Гонение на христиан кратко

Обновлено: 14.05.2024

в Римской империи. — Причины и мотивы трехвековых Г. на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке. Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего — смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства — этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия — великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет — искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных — несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни. Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "christianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические — непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные — отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l'academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l'église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Как только Цер­ковь начала рас­про­стра­няться, то появи­лись у нее враги в лице евреев кото­рые не пове­рили в Иисуса Христа. Первые хри­сти­ане были евреи кото­рые пошли за Иису­сом Хри­стом. Еврей­ские началь­ники враж­дебно отно­си­лись к Гос­поду. В самом начале был распят Гос­подь Иисус Хри­стос. Потом когда начала рас­про­стра­няться про­по­ведь апо­сто­лов, то нача­лись гоне­ния на апо­сто­лов и на других хри­стиан.

Евреи никак не могли при­ми­риться с вла­стью римлян и поэтому римлян не любили. Рим­ские про­ку­ра­торы очень жестоко посту­пали с иуде­ями, при­тес­няли их нало­гами и оскорб­ляли их рели­ги­оз­ное чув­ство.

В 67-ом году нача­лось вос­ста­ние евреев против римлян. Они смогли осво­бо­дить Иеру­са­лим от римлян, но только вре­менно. Боль­шая часть хри­стиан вос­поль­зо­ва­лись сво­бо­дою выхода и ушли в город Пеллу. В 70‑м году рим­ляне при­вели новые войска, кото­рые очень жестоко пода­вили вос­став­ших.

Паде­ние иудеев и Иеру­са­лима имеет то зна­че­ние, что боль­шие гоне­ния на хри­стиан со сто­роны евреев пре­кра­ти­лись.

Второе Гоне­ние от языч­ни­ков Рим­ской импе­рии

Когда кон­чи­лись гоне­ния на Цер­ковь со сто­роны иудеев, нача­лись страш­ные гоне­ния от языч­ни­ков в рим­ской импе­рии. Эти гоне­ния про­дол­жа­лись два с поло­ви­ной века.

Глав­ная и более общая при­чина гоне­ний на хри­стиан со сто­роны языч­ни­ков – это совер­шен­ная про­ти­во­по­лож­ность хри­сти­ан­ского учения обы­чаям, нравам и воз­зре­ниям язы­че­ства. Языч­ники тер­пели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по преж­нему. Хри­сти­ан­ская же вера во всем меняла весь образ жизни:

  1. Вместо эго­изма – про­по­ве­до­вала любовь,
  2. На место гор­до­сти ста­вила сми­ре­ние;
  3. Вместо рос­коши, дохо­див­шей в рим­ской импе­рии до страш­ных раз­ме­ров, учила воз­дер­жа­нию и посту,
  4. иско­ре­няла мно­го­жен­ство,
  5. воз­вы­сила зна­че­ние рабов,
  6. при­зы­вала бога­тых к мило­сер­дию и бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

Исто­рию гоне­ний на хри­стиан в первые три века можно раз­де­лить на три пери­ода:

  1. Пра­ви­тель­ство рим­ское в тече­ние всего пер­вого века не обра­щает осо­бого вни­ма­ния на рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства. Если хри­сти­ане под­вер­га­ются гоне­ниям, то это из-за личных побуж­де­ний со сто­роны импе­ра­то­ров, а не из за зако­нов.
  2. В начале вто­рого века воз­дви­га­ются на хри­стиан гоне­ния из побуж­де­ний пра­ви­тель­ствен­ных. Эти гоне­ния долгое время имеют харак­тер слу­чай­ный и зави­сят от про­из­вола пра­ви­те­лей, от воз­зре­ний и харак­тера пра­ви­те­лей.
  3. С поло­вины тре­тьего века гоне­ния при­ни­мают более напря­жен­ный и оже­сто­чен­ный харак­тер. Хри­сти­ан­ство пре­сле­ду­ется, как враж­деб­ная импе­рии секта, с целью совер­шен­ного ее иско­ре­не­ния.

2. Второй период гоне­ний. Во второй период наи­бо­лее силь­ные гоне­ния были от импе­ра­то­ров Траяна, Марка Авре­лия и Сеп­ти­мия Севера.

Импе­ра­тор Траян (98–117) строго запре­тил суще­ство­ва­ние тайных обществ, кото­рые имели свои соб­ствен­ные законы, кроме общих госу­дар­ствен­ных. В его время, хри­стиан не разыс­ки­вали, но если кто был обви­нен судеб­ной вла­стью в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству, то его каз­нили.

Импе­ра­тор Марк Авре­лий (161–180) нена­ви­дел хри­стиан. При нем хри­стиан начали разыс­ки­вать; вве­дена была система пыток и истя­за­ний, чтобы выну­дить от них отре­че­ние от веры. Хри­стиан изго­няли из домов, биче­вали, поби­вали кам­нями, катали по земле, бро­сали в тюрьмы, лишали погре­бе­ния. Нико­гда в преж­ние гоне­ния не было столько муче­ни­ков, как в это время. Бывало так, что тела заму­чен­ных хри­стиан лежали мас­сами на улицах города.

3. Третий период гоне­ний. В третий период гоне­ний осо­бенно оже­сто­чен­ные гоне­ния были от импе­ра­то­ров Декия и Дио­кли­ти­ана.

Импе­ра­тор Декий (249–251 гг.) был грубый и жесто­кий и решил уни­что­жить хри­сти­ан­ство. К сча­стью это ужас­ное гоне­ние про­дол­жа­лось корот­кое время. Импе­ра­тор Дио­кли­тиан (284–305 гг.) издал четыре эдикта против хри­стиан, один дру­гого жесточе, с целью истре­бить хри­сти­ан­ство.

  • Бого­слу­жеб­ные собра­ния хри­стиан запре­ща­ются;
  • Хри­сти­ан­ские храмы раз­ру­ша­ются;
  • Списки Свя­щен­ного писа­ния отби­ра­ются и сжи­га­ются;
  • Хри­сти­ане лиша­ются своего иму­ще­ства и граж­дан­ских прав;
  • Хри­сти­ане-рабы навсе­гда теряют воз­мож­ность осво­бож­де­ния;
  • Во время суда, хри­стиан можно пытать и не при­ни­ма­ются со сто­роны их ника­кие жалобы.
  • Все духов­ные лица заклю­ча­ются в тюрьму, как поли­ти­че­ские пре­ступ­ники.
  • От всех заклю­чен­ных в тем­ницу хри­стиан тре­бо­вать чтобы они при­несли жертву идолам;
  • Кто при­не­сет, тех осво­бо­дить от заклю­че­ния, а кто отка­жется, тех мучить жесто­кими пыт­ками.
  • Все хри­сти­ане, абсо­лютно все, осуж­да­ются на пытки и муче­ния, с целью при­ну­дить их к отре­че­нию от хри­сти­ан­ства.

Пущены были вход все­воз­мож­ные пытки и казни, и не заду­мы­ва­лись ни перед какою жесто­ко­стью. Назна­чен был срок для суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства (язы­че­ский празд­ник Тер­ми­на­лий 23 фев­раля 303 г). На самом рас­свете этого дня отряд воинов окру­жил нико­ми­дий­ский храм: двери храма были вылом­лены, свя­щен­ные книги были сожжены, дра­го­цен­но­сти раз­граб­ленны, и весь храм раз­ру­шен до осно­ва­ния. После этого нача­лись такие ужасы, кото­рых невоз­можно изоб­ра­зить. Сви­ре­пость мучи­те­лей дохо­дила до такой сте­пени, что изу­ве­чен­ных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста чело­век в день, без раз­ли­чия пола и воз­раста.

Послед­нее гоне­ние от языч­ни­ков

Послед­няя борьба язы­че­ства с хри­сти­ан­ством была во время импе­ра­тора Юлиана II (Отступ­ника, 331–363). Импе­ра­тор Юлиан был пле­мян­ни­ком Кон­стан­тина Вели­кого и отли­чался нена­ви­стью к хри­сти­а­нам.

Несмотря на все меры при­ня­тые импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном, язы­че­ство еще было сильно в Рим­ской импе­рии. Импе­ра­тор Юлиан сперва просто при­тес­нял хри­стиан и поощ­рял язы­че­ство. Потом посте­пенно пере­шел к откры­тому наси­лию. Хри­сти­ане с ужасом ожи­дали воз­вра­ще­ния времен Нерона, Декия и Дио­кле­ти­ана. Однако Юлиан не смог вос­ста­но­вить язы­че­ство. Он был убит в сра­же­нии с пер­сами и после его смерти гоне­ния на хри­стиан пре­кра­ти­лись. Пре­ем­ники Юлиана про­дол­жали забо­титься об утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства во всей Рим­ской импе­рии.

В 313 году импе­ра­торы Кон­стан­тин и Лики­ний издают Милан­ский эдикт, про­воз­гла­ша­ю­щий сво­бод­ное испо­ве­да­ние хри­сти­ан­ства.

Святые муче­ники

Пра­вед­ные это те святые люди кото­рые про­во­дили пра­вед­ную, угод­ную Гос­поду Богу жизнь, кото­рые были семей­ными людьми и кото­рые жили в миру.

Пре­по­доб­ные это те святые пра­вед­ные люди кото­рые уда­ли­лись от мир­ской жизни в обще­стве и уго­дили Гос­поду Богу, пре­бы­вая в дев­стве (не всту­пая в брак), посте и молитве, живя в пусты­нях и мона­сты­рях.

Свя­ти­тели это те святые епи­скопы и архи­ереи, кото­рые уго­дили Гос­поду Богу своею пра­вед­ною Жизнью.

Испо­вед­ники это те святые хри­сти­ане кото­рые во время своей жизни пере­несли муче­ния, но скон­ча­лись мирно.

Муче­ники это те святые хри­сти­ане, кото­рые за свою веру при­няли жесто­кие муче­ния и даже смерть. Святые муче­ники изоб­ра­жа­ются на иконах с кре­стом в руках.

Свя­щен­но­му­че­ники это свя­ти­тели кото­рые потер­пели муче­ния за Христа.

Имена святых муче­ни­ков, а также и других святых запи­саны в пра­во­слав­ных кален­да­рях. Пра­во­слав­ные хри­сти­ане помнят своих святых, изу­чают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, про­слав­ляют дни посвя­щен­ные им, вдох­нов­ля­ются их при­ме­рами и вся­че­ски ста­ра­ются им под­ра­жать, а также молятся им, чтобы они моли­лись за них Гос­поду Богу.

Гоне­ния на Цер­ковь не только не уни­что­жили ее, а наобо­рот помо­гали ее рас­про­стра­не­нию. Это про­ис­хо­дило по несколь­ким при­чи­нам:

  1. Так как святые муче­ники и муче­ницы с боль­шой твер­до­стью пере­но­сили стра­да­нья. На место постра­дав­ших явля­лись новые испо­вед­ники.
  2. Бежав­шие хри­сти­ане при­но­сили с собой свою веру и насаж­дали ее в новом месте житель­ства.
  3. Гоне­ния дер­жали веру­ю­щих на страже веры и Церкви. Они пре­бы­вали в силь­ной вере, бод­ро­сти и вза­им­ной любви. Таким обра­зом Цер­ковь очи­ща­лась от людей слабых и недо­стой­ных быть ее чле­нами.

Из боль­шого числа хри­сти­ан­ских муче­ни­ков в древ­ней церкви, в осо­бен­но­сти заме­ча­тельны: святой Игна­тий Бого­но­сец, Епи­скоп Антио­хий­ский, святой Поли­карп, Епи­скоп Смирн­ский и святой Иустин Фило­соф.

Св. Игна­тий Бого­но­сец, Епи­скоп Антио­хий­ский

Святой Игна­тий с радо­стью пошел в амфи­те­атр, все время повто­ряя имя Хри­стово. С молит­вою к Гос­поду он вышел на арену. Тогда выпу­стили диких зверей и они с яро­стию рас­тер­зали свя­того, оста­вив от него только несколько костей. Антио­хий­ские хри­сти­ане, кото­рые сопро­вож­дали своего епи­скопа до места муче­ния, собрали эти кости с бла­го­го­ве­нием, завер­нули их как дра­го­цен­ное сокро­вище и отвезли в свой город.

Память свя­таго свя­щен­но­му­че­ника Игна­тия Бого­носца празд­ну­ется, в день его пре­став­ле­ния, 20 декабря/2 января.

Св. Поли­карп, Епи­скоп Смирн­ский

Святой Поли­карп, Епи­скоп Смирн­ский вместе с святым Игна­тием Бого­нос­цем был уче­ни­ком апо­стола Иоанна Бого­слова. Апо­стол его руко­по­ло­жил в епи­скопа смирн­ского. На этой долж­но­сти он был больше сорока лет и пере­жил много гоне­ний. Писал много посла­ний хри­сти­а­нам сосед­них Церк­вей для укреп­ле­ния их в чистой и правой вере.

Святой свя­щен­но­му­че­ник Поли­карп дожил до ста­ро­сти и был заму­чен в гоне­ние импе­ра­тора Марка Авре­лия (второй период гоне­ний, 161–187 гг.). Он был сожжен на костре 23 фев­раля 167 г.

Память свя­таго свя­щен­но­му­че­ника Поли­карпа, Епи­скопа Смирн­скаго празд­ну­ется, в день его пред­став­ле­ния, 23 февраля/8 марта.

Иустин Фило­соф

Святой Иустин, по про­ис­хож­де­нию грек, в моло­до­сти заин­те­ре­со­вался фило­со­фией, слушал все извест­ные тогда фило­соф­ские школы и ни в одной не нашел удо­вле­тво­ре­ние. Позна­ко­мив­шись с хри­сти­ан­ским уче­нием он убе­дился в его боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии.

Сде­лав­шись хри­сти­а­ни­ном он защи­щал хри­стиан от обви­не­ний и напа­док языч­ни­ков. Извест­ные две апо­ло­гии, напи­сан­ные в защиту хри­стиан, и несколько сочи­не­ний, в кото­рых дока­зы­ва­ется пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства над иудей­ством и язы­че­ством.

Один из его про­тив­ни­ков, кото­рый не мог его пре­одо­леть в спорах, донес на него рим­скому пра­ви­тель­ству, и он без­бо­яз­ненно и радостно встре­тил муче­ни­че­скую кон­чину 1 июня 166 г.

Память свя­таго муче­ника Иустина, Фило­софа празд­ну­ется, в день его пред­став­ле­ния, 1 ⁄14 июня.

Святые муче­ницы

Вместе с муче­ни­ками в Церкви Хри­сто­вой есть мно­же­ство женщин святых муче­ниц постра­дав­ших за веру Хри­стову. Из боль­шого числа хри­сти­ан­ских муче­ниц в древ­ней церкви, в осо­бен­но­сти заме­ча­тельны: святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София, вели­ко­му­че­ница Ека­те­рина, царица Авгу­ста и вели­ко­му­че­ница Вар­вара.

Свв. Муче­ницы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые муче­ницы Вера, Надежда, Любовь и мать их София жили в Риме, во 2‑ом веке. София была вдова-хри­сти­анка и вос­пи­тала своих детей в духе святой веры. Ее три дочери носили имена трех глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей ( 1Кор. 13:13 ). Самой стар­шей было всего лишь 12 лет.

На них донесли импе­ра­тору Адри­ану, кото­рый про­дол­жал гоне­ния на хри­стиан. Их вызвали, и на глазах у матери обез­гла­вили. Это было около 137 г. Мать не была каз­нена и она даже смогла похо­ро­нить своих детей. После трех дней, из за пере­жи­того потря­се­ния, святая София скон­ча­лась.

Память святых муче­ниц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии празд­ну­ется 17 ⁄30 сен­тября.

Вели­ко­му­че­ница Ека­те­рина и Царица Авгу­ста

Святая вели­ко­му­че­ница Ека­те­рина роди­лась в Алек­сан­дрии, про­ис­хо­дила из знат­ного рода и отли­ча­лась муд­ро­стию и кра­со­тою.

Святая Ека­те­рина хотела выйти замуж только за рав­ного себе. И вот один старец ей рас­ска­зал о юноше, кото­рый во всем был лучше ее. Узнав о Христе и о хри­сти­ан­ском учении, святая Ека­те­рина при­няла кре­ще­ние.

В то время прибыл в Алек­сан­дрию Мак­си­мин пред­ста­ви­тель импе­ра­тора Дио­кли­ти­ана (284–305 гг.) извест­ного своими жесто­кими гоне­ни­ями на хри­стиан. Когда Мак­си­мин созвал всех на язы­че­ский празд­ник, святая Ека­те­рина без­бо­яз­ненно уко­ряла его за покло­не­ние язы­че­ским богам. Мак­си­мин заклю­чил ее в тем­ницу за неува­же­ние к богам. После этого он собрал ученых чтобы ее раз­убе­дить. Ученые не смогли это сде­лать и при­знали себя побеж­ден­ными.

Царица Авгу­ста, жена Мак­си­мина, много слы­шала о кра­соте и муд­ро­сти Ека­те­рины, поже­лала видеть ее и после встречи сама тоже при­няла хри­сти­ан­ство. После этого она начала защи­щать святую Ека­те­рину. За все это царь Мак­си­мин умерт­вил свою жену Авгу­сту.

Святую Ека­те­рину сперва мучили коле­сом с ост­рыми зуб­цами, а потом ей отру­били голову 24 ноября 310 г.

Память святой вели­ко­му­че­ницы Ека­те­рины празд­ну­ется, в день ее пре­став­ле­ния, 24 ноября/7 декабря.

Св. Вели­ко­му­че­ница Вар­вара

Святая вели­ко­му­че­ница Вар­вара роди­лась в Илио­поле Фини­кий­ском. Она отли­ча­лась необык­но­вен­ным умом и кра­со­той. По жела­нию ее отца, она жила в спе­ци­ально для нее постро­ен­ной башне, вдали от родных и подруг, с одной учи­тель­ни­цей и несколь­кими рабы­нями.

Одна­жды смотря на пре­крас­ный вид из башни и после дол­гого раз­мыш­ле­ния, она пришла к мысли об едином Творце мира. Позд­нее когда ее отец отсут­ство­вал, она позна­ко­ми­лась с хри­сти­а­нами и при­няла хри­сти­ан­ство.

Когда об этом узнал ее отец то он предал ее жесто­ким муче­ниям. Муче­ния никак не повли­яли на Вар­вару и она не отка­за­лась от своей веры. Тогда святая вели­ко­му­че­ница Вар­вара была при­суж­дена к смерт­ной казни и ей отру­били голову.

Память святой вели­ко­му­че­ницы Вар­вары празд­ну­ется, в день ее пре­став­ле­ния, 4 декабря/17 декабря.

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

Гонения на христиан в мире с первых веков до начала XX века

Римская империя (I-IV века)

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

"Факелы Нерона" г. Семирадский, 1882 г.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа (VIII-IX века)

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

Кельтский поклонный крест. Фото В. Ештокина

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

Сбитая мусульманами фреска, Каппадокия. Фото В. Ештокина

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Балканы (XIV-XVI век)

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Ближний Восток (XIX век)

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

Гонения на православных христиан в России в начале XX века

По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.

Ресурсы в Интернете:

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ "За Христа пострадавшие"

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

Преследования и дискриминация христиан в современном мире

Основные причины усиления гонений на христиан:

  1. Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.
  2. Агрессивное миссионерство евангелических церквей.
  3. Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.
  4. Отказ Европы от христианской идентичности.
  5. Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.

Христианство было гонимой религией, начиная с кончины самого Иисуса Христа . Так продолжалось в течение первых трех веков . Самые жестокие гонения случились с 301 г. по 313 г. перед легализацией христианства в Римской империи. Этот период известен как Великое гонение. Почему происходили эти гонения?

Для понимания причин гонений, нужно знать несколько особенностей языческого мира . Язычники верили в своих территориальных богов: скандинавы в Тора, славяне в Перуна, римляне в Юпитера, греки в Зевса.

Если германец приезжал в Рим, то он начинал чтить римских богов . Если римлянин приезжал в Египет, то он чтил египетских богов . Языческие боги - это локальные боги .

Римская империя использовала принцип специфичной веротерпимости в отношении чужих верований. С захватом территорий они добавляли в свой пантеон новых богов порабощенных народов. Однако проблемным народом стали евреи-иудеи .

Иудеи - монотеисты. Они отрицали вообще всех богов, кроме Яхве . Они считают его единственным богом, самым настоящим. Яхве - создатель всего мира и всех людей на свете. Принцип веротерпимости римляне не могли применить к иудеям, потому что римская веротерпимость подразумевала обязательное почитание божественной фигуры императора и традиционных богов.

Христиане вышли из иудаизма и переняли веру в единого бога. Они отрицали подлинность других богов. Но Рим относился к христианам как к иудейской секте и даже не воспринимал их в серьез вплоть до 2 века , пока не появились специальные постановления для сдерживания христиан. Начиная с 3 века христианство запретили, потому что религия стала слишком многочисленной и неконтролируемой.

Сами христиане были веротерпимыми , хоть и не признавали других богов. Для римлян это стало ключевой проблемой . Даже отрицание культа императора не был так важен, по сравнению с отрицанием языческих богов. Почему?

Граждане Рима относились с подозрением к тем, кто не почитал их богов. Римский историк Корнелий Тацит называл христиан человеконенавистниками , потому что христиане не почитали богов. А чем было чревато непочитание?

Представьте, что случился огромный пожар, или страшное наводнение. Язычник думает, что их так бог покарал. Почему покарал? Потому что христиане его отрицают , христиане своим существованием оскорбляют веру язычников. За это их нужно наказать, ибо язычник не хочет, чтобы жизнь его семьи и всей страны была в опасности .

Гонения на христиан с точки зрения язычников - это спасение себя и традиционного уклада жизни.

Для язычников было непонятно, почему христиане не могут почитать их богов, ведь язычники могут почитать чужих богов. В чем проблема? Зачем так ненавидеть "наше языческое общество и нашу языческую культуру"? Зачем гневать богов?

Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима

Генрих Семирадский "Светочи христианства. Факелы Нерона". Картина посвящена событиям, когда в середине 1 века христиане подверглись жестоким гонениям из-за ложного обвинения в поджоге Рима

В отличие от иудеев, христианство не ограничивалось одной нацией. Христианство распространялось на все народы. С точки зрения властей, христиане развращали общество, уводили от "традиционных религий и традиционных ценностей" . Рим жил традицией и мифами, это было его фундаментом. Христиане же утверждали какое-то странное равенство перед иноземным Богом и изменяли взгляд на социальное устройство.

Римские власти видели в христианском культе опасность . Если человек не почитает государственных богов Рима, значит они подвергают сомнению легитимность властей и государственный строй . Ибо Рим создан богами, все великие семьи начинают свой род от римских богов. Христиане ставили под сомнение всю структуру Римской империи и римского общества.

Христос говорит: "кесарево кесарю, божие Богу" . Разделение религиозного и государственного для Рима было невозможным. Как можно разделять кесаря и бога, если кесарь - ставленник Бога? Почитание кесаря - это почитание богов. Христиане в дальнейшем позаимствовали этот принцип и полностью поменялись с язычниками в социальной иерархии Римской империи. Кто был последним, тот стал первым.

Необходимо понимать, что до середины третьего века гонения в основном носили локальный характер. Проводили их местные власти и общественность. Массовые гонения начались только с 250 года , апогеем стало начало 4 века . Но тогда христиане уже стали "пожаром", который нельзя было остановить.

Читайте также: