Жилищно коммунальное строительство и жилищно коммунальное обслуживание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой одну из самых главных и крупных отраслей экономики Российской Федерации. Поэтому жилищно-коммунальное хозяйство, как важный элемент социальной и экономической сферы народного хозяйства, связано с формированием комфортной среды обитания всего населения.

Специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством обусловлена наличием сложных взаимосвязей субъектов предпринимательства, ведущих деятельность в данной сфере, и потребителей услуг. Социальная значимость деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключается в создании необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан в населенных пунктах, оказывающих влияние на социальную стабильность общества, а также в обеспечении населения жизненно важными услугами коммунальными услугами, предоставляемыми без перерывов и надлежащего качества. При этом спрос на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства является постоянным, что определяет значительный потенциал данной сферы для развития частного бизнеса.

Необходимо выделить следующие аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством: направленность на обеспечение доступности приобретения и эксплуатации жилых помещений; нацеленность на повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг; перевод жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость, а также привлечения частных инвестиций в сферу при наличии государственного регулирования со стороны органов управления.

Жилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы

Жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях.

Государственное управление жилищно-коммунальным хозяйством – это повседневная, юридически властная, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти по организации жизнеобеспечивающей сферы производства и поставки ресурсов (ресурсоснабжение), удаления и обработки сточных вод, управления жилищным фондом, выполнения подрядных работ, связанных с ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием жилищного фонда.

Основными целями государственной политики в сфере ЖКХ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.

Цели по стратегии:

– Улучшение качества жилья и повышение комфорта городской среды

– Устойчивое и сбалансированное развитие городов и территорий

– Повышение доступности жилья за счет развития рынка ипотечного кредитования

– Развитие институционального рынка арендного жилья

Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

– повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;

– обеспечение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг;

– модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;

–переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.

Основной задачей органов государственной власти в сфере ЖКХ является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ, в том числе предусматривающей сокращение административных процедур, устранение избыточных и заведомо недостижимых требований законодательства, предотвращение коррупции.

Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач необходимо осуществление мер и мероприятий, направленных на:

1) развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ на рыночных условиях;

2) повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования;

3) повышение эффективности управления инфраструктурой, стимулирование энергосбережения, учитывая при этом проблему отрицательной экономической эффективности большинства проектов по повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и их большую затратность;

4) переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;

5) формирование системы мотивации участников отношений как в жилищном, так и в коммунальном секторе, стимулирующей участников отношений к рациональному и энергоэффективному поведению;

6) обеспечение адресности социальной поддержки населения;

7) развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, совершенствование системы общественного контроля, улучшение имиджа ЖКХ в средствах массовой информации.

Жилищно-коммунальные услуги — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Жилищные услуги включают в себя всё, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Это деятельность, производимая при эксплуатации жилищного фонда для поддержания его в состоянии, соответствующем санитарным и техническим нормам. Данная деятельность включает в себя:

1. управление жилищным фондом:

2. техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:

3. санитарное содержание:

Ответственность за надлежащее оказание жилищных услуг в отношении многоквартирного дома в первую очередь несут сами собственники помещений в нем. Вместе с тем они вправе выбрать один из трех способов управления своим домом, тем самым обеспечив квалифицированное предоставление жилищных услуг выбранной организацией. Это может быть управляющая организация, ТСЖ либо лицо, которое было выбрано собственниками, реализовавшими в своем доме непосредственное управление.

Коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Управление ЖКХ осуществляется на 3 уровнях – федеральный, региональный и местный. Полномочия органов в жилищных отношениях определены статьями 12-14 ЖК РФ. Что касаемо коммунальной сферы, то это у нас законы отраслевые.

Федеральные полномочия в сфере ЖКХ Минстрой России (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти), который участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочиях ведомства также мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Структурное подразделение ФАС России – Управление регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы, которое создано для исполнения функций и полномочий Федеральной антимонопольной службы.

Также важную роль в функционировании жилищно-коммунального комплекса играют не входящие в систему федеральных органов исполнительной власти институты:

— некоммерческая организация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", созданный Федеральным законом от 21 июля 2007 года "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в организационно-правовой форме государственной корпорации и наделенный распорядительной функцией с целью предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном федеральным законом случае местным бюджетам целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры;

— коммерческая организация Открытое акционерное общество " Российские коммунальные системы ", созданная 29 мая 2003 года в период активного реформирования рынка ЖКХ с целью развития коммунальной инфраструктуры российских городов и предоставления качественных услуг потребителям

— Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) – создано по решению Правительства Российской Федерации в 1997 году. 100% акций АИЖК принадлежит Правительству Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Комплексная поддержка жилищного сектора России и повышение доступности жилья для граждан.

— Федеральный Фонд содействия развития жилищного строительства. Целью деятельности Фонда "РЖС" является содействие развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.

В регионах функционирует

– Министерство (департамент, комитет) жилищно-коммунального хозяйства. Основными направлениями деятельности являются: содержание и ремонт дорог, озеленение и благоустройство территорий, организация водопользования и охраны водных объектов, содержание и ремонт инженерных сооружений, организация обезвреживания и переработки отходов производства и потребления, эксплуатация жилого фонда, организация самоуправления в многоквартирных домах, а также социальная поддержка населения. Аналогичные структуры существуют в различных субъектах РФ.

– Региональная служба (комитет) государственного строительного надзора. Является органом исполнительной власти региона, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории региона.

– Региональная служба по тарифам.

– Государственная жилищная инспекция (жилищный надзор). Является уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля указанной деятельности, и иных функций, предусмотренных Положением о Госжилинспекции области.

Жилищно-коммунальная система подразумевает масштабное производство и предоставление комплекса услуг, которые в целом направлены на обеспечение нужд населения в сфере жизнеобеспечения. Такие услуги многогранны и имеют различную ориентацию, каждая из них уникальна и имеет отличительные характеристики. Вместе с тем, жилищно-коммунальная деятельность выполняет общую функцию и цель – обеспечить городу нормальное развитие и функционирование.

Рисунок 1. Жилищно-коммунальная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современных реалиях эта сфера является организующим звеном в жизни населения, базой, на которой функционирует город как основная среда проживания человека. Общезначимый характер концепций коммунального сервиса подтверждается их положением регулярно действующих программ, готовых в полной мере удовлетворить потребности жителей мегаполисов и небольших районных центров в соответствующих услугах.

Ключевыми функциями самоуправления муниципальной среды выступают планирование и прогнозирование, организация, контроль и регулирование.

Механизм координации жилищной системы должен основываться на таких положениях:

  1. Акцент на экономическую и культурную составляющую.
  2. Ориентация на разные виды собственности в коммунальном секторе, включая коллективную, муниципальную и частную формы.
  3. Систематическая децентрализация контроля и передача определенных управленческих задач в исследуемой сфере на местный уровень.
  4. Разделение целей подрядчика и клиента посредством привлечения в процесс строительства подрядных компаний разноплановых типов собственности на контрактной основе.
  5. Правовой принцип обеспечения ресурсами и выделение всех уровней обслуживания жителей жилищно-коммунального комплекса.
  6. Направленность на выгодные источники финансирования: децентрализованные и централизованные резервные фонды.
  7. Привлечение общества к управлению жильем.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с вышеперечисленными принципами в процессе контроля и регулирования в жилищной системы следует учитывать нужды всех хозяйствующих субъектов, включая собственников, пользователей, подрядчиков, заказчиков, а интересы и пожелания ведомственных органов, организаций и фирм должны стать второстепенными по отношению к потребностям населения муниципальных образований и городов.

Строительная деятельность в системе ЖКХ

Одним из основополагающих терминов, который применяется в строительной индустрии, является понятие "объекты архитектурной работы". Под ним подразумеваются различные сооружения и дома жилищно- коммунального, гражданского, социально-промышленного и другого направления, а также объекты и комплексы благоустройства в виде парковой и ландшафтной архитектуры, декоративного и монументального искусства.

При этом под строительство понимается как возведением новых зданий, так и реконструкция, капитальный ремонт и реставрация домов.

Для разработки архитектурного плана в жилищно-коммунальной деятельности выполняется комплекс мероприятий, состоящий из следующих этапов:

  1. Определение градостроительных условий и возможных ограничений в процессе застройки территории.
  2. Осуществление предпроектных работ, если возникнут непредвиденные ситуации.
  3. Разработка и поиск наиболее рентабельного архитектурного решения, согласование и утверждение разработанного проекта.
  4. Внедрение рабочей документации для будущего строительства, а также осуществление авторского контроля ее реализации.
  5. Строительные работы и снос объекта архитектуры, технический надзор и регулирование во время проведения строительства или изменения некоторых частей проекта
  6. Официальное принятие возведенного жилищного объекта в эксплуатацию.

Роль строительной индустрии в жилищно-коммунальной системе

Строительная сфера имеет ключевое значение для объективного решения федеральных программ транспортного, производственного и жилищно-коммунального развития. Здесь тесно переплетаются государственные интересы с нуждами субъектов РФ, а также с потребностями местных органов самоуправления. Распределение компетенции между представителями исполнительной власти, их представителями, зависит от грамотного разграничения федеральной собственности и от закрепления за структурами регионального управления соответствующих систем жилищного или коммунального хозяйства.

На сегодняшний день официальное управление строительной деятельностью и жилищно-коммунальной сферой на государственном уровне осуществляется в пределах одной отраслевой концепции с нацеленностью на внедрение организационно-правового статуса для разрешительных, координационных и контрольных надзорных полномочии. При этом следует учитывать, что строительство новых жилых объектов в данной сфере не концентрируется только на едином субъекте исполнительной власти, так как все структуры федерального самоконтроля отраслевой и межрегиональной функции ведут в полном объеме подготовительные мероприятия. Особое значение имеет тот факт, что жилищно-коммунальная деятельность в основном находится в руках местных представителей государственной власти.

В сфере строительства ряд ключевых организационно-нормативных аспектов проявляется в законодательных положениях, среди которых можно выделить Закон РФ "О принципах градостроительства на территории Российской Федерации" и Федеральный законопроект от 17 декабря 1995 года "Об архитектурных мероприятиях в России". Для полноценного управления жилищно-коммунальным хозяйством значимую роль несёт Закон "База государственной жилищной политики".

Госконтроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

Жилищная российская инспекция, которая работает на государственной основе, функционирует на основании актов, подписанных Правительством Российской Федерации 26 ноября 1995 года. Эта система включает национальную инспекцию Минстроя и федеральные инспекции субъектов жилищно-коммунального хозяйства.

Инспекция контролирует эксплуатацию, ремонт и содержание жилищного фонда. Подобные мероприятия проводятся посредством изучения технического состояния придомовых территорий и жилья, своевременного осуществления ремонтных работ, санитарных проверок, подготовки существующего жилищного фонда к неблагоприятным погодным обстоятельствам, рационального применения в коммунальной сфере топливно-энергетических запасов и воды, предоставления коммунальных услуг жителям города.

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

жкх что такое

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ – что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Проблемы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации – электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов – еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ инженерных коммуникаций знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои актуальные проблемы. Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

  1. Многолетнее занижение МО уровней платежей населения в комплексе с бюджетной неплатежеспособностью. Оно выразилось в несоответствии установленных нормативов относительно затрат на ремонт и содержание жилфонда и инженерной инфраструктуры и региональных величин при формировании бюджета.
  2. Секвестирование и невозмещение средств, выделенных в конце 90-х гг. на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ .
  3. Хронически увеличивающиеся неплатежи за фактическое потребление в период корректировки цен.
  4. Очень медленный темп установки приборов для учета воды и теплоэнергии, сдерживаемый исполнительными структурами МО и учрежденными ими организациями, монопольно предоставляющими услуги.

жилищно коммунальное хозяйство города москвы

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:

  1. Обеспечение населению условий жизни, соответствующих стандартам качества.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций и, соответственно, тарифов. При этом качество предоставляемых услуг должно оставаться высоким.
  3. Переход всей отрасли на самоокупаемость.

отдел жилищно коммунального хозяйства

Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств. до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. Предприятие жилищно-коммунального хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, – к рациональному использованию ресурсов. Оплата услуг сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

развитие жилищно коммунального хозяйства

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

жкх по адресу

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: индексы цен, определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

предприятие жилищно коммунального хозяйства

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:

  1. Высок процент износа основных фондов (50-70 %).
  2. Достаточно медленно идет коммерциализация.
  3. Финансовое состояние организаций ЖКХ сегодня не соответствует требованиям экономики.
  4. Наличие высокой кредиторской и дебиторской задолженности.
  5. Отсутствие частных инвестиций.

реформирования жилищно коммунального хозяйства

Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

Читайте также: