Органы регистрации актов гражданского состояния 1918 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Все события в жизни человека, от рождения до ухода в мир иной, связаны с органами под известным названием ЗАГС.

Система органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) развивалась вместе с государством и прошла в своем развитии сложные периоды.

Несмотря на то, что после принятия вышеуказанных документов церковь полностью была отстранена от обязанностей по регистрации актов гражданского состояния, в некоторых регионах страны из-за отсутствия тщательно разработанных инструкций органы ЗАГС и приходские храмы работали параллельно вплоть до начала 20-х гг. В этот период между причтами и органами ЗАГС шла оживленная переписка по вопросам передачи документов о регистрации актов гражданского состояния и выдачи повторных документов. И только в конце 20-х гг. архивы метрических книг были почти полностью переданы на хранение отделам ЗАГС. Остальные документы поступили на хранение в центральные и местные государственные архивы.

Нормативные акты по вопросам деятельности органов ЗАГС в начале 20-х гг. принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел (далее – НКВД), Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом. Следует отметить, что именно с этого периода регистрации актов гражданского состояния стало отводиться не только демографическое, но и, в первую очередь, политическое значение.

Общее руководство органами ЗАГС РСФСР стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Данным органом была разработана структура ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

Органы ЗАГС в то время вели: книги записей рождений, книги записей смертей, книги записей отсутствующих, книги записей браков, книги записей разводов, книги заявлений о происхождении зачатых детей, книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним.

С 1918 г. начала формироваться система консульских учреждений РСФСР, уже в 1921 г. был принят первый документ, регламентирующий их работу.

В связи с образованием СССР в 1923 г. была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса и 19 ноября 1926 г. был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (далее – КоБСО). С введением в действие КоБСО (1 января 1927г.) отделы записей браков и рождений переименовываются в бюро записей актов гражданского состояния, которые создаются в городах и районных центрах. В развитие норм КоБСО 20 марта 1933 г. принимается Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния. Учитывая политическую обстановку, сложившуюся в стране, начиная с 30-х гг. органы ЗАГС приобретают определенный статус.

В июле 1934 г. органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел. Все сотрудники отделов ЗАГС приобретают милицейские чины, начальники отделов становятся лейтенантами. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 г. руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР.

После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В 1946 г. НКВД было переименовано в МВД.

25 октября 1956 г. органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных Советов народных депутатов.

Раздел I. Акты гражданского состояния. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: Отделами записей актов гражданского состояния.

Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве

Глава 1. Отделы записей актов гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: Отделами записей актов гражданского состояния.

2. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:

а) Центральный - при Отделе местного самоуправления Народного Комиссариата по Внутренним Делам;
б) Окружные - при городских Советах Депутатов главных городов губерний и областей;
в) Местные - при волостных и городских, а в крупных городах при районных Советах Депутатов.

3. На местные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета Депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (ст.7);
б) изготовление, по требованию заинтересованных лиц, засвидетельствованных выписей из реестров.

4. На Окружные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

5. На Центральный Отдел записей актов гражданского состояния возлагается:

6. Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответственность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.

Глава 2. Порядок ведения регистрационных книг

7. Местными Отделами записей актов гражданского состояния ведутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;
б) книга записей смертей;
в) книга записей отсутствующих;
г) книга записей браков;
д) книга записей разводов;
е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;
ж) книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней.

  • Примечание 1. Все указанные в настоящей статье, книги записей ведутся по формам, вырабатываемым Центральным Отделом записей актов гражданского состояния.
  • Примечание 2. Книги заготовляются по образцам, устанавливаемым Центральным Отделом записей актов гражданского состояния и пересылаются местным Отделам за шнуром, печатью и скрепою по листам секретаря Центрального Отдела и за подписью заведующего Отделом или его помощника.
  • Примечание 3. До выработки форм книг Центральным Отделом записей актов гражданского состояния книги ведутся по формам, приложенным к настоящей статье.

8. Каждый акт гражданского состояния заносится в соответствующую регистрационную книгу под номером; годовая нумерация каждой книги должна быть единственной и непрерывной.

9. Сокращения и подчистки в книге записей актов гражданского состояния не допускаются. Поправки и приписки допускаются не иначе, как с оговоркою в конце акта, перед подписью участвующих в акте лиц. Поправки делаются таким образом, чтобы ошибочно или излишне написанное, перечеркнутое тонкою чертою, могло быть прочитано.

10. Каждый акт, занесенный в регистрационную книгу местного Отдела должен быть подписан должностным лицом, занесшим акт в книгу, лицом, сообщившем о событии, и свидетелями, если присутствие их требуется для составления данного акта.

11. Каждый акт, заносимый в регистрационную книгу, до подписи его лицами, означенными в ст. 10, должен быть прочтен тем должностным лицом, которое занесло акт в книгу.

12. Форма реестров, упомянутых в п. "а" 4-ой ст., и перечень сведений, в них помещенных, устанавливаются Центральным Отделом записей актов гражданского состояния, которому предоставляется немедленно по его организации издать соответствующую инструкцию.

13. Все регистрационные книги местных Отделов и реестры лиц, составляемые Окружными Отделами записей актов гражданского состояния, ведутся в 2-х экземплярах: один экземпляр предназначен для постоянного хранения в соответствующем Отделе, другой экземпляр, по окончании года, не позже 15-го января нового года, должен быть отсылаем в Окружной Отдел записей актов гражданского состояния, а реестр лиц в Центральный Отдел.

14. О всех изменениях записей, последовавших после отсылки одного из экземпляров регистрационной книги в Окружной Отдел, местный Отдел обязан немедленно извещать Окружной Отдел, пересылая копию того листа книги, куда внесены изменения.

15. Записи, занесенные в регистрационные книги, могут быть оспариваемы заинтересованными лицами только в судебном порядке.

16. Запись, занесенная в книгу, может быть исправлена только по предписанию судьи, но погрешность, явно покоящаяся на недосмотре или ошибке, может быть исправлена по предписанию органа надзора.

17. Книги актов гражданского состояния и реестры лиц открыты для всех заинтересованных лиц, которые имеют право за плату, устанавливаемую Центральным Отделом записей актов гражданского состояния, получать из них засвидетельствованные выписи.

Глава 3. Порядок регистрации отдельных актов гражданского состояния

18. В книгу записей рождений вносятся случаи рождений, нахождения детей, изменения гражданского состояния лиц, происшедшие вследствие установления действительного их происхождения.

19. Заявление о рождении или о нахождении ребенка должно последовать в трехдневный со дня события срок.

  • Примечание . Окружным Отделам записей актов гражданского состояния предоставляется право для отдаленных местностей удлинить указанный в настоящей статье срок, не свыше, однако, одного месяца.

20. Заявление подается в Отдел записей актов гражданского состояния по месту рождения ребенка, его родителями или одним из них, или другими лицами, на попечении которых, вследствие смерти, отсутствия или болезни родителей, находится ребенок.

21. Заявление может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.

22. В заявлении указывается: день, час и место рождения, пол ребенка, присваиваемое ему имя, имена, фамилии, постоянное местожительство и возраст родителей, а также означается, которым по счету ребенком, по числу имеющихся у данных родителей детей является новорожденный.

24. Факт рождения должен быть засвидетельствован двумя лицами, считая в том числе и заявителей (ст.20).

25. В случае рождения близнецов о рождении каждого из них должно последовать особое заявление, а в книгу записей рождений должны быть занесены две отдельных записи.

26. Заявление должно последовать и в случае рождения мертвого ребенка, о чем делается в книге записей рождений соответствующее примечание.

  • Примечание. Запись о мертво-рожденном, одновременно с занесением в книгу записей рождений, заносится и в книгу записей смертей.

27. Заявление о нахождении ребенка должно быть сделано лицами, нашедшими ребенка.

28. К заявлению о нахождении ребенка должен быть приложен протокол, составленный и засвидетельствованный местным административными должностными лицами. В протоколе должно быть указано время, место и обстоятельства, при которых найден младенец, его пол, особые телесные приметы, если они имеются, предполагаемый возраст, найденные при младенце вещи и документы с дословной передачей содержания последних. В протоколе должно быть означено, в какое заведение или какому лицу передан или будет передан ребенок.

30. В записи об установлении действительного происхождения указываются: название суда, номер постановления и число, когда постановление суда состоялось.

31. В книгу записей смертей, кроме случаев смерти и нахождения трупа, заносятся также случаи судебного объявления лиц умершими.

32. Заявления о смерти и о нахождении трупа должны быть подаваемы в трехдневный с момента события срок.

33. Заявление о смерти должно быть сделано жившими с умершим родственниками или домашними, а если их нет, то соседями или администрацией учреждения (больницы, богадельни, тюрьмы и т.п.), в коем последовала смерть, или лицами, нашедшими мертвое тело.

34. В заявлении о смерти означаются: имя, фамилия, год рождения и последнее местожительство умершего, его семейное состояние, год, месяц и число смерти, причина смерти, имя, фамилия и местожительство лица, сделавшего заявление о смерти.

35. К заявлению о смерти должно быть приложено соответствующее свидетельство о смерти, удостоверенное Советским врачом или местной Советской властью.

36. К заявлению о нахождении трупа прилагается, кроме врачебного свидетельства, протокол, составленный и засвидетельствованный местными административными должностными лицами и подробно излагающий обстоятельства нахождения трупа.

37. Лица, виновные в непредставлении или несвоевременном представлении упомянутых в статьях 19 и 32 заявлений, подвергаются штрафу в размере не ниже 50 рублей.

38. О судебном объявлении лица умершим Отделу записей актов гражданского состояния, где сосредоточены сведения о рождении лица, признанного умершим, сообщает суд, постановивший соответствующее определение.

39. В записи о признании лица умершим должно быть оговорено, что занесение ее производится в виду последовавшего определения суда о признании умершим, с указанием названия суда, номера постановления и числа, когда постановление состоялось.

40. Запись о признании умершим должна быть занесена в книгу немедленно по получении от суда соответствующего извещения.

41. Правила, установленные в ст.ст. 38 - 40, применяются и к записям о признании лиц отсутствующими в книге записей отсутствующих.

42. На местные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается обязанность во всех случаях смерти, объявления умершим или безвестно отсутствующим не позже 2-х дней по совершения записи сообщать в волостной или городской Совет Депутатов по последнему известному местожительству лица.

43. Записи о браке заносятся в соответствующую книгу должностными лицами местного Отдела записей актов гражданского состояния, регистрирующими браки.

44. Получив заявление о желании вступить в брак с приложениями, указанными в ст.52 должностное лицо осведомляется о том, какой фамилией брачующиеся желают именоваться, и заносит запись о браке в книгу записей браков.

45. В случае, если прежние книги записей брака были уничтожены или иным путем погибли, или, если по иной причине состоящие в браке лица не имеют возможности получить выпись о своем бракосочетании, этим лицам предоставляется право подать заявление в соответствующий, по местожительства обоих супругов или одного из них, Отдел записей браков о том, что они состоят в браке с такого-то времени. Такое заявление, подтвержденное подпиской супругов в том, что книга записей действительно погибла, или что они по иной уважительной причине не могут получить выписи о браке, служит основанием для записи брака вновь и для выдачи о том копии свидетельства.

46. Случаи развода, кроме занесения их в книгу записей развода, отмечаются в книге записей браков, в графе особых примечаний того листа книги записей браков, где находится запись о заключении данного брака.

47. Запись о разводе, делаемая на основании судебного постановления, должна быть заносима в регистрационные книги немедленно по получении соответствующего извещения и содержать указание на название суда, номер постановления и число, когда постановление состоялось.

48. Если просьба о расторжении брака подана в порядке, установленном ст.91, непосредственно в Отдел записи актов гражданского состояния, должностное лицо, прежде занесения записи о разводе в регистрационные книги, обязано удостовериться в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов.

49. Занесение записи об отцовстве зачатых детей в соответствующую книгу должно происходить немедленно по поступлении заявления, указанного в ст. 140-й.

50. Записи о перемене прозвищ и фамилий заносятся в соответствующую регистрационную книгу по получении заявления и по соблюдении формальностей, установленных статьями 2-й и 3-й декрета "О праве гражданина изменять свои фамилии и прозвища" (Собр. Узак. и Расп. 1918 г., №37, ст. 488).

51. Кроме занесения в книгу записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, отметки о перемене фамилии, по требованию заинтересованных лиц, должны быть заносимы и во все другие регистрационные книги и выписи из них содержащие сведения о лице, изменившем фамилию или прозвище.

"Собрание Узаконений и распоряжений
Рабочего и крестьянского Правительства"
22 Октября 1918 г. №76-77.

Дано точно по тексту:
лексика, орфография и пунктуация
сохранены и полностью соответствуют оригиналу.

Права на электронную версию
принадлежат НО БФ "Приют Детства".

История создания органов ЗАГС с основания и до наших дней

Формирование органов ЗАГС в Томской области

Формирование отделов Томского губревкома проходило в г.Ново-Николаевске, куда в январе 1920 года был перенесен центр Томской губернии. При отделе управления и был создан подотдел записи актов гражданского состояния.
27 апреля 1920 года Сибревком принял постановление о переносе центра Томской губернии в г.Томск. И с 8 мая 1920 года подотдел ЗАГС стал действовать в г.Томске.
На 1 января 1921 года в его состав входили: заведующий подотделом, секретарь и заведующий организационно-юридическим отделением, заведующий и конторщик осведомительно-отчетного отделения, заведующий архивным отделением, архивариус, заведующий и конторщик регистрационного отделения, заведующий горсекцией, три делопроизводителя, заведующие городскими отделами №№ 2,3,4; журналистка, машинистка, курьер.

Это интересно знать


Декрет от 18 декабря 1917 года

После Октябрьской революции 1917 года и установления в России советской власти , ц ерковь была отделена от государства. Существовавший порядок оформления брачно-семейных отношений требовал изменений, и у Советской Республики появилась необходимость в особом органе, который бы осуществлял регистрацию правового состояния граждан.

В 1920 году отделы ЗАГС были переданы в отделы управления районных совдепов, в июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел.

В 1946 году НКВД было переименовано в МВД, с 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД, в этот же год состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. Общее методическое руководство органами ЗАГС РСФСР в 1956-1971 годах осуществляла Юридическая комиссия РСФСР.

Т.е. органы ЗАГС находились в двойном подчинении: с одной стороны, они являлись структурным подразделением исполкома, а с другой стороны, они подчинялись Центральному подотделу ЗАГС НКВД.

Отделы управления, в которые входили подотделы ЗАГС, просуществовали до 1923 года, затем они были упразднены и вместо них созданы административные отделы.

В 1925 году вышло постановление ВЦИК об образовании Сибирского края, в соответствии с постановлением для руководства и наблюдением за работами по районированию Сибревкома была создана краевая комиссия по районированию, в процессе работы которой были упразднены уездные и губернские исполкомы и их отделы. Был образован Новониколаевский (с 1926 года – Новосибирский) округ и 20 районов.

Таким образом, за многолетнюю историю своего существования органы ЗАГС Новосибирской области неоднократно претерпевали организационные изменения.

В соответствии с данным Постановлением органами записи актов гражданского состояния являлись отделы ЗАГС, входившие в структуру администрации Новосибирской области, г. Новосибирска, а также в районные администрации г. Новосибирска, администрации городов и районов области.

В настоящее время деятельность органов ЗАГС на территории Новосибирской области организует Управление по делам ЗАГС Новосибирской области.

Государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Новосибирской области осуществляют 41 отдел ЗАГС, 9 - в городе Новосибирске, 32 в городах и районах области . Помещения отделов ЗАГС соответствуют требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, оснащены современной техникой, осуществляют деятельность с использованием автоматизированной информационной системы по защищенным каналам связи. Созданы условия для долгосрочного хранения книг записей актов гражданского состояния.

Читайте также: