Государство и церковь тгп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

Содержание
Работа содержит 1 файл

государство и церковь.doc

Государство и церковь: понятие и соотношение. РФ как светское государство

1. Понятие государства и церкви………………………………………….4

2. Взаимодействие государства и церкви…………………………………8

3. РФ как светское государство………………………………………….. 12

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций.

Давайте рассмотрим оба феномена, которые нас интересуют: государство и церковь, придав им для удобства изложения статус институтов. Так вот, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и ее носитель – церковь – появились гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования – государство и церковь -, обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен.

  • Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
  • Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время.

Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.

А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

1. Понятие государства и церкви

На мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет то, которое содержит его (государства) основные признаки.

Итак, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом. [10, с.43]

Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. [7, с.123]

Внутренние функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие внутренние функции:

  1. Экономическую (это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны).
  2. Социальную (направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны).
  3. Функцию финансового контроля (учет государством доходов производителей).
  4. Функцию охраны правопорядка (обеспечение законности в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений).
  5. Экологическую (обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм).

Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций государства можно отнести:

  1. Сотрудничество с другими государствами (это деятельность государства по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях – культурном, политическом и т.п. – с другими государствами.
  2. Оборона страны от нападения извне.

К признакам государства можно отнести:

  1. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно- территориального деления.
  2. Население.
  3. Наличие публичной власти.
  4. Суверенитет (самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей деятельности). [3, с.78]

Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Она призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, объединяя соответствующие усилия с представителями светской власти.

В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д. [9, с.138]

Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Она вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.

Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. [6, с.18]

2. Взаимодействие государства и церкви

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви. [4, с.88]

Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

  1. В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее.
  2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
  3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
  4. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах.
  5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
  6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. [7, с.112]

Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. [9, с.39]

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существуетдва основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой кото­рой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государст­венной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Длярежима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.)характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предпола­гает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных за­дач, а не полную изоляцию друг от друга.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вме­шиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государствен­ной власти и управления. Провозглашен такжесветский характер системы государственного образования.




Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государст­венного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обо­жествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического ре­жима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, арелигиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и го­сударства следует в основном оценивать негативно. Положительные резуль­таты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существуетдва основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой кото­рой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государст­венной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Длярежима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.)характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предпола­гает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных за­дач, а не полную изоляцию друг от друга.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вме­шиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государствен­ной власти и управления. Провозглашен такжесветский характер системы государственного образования.

Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государст­венного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обо­жествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического ре­жима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, арелигиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и го­сударства следует в основном оценивать негативно. Положительные резуль­таты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.

Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:

– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;

– отделение государства и школы от церкви.

Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.

Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:

– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;

– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;

– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);

– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;

– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения. В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:

– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;

– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;

– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;

– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.

Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.

В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.

В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.

Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.

Церковь же — это более или менее структурированная организация священнослужителей определенного вероисповедания, отправляющих данный культ, как правило, профессионально и удовлетворяющих религиозные запросы остальных верующих

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, во многом определяется уровнем ее социально-экономического развития.

В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа — от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В ряде стран с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1) режим отделения церкви от государства и школы от церкви, (светское государство)

2) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями, (теократическое государство)

Светское государство – в котором не существует официальной государственной религии.

Это такие государства как (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.)

Для режима отделения церкви от государства характерно следующее:

1. Государство осуществляет контроль за деятельность религиозных организаций но не вмешивается в их внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и не вмешивается в дела государства: занимается вопросами, религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу.

Теократическое государство - в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности (земля, здания, предметы культа и т. п.)

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства и ряд мусульманских стран.

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позицийтеократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений

Отдельным вопросом следует рассмотреть такую общественную организацию как церковь.

Церковь - общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Политическая система большинства обществ формально исключает церковь из своего состава. Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституциями, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику[365]. В таком взаимодействии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии.

Вообще в истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось[366]. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления, административного и идеологического лидерства - городская община, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы[367].

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения.

Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Отношение к церкви, к религии провозглашалось частным делом каждого гражданина.

Выдающийся русский юрист и философ И.А. Ильин (1883-1954 гг.) следующим образом определял соотношение государства и церкви: "Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг"[368].

Непосредственным результатом "разведения" государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства - важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве[369]:

- государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности[370]:

1. В сфере экономических отношений - признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская Православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905г., Православной Церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства. В 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн. руб., т.е. столько же, сколько и Министерству народного образования[371].

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачносемейные отношения.

4. В области политических отношений устанавливается право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).

5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что является признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Содержание режима отделения церкви от государства характеризуется следующими особенностями[372]:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

3) государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

4) церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы[373].

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания[374], т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает, свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц[375].

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции ФРГ 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.

Согласно Конституции РФ Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности[376]. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции РФ или вытекающих их этих статей. Это запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13) , ненависти или вражды (ст. 29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).

Светский характер присущ и многим другим высокоразвитым демократическим правовым государствам.

В некоторых других демократических странах устанавливаются государственные официальные или традиционные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Такое положение занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая - в Скандинавских странах, мусульманская - в Египте, иудейская - в Израиле и т.д.

Конституция РФ, провозглашая светский характер российского государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14).

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435]

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435] В настоящее время сложилась ситуация, когда в сфере недропользования одновременно действует две системы отношений:1) отношения собственно недропользования, которые выражаются в том, что

3. Цены, регулируемые государством

12.3. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти

12.3. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти Участие субъектов РФ в решении общефедеральных вопросов проявляется в следующем:— верхняя палата федерального парламента — Совет Федерации — является палатой регионов, в которой на

2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством

2. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в

СТАТЬЯ 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством

СТАТЬЯ 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)(1) Государством гарантируются:неотложная психиатрическая помощь;консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая,

СТАТЬЯ 8. Защита государством прав донора

СТАТЬЯ 8. Защита государством прав донора Государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки.Должностные лица организаций здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и

Глава IV Церковь

Глава IV Церковь Религия всегда составляла и составляет существенную принадлежность человеческих обществ. Понятие об абсолютном, как уже было объяснено выше, искони присуще человеческому разуму как необходимое предположение и как связь всего познаваемого.

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством 1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий

Читайте также: