Право граждан на экологически значимую информацию кратко
Обновлено: 04.07.2024
Информационные права граждан находятся в тесной связи с экологическими правами и, более того, способствуют реализации экологических прав. Информационными правами обладают и организации, во многом их права идентичны правам граждан.
Основные начала права на информацию
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, — это предусматривается в ст. 24 Конституции РФ.
На практике возникает вопрос о том, какие конкретные права и свободы граждан предусматриваются или нарушаются природоохранными мероприятиями и программами, решениями о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, действиями (или бездействием) экологических фондов.
Граждане и общественные экологические объединения имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки рассматривается как административное правонарушение (ст. 12, 13 и 84 Закона РФ об охране окружающей природной среды).
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды; предприятия и должностные лица обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством, а также трудового коллектива предприятия[47]. Таким правом обладают общественные экологические объединения согласно ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды.
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Законодательство о защите информации
Согласно ст. 10 этого Закона, государственные информационные ресурсы являются общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа. При этом запрещается относить к информации с ограниченным доступом:
нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов;
документы, накапливаемые в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Статьей 12 того же Закона предусматривается, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам их владельцы во всех случаях предоставляют пользователям бесплатно.
Статьей 13 Закона от 20 февраля 1995 г. на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагаются обязанности создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Указанным Законом предусматриваются меры обеспечения информационных прав граждан. Согласно ст. 24, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказали в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суды призваны рассматривать споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.
Таким образом, правовая база для обеспечения права граждан на экологическую информацию имеется. На основании указанных конституционного и иных нормативных актов прямого действия можно настойчиво добиваться предусмотренных законом прав, в том числе путем обращения в суд. Практика, однако, показывает, что и до судебного разбирательства в управленческих и иных органах можно добиваться успеха с помощью напоминания, изложения вышеуказанных требований законодательства, неуклонного отстаивания своих позиций.
Права общественных объединений
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности (ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды).
Некоторые недоумевают, почему за свои права надо бороться, порой длительно, преодолевать трудности, в то время как государство провозгласило защиту прав своей первейшей обязанностью. Однако такова специфика сегодняшнего дня: провозглашение демократических институтов; нежелание некоторых чиновников им подчиняться; неготовность граждан к долговременной защите своих прав, которые некоторыми воспринимаются как дарованные государством, а в действительности принадлежат им от рождения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Статья 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
Статья 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) 1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо
32. Право осужденных на получение информации, пользование родным языком и на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания
32. Право осужденных на получение информации, пользование родным языком и на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания Право на получение информации относится к конституционному и обязывает администрацию предоставлять информацию о требованиях
Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи
Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи 1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей
Статья 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
Статья 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) 1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений
Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении
Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений
Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении
СТАТЬЯ 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
СТАТЬЯ 23. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) 1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо
Статья 8. 5. Сокрытие или искажение экологической информации
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Раздел 2. Судебные постановления о признании незаконными и нарушающими права граждан и организаций действий (бездействия) органов публичной власти, их должностных лиц, а также учреждений и организаций, выполняющих государственные функции
Раздел 2. Судебные постановления о признании незаконными и нарушающими права граждан и организаций действий (бездействия) органов публичной власти, их должностных лиц, а также учреждений и организаций, выполняющих государственные функции Определение Верховного Суда РФ
11. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья
11. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья Правам пациента посвящена эта книга. О праве пациентов на информацию о
СТАТЬЯ 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования
СТАТЬЯ 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования 1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования
20. ПРАВО НА ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
20. ПРАВО НА ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителем информации и ее производителем при обращении документированной информации,
72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ Основными субъектами здесь выступают потребители информации и услуг, вступающие в информационные отношения с поставщиками информации или предоставляющими услуги по хостингу (по
Получение информации
1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.
1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
2) о радиационной обстановке;
3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
4) об обращении с отходами производства и потребления;
5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.
Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.
Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.
Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.
Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу
Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.
Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.
Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
ГАРАНТ:
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 сентября 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 446-ФЗ
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Граждане имеют право:
создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
Читайте также: