Гонение на христиан кратко
Обновлено: 14.05.2024
в Римской империи. — Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего — смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства — этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия — великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.
Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет — искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных — несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "christianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические — непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные — отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.
Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l'academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l'église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.
Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство.
В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70‑м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко подавили восставших.
Падение иудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан со стороны евреев прекратились.
Второе Гонение от язычников Римской империи
Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.
Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни:
- Вместо эгоизма – проповедовала любовь,
- На место гордости ставила смирение;
- Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту,
- искореняла многоженство,
- возвысила значение рабов,
- призывала богатых к милосердию и благотворительности.
Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода:
- Правительство римское в течение всего первого века не обращает особого внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из за законов.
- В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей.
- С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебная империи секта, с целью совершенного ее искоренения.
2. Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера.
Император Траян (98–117) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.
Император Марк Аврелий (161–180) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.
3. Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана.
Император Декий (249–251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284–305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.
- Богослужебные собрания христиан запрещаются;
- Христианские храмы разрушаются;
- Списки Священного писания отбираются и сжигаются;
- Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
- Христиане-рабы навсегда теряют возможность освобождения;
- Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.
- Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.
- От всех заключенных в темницу христиан требовать чтобы они принесли жертву идолам;
- Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.
- Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.
Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграбленны, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста.
Последнее гонение от язычников
Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана II (Отступника, 331–363). Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам.
Несмотря на все меры принятые императором Константином, язычество еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклетиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились. Преемники Юлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи.
В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.
Святые мученики
Праведные это те святые люди которые проводили праведную, угодную Господу Богу жизнь, которые были семейными людьми и которые жили в миру.
Преподобные это те святые праведные люди которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Господу Богу, пребывая в девстве (не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.
Святители это те святые епископы и архиереи, которые угодили Господу Богу своею праведною Жизнью.
Исповедники это те святые христиане которые во время своей жизни перенесли мучения, но скончались мирно.
Мученики это те святые христиане, которые за свою веру приняли жестокие мучения и даже смерть. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.
Священномученики это святители которые потерпели мучения за Христа.
Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, прославляют дни посвященные им, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу.
Гонения на Церковь не только не уничтожили ее, а наоборот помогали ее распространению. Это происходило по нескольким причинам:
- Так как святые мученики и мученицы с большой твердостью переносили страданья. На место пострадавших являлись новые исповедники.
- Бежавшие христиане приносили с собой свою веру и насаждали ее в новом месте жительства.
- Гонения держали верующих на страже веры и Церкви. Они пребывали в сильной вере, бодрости и взаимной любви. Таким образом Церковь очищалась от людей слабых и недостойных быть ее членами.
Из большого числа христианских мучеников в древней церкви, в особенности замечательны: святой Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский, святой Поликарп, Епископ Смирнский и святой Иустин Философ.
Св. Игнатий Богоносец, Епископ Антиохийский
Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.
Память святаго священномученика Игнатия Богоносца празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января.
Св. Поликарп, Епископ Смирнский
Святой Поликарп, Епископ Смирнский вместе с святым Игнатием Богоносцем был учеником апостола Иоанна Богослова. Апостол его рукоположил в епископа смирнского. На этой должности он был больше сорока лет и пережил много гонений. Писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере.
Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161–187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.
Память святаго священномученика Поликарпа, Епископа Смирнскаго празднуется, в день его представления, 23 февраля/8 марта.
Иустин Философ
Святой Иустин, по происхождению грек, в молодости заинтересовался философией, слушал все известные тогда философские школы и ни в одной не нашел удовлетворение. Познакомившись с христианским учением он убедился в его божественном происхождении.
Сделавшись христианином он защищал христиан от обвинений и нападок язычников. Известные две апологии, написанные в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых доказывается превосходство христианства над иудейством и язычеством.
Один из его противников, который не мог его преодолеть в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину 1 июня 166 г.
Память святаго мученика Иустина, Философа празднуется, в день его представления, 1 ⁄14 июня.
Святые мученицы
Вместе с мучениками в Церкви Христовой есть множество женщин святых мучениц пострадавших за веру Христову. Из большого числа христианских мучениц в древней церкви, в особенности замечательны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, великомученица Екатерина, царица Августа и великомученица Варвара.
Свв. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2‑ом веке. София была вдова-христианка и воспитала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех главных христианских добродетелей ( 1Кор. 13:13 ). Самой старшей было всего лишь 12 лет.
На них донесли императору Адриану, который продолжал гонения на христиан. Их вызвали, и на глазах у матери обезглавили. Это было около 137 г. Мать не была казнена и она даже смогла похоронить своих детей. После трех дней, из за пережитого потрясения, святая София скончалась.
Память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празднуется 17 ⁄30 сентября.
Великомученица Екатерина и Царица Августа
Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростию и красотою.
Святая Екатерина хотела выйти замуж только за равного себе. И вот один старец ей рассказал о юноше, который во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о христианском учении, святая Екатерина приняла крещение.
В то время прибыл в Александрию Максимин представитель императора Диоклитиана (284–305 гг.) известного своими жестокими гонениями на христиан. Когда Максимин созвал всех на языческий праздник, святая Екатерина безбоязненно укоряла его за поклонение языческим богам. Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее разубедить. Ученые не смогли это сделать и признали себя побежденными.
Царица Августа, жена Максимина, много слышала о красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и после встречи сама тоже приняла христианство. После этого она начала защищать святую Екатерину. За все это царь Максимин умертвил свою жену Августу.
Святую Екатерину сперва мучили колесом с острыми зубцами, а потом ей отрубили голову 24 ноября 310 г.
Память святой великомученицы Екатерины празднуется, в день ее преставления, 24 ноября/7 декабря.
Св. Великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Она отличалась необыкновенным умом и красотой. По желанию ее отца, она жила в специально для нее построенной башне, вдали от родных и подруг, с одной учительницей и несколькими рабынями.
Однажды смотря на прекрасный вид из башни и после долгого размышления, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позднее когда ее отец отсутствовал, она познакомилась с христианами и приняла христианство.
Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жестоким мучениям. Мучения никак не повлияли на Варвару и она не отказалась от своей веры. Тогда святая великомученица Варвара была присуждена к смертной казни и ей отрубили голову.
Память святой великомученицы Варвары празднуется, в день ее преставления, 4 декабря/17 декабря.
Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.
Гонения на христиан в мире с первых веков до начала XX века
Римская империя (I-IV века)
"Факелы Нерона" г. Семирадский, 1882 г.
Европа (VIII-IX века)
Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.
Европа (VIII-IX века)
Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина
Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.
Европа и Ближний Восток (Х-XI века)
Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина
Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.
На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.
Балканы (XIV-XVI век)
Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.
Япония (XVII век)
На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.
Ближний Восток (XIX век)
Гонения на православных христиан в России в начале XX века
По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.
Ресурсы в Интернете:
График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ "За Христа пострадавшие"
Преследования и дискриминация христиан в современном мире
Основные причины усиления гонений на христиан:
- Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.
- Агрессивное миссионерство евангелических церквей.
- Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.
- Отказ Европы от христианской идентичности.
- Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.
Христианство было гонимой религией, начиная с кончины самого Иисуса Христа . Так продолжалось в течение первых трех веков . Самые жестокие гонения случились с 301 г. по 313 г. перед легализацией христианства в Римской империи. Этот период известен как Великое гонение. Почему происходили эти гонения?
Для понимания причин гонений, нужно знать несколько особенностей языческого мира . Язычники верили в своих территориальных богов: скандинавы в Тора, славяне в Перуна, римляне в Юпитера, греки в Зевса.
Если германец приезжал в Рим, то он начинал чтить римских богов . Если римлянин приезжал в Египет, то он чтил египетских богов . Языческие боги - это локальные боги .
Римская империя использовала принцип специфичной веротерпимости в отношении чужих верований. С захватом территорий они добавляли в свой пантеон новых богов порабощенных народов. Однако проблемным народом стали евреи-иудеи .
Иудеи - монотеисты. Они отрицали вообще всех богов, кроме Яхве . Они считают его единственным богом, самым настоящим. Яхве - создатель всего мира и всех людей на свете. Принцип веротерпимости римляне не могли применить к иудеям, потому что римская веротерпимость подразумевала обязательное почитание божественной фигуры императора и традиционных богов.
Христиане вышли из иудаизма и переняли веру в единого бога. Они отрицали подлинность других богов. Но Рим относился к христианам как к иудейской секте и даже не воспринимал их в серьез вплоть до 2 века , пока не появились специальные постановления для сдерживания христиан. Начиная с 3 века христианство запретили, потому что религия стала слишком многочисленной и неконтролируемой.
Сами христиане были веротерпимыми , хоть и не признавали других богов. Для римлян это стало ключевой проблемой . Даже отрицание культа императора не был так важен, по сравнению с отрицанием языческих богов. Почему?
Граждане Рима относились с подозрением к тем, кто не почитал их богов. Римский историк Корнелий Тацит называл христиан человеконенавистниками , потому что христиане не почитали богов. А чем было чревато непочитание?
Представьте, что случился огромный пожар, или страшное наводнение. Язычник думает, что их так бог покарал. Почему покарал? Потому что христиане его отрицают , христиане своим существованием оскорбляют веру язычников. За это их нужно наказать, ибо язычник не хочет, чтобы жизнь его семьи и всей страны была в опасности .
Гонения на христиан с точки зрения язычников - это спасение себя и традиционного уклада жизни.
Для язычников было непонятно, почему христиане не могут почитать их богов, ведь язычники могут почитать чужих богов. В чем проблема? Зачем так ненавидеть "наше языческое общество и нашу языческую культуру"? Зачем гневать богов?
Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима
Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима
В отличие от иудеев, христианство не ограничивалось одной нацией. Христианство распространялось на все народы. С точки зрения властей, христиане развращали общество, уводили от "традиционных религий и традиционных ценностей" . Рим жил традицией и мифами, это было его фундаментом. Христиане же утверждали какое-то странное равенство перед иноземным Богом и изменяли взгляд на социальное устройство.
Римские власти видели в христианском культе опасность . Если человек не почитает государственных богов Рима, значит они подвергают сомнению легитимность властей и государственный строй . Ибо Рим создан богами, все великие семьи начинают свой род от римских богов. Христиане ставили под сомнение всю структуру Римской империи и римского общества.
Христос говорит: "кесарево кесарю, божие Богу" . Разделение религиозного и государственного для Рима было невозможным. Как можно разделять кесаря и бога, если кесарь - ставленник Бога? Почитание кесаря - это почитание богов. Христиане в дальнейшем позаимствовали этот принцип и полностью поменялись с язычниками в социальной иерархии Римской империи. Кто был последним, тот стал первым.
Необходимо понимать, что до середины третьего века гонения в основном носили локальный характер. Проводили их местные власти и общественность. Массовые гонения начались только с 250 года , апогеем стало начало 4 века . Но тогда христиане уже стали "пожаром", который нельзя было остановить.
Читайте также: