Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20 30 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Смерть Сталина и борьба за власть.Со смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953 г., заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 г. и прошла несколько этапов.

На первом из них (март — июнь 1953 г.) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Г. Маленков и Л. Берия, назначенный главой объединенного МВД. В этот короткий отрезок времени началась первая кампания по осуждению культа личности (имя Сталина реже стало упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений); как Берия, так и Маленков высказывались за перераспределение властных полномочий от ЦК партии к соответствующим государственным структурам; началась первая волна реабилитации (охватившая около 1,2 млн. человек); по инициативе Берии намечались меры по корректировке национальной политики (в частности, предлагалось вернуться к ленинской практике назначения лиц коренной национальности на руководящие посты в национальных республиках и областях); началась реорганизация МВД (все принадлежавшие ему строительные главки были переданы отраслевым министерствам, а ГУЛАГ — в Минюст СССР, были ограничены права Особого совещания при МВД СССР).

Тем не менее XX съезд КПСС вслед за реабилитацией репрессированных при Сталине партийных и государственных деятелей положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов.

Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.Объявленный после смерти Сталина курс на демократизацию жизни общества, несмотря на свою относительность, получил дальнейшее развитие после XX съезда КПСС.

Были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.

В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создание на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры. Тогда же было принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов, усилении их связи с массами.

Не меняя их подчиненного положения по отношению к партийным органам, ЦК рекомендовал меньше опекать их, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства.

В 1957 г. произошла реорганизация ВЦСПС, были расширены права первичных профсоюзных организаций, сокращен штатный аппарат. Аналогичные процессы происходили в комсомоле.

XXI съезд КПСС (январь—февраль 1959 г.) сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале развернутого строительства коммунизма. На очередном, XXII съезде правящей партии (октябрь 1961 г.) была принята и новая программа КПСС, давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г. Для этого предстояло решить следующие задачи: построить материально-техническую базу коммунизма (в основном обеспечив первое место в мире по производству продукции на душу населения и самый высокий в мире жизненный уровень); перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать нового, всесторонне развитого человека.

Все эти мероприятия, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, различных ее звеньев, повышению ее открытости, деловитости, боеспособности в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС.

Таким образом, в результате многочисленных преобразований 1953—1964 гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал свое существование в слегка подретушированном виде.

ДОКУМЕНТЫ

Смерть Сталина и борьба за власть.Со смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953 г., заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 г. и прошла несколько этапов.

На первом из них (март — июнь 1953 г.) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Г. Маленков и Л. Берия, назначенный главой объединенного МВД. В этот короткий отрезок времени началась первая кампания по осуждению культа личности (имя Сталина реже стало упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений); как Берия, так и Маленков высказывались за перераспределение властных полномочий от ЦК партии к соответствующим государственным структурам; началась первая волна реабилитации (охватившая около 1,2 млн. человек); по инициативе Берии намечались меры по корректировке национальной политики (в частности, предлагалось вернуться к ленинской практике назначения лиц коренной национальности на руководящие посты в национальных республиках и областях); началась реорганизация МВД (все принадлежавшие ему строительные главки были переданы отраслевым министерствам, а ГУЛАГ — в Минюст СССР, были ограничены права Особого совещания при МВД СССР).

Тем не менее XX съезд КПСС вслед за реабилитацией репрессированных при Сталине партийных и государственных деятелей положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов.

Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.Объявленный после смерти Сталина курс на демократизацию жизни общества, несмотря на свою относительность, получил дальнейшее развитие после XX съезда КПСС.

Были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.

В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создание на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры. Тогда же было принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов, усилении их связи с массами.

Не меняя их подчиненного положения по отношению к партийным органам, ЦК рекомендовал меньше опекать их, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства.

В 1957 г. произошла реорганизация ВЦСПС, были расширены права первичных профсоюзных организаций, сокращен штатный аппарат. Аналогичные процессы происходили в комсомоле.

XXI съезд КПСС (январь—февраль 1959 г.) сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале развернутого строительства коммунизма. На очередном, XXII съезде правящей партии (октябрь 1961 г.) была принята и новая программа КПСС, давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г. Для этого предстояло решить следующие задачи: построить материально-техническую базу коммунизма (в основном обеспечив первое место в мире по производству продукции на душу населения и самый высокий в мире жизненный уровень); перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать нового, всесторонне развитого человека.

Все эти мероприятия, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, различных ее звеньев, повышению ее открытости, деловитости, боеспособности в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС.

Таким образом, в результате многочисленных преобразований 1953—1964 гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину и продолжал свое существование в слегка подретушированном виде.

Со смертью Сталина, последовавшей 5 марта 1953 г., заканчивалась целая эпоха в жизни страны - эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 г. и прошла в несколько этапов.

В марте 1958 г. при формировании нового состава правительства с поста его главы был снят Н. Булганин, поддержавший оппозицию летом 1957 г. Председателем Совета Министров был избран Н. Хрущев, сохранивший также пост Первого секретаря ЦК КПСС. Это означало не только полную его победу в борьбе за власть, но и отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской практике единоличного правления.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И. Сталина. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий.

1. Периоды межвоенной истории. Двадцать лет, прошедшие от окончания одной мировой войны до начала другой, — срок по историческим меркам небольшой. Однако они вместили множество масштабных событий, ключевых для всей новейшей эпохи явлений и процессов. В истории стран Европы и Северной Америки в эти годы можно выделить несколько различавшихся по характеру периодов: 1918 г. — начало 1920-х гг. — подъем освободительной и революционной борьбы; 1920-е гг. — стабилизация в экономике и других сферах; 1930-е гг. — мировой кризис 1929—1933 гг. и усиливавшееся противостояние во внутреннем развитии стран и в международных отношениях.

Для первого периода определяющими стали такие рассмотренные нами события, как завершение мировой войны, освободительные революции, распад одних государств и возникновение других. Изменения коснулись не только границ между странами, но и форм общественной жизни. Речь шла о выборе между республикой и монархией, широкой демократией и сильной властью. К началу 20-х гг. выбор так или иначе определился, при этом во многих европейских странах, в том числе и тех, где утвердились республики, проявилась тенденция к установлению диктатур (см. табл, на с. 181). Историки объясняли это как традициями сильной единоличной власти, так и реакцией на революционный подъем 1918—1919 гг.

В середине 20-х гг. наступила полоса определенной стабилизации в разных сферах жизни. В США, пострадавших от войны и социальных потрясений значительно меньше, чем европейские страны, появилось краткое и выразительное определение нового этапа — процветание. В действительности стабилизация не была всеобъемлющей. В ряде стран, даже принадлежавших к числу победителей в войне, например в Великобритании, положение многих отраслей хозяйства оставалось сложным. Что касается побежденных — Германии и др., им стоило большого труда восстановить довоенный уровень производства, а уровень жизни населения еще многие годы после войны был очень низким.


Конвейерное производство в США

Период стабилизации был прерван крахом на Нью-Йоркской бирже (24 октября 1929 г.), ознаменовавшим начало мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Последовавшее десятилетие стало временем обострения экономических и социальных противоречий, политического противостояния во внутреннем развитии многих стран, возраставшей международной напряженности, угрозы новой войны.

Кризис 1929—1933 гг., как и революционная волна 1918 г. — начала 1920-х гг. в странах Европы, привел к большим социальным потрясениям. Так же как и тогда, в поисках выхода из сложившегося положения нужно было сделать исторический выбор. Он заключался чаще всего в двух альтернативных решениях: реформы, социальный компромисс или диктатура. То, как осуществлялся этот выбор в отдельных странах, составило наиболее значительные, драматические страницы истории межвоенного времени.

Тогда же зародилось национал-социалистическое движение в Германия. С приходом осенью 1919 г. в немногочисленную Немецкую рабочую партию Адольфа Гитлера началось превращение ее в массовую Национал-социалистическую рабочую партию (НСДАП), развернувшую активную борьбу за политическое влияние в стране.

Удобная ситуация для новой попытки сложилась в начале 30-х гг. Кризис 1929—1933 гг. нанес тяжелый удар по германской экономике. К 1932 г. уровень промышленного производства сократился более чем в 2 раза, количество безработных достигло 6 млн человек, разорились десятки тысяч крестьянских хозяйств. Выбитые из жизненной колеи люди возлагали вину на правительство. Режим Веймарской республики подвергался критике и справа — со стороны промышленников и банкиров, и слева — со стороны тысяч людей, лишившихся средств к существованию. Парламентская демократия теряла поддержку населения. Создалась благоприятная почва для воздействия нацистской пропаганды на широкие массы горожан (отчасти и рабочих) и крестьян. А власть имущие видели в нацистской партии силу, способную взять под контроль социально-политическую обстановку в стране, их привлекала также провозглашавшаяся с самого начала антикоммунистическая направленность партии.


Очередь безработных около биржи труда в Берлине

Успех коммунистов подтолкнул правящие круги к тому, чтобы ускорить передачу власти нацистам. Тридцать крупнейших промышленников направили президенту Гинденбургу письмо с требованием обеспечить нацистам ведущее место в правительстве. 30 января 1933 г. президент назначил А. Гитлера рейхсканцлером. Вечером торжествующие нацисты организовали факельное шествие через центр Берлина.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ В РЕЙХСТАГ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ (В ПРОЦЕНТАХ ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ГОЛОСОВ)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: тоталитарные и демократические режимы 20 – 30 –х гг. 20в. «Человек для.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: тоталитарные и демократические режимы 20 – 30 –х гг. 20в. «Человек для.

Человеческий ум, если только он не направляется наивысшим гением, не может вы.

Человеческий ум, если только он не направляется наивысшим гением, не может выйти за рамки тех представлений, в которых он был воспитан. У. Черчилль

2. Государство превыше всего: все для государства, ничего вне государства. Б.

2. Государство превыше всего: все для государства, ничего вне государства. Б. Муссолини 3.Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Конституция РФ, ст.2 4 Диктатура хорошая форма правления, если она заботится о людях. А. Морозов, ученик 6-а кл. шолы №49, г. Челябинска 1. Демократия плохая форма правления, но лучше еще никто не придумал. У. Черчилль какие высказывания противоречат дрг другу?

проверим 2. Государство превыше всего: все для государства, ничего вне госуда.

проверим 2. Государство превыше всего: все для государства, ничего вне государства. Б. Муссолини 3.Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Конституция РФ, ст.2 4 Диктатура хорошая форма правления, если она заботится о людях. А. Морозов, ученик 6-а кл. школы №49, г. Челябинска 1. Демократия плохая форма правления, но лучше еще никто не придумал. У. Черчилль

Речь идет о тоталитарных и демократических режимах, попробуем конкретизироват.

Речь идет о тоталитарных и демократических режимах, попробуем конкретизировать, вспомним признаки тоталитарных и демократических режимов. (Индивид. Работа у доски, либо пробл. Изложение) пробл. изложение

Проверим признаки тоталитарных режимов: 1. монополия одной партии на власть.

Проверим признаки тоталитарных режимов: 1. монополия одной партии на власть. 2. единая всеохватывающая идеология. 3. наделяемый сверхъестественными способностями вождь. 4. аппарат непрерывного массового террора. приведите примеры из истории 20в. (СССР и Германии)

Проверим признаки демократических режимов: 1. народ – высший источник власти.

Проверим признаки демократических режимов: 1. народ – высший источник власти. 2. развитая система прав и свобод граждан. 3. разделение властей. 4 подчинение меньшинства большинству. приведите примеры из истории 20 века

Листы с текстами работа па группам

Листы с текстами работа па группам

О каком политическом режиме и какой стране идет речь в данном тексте? С прихо.

В 30-е годы для выхода из экономического кризиса было введен государственное.

В 30-е годы для выхода из экономического кризиса было введен государственное регулирование экономики: для борьбы с инфляцией установлен контроль над ценами, организованы общественные работы, что сократило безработицу. К 1935 г. Кризис был преодолен, начался быстрый экономический рост, уровень жизни населения вырос. Духовная сфера жизни общества была поставлена под жесткий контроль государства, запрещалось все, что противоречило официальной идеологии. С приходом к власти фашистов были ликвидированы гражданские права и свободы человека, запрещены все политические партии, кроме НСДАП, создан аппарат государственного террора (концлагеря, политическая полиция – гестапо, охранные войска СС) для борьбы с политическими противниками. Из страны эмигрировало несколько сот тысяч человек. О каком политическом режиме и какой стране идет речь в данном тексте?

О каком политическом режиме и какой стране идет речь в данном тексте? Мировой.

О каком политическом режиме и какой стране идет речь в данном тексте? В 30-е.

О каком политическом режиме и какой стране идет речь в данном тексте? В 30-е гг. эта страна свершила мощный модернизационный рывок, государство насильственными методами провело ускоренную индустриализацию, страна в короткое время превратилась из аграрной в промышленную, по уровню экономического развития страна вышла на второе место в мире. Был создан мощный ВПК, позволивший стране отстоять свою независимость. Были созданы общественные организации под жестким контролем государства, укрепилась однопартийная система. Но уровень жизни населения рос медленно. Для борьбы с инакомыслящими были созданы репрессивные органы – ГУЛАГ, НКВД, от которых пострадали миллионы человек. Все сферы жизни общества в том числе и духовная были строго регламентированы.

Какова по-вашему мнению высшая ценность демократических режимов? Какова по-ва.

Какова по-вашему мнению высшая ценность демократических режимов? Какова по-вашему мнению высшая ценность тоталитарных режимов? гос- во или личность

Вывод по теме: у каждого свой вкус – кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной.

Вывод по теме: у каждого свой вкус – кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик. Вспомним слова Черчилля из эпиграфа. Но так ли все однозначно - дилемма: человек для государства или государство для человека , индивидуализм или общество. Горький, сказки об Италии (Отрывок из сказки аудио)

Проблемная беседа - человек для государства или государство для человека ?

Проблемная беседа - человек для государства или государство для человека ?

Проблемная беседа - + и – режимов отвечаем на главный вопрос урока. Эссе (мин.

Проблемная беседа - + и – режимов отвечаем на главный вопрос урока. Эссе (минисочинение 6 -10 предложений). Я считаю что …. ….Аргументы за тот или иной режим с примерами из истории.

Зачитываем 3 эссе Вывод по эпиграфу Черчилля

Зачитываем 3 эссе Вывод по эпиграфу Черчилля

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как фактор активизации познавательной деятельности учащих.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – основные понятия П.О. П.С. – зто ин.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – основные понятия П.О. П.С. – зто интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае когда он не знает как объяснить факт , явление , процесс, что побуждает человека найти новый способ действия. П.С. есть закономерность продуктивной творческой деятельности. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятелтности человека в условиях проблемной ситуации: П.С. – Проблема – Поиск способов решения – Решение проблемы. (см. посл. Лист). Ак5тивность учащихся и интерес к изучаемому вопросу возникает в П.С., даже если проблему ставит и решает учитель. Но высший уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формултрует, выдвигает гипотезы, доказывает их, прверяет правильность решения. Но каким действиям наджо учить , чтобы систематически формировать навыки познавательной самостоятельности? Надо формировать навыки таких мыслительных операций, как сравнение. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.

ВИДЫ ПРОБЛЕМОГО ОБУЧЕНИЯ (выделяют в соответствии с видами творчества). 1. Т.

ВИДЫ ПРОБЛЕМОГО ОБУЧЕНИЯ (выделяют в соответствии с видами творчества). 1. Теоретическое творчество – теор-е исследование, т.е. поиск и открытие нового для ученика правила, и пр. 2. Практическое творчество – поиск практических решений, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации. 3. Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее творч. Сочинение, рисование, написание музыки, игры и пр.

СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ являются методы преподавания и разные типы учебных пробл.

СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ являются методы преподавания и разные типы учебных проблем. В зависимости от этого и характера взаимодействия учителя и учеников можно выделить условно 4 уровня П.О.: Уровень несамостоятельной активности – восприятие учеником объяснения учителем, действия по образцу, упражнения воспроизводящего характера. Уровень полусамостоятельной активности – применение прежних знаний в новых условиях. Уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно – поискового характера, конструирование, доказательство гипотез с помощью учителя. Уровень творческой активности – открытие нового способа решения, самостоятельные выводы и обобщения, изобретения.

Структура проблемного урока. Структура отражает и основные этапы учения и эт.

Структура проблемного урока. Структура отражает и основные этапы учения и этапы организации урока. актуализация прежних знаний уч-ся; усвоение новых знаний и способов действий; формирование умений и навыков ( компетенций).

Внутрянняя часть, хар-яя деят – ть уч – ся, представлена элементами: возник.

Внутрянняя часть, хар-яя деят – ть уч – ся, представлена элементами: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы. Доказательство гипотезы. Поверка правильности решения и проблемы. Людям нравится изобретать велосипед, особенно детям.

Краткое описание документа:

В 30-е гг. эта страна свершила мощный модернизационный рывок, государство насильственными методами провело ускоренную индустриализацию, страна в короткое время превратилась из аграрной в промышленную, по уровню экономического развития страна вышла на второе место в мире. Был создан мощный ВПК, позволивший стране отстоять свою независимость. Были созданы общественные организации под жестким контролем государства, укрепилась однопартийная система. Но уровень жизни населения рос медленно. Для борьбы с инакомыслящими были созданы репрессивные органы – ГУЛАГ, НКВД, от которых пострадали миллионы человек. Все сферы жизни общества в том числе и духовная были строго регламентированы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30 гг. XX в.
Тоталитаризм и пацифизм

Двадцать лет, прошедшие от окончания одной мировой войны до начала другой, - срок по историческим меркам небольшой. Однако они вместили множество масштабных событий, ключевых для всей новейшей эпохи явлений и процессов. В истории стран Европы и Северной Америки в эти годы можно выделить несколько различавшихся по характеру периодов:

1918 г. - начало 1920-х гг. - подъем освободительной и революционной борьбы;

1920-е гг. – стабилизация в экономике и других сферах;

1930-е гг. - мировой кризис 1929 - 1933 гг. и усиливавшееся противостояние во внутреннем развитии стран и в международных отношениях.

Период стабилизации был прерван крахом на Нью-Йоркской бирже (24 октября 1929 г.), ознаменовавшим начало мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Последовавшее десятилетие стало временем обострения экономических и социальных противоречий, политического противостояния во внутреннем развитии многих стран, возраставшей международной напряженности, угрозы новой войны. Кризис 1929-1933 гг., как и революционная волна 1918 г. - начала 1920-х гг. в странах Европы, привел к большим социальным потрясениям. Так же как и тогда, в поисках выхода из сложившегося положения нужно было сделать исторический выбор. Он заключался чаще всего в двух альтернативных решениях: реформы, социальный компромисс или диктатура.

Фашизм и нацизм.

Удобная ситуация для новой попытки сложилась в начале 30-х гг. Кризис 1929-1933 гг. нанес тяжелый удар по германской экономике. К 1932 г. уровень промышленного производства сократился более чем в 2 раза, количество безработных достигло 6 млн. человек, разорились десятки тысяч крестьянских хозяйств. Выбитые из жизненной колеи люди возлагали вину на правительство. Режим Веймарской республики подвергался критике и справа - со стороны промышленников и банкиров, и слева – со стороны тысяч людей, лишившихся средств к существованию. Парламентская демократия теряла поддержку населения. Создалась благоприятная почва для воздействия нацистской пропаганды на широкие массы горожан (отчасти и рабочих) и крестьян. А власть имущие видели в нацистской партии силу, способную взять под контроль социально-политическую обстановку в стране, их привлекала также провозглашавшаяся с самого начала антикоммунистическая направленность партии.

Успех коммунистов подтолкнул правящие круги к тому, чтобы ускорить передачу власти нацистам. Тридцать крупнейших промышленников направили президенту Гинденбургу письмо с требованием обеспечить нацистам ведущее место в правительстве. 30 января 1933 г. президент назначил А. Гитлера рейхсканцлером. Вечером торжествующие нацисты организовали факельное шествие через центр Берлина.

Тоталитарные режимы.

Официальная фашистская (нацистская) идеология внедрялась во все сферы жизни общества - от образования до науки и художественной культуры. Особое значение придавалось воспитанию молодого поколения. Дети и подростки, помимо занятий в школе, привлекались к деятельности фашизированных детских и молодежных организаций (наиболее известная из них - Гитлер-югенд в Германии, к началу 1939 г. в этой организации состояло около 7 млн. 300 тыс. человек). Печатные издания, радиопередачи, кинофильмы и театральные постановки подвергались цензуре.

Западные демократии: от политического компромисса до государственного регулирования экономики.

Активное вмешательство государства в экономику, регламентация производства помогли вывести страну из депрессии, избежать социального взрыва. На выборах 1936 г. Ф. Рузвельт победил с большим перевесом голосов и вновь стал президентом.

Между демократией и авторитаризмом.

Тяжелые последствия войны, революции, кризисы приводили к критическим ситуациям во многих странах. Но далеко не всегда удавалось преодолевать их так, как в Великобритании и США, - с помощью компромиссов и реформ при сохранении основ демократии. Значительная часть европейских стран выбрала другой путь - установление сильной власти, диктатуры. Авторитарные (основанные на сильной власти) режимы устанавливались, как правило, в странах с монархическими традициями, незначительным опытом парламентской демократии, политически слабой буржуазией. Правящие классы здесь делали ставку не на реформы, а на диктаторскую власть, которая могла бы силой подавить не только революционные выступления, но и всякую политическую оппозицию. Правда, при этом во многих странах сохранялись парламенты, допускалось существование нескольких политических партий, а диктаторы занимали посты премьер-министров (как, например, португальский диктатор А. Салазар). Этим и некоторыми другими чертами авторитарные режимы отличались от тоталитарных обществ, созданных в Италии и Германии. В некоторых странах выбор между демократией и авторитаризмом носил характер острого и длительного противоборства разных политических сил. Во Франции критическая ситуация сложилась после кризиса 1929-1933 гг. 6 февраля 1934 г. тысячи участников фашистских организаций вышли на улицы Парижа, чтобы добиться отставки левого правительства и роспуска парламента. При разгоне демонстрации полиция применила оружие, были убитые и много раненых. Правительству пришлось уйти в отставку. Но уже 12 февраля страна была охвачена забастовкой. 4,5 млн. участников требовали обуздать фашизм. Вскоре коммунисты и социалисты заключили пакт о единстве действий против угрозы фашизма. В 1935 г. был создан Народный фронт, куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов, антифашистские женские и молодежные и другие организации. В 1936 г. партии Народного фронта победили на парламентских выборах. Правительство возглавил социалист Л. Блюм. Были запрещены фашистские организации, национализирован Французский банк, установлена 40-часовая рабочая неделя при повышении заработной платы рабочих и служащих, создано государственное бюро по закупке сельскохозяйственных продуктов и др. Однако последующие правительства отказались от выполнения программы Народного фронта, а с 1938 г. к власти пришли правые партии.

международные отношения в 20-30-е гг. XX в.

В международных отношениях межвоенного двадцатилетия выделяются три этапа:

2) вторая половина 20-х гг. - период стабилизации, попыток решения проблем сотрудничества и безопасности;

3) 1930-е гг. - нарастание международной агрессии и угрозы войны.

Известно утверждение, что внешняя политика является продолжением внутренней. В названные периоды характер международных отношений определялся наиболее значительными явлениями и процессами внутренней жизни разных стран.

После Первой мировой войны, помимо противоречий между победителями и побежденными, существовали разногласия в лагере самих победителей.
Камнем преткновения служило отношение к судьбе Германии. Здесь особенно заметно различались позиции Великобритании и Франции. Первая, опасаясь чрезмерного усиления Франции, была заинтересована в установлении равновесия сил в Европе. Британские политики выступали за то, чтобы оказать помощь Германии в быстром восстановлении экономики, а посредством этого – и в стабилизации политической жизни, преодолении последствий войны и революции. Франция настаивала на строгом соблюдении всех положений Версальского договора в отношении Германии, а также единстве действий государств-победителей против возможного возрождения германской экономической и военной мощи.

Острые споры возникли в 1923-1925 гг. вокруг вопросов о взыскании репараций с Германии и гарантиях ее западных границ. Германия, чувствуя поддержку Великобритании, стала задерживать выплату репараций. В ответ Франция и Бельгия в январе 1923 г. оккупировали Рурский район Германии (он являлся центром угледобычи, и его отторжение нанесло большой удар по германской промышленности). Конфликт был урегулирован летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне, где решающее слово оказалось за Великобританией и США. Были приняты решении о выводе французских и бельгийских войск из Рура, а также план Дауэса. Он предусматривал смягчение репарационных обязательств Германии, оказание ей экономической помощи в виде займов, преимущественно американских (за счет этих денег Германия не только выплатила репарации, но и восстановила свой военно-промышленный комплекс).

Начало агрессии.

1 марта 1935 г. — к Германии перешел на основании результатов плебисцита Саарский промышленный район.

3 октября 1935 г. — Италия без объявления войны напала на Эфиопию, санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными.

7 марта 1937 г. — немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону.

25 ноября 1936 г. — Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединились Италия (ноябрь 1937 г.), Венгрия (февраль 1937 г.), франкистское правительство Испании (март 1939 г.).

12—13 марта 1938 г. — аншлюс (присоединение) Австрии Германией.

22 сентября 1938 г. — Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты - пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

29—30 сентября 1938 г. — Мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацкой территории.

В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали всю Чехословакию. Страна была разделена на протекторат Богемия и Моравия, управлявшийся наместником Гитлера, и Словацкое государство, где установился режим фашистского типа. Большинству политиков было уже ясно, что на этом Германия не остановится. Весной 1939 г. представители СССР, Великобритании и Франции начали обсуждать возможности заключения договора о взаимной помощи. В августе 1939 г. делегации трех стран встретились в Москве. Однако западные державы придерживались тактики затягивания переговоров - не хотели брать на себя конкретные обязательства, направили в Москву делегации, не имевшие достаточных полномочии (одновременно английское правительство вело тайные переговоры с Германией). 10 дней трехсторонних переговоров не дали никаких результатов.

В это время германское руководство обратилось к советскому правительству с предложением незамедлительно подписать договор о ненападении. В Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и И. фон Риббентроп подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. В секретном дополнительном протоколе к договору предусматривалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. Линия разграничения проводилась по территории Польши - по рекам Нареву, Висле, Сану. Финляндия, прибалтийские государства, а также Бессарабия признавались сферой интересов СССР.

Несмотря на заключение договора 23 августа 1939 г., каждый из участников отдавал себе отчет в том, что он получал от него. Советский Союз, оказавшийся в определенной международной изоляции, отодвигал на время угрозу германского нападения. Германия развязала себе руки для дальнейших действий в Европе.

Читайте также: