Синтоизм интересные факты кратко

Обновлено: 02.07.2024

Синтоизм суть религии – кратко.

Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.

Происхождение религии. Где возник Синтоизм.

В отличие от многих других религий, Синтоизм не имеет основателя и определенной точки зарождения во времени. Народы древней Японии долго практиковали анимистические верования, поклонялись божественным предкам и общались с духовным миром через шаманов. Многие из этих практик перекочевали в так называемую первую признанную религию – Синто (Синтоизм). Это случилось в период культуры Яёй примерно с 300-го года до нашей эры по 300-й год нашей эры. Именно в этот период некоторым природным явлениям и географическим особенностям были дани имена различных божеств.

Основные понятия и принципы в синтоизме.

  • Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;
  • Физическое благополучие;
  • Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;
  • Продовольствие и плодородие;
  • Семейная и родовая солидарность;
  • Подчинение личности группе;
  • Почтение природы;
  • Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;
  • Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.

Синтоизм боги.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги . Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

  • Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;
  • Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;
  • Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;
  • Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;
  • Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;
  • Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

Святыни и алтари в Синтоизме.

Самая важная святыня Синтоизма — это Великая святыня Исе (Храм Исэ), посвященная Аматерасу со вторичной святыней богине урожая Тоёукэ.

Синтоизм и Буддизм.

1. Синтоизм – древняя Японская религия. Несмотря на то, что буддизм, придя из Кореи и Китая, долгое время был государственной религией, синтоизм не перестал существовать и не сдал своих позиций в японском обществе. Наоборот, он был скрепляющим звеном и опорой в государстве, и множество японцев продолжали исповедовать синтоизм. Так произошло удивительное слияние буддизма и синтоизма в Японии.

sinto

2. Основа синтоизма – обожествление природных сил. Каждый предмет имеет душу, которая называется Ками. Однако Ками есть не только у материальных предметов. Ками могут быть у семей и родов, у душ умерших.

3. Синтоизм включает в себя элементы магии и тотемизма. Так синтоисты имеют талисманы и амулеты, которые могут защитить их, например, от враждебных Ками.

4. По верованиям синтоистов в мире обитает 8 миллионов божеств. Они есть везде – в земле, небе, воде, в горах и озерах. Они живут и во дворцах, и в обычных домах принимая обличия разных предметов от горы Фудзи до самого обычного бытового предмета в доме простого человека.

6. Храм Исэ-дзингу – настоящее святилище синтоизма. Однако, несмотря на культовый статус, посещать его может далеко не каждый синтоист. В Главный храм могут входить только священнослужители, причем высшего ранга. А в самую святыню доступ открыт только для императорской семьи. Обычные же приверженцы синто могут увидеть только крыши построек, так как они огорожены высоким забором.

7. Основополагающей идеей синтоизма является чистота. Причем это понятие касается абсолютно всего – духа, тела, ума. Соблюдая этот принцип, японцы разуваются при входе в дом, больные не могут посещать обряды в храме, так как болезнь это своего рода нечистота в организме. Именно из-за сохранения чистоты, синтоисты отказываются и от пересадки донорских органов от умерших людей. Прочих догматов и канонов синтоизм, как религия, возникшая в народе, не имеет.

8. Синтоисты весьма почитают различные религиозные праздники, например, мацури – проводится дважды в год с большим размахом. Праздники посвящены святилищам и сопровождаются религиозными танцами и сбором пожертвований. Существуют и земледельческие праздники – сева урожая или середины года, когда высшие силы благодарят за урожай. Отмечается и праздник юношей, и праздник девушек.

9. Новый год – самый главный праздник синтоистов. Он символизирует приход весны и празднуется в первых числах февраля. Обязательным действием является посещение храма. Здесь японцы покупают подвески, призывающие удачу в новом году, и молятся.

10. Синтоизм – глубоко национальная религия, поэтому в мире практически не распространена за пределами Японии. Конечно, в других странах найдутся синтоисты, но это в основном этнические японцы. Хотя в последнее время встречаются жрецы-синтоисты, не японцы, например Коити Бэрриш – американский мастер айкидо и второй в истории священник синтоист не японского происхождения. Однако, это все же редкое исключение.

11. Принять синтоизм можно и даже довольно просто, однако загвоздка заключается в том, что одни из самых важных Ками – это духи умерших предков, которые заботятся о потомках. И Ками эти могут быть именно предками, исповедовавшими синтоизм, что затрудняет соблюдение обрядов не японцами.

12. Любой синтоист после смерти может стать божеством, а вот император становится им еще при жизни.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

10 интересных фактов о синтоизме

Синтоизм (или синто) – это национальная религия, адресованная не всему человечеству, а только японцам. Возникла она в результате объединения верований, распространённых в отдельных местностях Страны восходящего солнца, вокруг культа, который сложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами – предками императорского дома. Много ли вы знаете об этой религии? Предлагаю пополнить копилку своих знаний о такой удивительной стране, как Япония.

Одним из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто является прародительница японского императорского рода – Аматэрасу омиками. Согласно легенде, она появилась на свет из капель воды, которой бог-прародитель Идзанаги омыл свой левый глаз во время очищения. Аматэрасу почитают как изобретательницу возделывания риса, технологии получения шёлка и ткацкого станка.

Одним из основных божеств синтоизма также является Инари – богиня изобилия, риса (и злаковых культур вообще), промышленности и житейского успеха. Инари может изображаться в образе как мужчины, так и женщины. Самые популярные образы божества – молодая девушка; старик, нагруженный рисом, и иногда рассматривается как собирательный образ трёх или пяти отдельных ками. Инари также может являться в облике дракона или змеи, а в одной из сказок она приходит к злому человеку в образе гигантского паука, чтобы преподать тому урок.

Синтоистским святилищем, посвящённым божеству Аматэрасу, является храм Исэ-дзингу (город Исэ). Он считается основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен — входить туда могут только священнослужители высшего ранга и члены императорской фамилии. Основная кумирня огорожена четырьмя заборами так, что посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около 100 священнослужителей. В основную кумирню могут входить исключительно император и императрица.

Требование чистоты во всех проявлениях (как физической, так и чистоты помыслов) является основной идеей синтоизма. Отпечаток этого требования в японской культуре можно найти повсеместно. Ведь аккуратность и чистоплотность японцев в быту, доходящая до невероятных пределов, не может не поражать. Также следует отметить особое, священное отношение к белому цвету, как символу чистоты. А перед всеми значимыми обрядами и перед общением с богами всегда требовалось обязательное очищение, омовение – мисоги, заключавшееся в смывании с себя грязи. Перед всеми синтоистскими храмами до сих пор стоит небольшой колодец или ёмкость с проточной водой, где необходимо, перед тем как зайти в храм, вымыть руки и прополоскать рот.

В проведении храмовых обрядов и осуществлении брачных церемоний помогают мико – служительницы синтоистских храмов в Японии. Только незамужние девушки могут служить в качестве мико. Иногда таким образом подрабатывают студентки, особенно во время мацури (храмовых праздников-фестивалей), которые иногда растягиваются на несколько недель. Они как правило исполняют ритуальные танцы, занимаются гаданиями-омикудзи и просто поддерживают порядок и чистоту в храмах.

В любом храме можно приобрести омамори, омикудзи и эму. Омамори – это японские амулеты, посвящённые конкретным божествам синто, а также буддийским святым. Их делают обычно из ткани и прилагают документы или кусочки дерева с молитвами, которые должны принести удачу, благополучие или богатство. Омамори часто имеет вид мешочка, в который можно что-либо положить.

Одним из самых популярных праздников, во время которых совершаются синтоистские ритуалы, является Новый год (согацу). Так, например, в преддверии праздника у входа в дом устанавливается кадомацу — украшение из веток дерева, являющееся, по синтоистским представлениям, временным пристанищем ками-хранителя, посещающего дом в Новый год и оберегающего жилище от вторжения злых духов. Синтоистской символикой в доме и посещением храма отмечается Новый год по старому (китайскому) календарю, приходящийся на 4 или 5 февраля.

Ками

Даже люди. могут быть почитаемы как ками после смерти, если они прожили большую или особенно чистую жизнь. Важное различие между синтоистскими ками и божествами других религий заключается в том, что ками не являются совершенными, непогрешимыми существами, но имеют двойную природу, иногда мягкую и щедрую, а иногда разрушительную и жестокую, как и меняющиеся лица природы.

9 Аматэрасу, богиня солнца — Amaterasu, The Sun Goddess

Аматэрасу, богиня солнца

Вместе со своими братьями и сестрами она создала древнюю Японию, нарисовав ее. Затем Аматэрасу отправила своего внука Ниниги на Землю, и именно через него королевская семья объявила о своем родстве с богиней солнца. Еще она подарила своему внуку меч, драгоценный камень и зеркало, и именно эти предметы составляют Императорские регалии Японии.

8 Инари — Inari

Инари

Аматерасу может осветить мир , но Инари его кормит. Бог риса, вина, процветания, лисиц, кузнецов мечей и торговцев владеет более 32 000 из 75 000 синтоистских храмов Японии. У Инари нет одной формы, и его описывают как старика и молодой женщины, но неизменным является то, что он почти всегда приходит с рисом в той или иной форме.

Совсем недавно Инари принял образ форма лисы для некоторых поклонников из-за его мифической ассоциации с существом. Действительно, святыни Инари можно идентифицировать по паре статуй лисиц, охраняющих входы. Главная святыня Инари — Фусими Инари в Киото, известная большим количеством торий, или входных ворот, которые ведут к ней.

7 Исэ Дзингу — Ise Jingu

Исэ Дзингу

После завершения строительства старый храм сносится, а место, где он стоял, усыпан большой белой галькой. В центре участка возводится высокий столб, а вокруг него сооружается защитный ящик, чтобы земля была священной в течение следующих 20 лет, пока снова не начнется сикинэн сэнгу.

6 Чистота — Purity

Чистота

Одним из основных принципов Shinto является идея чистоты и чистоты разума, тела и духа. Это, пожалуй, самая распространенная идея синтоизма, легко наблюдаемая в повседневной жизни японцев, от снятия обуви у дверей до нежелания больных принимать пожертвования органов у мертвых.

5 Священники и мико — Priests And Miko

Священники и мико


Источник фото: Chris 73

Хотя еженедельного богослужения нет, синтоистские священники очень заняты. Они приветствуют посетителей, проводят церемонии, участвуют в местных фестивалях и национальных праздниках и поддерживают святыни. Но имея только одного священника на каждые четыре святыни, большинство священников работают в отдельных святынях только неполный рабочий день. Им часто помогают молодые девушки по имени мико, которые обычно либо старшеклассницы, работающие неполный рабочий день, либо родственники священника.

Традиционно мико выполняла гораздо большую роль, исполняя танец под названием кагура для развлечения ками или вход в транс для общения с духами. В некоторых более крупных святынях, таких как Исэ Дзингу, до сих пор мико исполняют традиционные танцы.

4 Омикудзи, Омамори и Эма — Omikuji, Omamori, And Ema

Омикудзи, Омамори и Эма

Омамори — это амулеты или талисманы, привлекающие милость ками. Омамори может дать защиту, облегчить или вылечить болезнь или даже принести удачу. Амулеты должны храниться под рукой и иметь ограничение по времени, по истечении которого их нужно вернуть в святыню для утилизации. Эма — это деревянные доски, на которых записываются молитвы и пожелания, которые затем вешаются в храме, чтобы ками могли их увидеть.

3 Беспорядок синто-буддизма — The Shinto-Buddhism Jumble

В шестом веке Буддизм был занесен в Японию из Кореи и Китая. При его введении в королевском дворе сразу возникли разногласия относительно того, следует ли императору принять буддизм, но массовый приток иммигрантов в Японию считал религию священной, и постепенно буддизм начал влиять на страну. Хотя Япония так и не обратилась в буддизм полностью, ее дополнительные учения смешались с синтоистским; Буддийские храмы возникли рядом с синтоистскими святилищами, а ками, как говорили, защищали Будд.

Время от времени возникала негативная реакция, особенно в период Мэйдзи, когда синтоизм стал государственной религией и были попытки убрать буддийское влияние из синтоизма. Но общественный спрос с тех пор вернул буддизм.

2 Новый год — New Year’s Day

Новый год

Самый главный праздник синтоизма — это празднование Нового года. В канун Нового года местный буддийский храм звонит в колокола 108 раз, по одному разу за каждый грех, причем последний звон будет ровно в полночь. Затем в течение первых трех дней каждого нового года люди собираются вместе, чтобы отпраздновать новый год, приняв пищу, выпив и проведя время вместе. Весь дом очищают от прошлогодней грязи и украшают.

Одно из самых важных дел в эти три дня — это посетить святыню. Почти 98 миллионов человек по всей Японии посещают святыни во время празднования, и только три миллиона посещают святыню Мэйдзи, чтобы помолиться о удаче и купить талисманы на новый год.

1 Божественная королевская семья — The Divine Royal Family

Божественная королевская семья

Королевская семья Японии заявляла о своем происхождении от богини солнца Аматэрасу. В эпоху Мэйдзи синтоизм стал государственной религией в рамках усилий правительства по избавлению страны от иностранного влияния. Император использовал свою божественную родословную, чтобы утвердиться не только в качестве правителя страны, но и в качестве главы синтоизма.

Именно во время Второй мировой войны синтоизм был пронизан националистической пропагандой, чтобы получить общественную поддержку . После поражения Японии директива Бунса, изданная генералом Макартуром, отделила синтоизм от государства, и Император отказался от своего божественного статуса. После того, как националистическая повестка дня была удалена из синтоизма, религия была возвращена людям для личного поклонения по своему усмотрению.

Читайте также: