Витгенштейн о достоверности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Присутствие феномена веры в познавательной деятельности субъекта - общепризнанный факт в эпистемологических исследованиях, однако гносеологический, логико-методологический статус, а также социокультурные, в частности коммуникативные, истоки веры - это проблемы, требующие специального исследования. Размышления Витгенштейна о вере, сомнении и достоверности не утратили своей значимости и, как представляется, не оценены в полной мере исследователями данной проблематики.

Одна из проблем, привлекшая внимание Витгенштейна, - можно ли считать, что утверждение "я знаю" достоверно, отражает реальное ментальное состояние субъекта и обладает статусом знания? Или это только "особый вид веры", но тогда что есть знание субъекта и какую роль играет вера в его становлении и функционировании? Представляются интересными результаты рассмотрения этих вопросов в известной дискуссии Д.Мура, Н.Малкольма и Л.Витгенштейна, особенно выводы, полученные последним. Поводом послужила статья Д.Мура "Защита здравого смысла", в которой он стремился обосновать правомерность утверждений типа "я знаю, что" как выражений ментального состояния говорящего. Дискуссия выявила ряд интересных и принципиальных моментов, в первую очередь имеются в виду теоретические результаты, полученные Витгенштейном, отраженные в его посмертно опубликованном труде "О достоверности". В работе, посвященной изучению логических границ сомнения, мнения и знания, рассматривается не только проблема субъективного знания, но и показана конструктивная роль сопровождающей его веры, имеющей социально-коммуникативную природу и неотторжимой от познавательного процесса.

Ставится также вопрос об особой эпистемологической роли эмпирических высказываний, принимаемых на веру, при этом им придается фундаментальное значение. Всякое обучение, начиная с детства, основано на доверии, как и овладении научным знанием, которое до поры принимается как несомненное, а сомнение, пишет Витгенштейн, приходит после веры. Даже когда мы проверяем, то уже предполагаем нечто, что не проверяется. Это неотъемлемое свойство наших представлений, нашего бытия среди людей. Системность - другое существенное качество нашей веры, тесно связанное с системностью самого знания, поскольку мы верим не в отдельное предложение, а в целую систему предложений, аксиом, следствия и посылки которой взаимно поддерживают друг друга.

Интересна еще одна особенность наших "несомненностей", которую отмечает Витгенштейн, - это неявная форма их существования. Безусловные предложения постигаются отнюдь не в явной форме и обнаруживаются лишь впоследствии. Так в основе наших явных знаний лежит картина мира, которая усвоена в детстве (он показывает это на примере Лавуазье), выступает само собою разумеющимся основанием исследования и как таковая не формулируется. Не рассматривая всех аспектов данной проблемы в концепции Витгенштейна, отметим, что для него в конечном счете "я знаю" совпадает с "я верю", а также с "я верю тому, что я знаю”. Вера не только сопровождает, обусловливает знание, но часто в индивидуальном познании заменяет его. Однако категории "знание" и "достоверность" различаются и не являются для него двумя "психическими состояниями", вроде "предполагать" и "быть уверенным", речь идет именно о субъективном знании, а не о состоянии уверенности.

Витгенштейн ставил и проблему оснований веры, отмечая, что трудность заключается в том, чтобы понять отсутствие основания у нашей веры. Однако выявление конструктивных функций веры возможно лишь в случае признания существования объективных оснований субъективной веры. По-видимому, следует говорить не об отсутствии основания, но о различных основаниях знания и веры. Это отметил еще Дж.Локк, с точки зрения которого вера стоит сама по себе на своих собственных основаниях, не может быть снята с этих оснований и помещена на основание познания. Знание получает свой статус в результате обоснования, проверки, доказательства достоверности, истинности, и лишь в таком качестве оно обретает не только когнитивную, но и социальную значимость, начинает функционировать в культуре. Вера же, как мне представляется, базируется совсем на другом - на основе социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. И лишь затем может возникнуть необходимость рефлексии и критики оснований субъективной уверенности, сам пересмотр которых будет осуществляться на базе новых социально апробированных "несомненностей".

4. В мыслимом я не получаю достоверности себя как целого.

3. Борьба веры против веры.

3. Борьба веры против веры. - Если бы действительна была только борьба бытия с небытием, истины с неистиной, добра со злом, то через все существование проходило бы одно всеобъемлющее движение. Но из множественности экзистенции происходило как иной пафос то, что

Л.А.Микешина. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании

Л.А.Микешина. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании Присутствие феномена веры в познавательной деятельности субъекта - общепризнанный факт в эпистемологических исследованиях, однако гносеологический, логико-методологический статус, а также

И.Ф.Михайлов. Витгенштейн и проблема мистического опыта[182]

И.Ф.Михайлов. Витгенштейн и проблема мистического опыта[182] 0 Название моего доклада не предполагает, что Витгенштейн был среди тех, кто пытался решить проблему мистического опыта (МО); хотя известно, что понятие мистического как такового играет важную роль в его

Витгенштейн и проблема чужих сознаний

Витгенштейн и проблема чужих сознаний 1. Целый комплекс коммуникативных и бихевиористических дисциплин строит свои рассуждения (эмпирического и теоретического характера) на основе скрытой и кажущейся самоочевидной предпосылки реальности чужих душ. Усомниться в

Л.Витгенштейн: проблема объективной достоверности знания

Л.Витгенштейн: проблема объективной достоверности знания 1. Язык, согласно Витгенштейну, есть явление социальное. Его употребление предполагает следование неявным общепринятым правилам. Эти правила и присущие им концептуальные связи составляют то, что Витгенштейн

Проблема онтологически адекватного языка: Рассел, Витгенштейн, Карнап, Куайн

Проблема онтологически адекватного языка: Рассел, Витгенштейн, Карнап, Куайн Проблема онтологически адекватного языка - это, по существу, проблема сопоставления объяснительных возможностей науки и философии в описании реальности. Она присутствует уже у Лейбница и

3. Проблема обоснования в научном познании

3. Проблема обоснования в научном познании Обоснование, или доказательство, истинности того или иного положения, понятия является важнейшей составной частью формирования и развития теории. Оберегая исследователя от заблуждений и ошибок, оно позволяет предположения,

3. Проблема обоснования в научном познании

3. Проблема обоснования в научном познании Обоснование, или доказательство, истинности того или иного положения, понятия является важнейшей составной частью формирования и развития теории. Оберегая исследователя от заблуждений и ошибок, оно позволяет предположения,

Разговор 4-й. О достоверности эзотерического знания

Разговор 4-й. О достоверности эзотерического знания у. Учитель! Я понял, что эзотерические идеи должны осмыслять опыт. Но вот, например, идеи о тонких мирах. Какой мой опыт они осмысляют? Ведь тонкие миры не "даны мне в ощущениях". У. Отчего же? Отчасти -- даны. Ведь ты же

1. Предмет этой достоверности

1. Предмет этой достоверности Это различие сущности и примера, непосредственности и опосредствования проводим не только мы, но находим его в самой чувственной достоверности, и его надо принять в той форме, в какой оно есть в чувственной достоверности, а не так, как мы его

2. Субъект чувственной достоверности

3. Опыт чувственной достоверности

О достоверности этих мемуаров

О достоверности этих мемуаров Летом 1644 года я путешествовал по северной Голландии, выдавая себя за французского дворянина, уроженца Турени. Очаровательные окрестности Эгмонта задержали меня на несколько дней в этой местности, а затем новое обстоятельство сделало

18. Л. Витгенштейн

18. Л. Витгенштейн Людвиг Витгенштейн (1889–1951) — австрийский философ, логик и математик — развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания. Он полагал

Дискуссии

Библиотека

Семинары

Поиск

Витгенштейн о достоверности

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись:

[ Ведь кажется, будто “Я знаю. ” описывает некое положение дел, как бы удостоверяющее, что то, о чем знают, есть факт. При этом постоянно забывают о выражении “Я полагал, что знаю”.] - это скорее к восклицанию относится, а факт вызвал его в ходе беседы с "собой" самого восклицающего, "Я полагал" же здесь нет. Витгенштейн не знал откуда "восклицание" имеет происхождение и морочил себе головы попусту. Не уводится настоящее в "прошлое", как предполагает Витгенштейн, как и "Я знаю" по смыслу ничего не значит. ["Сомневаться в существовании внешнего мира” вовсе не означает сомневаться, например, в существовании планеты, которая будет открыта впоследствии путем наблюдений] - "внешнего мира" не существует, "внешнее мира" можно сказать, и тут имеется проблема с восприятием "времени" у Витгенштейна. "Я полагал" - бессмыслица, невозможно обращаться к "себе" в прошлом времени, и если говорить о "факте", значит можно только высказывать факт, связывая его тут с чем-то, а иначе также получается "бессмыслица". "Сначала нужно доказать, что он это знает." - доказательств в философии нет, так как факты связаны в ней. Философия имеет дело только с диалогом, где "факты" не выделяются в нечто отдельно стоящее, а значит Витгенштейн подменяет уже философию "исследованием", которое имеет дело с "фактами" вне единого Тела, а выбор фактов в философии ограничен диалогом, даже если вне какой-либо связи представлять их "себе". Идеология "занимается" подтасовкой фактов, если ни с кем не находится в диалоге как основанная на вере. Политики например вещают гражданам что США "существуют", а на самом деле нет, имеется "представление", так как только в России имеется что-либо "существующее", и как связанное с фактом наличия "гражданина". Шопенгауэр многих запутал своими размышлениями о мире и представлении, но философия не стоит на месте. Математика связана не с фактами, а с конструкциями фактов, и наука не "фактами" занята, а прецедентами, и забавно что некоторые философии пытаются подключать математику к философии, что и Витгенштейн делал. "Факт" всегда социально ориентирован, тогда как математика, логика, наука, уже нет, это частное "занятие".

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 577
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 681

О достоверности

Всемирная энциклопедия. Философия XX век

На перекрестке (СИ)

Чары Платона

Оценка

Оценка: 8 ( 2 )


Мне нравится ( 0 )

Витгенштейн Л. - Философские работы. часть I (1994)

Название: Философские работы. Часть I.
Составл., вступ. статья, примеч. М.С.Козловой
Автор: Людвиг Витгенштейн

М.: Гнозис, 1994.- 612 с.
Формат: DjVu
Размер: 8,91 Мб
Качество: Отличное (сканированные страницы + слой распознанного текста)
Язык: Русский
ISBN: 5-7333-0485-6
Серия Феноменология, Герменевтика, Философия языка

Вниманию читателей предлагается первое в России собрание важнейших трудов Л. Витгенштейна. Все они в целостном виде переведены на русский язык специально для данного издания. Хотя Логико-философский трактат и издавался ранее, однако и эта работа переведена заново.

M. Козлова. Философские искания Л. Витгенштейна 7
Logisch-philosophische abhandlung / Логико-философский трактат (1921) 22
Философские исследования (1953) 165
О достоверности 410
Культура и ценность 494
Примечания и комментарии 578

Читайте также: