Смысл фильма аватар кратко

Обновлено: 30.06.2024

Джеймс Кэмерон всегда задает тренды

Фильм наполнен разнообразными метафорами и смыслами

Джейк Салли использует специальную капсулу, чтобы попадать в тело аватара — спроектированного гибрида человека и расы на’ви. Только с помощью этой машины он может снова ходить и вживую видеть волшебный мир Пандоры. Все это метафора погружения в 3D-фильм. Главный герой, находясь в темной камере, взаимодействует с миром, словно зритель, сидящий в кресле кинотеатра.

Затрагивается тема, которая в наше время становится все более актуальной

На’ви любят планету, на которой живут, и это заметно по мельчайшим деталям. Вспомним, например, как жадно Нейтири пьет дождевую воду, накопившуюся в листе. В ее эмоциях угадывается блаженство, она четко осознает свою связь с природой и наслаждается ею. Кажется, это то, к чему и предлагает стремиться режиссер.

Джеймс Кэмерон хотел создать фантастическую версию того, каким ранее был наш мир. Так и получилась Пандора. Кто-то заметил в фильме параллели и с вырубкой лесов в Амазонии и Тибете, и с добычей урана в Нью-Мексико, и даже со сносом частных домов в Москве.

Окружающий мир продуман до мелочей

Создатели серьезно проработали окружающий мир, и многие пейзажи Пандоры похожи на реальные места на Земле. Так, Джеймс Кэмерон вдохновлялся горами в парке Чжанцзяцзе в Китае, которые очень напоминают парящие скалы.

А светящиеся водоемы и пещеры необычайно похожи на биолюминесцентную лагуну в ямайском городе Фалмут и парк цветов Асикага в Японии.

Кроме того, лингвисты создали уникальный язык, на котором говорят жители Пандоры. А ботаники и астрофизики дотошно занялись устройством жизни, флорой и фауной. Трудно даже представить, но едва ли не у всех растений и животных, появившихся в фильме, есть название и описание свойств. А некоторые из них и вовсе напоминают вымершие земные виды.

При этом все аспекты научно обоснованны. Например, гигантизм растений и животных объясняется низкой гравитацией на Пандоре. Существование парящих скал обусловлено влиянием магнитного поля и излучения. А свечение живых существ является своеобразной формой общения.

Вероятно, на’ви были такими же захватчиками, как и люди

Фанаты заметили любопытную особенность, которая может свидетельствовать о том, что на’ви — такие же гости на Пандоре, как и люди. Дело в том, что у всех местных обитателей планеты шесть конечностей, четыре глаза и два нервных отростка. Кроме того, у животных нет ни меха, ни волос, а дышат они с помощью отверстий на шее или груди.

На’ви отличаются от всех и очень похожи на людей. Да, у них есть нервный стебель в виде хвоста, но только один. И возможно, они его разработали искусственно, чтобы иметь связь с планетой.

И действительно, режиссер изменил кино до неузнаваемости. Он усовершенствовал метод анимации Motion Capture, увеличив количество камер и установив дополнительную, которая считывает эмоции с лиц актеров.

Теперь представьте: более сотни камер наведены на актеров, одетых в костюмы с датчиками. И пока они снимают, компьютер обрабатывает данные и выдает на монитор режиссера уже готовую анимацию. То есть уже во время съемок видно не актера, а его персонажа.

Режиссер ждал особого момента, чтобы начать съемки

Продолжение будет еще более грандиозным

Сюжет расскажет о любви Джейка и Нейтири. Большая часть съемок пройдет под водой, и поэтому долгое время актеры тренировались с дайверами. При этом было важно не только задерживать дыхание, но и сохранять живую мимику, а также держать глаза открытыми, не щурясь.

Тайный смысл фильма

Но в любом деле есть форма и содержание. Снимите с руки автора синемордого аватара-петрушку и попросите объяснить, что же он хотел сказать своей работой? Не надо лукавить, рассказывая, что в голливудском творчестве напрочь отсутствует идеологическая составляющая, не стоит считать, что коммерческий успех может постичь картину, повествующую о плохих неграх или хороших педофилах. Такую картину просто не пустят в прокат. Мэл Гибсон подвергся шквалу критики, когда в своем, практически лишенном авторских вставок, фильме посмел изобразить, как богоизбранный еврейский народ обрек Сына божьего на мучительную смерть. Так что не все берущие за душу фильмы одинаково полезны — судя по тому, что фильм Камерона прошел идеологическую комиссию Голливуда, он выдержан в нужном ключе. О чем же нам поведал заокеанский кинокудесник?

Мне кажется, что вы ошибаетесь, дело тут не только в справедливости. В сценариях, под которые выделяются миллионные бюджеты, реакция зрителя просчитана буквально по секундам: тут вы должны испугаться, тут расслабиться, тут начать сопереживать персонажу, тут уронить слезу. Считать, что при столь выверенном подходе авторы не обратят внимания на внешний вид персонажей — держать их за полных идиотов. Психологи давно доказали, что успех Чебурашки связан с тем, что отношение размера его глаз к размеру головы соответствует пропорциям лица ребенка. Чем больше глаза — тем сильнее сходство. А положительное отношение к детям — это уже инстинкт, связанный с выживанием вида. И рад бы не любить, а сердечко-то все равно екает, когда мелюзге плохо. Посмотрим же на большеглазых обитателей Пандоры.

Мы видим подчеркнуто антропоморфные черты, чтобы зрителю было легче ассоцировать себя с на`ви, а обычаи и уклад дикарей позволяют легко провести параллель с примитивными земными племенами. Например, с теми же индейцами, вину за истребление которых американцам прививают с детства. Белым американцам, разумеется. Добавим к внешнему облику туземной самки пухлые губы, девичьи груди, небрежно прикрытые какой-то папуасской дрянью и звериную грацию кошки. Именно кошки, поскольку хвост, острые уши, желтые глаза, и поведенческие реакции вроде шипения на врага свойственны кошачим. Крупные кошки всегда считались животными тотемными — их сила и грация приводила людей в состояние опасливого уважения и восхищения. Так что внешний вид на`ви практически не содержит отталкивающих черт. Думаю, даже с их желтыми клыками белозубый американский зритель сможет смириться. Привыкли же они к семитским и негроидным чертам своих сограждан?

А если бы планету населяли не столь симпатичные существа? Представьте смердящую лужу вонючей жижи, в которой плещутся похожие на фекалии создания, живущие в полной гармонии с окружающей их природой. Роются в навозе, прыскают друг в друга струйками гноя, лепят из грязи ритуальные куличики. А под лужей расположены залежи лекарственного препарата, способного спасти миллионы землян от мучительных страданий, на что обитателям водоема, грубо говоря, насрать. Ну не хотят они уходить со своего священного отхожего места и все тут. Будете ли вы столь же сильно переживать, если всю эту благоухающую братию слегка подвинут бульдозерами в сторонку?

Думаю, что людей, готовых аплодировать кадрам, где бульдозер с земными врачами исчезает в смрадном водовороте, будет значительно меньше, чем в варианте с туземцами Камерона. Ведь ассоциировать себя с говном могут лишь совсем уж отмороженные либералы — судя по их постоянным попыткам идти против своего народа и своей страны, они просто обязаны выступить против своей планеты в случае любого конфликта интересов. Что поделать — в любом сообществе порой рождаются уроды с отталкивающей внешностью, люди с отклонениями в психике, нравственно деформированные особи и физически неполноценные инвалиды. Кстати, об инвалидах. Мы что-то совсем позабыли главного героя — бывшего морского пехотинца Джейка Салли.

Что же подвигло армейскую пешку сменить цвет? Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? Как вы полагаете, выбрал бы он сторону описанных мной фекалоидов, чтобы до скончания дней резвиться в сероводородных испарениях и метановых пузырях? Стал бы помогать угнетенным туземцам, если бы на Земле ему могли пришить новые ножки, а на Пандоре он гарантированно остался бы инвалидом? Когда человек жертвует своим благополучием бескорыстно, можно не соглашаться с его выбором, но никто не откажет ему в определенном благородстве, ибо даже враг, верный идее и следующий кодексу чести, достоин уважения. Если же стражник, открывший врата крепости врагу, получает из рук завоевателей нобелевскую премию мира, в то время как его сограждан режут и грабят, красивые слова о борьбе с режимом не спасут его от презрения. Интересно, как оценивают поступок Салли японские зрители, для предков которых не то что предательство, а даже продолжение жизни после смерти господина являлось бесчестьем. Впрочем, скорее всего, слово честь не входит в лексикон тех, кто восторгается фильмом.

Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми? Это биологические объекты, созданные планетой для выполнения какой-то ей нужной задачи. Точно так же как и птеродактили, носороги и прочая лесная братия они имеют разъемы для подключения к глобальной сети планеты, которая, по словам женщины-ученого, представляет собой некий супермозг. Вы помните разумный океан Солярис? Для каких-то своих целей он создавал точные копии умерших людей — полагаете, их тоже надо было считать самостоятельными личностями, наделенными свободой воли, а не кукольными петрушками, надетыми на нечеловеческую руку, спрятанную за ширмой? Я не знаю, снимет ли Камерон продолжение, но было бы забавно узнать, что синекожие дикари были выращены другой земной корпорацией, нелегально разрабатывающей дефицитный минерал, а весь театр со священными деревьями — лишь способ устранить с планеты компанию-конкурента.

Подобное единение в нашей истории уже было, когда жалкие кучки троглодитов жались друг к другу в сырых пещерах, не знающих огня. В единении с природой и ныне живут некоторые африканские племена, представители которых умываются коровьей мочой, спят на теплых кучках навоза и питаются кровью из вскрытой яремной вены кормилицы-буренушки. В гармонии с матерью-землей живут остатки малых северных народностей, когда из всех лекарств — лишь медвежий жир, а кое-как выделанная одежда из шкур шевелится от кожных паразитов. Хотят ли подобного единения офисные клерки, жизнь которых в подобных условиях продлится до первой встречи с грациозной пантерой или ягуаром в стильных пятнах? Мечтают ли истеричные барышни, выходящие из кинозала с комком в горле, о счастливых временах, когда пучок мха будет заменять им прокладку с крылышками, а за горячей водой надо будет перемещаться в район Камчатки, в долину гейзеров?

Преклонение перед отсталыми культурами, попытки представить их носителями сакрального знания и хранителями секретов гармоничной жизни — интеллектуальная спекуляция пресыщенных и безответственных пустобрехов, отошедших от официальных религий и выдумывающих собственные культы. Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу. Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры. Впрочем, это ведь люди должны быть гуманистами, то есть вести себя по-человечески. А со зверья что взять?

Павел Лебедев

Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

Режиссер признался, что идея снять такой фильм пришла ему еще в 80-годы. Описание Пандоры возникло у него в голове и с каждым годом получало все более четкие очертания. Но мастер понимал, что технически не сможет все это показать так, как он хотел бы. А на полумеры он не был согласен. Режиссер мечтал, чтобы это кино взорвало мозг зрителя, чтобы они буквально перенеслись мысленно на эту планету, прочувствовали связь с ней. Но в те годы таких возможностей в кинематографе не было, сценарий ждал своего часа.

планета Пандорра

Кадр из фильма.

О чем фильм

Фильм переносит зрителя в фантастический, загадочный мир — на планету Пандора. Все в ней прекрасно — пейзажи, наполненные красками, невиданные животные и растения, запахи и звуки — вот только люди жить на ней не могут. Населяют планету синие гиганты, придуманный Кэмероном народ на’ви. Они живут в гармонии с природой, заботятся о планете и друг друге, почитают богиню-мать Эйву и не терпят на своих землях чужаков.

ценный минерал

Кадр из фильма.

Для людей смысл всей этой операции — прогнать аборигенов и начать спокойно добывать ценное ископаемое. Кэмерон показал противостояние двух цивилизаций, у каждой из которых свои ценности. У народа на’ви — единение с природой, связь с каждым деревом и животным, забота о своем мире. У земных людей — только обогащение без мысли о будущем. Режиссер хотел показать, как низко мы все падем, если будем думать о своей земле только как об источнике ресурсов.

У ученых во главе с доктором Грэйс Огустин мало времени, чтобы уговорить на’ви покинуть обжитое место по-хорошему. Для этого они приглашают Джейка Салли, которому суждено стать главным защитником Пандоры и ее жителей.

ученые с дипломатической миссией

Грейс Августин (Сигурни Уивер), Джейк Салли (Сэм Уортингтон), Труди (Мишель Родригес) и Норм Спеллман (Джоэль Дэвид Мур) — команда ученых. Кадр из фильма.

Он инвалид-колясочник, но это не имеет значения, ведь аватары управляются силой мозговых волн, мысленно, на расстоянии. Стоит лечь в специальный модуль, прикрепить датчики к телу и закрыть глаза, как тут же переносишься в тело своего трехметрового синего клона.

Джейк поначалу скептически относится к своей роли, но потом, попав в удивительный мир Пандоры, меняет свое отношение к окружающему. Он проникается идеологией на’ви и становится на их защиту от людей, одержимых жаждой денег.

В теле своего аватара Джейк снова может ходить и даже бегать. Его эмоции сняты настолько реалистично, что зритель тоже проникается этой радостью, бесконечным счастьем человека, проведшего многие годы в коляске.

Попав в леса Пандоры, он теряет свою группу ученых и остается один. Вокруг коварные существа, готовые сожрать его в любой момент. Кажется, что парню конец. И тут на помощь ему приходит девушка из местного племени — Нейтири. Увидев особый знак божества Эйвы, она понимает, что Джейк — избранный. Ей предстоит обучить его всем премудростям жизни на Пандоре.

Нейтири и Джейк

Нейтири и Джейк, кадр из фильма.

Джейк знакомится с вождем племени Эйтуканом и их духовным лидером Мо’ат — родителями Нейтири. Он начинает учиться различать запахи и звуки этой планеты, охотится, искать себе пропитание. Попутно постигает философию этого места, существ, его населяющих. Нейтири много рассказывает ему про связь между всеми на’ви, природой и духами. Постепенно герой проникается всем этим и понимает скрытый смысл всего, что видит вокруг. Он тоже не хочет, чтобы люди прогоняли местных отсюда, решает встать на их защиту.

Землянин как никто понимает, что одно племя, вооруженное лишь луками и стрелами, не устоит против людей и их армии. Тогда он собирает все народы Пандоры, все племена с разных ее концов, объединяя их в борьбе с захватчиками. Джейк становится их лидером, вождем. Он понимает, что назад пути нет, впереди — только великая битва. И она происходит в финале фильма.

Объяснение концовки

Создавая такой мощный финал фильма, автор пытался вызвать столь же сильные эмоции у зрителя. Битва на’ви с людьми — это борьба духовного с материальным. Концовка в целом предсказуема — добро побеждает зло, но не все так однозначно. Народ на’ви отстоял свое право жить в нетронутом, первозданном мире, но враждебные силы извне никуда не исчезли. Все еще может продолжится.

Смысл фильма

Кэмерон также говорит об империализме, колонизации и войнах, о захвате одних государств другими, о безжалостном отношении к коренным народам, насаждении собственной морали, ценностей и культуры. Этот фильм можно считать антимилитаристским.

Дерево Эйва

Дерево Душ, Эйва. Кадр из фильма.

Пандора — это имя первой женщины в мифологии древних греков. Такое же название носит одна из лун Сатурна. Планета внешне напоминает Землю, но ее райский облик обманчив. Атмосфера плотная и непригодная для жизни людей из-за перенасыщенности углекислым газом и сероводородом.

В чем заключается смысл культового фильма

Смысл фильма

Некогда отличный морпех Джейк Салли, оказался прикован к инвалидному креслу. Однако дух солдата не сломлен и продолжает жить в нем. Джейка отправляют на планету Пандора, где земляне добывают редкий минерал анобтаниум, который сможет помочь Земле выйти из энергетического кризиса. Совсем неожиданно парализованный морпех становится мессией для жителей Пандоры.

Интересен факт, что главный герой фильма Джейк в бывшем был морским пехотинцем, а значит был полон сил, энергии, но судьба распорядилась так, что он оказался в инвалидном кресле. Не спрятан ли здесь еще смысл с отсылкой к экологии планеты? Момент, когда он был полон сил можно сравнить с Землей, когда природных ресурсов было в изобилии. А момент, когда Джейк пересел в инвалидную коляску сопоставим с утратой природных богатств, когда специалисты уже ведут подсчеты, на сколько лет хватит полезных ископаемых человечеству. Кэмерон называет Пандору прообразом нашего мира, его фантазией на тему каким мог быть наш мир, если б мы не закатывали его в асфальт и не строили многочисленные бизнес-центры. Выбор Джейка в пользу Пандоры очевиден, только там он может вновь почувствовать себя сильным и могущественным, здоровым и любимым. Поэтому он довольно легко переходит на сторону аборигенов Пандоры. И зрителя не сильно возмущает подобное предательство.

Измена образцового солдата, вышколенного служить и защищать свою страну весьма многоречива. Такой поступок заставляет задуматься, по тому ли пути движется человечество, ожесточенно сражаясь за право властвовать, обладать и конкурировать друг с другом. Правильно ли разрушить иной мир, сражаясь за высокие технологии, уповая на их благо? Выходит, что наша многовековая цивилизация практически не сдвинулась с места и осталась еще в эпохе колониальных войн. И столкнувшись с новым миром мы в первую очередь станем выяснять, какие блага сможем извлечь, и если они стоят того, то завоеванию быть.

Жизнь племени Нави до прибытия на Пандору людей была похожа на жизнь в райских кущах. Но после вмешательства человеческой расы все радикально изменяется. Жадность корпораций до ценных металлов, конфликт духовности, расизм, техногенное влияние на природу очень скоро рушат всю идиллию. Так мы медленно, но верно разрушаем свою планету, и не задумываясь разрушим и другую. Некоторые кинокритики нашли схожесть и символизм в вырубке Древа Душ и уничтожением Башен Близнецов. Этот эпизод в таком ключе воспринимался ими как террористический акт, где в роли террористов выступают люди.

Читайте также: