Рационально эмоциональная терапия эллиса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис. Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г.., Эллис назвал рациональной терапией, но уже в 1961 г.. переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру"; "Он должен быть любезным по отношению ко мне" и т.п.
  2. "Ужасающиеся" суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
  3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
  4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя".

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ - не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

"РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением" (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→

Традиционное название "психотерапевт" в данном случае более уместно заменять на "тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков". Или: социо-тренер, социо-консультант.

Теоретические представления РЭПТ

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

Три базовых принципа работы с верованиями:

Модель ABC

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

Какие верования не трогаем

Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.

На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

  • Аналитическое диагностирование верований.
  • Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

  • Замена их более гибкими и рациональными
  • Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

  • Обучение клиента делать все эту работу с собой - самостоятельно.

Дополнительный инструментарий

Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ

А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.

Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.

Заметим - а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом - например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: инновационные терапевтические техники групповой и индивидуальной работы

ВЕБИНАР: Профессиональное выгорание – не повод менять работу! Методы самодиагностики и супервизорской помощи for myself

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Изменить поведение: рационально-эмоциональный метод А. Эллиса

Автор

/module/item/name

Альберт Эллис — американский когнитивный терапевт и психолог. Он один из первых заговорил о важности рационального процесса мышления в коррекции нарушений поведения человека. Изучая свою психотерапевтическую деятельность, Эллис понял, что большинство проблем поведения и эмоционального здоровья происходят из определенных мыслей и внутренних установок. Он выяснил, что именно убеждения, а не жизненные реалии, порождают сбои на уровне эмоций и чувств. Те же, в свою очередь, делают поведение неадекватным и приводят людей на прием терапевта.

Есть несколько причин, почему психотерапевт начал изучение когнитивной сферы пациентов. Первое — это невозможность изменить жизненные ситуации, в которых оказывается клиент. Например, нельзя изменить факт потери денег или факт кончины члена семьи.

Второе — это невозможность быстро изменить эмоциональное состояние пациента. Например, не помогает просто внушение человеку установок, чтобы он перестал расстраиваться и жил дальше.

Третье — очень часто восприятие человеком определенной ситуации кардинально отличается от реальной действительности. И даже если изменить ситуацию, в которой находится клиент, тот всё равно найдет в новом положении вещей что-то негативное. И это будет поддерживать его плохое эмоциональное самочувствие. Для подтверждения этого и иллюстрации принципа действия рационально-эмоционального метода терапии, Эллис сформулировал схему ABC. По его мнению, события ситуации, действия, происшествия (А), которые присутствуют в жизни индивида, никак не влияют на его поведение, эмоции и чувства (С). Между объективной ситуацией и чувствами людей находятся мысли и установки человека (В).

То, что часто мы не можем изменить ситуацию (А) и эмоциональную реакцию (С), заставляет задуматься над тем, чтобы скорректировать мысленные установки (В).

Неосознанные установки возникают в травмирующих ситуациях и заставляют человека испытывать негативные чувства. И именно это портит настроение, понижает самооценку, а в итоге меняет наше поведение. И если ситуацию нельзя изменить, а эмоции нельзя контролировать, то изменить мышление и убеждения вполне возможно. И тут можно задаться вопросом о том, какие именно идеи и убеждения становятся причиной плохого эмоционального самочувствия человека? Что именно в его мышлении потом может повлиять на поведение?


Эллис отыскал ответ на эти вопросы, суммируя результаты своей работы с пациентами. Он понял, что в мыслительном процессе людей присутствует нерациональные установки. Эллис зафиксировал также свойства нерациональных убеждений.

Вкупе неадекватное обобщение и долженствование, по выводам Эллиса, указывают на нерациональное мышление. Именно оно губительно действует на чувства человека и его поведение.

Если человек будет считать, что обязан быть всем и всегда интересен, то, скорее всего, начнет концентрироваться на тех, кому он не интересен. А заметив таких людей, человек станет думать, что он плохой. Начнет чувствовать негативные эмоции. А позже и депрессию.

Нерациональные убеждения мешают адекватному поведению. А неадекватное поведение, например, попытка вычисления людей, которым человек не интересен в данный момент, навредит еще больше. Оно сделает нерациональные убеждения еще более устойчивыми. И этот замкнутый круг можно прервать, только изменив нерациональные мысли.

Однако нерациональные убеждения не так просты. Они редко встречаются по отдельности. Часто они объединены в сложные цепочки убеждений, которые вытекают одно из другого. И, бывает, зависят одно от другого. Поэтому, разобрать эти нагромождения убеждений бывает сложно.


Эллис сформулировал десять нерациональных установок, которые встречаются чаще других. А наиболее часто попадаются первые четыре установки из списка, приведенного ниже. Естественно, каждый человек находит свои индивидуальные формулировки, которые отражают эти установки.

Но если обобщить выводы Эллиса, получается следующий список:

  • Очень важно, чтобы все люди всегда ценили, любили, уважали, слушали меня. Окружающие, которых я ценю, люблю и уважаю должны ценить, любить и уважать меня. А если это не так, то это катастрофа.
  • Все у меня в жизни всегда обязано получаться, происходить, как я задумал. Неудачи не могут происходить. Особенно, в той ситуации, которую я считаю ценной для себя.
  • Все всегда в мире должно быть таким, как я считаю. Лживые, злые, неумные, плохие, неправильные люди обязаны получить наказание.
  • Если дело меня сильно волнует, значит оно действительно важное, стоящее, необходимое. Мне нельзя проявлять волнение в этой ситуации, иначе, случится неудача.
  • Всякий вопрос имеет ответ, и мне необходимо найти ответ на вопрос, разрешить ситуацию.
  • Необходимо обходить сложные и стрессовые события. Тогда моя жизнь будет хорошей, правильной.
  • Я не должен воспринимать серьезно проблемные ситуации. Тогда расстраиваться не буду.
  • Все, что было со мной плохого раньше, уже навсегда нарушило мою жизнь. Мне надо смириться.
  • Все люди не могут поступать со мной плохо, подло. Они не должны быть со мной наглыми, нечестными. Это ужасно, если они так поступают.

Эллис выявил эти нерациональные установки у своих клиентов и считал, что изменение мыслей принесет выраженный эффект в короткие сроки. Ведь изменение мышления дается легче, чем попытки изменить чувства. К тому же, мысли всегда находят себе подкрепление в жизненных ситуациях. Стало быть, изменив мысли на более рациональные, можно изменить и видимый человеком мир, и его поступки.

Для корректировки нерациональных установок Эллис создал метод, который состоит из нескольких шагов:

Первое — это разбор ситуаций (А), которые могли вызвать убеждение. Может ли человек припомнить детали ситуации, моменты, которые привели к негативным чувствам?

Потом можно приступить к анализу чувств (С). Какие именно негативные эмоции возникают у человека в этих обстоятельствах? Какие именно последствия наступают в этой ситуации?

Далее — разбор нерациональных установок (В). Что именно в данной ситуации беспокоит клиента, вызывает у него негативные ощущения? Какие мысли его тревожат, угнетают, провоцируют чувство вины и заставляют вести себя некорректно: мысли о себе, о других людях в этих событиях, о самой ситуации? Есть ли у этих идей нерациональные свойства?

Проверка мыслей на разумность. Как возможно выявить нерациональные установки? Есть ли правда в том, что человек в данных обстоятельствах кому-то чем-то обязан или это придуманное им убеждение? Правда ли итог этой ситуации так ужасен или это преувеличение?


Новая формулировка ситуации

Список действий

Это очень важный этап терапии. Он выводит человека из нереалистичного и неконтролируемого замкнутого круга. Теперь, с новыми убеждениями, человек может делать то, что хочет он. Здесь же назначается контроль его поведения. Сначала, контроль ведет терапевт. Либо он передает право контроля людям, близким клиенту. В дальнейшем, человек учится сам контролировать и анализировать свои действия.

Например. Женщина на склоне лет, страдает, что ее жизнь плоха. Она всю жизнь заботилась о детях. А заработав состояние, передала его сыновьям. Теперь они, по ее словам, забыли о маме.

Ситуация

Клиентка живет в особняке с прислугой. Сыновья приходят, привозят гостинцы и интересуются ее жизнью. Однако она любит смотреть сериалы и у нее есть план их просмотра. Дети всегда приходят не вовремя и мешают ей смотреть фильмы. Она вынуждена отвлекаться. Из-за этого она убеждена, что они ее не любят.

Эмоции

Нерациональные убеждения

Проверка разумности убеждений

Сыновья, в реальности, приезжают часто, но они не знают, когда она не смотрит телевизор. А вписаться в ее график просмотра сериалов очень трудно. Разве это значит, что они ее не любят? Скорее наоборот, они ее любят и ценят.

Новая трактовка ситуации

Планирование действий

Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.


Медицинский психолог (судебный эксперт) центра Сербского, обладатель продвинутого сертификата Института Альберта Эллиса США, организатор международных программ по РЭПТ совместно с Институтом Альберта Эллиса (Нью-Йорк), член совета по РЭПТ в России

— С радостью! Сразу озвучим то, что нужно знать о Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии в первую очередь. РЭПТ — это исторически первое направление когнитивно-поведенческой психотерапии, которое до сегодняшнего дня остается актуальным, признанным и, что самое главное, согласно Всемирной организации здравоохранения является первой линией лечения тревожных и депрессивных расстройств. Сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия постепенно вытесняет другие виды терапии, потому что она более доказана, ее теория более обоснована, а также появляется все больше клинических данных, подтверждающих именно эту модель.

Итак, пройдемся по каждому компоненту:

— Конечно! Для этого нам нужно кратко рассмотреть базовую модель когнитивно-поведенческой терапии — модель ABC.

То есть в чем здесь суть? События сами по себе не вызывают наши чувства, эмоции и поведение. Мы воспринимаем то, что происходит, через призму своих убеждений, взглядов, ценностей и так далее. И если для одного человека высота — это что-то приятное, то другой, несмотря на все ограждения, обеспечивающие безопасность, при виде высоты будет в панике. Это как страх полетов. Самолеты — один из самых безопасных видов транспорта, но некоторые люди испытывают нездоровую тревогу от одной мысли о передвижении на них. Так вот, если бы сами события напрямую вызывали наши эмоции, тогда все люди в самолете, включая пилотов, были бы в панике. Но это, к счастью, не так, а значит, мы можем влиять на свои реакции.

Соответственно, задача Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии — не убрать у вас эмоции, а сделать эти эмоции адаптивными, такими, которые будут помогать вам.

Понятное дело, что совсем ни о чем не беспокоиться — это неэффективно. Ведь в таком случае мы бы ходили по канату над пропастью без страховки и перебегали бы МКАД, не смотря по сторонам. Иметь некоторый уровень беспокойства — вполне конструктивно. Но неконструктивно — испытывать нездоровую тревогу, вину и так далее.

Поэтому в РЭПТ эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. И отличаются они не по интенсивности, а качественно. Нездоровая эмоция может быть малоинтенсивна (например, легкая тревога), но раз она нездоровая, ее все равно нужно убирать.



— Описанная Вами схема относится ко всем направлениям когнитивно-поведенческой терапии?

— Да, она общая для всех направлений. Но основных два. Первое — когнитивная терапия Аарона Бека. И второе, предпочитаемое мной, — это РЭПТ. Оба они очень схожи.

— Но при этом разные. Расскажите, в чем же все-таки различия между КТ Аарона Бека и РЭПТ Альберта Эллиса?

— Во-первых, в терапии Эллиса эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. Во-вторых, в РЭПТ выделяются иррациональные убеждения. Их четыре: требования, катастрофизация, нетерпимость фрустрации и глобальная оценка.

В чем же плюс именно Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Допустим, у человека есть тревога — ему кажется, что он не выключил утюг, и это не дает ему покоя. В РЭПТ мы не будем обсуждать и оспаривать гипотезы, выключил ли он утюг или не выключил и так далее. А будем сразу допускать самые худшие варианты и учить клиента здоровой реакции на самые неудачные исходы. Тогда человек даже в самых сложных ситуациях вместо нездоровых эмоций будет испытывать конструктивные эмоции.



Подытоживая, можно сказать, что Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия очень похожа на когнитивную терапию Бека, но является более изящной, более глубинной и концентрированной — бьет в корень и обучает клиента сразу работать со своими установками, нежели рассматривать аспекты ситуации с разных сторон.

Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия только начинает активно набирать обороты в России, но скоро все изменится. Во время моей работы в Московской службе психологической помощи населению многие клиенты просили работать с ними именно в этом подходе, потому что результаты его более быстрые и понятные.

— Это действительно трудно. Тут важно определить: беспокойство, которое испытывает клиент, оно помогает справляться с некоторыми ситуациями или скорее мешает? Насколько то, что происходит с человеком, дискомфортно для него самого, насколько это мешает ему в достижении целей?

То есть, как вы видите, есть некоторые неконструктивные способы реакций, а есть конструктивные. И здоровые эмоции будут подталкивать именно к конструктивным.

— А сколько в среднем нужно встреч с РЭПТ-специалистом, чтобы достичь результата, убрать тревогу по поводу чего-то?

— Иногда бывает достаточно одной-двух встреч, после которых клиент выполняет домашние задания и дорабатывает все самостоятельно. Но обычно консультации проходят пять-восемь встреч. Если случай сложный, то до двадцати.

— Нет, на самом деле и про это тоже, только без десятилетий на кушетке у психоаналитика. Я приведу пример, который мне очень нравится. Скажем, когда человек заболел гриппом, ему неважно, где, от кого и когда он подцепил его, ему важно получить лекарство, которое поможет ему избавиться от этой болезни.

Так вот РЭПТ — это скорее про лекарство. Нам неважно, когда было сформировано какое-то нездоровое отношение к действительности, к себе и к окружающим и от кого мы его подцепили — от дедушки, бабушки, мамы или папы. Нам важно, что это нездоровое отношение мешает человеку в текущий момент, и мы можем с помощью определенных техник влиять и изменять именно это нездоровое отношение.

В США и Европе КПТ признана лидирующим направлением в лечении тревожных расстройств и оплачивается страховкой.

Да, то, что происходит с человеком, может быть связано с агрессией, холодностью родителей, перенесенным насилием. Но даже люди, пережившие насилие, могут по-разному на это насилие реагировать и по-разному строить свою жизнь. Кто-то может двинуться в конструктивное русло, кто-то может двинуться в неконструктивное.

— Нет, можно сказать, случайно. Я получил базовое образование на кафедре общей психологии, где нас готовили проводить в первую очередь сложные исследования. Также у меня за плечами программа Дополнительного образования по гештальт-терапии и позитивной психотерапии. Уже под конец обучения в университете преподаватель пригласила нас на курс по когнитивно-поведенческой терапии. Я же на тот момент относился к КПТ довольно скептически. Мне казалось, все это как-то механистично и слишком просто.

После этого клиентам становится ясно, что, к примеру, не родственники злят их, а в большей степени те взгляды и убеждения, через призму которых они этих родственников воспринимают, вызывают злость. Да, кто-то из окружения может быть не очень хорошим человеком, но мы можем конструктивно реагировать на его проявления и чувствовать себя хорошо.

За видимой простотой РЭПТ скрывается очень много разных нюансов и тонкостей. И чтобы эффективно использовать это направление, нужно постоянно практиковать и освежать свои знания. РЭПТ — это живой подход, который постоянно интегрирует самые лучшие наработки из других направлений психотерапии, например, из ACT (Терапии Принятия и Ответственности), в схема-терапии, гештальт-терапии.

— А как понять начинающему студенту, который только входит в сферу психологии, что РЭПТ — это про него. Какими качествам должен обладать РЭПТ-специалист?

— Хороший вопрос. Нужно учитывать, что РЭПТ — это достаточно прямой, директивный подход. Терапевт здесь занимает активную роль, активно направляет, обучает клиента, помогает ему. Не сидит и не ждет, когда человек будет готов сказать какую-то важную информацию, а сразу объясняет, почему тот способ, который он предлагает, наиболее продуктивный, и начинает работать.

Что касается личных качеств — любой человек может этому обучиться. Разница в том, что разные терапевты будут работать с разными клиентами. Люди будут искать такого психолога, который подходит именно им. От личных качеств будет зависеть стиль работы, например, более директивный или менее директивный.

— Цель данной программы — сделать так, чтобы человек смог начать применять РЭПТ на практике, помогать себе и людям в преодолении конкретных эмоциональных и поведенческих проблем. И теми, кто практикует РЭПТ, совсем не обязательно должны быть только психологи. Подход могут применять учителя в работе с детьми и родителями, социальные, медицинские работники.

— В программе обучения будут и лекции, и семинары, и непосредственно практикумы. На семинарах мы будем обсуждать статьи, литературу, книги для формирования понимания сути терапии. На практических занятиях студенты в мини-группах будут разбирать конкретные проблемы по описанной мной ранее модели, учиться выявлять A, B и C, на примерах из личной жизни или практики разбираться, как это все работает.

— Один из преподавателей — Максим Ильин — мой однокурсник. Мы вместе учились на факультете психологии и позже случайно встретились, когда начали развивать РЭПТ в России. С Дмитрием Фроловым, который сейчас живет в Европе, мы тоже познакомились благодаря РЭПТ. И Дмитрий, и я — обладатели продвинутых сертификатов от Института Эллиса, что означает — мы сертифицированы в Штатах и в работе используем самые актуальные методические материалы. К сожалению, такая практика присуща не всем преподавателям.

Читайте также: