Портрет в древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме по прихотям Музы скульптура была популярнее живописи. К живописным работам относятся Фаюмские портреты, найденные в Среднем Египте – изображения красивейших жителей римского Египта I–IV веков н.э.: египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.

Лица Средневековья

За пределами Европы

Поразительной конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X–XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, светила средневековой живописи из Поднебесной создали немало ярких индивидуализированных психологических портретов. Кроме того, высокие образцы портретной миниатюры (правда, немного непривычные европейскому глазу) были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.

Портрет Возрождения

Во времена Ренессанса наступил перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наверстывая упущенное за времена неврастенического средневекового мракобесия. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей, забыв горький урок с Вавилонской башней.

Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть сущность изображаемого человека – а это было семимильным шагом вперед. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели место в пространстве. Смена режиссеров влечет за собой смену декораций: на смену условному, ирреальному фону Средневековья приходят интерьер или пейзаж. Общение изображаемого человека с вымышленными персонажами ( мифологическими и евангельскими) становится нормой. В монументальных росписях среди других героев картины художник также нередко изображает и себя, от былой средневековой стыдливости не осталось и следа. Наконец, финальным штрихом стало возникновение техники масляной живописи, которая сделала письмо более тонким и психологичным.

Человек – центральная фигура в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов и существенно обновляют средства художественной выразительности. Среди них – воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана.

Портрет маньеризма

В искусстве маньеризма (XVI век) ясность ренессансных образов сдает свои позиции. Все тревожнее и драмматичнее воспринимает художник свою эпоху, все острее и духовно насыщеннее становится композиционный строй. Наглядный пример тому – портреты итальянцев Понтормо и Бронзино и испанца Эль Греко.

В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета – теперь персонажи живее, крепче связаны друг с другом. Застывшие портретные группы Средневековья медленно, но верно сменяются многофигурными композициями.

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портретов поэтов, философов, общественных деятелей.

Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета, в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

Изображение человека как воспроизведение совершенно определенной личности является уникальным созданием греческого искусства. Эпохальное новшество, состоявшее в том, чтобы сугубо личные признаки отдельного человека сделать объектом художественного изображения, показать и увековечить в произведении искусства своеобразие этого человека, является частью того огромного шага вперед, который сделало греческое искусство к началу V в. до н. э. Мы не сумеем понять значения этого процесса, если не представим себе, что до того времени отдельный человек как личность не существовал, он был лишь частью массы, в которой растворялся, или же правителем, который возвышался над нею как символ власти. Поэтому искусство архаики не знало портрета как такового, и даже выразительные скульптуры Нефертити не могут скрыть того, что египетское искусство оперировало только типами и символами, индивидууму же внимания не уделялось. Поэтому портреты властителей изображали Рамсеса или Аменофиса только как носителей власти, как "фараонов". В вавилоно- ассирийской культуре следует отметить то же явление. Даже в Греции в архаический период в X-VI вв. до н. э. оригинальность и неповторимость отдельного человека оставались без внимания.

Портреты из Капитолийского музея, Рим


Портреты из Капитолийского музея, Рим

В рамках тогдашнего строя не было места для ярких одиночек; нужно было вписываться в традиционные рамки. Правила жизни, точно сформулированные "Семью мудрецами" * , наставления жрецов и слово владыки являлись для всех в равной степени обязательным. Философы пытались познать и разрешить загадки природы, а не проблемы человека.

* ("Семь мудрецов" Древней Греции: Фалес Милетский (ок.625 - ок. 547 гг. до н. э.), Биант (ок. 600 г. до н. э.) из Приены, Хнпон (первая половина VI в. до н. э.) из Спарты, Периандр (627-587 гг. до н. э.) из Коринфа, Питтак (650-580 гг. до н. э.), правитель Митилен, Солон (649-559 гг. до н. э.), афинский законодатель, Клеобул (начало VI в. до н. э.) из Линда. - Прим. ред.)

Границы этого архаического мира, охватывавшего также все неевропейские культуры, к началу V в. до н. э. были разорваны только в Афинах. Мы до сих пор восхищаемся этим уникальным явлением и благодарны людям, которые сумели это совершить: ведь "открытие индивидуума" является фундаментальной основой, которая с тех пор обеспечивает свободному человеку особое, суверенное положение в мире.

Портреты из глиптотеки, Мюнхен


Портреты из глиптотеки, Мюнхен

При таком новом дифференцированом подходе теперь уже не определяли личность изображенного только с помощью надписи; шаблоны были ликвидированы, начали создаваться новые индивидуализированные изображения. При этом внешний облик человека, детальному воспроизведению которого придавалось большое значение, должен был теперь выражать личность во всей ее оригинальности; очевидна была также и необходимость интерпретировать духовный мир изображаемого.

Искусство этого периода создало средства, которые были необходимы для выполнения этой новой задачи. Оно способствовало духовному перелому, к которому привела демократия и победа над персами. Она привела к изгнанию тиранов и явилась причиной стремления персов задушить свободомыслие и новую форму государственности, прежде чем она станет распространяться. Национальная победа подтвердила превосходство свободного человека над человеком, живущим в условиях рабства, и тем самым укрепила новое самосознание греков, которые ощутили в себе способность на большие дела. Новый человек выдержал испытание, и греки начала V в. до н. э. заслуживают благодарной памяти всех, кто способен ощущать себя индивидуальностью.

Конечно, после ломки старых светских и духовных авторитетов индивидуум оказался перед лицом новых сомнений и сложных проблем, с которыми теперь должен был справляться сам. Старая вера в богов стала просто частью необязательного духовного багажа. Философы, окруженные учениками, обратились теперь к человеку и повели нравственные споры. Человек превратился в "меру всех вещей".

Для того, кто учился не только развивать свои личные способности, но и умело их использовать, открывался путь наверх, который до этого перелома в силу происхождения данного человека был для него закрыт. Появились возможности для выдвижения политиков, философов и поэтов, рассчитывающих только на свои способности.

Возникновение портрета было лишь одним из результатов этой духовной революции. Новую оценку личности стали применять и к великим представителям прошлого. При этой переоценке руководствовались в значительной мере фантазией, основанной на произведениях, оставленных этими людьми; эти "портреты фантазий" часто обладали большой убедительной силой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Портрет Автор: Дмитриева М.Д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Портрет Автор: Дмитриева М.Д.

Портрет Автор: Дмитриева М.Д.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н.Заболоцкий


Древний Египет Фараон Тутанхамон. XIVв. До н. э. Портретные статуи фараонов п.

Древний Египет Фараон Тутанхамон. XIVв. До н. э. Портретные статуи фараонов помещали в гробницу фараонов, чтобы душа нашла пристанище.

Файюмский портрет Портреты усопших. II век н.э.

Файюмский портрет Портреты усопших. II век н.э.

Древняя Греция Кора. 6 в. до н. э. Создавались скульптурные портреты поэтов.

Древняя Греция Кора. 6 в. до н. э. Создавались скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Отличались некоторой идеализацией образа, т.е. изображались в расцвете лет, в атлетической форме, их лица были прекрасны и величественны.

Древний Рим Каракола. 3 в. н. э. Развивается искусство скульптурного портрета.

Древний Рим Каракола. 3 в. н. э. Развивается искусство скульптурного портрета. Изображение императоров, знаменитостей, политических деятелей более реалистичное, отражающее индивидуальные черты.

Портрет девушки. Помпеи 50 лет до н.э. Женский портрет. Помпеи. Мозаика

Портрет девушки. Помпеи 50 лет до н.э. Женский портрет. Помпеи. Мозаика

Россия до XVIII века Спас Нерукотворный. XIII век

Россия до XVIII века Спас Нерукотворный. XIII век

Владимирская икона Божьей матери. XII век. Феофан Грек. Богоматерь Донская.

Владимирская икона Божьей матери. XII век. Феофан Грек. Богоматерь Донская.

Парсуна Портрет воеводы князя Шуйского М.В. Парсуна – переход от иконописи к.

Парсуна Портрет воеводы князя Шуйского М.В. Парсуна – переход от иконописи к портрету.

Россия XVIII века. Первым придворным русским портретистом стал Иван Никитин.

Россия XVIII века. Первым придворным русским портретистом стал Иван Никитин. И. Никитин. Пётр I.

Продолжателем дела И.Н.Никитина был И.Вишняков И. Вишняков. «Портрет князя Ф.

Народная тема Василий Тропинин – художник из крепостных. Вольную получил в 47.

Романтизм Романтизм – направление конца XVIII – первой половины XIX века. Нов.

Реализм. Конец XIX века. И.Е.Репин Осенний букет. В.Перов. Портрет Ф.М Достое.


Повторение изученного

1. Дать определение: Что такое портрет? Портрет – жанр живописи, посвящённый.

1. Дать определение: Что такое портрет? Портрет – жанр живописи, посвящённый изображению человека, конкретного лица с его особенностями, характером, настроением.

2. Где были найдены подобные портреты и для каких целей их использовали? Файю.

2. Где были найдены подобные портреты и для каких целей их использовали? Файюмские портреты служили местом пристанища души умершего человека.

3. Назовите особенности портретов Древней Греции и Древнего Рима Статуя Октав.

3. Назовите особенности портретов Древней Греции и Древнего Рима Статуя Октавиана Августа Скульптурный портрет , идеализирующий образ человека.

4. Какие отличия между парадным и камерным портретом

4. Какие отличия между парадным и камерным портретом

5. Почему икону нельзя считать портретом? Икона – это изображение Иисуса Хрис.

5. Почему икону нельзя считать портретом? Икона – это изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории.

Краткое описание документа:

Презентация позволит интересно и наглядно рассказать о истории изображения человека от Древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим) до нашего времени. Портрет во все времена занимал важнейшее место в искусстве. Другое дело, что у него могло быть разное назначение. Интересно прослеживается, как меняется портрет от одного исторического периода к другому. Дети в конце объяснения могут сделать выводы на примере женских портретов разных эпох, как изменилась роль женщины в обществе. Презентация заканчивается фронтальным опросом по изложенному материалу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 204 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 263 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.03.2014 2614
  • PPTX 23.3 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Марина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: