Права и обязанности налоговых органов кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплат-ка, документы по формам, установленным гос-ыми органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2)проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим К;

3)производить выемку документов у налогоплат-ка, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда м. полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплат-ков для дачи пояснений в с связи с налоговой проверкой;

5)приостанавливать операции по счетам налогоплат-ка и налагать арест на имущество налогоплат-ка в порядке, предусмотренном Кодексом;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплат-ми в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплат-ке;

8) требовать от налогоплат-ов и представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплат-ка с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.

Обязанности налоговых органов (статья 33 главы 5 части первой Н КР Ф):

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплат-кам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/27.0.1453.93 Safari/537.36

Положения ст. 32 НК РФ об обязанностях налоговых органов

У налоговых органов имеются не только права, которым посвящена ст. 31 НК РФ, но и обязанности, регулируемые ст. 32 НК РФ. Кроме тех, которые имеются постоянно, предусмотрена ещё и возможность наделения налоговиков другими обязанностями в иных нормах НК РФ.

Некоторые нюансы практической реализации обязанностей налоговых органов

Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Так, НК РФ не предопределена обязанность ФНС предоставлять по запросам налогоплательщиков данные об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, или о налоговых правонарушениях, которые те совершают. Поэтому ни одно лицо не может требовать этого от инспекторов ФНС. Данная позиция подчёркивается в письме ФНС РФ от 17.10.2012 № АС-4-2/17710.

В НК РФ присутствует подход, который предусматривает, что обязанность налогового органа тесно корреспондирует с правом налогоплательщика.

Сотрудники ФНС обязаны безвозмездно доводить до сведения налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, соответствующем законодательстве, внесённых в него изменениях, и о принятых в соответствии с Кодексом нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях должностных лиц.

Должен налоговый орган давать и консультации о порядке заполнения форм налоговых деклараций.

Только официально и в письменной форме!

С данной обязанностью сотрудников налоговых служб тесно корреспондируют права налогоплательщиков получать письменную информацию от налоговых органов. Здесь мы должны особенно подчеркнуть, что получать сведения, способные повлиять на принятие решений, нужно только в письменной форме и только официально.

Многие налогоплательщики становятся жертвами излишней доверчивости. В устной форме, да ещё и в неформальной обстановке, налоговики могут насоветовать многое из того, что принесёт существенный ущерб для предпринимателей и обычных граждан.

Что будет, если ИП спросит о том, нужно ли ему подавать нулёвые декларации, и услышит в ответ, что не нужно? Ситуация может кончиться серьёзными штрафами. Напомним, что в отличие от ООО он несёт ответственность своим имуществом, поэтому может лишиться квартиры или другой недвижимости.

Используя своё право на получение информации от налоговых органов, делайте только официальные письменные запросы и рассматривайте только письменные ответы.

Официальная позиция о том, что налогоплательщики вправе требовать письменные ответы от налоговиков, содержится в письме Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-02-08/89.

Связанная судебная практика

Суд отклонил довод налоговиков о том, что Кодекс не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать нужную информацию, в том числе недостающие документы, в силу того, что представление документов является обязанностью налогоплательщика. По мнению суда, это не освобождает налоговые органы от обязанности проводить контроль за соблюдением действующих законов о налогах и сборах.

Доказательством этому может стать решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 № А40-37576/03-80-434.

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 № А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 № 08АП-7719/2009 сказано, что для реализации права на возврат налога следует обратиться к налоговому органу с письменным заявлением. Его обязанность произвести возврат суммы налога образуется на основании поданного в назначенный срок заявления.

В силу этого, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату суммы налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 № А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа юридических оснований, необходимых для списания задолженности по налогам. Как указал суд, не отрицая отсутствие данной возможности у налогового органа, следует принимать во внимание обязанность налогового органа оперировать только проверенной информацией, отражающей реальное состояние расчетов налогоплательщика по предстоящим налоговым платежам.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 № А57-16460/2009 сказано, что рассматриваемая нами статья не создаёт обязанность налогового органа ставить в известность налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения.

Таким же образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 № А46-23597/2008 говорится, что ни гл. 26.3 НК РФ, ни региональный закон о ЕНВД не порождают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им такого налога.

Эта информация полезна для тех, кто привык ждать, что государственные органы не только подскажут, но и дадут чёткие указания касательно того, что следует делать налогоплательщику.

Передача материалов налоговой проверки следственным органам

В течение последних 5-6 лет стабильно увеличивается роль уголовно-правового способа борьбы с неуплатой налогов. Поэтому начинают приобретать важность вопросы взаимодействия участников налоговых отношений со следственными органами.

Стартовой точкой для него чаще всего становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы. Это делается в порядке п. 3 рассматриваемой статьи. После этого мероприятия регулируются уже УПК РФ.

Налогоплательщик может воспользоваться судебным обеспечением в плане приостановления действия указанного решения.

Столкновение данных обеспечительных мер порождает новые споры о правомерности передачи материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер.

К примеру, в ходе действия судебных обеспечительных мер, приостановивших действие решения налогового органа по итогам проверки, истекает отведённый срок в 2 месяца, данный для исполнения требования об уплате налога, в связи с чем налоговый орган направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел с целью решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последние решения ВАС РФ в подобных ситуациях подчёркивали, что передача материалов проверки следственным органам в таком случае является реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ, что следует из определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. № ВАС-6048/14.

После упразднения ВАС обновленный ВС поддержал позицию нижестоящего суда о том, что пока действуют обеспечительные меры налоговый орган не может утверждать, что налогоплательщик не исполнил своей обязанности по уплате налога, поэтому нет и оснований для возбуждения УД.

Высший суд отметил, что другое толкование норм права порождает коллизию: налогоплательщик может не уплачивать недоимку, а налоговый орган при этом отмечает факт неисполнения обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы. Об этом говорит постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу № А80-303/2013, которое было оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 № 303-ЭС14-42.

Однако ФНС РФ в письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 указала, что сообразно с действующим налоговым законодательством обязательным условием для передачи материалов налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о возбуждении УД становится вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также фактическая неуплата налогоплательщиком суммы недоимки, объём которой даёт возможность предположить совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, имеющего признаки преступления.


Налоговые органы являются контролирующими органами государственной власти. Они следят за неукоснительным исполнением действующего налогового законодательства.

В их компетенции находится надзор за правильным подсчетом, полной и вовремя произведенной уплатой в бюджет обязательных платежей.

Определение ИФНС

Согласно Постановлению Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. в качестве органа исполнительной власти в области надзора за исполнением законодательства об обязательных сборах выступает Федеральная налоговая служба.

Подразделение ФНС – Инспекция ФНС. ИФНС – это исполнительный орган на определенной территории.


Определение принадлежности конкретного лица к территориальной инспекции выполняется следующими способами:

  1. С помощью идентификационного кода налогоплательщика. Номер подразделения службы – это первые четыре цифры ИНН.
  2. На официальной странице ФНС. В специальном поле необходимо ввести адрес физического лица по месту проживания, адрес регистрации юридического лица либо ИП, и система выдаст реквизиты ИФНС.

В результате реорганизации налоговых органов может измениться код ИФНС. Узнать налоговую по адресу прописке можно на сайте ФНС РФ. Получить информацию можно по известному, ранее присвоенному, коду.

Структура налоговых органов


Кратко она выглядит следующим образом:

  1. Высший налоговый орган в РФ – ФНС, подчиняется Министерству финансов.
  2. Пять межрегиональных инспекций.
  3. Управления налоговой службы по субъектам.

Во главе ФНС стоит руководитель. Предложение о назначении на пост исходит от Минфина РФ. Утверждение на пост и освобождение от должности выполняет Правительство страны. На начальника возлагается персональная ответственность по выполнению порученных ФНС задач и функций.

Управление налоговой службы страны по субъектам включает территориальные инспекции.

Офис ФНС России располагается в Москве по адресу: ул. Неглинная, 23.

Обратиться в госналогслужбу можно различными способами:

  • по телефону;
  • письмом по почте России;
  • с помощью онлайн-сервисов;
  • через отделения по месту жительства.


Форма одежды всех налоговых сотрудников содержит отличительный нарукавный знак с гербом. В качестве герба используется эмблема Министерства налогов и сборов. Внешне она схожа с гербом России. Отличие состоит в том, что правой лапой орел держит ключ, а левой – керикион Гермеса.

Функции налоговой службы

Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:

  • по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
  • по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
  • по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
  • по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.


К другим функциям относятся:

  • проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
  • посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
  • работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
  • помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.

Цели и задачи ИФНС

Главной целью ИФНС является регулирование налоговых отношений, надзор за соблюдением закона в сфере обязательных платежей.


В ст. 6 Федерального закона № 943-I определены основные задачи налоговых органов РФ:

  • надзор за следованием законодательству в конкретной сфере;
  • соответствие установленным нормам выплат, полноты и совершения в надлежащее время уплаты обязательных платежей.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Межрегиональные и межрайонные инспекции появились в ходе реформирования.


В зоне ответственности межрайонной инспекции лежат:

  • административные районы;
  • крупнейшие плательщики.

Данные о крупнейших плательщиках содержатся в Едином государственном реестре. Межрегиональные подразделения функционируют в рамках конкретной территории.

Права и обязанности налоговой службы

В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.

Основные, закрепленные кодексом, полномочия:

  1. Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
  2. Выполнять проверки.
  3. Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
  4. С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
  5. Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
  6. Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
  7. Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
  8. В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.


Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:

  • исполнение законодательства;
  • ведение учета плательщиков;
  • предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
  • обеспечение сохранности налоговой тайны;
  • отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
  • предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.

В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.

Заключение

Налоговые органы являются единой системой, объединившей различные структуры ФНС. Они относятся к федеральным органам, выполняющим важнейшие задачи и обеспечивающим пополнение государственного бюджета.

Читайте также: