Право византии кратко шпаргалка

Обновлено: 04.07.2024

Византийское право. Византийским или греко-римским правом принято называть систему права, сложившуюся в Византии путем дальнейшего преобразования и постепенного приспособления к нуждам и нравам восточной империи римского права, развитие которого завершилось составлением сборников императора Юстиниана. Римская основа до конца оставалась важнейшим элементом Византийского права. Но она видоизменилась в области публичного права под влиянием иного отношения императорской власти к народу и к христианской церкви; в области уголовного права - благодаря постепенному проникновению в Византийское право варварских начал, в частности жестоких кар и членовредительных наказаний; наконец, в области гражданского права, - ввиду необходимости считаться с местными обычаями, например, в сельском быту, на который наложило свой отпечаток право осевших в пределах империи варваров, преимущественно славян. Тем не менее, судьбы отдельных институтов гражданского права в Византийском праве, в общем, представляют довольно последовательное развитие начал римского права, и они могут быть поняты только в тесной связи с последним. Этому содействовала своеобразная эволюция Византийского права, в результате которой оно, начиная с XI века, стремилось вернуться возможно ближе к своему исходу - к праву эпохи Юстиниана. Характерным отличием Византийского права от римского, однако, осталось гораздо более интенсивное вмешательство первого в частные и религиозные дела подданных.

В развитии Византийского права можно отличать два периода, т. к. законодательство Юстиниана, которое иногда считают отдельным периодом Византийского права, правильнее всецело относить к римскому праву. В общих чертах эти периоды совпадают с эпохами всего культурного и литературного развития Византии. Первый охватывает три столетия, со смерти императора Юстиниана до императора Василия I Македонянина (565-866). Это эпоха наиболее интенсивного проникновения в Византийское право варварских начал, время глубокого культурного упадка, соответствующее раннему средневековью на Западе. Римское право постепенно забывалось. Все же и за этот период в Византийское право проникают некоторые новые начала, преимущественно благодаря законодательству императоров-иконоборцев.

Второй период составляет остальное время существования Византии, от императора Василия I Македонянина до падения Константинополя (867-1453). Подобно тому, как в области литературы эта эпоха характеризуется движением в сторону классицизма, в области политики и права она породила сильное стремление к восстановлению древних начал в церкви и государстве, в частности к возможно полной реставрации Юстиниановых источников, хотя бы в переработках, несколько приспособляющих их к столь значительно изменившимся условиям. Это стремление объяснялось не только общим подъемом византийской культуры в X и следующих столетиях, сказавшимся, между прочим, в основании в 1045 г. в Константинополе высшей юридической школы. Частью оно было обусловлено еще тем, что Византия к этому времени утратила ряд тех своих провинций, население которых особенно сильно тяготело к иным, не римским правовым началам; варварские же племена, проникшие в центральные области империи, уже успели тогда значительно эллинизироваться. В этот второй период Византия оказалась, таким образом, сравнительно с первым, более однородно-греческим государством. В том же направлении видоизменилось и ее право. В последующем изложении мы будем останавливаться только на светском Византийском праве; относительно церковного законодательства и сборников канонов, см. церковное право.

I. Первый период. Своды Юстиниана были составлены из сочинений римских юристов и конституций, изданных большей частью по латыни, на официальном языке Римской империи, а первоначально также Византийской. Но в Византии уже тогда преобладал греческий язык, который был общеупотребителен не только в гражданском обороте, но и в судах. Сначала работы византийских юристов состояли, поэтому, в приспособлении римских источников для населения восточной империи и в комментировании их. Первыми приступили к этому уже сами сотрудники Юстиниана, участвовавшие в составлении его сводов, а за ними последовали их преемники по преподаванию юриспруденции в школах Константинополя и Берита. Сохранилась, например, греческая парафраза (пересказ) институций Юстиниана, большинством исследователей приписываемая Феофилу, профессору в Берите и участнику составления дигест (пандектов). Она полезна поныне как пособие при восстановлении текста Институций. Из аналогичных работ по Дигестам, Кодексу и Новеллам сохранились только незначительные отрывки. Писались также краткие пособия по отдельным вопросам, например, о сроках (αí íοπαí). Авторы этих трактатов пользовались еще отчасти до-юстиниановскими источниками, благодаря чему их работы иногда служат пособием при критике текста сводов Юстиниана.

Законодательные акты этого времени назывались новеллами (novellae constitutiones), так как они носили характер дополнительных постановлений к Дигестам и Кодексу. Большинство новелл ближайших преемников Юстиниана касались церковного права (особенно важны 4 новых императора Ираклия) и, кроме брака, почти не затрагивали институтов гражданского права.

Крупные изменения в Византийское право внесло впервые законодательство иконоборческих императоров, которые вообще склонны были отступать от старого порядка. В 739 г. император Лев Исаврянин и Константин V Копроним издали т. н. Эклогу (’Εχλογη των Νομων), т. е. извлечение из законов. Этот небольшой кодекс в 18 главах должен был заменить громоздкие своды Юстиниана, пользование которыми было уже не под силу юристам VIII века. Вместе с тем она содержит ряд нововведений. Последние представляют собой, однако, не столько попытки планомерно преобразовать право, чтобы согласовать его с новыми запросами жизни, реформировать его, как полагали многие, сколько воспроизведение в законе установившегося уже раньше обычного права. Вот некоторые из наиболее существенных отступлений Эклоги от начал юстинианова права.

Эклога видоизменяет форму заключения брака, усиливая значение церковного венчания, и совсем не признает римского конкубината; она еще более ограничивает власть отца над имуществом детей, чем раньше, и устанавливает новые сроки совершеннолетия (15 и 13 лет); во многих отношениях она уравнивает власть матери над детьми с отцовской властью, создавая понятие родительской власти обоих супругов; она признает нечто вроде общности управления имуществом супругов, которая сказывается и после смерти мужа, когда вдова сохраняет право управлять всем семейным имуществом. Все это, несомненно, типичные черты обычного права варваров, особенно славянских народов, осевших в пределах Византии. Напротив, на уголовном праве Эклоги особенно сильно отозвались жестокость норм и карательная система Востока: она изобилует постановлениями о применении, даже по мелким преступлениям, членовредительных наказаний, как усечение ушей, носа, отрезание языка, ослепление и т. п.

Однако, огромные по своему объему Василики оказались слишком громоздкими для византийских юристов. Так как законодатель не приходил им на помощь изданием более кратких сводов, то за составление таковых стали браться частные лица, причем их сборники нередко приобретали со временем не меньший авторитет, чем закон, и превращались как бы в самостоятельные источники права. Укажем лишь главнейшие из них, т. к. за пять веков после Василик появилось довольно много таких частных сборников. Приводимые ниже названия их присвоены им, впрочем, большей частью, современными издателями, например, Цахариэ ф. Лингенталем.

Изучение Византийского права возродилось на Западе с XVI ст., первоначально как вспомогательная дисциплина к церковному и римскому праву. За последнее время, подобно другим отраслям византологии, оно становится предметом самостоятельного интереса, хотя все еще не занимает заслуженного места, особенно в России, для которой оно имело особенно большое значение.

Эпанагога – новое руководство для судей, изданное в промежутке между 884 и 886 гг., которое повторяло основные положения Прохирона. Система изложения Эпанагоги была значительно улучшена по сравнению с Прохироном.

Византийские кодексы содержат ряд норм о собственности, о сервитутах, в особенности городских; подробно освещают вопросы залогового права; содержат постановления об эмфитевзисе – наследственной аренде.

Римское обязательственное право, которое было регламентировано в своде Юстиниана, мало подверглось изменению в последующем византийском законодательстве. Но в связи с сокращением гражданского оборота в Византии многие институты римского обязательного права не получили дальнейшего развития в византийских кодексах. Сохранилось деление на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сохранилась и система договоров, которые совершались преимущественно в письменной форме. Особенно подробному регулированию подвергся договор займа.

Брак в Византии регулировался нормами православного церковного права. Браку предшествовало обручение, которое сопровождалось особым церковным обрядом. Существовало множество условий для признания брака действительным. Также были обозначены возможные поводы для развода. Нормы семейного права Византии были восприняты в славянских государствах, принявших православие, в том числе и на Руси.

Византийское право, как и римское, различало наследование по завещанию и наследование по закону. Почти полностью были восприняты византийским правом и римские положения об опеке и попечительстве.

Византийское право – уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется высокой стабильностью, цельностью, способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. В середине VI в. была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась важным источником действующего права Византии и тем фундаментом, на котором сформировалась ее правовая система.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии 1. На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования исполнителя к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

78. Византийское право

78. Византийское право Византийское право – уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется высокой стабильностью, цельностью, способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. В середине VI в. была

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Александр Сосинович

Византийское право - право Восточной Римской империи (Византии) VI-XV вв. Основными источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Для византийского права характерна достаточно высокая степень кодификации. При императоре Юстиниане (527-565) был составлен свод римского права (Corpus juris civilis), называемый также Сводом законов Юстиниана. При царях Исаврийской династии (717-867) была издана Эклога, а также земледельческий закон. При императоре Македонской династии Василии I (867-886) издан Прохирон, заменивший Эклогу. Между 884-886 гг. было издано новое руководство для судей - Эпанагога. Последняя официальная кодификация византийского права - Базилики. В дальнейшем единственной формой правотворчества является издание новелл, отражающих развитие феодального права.
В X веке с возникновением крупного землевладения, закрепощением крестьянства и усилением власти феодалов возникает новый вид новелл, получивших название Хрисовул (грамот с золотыми печатями). Это были иммунитетные грамоты, даруемые духовным и светским феодалам. Византийское право содействовало укреплению феодальных отношений, феодальной земельной собственности, которая постепенно вытесняла остатки рабовладельческого землевладения и общинное землевладение свободных крестьян. В Византии, как и в Западной Европе, существовали бенефиции (пронии). Прониар осуществлял военные, судебные и административные функции на территории владения. Позже пронии превратились в наследственные владения.
Обязательственному праву Византии известны много разновидностей договоров, заключавшихся, как правило, в письменной форме и с участием свидетелей. В византийских договорах применялось соглашение о неустойке.
Уголовное право Византии за одно и то же преступление предусматривало различные наказания в зависимости от социального положения виновного и потерпевшего. Убийство собственного раба не считалось наказуемым деянием. Византийское право знает такие виды преступлений: политические (заговоры против царя, измена), религиозные (раскол, святотатство, лжеприсяга и др.), имущественные (кража, грабеж, разбой, поджог), против личности (убийство, телесные повреждения, продажа в рабство и др.), против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие и др.). В качестве наказания применялись смертная казнь (простая и квалифицированная), членовредительные и болезненные наказания, денежные штрафы, конфискация имущества, изгнание и др. (см.: Юридический словарь. - М., 1953).

Александр Сосинович

Свод законов Юстиниана (лат. Corpus juris civilis) - один из первых известных сводов законов. Время правления византийского императора Юстиниана (527-565) совпадает с расцветом восточноримской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия обнародовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам - "50 определений", в котором были систематизированы консультации правоведов. На этой основе началась более системная работа по кодификации римского права. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием "Дигесты" (Digesta), или "Пандекты" (Pandectae). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права - в целях как учебных, так и идейно-политических.
В ноябре 533 г. были опубликованы разработанные Трибонианом (совместно с двумя др. правоведами) "Институции" - по прежней традиционной схеме и во многом по образцу Институций Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под ее воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. После выхода в свет Кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась, и все крупные изданные им акты позднее составили "Новеллы", систематизированные уже после смерти Юстиниана. С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все 4 элемента Свода законов Юстиниана получили обобщенное название Corpus juris civilis (Свод гражданского права); под этим названием они были впервые объединены в едином издании.
Подлинные тексты Свода законов Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени. Собственно кодификацией права можно считать лишь 3 первые составные части Свода законов Юстиниана. "Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов: а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах, б-в) общие институты вещного и обязательственного права, г) учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Александр Сосинович

Византийское право - правовая система Византии (VI-XV вв.), основой которой был Свод Юстиниана. Сложилась путем преобразования и постепенного приспособления к нуждам Восточной империи римского права и характеризовалась дуализмом церковного и светского права. Преобладающими источниками византийского права являлись законы, издаваемые императорами. Заимствовано феодальным правом Армении, Грузии, некоторых стран Европы и Азии. В Греции нормы византийского права применялись до середины XX в.

Александр Сосинович

Эклога - краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исаврийским в 726. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и т.д.) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклогу включены главным образом нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.

Александр Сосинович

Кодификация Юстиниана - систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права - Corpus juris civilis. Впервые кодификация Юстиниана была напечатана под этим названием в 1583. Цель кодификации Юстиниана заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия, судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529-534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.
Кодификация Юстиниана состоит из трёх частей: Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Дополнения и изменения, внесённые в кодификацию Юстиниана в 535-565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции - всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.
Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в кодификацию Юстиниана, так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к кодификации Юстиниана отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих кодификацию Юстиниана.
Кодификация Юстиниана послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена рецепция римского права в странах феодальной Европы.
Лит.: Перетерский И.С., Дигесты Юстиниана, М., 1956: Азаревич Д., История византийского права, т.1, Ярославль, 1876: Римское частное право, под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского, М., 1947.

Александр Сосинович

Прохирон (от греч. prócheiros - находящийся под рукой) - кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 по приказу императора Василия I. Прохирон не был официальным сводом законов, а служил обязательным руководством для судей. Источник Прохирона - кодификация Юстиниана. Он оказал определённое влияние на последующее византийское законодательство (в том числе и Василики). Является (наряду с Эпанагогой) одним из источников православного церковного права.

Александр Сосинович

Василики, базилики (греч. Basiliká) - последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. н.э. при императоре Льве VI ("Мудром"). Состоит из 60 книг. В основе Василик лежит законодательство Юстиниана (кодификация Юстиниана), однако некоторые нормы этого законодательства (устаревшие или отмененные) не были включены в Василики: кроме того, в Василиках каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении Василик был также использован Прохирон. В позднейших списках В. приводятся отрывки из сочинений византийских юристов 11-12 вв. По своей классовой направленности Василики отражали процесс угнетения крестьян, снова узаконили крепостничество, отменили ограничения по укрупнению частного землевладения и т.п.
Лит.: Basilicorum libri LX, t.1-6, ed. С.G.E.Heimbach, t.7, ed. E.G.Terriniet J.Mercati, Lipsiae, 1833-1897.
З.М.Черниловский.

Александр Сосинович

Эпанагога (греч. Epanagogé tú nómu) - сборник византийского права конца 9 в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Эпанагоги носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения феодального государства и церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Александр Сосинович

Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточноримским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию Кодекса Феодосия предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения - конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия - западноримским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В Кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, то есть главным образом её феодализация.

Читайте также: