулярных механизмов продолжаются и дети привыкают опираться именно на них, игнорируя бинокулярные, что может приводить к аномальному усилению монокулярных эффектов в условиях бинокулярного наблюдения.

· Вместе с тем проведенное исследование не может дать однозначный ответ на вопрос о том, какие факторы оказали преимущественное влияние на изменение характера взаимоотношений механизмов пространственного зрения при слабовидении: глубина и тип зрительной патологии, время наступления и стаж зрительного дефекта, специфические компенсаторные перестройки взаимоотношений между правым и левым зрительным каналом. Для выяснения этого вопроса требуются более массивные исследования с формированием групп испытуемых, имеющих схожие нарушения зрения.

· Коэффициент влияния бинокулярных механизмов у половины детей с нормальным зрением показали средний уровень развития, причем одна треть детей продемонстрировала высокий уровень; большинство детей с нарушениями зрения показали уровень ниже среднего и низкий;

· У детей с нарушениями зрения затрачивалось значительно больше времени на соотнесение глубины тест-объекта Могилева с конусамим по сравнению с детьми с нормальным зрением;

· у детей с нарушениями зрения наблюдалась быстрая истощаемость в процессе проведения эксперимента;

· при выполнении заданий дети с нарушениями зрения чаще отвлекались от процесса работы, чем дети в норме.

Цель методики: провести оценку взаимодействия сереокинетического и бинокулярного механизмов восприятия глубины и объема и выявить возможные скрытые нарушения бинокулярного восприятия.

Стимульный материал: тест-объект Могилева; мотор, обеспечивающий вращение со скоростью 1 оборот в секунду; набор конусов высотой 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35 см.; окклюдор.

Ход диагностики: для проведения исследования посадите испытуемого на расстоянии 3 м от тест - объекта, укрепленного на оси мотора. Рядом с объектом поставьте эталонные конусы. Включив мотор, попросите испытуемого оценить воспринимаемую высоту либо глубину (h) иллюзорный конической фигуры, возникающей за счет стереокинетического эффекта. Предложите испытуемому наблюдать вращающийся тест-объект сначала монокулярно (одним левым и одним правым глазом), а затем бинокулярно (двумя глазами одновременно).

1) Провели оценку взаимодействия стереокинетического и бинокулярного механизмов восприятия глубины и объема в каждом случае трехкратно.

Читайте также: