Воздействие первой мировой войны и великой российской революции на страны азии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XIX ст. Иран, Турция и Китай попали в полуколониальнойзависимость от европейских государств. Это обусловило насильственное втягивание их вмировой рынок и кардинальные изменения во внутренней жизни. Традиционные экономическаясис тема и политическая структура началиразрушаться. Правящая верхов ка, видя отсталость своих стран сравнениюс европейцами, пыталась провести реформы, которые вывели бы их страны из такогоположения. Они заимствовали технические достижения, переозброювалы армию,меняли системы управления, пытались бороться против некоторых традиций, которые,по их мнению, сдерживали развитие страны, создавали собственную промышленность идр.

В Османской империи такие реформы получили название танзимат ("Преобразования", "реформы"),осуществлявшиеся в течение 1839 - 1870 pp , В Китае - политического самоусиления, в Иране - реформыТаги-хана.

Однако эти и другие реформы не имелижелаемого следствия: традиционные структуры не успевали приспосабливаться к быстрымизменений в мире, а сами реформы не были последовательными. Наконец, страны попали вполную зависимость от европейских государств.

Неспособность правящей верхушкипротивостоять европейскому проникновению, ухудшения жизни вследствие разрушениятрадиционных экономических отношений обусловили развертывание нового ета пу антиколониальной борьбы. На этот раз во главеборьбы стали революционеры, которые, заимствовав разнообразные европейскиереволюционные учения пытались поднять широкие народные массы на борьбу противколонизаторов и других сторонников в своих странах.

Этот второй этап борьбы за выход изотсталости известный как пробуждение Азии. Оно сказалось тремя революциями -иранской (1905-1911 pp ), Младотурецкая (1908 г.) и Синь хайською(1911-1912 pp .). Хотя две последние победили, аиранская потерпела поражение, они привели к диаметральнопротивоположного последствия: рывка из отсталости не состоялось, а взбудораженные массы нежелавшие изменений на европейский манер, общество раскололось на дваантагонистических по взглядам лагеря (на сторонников и противников изменений), чтообусловило дальнейшие острые конфликты и новые революции.

2. Предпосылки и революция 1905-1911 pp . в Иране

Течение XIX ст. Иран терял свою независимость и в конце векастал полуколонией, прежде Англии и России. Под влиянием Российской империинаходилась северная часть страны вместе Сстолицей Тегераном. Великобритания господствовала в районе Персидского залива,держа там свой военно-морской флот. В конце XIX ст. в соперничество за влияние в Иране вмешалась иГермания, а в начале XX ст. - США.

Процесс превращения Ирана вполуколонию сопровождался разрушением традиционных структур и усилением эксплоатации населения. Уровень жизни иранцев снижался.На рубеже XIX - XX ст. в стране резкообострилась продовольственная проблема. Это привело голодные бунты (1900, 1901,1903 pp .). В 1905 г. началась революция - одна из первых в Азии в начале XX ст. В ее причин следует отнести господство деспотического режима Каджарськои династии, угнетениесо стороны иностранного капитала - прежде английского и русского. Значительнымбыл также влияние русской революции 1905 г.

Революция началась в конце1905 массовыми демонстрациями в Тегеране, Ширазе, Мешхеде и других городах.Выдвигались требования проведения радикальных реформ, в частности созыва меджлиса(Парламента) и принятие конституции. Особенного подъема революционные выступленияполучили в июне-июле 1906 г. 5 августа 1906 напуган шах издал указ овведение конституционного режима. 7 октября открылся первый иранскиймеджлис. Он принял Основной закон (первую часть иранской конституции).Власти шаха ограничивалась, парламент закрепил за собой право утверждать все законыи бюджет, концессии, иностранные займы, соглашения с другими государствами. Через год, 7Октябрь 1907 p ., шах утвердил дополненияв Основной закон, где провозглашались равенство граждан перед законом,нетронутые ность лица и собственности, свободаслова, печати и т.д. Введу вался принцип дену власти на законодательную,исполнительную и судебную ветви. В конце концов, иранский шах остался лишь главойисполнительной власти.

Вместе происходили революционныеизменения по всей стране. В иранских городах появились революционные организации -енджуме ны. Усилилось движение моджахедов -борцов за веру и справедливость, в числе которых выделялась радикальнонастроенная молодежь - федаины.


Группа федаинив

Против углубления иранскойреволюции выступили совместно России иАнглия, в августе 1907 г. заключили соглашение о разграничения ния сфер влияния вИране. В июне 1908 p , Воспользовавшись спада революции, Мохаммед Али-шах, опираясь наиранскую казачью бригаду под командованием русского полковника Ляхова, поступилпереворот и разогнал меджлис.

Усилиямидругих государств Иранскую революцию было придушу но. Меджлис разогнана, отряды федаев ликвидирован. Иран призналангло-русское соглашение.

Впрочем, часть революционных завоеваний сохранилась, в частностиконституция. Иран начал превращаться в конституционную монархию. Революцияспособствовала подъему национально-освободительного ногодвижения в Азии в начале XX ст. Эта революция положила начало пробуждения Азии.

3 . Османская империя в начале XX ст. Младотурецкая рево эволюция

В начале XX ст. Османская империя переживала трудные времена После неоднократных поражений в войнах с европейскими государство мы в XIX ст. она превратилась в полуколонию великих держав.

В 1899 г.курсанты военного училища в Стамбуле создали тайное общество "Единение и прогресс". Вэмиграции возникла другая организация во главе с Ахмедом Резой.Обе группировки объеди объединяла в основноммолодую турецкую интеллигенцию (отсюда и название - младотурки). Перед собойони поставили цель - восстановить Конституцию 1876 г. и провести некоторые реформы,модернизировав общество по европейскому образцу. Единственное, что вызвало разногласиясреди участников движения, - национальный вопрос. Группа Ахмеда Резы отстаивала идею "османизму" - сохранение Империи. Другаягруппа настаивала на децентрализации империи и признании автономии занетурецких народами.

В 1907 г. в Париже состоялся съездразличных Младотурецкая групп, на котором было достигнуто временное примирение ипринято решение о подготовке восстания. Оно началось 3 июля 1908выступлением армейских подразделений в Македонии.

Султан поспешил обнародовать своерешение о восстановлении конституции.

"Детимои, - провозглашал он, - я всегда был сторонников ком конституции. В том, что конституция опоздала, виновные мои глупые советники. Клянусь короной и мечом, защищать конституцию ".

Восставшие войска вступили вСтамбул. Младотурки сфор мували новое правительство.Султана оставили на троне. Младотурки, которые доступилися к власти, проводилисвою политику непоследовательно и слишком осторожно. Это позволило султану, которыйЗару чился поддержкой духовенства, 13 апреля1909 совершить переворот с требованиямивозродить шариат, отменить конституцию, восстановить власть султана.


Митинг в Стамбуле в честь восстановления конституции 1876г.

Мятеж былподавлено, а Абдуд-Хамид II потерял трон достался Мехмедом II.

Младотурки оставались у власти до 1918 г. За время своегоправления они так и не выполнили обещаний провести модернизацию страны иосвободиться от европейского экономического засилья и политической зависимости.

Младотурки смогли ликвидироватьнаиболее варварские методы управления, создать парламентские иконституционные нормы. Правда, сами они их неоднократно нарушали.

Стремление сохранить империю обусловилоконсервативный характер реформ. Во внутренней политике утверждалась идеология пантюркизма - создание и господство единойтурецкой нации. Это повлекло новые волны антитурецких настроений впорабощенных народов. Попытка навязать пантюркизм силой вылилась в кровавыепогромы армянского и греческого населения, восстание арабов и Балканскиевойны.

В экономической сфере младотуркиотважились на незначительные реформы тольконакануне Первой мировой войны (ограничивались внеэкономические формыэксплуатации крестьян, вводились протекционистские законы).

Итак, революция 1908 г. не выполнилаосновного своей задачи: осуществление модернизации Османской империи. Это объясняетсяособенностью структуры турецкого общества, где турки были господствующей нацией, алюбая модернизация привела бы к потере ими этой роли и к распадуимперии, что впоследствии и произошло.

4. Китай конце XIX - Начале XX ст. Синьхайскойреволюция

Китай, с его многомиллионнымнаселением и несколькотысячелетней историей, особенно болезненно воспринял распространенияв своей стране европейского господства. Ведь китайцы традиционно считали свое государство центром Вселенной,Поднебесной империей, окруженной вассалами и варварами. Тем сильнее былшок, пережитый китайцами после неоднократных военных поражений не только отевропейцев ("опиумные войны"), но и от Японии (японско - китайскаявойна 1894 - 1895 pp .) Китайская государство начало быстро разваливаться. она была переделена насферы влияния между великими державами. Императорская власть и конфуцианскаямораль оказались дискредитированными.

В 90-е pp . XIX ст. получили распространение идеи о необходимости значительных внутренних преобразований китайского общества, без которых невозможносохранение целостности и независимости Китая. Выразителями этих идей стали Кан Ювэй,который пытался убедить императора Гуансюя провести либеральные реформы, иСунь Ятсен, выдвинувшего программу революционных преобразований после свержениямонархии.

Китайский мыслитель Кан Ювэй, опираясьна традиционное конфуцианское учение, планировал ввести в стране конституционнуюмонархию, осуществить реформы в государственном управлении, экономике, образованию. Впоследствии Кан Ювэй и некоторые его сторонники были назначены советниками императора. В периодот 11 июня по

20 Сентябрь 1898 (сто дней реформ) Гуансюй издал более 60 указов, которыепредусматривали обновление Китая и превращения его в мощную и независимое государство.Но в результате государственного переворота

21 Сентябрь Гуансюй был лишен тронав пользу Цыси. Некоторых реформаторовказнили; Кан Ювею удалось бежать.

Между тем встране нарастал стихийный протест против проник ние иностранцев. Кульминацией стало восстание подруководством членов общества ихэтуаней(Боксерское восстание 1899-1900 pp .), жестокоподавлено войсками восьми государств - Англии, США, России, Японии, Франции,Италии, Германии, Австро-Венгрии.


Отряд ихэтуаней

Тогда на лоб борьбы за модернизациювышли силы во главе с Сунь Ятсеном.

Сунь Ятсен сформулировал "три народных принципа", которые, собственно, иопределяли цель преобразований в Китае:

· национализм, то естьсвержение Маньчжурской династии и восстановление чисто китайского правления;

· народовластия, т.е.ликвидация монархии и установление республики;

· народное благосостояние -проведения по степенное национализацииземельного соб ности и установления прогрессивного налога на землю.

Летом 1905 г. в Токио (Япония) под руководством Сунь Ятсена состоялось объеди ненияразличных китайских революционных кружков демократического и националистическогонаправления. В 1907 г. "Объединенный союз "совершил несколько попыток поднять по восстание против Маньчжурской династии,но неудачно.

Наконец, под угрозой революции им ператриця Цыси согласилась на проведение некотором их реформ, намеченных еще императором Гуансюй. Было провозглашеноследующие основные реформы: отмена рабства; лик цию сословных различий; ликвидацию привилегий дворян; создан нияармии по европейскому образцу; отмена пыток; создания совещательных органов впровинциях; европеизацию образования, проведение денежной и финансовой реформ;запрет курения опиума; запрет варварских обычаев, создание политическихпартий; реформу системы образования.

Все эти реформы свидетельствовали, что Китай начал модернизацию. Но сопротивление традиционного общества был слишкомсильным. К тому же с загадочной смертью императрицы Цыси реформыпрекратились.

Провал реформ свидетельствовал о том, чтоизменить китайское общество можно только революционным способом. В страненарастала национально-освободительная борьба. Все чаще вспыхивали крестьянскиевосстание. Маньчжурская власть, императорскийдвор тщетно пытались подавить народные выступления.

Революция началась в Ухане (общаяназвание трех городов - Учан, Ханькоу, Ханьян). Случайный взрыв гранаты в Ханькоуобнаружил нелегальную квартиру революционеров, где было найдено оружие и списокчленов революционных организаций. Начались аресты. Заговорщики решили не терятьвремени. 10 октября 1911 в Учан восстали солдаты. Военный гарнизон Учанприсоединился к восставшим. За ними пошли студенты, рабочие.

Вслед за Ухань восстаниявспыхнуло и в других городах. их участники объявляли о своей независимости отПекин и циньского двора.

Маньчжурская власть в поискахспасения обратилась к Юань Шикая - генерала, которого за реформаторские взглядыбыло отправлено в ссылку, с просьбой взять командование всемивооруженными силами. Тот согласился и вскоре стал председателем императорского совета ипремьер-министром, полновластным диктатором Северного Китая. Кроме того, былонапечатано проект конституции, который признал монархия.

Однако восстание распространялось.Объявили себя независимыми Ханчжоу, Шанхай, провинция Шаньдун, о своейавтономию заявила Внешняя Монголия. 2 декабря революционные войска вошли вНанкина. Маньчжурская империя начала рас даться.

Узнав о начале революции,Сунь Ятсен вернулся из эмиграции и 24 декабря прибыл в Шанхай. Это еще больше вдохновило революционеров неров. 29декабря конференция делегатов революционных провинций, собравшиеся в Нанкине,провозгласила образование Китайской республики. Сунь Ятсен был единогласно избранее временным президентом. Новая столица Нанкин встретила президента пушек им салютом и общим подъемом. И января 1912г. Сунь Ятсен принял присягу.

И правящая верхушка не покидаланадежде сохранить власть. Она сделала ставку на ЮаньШикая. Его поддержали великие державы. 12 февраля 1912 Юань Шикай заставил матьшестилетнего императора Пу И от его имени подписать акт об отречении от престола. При таких условиях Сунь Ятсен с егопрограмме "народного благосостояния" стал ненужным правящей верхушке.Он это зрозу мел и через день после отречения императора отказался отпрезидентства в пользу Юань Шикая. Нанкинский национальные собрание избрало ЮаньШикая президентом.


Юань Шикай после назначения временным президентом Китая

Китай пережил бурный год, который полунному календарю назывался синьхаем. Синьхайской революция в Китае закончилась.В марте 1912 г. в Нанкине была принята Конституция Китайской Республики ирешено перенести столицу в Пекин.

После провозглашения республикиборьба за власть продолжалась. Юань Шикай для укрепления своего положения началнаступление на газеты и демократические завоевания.

Все более откровенным становилось егостремление реставрировать монархию. Одновременно собиралась и демократическая оппозиция.

В августе 1912 г. "Объединенныйсоюз ", созданный Сунь Ятсеном, и несколько других организаций сформировалиГоминдан (национальную партию). В новоизбранном парламенте, который начал работув апреле 1913 г. на основе новой конституции, Гоминдан получил значительноепредставительство. Его депутаты были в оппозиции к Юань Шикая.

Напряженность усилилась после того,как стало известно об участии Юань Шикая в подготовке убийства гоминдановскогокандидата на должность премьер-министра.

В стране возобновились восстания. Семьюжных провинций, где Гоминдан имел сильные позиции, заявили об отделенииот Пекина. Началась гражданская война между Югом и Севером. В ноябре1913 Юань Шикай объявил Гоминдан вне закона, а его членов лишилпарламентских мандатов. Войска Юга были разбиты, Гоминдан ушел вподполье, а Сунь Ятсен снова отправился в эмиграцию.


Разогнав парламент и ставполновластным диктатором, Юань Шикай создал условия для реставрации монархии.Конституция была пересмотрена, с нее изъяли статьи о демократических свободах. Авпрочем, незадолго до своей смерти в июне 1916 г. диктатор отказался от своего намерения. Республика была сохранена.

Хотя революция не решилаосновных проблем Китая, она устранила одно из главных препятствий на пути кмодернизации - Маньчжурская династия.

Документы. Факты. Комментарии

Из программного документа "Объединенногосоюза "

"Нынешняя революция имеет целью установлениереспубликанского правительства. Все граждане республики должны быть равны; всеграждане должны участвовать в политической власти. Прези дента выбирают все граждане. Парламент является народным органом,состоит из депутатов, избранных всеми гражданами Респуб лекарства.Вводится Конституция Китайской Республики, ее все граждане должнысоблюдать. "

Какие идеалы исповедовал "Объединенный союз" и почему?

Вопросы и задания

1. Каким было положениеИран на рубеже XIX - XX cm . ?

2. Что привело к революциив Иране?

3. Расскажитео ходе событий иранской революции и ее последствия.

4. Какую роль в подавленииреволюции сыграли Россия и Англия?

5. Охарактеризуйтеполитическое и социально-экономическое положение Турции конце XIX cm .

6. Расскажите о Младотурецкаяреволюцию 1908 г и ее последствия.

7. Что мешало Турциивстать на путь модернизации?

8. Какие реформы осуществилимладотурки?

9. Охарактеризуйте развитиеКитай в конце XIX - Начале XX cm .

10. Можно ли рассматривать Китай как полуколонию западныхстран?

11. В чем состояла сущность реформы Кан Ювэя? Каковы ееитоги?

12. Расскажите о восстанииИхэтуаней. Почему оно потерпело поражение?

13. Кто такой Сунь Ятсен? Вчем заключалась сущность его "трех народных принципов"?

14. Почему все попытки реформыв Китае закончились провалом?

15. Расскажите о революции1911-1913 pp . в Китае и ее итоги.

Запомните даты!

1905-1911 pp . - Революция в Иране. Принятия первой конституции и создание парламента (меджлиса).

1908 p . - Младотурецкая революция.Восстановление действия конституции в Турции.

1911-1913 pp . - Синьхайскойреволюция в Китае.

-систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; рассмотреть причины подъема антиколониальных движений в этих странах.

-анализировать исторические события; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;

-уважать культуру и достижения других стран.

План урока:(в тетрадь)

Первая мировая война и страны Азии, Африки.

Страны Азии: Япония, Китай, Индия, Турция.

Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение.

Влияние итогов Первой мировой войны на страны Азии, Африки.

(Записать в тетрадь )После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений. В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.

В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали народам модель развития, нарушавшую местные исторические традиции, но политическое и экономическое положение метрополий после войны стало сложным. Поэтому еще во время войны колонии почувствовали ослабление колониального гнета, т.к. метрополии были заняты боевыми действиями друг с другом и, к порабощенным, пришло понимание того, что против колонизаторов можно воевать.( Все выделенные предл. в тетрадь)

Не последнюю роль в возрастании национального сопротивления сыграли СССР и Коминтерн.Россия (позже СССР) оказывала антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии). Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

-Мировой экономический кризис охватил какие страны и когда? (1929 -1933 США, Европа)

- Одной из причин кризиса стало перепроизводство. Повлияв на метрополии, кризис не мог обойти и колонии. Т .к. произошло свертывание мировой торговли , то это привело к росту недовольства торговцев, а значит и национального рабочего класса и крестьянства. А результатом стало активизация национально-освободительного движения. Национальная буржуазия была недовольна засильем иностранного капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной экономикой, которая ассоциировалась у них с колонизаторами. Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и ограбления.(в тетрадь)

Национально-освободительное движение выступало за:(в тетрадь все 3 )

1.Продолжение модернизации и создание сильных процветающих государств.

2. Использование религиозных идей. Так, Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей ислама. И только кемализм носил светский характер.

3. Совмещение интересов буржуазии и простых людей и даже звучал призыв к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.

2. Формы борьбы за реализацию этих идей в разных странах:(Все виды форм борьбы в тетрадь + то, что найдете по вопросам на указанных страницах)

2.Китай и Турция – вооруженная борьба;(Чан Кайши, Сунь Ятсен, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин)- Работа с учебником- выписать в тетр. Все эти фамилии и выяснить, кто такие Чан Кайши и Сунь Ятсен и что они создали.(стр. 112-115)

3.Египет, Индонезия – сочетание пропаганды и вооруженной борьбы.

4.Япония-особый путь развития, вызванный долгой изоляцией страны от стран Европы:

-(стр. 110-111,читать ; знать что такоеСинтоизм;

-в чем своеобразие японской модернизации;

- что такое Меморандум Танака и его значение.(все ответы по Японии в тетрадь)

-Читать стр. 109 –указать итоги революции).

Кроме национальных партий, в Азии и Африке были созданы коммунистические и профашистские организации. Компартии одержали победу только в Китае, так как партия требовала диктатуры пролетариата (малочислен и слаб) и отказа от религии.

Домашнее задание:

1. Внимательно прочитать параграф 14 и информационный материал учителя.

2. Запомнить политических деятелей стран Востока, возглавивших национально-освободительное движение в своих странах и особенности их деятельности.

3. Подумайте, почему Япония стала единственной из стран Востока, где произошла фашизация общества.

Тем не менее судьба османов была решена. Перемирие в Мудросе 30 октября 1918 г. означало крах Османской империи. Через 2 дня лидеры младотурок бежали через оккупированную немцами Одессу в Германию, бросив на произвол судьбы страну, совершенно разоренную и выданную на милость победившей Антанты, утратившую свою армию и все нетурецкие (в основном арабские) провинции, после 4 лет бесплодной борьбы и потери 600 тыс. человек убитыми и более 2 млн ранеными.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего – через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Тунисе, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуатации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

Важнейшим событием и результатом Первой мировой войны явились перемены в России в феврале – октябре 1917 г., полностью изменившие общественный и политический строй, социальную структуру и духовный климат общества, его моральные и культурные ценности. Как ни относиться к российским событиям 1917 г., нет сомнения в их этапном, рубежном характере и огромном влиянии не только на последующую историю России, но и на развитие всего мира.

1. Какие исторические этапы можно выделить при изучении первого периода истории Новейшего времени? Дайте краткую характеристику каждого из этих этапов.

При изучении первого периода истории Новейшего времени можно выделить следующие исторические этапы:

1924-1929 гг.: временная и частичная стабилизация капитализма, демократический кризис, возвышение тоталитарных, монархических, бюрократических диктатур, упадок политических систем США, Великобритании и Франции.

1929-1939 гг.: крушение капиталистической стабилизации, Великая депрессия в США, мировой экономический кризис, формирование фашистских режимов в Италии, Германии, Испании, Португалии, Японии.

1939-1945 гг.: обострение противоречий между крупнейшими державами мира, Вторая мировая война — самый крупный и разрушительный военный конфликт.

2. Начало ХХ в. для России было временем революционных потрясений. Какие задачи необходимо было решить в России? Были ли они решены в ходе революций? В чем особенность российских революций? Сравните их с революциями XIX в. в Европе.

В начале XX века в России необходимо было решить аграрный, рабочий и национальный вопросы. В ходе революций данные вопросы не были решены, а только обострились и требовали немедленного решения.

Особенность российских революций:

- ожесточенность народных восстаний, вызванная долгим накоплением недовольства;
- упадок правящего класса;
- инертность масс;
- теоретический максимализм революционной интеллигенции, склонной к утопическим решениям и лишенная политического опыта;
- стремление национальных земель к сепаратизму из-за насильственной русификации.

Причинами российских революций были нерешенные аграрный и рабочий вопросы, национальные противоречия, поражение в русско-японской и участие Первой мировой войнах. Революции в Европе XIX века имели отличные от России причины и цели: смена политического режима, получение демократических прав, провозглашение республик и получение конституций. Во многих странах Европы революции не привели к значительным переменам. А в России была создана Государственная дума, свергнуто самодержавие, установлена республика, а к власти пришли рабочие и крестьяне.

3. Какие уроки можно вынести из мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг.? Может ли исторический опыт помочь в решении современных экономических проблем?

Уроки, которые можно вынести из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.:

- экономическая модель, основанная на саморегуляции экономики неэффективна,
- рыночные механизмы не подходят для выхода из кризиса, для этого необходимо вмешательство государства в экономику;
- экономический кризис приводит к негативным социальным последствиям: падение производства и уровня жизни населения, социальные движения протеста, рост преступности;
- кризис может иметь положительные последствия: развитие собственного производства страны, принятие мер социальной поддержки со стороны государства.

Исторический опыт может помочь в решении современных экономических проблем. После мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. получило распространение кейнсианство — экономическое учение о конкретном механизме выхода из кризиса, в котором обоснована необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. Используя данное учение, в настоящее время можно применять антикризисные и антиинфляционные программы для решения экономических проблем.

4. Представьте, что вам надо подготовить выставку о Второй мировой войне. Какое название вы бы ей дали, какие события отразили, какие материалы представили?

5. Составьте топ-10 исторических личностей межвоенного периода. Объясните свой выбор. Какую роль сыграли эти люди в истории? Что влияет на оценку деятельности исторической личности?

Топ-10 исторических личностей межвоенного периода:

Владимир Ленин — основной идеолог революции и свержения самодержавия в России, организатор партии большевиков, которая смогла прийти к власти за короткий срок и полностью изменить Россию. Российское государство благодаря Ленину превратилась из империи в социалистическое государство.

Адольф Гитлер — основатель тоталитарной диктатуры нацистской Германии. Он развязал Вторую Мировую войну с целью захвата ресурсов для Германии, уничтожения целых народов и всех инакомыслящих.

Иосиф Сталин — государственный деятель СССР, под руководством которого Советский Союз победил фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. При нем страна стала развитой индустриальной державой.

Мустафа Кемаль Ататюрк — первый президент Турецкой Республики, который превратил ослабевшую и разваливавшуюся на части Османскую империю в прогрессивное государство, которое заняло лидирующие позиции на Ближнем Востоке.

Уинстон Черчилль — премьер-министр Англии, сыгравший большую роль в британской истории и оказавший значительную роль в победе над фашистской Германией.

Альберт Эйнштейн — основатель современной физики, создатель теории относительности. Ученый изменил взгляды человечества на пространство, время, массу и энергию.

Луи Жан и Огюст Люмьер— основатели кинематографа.

Орвил и Уилбур Райт — первые в мире авиаторы, изобретатели, инженеры и новаторы.

Умльям Бэтсон — знаменитый ученый-биолог, основатель генетики.

На оценку деятельности исторической личности влияют результаты ее деятельности, которые оказали влияние на ход и исход крупных исторических событий, а также вклад этой личности в историю своей страны и мира.

6. Как сохраняется память о Великой Отечественной войне в вашей семье, в вашем населенном пункте, в нашей стране? Почему в некоторых странах предпринимаются попытки пересмотреть итоги войны?

В некоторых странах предпринимаются попытки пересмотреть итоги войны. Победа советских народов в Великой Отечественной войне является символом могущества общего прошлого Отечества союзных республик (СССР), единения людей разных национальностей, социальных и возрастных групп. Она служит напоминанием об огромном духовном потенциале, которым обладает Россия и братские ей православные народы. Осознание этого обстоятельства заставляет современных фальсификаторов истории предпринимать попытки переписать итоги Второй мировой войны. Многим историкам в Европе и США не нравится, что именно СССР внес решающий вклад в победу над нацистской Германией, что не англо-американские войска, что именно Советская Армия овладела Берлином и вынудила капитулировать гитлеровский рейх. Цель фальсификаторов: чем меньше будет сказано о победах СССР в войне против фашизма, тем меньше молодежи будет знать о заслугах советского народа во Второй мировой войне.

7. Наиболее заметными течениями в модернизме принято считать фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Как модернизм отразил изменения, происходившие в мире? Подберите примеры художественных произведений, выполненных в этих стилях. Какое впечатление они на вас производят?

Модернизм отражал новый индустриальный мир: урбанизацию, новые технологии, войны. Художники-модернисты ощущали пустоту, чувство тревоги, поэтому они искали спасение в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.

Примеры художественных произведений:

Художественные произведения, выполненные в этих стилях, производят неоднозначное впечатление. В них используются отличные от классических художественные методы изображения окружающего мира. Некоторые произведения не понятны человеку, производят отталкивающее впечатление. Произведения модернистов как бы говорят: мир уродлив, и бессмысленно что-либо менять в нем.

К началу XX века в Российской империи сложилась революционная ситуация — ситуация, при которой возможна революция. Для того чтобы революционная ситуация переросла в революцию, необходимо наличие объективных и субъективных факторов. В начале XX столетия данные факторы присутствовали в России. К объективным факторам относят противоречия в обществе, ухудшение положения народа, недовольство политикой правительства. Так как император Николай II так и не решил острые аграрный, рабочий и национальный вопросы, поэтому население Российской империи были недовольны руководителем государства. К субъективным факторам относят наличие класса, партии и готовность народных масс к революции. В начале XX века появился новый класс — пролетариат (рабочий класс), который и стал движущей силой революций в России. На рубеже XIX-XX веков в стране началось создание политических партий: социал-демократическая партия, партия эсеров, которые активно пропагандировали пути решения аграрного и рабочего вопросов.

Таким образом, в России сложились объективные и субъективные факторы, которые привели к революционной ситуации. Следовательно, революции в России являются закономерным процессом, который был неизбежен.

9. Приведите примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражены исторические события первой половины ХХ в.

Примеры произведений художественной литературы и игрового кино, в которых отражены исторические события первой половины ХХ в.:

10. Какая задача в области национальной политики была поставлена на съезде? Какое название получила эта политика? Насколько последовательно она проводилась?

На ХІІ съезде РКП(б) в 1923 году в области национальной политики была поставлена задача: обеспечить равенство прав и обязанностей отдельных республик. Эта политика получила название: политика ускоренного развития бывших национальных окраин во всех союзных республиках. Она проводилась целенаправленно и последовательно. Республикам были предоставлены широкие бюджетные права, представители национальных республик привлекались к участию в работе высших органов государственного управления СССР, были изданы специальные законы, которые карали нарушителей национальных прав. Согласно первой Конституции СССР, принятой в 1924 году, верховную власть в стране осуществлял ЦИК СССР, который состоял из Совета Союза и Совета национальностей.

Читайте также: