Правление царя давида 5 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кто хотя бы вскользь не слышал о ветхозаветном царе Давиде, убившего филистимского великана Голиафа и расширившего позже древнее царство Израиль до большого по площади государства с центром в Иерусалиме?

Можно по-разному относиться к Ветхому Завету, но, неизменно возникает желание узнать, что знает история о царе Давиде. Известны ли помимо текстов Библии сведения о Давиде, есть ли с учетом археологических изысканий какие-то фактические данные о правлении этого легендарного правителя?

Следует заметить сразу, перед тем, как вдаваться в подробности об археологических свидетельствах: данные весьма немногочисленны. Да и в целом среди археологов и других ученых продолжаются споры о размерах царства Давида и о том, насколько библейские историй являются правдой.

Когда именно правил царь также доподлинно неизвестно. Царствование Давида условно датируется примерно 1000-962 годами до н.э. Однако, точные годы правления Давида неизвестны и являются предметом споров среди ученых.

I. Путь Давида согласно Ветхому Завету: от убийцы Голиафа до "дамского угодника".

Если судить по Библии, а описания жизни царя Давида фигурируют только в текстах Ветхого завета, если брать из условно приближенных текстов к периоду предполагаемого его правления царя, то про него известно не мало подробностей.

Давид был младшим сыном человека по имени Иессей. Его избрал Бог в качестве будущего царя Израиля еще в юном возрасте. В те времена, когда Давид был молод, Израилем, судя по Священным Писаниям, правил царь по имени Саул, а страна часто воевала с народом, называемой филистимлянами.

Давид отличился, когда во время битвы с филистимлянами он убил могущественного воина по имени Голиаф, бросив в него камень:

После этого, согласно еврейским ветхозаветным текстам, Давид быстро поднялся в ранге и приблизился к властному царю, возглавив войска по приказу Саула, убивая многочисленных врагов. В конце концов Саул предложил Давиду взять в жены одну из своих дочерей, Мелхолу, и тот согласился.

По мере того как слава Давида росла, между ним и Саулом росло напряжение. Саул боялся, что Давид узурпирует его трон. В то время как старший сын Саула, Ионафан, дружил с Давидом и пытался убедить своего отца, что Давид не представляет угрозы, Саул в конце концов решил убить Давида.

Давид бежал и укрылся у филистимского царя по имени Анхус. Давид предложил сразиться с израильтянами на стороне Анхуса, но получил отказ, потому что другие филистимские цари чувствовали себя неуютно, думая о Давиде на своих боевых позициях.

После того как Саул и несколько его сыновей, включая Ионафана, погибли, сражаясь с филистимской армией, Давид вышел из изгнания и попытался утвердить свое царство над Израилем. Несколько лет Давид провел в Хевроне, примерно в 32 километрах к югу от Иерусалима, где он сражался с выжившими представителями дома Саула в гражданской войне. В конце концов Давид победил и стал царем всего Израиля. Так заявлено в Библии.

Став царем, Давид расширил территорию Израиля, завоевав несколько городов, в том числе Иерусалим — город, который он позже сделает своей столицей. По мере того как царство Давида росло, он накапливал все больше богатств и все больше жен и наложниц.

"Давид предстает как человек с одним глубоким недостатком личности: он был "дамским угодником" - так высказался профессор парижского университета Сорбонна Дэниель Боди, работающий на кафедре истории религий и опубликовавший труд, посвященный царю Давиду.

Эти склонности в концов привели Давида к разногласию с Богом. Давид был на крыше одного из своих дворцов, когда увидел прекрасную купающуюся женщину по имени Вирсавия. Она была замужем за Урией Хеттеянином, солдатом, сражавшимся в армии царя Давида. Это не остановило Давида, и он послал гонцов, чтобы забрать ее. Вирсавия забеременела от Давида.

Давид поспособствовал убийству Урии, когда тот сражался с группой, называемой аммонитянами. Царь написал письмо одному из своих военачальников, в котором велел ему:

После того как Урия был убит, Давид взял Вирсавию в жены. Согласно Библии, Бог разгневался на Давида и послал пророка по имени Нафан передать Давиду послание:

"Не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою." (2 Царств 12:10).

Оставшаяся часть правления Давида была полна опасностей. Первый ребенок Давида и Вирсавии умер, хотя их второй ребенок - Соломон - выжил и позже стал прославленным царем Израиля.

Давид также столкнулся с многочисленными восстаниями, в том числе с одним из них, возглавляемым Авессаломом, одним из сыновей Давида. В о время как Давиду удалось остановить восстание, Авессалом был убит в бою, и Давид оплакивал его смерть.

В последний год правления Давида разгорелась борьба за то, кто станет его преемником. Чтобы решить этот вопрос, Давиду пришлось встать со смертного одра и объявить, что Соломон станет царем.

В конце концов царство, которое Давид помогал строить, распалось. После смерти Соломона Израиль раскололся на две части: северное царство, сохранившее название Израиль, и южное царство, основанное в Иерусалиме, которое называлось именем Иуды. Такова в кратце история царя по Библии.

II. Археологические свидетельства современности.

Археологические свидетельства существования царя Давида ограничены, и большая их часть противоречива. Вероятно, самое важное свидетельство, связанное с царем Давидом, известно как стела Тель-Дана , которая представляет собой древний камень с надписями, обнаруженный в 1993 году. Надписи частично сохранились и повествуют, как правитель арамейского Дамаска победил царя Израиля по имени Иорам и царя Иудеи по имени Ахази, которые оба были членами дома Давида.

Упоминание "дом Давида" указывает на то, что царь Давид, скорее всего, существовал, писал Эрик Клайн, профессор антропологии и истории Университета Джорджа Вашингтона, в своей книге "Библейская археология: очень краткое введение" (Oxford University Press,2009).

"Одним махом обнаружение этой надписи положило конец спорам и разрешило вопрос о том, был ли Давид реальной исторической личностью" , - писал Клайн.

К сожалению, нет никаких других свидетельств ни о Давиде, ни о его сыне Соломоне. На другой надписи 2800-летней давности, прочитанной на стеле Меша (названной в честь млавского царя Меша, который ее воздвиг), есть надпись, которая, по мнению некоторых ученых, относится к царю Давиду, но это также сильно обсуждается.

Ученые спорят о том, насколько могущественным было царство Давида, какую территорию оно контролировало, было ли царство Давида некогда "единой монархией", которая, как предполагается, объединила евреев.

Израиль Финкельштейн, профессор археологии Тель-Авивского университета, утверждает, что царство Давида было более скромным, чем утверждает Библия.

"Более чем столетние археологические исследования в Иерусалиме — столице библейского объединенного царства — не выявили доказательств какой-либо значимой строительной деятельности X века", — писал Финкельштейн в книге "Один Бог - один культ - одна нация: археологические и библейские перспективы" (de Gruyter,2010).

Некоторые ученые не согласны с оценкой Финкельштейна. Археологическая группа во главе с Эйлатом Мазаром, научным сотрудником Института археологии Еврейского университета Иерусалима, обнаружила фрагмент стены, которая, по мнению исследователей, датируется X веком до нашей эры и, возможно, была как-раз возведена во времена правления царя Соломона, преемника Давида. Мазар также исследует остатки большого здания в Иерусалиме, которое, по ее мнению, может быть дворцом, построенным для царя Давида.

Некоторые археологи утверждают, что существуют веские доказательства существования царства царя Давида за пределами Иерусалима. Недавно группа археологов вела раскопки на большом участке под названием Хирбет-Киафа . Радиоуглеродное датирование показало, что человеческая деятельность процветала в этом месте около 3000 лет назад.

Археологи, изучающие городище Хирбет-Киафа под руководством профессора археологии Еврейского университета Иерусалима Йосефом Гарфинкелем, обнаружили руины больших строений, включая королевский дворец, который, как они полагают, вероятно использовал царь Давид.

Однако их интерпретация противоречива. Хотя в Хирбет-Киафе было найдено несколько письменных свидетельств, ни одна из них не упоминает царя Давида. Оттого в целом спорно утверждение, подвластно ли был этот древний город непосредственно царю Давиду когда-либо.

Другие обнаруженные в 2018 году археологические останки местности, которую, возможно, контролировал царь Давид, предстали взору в долине Тимна на юге Израиля. Речь идет о довольно внушительных руинах в местности под названием Тель-Итон , расположенном к юго-западу от Иерусалима. Но опять же, не найдено надписей, разъясняющих, кто контролировал эти места.

Остается неясным до конца, имел ли царь Давид какое-либо отношение к этому месту. Есть предположение, что Тель-Итон был ровесником объединенного еврейского царства, а в VIII веке бы разрушено ассирийцами.

В этой же долине Тимна уже совсем недавно археологи сделали новые открытия. Они обнаружили фрагменты пурпурной ткани, датируемые примерно временем предполагаемого правления Давида и Соломона. Эта шерстяная ткань, найденная в Израиле, датируется примерно 1000 годом до н.э.

Полученный из тел улиток краситель, используемый при окраске шерстяных волокон, был чрезвычайно ценен в древнем мире. Фиолетовый цвет издавна ассоциировался с королевской властью. Библейские тексты описывают царя Давида и царя Соломона, одетых в пурпурные одежды—цвет, издавна ассоциировавшийся с царской властью.

Это исследование проводилось совместно Израильским управлением древностей (IAA), Тель-Авивским университетом и Университетом Бар-Илан.

- Этот цвет сразу же привлек наше внимание, но нам было трудно поверить, что мы нашли настоящий фиолетовый цвет такого древнего периода ,-говорит соавтор исследования Эрез Бен-Йосеф.

Согласно современным данным Тимна была частью библейского царства Эдома, которое граничило с Израилем на юге и было в зависимости от израильских племен. В заявлении Бен-Йосефа говорится, что находка свидетельствует о сложном обществе в Эдоме, несмотря на то, что его народ был по своей сути кочевым.

-Когда мы думаем о кочевниках, нам трудно освободиться от сравнений с современными бедуинами, и поэтому нам трудно представить себе царей без великолепных каменных дворцов, обнесенных стенами городов, - объясняет он. - Но при определенных обстоятельствах кочевники также могут создать сложную общественно-политическую структуру, которую библейские авторы могли бы определить как царство.

Бен-Йосеф предполагает, что эти находки имеют значение для продолжающихся поисков археологами вещественных доказательств царствования Давида в Израиле.

- Мы знаем, что племена Израиля изначально были кочевниками и что процесс заселения территорий был постепенным и длительным”, - говорится в заявлении Бен-Йосефа. - Археологи ищут дворец царя Давида. Однако Дэвид, возможно, выражал свое богатство не в великолепных зданиях, а в предметах, более подходящих для кочевого наследия, таких как текстиль и личные предметы.

Вверху раскопки в Иерусалиме. Хирбет-Киафа. Средний ряд - Тель-Итон. Фрагменты пурпурной ткани (Тимна).

Вверху раскопки в Иерусалиме. Хирбет-Киафа. Средний ряд - Тель-Итон. Фрагменты пурпурной ткани (Тимна).

Конечно, исследователи на настоящий момент располагают не столь обширными данными и свидетельствами археологических изысканий, связанных с библейскими изображениями того времени.

Но, научные и археологические работы регулярно приносят свои плоды, приоткрывая тайны истории библейских событий.

Поиски древнего израильского царства были и будут важны для многих евреев, христиан и мусульман всего мира, ведь царствования Давида и Соломона памятны по ветхозаветным текстам в качестве "золотого века" Израиля, и эти сказания по сути связаны с историями Иисуса и Мухаммеда.

Царь Давид – второй правитель Израильского народа, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид всегда был богобоязненным и мудрым человеком. Несмотря на всю мудрость, он был несовершенным и совершал много больших грехов. Но, благодаря тому, что он вовремя раскаялся и поэтому чувствовал на себе благословения от Бога. Рассматривая краткую биографию Давида, можно не только ближе узнать этого царя, который стал прародителем Иисуса Христа, но и многому научиться на его примере и укрепить свои взаимоотношения с Богом.

Происхождение Давида.

Давид появился на свет примерно в 1035 году до нашей эры. Поскольку многие истории о его жизни, записанные в Библии, больше похожи на мифы, многие историки ставят под вопрос историчность Давида. Однако имеющиеся археологические раскопки и свидетельства доказывают реальность существования легендарного правителя израильского народа.

Во времена молодости храброго Давида Израильским народом правил богобоязненный царь Саул. Со временем он начал вести себя неподобающим образом и уклонился от пути Бога, поэтому пророк Самуил по просьбе Господа начал искать ему замену. Самуил остановил свой выбор на Давиде, который также работал при дворе царя и играл на музыкальном инструменте кинноре. В это же время юный Давид привлёк к себе общественное внимание героическим поступком, победив филистимлянина, который значительно превосходил его по силе и росту. Слава Давида вызвала у Саула зависть и ревность. Он настолько возненавидел юношу, что решил убить его, даже неоднократно пытался это реализовать. Такие действия правителя привели к тому, что Давиду пришлось бежать к Самуилу в Раму, а затем он смог найти убежище и поддержку у своих противников – филистимлян. Через некоторое время войска под руководством филистимлянского царя Анхуса вторглись в Израиль и убили Саула и его сыновей.

Царское правления Давида.

После того, как Давид приступил к правлению в Иерусалиме, он первоначально сделал этот город столицей государства и сакральным иудейским центром, разместив там Ковчег Завета. Он также хотел построить для Ковчега Храм, но не смог этого сделать так как участвовал в войнах и пролил слишком много крови. Поэтому строительством Храма занимался его сын Соломон.

Давид был всегда мудрым и бесстрашным правителем, уповавшим на Господа. Он часто захватывал соседние территории и подчинял их своему правлению, поэтому правители граничащих государств боялись и уважали его. С некоторыми правителями Давид постоянно вёл деловые отношения. Во время 40-летнего правления Давида Израильское государство процветало и народ жил в достатке.

Личная жизнь Давида.

Узнав об этом предательском поступке, пророк Нафан проклял Давида и он понёс большое наказание за свой поступок: 3 его сына были убиты и дочь изнасилована собственным братом. Со временем Давид раскаялся в своём проступке, в результате чего получил прощение от Бога. Господь одобрил его брак с Вирсавией и позволил родиться в этом союзе ещё одному сыну – Соломону, который стал приемником Давида. Также в качестве наказания последние несколько лет жизни Давид страдал от кожного заболевания.

Умер Давид на 70-м году жизни, успев перед смертью назначить следующим правителем Израиля Соломона, который продолжил укрепление государства.

авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.

Семья царя Давида

Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.

родословие царя Давида

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Давид и Саул

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.

 Давид и Голиаф

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Карта бегства Давида от Саула

Карта бегства Давида от Саула

Давид и Саул

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в Первой Книге Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Царство Давида - карта

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия.

Давид и Вирсавия, Марк шагал

Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.

Стела Тель-Дан

Стела Тель-Дан

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

В 965 году до н. э. в возрасте 70 лет завершил свой жизненный путь израильский царь Давид. Погребён он был в Иерусалиме на Сионской горе, именно там, где через много веков состоялась Тайная Вечеря, предшествовавшая страданиям и крестным мукам Иисуса Христа. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.

Давид царь

Молодой помазанник Божий

По свидетельству Ветхого Завета, у благочестивого вифлеемлянина Иессея и его жены моавитянки Руфи, живших в XI веке до н. э., подрастало восемь сыновей, младшим из которых и был будущий библейский царь Давид. Принято считать, что на свет он появился в 1035 г. до н. э.

Священное Писание повествует, что ещё в юные годы мальчик отличался не только красотой и силой, но удивительным красноречием, а также умением играть на киноре ─ древнем струнном инструменте.

Житие, или, проще говоря, биография царя Давида, начинается с того, что перед читателями он предстаёт юным пастухом, проводящим дни и ночи вместе с отарами овец на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Юноша отличался храбростью, защищая своих подопечных от медведей и львов.

В те годы народом Израиля правил царь Саул, ставший первым помазанником Божьим, но затем отвергнутый Им за непокорство и гордыню. Поэтому Господь послал пророка Самуила тайно помазать на царствование Своего нового избранника, которым и стал юный пастух ─ младший сын вифлеемлянина Иессея. С того момента, когда пророк исполнил эту великую миссию, на будущем царе Давиде почил Дух Божий, и он стал исполнителем Его святой воли.

Царское благоволение, сменившееся ненавистью

Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Этому послужили два эпизода, описанных в Ветхом Завете. Одним из них является чудесная игра юноши на киноре, которой он сумел успокоить душевные муки царя, а другим ─ его победа над великаном Голиафом. В Писании говорится, что, придя накануне решительной битвы с филистимлянами в лагерь израильтян, он принял вызов на поединок у этого грозного богатыря и, сразив его выпущенным из пращи камнем, обеспечил победу своему народу. Этот подвиг позволил Давиду войти в ближайшее окружение царя и завоевать дружбу его сына Ионафана.

Молитва царю Давиду

Но случилось так, что слава молодого воина, достигшая всех уголков страны, вызвала в Сауле жгучую зависть и стала причиной того, что прежнее благоволение сменилось ненавистью. Неоднократно царь пытался убить Давида, но сделать это открыто он не мог, опасаясь всеобщего возмущения, и поэтому прибегал к различным уловкам и козням. Когда же стало очевидным, что кровавая развязка неизбежна, опальный герой был вынужден бежать и долгое время скитаться в пустыне, ища там спасение от своих преследователей. За годы странствий он близко узнал жизнь простого народа и научился состраданию к людям.

На службе у бывших врагов

Однако его прежняя слава не была забыта, и постепенно вокруг будущего царя Давида стали собираться все, кто стал жертвой притеснений и обид. Из них со временем сформировался многочисленный отряд, во главе которого опальный помазанник Божий покинул страну и временно поступил на службу к своим прежним врагам ─ филистимлянам и их царю Анхусу.

Обретя в его лице покровителя, Давид и его сторонники поселились в пограничном городе Секелаге, откуда совершали набеги на поселения соседствовавших с ними племён амолектиян. Часть награбленного шла по договору Анхусу, а остальная добыча делилась между изгнанниками. Давид был лоялен по отношению к царю, но когда тот призвал его для участия в военном походе на Израильское царство, сумел хитростью уклониться от необходимости воевать с собственным народом.

Воцарение Давида в Иудее

Последовавшая затем война стала губительной для израильтян. В битве при Гелвуе филистимляне нанесли им сокрушительное поражение, стоившее жизни царю Саулу. Будучи тяжело раненым и предвидя неизбежное пленение, он совершил самоубийство, пронзив себя собственным мечом. В тот же день погиб и его сын Ионафан, не раз спасавший Давида от преследований отца.

Библейский царь Давид

Несмотря на то что Давид лично не принимал участие в битве, он тем не менее воспользовался победой филистимлян, и прибыв со своим отрядом в город Хеврон, находившийся в южной части Израильского царства, был официально помазан на царствование. Однако в течение последующих семи лет власть царя Давида распространялась не на всю страну, а лишь на её часть, именовавшуюся Иудеей. Такое название она получила вследствие того, что жили там представители колена Иуды ─ одного из двенадцати сыновей еврейского праотца Якова. На остальной же территории правил один из оставшихся в живых сыновей Саула.

Во главе всего Израиля

Происшедшее разделение единого некогда государства привело к междоусобной борьбе, в результате которой победу одержали иудеи. Сразу после окончания военных действий в Хеврон прибыли израильские старейшины и призвали Давида царствовать над всей страной. Так Господь возвёл над еврейским народом Своего помазанника, отмеченного по Его поведению ещё пророком Самуилом. В те дни Давиду едва исполнилось 30 лет.

Строительство Иерусалима

В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа ─ Ковчег Завета ─ переносной ларь, в котором хранились каменные Скрижали с заповедями, полученными Моисеем на горе Синай, а также сосуд с Манной Небесной и посох Аарона. Это ещё более повысило статус новой столицы.

Сыновья царя Двида

Великий псалмопевец

Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Заметим, что последователи иудаизма до сего дня ожидают исполнение пророчества, тогда как христиане считают, что оно исполнилось в лице Иисуса Христа.

Несбывшиеся мечты

Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. За это Господь споспешествовал ему во всех начинаниях, за исключением лишь одного.

Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида ─ Соломона, о рождении которого будет рассказано ниже. Устами пророка он возвестил, что, участвуя в войнах, он был вынужден пролить много крови, а возводить Дом Божий надлежит лишь чистыми руками.

Таким образом, честь построения Храма Давид был вынужден уступить своему сыну, но в последующие годы сделал в этом направлении всё, что было возможно. Он собрал необходимые денежные средства, разработал чертежи построек, входящих в храмовый комплекс, а также подготовил эскизы атрибутов будущих богослужений. Всё это он передал Соломону, значительно облегчив тому выполнение предстоящей задачи.

История царя Давида

Вражьи искушения

Несмотря на то что вся история царя Давида являет собой повесть об истинном служителе Божьем, ставшим воплощением неисчислимых благодетелей, был и в его жизни эпизод, испортивший общую картину и даже отчасти подмочивший репутацию. Враг рода человеческого, как известно, нередко выбирает объектом своих происков наиболее праведных людей. Не упустил он возможность помешать и царю Давиду.

Однажды вечером сатана привёл его на балкон, с которого открывался вид на двор соседа ─ военачальника Урии Хеттеянина, как раз в тот момент, когда в бассейне плескалась его обнажённая жена Версавия. По обычаю Востока, у царя было множество жён и наложниц, но такой красавицы ему видеть ещё не приходилось.

Приковав к ней взоры Давида, враг рода человеческого разжёг нестерпимый огонь в его плоти (сатана ─ мастер на эти дела). Зная, что мужа Версавии дома нет, поскольку тот был отправлен в длительный поход, царь приказал слугам доставить к нему молодую женщину, которая, к слову сказать, не выразила ни малейшего возмущения по поводу столь явного вероломства, или, как сейчас модно говорить, сексуального домогательства.

Жена царя Давида

Впадение в ещё более тяжкий грех

Потакая и далее ненасытному сластолюбцу, она вскоре от него забеременела и произвела на свет сына. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Версавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа.

Глубокое покаяние

Вняв столь страстным покаянным речам, Господь через того же пророка Нафана сообщил Давиду о том, что он прощён, но должен понести наказание, которым станет смерть сына, рождённого ему Версавией ещё до вступления в брак. Вскоре ребёнок действительно умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон ─ строитель Первого Иерусалимского Храма. Именно поэтому в молитвах царю Давиду звучат прошения не только об отпущении грехов, но и о ходатайстве пред Господом о ниспослании достойных наследников.

Царь Давид биография

Конец жизненного пути

Главной заботой в последние годы правления царя Давида стали проблемы, связанные с вопросом престолонаследия. У него было много сыновей. Не дожидаясь кончины отца, некоторые из них начали вести жестокую борьбу за власть. Особенно дерзким и неукротимым оказался старший сын Авессалом. Библия рассказывает, что под внешней красотой и изяществом, в нём скрывалась коварная и жестокая душа. Собрав из своих сторонников многочисленный отряд, он выступил с войной против собственного отца, и только воля Божья помешала осуществлению его коварных замыслов.

Не успела развеяться печаль Давида, вызванная вероломством старшего сына, как следующий за ним по возрасту Савей поднял новый мятеж, а когда и он был усмирён, свой меч на отца поднял его третий сын ─ Адония. Эта борьба с собственными сыновьями отравила последние годы жизни царя и подорвала его душевные силы. Чувствуя приближение смерти, он по настоянию Версавии и пророка Нафана объявил наследником престола своего сына Соломона, помазав его на царствование. Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до н. э., и сегодня его могила на горе Сион входит в число величайших святынь еврейского народа.

Давид взошел на престол ок. 1017 до н.э., после смерти царя Саула, и первые годы своего царствования правил лишь коленом Иуды. После распри между домом Сауловым и домом Давидовым Давид сделался царем над всеми коленами (2 Цар 3:1 – 5:3).

Давид, праправнук Руфи и Вооза, был младшим сыном Иессея, жившего в селении Вифлеем в Иудее. Юношей он был призван во дворец, чтобы игрой на кинноре развеять болезненную меланхолию Саула, и царь был так очарован им, что сделал его своим оруженосцем. Согласно Первой Книге Царств, Давид, будучи простым пастухом, стяжал воинскую славу, одолев великана-филистимлянина Голиафа. Впоследствии Давид получил в жены дочь Саула Мелхолу и подружился с сыном Саула Ионафаном. Его победы в войнах с филистимлянами, сопровождавших почти все царствование Саула, привели к росту популярности Давида в войсках и в народе. Саул возненавидел Давида, отчасти из страха перед возможным переворотом, а отчасти из ревности. Давид бежал от царского двора и скрывался в южной пустыне, найдя себе покровителя в лице Анхуса, царя Гефа в земле филистимлян и став его вассалом.

За несколько лет до этого, когда Саул в войне с амаликитянами не исполнил повеление Божье, Давид был помазан пророком Самуилом на царство в качестве преемника Саула. Поэтому, когда Саул и трое его сыновей погибли в битве при горе Гелвуе, Давид с небольшим войском двинулся на север и укрепился в Хевроне, где был провозглашен царем над коленом Иуды. За этим помазанием последовала война с Иевосфеем. Авенир, военачальник Иевосфея, поссорившись с последним из-за одной из наложниц Саула, Рицпы, перешел на сторону Давида, однако вскоре его убил Иоав, военачальник Давида. Спустя немного времени Иевосфей был убит, и колена Израиля в северной Палестине признали власть Давида.

Укрепив свою власть в объединенном царстве, Давид одержал победу в войне с филистимлянами и сверг их господство. Он расширил территорию в завоевательных походах против соседних народов, впервые за всю еврейскую историю заложил основы еврейского государства и сделал Иерусалим, отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля. Израиль стал державой, господствовавшей от Нила до Евфрата. Давид перенес в Иерусалим из Силома древнее национальное святилище и ковчег завета, долгое время пребывавший в Кириаф-Иариме. Первоначально он собирался построить вместо скинии величественный храм, однако от этого намерения его отговорил пророк Нафан.

Давид воспылал любовью к красавице Вирсавии, жене Урии Хеттеянина, которого Давид предательски обрек на смерть, отправив на передний край жестокого сражения. Плодом брака Давида с Вирсавией стал Соломон. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана, бывшего также советником царя, убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Давид умер в возрасте 70 лет, после семи лет и шести месяцев царствования в Хевроне над коленом Иудиным и тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал Давидову династию, непрерывно царствовавшую на протяжении почти 500 лет, до времен Зоровавеля, который ок. 538 до н.э. возглавил возвращение своего народа в Палестину по окончании вавилонского плена.

Исторические деяния Давида сделали его почти легендарной фигурой, мифологизированной после смерти. Ему было приписано авторство Псалмов, а согласно мессианской доктрине он является прародителем Мессии.

Читайте также: