Познавательный интерес это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.

Познавательный интерес в общей структуре учебной мотивации может быть, как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в общую систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И.Щукиной, “облагораживает любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение”. [4]

Самостоятельная познавательная деятельность может быть обусловлена потребностью познания, относимой разными авторами к идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуально важных элементов самоактуализации личности.

Н.Г. Морозова называет три степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую. [5] Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) – носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.

Автором выделяются две формы проявления познавательной потребности: первая – усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая – исследование действительности с целью получения нового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).

Исследователь к характерным особенностям познавательной потребности относит: временной фактор занятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания.

Как было сказано, наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкие социальные мотивы. К широким социальным мотивам Е.И. Каргинцева относит:

- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

- мотивы самоопределения: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков для будущей жизнедеятельности, желание подготовиться к будущей профессиональной деятельности и т.п.;

- мотивы самосовершенствования: получить развитие в результате учения . [6]

Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г.И.Щукиной), степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

1. Низкий уровень. Самостоятельная познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней.

Познавательная потребность низкого уровня. Самостоятельной познавательной деятельности учащимся уделяется очень мало времени, по сути она ограничена временными рамками урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательной деятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление) необходимости образования.

2. Средний уровень. Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности. Характерные признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные (“любимые”) предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предмету познавательного интереса школьником посвящается значительная часть свободного времени, но данный вид деятельности не носит системного характера. Средний уровень познавательной потребности.

3. Высокий уровень характеризуется убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийся проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассником области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов учебной деятельности занимают внутренние мотивы.

Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательной потребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемой проблеме.

Проблеме формирования познавательного интереса у школьников посвящен целый ряд исследований (Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф.Захаревич, Л.М.Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С.Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью лич­ности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его со вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.

Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев. Повышению познавательного интереса школьников способствует использование на уроках современных информационных технологий.

В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:

Из предложенных формулировок становится понятно, что пусть ученые и вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно обогащают его.

Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно.

Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.

Познавательный интерес и его развитие

Основы развития познавательного интереса

Развитие познавательного интерес можно разложить на базовые уровни:

  • Любопытство.
  • Любознательность.
  • Фактически познавательный интерес.
  • Творческая заинтересованность.

В этих уровнях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интерес

Любопытство – естественно обусловленная реакция человека на все внезапное, интригующее, притягивающее интерес. Оно представляет начальную форму познавательного интереса и обусловлено сугубо внутренними жизненными обстоятельствами. На данной ступени отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство часто становится отправной точкой в его развитии.

Любознательность – следующая ступень познавательной заинтересованности. Здесь ученик проявляет стремление к глубокому познанию вопроса, пониманию смысла изучаемого. Ученик, как правило, активен на уроках, задает вопросы педагогу, принимает активное участие в дискуссиях, читает дополнительную литературу по изучаемой теме.

Фактически познавательный интерес формируется в ходе работы. Он проявляется в желании глубоко проанализировать предмет изучения, вникнуть в суть познаваемого. При этом активность исходит от самой личности, а не со стороны, что обусловливает отсутствие угасания заинтересованности по завершению деятельности и побуждение к более глубокому погружению в изучаемый материал

На данной ступени интерес пробуждается к деятельности, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу дает возможность развития расширенной самостоятельности, при изучении конкретного материала.

Творческий познавательный интерес это степень заинтересованности личности, при которой пробуждается стремление к самостоятельному, творческому, поисковому осуществлению деятельности.

Условия формирования познавательного интереса

Опираясь на накопленный опыт, всевозможные исследовательские труды можно с уверенностью утверждать о существовании специфических условий, содействующих формированию, развитию и укреплению познавательной заинтересованности. К таким условиям можно отнести:

  • Создание ситуаций, требующих решения познавательных задач, активного поиска, предположений, рассуждений. Формирование условий мыслительного напряжения, противоречивости суждений, конфликтов различных позиций, требующих самостоятельного разбирательства, принятия решения, занимания определенной позиции.
  • Организация и осуществление учебной деятельности соответственно возрастным особенностям детей и уровню их развития.
  • Создание положительной эмоциональной обстановки, оказывающей влияние на воспитанников в процессе работы и общения.

Данные условия совмещают в себе комплекс функций обучения, оказывают целенаправленное и косвенное воздействие на формирование познавательной заинтересованности.

Пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:

  • Личность учителя.
  • Суть преподаваемого материала.
  • Многообразность методов и способов обучения.

С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:


Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Т.е. интерес может быть не только к содержанию, но и к процессуальной стороне и т.д. Это деятельностный подход.

Определений много. Морозова: через эмоциональное отношение.

В своих работах Щукина рассматривает познавательный интерес в разных видах. Познавательный интерес может проявляться как:

1)Средство обучения (знания, которые усвоены с интересом, надолго остаются в памяти; ребенок активен в усвоении этих знаний, поэтому они более прочные).

2)Мотив учебной деятельности (я учусь, потому что мне интересно).

3)Устойчивое качество личности (дети с ненасыщаемой познавательной потребностью, которые должны что-то думать, решать и т.д.) Когда мы формируем такой интерес, то это просто замечательно. Это основное предназначение педагога – сформировать ПИ как устойчивое качество личности.

ПИ проходит 4 стадии развития:

1)Любопытство (проявляется также у млекопитающих). Заходим с чем-то новым – а что это? Ответ: это не для вас. Если начинают дальше задавать вопросы – следующая стадия.

2)Любознательность – характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного. Любознательные дети задают вопросы: стараются узнать больше, чем дают.

3)Познавательный интерес – отличается от предыдущей стремлением проникнуть в существенные связи, отношения, закономерности (проникнуть в сущность изучаемого), установить причинно-следственные связи. Например: а что будет, если? А можно ли это решить другим способом? Эту стадию можно понять по характеру вопросов – они становятся более глубокими.

4)Теоретический интерес – эту стадию дети могут и не достигать в школе. Эта стадия связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов в той или иной науке. В школе: может возникнуть на стадии подготовки проекта в ходе чтения дополнительной литературы. Может реализовываться в институте в ходе научно-исследовательской работы.

Если попытаемся охарактеризовать познавательные интересы учеников, то получим следующую картину: у кого-то глубокий, у кого-то поверхностный, у кого-то устойчивый, не устойчивый, кто-то читает доп. лит-ру и т.д. Поэтому ПИ характеризуем не только по стадиям развития, но и видам ПИ.

Виды познавательных интересов:

1)Аморфный – это неустойчивый, неосознанный, неглубокий познавательный интерес, с недостаточной внутренней мотивацией, который построен на внешних занимательных аспектах познавательной деятельности. Такие дети заинтересованы на уроке только в том случае, если что-то занимательное, яркое, с позитивным эмоциональным фоном.

2)Широкие (многосторонние) интересы – это интересы, которые охватывают широкий круг предметов на уровне не ниже любознательности. Дети активны в обучении, отвечают на все вопросы.

3)Стержневые (или локальные) интересы – это, во-первых, устойчивые, достаточно глубокие интересы, сосредоточенные на одной-двух смежных или полярных областях. Например, увлекается математикой и физикой или математикой и историей (бывают полярные области). Их круг чтения может выходить далеко за рамки школьной программы.

Лучшая стратегия формирования познавательных интересов – это формирование на базе широких познавательных интересов локальных (стержневых) интересов. Мы можем нарисовать это в виде пирамидки.


Это лучшая стратегия для личности. Широкие интересы – питательная основа. Нет широкого кругозора – не будут развиваться локальные интересы. Если не будем развивать локального интереса, вырастим человека – всезнайку, лишь порхающего по верхам.

Мы должны развивать познавательный интерес каждого школьника до оптимального для него уровня. А чтобы это сделать, нужно представлять уровни развития познавательных интересов.

Уровни развития познавательных интересов:

Советуют рассмотреть 1, 3 и 5-й уровни. И построить образ ребенка с низким, средним, высоким уровнями развития познавательного интереса.

Уровни

Мотивация

Самостоятельность

Познават. активность

Направ-ть интереса

Сформирован-ность учебных умений и знаний*

Мотивы избегания, отсутствие интереса к процессу и содержанию.

Мнимая. Сами не решают – ждут, что напишут у доски. Или списывают у соседа.

Выученная беспомощность – если не получается, даже помощь не попросит.

Инертность. Мы уже 3 задачу решаем, а ты только число написал. Все время побуждаем к познавательности

Эпизод. интерес к эффект. сторонам образ. процесса.

Несформиров. учебные навыки.

Свободное время не посвящено познаватель. деятельности. Желания – футбол, велосипед, игры (стрелялки).

Но познават. мотивы неустойчивы; больше ориентирован на результат учебной деятельности, а не на процесс.

Средняя. Если что-то не получается, попросит помощи у соседа или у учителя. Завуалировано: посмотрите, пожалуйста, правильно ли у меня?

Средний уровень. Некоторые моменты требуют побуждения учителя. Выполнив задание, ждет, ничего не делая. Может сказать, а что делать дальше.

Интерес к накоплению фактов. Узнав что-то новое, приходит домой и делится фактами. Знаешь, какая самая высокая вершина. Нет желания разобраться, взять доп. лит-ру.

Усвоение сущности явлений и процессов – только с помощью учителя.

В свобод. время занимаются сбором марок; увлечения, связанные с подарком – подарили аквариум, увлекается рыбками, даже может что-то почитать.

Интересы переменчивы, часто меняются. Доходит до определен-ного уровня, начинает интересовать-ся чем-то другим.

Высокая. Устойчивая положительная внутренняя мотивация (доминирование мотивов совершенствования учебно-познавательной деятельности;

личная ответственность за результат учебно-познавательной деятельности).

Интерес не только к результату, но и к процессу познавательной деятельности.

Если встретится с какой-то трудностью, попытается решить сам.

Самопроизвольная, не просто высокая. Не будет сидеть и говорить, а что делать дальше. Сам для себя находит задания.

Может на переменке читать интересную книгу.

Интерес к сущности процесс-сов – копает вглубь. Вопросы: а что будет, если и т.д. Проводит обобще-ния. Пытается сам вывести и сформулировать законно-мерности.

Высокий уровень. Эти дети умеют учиться.

Много времени посвящает предмету интереса.

*Иногда еще берут, чему посвящает свободное время.

Это тенденция развития познавательного интересного. Уровни – это программа развития детей. Не всем детям нужно доходить до высокого уровня. Если ребенок физически одарен, не нужно добиваться теоретического интереса. Таблица показывает, в каких направлениях нужно работать.

Чтобы развить до оптимального уровня познавательный интерес, нужно его диагностировать.

Познавательный интерес дошкольников

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента “я не знаю, но хочу узнать” начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес, что это?

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью.

Как появляется познавательный интерес и пути его развития

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

Этапы формирования познавательного интереса

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).

Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом “подогревать” его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Познавательная самостоятельность

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

Составляющие познавательного развития

Познавательная мотивация

Чтобы в малыше “проснулось” желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли. Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание. Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует. Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Условия развития познавательного интереса

Пример проекта “Профессии моих родных” со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно – речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно – творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание “посмотреть своими глазами”, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Роль взрослых в развитии познавательного интереса

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

Читайте также: