История возникновения вандализма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вандализм. Знакомое, привычное слово. Однако его история не совсем обычна.

Происходит оно от названия восточногерманского племени вандалов. Это племя, точнее, мощный племенной союз в III веке появился у границ Римской империи на территории Дакии. При Константине Великом вандалы переселились в Паннонию, откуда теснимые готами и гуннами в конце IV века ушли к границам провинций Германия и Галлия. В 406 году вандалы вместе с другими племенами прорвалось за Рейнский лимес, прошли через Галлию и Испанию, в 429-435 годах захватили практически всю римскую Африку и создали там собственное королевство. Кстати, даже формально независимое от империи, в отличие от других варварских государств V века.

Безусловно, вандалов, как и любое древнегерманское племя, сражавшееся с римлянами в эпоху Великого переселения народов, нельзя назвать смирным и безобидным народом. В те суровые времена, когда война была повседневностью, таких народов вообще не существовало, во всяком случае, в беспокойной и стремительно меняющейся римской ойкумене.

А германцы - гордые дети Севера, бросавшие вызов великой империи - ценили воинское искусство превыше других и королей своих выбирали по доблести и лидерским качествам.

Однако римляне тоже совсем не славились гуманностью и великодушием. Напротив, потомки сынов Марса, воспитанных волчицей, были более чем достойны своего отца и воспитательницы.

Гнев же церковников вандалы навлекли на себя тем, что в римской Африке они не миндальничали с местными прелатами и устраивали периодические гонения на ортодоксальную церковь.

И дело здесь не в том, что их арианство отличалось какой-то особой истовостью, а сами вандалы были очень религиозны. Просто в ситуации, когда провинция захвачена силой, удерживается с помощью силы, сила является важнейшим аргументом в любом споре с империей, лидеры местного населения (таковыми священники являлись de facto в отсутствии других) либо идут на вынужденное сотрудничество с завоевателями, либо становятся руководителями оппозиции, и с ними ведут себя соответственно.
В Римской Африке получилось именно так. Жители провинции - крупные землевладельцы из римских аристократических родов и местные арабские и берберские племена, встречавшие без восторга и римлян и их врагов - не умели и не хотели договариваться с завоевателями. Вандалы со своей стороны тоже не особенно пытались. Так и жили целый век до падения королевства в глухом противостоянии, периодически переходившем в восстания и гонения.

Разумеется, в такой ситуации страдали и священники, и храмы, и церковное имущество.

Потому, когда византийцы в 30-х годах VI века отвоевали Римскую Африку, их хронисты и официальные историографы не пожалели мрачных красок, расписывая жестокость вандалов. А писатели следующих веков подхватили эту традицию. Тем более, сами вандалы документов после себя не оставили. Опровергнуть византийских авторов было нечем.

Изначально вандалами (или вандилиями) называли представителей германского племени Вандалов – одного из многих племен, кочующих по Европе во время Великого Переселения Народов.

Впервые германские племена вандалов упоминаются в 1 веке нашей эры у Плиния Старшего. Согласно этому автору, вандалы (или вандилии) представляли собой северо-восточную группу германцев, в составе которой были варины, бургундионы, гутоны и карины. Также известно, что в составе вандалов были племена силингов, асдингов и лакрингов (возможно карины?).

Вандилии упоминаются также у Тацита. Согласно данным историка 6 века, Иордана, эти племена изначально проживали где-то в Прибалтике (по современным данным, между Одером и Вислой), а когда туда из Скандинавии пришли готы, вандалы были вынуждены переселиться к границам Римской империи. С ранней историей этого народа часто связывают начальный этап становления пшеворской культуры, распространенной в междуречье Вислы и Одера во 2 веке до н.э. – 4 веке н.э.

Судя по всему, новой родиной для вандалов на короткое время стали земли Меотиды в бассейне Азовского моря. На это указывает Прокопий Кесарийский, и это подтверждается тем, что вандалы находились в тесном союзе с сарматским (готским, согласно Прокопию) племенем аланов, кочевавшем в те времена как раз по соседству с Меотидой. Союз с аланами был настолько тесен, что они в дальнейшем сопровождали вандалов на всем их долгом пути из Меотиды в Испанию и дальше в Африку в эпоху Великого переселения народов.

К началу V века н.э. Западная Римская Империя постепенно теряла свое влияние и военную мощь под натиском многочисленных варварских племен. На бывших землях некогда могущественного государства творился хаос: новые племена покоряли города, но на их место через пару лет приходили новые завоеватели. Одним из таких племен и являлись вандалы, которые из Германии переселились сначала в Испанию, а оттуда вынуждены были перебраться в Северную Африку. Причины этого исхода непонятны: одни историки утверждают, что вандалы были вытеснены другими племенами, другие говорят, что вандалы были приглашены в Африку римским наместником, который хотел чужой силой присвоить себе провинции и стать в них единоличным правителем.

Так или иначе, к 435 году вандалы овладели большинством территорий в Северной Африке. Хрупкий мир с Римом продлился недолго, и уже в 439 году под натиском германцев пал город Карфаген. Раздираемая врагами империя не могла ничего противопоставить варварам, поэтому была вынуждена признать их завоевания и заключить мир. Теперь вандалы всей своей мощью нависали над беззащитным Римом, войска которого сражались в других уголках страны.

В это время известному своим распутством римскому императору Валентиниану III вдруг взбрело в голову овладеть добродетельной женой сенатора Петрония Максима. Пригласил тогда император сенатора во дворец и предложил сыграть в шахматы — на личный перстень. На беду, император оказался неплохим игроком. А может, сенатор посчитал, что перстень — это форма взятки, и поддался. Учитывая личность Максима, вполне возможно и такое. Выиграв перстень, Валентиниан отправил к жене Максима слуг с носилками: дескать, муж зовет ее во дворец, а в подтверждение своих слов посылает свой перстень. Не подозревая ничего дурного, жена сенатора села в носилки, и ее унесли в дальние покои дворца, к Валентиниану…

Жена от такого стыда умерла. Опозоренный муж решил отомстить. Он устроил заговор, и на военном параде Валентиниан III был убит ударом кинжала в спину. Императором стал он, Петроний Максим! И, будучи к тому времени вдовцом, конечно, женился на вдове-императрице, которую звали Евдоксией. Но однажды хитрый, осторожный Максим совершил оплошность, в припадке откровенности проболтавшись новой жене, что это он организовал убийство Валентиниана. Теперь уже решила отомстить Евдоксия. Она послала тайное письмо в Карфаген вождю вандалов Гейзериху, в котором просила его прибыть с войском в Рим, дабы покарать убийцу, и сообщала, что войск в Риме сейчас почти нет.

Гейзерих был маленького роста, хромой (неудачно упал с лошади), крайне скрытный, немногословный, бурный в гневе. Презирая роскошь, он был жаден до богатства, но при этом очень дальновиден, когда надо было возмутить племена и посеять семена раздора. Весь мир знал о несметных богатствах Рима, и Гейзерих, получив такое неожиданное и лестное приглашение от императрицы, быстро и тайно снарядил большой флот. Что ж, он только выполнял просьбу вдовы законного императора.

Корабли вандалов пересекли море, вошли в устье реки Тибр и 12 июня 455 года появились перед стенами великого Рима.

Вторжения варваров никто не ожидал, войск не было, в городе началась дикая паника, о сопротивлении никто не думал. Император Петроний Максим попытался тайно бежать из обреченной столицы, но его опознали и забили камнями сами римляне. Папа Лев I вышел умолять вандалов сжалиться над жителями, не входить в город, предлагал выкуп. Ведь только три года назад приходили с севера тюркские племена гуннов, встали на холмах и сонными глазами посмотрели со своих косматых коней на великий Рим, взяли выкуп и убрались восвояси. Но в этот раз мольбы Папы оказались напрасными.

15 июня Гейзерих во главе дикой и алчной орды вошел в богатейший город античного мира. На целых 14 ней Рим был отдан на полное разграбление.

DTF Magazine совместно с американским брендом Pabst Blue Ribbon, который недавно вышел на украинский рынок, поэтапно разобрались в истории граффити и в том, как эта городская субкультура стала такой популярной

1920—1950-е годы: первые рисунки на улицах

Затем подобную практику переняла молодежь, однако и она не сразу использовала рисунки на стенах для самовыражения. Надписи появлялись как реакция на социально-политические проблемы, а характерными для того периода стали вызывающие слоганы и лозунги.

Лишь к началу второй половины XX века к новому движению присоединились уличные художники, оставлявшие на улицах короткие отметки со своими псевдонимами.

1960—1970-е годы: развитие культуры рисунков на домах и поездах

Развитие культуры уличных рисунков началось на Восточном побережье США в 1960-х. Именно тогда первые энтузиасты стали оставлять надписи с именами в случайных местах по городу. Среди первых райтеров оказались художники Cool Earl и Topcat126, а уличный артист из Филадельфии Cornbread считается неофициальным основателем движения в культуре — он одним из первых стал оставлять подписанные его именем заметки без политического подтекста.


Поначалу люди не придавали этим надписям особого значения, да и сами отметки были непримечательны — о многообразии стилей в то время не шло и речи, поскольку молодое движение улиц только начинало обретать культурный мотив.

Первые упоминания граффити

Отправной точкой в истории граффити считается публикация в газете The New York Times, вышедшая в начале семидесятых годов. В заметке рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183. Он работал курьером, поэтому много времени проводил в метро. Там он на каждой посещаемой станции оставлял отметку со своим именем. Со временем их стало так много, что на них обратили внимание не только прохожие, но и местные журналисты. Художник стал первой заменитостью в истории граффити и считается одним из его основоположников. И хотя Taki183 не был первым художником, оставлявшим отметки на улицах, благодаря его вездесущности о ранее малоизвестной культуре рисунков заговорили жители города и пресса. Другими знаковыми художниками того периода считаются Stay High 149, PHASE2, Stitch1 и Joe136.


Практикой Taki183 и других пионеров граффити стали теги — надписи с псевдонимами, оставляемые на стенах, заборах, вагонах и в других видных местах. Художники зарабатывали дополнительное уважение за теги в труднодоступных локациях: например, на большой высоте или на охраняемых территориях. Тогда приоритет отдавался не визуальной стороне, а популярность измерялась в количестве отметок по всему городу. Среди других заметных артистов, тэгавших улицы и метро оказались — Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Pro-Soul, Tracy 168, Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161 и Junior 161.

Эти проявления индивидуализма стали вызовом нарастающей вездесущности брендинга и общественной инфраструктуры, поэтому граффити, незаконно появлявшиеся поверх витрин, объявлений или рекламных постеров, считались сугубо негативным явлением для городских властей, а некоторые горожане и вовсе считали надписи отголосками проделок уличных банд.

Метро как способ общения

Средством связи для уличных артистов стало метро. Благодаря рисункам, оставленным на стенах вагонов подземки, художники из разных районов узнавали о существовании друг друга, поэтому со временем надписи чуть ли не полностью покрывали как внешнюю, так и внутреннюю части поездов. Так нью-йоркское метро стало своеобразным средством коммуникации для андеграундных артистов.


Развитие техник

Одним из первых художников, активно практикующих стиль в подземке, стал Futura 2000. С первых же работ он увидел потенциал в рисовке на вагонах метро — именно там прохожие увидели его первые теги и рисунки.

И в то время как новая культура привлекала все больше участников, узнаваемым лицам пришлось задуматься над тем, как же выделиться среди увеличивающегося количества тегов. Наиболее изобретательные художники стали внедрять в подписи графические детали в виде штрихов, кругов, звезд и других подобных элементов, пробовать художественные стили или играть с толщиной, стилем и цветом надписей. Новые практики быстро подхватывали новички — так началась эволюция стилей.

Конкуренция побудила художников к изобретательности, а вслед за этим уличные артисты начали постепенно отходить от тегов с надписями и оснащать рисунки большим количеством графических элементов. Художник из Филадельфии Topcat126 придумал стиль Broadway, а вскоре на замену ему пришел стиль Block Busters, характерной чертой которого стали надписи с использованием огромных наклоненных букв. А еще один энтузиаст под псевдонимом PHASE2 стал использовать объемные шрифты в виде пузырей под названием Bubble Letters.


Эти стили стали основными, на основе которых развивались другие практики уличных художников. Block Busters и Bubble Letters подтолкнули художников к креативу, а многообразие техник вылилось в один смешанный стиль под названием Wild Style. Период с 1975 по 1980 год считается одним из самых благоприятных для развития граффити: с расцветом противостояния между стилями художников каждый пытался стать заметнее других. Известные художники этого периода — Case 2, Seen, Mare, Comet, Repel, Cos 207, Duro, Kade 198, Fed 2, Revolt, Rasta, Zephyr, Lee, Dondi, Blade, Crash и Daze.

1980—1990-е годы: борьба против граффити и приход в Европу

Борьба против вандализма

Только в начале восьмидесятых годов уличные художники столкнулись с первыми реальными проблемами. Когда городские власти начали массовую борьбу с рисунками, многие произведения начали беспощадно уничтожаться — срок жизни свежих работ заметно сократился, а количество охранников в метро и полицейских на улицах заметно увеличилось. Для борьбы с райтерами городские власти даже ввели ряд законов, запрещающих продажу краски несовершеннолетним, а баллончики с краской, подобно оружию, хранились в сейфах или защищенных шкафчиках.


Из-за возникших сложностей поредело и сообщество художников: многим пришлась не по душе угроза криминальной ответственности, поэтому часть артистов прекратили рисовать на улицах и в метро, а часть занялись легальным творчеством, работая в студиях.

Для оставшихся художников правила игры заметно ужесточились. Когда круг локаций, доступных для рисования, уменьшился, их противостояние местами стало напоминать вражду уличных банд. Художники-одиночки не осмеливались делать творческие вылазки без оружия, ведь в противном случае их могли избить, а сплоченные коллективы и вовсе ходили рисовать группами в целях безопасности. Среди старожилов, принимавших участие в противостоянии, работать продолжили Skeme, Dez, Trap, Delta, Sharp, Seen, Shy 147, Boe, West, Kaze, Spade 127, Sak, Vulcan, Shame, Bio, Min, Duro, Kel, T Kid, Mack, Nicer, Brim, Bg 183, Kenn, Cem, Flight, Airborn, Rize, Jon 156, Kyle 156 и X Men.


Оставшаяся сцена заиграла новыми красками: когда количество уличных артистов сократилась, ветераны граффити дали себе волю, а уже существующие стили приобрели еще более яркие формы и узнаваемые черты.


Уклон в сторону искусства: иконы восьмидесятых

Одной из самых заметных личностей в культуре стрит-арта стал Кит Харинг, известный не только выставками в галереях, но и иллюстрациями в метро. Его стиль основывался на смешении течения поп-арта с уличными рисунками, поэтому Харинга нельзя назвать райтером в привычном понимании этого слова. Особенностями его рисунков считались жирные линии, яркие цвета и изображения человечков, постоянно появлявшиеся в разных уголках города. Харинг объединял творчество с активизмом: художник известен борьбой против СПИДа, и этот посыл стал неотъемлемой частью его рисунков.


Еще одной иконой культуры граффити считается Жан-Мишель Баския. Он начал рисовать в начале семидесятых, а через десять лет подружился с Энди Уорхолом — знаковой личностью среди художников в период расцвета поп-арта. Баския и его друг, художник Эл Диас основали движение SAMO (Same Old Shit), сигнатурные подписи и рисунки которого покрыли улицы города. В современной культуре Баския стал одной из самых ярких личностей, а его работы выставляются в музеях по всему миру.

Граффити в Европе

Однако не стоит недооценивать роль и отошедших от дел американских коллег. Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.

Одним из пионеров движения во Франции стал художник под псевдонимом Blek le Rat. Для создания рисунков он использовал специальные трафареты, что позволяло ему быстро рисовать граффити и избегать арестов. Своей деятельностью художник намеревался показать, что искусство может быть доступным каждому и не ограничивается стенами галерей.


В Великобритании стрит-арт ассоциируется в первую очередь с именем Бэнкси — он начал рисовать в девяностых годах и до сих пор считается самой заметной и самой скрытной фигурой уличной культуры. В то время как настоящая личность артиста держится в тайне, его работы выставляются в галереях по всему миру, а рисунки неожиданно появляются в самых разных городах. Помимо этого, Бэнкси ведет активную политическую деятельность, что явно отражается в его провокационных работах в тематике полицейского произвола, расовой и гендерной дискриминации, военных конфликтов и многих других современных проблем.

Граффити в XXI веке: с улиц в музеи и галереи

В наше время уличная культура все еще остается противоречивым явлением: часть рисунков граффити заслужили принятие горожан, однако, учитывая неизменные случаи вандализма, далеко не все положительно относятся к творчеству райтеров. На уличной арт-сцене появилось множество новичков, а состоявшиеся иконы хоть и стали привычными участниками выставок и арт-проектов, все равно продолжают рисовать на улицах городов.

Граффити все также остается неотъемлемой частью протеста против потребительской культуры. Пример тому — работы уличного художника Kidult, разрисовывающего краской витрины бутиков Chanel, Céline, Maison Margiela, Supreme и других известных мировых брендов.

Характерной чертой для современной граффити-культуры стала коммерция. Когда крупные компании осознали популярность рисунков уличных художников, артисты стали все чаще привлекаться для реализации рекламных кампаний, а проявления граффити в массовой культуре можно найти везде — начиная от рекламы и фильмов и заканчивая видеоиграми.


С развитием соцсетей художники больше не использует подземку в качестве связующего элемента для андерграундной культуры, а еще одной причиной снижения популярности рисовки на вагонах стала усиленная охрана объектов. Вместо этого, райтеры Нью-Йорка и других городов оставляют рисунки на фургонах или грузовиках, а среди поклонников передвижных арт-объектов оказался даже Banksy, разрисовавший однажды ночью один из фургонов службы доставки. После того, как работы уличных художников появились в галереях, владельцы автомобилей добровольно приглашают райтеров разрисовать транспорт чтобы придать ему оригинальный внешний вид.


Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку на сайте

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 4 декабря 2012.



Происхождение слова связано с названием восточногерманского племени вандалов, разграбивших в 455 году Рим

Вандали́зм — одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.

Содержание

Значения термина

Вандализм — исторически сложившееся значение



В 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей.

В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры и т. д.

Известные случаи вандализма

Diego Velázquez 064.jpg

Вандализм — значение в искусстве, культуре и религии

Значение термина вандализм в культурной среде (среди людей, преданных искусству, культуре, просвещению) и в среде религиозных деятелей — широкое понятие, которое охватывает не только случаи прямого уничтожения культурных ценностей, но и случаи косвенного уничтожения культурных ценностей, случаи уничтожения духовных ценностей и ориентиров, извращение какого-либо истинного смысла, включая случай безучастия к явным недостаткам в просвещении, искусстве, культуре, включая отсутствие всякого вкуса, включая случай поддержки кем-либо аморальных и иных негативных экспериментов (новаций) в искусстве, культуре и т. д.

Вандализм как преступление

В России

Подростковый вандализм

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 января 2012.

  • В отличие от других видов преступлений, подростковый вандализм отличается широкой распространённостью, так как охватывает значительную массу участников — подростков и достаточное количество объектов. Это связано, в первую очередь, с особенностями подросткового возраста: действием механизмов

Различные формы (подвиды) вандализма

    , в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное и т. п. содержание. (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием)
  • Бомбинг (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием)
  • Осквернение могил
  • Порча памятников культуры
  • Порча картин

Ученые о вандализме

Читайте также: